Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Внешний долг резидентов Беларуси в первом квартале 2016 г. возрос на 0,9% до 38,617 млрд. долл. на 1 апреля, что составляет 73,6% к ВВП


29.07.2016 – По данным Национального банка, отрицательная величина международной инвестиционной позиции Беларуси в первом квартале 2016 г. возросла на 3,3% до минус 42,321 млрд. долл. на 1 апреля. Это означает, что в таком объеме обязательства перед внешним миром превысили имеющиеся у страны внешние активы.

Обязательства резидентов Беларуси перед внешним миром в первом квартале 2016 г. возросли на 2,4% до 55,836 млрд. долл., в то время как внешние активы, напротив, сократились на 0,3% до 13,515 млрд. долл. на 1 апреля.

Структура обязательств белорусских резидентов по состоянию на 1 апреля 2016 г. выглядит следующим образом: кредиты и займы – 26,775 млрд. долл.; прямые инвестиции – 18,925 млрд. долл.; торговые кредиты и авансы – 7,883 млрд. долл.; портфельные инвестиции – 931,9 млн. долл.; наличная валюта и депозиты – 730,8 млн. долл.; специальные права заимствования – 519,4 млн. долл.; прочая кредиторская задолженность – 66,7 млн. долл.; производные финансовые инструменты – 3,5 млн. долл.; страховые, пенсионные программы и программы стандартных гарантий – 0,5 млн. долл.

Структура внешних активов резидентов Беларуси сложилась следующим образом (по данным на 1 апреля 2016 г.): резервные активы Нацбанка – 4,191 млрд. долл.; торговые кредиты и авансы – 4,188 млрд. долл.; наличная валюта и депозиты (включая валюту Нацбанка) – 3,741 млрд. долл.; прямые инвестиции – 725,7 млн. долл.; кредиты и займы – 372,3 млн. долл.; прочая дебиторская задолженность – 173,7 млн. долл.; портфельные инвестиции – 121,2 млн. долл.; производные финансовые инструменты – 1,1 млн. долл.

Вместе с тем, по нашим оценкам, резиденты Беларуси вывели в офшоры активы на сумму не менее 15 млрд. долл., которые номинально отражаются, как активы нерезидентов (в частности, резидентов международных офшорных зон, или офшорных компаний). Условно говоря, счета отдельных кипрских компаний в швейцарских банках, в конечном счете, могут контролироваться белорусскими владельцами. В результате эти деньги не отражаются в платежном балансе и международной инвестиционной позиции Беларуси.

В целом в текущей ситуации на первый план выходит декриминализация внешней торговли и сокращение трансграничных теневых экономических операций. В данном случае обращают на себя внимание значительные расхождения между данными внешней торговли по версии национальных статистических служб. Так, по данным Белстата, объем внешней торговли товарами между Беларусью и Россией в январе-мае 2016 г. составил 9,880 млрд. долл., в то время как, по данным Федеральной службы государственной статистики России, – 8,885 млрд. долл., или на 995,3 млн. долл. меньше.

По данным Нацбанка, совокупный внешний долг Беларуси в первом квартале 2016 г. возрос на 360,6 млн. долл. (или на 0,9%) до 38,617 млрд. долл. на 1 апреля (см. рисунок 1), что составляет 73,6% к ВВП в годовом исчислении. Таким образом, относительный показатель внешнего долга резидентов Беларуси превысил порог экономической безопасности (не более 60% к ВВП), что не может не беспокоить. Поскольку в относительном выражении такой внешней долговой нагрузки у белорусских резидентов никогда не было.

Рисунок 1. Динамика совокупного внешнего долга Беларуси в 2008-2016 гг., млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)

Скачать рисунок в увеличенном размере.

В результате в текущей ситуации погашение и обслуживание внешнего долга является серьезным вызовом для государства, предприятий и банков. Причем в условиях падения поступлений вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (а они должны быть направлены в полном объеме на погашение и обслуживание внешнего госдолга) правительству приходится существенно сокращать отдельные государственные расходы с тем, чтобы своевременно и в полном объеме совершать платежи по внешнему государственному долгу.

Основными иностранными кредиторами Беларуси являются международные финансовые организации (Евразийский фонд стабилизации и развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития), а также резиденты России, Китая, Германии, Австрии, Кипра, Великобритании и др.

По состоянию на 1 апреля 2016 г. структура совокупного внешнего долга Беларуси в разрезе секторов экономики выглядит следующим образом (в порядке убывания):

нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, – 14,707 млрд. долл.;

органы государственного управления – 13,497 млрд. долл.;

банки – 6,537 млрд. долл. (на 1 июля 6,438 млрд. долл.);

прямые инвестиции в рамках межфирменного кредитования – 1,738 млрд. долл.;

центральный банк – 1,556 млрд. долл. (на 1 июля 1,430 млрд. долл.);

прочие финансовые корпорации – 582,8 млн. долл.

Однако в данном случае следует учитывать, что совокупная долговая нагрузка государства связана с обслуживанием и погашением обязательств органов госуправления, органов денежно-кредитного регулирования, а также государственных банков и предприятий, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет более 50%.

Так, внешний долг государственного сектора в расширенном определении и внешний долг частного сектора, гарантированный государством, в первом квартале 2016 г. увеличился на 224,9 млн. долл. (на 1%) до 22,778 млрд. долл. на 1 апреля, что составляет 59% совокупного внешнего долга резидентов Беларуси.

Краткосрочные внешние долговые обязательства резидентов Беларуси (по остаточному сроку погашения) в первом квартале 2016 г. возросли на 17,1 млн. долл. (или на 0,1%) до 18,406 млрд. долл. на 1 апреля. Краткосрочный внешний долг по остаточному сроку погашения измеряется путем прибавления стоимости непогашенного краткосрочного внешнего долга к стоимости подлежащего выплате в срок до одного года непогашенного долгосрочного внешнего долга (по первоначальному сроку погашения).

В апреле 2016 г. – марте 2017 г. платежи резидентов Беларуси по внешнему долгу оцениваются на уровне 19,315 млрд. долл. (с учетом операций по рефинансированию долга). По состоянию на 1 апреля 2016 г., золотовалютные резервы Беларуси составили 4,191 млрд. долл., покрывая лишь 21,7% предстоящих платежей по внешнему долгу. В то время как согласно критерию Гидотти, золотовалютные резервы должны покрывать не менее 100% предстоящих годовых выплат по совокупному внешнему долгу резидентов страны (правительства, центрального банка, предприятий, банков).

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Кадровый голод: как остановить отток мозгов и рук из Украины
 Компания Корпус Права предоставляет весь спектр аудиторских и консалтинговых услуг
 Государственные городские облигации правительства Москвы в 1997 г.
 Беларусь в январе-апреле 2017 г. увеличила экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на 29,4% до 1,504 млрд. долл.
 Один день с «невидимыми дирижерами»: репортаж из диспетчерской «Укрэнерго»