Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Круглый стол «Паспортизация объектов критической инфраструктуры: формирование системы анализа информации»


17.04.2018 – В Национальном институте стратегических исследований состоялось заседание круглого стола «Паспортизация объектов критической инфраструктуры: формирование системы анализа информации», организованного совместно с Государственной архивной службой Украины.

Читайте также: Инструкция по пожарной безопасности

Приказ «Об обеспечении безопасности труда при эксплуатации взрыво- пожароопасных объектов»

В заседании приняли участие представители операторов критической инфраструктуры, ведущие ученые, эксперты неправительственных организаций, представители министерств и других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых связана с функционированием инфраструктуры в Украине.

Во время мероприятия обсуждались приоритетные направления законодательного и организационного обеспечения паспортизации и ведения реестра объектов критической инфраструктуры в рамках создания в Украине государственной системы защиты критической инфраструктуры и обеспечения устойчивости ее функционирования.

Открывая заседание, заведующий отделом энергетической и техногенной безопасности НИСИ Александр Суходоля отметил, что тематика встречи чрезвычайно актуальна, учитывая важность обеспечения национальной безопасности и развития государственной системы защиты критической инфраструктуры.

Директор департамента страхового фонда документации, Государственной архивной службы Украины Андрей Меленец отметил, что Государственная архивная служба Украины заинтересована в проведении подобных мероприятий. Поскольку занимается учетом потенциально опасных объектов, а ситуация в государстве и техногенная нагрузка на регионы приводит к необходимости повышения уровня внимания к объектам критической инфраструктуры, их учету, паспортизации и сопровождению.

В докладе заведующий отделом энергетической и техногенной безопасности НИСИ Александр Суходоля остановился на общих положениях системы защиты критической инфраструктуры. Он отметил, что в законе Украины «Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины» дано определение термина критическая инфраструктура с аспектом внимания на защиту от информационных атак.

В Концепции создания государственной системы защиты критической инфраструктуры, одобренной распоряжением правительства, даны основные методологические подходы к организации этой системы.

Докладчик отметил, что на выполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины Кабинет Министров осуществляет разработку проекта закона «О критической инфраструктуре и ее защите», проект которого уже был разослан в центральные органы исполнительной власти для рассмотрения и предоставления предложений.

Национальный институт стратегических исследований как инициатор продолжает работу по этому направлению в части разработки институциональной части системы. А. Суходоля пригласил всех присутствующих присоединиться к дискуссии по формированию паспорта безопасности как документа, в котором должны быть возведены требования к защите объекта критической инфраструктуры.

Он подчеркнул, что целью национального плана защиты критической инфраструктуры США является обеспечение безопасности, и устойчивости страны из-за усиления защищенности национальной критической инфраструктуры путем формирования мер по предотвращению возникновения кризисной ситуации на объекте.

Второй составляющей являются мероприятия, направленные на быстрое восстановление работы инфраструктуры в случае атаки. Система защиты должна быть построена не только от террористических атак, но и с учетом стихийных и чрезвычайных ситуаций.

Докладчик отметил, что в Украине существуют несколько систем, которые обеспечивают защиту от тех или иных угроз. Система защиты критической инфраструктуры предлагает совместить это, чтобы все действия осуществлялись скоординировано через механизм согласования и поддержки деятельности. Секторальные органы будут отвечать за определенный сектор критической инфраструктуры.

Для предвидения угроз спецслужбы должны делать риск-анализ объектов критической инфраструктуры. По методологии, что будет разработана и утверждена на уровне секторального органа исполнительной власти, будет осуществляться отбор объектов критической инфраструктуры. Сейчас такая работа проводится в различных ведомствах.

А. Суходоля отметил, что спецслужбы вместе с секторальными органами власти и операторами формируют проектные угрозы, то есть характеристику возможных источников вредоносных действий против объектов критической инфраструктуры. Этот инструмент применяется в ядерной области и может быть успешно распространен на другие сферы.

В паспорте безопасности объекта критической инфраструктуры мы видим документ, где будут сведены все типы угроз и предварительно определены направления обеспечения защиты этих объектов. Он должен разрабатываться синхронно вместе с разработкой секторальной проектной угрозы каждым ведомством. Объектовая проектная угроза для тех объектов, которые войдут в перечень объектов критической инфраструктуры.

