Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Рыночная система, которая приведет Украину к процветанию. Часть первая


19.04.2016 – Ранее “Экономическая правда" опубликовала мою статью "План системных реформ для Украины". Следующие мои материалы посвящены другому направлению упомянутого плана. Здесь речь пойдет о создании институтов конкурентной рыночной системы как центральной во всем нашем движении от тоталитарного строя к свободному, демократическому.

Именно из-за отсутствия в стране такой системы наша экономика становится низкоэффективной, теряет позиции на мировых рынках и уменьшается в масштабах.

Рыночная система способна объединить труд всех граждан без какого-либо принуждения и привести их к общему положительному результату.

Она базируется на общественно признанных нормах и правилах, которые разделяет большинство граждан, и не имеет ничего общего с олигархическим строем – строем для "навсегда" избранных – с правом на бандитскую вседозволенность, "законом джунглей", вопреки морали, правам людей, национальным интересам.

Рынок – это не вседозволенность.

Суть системных рыночных реформ заключается в создании государством правовых и организационных механизмов, которые бы обеспечили в экономических отношениях справедливость, равенство прав, возможностей, условий деятельности для всех участников. Без справедливости государство разваливается.

Пока это не осознано. Наоборот, конкурентная рыночная система является угрозой для нынешней властной и экономической элиты. Она имитирует реформы, в действительности же препятствует становлению этой системы.

Сегодняшний конфликт между обществом, которое борется за идеалы Революции достоинства, и нынешними властно-политическими группами пролегает и в этой плоскости.

В чем же заключаются главные шаги на пути становления конкурентно-рыночной системы? Они, на мой взгляд, такие.

Введение поощрительной прозрачной системы налогообложения

Эта система должна прийти на смену фискально-обдирочной, административно-карательной налоговой системы и установить равноправные отношения государства и граждан, существенно улучшить бизнес-климат в стране, стимулировать структурные модернизационные потоки капитала в экономике.

Для этого необходимо сделать несколько шагов.

Во-первых, преобразовать систему налогообложения в сервисную, лишенную карательных функций, в систему бесконтактных отношений с субъектами налогообложения.

Во-вторых, вывести налоговую милицию из состава фискальных органов, превратить ее в отдельный институт финансовой полиции и лишить права возбуждать уголовные дела против налогоплательщиков. Уголовные расследования должны осуществляться исключительно на основе судебных решений.

В-третьих, обеспечить презумпцию невиновности налогоплательщиков, равенство их прав с правами налоговиков, ответственность каждой стороны за выполнение своих обязательств, компенсацию ущерба, причиненного действиями одной стороны другой.

Все противоречия между налоговой службой и плательщиками должны решаться по соглашению сторон или в судебном порядке. Налоговая инспекция должна быть лишена права самостоятельного инициирования процедур банкротств и имущественных возмещений за неуплату налогов.

В-четвертых, снизить налоговую нагрузку.

Отменить иррациональные налоги, в том числе принятые в ходе бюджетного процесса на 2015 год: на импорт, пенсии, автомобили, проценты с депозитов, нежилые объекты недвижимости, принадлежащие гражданам, на получение услуг мобильной связи, продажи иностранной валюты, а также отменить квартирную плату.

В-пятых, либерализовать условия налогообложения прибыли предприятий благодаря переходу к «нулевой» ставке при налогообложении нераспределенной прибыли, ускоренной амортизации основного капитала и внедрению европейских стандартов учета.

В-шестых, доходы граждан облагать только одним налогом, ставки которого необходимо дифференцировать от 0% до 20-25%.

В-седьмых, дифференцировать ставки НДС для различных товаров и услуг. В частности, ставки на детские, медицинские товары и услуги, традиционные пищевые продукты, аграрное сырье, услуги ЖКХ, книги, газеты, журналы, художественные и спортивные товары должны быть в три-четыре раза ниже общей ставки или «нулевыми».

Возврат НДС экспортерам должен иметь срок не больше шести дней.

В-восьмых, снизить единый социальный взнос до 10-12% и ввести государственную накопительную пенсионную систему с отчислениями от зарплаты и индивидуальных доходов по регрессивной шкале – от 20% для низких доходов до 5% – для высоких индивидуальных доходов. Ввести отчисления в солидарный пенсионный фонд рентных платежей.

Такие трансформации приблизят нас к европейским нормам налоговых отношений и лишат фискалов возможностей унижать людей.

Переход к диверсифицированной и демонополизованной приватизации предприятий

Вместо удовлетворения интересов олигархов и чиновничества, захвата государственных корпораций надо передавать акции обществ на равных условиях всем гражданам, которые желают этого, и этим преумножать численность среднего класса.

Такая модель приватизации предусматривает следующее.

1. Запрет приватизации искусственно созданных государственных монополий, образованных объединением самостоятельных предприятий, как, например, «Укрспирт», «Украгролизинг», акции которых находятся в приватизационном портфеле Фонда госимущества.

