Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Инструкция по охране труда при лечении стоматологических больных


19.01.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при лечении стоматологических больных. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда при лечении стоматологических больных

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. В стоматологических поликлиниках, отделениях, кабинетах (далее – кабинеты) должны соблюдаться требования:

Санитарных правил и норм 10-64 РБ «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств полости рта»;

Санитарных правил устройства;

Правил по охране труда в организациях здравоохранения;

других НПА, ТНПА.

2. Кабинет должен иметь:

санитарный паспорт;

техническую документацию на оборудование и приборы.

3. К самостоятельной работе в кабинете организации допускаются лица, имеющие соответствующее медицинское образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, не имеющие противопоказаний к работе по данной специальности по состоянию здоровья.

Не реже одного раза в шесть месяцев проходить плановое обследование для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов в верхних дыхательных путях и носовой полости, субтрофических состояний слизистых оболочек носа и зева, стоматологических заболеваний, а также носительства стафилококка.

4. Работники кабинета должны быть обучены безопасным методам и приемам выполнения работ, проведен им вводный инструктаж по охране труда  и инструктаж по охране труда на рабочем месте, при необходимости пройти  стажировку на рабочем месте и проверку знаний по охране труда.

Повторный инструктаж по охране труда должен проводиться в сроки не реже одного раза в шесть месяцев.

При работе с электрическими приборами, персональными компьютерами (далее – ПК) работник должен иметь 1 группу по электробезопасности.

5. Работники кабинета обязаны:

соблюдать режим труда и отдыха, установленный законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять требования охраны труда, правил личной гигиены;

выполнять требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;

курить только в установленных для курения местах;

знать приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

о неисправности оборудования и других замечаний по работе с медицинским оборудованием, приборами и инструментом сообщать заведующему кабинетом или лицам, осуществляющим техническое обслуживание оборудования;

соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

поддерживать порядок на своем рабочем месте;

проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, подготовку (обучение), переподготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда;

внимательно выполнять свои служебные обязанности;

использовать медицинское оборудование и инструменты строго в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями характером выполняемой работы.

6. При выполнении работ в кабинете на медицинских работников возможно действие следующих опасных и вредных производственных факторов:

биологический фактор при обслуживании больных;

содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны;

повышенный уровень шума;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

ответственность за функциональное качество конечного результата;

ответственность за безопасность других лиц;

повышенное напряжение органов зрения.

7. Для обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное в течение рабочего дня проветривание и ежедневная влажная уборка помещений, используются увлажнители воздуха. Периодически, не реже одного раза в месяц, должна проводиться генеральная уборка с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

8. При работе в кабинетах должен быть обеспечен доступ работников к первичным средствам пожаротушения, аптечкам первой медицинской помощи. Работник должен знать перечень медикаментов, входящих в аптечку первой медицинской помощи, знать ее местонахождение, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

9. Подключение стоматологического электрического оборудования (приборов) в электрическую сеть выполняется только при помощи трех полюсной вилки с нулевым проводом. Трех полюсная вилка сетевого кабеля должна быть подключена к соответствующей розетке с надежным заземлением. Запрещается использовать для подключения к сети переходник или двух полюсную розетку.

10. При эксплуатации стоматологического оборудования, приборов необходимо использовать только прилагаемые сетевые кабели и подключать их только к заземленным розеткам.

11. Размещать электрическое стоматологическое оборудование, приборы необходимо на защищенном от света и отопительных приборов месте, с постоянной температурой и влажностью воздуха, работающей вентиляцией, вдали от пыли, химикатов, источников попадания воды.

12. Медицинский персонал при работе в кабинетах с учетом воздействующих на него опасных и вредных производственных факторов должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 01.09.2008 г. за № 129.

№п/п

Наименование


При занятости врачом-стоматологом:

1

Фартук ПВХ с нагрудником Бм – до износа

2

Нарукавники ПВХ Бм – до износа

3

Перчатки медицинские (перчатки хирургические) – до износа

4

Очки защитные О или щиток защитный лицевой НБХ - до износа

5

Респиратор – до износа

6

Маска медицинская - до износа

            При занятости медицинской сестрой:

1

Перчатки медицинские Бм – до износа

2

Маска медицинская – до износа

3

Туфли кожаные Ми – 24 мес., или тапочки кожаные Ми- 12 мес.


При работе с дезинфицирующими средствами дополнительно:

4

Фартук ПВХ с нагрудником Бм – до износа

5

Нарукавники ПВХ Бм – до износа

6

Очки защитные О или щиток защитный лицевой НБХ  - до износа

7

Респиратор – до износа

13. При выполнении работы в стоматологических кабинетах работник обязан работать только в специальной медицинской одежде, строго соблюдать правила личной гигиены, после выполнения каждого вида работ и после посещения каждого пациента мыть руки теплой водой с мылом, тщательно просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем. Не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных аллергенов (антибиотиков, новокаина, полимеров, гипса и другого). Для мытья рук запрещается применять легковоспламеняющиеся вещества и другие жидкости.

