Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Внешний государственный долг Беларуси в январе-ноябре 2010 г. возрос на 20,7% до 9,528 млрд. долл. на 1 декабря


03.06.2014 – По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-ноябре 2010 г. долг центрального правительства и долг, гарантированный центральным правительством, возрос на 7,001 трлн. руб. (или на 23%) до рекордных 37,45 трлн. руб. на 1 декабря.

В долларовом эквиваленте государственный долг Беларуси достиг отметки 12,352 млрд. долл. на 1 декабря, что составляет 23% к ВВП в годовом исчислении (в декабре 2009 г. – ноябре 2010 г. долларовый эквивалент ВВП страны составил, по нашей оценке, 53,681 млрд. долл.).

При этом внутренний государственный долг Беларуси в январе-ноябре текущего года возрос на 674,656 млрд. руб. (на 8,6%) до 8,562 трлн. руб. на 1 декабря 2010 г. Вместе с тем, стоит отметить, что, по методологии Специального стандарта распространения данных МВФ, внутренний госдолг включает только операции центрального правительства.

Однако в текущем году в Беларуси местные бюджеты значительно увеличили свою задолженность, в первую очередь, за счет выпуска муниципальных облигаций. Так, по состоянию на 1 декабря 2010 г. объем эмиссии облигаций местных займов, находящихся в обращении, составил 4,446 трлн. руб.

В свою очередь, внешний государственный долг Беларуси по итогам одиннадцати месяцев 2010 г. увеличился в рублевом эквиваленте на 6,326 трлн. руб. (или на 28%) до 28,888 трлн. руб. на 1 декабря.

В долларовом выражении внешний госдолг страны возрос на 1,636 млрд. долл. (на 20,7%) до 9,528 млрд. долл. (что составляет 17,7% к ВВП) при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд. долл.

Программой социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг. в части внешнего госдолга установлено следующее пороговое значение показателя экономической безопасности: отношение внешнего государственного долга к ВВП – не более 20% (на 1 декабря 2010 г. составляет 17,7%).

В свою очередь, график предстоящих платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга Беларуси выглядит следующим образом (с учетом размещенных еврооблигаций на международном и российском рынках): 2010 г – 895,3 млн. долл., 2011 г. – 686,8 млн. долл., 2012 г – 1408,0 млн. долл., 2013 г – 2393,3 млн. долл., 2014 г – 2343,6 млн. долл. и 2015 г – 2154,1 млн. долл.

Остается добавить, что правительство Беларуси планирует в 2013 г. снизить лимит внешнего госдолга до 16,8% по отношению к ВВП, что составит около 13 млрд. долл. в абсолютном выражении.

По данным Министерства финансов Беларуси, в январе-октябре 2010 г. доходы консолидированного бюджета составили 39,585 трлн. руб., или 30,2% к ВВП. В соответствии с Законом Беларуси «О республиканском бюджете на 2010 г.» в республиканский бюджет отныне не включаются средства государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Налоговые доходы увеличились на 3,016 трлн. руб. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. (или на 9,1%) до 36,316 трлн. руб. При этом налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности на фоне падения объемов нефтепереработки сократились на 1,420 трлн. руб. (на 24,4%) до 4,393 трлн. руб.

Поступления НДС в январе-октябре 2010 г. по сравнению с январем-октябрем 2009 г. возросли на 3,029 трлн. руб. (или на 30,9%) до 12,821 трлн. руб. (35,3% от общей суммы налоговых поступлений). В 2010 г. правительство Беларуси повысило ставку НДС на 2 процентных пункта – с 18% до 20%.

В свою очередь, поступления акцизов в январе-октябре текущего года возросли на 607 млрд. руб. (на 20,9%) до 3,518 трлн. руб.

Неналоговые доходы консолидированного бюджета в январе-октябре 2010 г., напротив, сократились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 1,026 трлн. руб. (на 24,3%) до 3,191 трлн. руб.

По данным Минфина Беларуси, в январе-октябре 2010 г. расходы консолидированного бюджета составили 41,799 трлн. руб. В результате консолидированный бюджет Беларуси в анализируемом периоде исполнен с дефицитом минус 2,214 трлн. руб., что составило минус 1,7% к ВВП (см. рисунок 1). В январе-октябре 2009 г. дефицит консолидированного бюджета составлял минус 819,9 млрд. руб., или минус 0,7% к ВВП.

Рисунок 1. Сальдо консолидированного бюджета Беларуси в 2005-2010 гг., млрд. руб.

При этом Министерство финансов Беларуси в связи с повышением зарплат в госсекторе увеличивает дефицит госбюджета в текущем году в два раза – с 1,5% до 3% к ВВП. В 2011 г. также планируется установить дефицит консолидированного бюджета на уровне 3% от ВВП страны.