Эти монополии предварительно подлежат расформированию и разделению на самостоятельные акционерные общества, которые могут стать объектами приватизации.

2. Запрет приватизации предприятий – естественных монополий и возвращение в коммунальную собственность «Киевэнерго», «Киевоблэнерго», облгазов.

3. Продажа физическим и юридическим лицам в ходе приватизации государственных предприятий мелкими пакетами акций, чтобы сделать эти активы доступными для как можно большего количества граждан Украины, распределяя их через брокерские конторы или по подписке через почту, интернет, банковские учреждения.

Пакеты акций, которые продаются одному частному лицу, не должны быть больше 5% от акционерного фонда – для очень крупных предприятий, 7,5% – для крупных объектов и 10% – для предприятий среднего уровня. Главенствующим должен стать метод розничной продажи акций микропакетами – 0,1% и меньше.

4. Приватизацию больших государственных предприятий, прежде всего, убыточных, которые не являются искусственными монополиями, следует проводить по смешанной системе, когда рядом с мелкими пакетами акций будут проводиться коммерческие конкурсы по продаже крупных пакетов акций – до 35%, максимум 40% акций общества.

5. Исключение из числа участников конкурсов по продаже крупных пакетов акций частных компаний, зарегистрированных в офшорах.

Не должны допускаться к участию в приватизационных конкурсах украинские и иностранные лица, которые приобрели права собственности на крупные пакеты акций в ходе украинской приватизации. Это остановит размножение олигархов.

6. Опубликование в СМИ данных об участниках-кандидатах на участие в коммерческих конкурсах по приватизации пакетов акций госпредприятий с раскрытием информации об их мажоритарных владельцах – не позднее чем за два месяца до начала конкурса.

7. Введение уголовной ответственности для руководителей госпредприятий и чиновников за доведение предприятий до фиктивного банкротства, что нередко происходит перед приватизацией.

8. Оплату активов, приобретенных в ходе приватизации, проводить в гривне или твердой иностранной валюте не позднее, чем через неделю после покупки. В противном случае результаты приватизации должны быть аннулированы.

Благодаря прозрачности приватизации, остановке олигархического захвата объектов, приобщению граждан к публичным отношениям собственности и приумножению численности среднего класса это направление реформ получит привлекательные для общества черты.

Трансформация олигархической собственности в предпринимательскую

Это направление преобразований принадлежит к фундаментальным, без осуществления которого страна будет продолжать загнивать.

Задача заключается в трансформации каждого олигархического холдинга на несколько самостоятельных, чисто предпринимательских структур и возврата в страну вывезенных капиталов. Для изменений в этом контексте надо сделать несколько шагов.

Первый – отделение олигархов от влияния на результаты выборов президента и депутатов. Для этого нужно ограничить спонсорские взносы от одного физического лица в избирательный фонд с запретом финансирования кампаний за счет средств юридических лиц.

Ограничить размер общего предвыборного фонда и отменить имущественный залог для участников выборов, ввести обязательный контроль избирательных комиссий за формированием избирательного фонда и затратами участников избирательной гонки.

Ввести и применять уголовную ответственность членов избирательных комиссий – от участковых до ЦИК – за нарушения избирательного законодательства.

Второй – введение уголовной ответственности за политическую коррупцию, включая ответственность за финансирование политических партий, подкуп народных депутатов при голосовании, подкуп избирателей во время кампании.

Третий – превращение системы коррупционно-бюрократического управления в прозрачную, регулирующую, которая использует в управлении рыночные силы и механизмы.

Четвертый – отказ от назначения олигархов и их представителей или сотрудников их корпораций на должности в исполнительных органах власти, уголовная ответственность государственных служащих за принятие решений в интересах компаний.

Пятый – лишение олигархических конгломератов коррупционно-финансовых привилегий.

Каковы главные привилегии? Это получение банками олигархов кредитов рефинансирования от Национального банка, предоставление олигархическим холдингам бюджетных кредитов и гарантий, получение особых возможностей минимизации налоговых обязательств и завышенных объемов возврата уплаченного экспортерами НДС.

Также это предоставление предприятиям олигархов со стороны государственных органов скидок относительно цен и тарифов на материалы и энергию, предоставление налоговых каникул.

Шестой – запрет банкам олигархических холдингов выдавать кредиты акционерам – физическим и юридическим лицам тех же банковских учреждений, в том числе кредиты собственным предприятиям олигархических групп. Введение уголовно-административной ответственности банкиров за такие операции.

Седьмой – отстранение олигархов, владеющих крупными государственными предприятиями, от приватизации других крупных государственных предприятий.

Восьмой – установление ограничений на олигополии в отраслях экономики.

Например, в отраслях промышленности доля отдельных олигархических групп не должна превышать 10%, в сфере транспортных услуг и коммуникаций – 7,5%, в сельском хозяйстве – не более 5% общей стоимости капиталов предприятий, телевидение и СМИ – не более одного национального канала или медиахолдинга.

