Пять философских трендов в образовании

В свое время моя шестилетняя дочка никак не хотела утром застилать кровать. Крики, ультиматумы или подкуп – инструменты, к которым когда-то прибегали мои родители, – не использую. Ну, почти. Я пыталась ей объяснить, почему это важно, но это было не убедительно, ибо никто в комнату не заходит, вещи от этого не портятся, вечером опять ложиться.

Я решила погуглить, как мудрые люди советуют заинтересовывать детей застилать кровать. В первой же строке поиска увидела интересные советы «почему важно застилать постель», так и прямо противоположные «почему этого не стоит делать и учить этому детей, потому что постель проветривается и т.д.».

Таких примеров разных взглядов к устоявшимся мнениям в современной жизни я встречаю множество: сыроеды критикуют молоко, сторонники Аюрведы его считают очень ценным; одни авторы книг призывают заниматься спортом, другие издают книги «Ленись» и предлагают жить размеренно без напряжения; кто-то рекомендует держать рабочий стол в порядке, другие говорят о ресурсе творческого беспорядка.

Это и есть первый тренд в образовании.

НЕТ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА И ЕДИНОГО ПРАВИЛЬНОГО ПУТИ ДЛЯ ВСЕХ. СВОБОДА!

Вместо создания одного для всех стандартов, приходит уникальность, индивидуальный подход, поливариантность, понимание, что «каждому – свое». Несколько лет назад один из самых популярных спикеров TEDx Кен Робинсон «взорвал» интернет выступлением «Школа убивает творчество», и подчеркнул, как важно каждого ребенка развивать согласно его призванию.

Однако украинский педагог Николай Гузик еще в начале 90-х создал в Украине «Школу талантов» (единственная государственная экспериментальная школа в нашей стране). По его мнению, существует восемь основных типов талантов:

академический (талант к научной деятельности);

художественно-эстетический;

ручной;

спортивный;

социальный (талант ухаживать за другими людьми);

визуально-стратегический (талант управленца);

духовный (талант проповедников);

универсальный (талант ко всему).

При поступлении в школу таланты определяют и дают возможность развиваться каждому ученику согласно его данным, усваивать предметы в разном объеме. В процессе обучения дети с разными талантами объединяются в группы и работают над проектами. Например, хороший физик, художник и потенциальный литератор вместе создают газету о законах всемирного тяготения. Или скрипачка с помощью ученика-химика может выразить химические реакции в музыке.

Каждый изучает мир через призму своего таланта, выбирая свой темп изучения. Например, можно досрочно перейти в следующий класс, к тому же – по отдельным предметам.

Трендом нашего времени является свобода выбора. Мы имеем возможность выбирать время обучения, свой темп освоения материалов, учебники. В этом нам помогают технологии и методики – смешанное обучение, дистанционное, E-learning, МООС курсы.

Интроверты и дети с ограниченными физическими или финансовыми возможностями могут учиться онлайн.

Адаптивность образования предусматривает возможность выбора учеником, а впоследствии и студентом, оптимальных, лично для него, инструментов обучения, выбора предметов и объема получаемых знаний.

Яркий пример – курсы Pearson MyLab, которые содержат алгоритмы, адаптируют курс к потребностям каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Адаптивность повышается за счет использования аудиоматериалов, учебного видео, различных тестов.

В Европе ведутся разработки новых платформ, которые собирают данные о человеке в интернете и формируют индивидуальный курс, учитывают специфику восприятия, сферу интересов и профессиональный опыт.

Сейчас мы получили возможность выбирать школу – традиционную, альтернативную, перейти на домашнюю форму обучения или вообще отказаться от традиционной формы обучения – «анскулинг», а учиться естественно от потребностей в ходе жизни. Выбирать можем и педагогов.

В ближайшем будущем благодаря технологиям, онлайн-курсам и разновозрастному обучению – педагоги будут подобны звездам шоу-бизнеса и собирать «стадионы».

По мнению основателя Центра инновационного образования «Про.Світ» Юлии Баранник, следующая революция в обучении должна касаться именно переосмысления роли учителя, который нынче в Украине не в фаворе.

Кардинально переосмыслить понятие «ошибки». Сегодня ошибка – ценный опыт, а не причина занижать ученику оценку. Перед нами стоит неизвестное будущее, поэтому современный мир – это мир экспериментов и изобретений, где без ошибок и проб не обойтись.

