Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Roadmap для масштабной деофшоризации


01.05.2016 – Прямым следствием появления Panama Papers и правильным ответом на факты использования офшорных счетов стали заявления правительств и институтов по борьбе с неуплатой налогов и начало деофшоризации. Интересно, однако, что в Украине чаще думают не о борьбе с офшорами, а о том, как сделать Украину следующим офшором с низкими ставками налогов. Мол, инвестиции «поплывут» в страну.

Читайте также: Рыночная система, которая приведет Украину к процветанию. Часть вторая

Небольшая сумма минимального уставного капитала без обязанности его уплаты, полное отсутствие проверок и форм отчетности перед налоговыми органами, обеспечение анонимности бенефициаров и никаких налогов с иностранных доходов – да, такая картинка полностью соответствует ожиданиям украинского предпринимателя.

Однако очередной офшор в Украине построить не удастся. Хотя бы потому, что мы выбрали путь евроинтеграции, а потому приобщаемся к масштабной деофшоризации.

Налоговые ограничения в работе с офшорами существовали в налоговом законодательстве Украины еще с 1990-х годов, когда сотрудничество с офшорными компаниями не было чем-то аморальным.

Тогда в состав расходов разрешалось включать только 85% затрат в рамках хозяйственных договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров в пользу нерезидентов, имеющих офшорный статус.

В полном объеме не включались расходы, связанные с приобретением у нерезидента, имеющего офшорный статус услуг по консалтингу, маркетингу, рекламе, инжинирингу и уплаты роялти. Перечень офшорных зон определял Кабинет министров Украины.

На замену налоговым ограничениям пришли правила трансфертного ценообразования. Работа с офшорными компаниями стала непопулярной и даже позорной, поэтому бизнес начал искать имиджевые инструменты налоговой оптимизации.

Впоследствии еврокомиссар по экономическим вопросам Пьер Московиси назвал расследование Panama Papers хорошей новостью и даже политическим оружием против уклонения от уплаты налогов.

Пересмотр действующих конвенций

Большинство международных соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения Украина заключила как раз в 1990-х годах.

Украина была готова отказаться от значительных прав в отношении налогов ради быстрейшего привлечения иностранных инвестиций, поэтому большинство конвенций того времени предусматривали очень низкую ставку – 2% – или даже нулевую ставку налогообложения пассивных доходов в виде процентов, дивидендов и роялти.

Такие налоговые преференции имеют действующие конвенции Украины с Германией, Великобританией, Австрией, Нидерландами, Испанией, Францией, Бельгией, Швейцарией, США.

Страны

Дивиденды

Проценты

Роялти

Дата вступления в силу

Австрия

5%/10%

2%/5%

0%/5%

20.05.1999

Великобритания

5%/10%

0%

0%

11.08.1993

Бельгия

5%/15%

2%/5%

0%/5%

25.02.1999

Нидерланды

0%/5%/15%

2%/10

0%/10%

02.11.1996

Германия

5%/10%

2%/5%

0%/5%

04.10.1996

США

5%/15%

0%

10%

05.06.2000

Франция

0%/5%/15%

2%/10%

0%/5%/10%

01.11.1999

Испания

18%

0%

0%/5%

07.08.1986

Швейцария

5%/15%

0%/10%

0%/10%

26.02.2002

Честно говоря, такие преимущества конвенций с точки зрения инвестиций выглядят очень сомнительными, о чем говорят многочисленные исследования.

Развивающиеся страны скорее несут огромные налоговые убытки из-за применения нулевых ставок с развитыми странами, а действующие конвенции ведут к двойному необложению налогом пассивных доходов и росту спроса на так называемые mailbox companies – компании, имеющие лишь почтовый адрес и которые используются для минимизации уплаты налогов.

Их еще называют транзитными компаниями, через которые международные корпорации и украинские финансово-промышленные группы выводят капитал в реальные офшорные юрисдикции без уплаты каких-либо налогов.

