Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Инструкция по охране труда для возчика на гужевом транспорте


28.02.2016 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для возчика на гужевом транспорте. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

СКАЧАТЬ: Инструкция по охране труда для возчика на гужевом транспорте

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в качестве возчика на гужевом транспорте, далее «возчиком» допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда;

предварительный при приеме на работу и периодические медицинские осмотры и признанные годными по состоянию здоровья к работе;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте;

стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Возчики проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в шесть месяцев и ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

2. Возчики гужевого транспорта должны соблюдать правила дорожного движения, выполнять требования работников милиции, общественных автоинспекторов, дежурных железнодорожных переездов и других лиц, уполномоченных регулировать движение на дорогах и переправах. Не допускается управлять гужевым транспортом в болезненном, утомленном состоянии или в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также находясь под воздействием лекарственных препаратов, снижающих быстроту реакции и внимания.

3. При выполнении транспортных работ возможно действие следующих опасных и вредных факторов:

движущиеся машины и самоходные механизмы;

(повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная влажность и скорость движения воздуха;

внезапный испуг животного;

атмосферные осадки и другие явления;

неисправности повозки, сбруи;

крутые спуски (подъемы), опасные повороты;

незакрепленный груз.

4. Возчик должен быть обеспечен специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ), в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, возчику должны быть выданы следующие СИЗ:

Костюм хлопчатобумажный (халат хлопчатобумажный)

ЗМи

12

Головной убор


12

Ботинки кожаные

Ми

12

Рукавицы комбинированные

Ми

До износа

Зимой дополнительно:

Куртка утепленная

Тн

36

Брюки утепленные

Тн

36

Валенки

Тн

48

Галоши на валенную обувь


24

Рукавицы утепленные

Тн

До износа

5. Повозки должны быть укомплектованы штыковой лопатой, знаком аварийной остановки, медицинской аптечкой и противооткатными упорами.

6. Сиденье транспортного средства закрепляется и располагается таким образом, чтобы животное не могло достать задней ногой до возчика. Высота сиденья должна обеспечивать самое удобное положение возчика. Сиденья должны иметь прочные спинки.

7. Животные, предназначенные для использования на транспортных работах, должны быть осмотрены ветеринарным врачом и объезжены. Езда на пугливых и строптивых лошадях без наглазников и без взнуздания не допускается.

8. У лошадей, занятых на транспортных работах, должны быть подкованы все ноги.

9. Возчик обязан:

немедленно сообщить руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях;

при необходимости обеспечивать доставку (сопровождение) потерпевшего в учреждение здравоохранения;

соблюдать правила личной гигиены;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя.

10. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем.

11. Возчик обязан оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

12. За невыполнение данной инструкции возчик несет ответственность в соответствии с законодательством.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

13. Перед началом работы необходимо проверить годность к эксплуатации и применению средств индивидуальной защиты, надеть спецодежду и другие защитные средства.

Получить необходимый инвентарь, инструмент.

14. Запрягать и распрягать строптивых, а также группу животных должны два человека, причем один из них должен удерживать животных.

15. Во время запряжки возчик должен подходить к животному, окликнув его, и с той стороны, куда оно смотрит; не подходить сзади к задним конечностям животных, а находиться сбоку от них; избегать укуса животным.

16. Запрягать животных возчик должен только в исправные сани и повозки. Работа на неисправном транспорте, а также с не подогнанной сбруей, без шлеи не допускается.

17. Перед выездом на работу возчик обязан проверить состояние копыт и подков лошади, исправность подвижного состава, сбруи, наличие и  качество подсобного инвентаря, необходимого для работы, обращать внимание на надежность крепления колес на осях, шплинтовку чек. Колесо должно свободно вращаться без осевого зазора.

18. Для поездки по дорогам общего пользования с интенсивным движением автотранспорта выделяются только спокойные животные. Для каждого животного необходим отдельный правильно подогнанный комплект исправной упряжи.

19. Получить у руководителя работ задание, познакомиться с маршрутами движения и дополнительными мерами безопасности.