Мы изменяемся, а, следовательно, меняется и пространство вокруг нас – школ, садиков, библиотек и аудиторий. На смену прибитым к полу партам появляются мебель-трасформеры, возможность свободно двигаться, сидеть по кругу или в линеечку, различные тематические пространства для движения или отдыха, яркие цвета в отделке, мебель из экоматериалов.

Впервые о воспитании свободой заговорил еще 100 лет назад Александр Нилл, основатель самой популярной и самой старой альтернативной школы в мире – Саммерхил (Великобритания). В этой школе работает ученическое самоуправление и дети сами принимают решение, чему и когда учиться.

По этому принципу в Украине развивается школа «Зеленое племя», которая учит детей летом на хуторе «Обирок». Еще больше свободы предлагает украинская школа-парк Dixi, которая уже переросла в сеть учебных заведений: отказ от обязательных учебных занятий, от возрастного разделения в образовании и почти полностью – от оценок.

ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО МЕНЯЕТСЯ НА ТВОРЧЕСТВО

Прогрессивные и думающие люди перестали гнаться за обогащением. Они готовы выбирать меньшее жилье (да и цены за газ, воду и электроэнергию этому способствуют), отказываются от излишка пищи, от телевизоров, ведь все необходимое можно почерпнуть в интернете.

Они учатся давать вторую жизнь вещам (сообщества «Емаус», «Дарудар», страницы в соцсетях «Отдам за спасибо», обмен вещами и т.д.), набирает популярность искусство ресайклинга, восстанавливаются старые ремесла.

Это второй тренд. Он продиктован самой жизнью, в противном случае планета Земля просто исчерпает свои ресурсы и утонет в мусоре.

И речь идет не только о материальном. Мы переходим от безмерного потребления информации или знаний к их отбору и фильтрации. Ценным становится фокус внимания, отсеивание лишнего, умение находиться «здесь и сейчас», принимать решение осознанно.

И поэтому в топ 10 приоритетных навыков в 2020 году входит критическое мышление, развитие эмпатии, креативность. Популярным в школе становится сократовский метод обучения, или «философия для детей», которая учит концентрироваться на формировании сильных суждений.

А творчество становится человеческим преимуществом в конкуренции с роботами и искусственным интеллектом.

Во многих направлениях образование уже поддалось действию демонетизации, поскольку большая часть информации, которую можно изучить в различных учебных заведениях, уже доступна бесплатно онлайн: Coursera, Khan Academy, Гарвард, MIT и Стэнфорд предлагают тысячи часов качественного образования онлайн, доступного любому человеку на планете при наличии интернета.

В знаниях важным становится не количество, а качество.

Какой прок с профессора с тремя образованиями, который продает на базаре, потому что не умеет конвертировать свои знания?

Какой смысл знать, когда отменили крепостное право, если не умеешь построить отношения с противоположным полом?

СЕРДЦЕ ПОБЕДИЛО РАЗУМ

В какой-то момент люди поняли, что разум очень нас ограничивает – паттернами, стереотипами, логикой о том, что возможно, а что нет.

Сердце, интуиция – знают больше и не признают никаких границ.

Мы же на пороге совершенно новой эпохи и разрыв шаблонов необходим для новых решений.

«Мудрость внутри нас», – говорят гуру и правы.

Вот, например, Пауло Коэльо. Он всегда хотел писать, и родители апеллировали к его голосу разума: «Не заработаешь на жизнь этой писаниной». И заставили его поступить на юридический факультет. И он бросил учебу, какое-то время писал в журналы, а в 40 лет написал свой первый бестселлер и заработал больше, чем, если бы работал юристом всю жизнь.

Или Дэвид Копперфильд. Родители ужасались от мысли, что сын хочет заниматься фокусами. Впрочем, человек стал едва ли не самым известным фокусником планеты.

Разрушает шаблоны и Ник Вуйчич. Нет ног, нет рук, но есть желание и оно творит чудеса.

Следовательно, прогрессивные образовательные проекты нацелены на то, чтобы дети нарабатывали свои технологии обучения и превосходили учителей.