Правительство не должно допускать действий, которые бы приводили к превышению этих норм.

Девятый – передача значительных неконтрольных пакетов акций топ-менеджерам корпораций при преобразовании олигархических империй в конкурентные структуры.

Десятый – создание широкого розничного внебиржевого фондового рынка с прямым доступом граждан к купле-продаже корпоративных ценных бумаг, обязательства корпораций котировать часть акций на организованных рынках.

Олигархов нет ни в Америке, ни в Европе, и у нас, надеюсь, не будет. Тогда начнется расцвет экономики и усилится консолидация нации.

Учреждение институтов конкурентной рыночной системы

Это центральный пункт второго направления экономических реформ, который все годы новейшей истории Украины оставался «вне закона», поскольку конкуренция мешала и мешает властным коррупционерам, олигархам, паразитирующим государственным монополиям незаконно получать свои барыши.

Конкурентная рыночная система возникнет благодаря таким реформационным мероприятиям.

1. Развертывание свободного рынка с прочными саморегулирующими механизмами для обеспечения потребностей потребителей, достижения сбалансированности между спросом и предложением. Уравновешенность рыночных цен на товары и услуги, эффективное распределение общественного капитала. Стабильное значение рыночного курса национальной денежной единицы, доступный уровень процентных ставок по банковским кредитам.

2. Защита властью рыночной конкуренции от нарушений и злоупотреблений со стороны любых лиц, предприятий, учреждений и организаций. В частности, защита от препятствования выходу продавцов и покупателей на рынки, достоверное информирование покупателей.

3. Законодательный запрет финансирования государственных корпораций, в том числе банков, за бюджетный счет.

4. Отмена административного вмешательства в процессы на товарных рынках, запрещение подписания правительственными органами торговых сделок в интересах компаний. Стимулирование биржевых продаж, в том числе при закупках и продажах товаров, активов, прав собственности, объектов недвижимости в интересах государства.

5. Последовательное применение договорного ценообразования без чиновничьего вмешательства в права собственника товара и без ущемления воли покупателя.

В условиях естественных монополий цены и тарифы должны регулировать специальные комиссии, которые должны состоять на паритетных началах из поставщиков и потребителей, а также представителей национальных регуляторов.

При пересмотре тарифов на ЖКУ комиссии должны организовываться на местном уровне в конкретных населенных пунктах. В случае предоставления государственных услуг тарифы необходимо устанавливать совместно правительственными органами и общественными комиссиями.

6. Введение законодательного разрешения на монополистическую деятельность отдельных компаний. Роспуск правительством всех искусственно созданных государственных отраслевых монополий.

7. Установление правовых ограничений для действий так называемых естественных монополий и сетевых компаний, недопущение одностороннего установления ими цен и тарифов, ухудшения качества изделий, изменения порядка оплаты за товары и услуги.

Предоставление специальным независимым национальным регуляторам естественных монополий полномочий контролировать работу корпораций, чтобы не допускать монополистических злоупотреблений с их стороны, в том числе пересмотра цен и внесения изменений в договора с потребителями. Наложение штрафов за такие нарушения.

8. Наказание компаний за сговор и злоупотребления монопольным положением. Штрафы за это должны кратно превышать суммы ущерба, причиненные потребителям.

9. Отказ от политики односторонней поддержки государством.

Государство должно обеспечить контроль за качеством товаров на рынках и соблюдением прав покупателей. С этой целью необходимо упростить процедуры судебных разбирательств дел относительно злоупотреблений производителей, посредников, монополистов.

Законодательство должно упреждать кабальные договорные условия, которые навязываются клиентам, требовать государственной регистрации и депонирования строительных, инвестиционных, форвардных, депозитных, депозитарных и других долговременных соглашений.

Очевидно, нужна и общая пропаганда конкуренции как всеобъемлющего явления и моральное пресечение монополистических злоупотреблений в обществе. Надо также определить эти злоупотребления преступными, недопустимыми, нетерпимыми.

В следующей части – о том, что необходимо сделать для перехода к рыночной банковско-кредитной системе, создания смешанной солидарно-накопительной пенсионной системы и внедрения модели «чистого экспорта».

Автор: Владимир Лановой, экс-министр экономики Украины, доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Средняя цена на вторичном рынке жилья Минска во втором квартале 2016 г. уменьшилась по сравнению со вторым кварталом 2015 г. на 27,7% до 1062 долл. за 1 кв. м.
 «Совместная школа»: как родители, дети и педагоги создают новый формат школьного образования
 Гостиница «Спутник» предлагает по доступным ценам номера и услуги HoReCa в Санкт-Петербурге
 Доклад МВФ «Обзор финансовой стабильности в мире. Октябрь 2010 г.»
 Игорь Стефанишин, директор буровой компании Укрбурсервис: о состоянии нефтегазовой отрасли и развитии собственного сервисного рынка