20. Обнаруженные нарушения требований по охране труда должны быть устранены до начала движения. При невозможности выполнить нарушения возчик обязан сообщить о недостатках в обеспечении охраны труда руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

21. Груз должен размещаться и закрепляться так, чтобы он не выпадал, не подвергал опасности возчика и других участников движения и не волочился. Груз не должен нарушать устойчивости повозки и не затруднять управления ею; не закрывать световые приборы или световые возвращатели, номерные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой.

22. Перед началом погрузки (разгрузки) груза следует поставить гужевую повозку на стояночный тормоз (если имеется) и под колеса положить противооткатные упоры. Лошадей беспокойных, плохо стоящих на месте, необходимо привязывать или держать под уздцы. Выбрать способ погрузки (разгрузки), механизмы или приспособления, облегчающие проведение работ.

23. Подготовить рабочее место в повозке (очистить от мусора, лишних предметов и т.д.).

24. Запрещается находиться в кузове повозки (саней) при погрузке (разгрузке) грузов механическими средствами, при этом лошадей необходимо держать под уздцы и находиться сбоку.

25. При укладке грузов на платформу гужевой повозки (саней) необходимо грузы, которые возвышаются над бортами, увязывать крепкими бечевками, способ обвязки должен предохранять груз от падения. Бочковой, ящичный груз следует укладывать без промежутков, плотно, чтобы он не мог перемещаться по полу кузова. Пылящие грузы необходимо укрывать пологом или брезентом.

26. Возы с лесоматериалами, штучными тяжеловесными грузами, а также габаритными следует хорошо увязать цепью, тросом или веревкой и закрепить специальными стойками или клиньями.

27. При ручной погрузке (разгрузке) грузов круглой формы (бревна, балки, бочки и др.) применяют деревянные покаты; на конце покаты должны иметь захватные крючья для надежного закрепления их на повозке. Погрузочные канаты должны быть прочными, без узлов и надрывов и соответствовать весу поднимаемого груза.

28. Запрещается при производстве работ находиться людям впереди скатываемого груза или сзади при накатывании его по слегам; поднимать руками бревна для перевалки их через концы стоек, если масса конца бревна превышает 50 кг на 1 человека.

29. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом необходимо использовать грузоподъемные механизмы, соответствующие виду работ и прошедшие техническое освидетельствование и исправные на момент начала работ.

30. При погрузке (разгрузке) пылящих грузов возчик должен пользоваться защитными очками и респиратором.

31. При ручной погрузке соломы (сена) в гужевую повозку разборку стогов производить так, чтобы не образовывались нависающие своды.

32. Запрещается ездить с незакрепленными подсанками и распущенными веревками или цепями. При перевозке соломы (сена) нахождение людей на возу не допускается.

33. При перевозке тяжеловесных и объемных грузов по дорогам под гору возчик должен пользоваться тормозом повозки, идя позади (сбоку) нее. Разрыв между подводами должен быть на всю длину спуска. При подъеме в гору необходимо отпускать чересседельник.

34. При движении на спусках запрещается идти впереди повозки, а также садиться на воз; поддерживать или подпирать воз руками или плечом со стороны раската; наматывать вожжи на руки, привязывать их к повозке (саням) при движении воза по спуску.

35. Устраивать стоянку, а также погрузку леса следует производить на расстоянии не менее 50 м от места, где производится валка леса.

36. Переезжать реки и водоемы вброд следует только при обозначенном и подготовленном съезде и броде в местах с каменистым или песчаным дном.

Запрещается преодолевать водные преграды, если уровень воды превышает допустимый для данного вида животного или ограничен свойствами груза.

37. При въезде повозок на паром и съезде с него следует вести лошадь под уздцы. Возчики не должны отлучаться от лошадей во время движения парома.

38. При выполнении транспортных работ группой повозок (две и более) назначается старший группы, который хорошо знает местность и способен обеспечить безопасность передвижения.

39. При движении гужевого транспорта обозом или группами по ровным грунтовым или снежным дорогам, а также по дорогам с незначительным уклоном следует соблюдать разрывы: по обычным дорогам 1,5-2 м, а по ледовым - 5 м.

40. Запрещается движение гужевого транспорта по рекам зимой при недостаточной толщине льда (менее 15-18 см), а также в весеннее время при появлении трещин и покрытий льда водой, запрещается проезд ближе 10 м от образовавшейся полыньи.