Например, эксперимент Сугати Митры «Школа в облаках». Детям в индийской глубинке во дворе установили компьютер с интернетом и дали задание. Сработал азарт и любопытство, и дети самостоятельно изучили больше, чем от них ожидали. Сейчас Сугата Митра работает над распространением собственного опыта в мире.

Другой популярный ныне подход к обучению – стимуляция мышления – методика ТРИЗ. Аббревиатура происходит от русских слов – «теория решения изобретательских задач». Это наука о том, как решать проблемы.

Следовательно, на смену педагогам приходят тьюторы, менторы, коучи.

Самым эффективным способом обучения становится обучение вопросами. Коуч стимулирует думать, направляет, оптимизирует процесс, но ответы ищет сам ученик.

Теперь дети – не пустой сосуд, который надо наполнить, а семя, в котором уже заложена программа, надо лишь удобрить почву и поливать.

Можно учиться у мудрых людей, но свой авторский путь построишь, когда будешь слушать себя, свое сердце.

Об этом говорил Григорий Сковорода: «Познай себя и ты познаешь весь мир».

Это подтверждает Далай Лама: «Мир в мире начинается с мира в голове».

То, что мы видим вокруг, отражение того, что происходит внутри нас. Оно наш выбор.

Следовательно, сейчас смысл стал важнее формы, педагоги ценнее школы, навыки важнее диплома.

Изменилась цель обучения – не передача знаний, а навыки жить, быть счастливым. И об этом говорят дети на различных конференциях.

ОТКРЫТЫЕ ГРАНИЦЫ

Открылись границы физически и внутри себя. Мы разрушаем условности, пренебрегаем правилами ради расширения границ сознания и возможностей.

Мир стал доступнее, в частности, и благодаря технологиям и интернету, есть множество вариантов путешествовать, общаться, обмениваться опытом, объединяться вокруг общих идей, в том числе и образовательных, быть на лекциях педагогов из разных стран мира; разрушать мифы относительно рас, полов, вероисповеданий.

Люди формируют собственные впечатления, а потому уже не подпадают под влияние иерархических политических структур или манипуляций. Это путь к осознанности и свободе.

Обучение вышло из стен школ – мы учимся, читая интересные посты в соцсетях, просматривая YouTube-каналы, блоги, играя в интеллектуальные игры в компаниях или за компьютером. И вся жизнь вокруг нас становится для нас уроком при желании это замечать и делать выводы.

Изучение иностранных языков выходит в приоритеты, хотя прогрессивные люди учатся находить общий язык без слов или создавая свои знаки взаимопонимания. Язык искусств, танца, тела не требует перевода.

ЖЕНСКИЙ МИР

Это не про матриархат. Мир из мужского, где правили цели, борьба, конкуренция, приказы и наказания, меняется на женский, где процветают стратегии win-win, взаимопомощь, волонтерство и крауфандинг.

Человечество поняло, что все вокруг взаимосвязано. И «взмах крыльев бабочки в Австралии может вызвать цунами в Таиланде».

Даже бизнес понял, что «тот, кто получает – зависит, кто отдает – не зависит».

Прецедент: Илон Маск бесплатно отдал доступ к патентованным технологиям своей компании, потому что понимает серьезность вызовов перед миром в связи с «углеродным кризисом».

Мир не поделен, а цельный. Поэтому изучаем его с помощью не уроков, а проектов. Ведущим является тренд STEAM (S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics) – обучение и в прикладном, и междисциплинарном подходах. Это сочетание критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.

Женщина – это рождение нового. Сейчас рождается много свежих идей, методик, стартапов.

Лаурин Пауэлл Джобс, жена Стива Джобса, запустила проект для поддержки образовательных стартапов, и этот процесс уже назвали образовательной революцией в Америке.

Появились специальные компании, которые помогают образовательным стартаперам. Например, The Tiny School Project в США. Организация предлагает потенциальным основателям инновационных школ менторство и «стартап-подход» в создании новой школы.

Что это означает?

Начинать с крошечного пилотного проекта для нескольких учеников, которые будут учиться вечером или в выходные. Если же это срабатывает, проект масштабируют до 10-15 учеников и испытывают в течение 2-12 месяцев в одолженном или арендованном помещении. И только в том случае, если концепция новой школы выдержит все испытания на практике, ее запускают как полномасштабный проект.