Как известно, в феврале 2013 года Кабинет министров утвердил план действий по углублению сотрудничества между Украиной и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) на 2013-2016 годы. Меморандум о взаимопонимании по углублению сотрудничества стороны заключили 2 июля 2014 года.

Модельная конвенция ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал является стандартным договором об избежании двойного налогообложения в отношении резидентов одной или обеих стран, заключивших это соглашение, и является рекомендованной к применению всеми странами-членами ОЭСР.

Хотя Украина не является членом ОЭСР, правительство Украины имело целью привести в соответствие к модельной конвенции ОЭСР все действующие договора, чтобы предупредить отток капитала из Украины за границу.

В 2015 году Минфин Украины успешно пересмотрел конвенцию с Кипром, согласовал конвенции с Ирландией, Люксембургом и Мальтой на основе модельной конвенции ОЭСР, а также начал переговоры с Нидерландами, Австрией и Бельгией.

Украина должна избавиться от налоговых преференций в конвенциях с развитыми странами и предотвратить отток капитала из Украины без уплаты налогов.

Автоматический обмен налоговой информацией

В 2013 году Украина присоединилась к Глобальному форуму по прозрачности и обмену информацией для налоговых целей в рамках ОЭСР и обязалась придерживаться международных стандартов прозрачности.

К сожалению, дальше Украина не продвинулась, ведь эффективность такого инструмента оказалась невысокой из-за применения устаревшего принципа обмена информацией через обычные запросы одной страны к другой.

В рамках ЕС еще в 2005 году заработала Директива о сохранении налогов (EU Savings Tax Directive, EUSTD), которая предусматривала автоматический обмен информацией между странами ЕС о доходах в пользу нерезидентов из других стран ЕС.

Впоследствии, в 2010 году, в США был принят закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – национальный закон, действие которого распространяется и на другие страны.

Согласно этому закону зарубежные страны должны отправлять регулярные отчеты в американскую налоговую службу (IRS) о счетах американских граждан в этих странах. В случае отказа от выполнения этого закона все доходы будут облагаться американским налогом на репатриацию прибыли в размере 30%.

Эффективность американского закона FATCA подтолкнула ОЭСР начать разработку собственного стандарта, который предусматривал бы подобный механизм обмена информацией в автоматическом режиме, но уже в глобальном масштабе и на основе взаимодействия.

Так в 2014 году появился «Единый стандарт отчетности» – Common Reporting Standard, CRS, который предусматривал ежегодный автоматический обмен информацией между государствами. Однако стандарт CRS является «модельным» документом.

Для того чтобы он стал обязательным, страны должны его имплементировать: или путем заключения двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения, что занимает много времени, или путем заключения многосторонней конвенции по вопросам обмена налоговой информацией.

Второй подход был признан приоритетным. Поэтому появилась многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (Multilateral Competent Authority Agreement – конвенция MCAA), которая стала основным юридическим документом закрепления стандарта CRS. До конца 2015 года к конвенции присоединились более 70 стран.

Украина, будучи полноправным участником международной конвенции о взаимной помощи в налоговых делах – The Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, MCMAATM, – может добровольно присоединиться к конвенции МСАА или имплементировать стандарт CRS путем внесения изменений в двусторонние договора об избежании двойного налогообложения.

Присоединение к конвенции МСАА освободит налоговые органы от направления запросов вручную. Данные об активах граждан и открытии счетов в других странах будут ежегодно направляться в автоматическом режиме.

Очевидно, что имплементация стандарта CRS потребует определенных законодательных изменений, например, в части открытия данных о состоянии счетов физических лиц органам ДФС, а также технического оснащения для безопасной передачи данных. Поэтому не стоит рассчитывать на быстрое решение данного вопроса, но уже сегодня надо над этим работать.