41. Колонны гужевых повозок (саней) при движении по дороге должны быть разделены на группы по 5 повозок (саней). Расстояние между группами должно составлять 80-100 м.

42. Движение по дорогам общего пользования разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от края дороги до правого колеса. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или для разворота. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

43. Если на дороге вне населенного пункта ширина или расстояние проезжей части с учетом интенсивности встречного движения не позволяет совершить обгон гужевой повозки, то возчик должен принять как можно правее, а в случае необходимости остановиться и пропустить следующие за ним транспортные средства.

44. Возчик гужевой повозки (саней) при выезде со второстепенной дороги, в местах с ограниченным обзором должен вести животное под уздцы.

45. Возчику гужевой повозки (саней) запрещается оставлять на дороге животных без надзора; пересекать железнодорожные пути в неустановленных местах, а также на запрещающий сигнал светофора и при закрытом шлагбауме.

46. Гужевые обозы должны следовать через переезд поочередно группами, но не более трех повозок (саней) в каждой. Меры предосторожности должен соблюдать возчик каждой повозки.

47. В случае непослушания или испуга лошади следует ее энергично принять на вожжи, по возможности свернуть в сторону, а при наличии тормозного устройства - затормозить повозку.

48. При движении по дорогам в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, что может способствовать созданию аварийной ситуации, на повозке спереди должен быть установлен фонарь белого цвета или два белых световозвращателя, сзади – фонарь красного цвета или два красных световозвращателя.

49. При внезапных ухудшениях метеорологических условий, вызванных такими факторами, как сильные метели, снегопады, ливни, захватившими в пути возчика, ему необходимо доехать до ближайшего населенного пункта или укрыться в лесу или складках местности и находиться там до улучшения погодных условий. При приближении грозы следует ускорить движение к  близлежащему защищенному месту, а во время грозы взять лошадь под уздцы.

50. Во всех случаях, когда животное не в состоянии с перевозимым грузом преодолеть препятствие, необходимо облегчить воз или подпрячь другое, при этом обращаться с животным спокойно и уверенно.

51. При устранении технической неисправности в пути животных необходимо распрягать, под колеса повозки положить противооткатные упоры и при наличии стояночного тормоза затормозить.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

52. Очистить повозку от остатков перевозимого груза и загрязнений.

53. Животное распрячь и отвести в стойло. Проверить состояние сбруи и повозки, все обнаруженные неисправности устранить.

54. Животное следует чистить привязанным, а строптивое – обязательно на развязках. При чистке возчик должен стоять сбоку животного вполоборота к нему, следить за его поведением и не применять грубых приемов, беспокоящих животное.

55. Привести в порядок инструмент и рабочее место.

56. Сообщить руководителю работ обо всех недостатках, имевшихся во время работы.

57. Спецодежду снять, очистить, сдать на обслуживание или хранение.

58. Выполнить требования гигиены, принять душ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

59. В случае возникновения аварийной ситуации возчик должен немедленно прекратить все работы, не связанные с ликвидацией аварии.

60. Принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц, обеспечить вывод людей из опасной зоны, если есть опасность для их здоровья и жизни.

61. Сообщить о случившемся руководителю работ.

62. При пожаре следует вызвать подразделение по чрезвычайным ситуациям, сообщить о происшедшем руководителю работ, принять меры по тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

63. При несчастном случае на производстве необходимо быстро принять меры по предотвращению воздействия на потерпевшего травмирующих факторов, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения.

64. Сообщить о происшествии руководителю работ, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия.

65. Во всех случаях травмы или внезапного заболевания необходимо вызвать на место происшествия медицинских работников, при невозможности – доставить потерпевшего в ближайшую организацию здравоохранения.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда».

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Приказ «О мерах безопасности при выполнении работ на высоте»
 Инструкция по охране труда при выполнении ремонтных работ оборудования животноводческих ферм
 Инструкция по охране труда для кастелянши
 Инструкция по охране труда для рабочих по переработке пластмасс
 Инструкция по охране труда при работе на аппаратах сухой солевой аэрозольной терапии