Среди учебных заведений, которые начали работу благодаря этому подходу – NOLA Micro Schools. В этих школах детям помогают понять свое призвание с помощью комбинации проектов, что похоже на квесты, сократовский метод и обучение у профессионалов.

Другой пример – Noble Minds Institute – школа для детей с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Еще одно инновационное учебное заведение, созданное благодаря этому методу, – Rooted School. Учителя этой школы стараются привязать знания, приобретаемые школьниками на протяжении обучения, к их практическому применению во взрослой жизни: алгебру – к созданию приложений для мобильных устройств, изучение родного языка – к созданию эффективных маркетинговых кампаний в социальных сетях и др.

Украина тоже имеет, чем похвастаться, – есть такие образовательные стартапы, как Спільношкола, Школа-парк Dixi, БеркоШко, Скворечник, Школа талантов, Соняшник.

Таким образом, мы входим в эпоху Творцов, людей, которые сами творят перемены и создают свой мир.

В Украине наиболее четко этот переход можно заметить во время Евромайдана. Украинцы, которые долгое время чувствовали себя жертвами в силу различных исторических событий, вдруг решили сами творить свою судьбу.

Люди как будто проснулись от спячки, перестали ждать Мессии и начали самоорганизовываться.

Евромайдан принес победу и начало борьбы старых и новых ценностей, а «мощнейшее оружие для изменения мира – образование», сказал когда-то Нельсон Мандела.

Итак, наши дети стали нашими лучшими учителями, потому что лучший учитель не тот, который что-то знает и об этом рассказывает, а тот, который создаст условия, чтобы ученик сам очень захотел понять и научиться.

А еще образование нового поколения заставило нас начать лучше понимать себя, активировало процесс самопознания.

В нашей стране еще очень много тех, кто до сих пор ноет и жалуется, но изменения уже начались и «свободу не остановить». Настоящие изменения выстраиваются изнутри наружу, а воплощаются снизу вверх.

Поэтому нынешние реформы, как поиск идеальных государственных стандартов, учебников и т.д. мне кажутся неэффективными. Зато эффективными были бы следующие основные четыре направления.

Подготовка педагогов должна стать краткосрочной и интенсивной, ведь современные педагоги становятся тьюторами и менторами, образовательные методики постоянно совершенствуются.

Такое образование станет доступным для родителей, которые готовы взяться за самоорганизацию обучения для своих детей и отраслевых специалистов, которые готовы делиться знаниями. Дети получат звездных педагогов, у которых смогут считывать лидерство, жизнелюбие и желание учиться.

Педагогика – энергозатратная, а потому это не обязательно должно быть делом на всю жизнь.

Всестороннее содействие со стороны государства для организации экстерна, дистанционной формы обучения и самоорганизации школ.

Это воспитывает самоорганизацию, ответственность и вовлеченность граждан, популяризирует сам процесс обучения.

Чтобы помочь энтузиастам классно бы создать интернет платформу, где бы заинтересованные участники могли обмениваться опытом и получать исчерпывающую информацию при желании заниматься каким-то образовательным процессом.

Ценным также является регулярное проведение конференций вроде ТЕDх с целью слышать детей и экспериментаторов в образовании.

Уже сейчас успешной площадкой для обмена опытом среди тех, кто меняет образование, – родителей, педагогов, деятелей – является событие «Дети. Образовательный эксперимент», которое в этом году уже второй раз прошло на хуторе Обирок.

Мы ставим себе цель учить детей лидерству, ответственности, организованности, мыслить критически, а потому ученики и родители должны получить право выбирать учителя (здоровая конкуренция для учителей, уважение к избранным), выбирать род занятий для ребенка и учебники.

Как учитель превращается в тьютора, так и Министерство образования и науки должно превратиться из органа, который предписывает, в координатора процесса образовательных изменений.

Биофизики говорят, что Земля перешла в новое измерение, материя изменились, а потому мы теперь живем в мире, где особую силу набрали мысли и слова.

Так вот, думайте о том, какой вы хотите видеть школу для своих детей, мечтайте об их успехах, говорите о том, что для вас важно и творите новую реальность. Сейчас возможно все.

Автор: Наталья Кузьма, текст написан в рамках образовательного уикенда «Дети. Образовательный эксперимент».

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий