Лилия Гриневич: Адекватная оплата труда учителя – три минимальные зарплаты. Но к этому мы не сможем прийти ни в следующем году, ни даже за два года

18.09.2016 – В разговоре с «Цензор.НЕТ» глава Минобразования рассказала, как будет бороться с очередями в детсадах в городах, сколько школ (и почему) закрывают по всей Украине, кто и почему приобрел школьные автобусы «российского производства», когда будут новые учебники для младших и средних классов и сколько сократят учительских должностей.

Не обошлось и без идеологических вопросов – например, об учителях, которые пропагандируют антиукраинские взгляды. Как и без вопросов демографии, которые объясняют, почему детсады в стране надо открывать, а школы – наоборот. Как выяснилось, часть школ не совсем и закроют.

Министр образования и науки заняла эту должность лишь в середине апреля. Однако планы госпожи Гриневич и ее выглядят масштабными и содержательными. Госпожа Гриневич хочет ввести в Украине, ни много ни мало, Новую школу с большой буквы – и, как увидит читатель, отводит на это достаточно сжатые сроки. Хотя, следует отметить, правительство и отдельные министры в Украине могут меняться еще и быстрее.

К сожалению, разговор корреспондента «Цензор.НЕТ» с министром состоялся еще до известного скандала вокруг возможной отмены студенческих стипендий. Однако ниже представленное интервью, вне всякого сомнения, станет интересным родителям, чьи дети ходят (или только пошли) в школы и детсады… Ведь последних тоже ждет немало реформ, которые уже начали реализовываться.

Несмотря на всю склонность министра к философским обобщениям на тему «Новой школы», она предоставила немало конкретной информации, которая развеивает некоторые мифы, уже укоренившиеся за последние месяцы в массовом сознании.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ САДИКИ СОКРАЩАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ БУДУТ

— Лилия Михайловна, я хотел начать, так сказать, «снизу вверх» по системе образования. В течение лета звучали заявления о реформе, призванной упростить доступ детей к дошкольным учебным заведениям. Что конкретно планируется и что уже сделано?

— Да, действительно, есть проблема с доступом детей в учреждения дошкольного образования, особенно в крупных городах. Сегодня в очередях в дошкольные учреждения по стране стоит 90 тысяч детей.

Как такие проблемы решают в других странах? Если государство не может обеспечить все это из бюджета, развивается частная инициатива. Однако у нас частные садики стали дорогими и эксклюзивными, потому что они должны работать по старым санитарным регламентам. А эти регламенты, содержат очень много различных правил, которые давно уже неактуальны, например, в странах ЕС.

Так, скажем, у нас не планировались маленькие садики, которые могут находиться на первых этажах жилых домов. Садик должен быть обязательно отдельным зданием значительной площади. Поэтому еще в мае, совместно с Минздравом, мы утвердили новые санитарные регламенты для дошкольных учреждений. Эти регламенты позволяют открывать сады меньшей площади – например, всего на две группы. Позволяют открывать маленькие сады в жилом фонде. Далее, например, в этих садиках не обязательно должна быть собственная кухня, зато садик может обслуживать кейтеринговая компания.

Отменен ряд совершенно архаичных неоправданных правил, в частности, приносить медицинскую справку, если здоровый ребенок пропустил несколько дней, и другую мелкую регламентацию.

В целом новые санитарные регламенты, по нашему мнению, позволят развиваться, прежде всего, небольшим частным детским садикам. Это, с одной стороны, позволит увеличить количество мест, а с другой – удешевить пребывание ребенка в таком учреждении.

Тем более, что органы местного самоуправления могут предоставлять этим садикам льготную ставку аренды. Это было бы социально ответственно, потому что вообще-то дошкольное образование – это сфера, которую должно обеспечивать именно местное самоуправление.

— Планируется ли вместе с тем сокращение сети государственных дошкольных учреждений?

— Ни в коем случае. Более того, мы строим новые садики. На этот год, например, запланировано по стране создать около 25 тыс. мест для дошкольников.

Напомню, в результате децентрализации сейчас на места попадает значительно больше средств. Например, с 1 января до 1 июля этого года в местные бюджеты поступило на 23 миллиарда гривен больше, чем за тот же период прошлого года. Местная власть вкладывает эти средства в инфраструктуру. Кроме того, они пользуются Фондом регионального развития, и, если просмотреть соответствующие позиции, много областей определили приоритетными объектами социальной инфраструктуры именно школы и детсады.

Это очень хорошо. Ведь демографическая ситуация у нас такова, что идет сокращение количества старшеклассников и студентов, но при этом растет количество дошкольников. Потому что нынешние старшеклассники – это те, кто родились во время спада рождаемости в девяностых. Тогда, в девяностых, детские садики позакрывали, поприватизировали, перепрофилировали помещения, а мы сегодня получили проблему государственного значения.

Поэтому государственные, коммунальные детские садики сокращать категорически не будут. И расширение возможностей частных садиков – это дополнительная опция, но, ни в коем случае, не заменитель того, что должна делать местная власть.