14. Запрещается использовать для питья воды химическую посуду и принимать пищу в неустановленных местах.

15. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических, токсических и психотропных веществ в рабочее время и по месту работы.

16. Работающий в кабинете обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

17. В случае выявления в процессе работы недостатков в эксплуатации и неисправности аппаратов, приборов и оборудования работники должны известить об этом заведующего кабинетом.

18. Работники, не выполняющие требования настоящей инструкции, привлекаются к ответственности согласно законодательству.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

19. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

20. Перед началом работы в стоматологическом кабинете работник должен:

проветрить рабочее помещение;

проверить устойчивость положения оборудования на рабочем столе, правильно и рационально разместить инструменты и материалы, убрать посторонние предметы;

проверить отсутствие видимых повреждений оборудования, приспособлений и инструментов, их исправность и комплектность;

исправность и целостность питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления;

проверить работу вентиляционных систем, оградительных и предохранительных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации;

исправность мебели.

21. Отрегулировать:

положение стола, стула (кресла);

освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточности освещенности, при необходимости включить местное освещение.

22. Перед началом выполнения работ медицинский работник обязан проверить качество используемых материалов медицинского назначения и лекарственных средств.

23. Запрещается приступать к работе при:

обнаружении неисправности приборов, аппаратов, оборудования;

наличии поврежденных кабелей или проводов, разъемов, штепсельных соединений;

отсутствии или неисправности защитного заземления  оборудования.

24. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это работники, обязаны сообщить о них заведующему кабинета. Запрещается устранять самостоятельно неисправности оборудования связанные с их ремонтом и наладкой, ремонт оборудования необходимо производить в специализированных организациях или специалистами организации.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

25. Работающий в стоматологическом кабинете во время работы обязан:

в течение всего рабочего времени содержать в порядке и чистоте рабочее место, отходы собирать в специальные емкости;

держать открытыми вентиляционные отверстия, следить за чистотой воздуха рабочей зоны, при проветривании не допускать сквозняков;

использовать технологическое оборудование, приспособление и инструмент строго по их назначению и требованиям технической эксплуатации, изложенным в их технических паспортах, инструкциях по эксплуатации организаций-изготовителей данного оборудования;

соблюдать требования безопасного обращения с расходными материалами;

26. Во время препаровки кариозных полостей и при обтачивании зубов высокооборотными бормашинами или турбинами органы дыхания работников должны быть защищены СИЗ от образующихся разнообразных аэрозолей, органы зрения работников защищены специальными защитными очками.

Подбор стоматологических инструментов с мелкими рабочими частями (боров, пульпоэкстракторов и другого) должен проводиться при хорошем освещении.

27. Уровень освещенности рабочего места работника, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз. Светильники местного и общего освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую органы зрения работников от слепящего действия ламп.

28. При работе с 30-33%-ой перекисью водорода, входящей в состав моющих растворов, при проведении предстерилизационной очистки стоматологического инструмента препарат должен храниться в местах, не доступных для общего пользования, в темной посуде при температуре 4 град.С.

При попадании пергидроля и моющих растворов для предстерилизационной очистки стоматологического инструмента на кожу или слизистые они должны быть промыты большим количеством проточной воды.

Приготовление моющих растворов и проведение ручной предстерилизации очистки стоматологического инструмента должны производиться в резиновых перчатках.

29. Во избежание ожогов при стерилизации стоматологического инструмента в сушильно-стерилизационных шкафах инструменты должны извлекаться после их полного остывания.

30. Не допускается хранение на рабочем месте пищевых продуктов, домашней одежды и других предметов, не относящихся к выполнению работ.

31. При работе на стоматологических установках и креслах запрещается:

производить наполнение баллона дистиллированной водой при включенном компрессоре;

открывать наружные панели установок, при включении их в электрическую сеть;

использовать турбинный наконечник без бора или с не зафиксированным бором;

использовать работающий турбинный наконечник в холостую более 3 секунд;

одновременно использовать микромоторы и турбины;

работать на неисправных стоматологических установках, креслах, приборах, устройствах, оборудовании с неисправными приспособлениями, сигнализацией, блокировочными устройствами, изоляцией и т.д.;

производить манипуляции внутри установок;

использовать в работе стоматологические установки и кресла при открытых защитных кожухах и крышках;

подвергать установки и оборудование резким механическим воздействиям;

касаться заземленных металлических предметов при работе стоматологической установки;

допускать попадание влаги внутрь стоматологических установок.