Проект соглашения между правительствами Украины и США относительно повышения уровня соблюдения международного налогового законодательства и выполнения закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» правительство одобрило в апреле 2015 года. Завершается согласование украинского текста соглашения, после чего ожидается его подписание.

План BEPS и трансфертное ценообразование

BEPS (Base erosion and Profit Shifting) – это проект ОЭСР по разработке мер противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли.

Он предусматривает 15 шагов, над которыми работают шесть рабочих групп в комитете ОЭСР по фискальным вопросам. Ожидается, что уже в 2016-2017 годах будут выработаны рекомендации по внесению изменений в национальное законодательство трансфертного ценообразования, а также проект изменений к модельной конвенции ОЭСР.

В 2015 году Министерство финансов Украины разработало налоговую реформу (законопроект 3630), в котором частично предусмотрело выполнение мероприятий BEPS в национальном законодательстве в части трансфертного ценообразования.

В частности, предусмотрена имплементация пункта 13 плана BEPS – введение трехуровневой структуры документации по трансфертному ценообразованию.

1. Local file – действующая норма кодекса, которая предусматривает раскрытие информации о контролируемой операции, проводимой на территории определенной страны.

2. Master file.

3. Country-by-country report.

С внедрением мероприятий BEPS компании будут предоставлять налоговикам два дополнительных документа.

1. Master file – документ, дающий общее представление о деятельности группы. Он содержит анализ ключевых операций, описание подхода к ценообразованию, описание нематериальных активов, механизмы финансирования и распределения финансовых потоков в группе, финансовую отчетность группы.

2. Country-by-country report – отчет по каждой стране, где работает компания. Он содержит информацию о финансовых показателях, количестве сотрудников, материальных активах и функции каждой компании в группе.

Во время обсуждения этого законопроекта депутаты не поддержали и эту инициативу Минфина относительно расширения требований к документации по трансфертному ценообразованию, апеллируя тем, что эти требования для Украины не актуальны.

А тем временем европейские страны присоединяются уже к конвенции МСАА CbC, что предполагает как раз обмен Country-by-country-отчетом. Так, Королевство Нидерландов присоединилось к конвенции МСАА CbC 27 января 2016 года.

Из-за дискуссий мы теряем не только время, но и доходы государства в виде налогов. Как говорят, нет ничего хуже, чем ждать, а потом догонять. Именно поэтому я предлагаю такую дорожную карту масштабной деофшоризации.

Во-первых, продолжить пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения на предмет приведения их в соответствие с модельной конвенцией ОЭСР, взяв за основу опыт удачных переговоров с Кипром и Нидерландами.

Это позволит в краткосрочной перспективе остановить отток капитала из Украины без уплаты налогов и, соответственно, пополнить бюджет страны.

Во-вторых, расширить требования относительно документации по трансфертному ценообразованию, добавив инструменты BEPS – Master file, Country-by-country report, и усилить соответствующий отдел ДФС профессиональными кадрами и программным обеспечением.

Это вполне будет соответствовать ожиданиям общества, ведь проверки контролируемых операций и документации по трансфертному ценообразованию должны дать конкретные результаты в виде дополнительно уплаченных налогов в бюджет.

В-третьих, выполнить законодательные и технические требования для скорейшего добровольного присоединения к многосторонней конвенции о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS. Этот механизм позволит поставить точку в истории с офшорами.

Last, but not least, следует максимально использовать политическое оружие против уклонения от уплаты налогов.

Автор: Елена Макеева, заместитель министра финансов Украины

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 «Кредитная консультация № 1»: ваш маяк в море кредитных предложений
 ЕБРР выпустил отчет, посвященный инвестициям в деревообработку в Беларуси
 Министр инфраструктуры Владимир Омелян: Раньше были попытки монополизировать небо, теперь есть попытки монополизировать реки
 Обзор кредитно-депозитного рынка Беларуси в первом полугодии 2015 г.
 Юридические аспекты привлечения иностранных инвестиций в белорусские ОАО