— С детсадами понятно. В то же время, в отличие от них, точно будут сокращены школы — об этом в последнее время заявляли, в том числе, и вы. Насколько я понял, этот процесс будет идти параллельно с созданием так называемых «опорных школ». Хотелось бы детализировать все эти моменты.

— Обратите внимание, что почти 60% украинских школ — это сельские школы, в них учится только треть школьников. То есть, как правило, это маленькие школы. И именно в сельской местности уменьшается количество школьников. Есть школы с количеством до 25 учеников.

Если это начальная школа — нет проблем. Наша позиция такова, что начальная школа должна быть как можно ближе к месту проживания ребенка, потому что шести — семилетних детей неправильно куда-то далеко возить. И в новом проекте закона «Об образовании» мы предусмотрели, что начальная школа должна быть рядом с местом жительства ребенка.

Зато есть проблема с детьми старшего возраста. Например, ЗНО этого года в очередной раз показало нам, что дети из сельской местности имеют в несколько раз меньше шансов успешно сдать ЗНО и поступить на бюджет. То есть ребенок самим фактом рождения в селе имеет неравный доступ к качественному образованию в сравнении с детьми в городах.

Каким образом это решается в мире? Есть два пути, которые осуществляются параллельно. Первый путь — это дистанционное образование, когда ребенок с помощью информационно-коммуникационных технологий, имеет возможность смотреть видеоуроки и пользоваться обратной связью с очень хорошими учителями. Этот способ мы тоже будем применять — но, к сожалению, пока что, мы не имеем развитой коммуникационной инфраструктуры.

Поэтому есть второй способ: подвоз детей старшего возраста до опорных школ. Что такое опорная школа? Это школа, которая имеет несколько филиалов низшего уровня и в которую привозят детей школьными автобусами из ближайших населенных пунктов, где когда-то были малокомплектные школы. Эта школа должна быть оборудована современными кабинетами для изучения естественно-математических дисциплин, компьютерными классами, спортивными площадками, обеспечена квалифицированными учителями. То есть это школа, где дети смогут получить полноценное и качественное образование.

— И где такая школа должна находиться?

— В населенном пункте, куда удобнее всего подвозить детей из других маленьких населенных пунктов. Это школы в сельской местности, но в узловых селах или поселках.

У нас сейчас бывают ситуации, когда в школе всех детей, с первого по одиннадцатый класс, учится всего несколько десятков. При этом один учитель может преподавать пять предметов. Разумеется, эти дети неконкурентоспособны по сравнению с теми, кто учится в полноценной школе, где есть все профильные учителя.

Наш подход такой: мы понижаем уровень малокомплектной школы к основной или даже начальной, в зависимости от количества детей, но при этом, чтобы дети начальной школы учились как можно ближе к месту проживания. Зато детей, которые учатся в старшей школе, будут привозить автобусами в опорные школы, где они должны получить полноценное и качественное образование.

КАК ТОЛЬКО УКРАИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ УЗНАЛИ О ВЫДЕЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ – ПОДНЯЛИ ЦЕНЫ

— Так сколько школ закроется, сколько «понизят в статусе», сколько откроют опорных школ?

— Я вам назову цифры, которые должны быть на 1 сентября. Ориентировочно, закрываются 180 школ, где на самом деле мало детей. Обратите внимание, что на закрытие каждой школы необходимо решение местного совета, школа не закрывается решением Министерства образования и науки.

Есть еще около 100 школ, которые приостановят свою деятельность из-за физического отсутствия там детей. Ну, вот нет в селе детей школьного возраста. Но там есть дети-дошкольники. Именно поэтому школа не закрывается, а приостанавливает работу. Существует идея временно использовать помещения этих школ для размещения библиотек, интернет-доступа и тому подобное, но конкретно об этом еще немного рано говорить.

В свою очередь, должны открыться 142 опорные школы. В них инвестировали органы местной власти и государственный бюджет. В частности, правительство выделило субвенцию в 600 миллионов гривен на закупку школьных автобусов и 200 миллионов гривен на оборудование школьных кабинетов в опорных школах.

Правда, мало купить школьный автобус, он должен ехать по хорошей дороге. Ведь от этого зависит время, затраченное на путь к опорной школе. Мы обсуждали это с Мининфраструктуры: необходимо отремонтировать 2,5 тысяч километров дорог. На самом деле, сейчас в ремонт дорог вкладывается очень много средств. И мы настаиваем, чтобы областные администрации, планируя ремонт дорог, в первую очередь ремонтировали и улучшали те дороги, которые ведут к опорным школам.

— Ну, Минобразования для обладминистраций все-таки не совсем авторитет…

— Они имеют поручение премьера на эту тему. Об этом знает также министр регионального развития. Поэтому, в принципе, на уровне правительства взаимопонимание по этому поводу есть.