32. При работе на амальгамосмесителе необходимо:

хранение заполненных капсул и дозатора с ртутью, заправку капсул производить в вытяжном шкафу с опущенными дверцами шкафа;

рабочее место проведения работ с ртутью должно быть покрыто пластмассой, не иметь щелей для возможности затекания ртути;

не допускать проливки и растекания ртути, при этих работах регулярно проводить замеры на содержание паров ртути в рабочем помещении.

33. При работе в стоматологических кабинетах работникам запрещается:

пробовать на вкус и запах используемые препараты;

хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке, с истекшим сроком годности;

работать при отключенных системах вентиляции, водоснабжения, канализации;

отключать защитные приспособления и устройства, блокировки, сигнализацию и другие предохранительные средства;

открывать двери электроустановок, снимать защитные кожухи, ограждения;

включать рубильники, автоматы, на которых вывешены запрещающие знаки о проведении ремонтных или аварийных работ на оборудовании, подключенном к электрической сети;

прикасаться к оголенным проводам;

работать на неисправном оборудовании;

оставлять без присмотра включенные электроприборы и оборудование.

34. При эксплуатации стоматологических установок трубы отопительной, водопроводной и канализационных сетей не должны соприкасаться с пациентами и медицинским персоналом. Снятие баллона для наполнения дистиллированной водой производить только при отсутствии давления в баллоне. При смене инструмента и наконечников слюноотсоса и проведении его стерилизации выполнять требования инструкций и правил.

35. При использовании компрессора не допускается транспортировать его с ресивером, находящимся под давлением, перемещать и производить техническое обслуживание компрессора без отключения его от электрической сети.

Производить техническое обслуживание ресивера, находящегося под давлением. При работе компрессора направлять струю сжатого воздуха на людей.

36. При возникновении неисправностей в работе оборудования, опасной или аварийной ситуации остановить работу, отключить используемое оборудование и сообщить об этом заведующему кабинетом.

Глава 4. Требования по охране труда после окончания работы

37. По окончании работы работающий кабинета должен:

отключить электрооборудование, приборы, через питающий кабель от сети и перевести их в режим требований инструкций по эксплуатации;

убрать инструменты, приспособления и материалы в места их хранения;

привести в порядок рабочее место.

38. При окончании работ на амальгамосмесителе:

очистить рабочие поверхности амальгамосмесителя, столов, инструмента с помощью демеркуризирующих средств;

остатки серебряной и медной амальгам поместить в стеклянные емкости с демеркуризирующими средствами;

хранить ртуть в запаянных стеклянных ампулах. Допускается хранение ртути в плотно закупоренных пластмассовыми или резиновыми пробками в толстостенных сосудах емкостью не более 250 мл;

не допускается хранение ртути под слоем воды, глицерина, парафинового масла.

При выполнении работ на амальгамосмесителе систему вентиляции после окончания работ отключать не ранее чем через 15 минут.

39. Снять и убрать в места хранения средства индивидуальной защиты;

разовые средства защиты сдать в утилизацию;

выключить освещение и вентиляцию;

сообщить заведующему кабинета о недостатках, выявленных при работе оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда;

вымыть руки теплой водой с мылом с мылом, при необходимости применять обезвреживающие и другие смывающие средства и кремы.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

40. Работник стоматологического кабинета должен прекратить выполнение работ и обесточить электрооборудование, аппараты, приборы:

при обнаружении обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждениях стоматологического оборудования, аппаратов, приборов;

в случае разлива ртути;

в случае короткого замыкания электрооборудования и его возгорания;

при возникновении пожара или несчастного случая.

41. При разливе ртути необходимо немедленно сообщить заведующему кабинета и выполнять работы согласно Инструкции по демеркуризации ртути.

42. При возгорании электропроводки, оборудования и тому подобных происшествиях отключить электропитание и принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения применяя углекислотные или порошковые  огнетушители.

Не направлять в сторону людей струю углекислоты или порошка. При использовании углекислотного огнетушителя во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.

Применение пенных огнетушителей и воды для тушения электрооборудования находящегося под напряжением недопустимо.

43. Выключить приточно-вытяжную вентиляцию, немедленно сообщить о пожаре заведующему кабинета и в пожарную охрану, указав точное место его возникновения, оповестить окружающих и при необходимости вывести людей из опасной зоны.

44. При неисправностях систем вентиляции, водоснабжения, канализации, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу и сообщить об этом заведующему кабинета.

45. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия скорой медицинской помощи;

сообщить о происшествии заведующему кабинета или ответственному (должностному) лицу, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

 
Читайте по теме:
 Инструкция по охране труда для врача-педиатра
 Инструкция по охране труда при эксплуатации и обслуживании конденсаторных установок
 Аттестация рабочего места водителя автомобиля по условиям труда (работа на автомобиле МАЗ 6422 А8)
 Инструкция по охране труда для охранника внутреннего
 Инструкция по охране труда для облицовщика-мраморщика