А. Суходоля заметил, что в паспорте безопасности должны быть не конкретные мероприятия, а лишь основные направления, потому что под этот документ предлагается разрабатывать другие документы, включая планы предотвращения, реагирования и план восстановления.

Во время выступления заместитель заведующего отделом энергетической и техногенной безопасности НИСИ Сергей Иванюта в своем докладе отметил особенности формирования структуры паспорта безопасности объекта, и критической инфраструктуры.

Он, в частности, отметил, что Концепция создания государственной системы защиты критической инфраструктуры, одобренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 6 декабря 2017 г. № 1009-р, среди проблем, требующих решения, определяет отсутствие единых критериев и методологии отнесения объектов инфраструктуры к критической инфраструктуре, порядка их паспортизации и категоризации.

Паспорт безопасности объекта критической инфраструктуры является документом определенной формы, который содержит структурированные данные об отдельном объекте критической инфраструктуры (ОКИ) и определяет комплекс мер, применяемых оператором в целях обеспечения защиты этого объекта.

Докладчик отметил, что на сегодня требования относительно паспорта безопасности объекта критической инфраструктуры не определены.

Целью составления паспортов безопасности объектов по критической инфраструктуре является определение угроз и оценки возможных рисков негативных последствий их проявления для объектов критической инфраструктуры. И определение направлений обеспечения безопасности объектов по критической инфраструктуре для дальнейшей разработки на этой основе мероприятий по предотвращению и предупреждению проявления угроз для объектов критической инфраструктуры.

Паспорта безопасности ОКИ готовятся операторами объектов критической инфраструктуры и предоставляются на согласование в ответственные сектора субъектов защиты критической инфраструктуры.

С. Иванюта отметил, что паспорт безопасности объекта критической инфраструктуры включает информацию относительно общих сведений об объекте. Связей с остальной инфраструктурой, природно-климатических и географических условий места расположения ОКИ. Сведений о веществах и материалах, используемых на ОКИ, аварийной готовности персонала к действиям в условиях ЧС, организации охраны и физической защиты ОКИ, инженерно-технических средств охраны, характеристики основных источников опасности, категории критичности ОКИ, присвоенных объекту.

Докладчик отметил, что среди угроз безопасности объектам критической инфраструктуры природного происхождения наиболее актуальными являются наводнения, экстремальные погодные явления, лесные пожары, землетрясения, пандемии, эпидемии.

Среди техногенных угроз С. Иванюта отметил промышленные аварии, ядерные и радиологические аварии, аварии на транспорте, утрата критической важной инфраструктуры. В современных условиях существенно активизировались вредоносные угрозы критической инфраструктуры, включая кибератаки и террористические акты.

Также докладчик отметил важность учета в паспорте безопасности информации по аварийной готовности, организации охраны и физической защиты объектов критической инфраструктуры, оценки готовности персонала к действиям в условиях кризисных ситуаций на объектах.

В конце выступления С. Иванюта отметил, что паспорт безопасности должен завершаться выводами о соответствии требований охраны объекта и защиты его элементов, наличии критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие требуемому уровню защищенности, а также достаточности сил и средств выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта критической инфраструктуры.

В докладе директора департамента по страховому фонду документации Государственной архивной службы Украины Андрея Меленца были освещены вопросы, касающиеся возможностей государственной системы страхового фонда документации по развитию системы объектов критической инфраструктуры.

Докладчик отметил, что государственная система страхового фонда документации создана для обеспечения реализации национальных интересов Украины, ее безопасности, функционирования народного хозяйства в особый период, а также на случай чрезвычайных ситуаций, когда огромное значение имеет надежное долговременное хранение документации хозяйственного, оборонного и мобилизационного назначения.

Государственная архивная служба Украины (Укргосархив) согласно статье 6 закона Украины «О страховом фонде документации Украины» является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере создания и функционирования государственной системы страхового фонда документации.

Согласно требованиям закона Украины «О страховом фонде документации Украины» и статьи 18 Кодекса гражданской защиты Украины Государственная архивная служба Украины ведет Государственный реестр потенциально опасных объектов (ПОО), что является автоматизированной информационно-справочной системой учета и обработки информации относительно опасных объектов.

А. Меленец отметил, что Государственный реестр ПОО является уникальной и единственной базой данных в государстве, что содержит обширную и актуальную информацию о техногенных опасных объектах и функционирует в составе защищенной, в соответствии с требованиями по технической защите информации, автоматизированной системе.

Объем информации Государственного реестра ПОО по каждому объекту в десятки, раз превышает данные других информационных ресурсов, таких как Государственный реестр объектов повышенной опасности, Реестр объектов образования, обработки и утилизации отходов, реестры мест удаления отходов и другие. Наличие такой базы данных является неоценимой как для текущей деятельности органов власти, так и для планирования, в частности в сферах безопасности и обороны.

А. Меленец отметил, что пользователями информации Государственного реестра ПОО кроме подразделений Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, являются: Министерство обороны Украины, Служба безопасности Украины, Государственная фискальная служба Украины, Антимонопольный комитет Украины, Национальная полиция, органы прокуратуры, суды и тому подобное.

Указанные органы обращаются с соответствующими запросами в Укргосархив, учитывая качество ведения и достоверность информации Государственного реестра ПОО.

Подытоживая, А. Меленец подчеркнул целесообразность использования для организации учета объектов критической инфраструктуры системы сбора, обработки и хранения информации о потенциально опасных объектах, используемых Укргосархивом при ведении Государственного реестра ПОО.

Директор Научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института микрографии Игорь Кривулькин в своем докладе отметил особенности использования информационных ресурсов Государственного реестра ПОО по видам и уровню опасности, определению потенциальных рисков опасности техногенного происхождения.

Докладчик отметил, что регистрация потенциально опасных объектов в Украине началась с 1 января 2003 года, когда выполняя «Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами» было принято постановление Кабинета Министров Украины (№ 1288 от 29.08.2002 г.) "Об утверждении Положения о Государственном реестре потенциально опасных объектов”.

За период создания Реестра разработан ряд документов, регламентирующих указанные процессы, и которые составляют нормативную базу функционирования Реестра.

В настоящее время Реестр является автоматизированной информационно-справочной системой, которая обеспечивает учет и обработку информации относительно потенциально опасных объектов.

И. Кривулькин отметил, что база данных Реестра содержит актуальную информацию о 26567 потенциально опасных объектах. В них входят предприятия, месторождения нефти и газа, магистральные трубопроводы и ответвления. Также гидротехнические объекты, угольные шахты, автозаправочные станции, карьеры, мосты, виадуки. Путепроводы, сухопутные тоннели, подземные станции, тоннели метро и другие.

Каждому объекту, информация о котором внесена в базу данных Реестра, предоставляется уникальный регистрационный номер, который не меняется при смене владельца.

Информация по каждому объекту, кроме общей (название, территориальное расположение, вид деятельности и другие), содержащая количественные и качественные показатели производственных процессов и опасностей, которые присущи для данного вида деятельности объекта.

База данных Реестра позволяет делать выдержки из Реестра по более чем 40 параметрам, к которым, помимо общих данных об объекте, относятся: сроки эксплуатации, источники опасности, виды и возможные уровни опасностей, количественные показатели факторов опасности и другие.

Докладчик отметил, что программное обеспечение Реестра позволяет получать информацию, начиная от населенного пункта (отдельной территории) страны в целом, как по конкретным параметрам, так и по комбинации параметров.

Информационные ресурсы базы данных позволяют использовать Реестр в качестве основных сведений для выявления и определения потенциальных рисков опасности регионов, отдельных районов, отдельных территорий и конкретных объектов. Фактически НИИ микрографии выполняет функции администратора Реестра, а база данных института позволяет проводить статистические исследования, связанные с рисками возникновения опасных событий, по многим параметрам.

Результаты таких исследований предоставляют больше возможностей для разработки управленческих решений по предупреждению и предотвращению опасных событий при эксплуатации, строительстве и реконструкции промышленных и гражданских объектов.

И. Кривулькин отметил, что существующий потенциал Реестра потенциально опасных объектов может использоваться как в ежедневной работе экспертов, так и на стратегическом уровне в планировании.

Во время доклада главный научный сотрудник Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины Евгений Яковлев акцентировал внимание на опасных изменениях инженерно-геологического состояния объектов критической инфраструктуры в ведущих горнодобывающих районах и промышленно-городских агломерациях Украины.

Среди главных факторов ухудшения состояния объектов критической инфраструктуры на Донбассе докладчик отметил затопления шахт, подтопление и затопление территорий в зонах оседания над горными выработками, в близлежащих городах и поселках.

Дополнительные оседания поверхности с угрозой разрушения ОКИ и развития ЧС, утечка загрязненных шахтных вод в поверхностные и подземные водозаборы (более 80% питьевых источников являются загрязненными), риск подтопления и взрывов терриконов, которые горят (горит до 340 терриконов из 1350 в Донбассе), а также полигонов токсичных отходов.

Яковлев также отметил факторы негативного влияния на ОКИ. На солевых рудниках Карпатского региона в г. Солотвино Закарпатской обл., в Калуше Ивано-Франковской обл., в Стебниках Львовской обл.

Среди них наблюдается дальнейшее развитие карстовых провалов поверхности над горными выработками, образования оползней и просадок поверхности с разрушительными деформациями ОКИ (жилых и промышленных объектов, инженерных сетей и др.), рост факторов и уровня загрязнений вод трансграничных речных бассейнов Тисы и Днестра.

Читайте также: В Евразийском экономическом союзе в 2015 г. будет создан Евразийский водный научный центр

Докладчик отметил, что около 70% городов и поселков расположены на лессовых грунтах, теряющих устойчивость при техногенном увлажнении, в 60% городов и поселков имеют устойчивое развитие подтопления и до 10 % аварийных и ветхих зданий.

В то же время потери воды и тепла из водопроводных, теплопроводных и канализационных сетей достигают до 45-50 % с ухудшением состояния ОКИ и ростом проявлений чрезвычайных ситуаций. Дальнейшее ухудшение технологического и инженерно-геологического состояния объектов критической инфраструктуры влияет на рост угроз чрезвычайных ситуаций и масштабы их эколого-техногенных последствий.

Яковлев также отметил, что факторы глобальных изменений климата (неравномерность осадков, увеличение высоты и частоты наводнений и др.) усложняют условия эксплуатации объектов критической инфраструктуры.

Значительное количество ОКИ в горнодобывающих районах при неуправляемом затоплении шахт увеличивает рост объектовых, региональных и трансграничных угроз чрезвычайных ситуаций (водные экологические, технологические).

Активизация влияния опасных геологических процессов на ОКИ приводит к формированию территорий критического состояния инженерной инфраструктуры в промышленно-городских агломерациях.

Подводя итоги, докладчик отметил необходимость включения в структуру паспорта безопасности, объектов критической инфраструктуры критериев оценки инженерно-геологических и геотехнических условий их эксплуатации.

Представитель Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Михаил Бенюмов отметил, что паспорта безопасности, которые разрабатывались на объектовом уровне, помогали решать вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Представитель Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям Олег Грикун обратил внимание на важность отражения мероприятий инженерно-технической защиты объектов критической инфраструктуры, а также мер защиты персонала, работающего на объекте.

Старший научный сотрудник отдела энергетической и техногенной безопасности НИСИ Сергей Кондратов акцентировал внимание на необходимости разделять паспорт безопасности для потенциально опасных объектов, и паспорт безопасности для объектов критической инфраструктуры. Для этого можно назвать этот документ как паспорт комплексной безопасности, который бы учитывал все виды угроз, включая также и злонамеренные действия.

Заместитель начальника отдела по вопросам защиты критической инфраструктуры Министерства внутренних дел Украины, Владимир Илющенко отметил, что во время подготовки к Евро 2012 на каждом из объектов был паспорт безопасности.

Однако проблемы возникали с теми объектами, которые находились в частной собственности, поскольку каждый владелец желал минимизировать расходы. То есть должен быть определенный механизм, который обеспечит соответствующие рычаги воздействия для обеспечения безопасности таких объектов.