Отметим, что отдельно республиканский бюджет в январе-октябре 2010 г. исполнен с дефицитом минус 2,089 трлн. руб. (минус 1,6% к ВВП), местные бюджеты – с дефицитом минус 871,7 млрд. руб. (минус 0,7% ВВП). Расхождение суммы указанных показателей с дефицитом консолидированного бюджета обусловлено особенностями консолидации (сведения) соответствующих данных и движением взаимных денежных потоков между республиканским и местными бюджетами.

В частности, на формирование доходной части местных бюджетов значительное влияние оказывают безвозмездные поступления из республиканского бюджета. За январь-октябрь 2010 г. финансовая помощь местным бюджетам составила 29,7% всех доходов этих бюджетов.

Кроме того, значительную финансовую поддержку местным бюджетам оказывают государственные банки (за счет средств, выделяемых Нацбанком), а также центральный банк страны. Так, по состоянию на 1 декабря 2010 г. банки приобрели облигации муниципальных займов на сумму 2,235 трлн. руб.

При этом ценные бумаги местных органов власти в портфеле Нацбанка составили 1,269 трлн. руб. на 1 декабря (на начало текущего года отсутствовали). Таким образом, в текущем году госбанки и центральный банк напрямую профинансировали дефициты местных бюджетов в размере 3,504 трлн. руб., что уже само по себе выглядит симптоматичным.

Дело в том, что основная масса выпусков муниципальных облигаций размещается на нерыночной основе (под низкую процентную ставку, на длительный срок и без обеспечения). К примеру, облигации Брестского горисполкома 15-го выпуска на сумму 85 млрд. руб. предусматривают процентный доход в размере всего лишь 1% годовых, а погашение облигаций предусмотрено через 19 лет – 1 декабря 2029 г.

В свою очередь, ценные бумаги правительства Беларуси в портфеле Нацбанка по состоянию на 1 декабря составили 603,2 млрд. руб. (+0,3% по сравнению с началом 2010 г.). Кроме того, в январе-ноябре текущего года Нацбанк увеличил объем акций и других видов участия в капитале на 95,1% до рекордных 4,578 трлн. руб. на 1 декабря.

При этом обращает на себя внимание, что одним из основных кредиторов банковской системы является Нацбанк Беларуси, объем средств которого в структуре пассивов банков достиг рекордных 22,688 трлн. руб. на 1 декабря 2010 г., что в 7 раз больше по сравнению с 1 января 2009 г. (3,238 трлн. руб.). Таким образом, в анализируемом периоде Нацбанк Беларуси стал одним из основных источников ресурсов для бюджетной системы и банковского сектора страны.

В целом состояние государственного бюджета Беларуси вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку в условиях роста расходов (в связи с повышением средней зарплаты до 500 долл. в декабре) несбалансированность сектора государственных финансов может возрасти, что чревато обострением экономических и финансовых рисков (рост инфляции, увеличение госдолга, нарастание отрицательного сальдо экспортно-импортных операций, снижение обменного курса белорусского рубля и др.).

Основными источниками финансирования дефицита консолидированного бюджета являются средства банков, поступления от продажи госсобственности и внешние заимствования белорусского правительства (поступление заключительной транши кредита МВФ, выпуск еврооблигаций и др.).

Республиканский бюджет

По оперативным данным Министерства финансов Беларуси, доходы республиканского бюджета в январе-ноябре 2010 г. сложились в сумме 26,775 трлн. руб., или 89,5% к ожидаемой оценке 2010 г. (см. таблицу 1). То есть в текущем году отмечается отставание в наполнении республиканского бюджета доходами, что не может не беспокоить.

Таблица 1

Исполнение республиканского бюджета Беларуси в январе-ноябре 2010 г., млрд. руб.

Показатели

План 2010 г.

Ожидаемая оценка
2010 г.

Исполнено
за январь-ноябрь т.г.

В % к ожидаемой оценке

Всего доходов

35524,9

29932,9

26775,2

89,5

 из них:





 налог на прибыль

3550,7

3307,1

3101,3

93,8

 налог на добавленную стоимость

12581,4

11397,4

10173,6

89,3

 акцизы

4562,1

4360,2

3978,6

91,2

 налоговые доходы от ВЭД

10114,2

5896,5

4900

83,1

Всего расходов

40106,3

34712,9

29456,2

84,9

 из них:





 общегосударственные
 расходы

16331,6

14506,0

12134,5

83,7

 национальная экономика

13150,7

8939,5

7721,2

86,4

 расходы на финансирование
 социальной сферы

6324,3

6679,2

5771,4

86,4

Профицит (+), дефицит (-)

-4581,4

-4780,0

-2681,0

При этом Минфин Беларуси заменил термин «план» на термин «ожидаемая оценка» и скорректировал показатели в сторону заметного снижения: доходы республиканского бюджета – на 5,592 трлн. руб. до 29,933 трлн. руб., расходы – на 5,393 трлн. руб. до 34,713 трлн. руб.

Соответственно, в декабре ожидаемый дефицит республиканского бюджета на 2010 г. в очередной раз уточнен в сторону повышения – в размере минус 4,78 трлн. руб. (первоначальный вариант предусматривал дефицит в размере минус 2,7 трлн. руб., второй вариант – в размере минус 3,111 трлн. руб., третий вариант в мае – минус 3,683 трлн. руб., четвертый вариант в июне – минус 3,876 трлн. руб., пятый вариант в июле – минус 3,845 трлн. руб., шестой вариант в августе – минус 3,848 трлн. руб., седьмой вариант в сентябре – минус 3,885 трлн. руб., восьмой вариант в октябре – минус 4,336 трлн. руб., девятый вариант в ноябре – минус 4,581 трлн. руб.).

По данным Минфина Беларуси, в январе-ноябре 2010 г. поступления налога на прибыль составили 3,101 трлн. руб., или 93,8% к ожидаемой оценке за 2010 г. В январе-ноябре 2010 г. в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 10,174 трлн. руб., или 89,3% к ожидаемой оценке.

Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 4,9 трлн. руб., или 83,1% ожидаемой оценки. К слову, доходы от ВЭД скорректированы в сторону снижения более чем на 4 трлн. руб., что связано с падением объемов нефтепереработки на фоне введения пошлин на импортируемую из России нефть.

По состоянию на 1 декабря 2010 г., сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 58,1 млрд. руб. и сохранилась практически на уровне начала текущего года.

В свою очередь, расходы республиканского бюджета в январе-ноябре текущего года составили 29,456 трлн. руб., или 84,9% ожидаемой оценки. В том числе на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 5,771 трлн. руб. (86,4%), национальной экономики – 7,721 трлн. руб. (86,4%), расходы на общегосударственную деятельность составили 12,135 трлн. руб. (83,7%).

Как следствие, дефицит республиканского бюджета Беларуси в январе-ноябре 2010 г. возрос до минус 2681 млрд. руб. (минус 1,83% к ВВП) против профицита +535,2 млрд. руб. (+0,43% к ВВП) год назад.

В ноябре 2010 г. доходы центрального правительства Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ составили 4263,9 млрд. руб. (минус 7,9% по сравнению с октябрем 2010 г.), а расходы – 4885,2 млрд. руб. (+10,5%). В результате дефицит бюджета центрального правительства в ноябре 2010 г. возрос до минус 621,276 млрд. руб. против минус 207,853 млрд. руб. в октябре текущего года.

Операции центрального правительства включают исполнение по республиканскому бюджету и по Фонду социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Стоит отметить, что в ноябре 2010 г. внешнее финансирование центрального правительства сложилось отрицательным в размере минус 131,273 млрд. руб., то есть правительство на чистой основе погашало ранее привлеченные внешние кредиты и займы. В октябре внешнее финансирование правительства также сложилось отрицательным в размере минус 29,069 млрд. руб.

Государственные облигации

Правительство Беларуси 23 декабря 2010 г. в полном объеме разместило на российском рынке облигации первого выпуска на сумму 7 млрд. рос. руб., что составляет 231,2 млн. долл. в эквиваленте (1 долл. – 30,272 рос. руб.). По данным торговой системы фондовой биржи ММВБ в день размещения с облигациями было зафиксировано 15 сделок. По итогам закрытия книги заявок ставка купона была установлена эмитентом в лице Министерства финансов Беларуси на уровне 8,7% годовых.

Средняя цена еврооблигаций Беларуси 28 декабря 2010 г. составила 102,50% от номинала, что соответствует эффективной доходности 8,25% годовых. При этом инвестиционная компания «Тройка Диалог» установила на 29 декабря следующие котировки евробондов Беларуси на внебиржевом рынке: на покупку – на уровне 102,5000% от номинала (что соответствует доходности 8,25%), на продажу – 103,0000% от номинала (8,11%).

К сожалению, пока доходность по еврооблигациям Беларуси сохраняется на достаточно высоком уровне. Например, эффективная доходность евробондов Украины с погашением в 2013 г. составила 5,51%, России с погашением в 2030 г. – 4,93%, Польши с погашением в 2019 г. – 4,7%, Южной Кореи с погашением в 2019 г. – 4,28%, Малайзии с погашением в 2015 г. – 3,1%.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

 
Читайте по теме:
 В Беларуси объем кредитной задолженности в 2012 г. возрос на 36,6% до 208,35 трлн. руб.
 ИК Витус: Ежедневный обзор фондовых рынков
 Ретроспектива: Экономическая ситуация в Беларуси в январе-октябре 2009 г.
 Туры в Честер, Великобритания
 Индексы. Введение