Заместитель директора Департамента - начальник Управления по вопросам защиты критической инфраструктуры и профессиональной экспертизы Министерства внутренних дел Украины Геннадий Гончарук обратил внимание на том, что на сегодняшний день у нас есть два документа, принятые еще в 2000 году. Однако сейчас нет структуры, которая обеспечивает контроль над подготовкой паспортов безопасности. Значит, насущной является проблема определения органа на общегосударственном уровне, который бы был ответственным по данному направлению.

Ведущий научный сотрудник отдела энергетической и техногенной безопасности НИСИ Дмитрий Бобро отметил, что паспорт безопасности объекта критической инфраструктуры должен быть удобным для оператора и сам оператор должен быть заинтересован в том, чтобы иметь такой документ. В нем будут отражены все угрозы, касающиеся данного объекта, а с другой стороны будет понятно, как этот объект отвечает по степени своей защищенности этим угрозам.

Представитель Министерства энергетики и угольной промышленности Украины Вячеслав Лучков отметил важность паспорта безопасности как унифицированного документа для оператора, поскольку будет учитывать все угрозы для данного объекта.

Планы предотвращения, реагирования, восстановления должны быть или на региональном уровне, или на уровне министерства, поскольку они имеют все возможности обеспечить взаимодействие по обеспечению безопасности данного объекта.

Он отметил, что сейчас Министерством разрабатывается перечень объектов критической инфраструктуры для угольной промышленности, электроэнергетики, ядерной энергетики и нефтяной отрасли. Кроме того, есть проект унифицированного паспорта безопасности для энергетических объектов.

Главный инженер КП «Киевский метрополитен» Владимир Зель отметил, что для метрополитена очень важным является документ взаимодействия с органами, задействованными в условиях аварийной ситуации на объекте. При создании паспорта безопасности объекта критической инфраструктуры необходимо использовать те наработки, которые уже используются в других связанных документах.

Сейчас в метрополитене существует проблема несанкционированного проникновения, однако ответственность за это ограничивается лишь незначительным штрафом. Кроме того, метрополитен был исключен из перечня стратегически важных объектов, хотя учитывая количество и объем перевозок, он является критически важным для столицы.

Читайте также: Виктор Брагинский: У нас самый дешевый метрополитен в мире

Один день с машинистом киевского метро

Представитель НАК “Нафтогаз Украины” Николай Махней обратил внимание на то, что сейчас нет единой информационной системы всех объектов критической инфраструктуры в Украине. В случае реализации такой системы, создание паспортов безопасности было бы ее частью в виде отдельного программного модуля, и такие паспорта формировались бы автоматически.

Он отметил, что в них функционирует платформа и информационная система и вполне возможно использовать ее возможности для паспортизации объектов критической инфраструктуры.

Представитель Службы Безопасности Украины Сергей Деркач отметил, что вопросы, поднятые во время заседания, касаются повышения состояния безопасного и устойчивого функционирования объектов критической инфраструктуры. Перечень таких объектов еще не определен, СБУ вместе с другими органами исполнительной власти сейчас проводит работу относительно предыдущего выяснения и возможного формирования критериев отнесения отдельных предприятий к таким объектам.

Директор Научно-исследовательского, проектно-конструкторского и технологического института микрографии Игорь Кривулькин отметил готовность присоединиться к работе с учетом существующего опыта.

Директор департамента страхового фонда документации, Государственной архивной службы Украины Андрей Меленец отметил, что база реестра ПОО может быть основой для создания паспортов безопасности объектов критической инфраструктуры.

Государственная архивная служба Украины присоединяется, и в пределах своих возможностей будет выполнять задачи, необходимые для организации учета объектов критической инфраструктуры.

Закрывая заседание круглого стола, заведующий отделом энергетической и техногенной безопасности НИСИ Александр Суходоля поблагодарил участников за участие и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество в сфере развития государственной системы защиты критической инфраструктуры.

Источник: Vectornews.net

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Инструкция по охране труда при производстве маргариновой и майонезной продукции
 Инструкция по охране труда при выполнении работ моторной косой
 Аттестация рабочего места слесаря-электрика по ремонту электрооборудования по условиям труда (работает в брикетном производстве)
 Инструкция по охране труда при выполнении складских работ
 Аттестация рабочего места водителя автомобиля по условиям труда (работает на автомобиле МАЗ 533608)