— Что касается школьных автобусов как таковых. Можете прокомментировать недавний скандал с тем, что в рамках этой программы закупили автобусы российского производства? Собственно, мне известно, что точнее говорить про автобусы, собранные в Харькове — но все-таки из узлов, которые поставлены из РФ…

— Прежде всего, надо сказать, что Министерство образования и науки эти автобусы не закупает. Это делают местные администрации. Наша задача была в том, чтобы выделить целевую субвенцию. Кстати, к этим 600 миллионов местные администрации должны были добавить еще столько же. По оперативной информации на 1 августа 2016 года, местными органами власти на закупку школьных автобусов в целом было предусмотрено из местных бюджетов 347 745 543 грн.

Хочу отметить, что изначально действовала система софинансирования — 50% из государственного бюджета, а 50% из местных бюджетов. Но правительство по инициативе МОН пошло навстречу областям и предложило им еще более выгодное распределение — до 70% стоимости автобуса может финансировать государственный бюджет, а остальное — местные бюджеты. Поэтому нас очень удивило, что украинские производители автобусов, как только узнали о выделении бюджетных средств, подняли цены на 10% и выше.

— Именно на школьные автобусы?

— Именно так. До того они были, например, по миллиону двести тысяч, а тут вдруг стали по миллиону пятьсот тысяч.

Естественно, что это подталкивает местные администрации искать варианты подешевле. В общем, в ситуации с упомянутым вами скандалом должна разбираться СБУ. По нашей информации, эти автобусы, которые действительно производит Харьков, действительно собираются на сколько-то процентов из российских запчастей. Но они поставили более низкую цену. К тому же запчасти к автобусам не входят в перечень товаров, запрещенных к импорту из РФ. Поэтому мне кажется и вопрос резкого поднятия цены тоже должен быть исследован — Антимонопольным комитетом.

— А Минобразования обращалось по этому поводу в Антимонопольный комитет?

— Мы общались на эту тему. Но, повторяю, мы не закупаем автобусы. Мне кажется, официально обращаться по поводу той или иной закупки должен субъект закупки.

— Возвращаясь к профильной теме: очевидно, что закрытие школы означает сокращение должностей учителей. Как и в каких масштабах это будет происходить?

— Насколько нам известно из оперативной информации от местных администраций, большинство учителей, которых затронет этот процесс, будут трудоустроены в других школах. Но несколько сотен учителей по всей стране могут не получить предложения о работе. Местная власть должна сделать все, чтобы их трудоустроить, если это люди не пенсионного возраста. В крайнем случае, эти люди должны быть взяты на учет Службой занятости, получить все соответствующие социальные выплаты и возможность для переквалификации.

СЕГОДНЯ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ХОДИТЬ В ШКОЛЫ УЖЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ. КОГДА-ТО ЭТО ПРОИСХОДИЛО В СЕДЬМОМ-ВОСЬМОМ

— Уже на этот год анонсировано сокращение и облегчение домашних заданий для младших классов. Как это будет происходить на практике?

— Обновление программ начальной школы касается 1-4 классов. У нас есть такая проблема, как потеря детьми интереса к учебе. Сегодня дети выпадают из процесса обучения и не хотят ходить в школы уже в третьем классе. Когда-то это происходило в седьмом-восьмом классе…

Мы проанализировали причины этого — вместе с учеными, практиками, родителями. И выяснилось, что в программы во время перемен в 2011-2012 гг. было набито все больше теоретической информации, несмотря на возрастные особенности детей. И дети, не успевая усвоить одни важные базовые знания, должны были переходить к изучению следующих.

Далее. Когда мы посмотрели на наши программы, оказалось, что в них дублируется информация по различным дисциплинам, по разным классам. Плюс иногда дается информация не для той возрастной категории, и получается, что ребенок должен изучить сложное теоретическое определение, и это в то время, когда он только учится читать.

Поэтому на протяжении двух месяцев (между нашим приходом в министерство и 1 сентября времени было не так много) мы выставили программы на открытую платформу EdEra. И пригласили учителей-практиков, психологов, ученых, общественные организации, родителей: пожалуйста, вот вам программа с разделами — прокомментируйте, что вы думаете о каждом из них. Хочу сказать, что из 8 тысяч комментариев от более чем 4 тысяч авторизованных комментаторов мы получили большинство очень вменяемых и конструктивных рекомендаций.

— Итак, в двух словах: что будет? — В двух словах не получится… Попробую сказать так: мы хотим достигнуть государственных стандартов начального образования — то есть определение того, что должен знать и уметь ребенок — за счет улучшения качества учебного процесса и при сохранении здоровья ребенка. Приведу пример. Многие спекулируют насчет таблички умножения, изучение которой мы развели на более длительное время. Почему это важно? Потому что дело не в том, чтобы ребенок зазубрил как можно большую часть таблички за как можно более короткое время. Нам важно, чтобы ребенок понимал сущность действия умножения и умел его практически применять.

Мы стремимся, чтобы ребенок имел знания и практические навыки их применения, чтобы это потом стало опорой в базовой школе. Потому что от успешности ребенка в начальной школе зависит успешность его обучения в следующих классах. Приведу еще несколько примеров. Что читают дети в начальной школе? Как правило, это старые тексты. Очень часто это тексты, крайне далекие от реалий детей ХХІ века.

— Неужели из программы исключат, скажем, классику о том, как маленький Тарас Шевченко «пас ягнят за селом»?

— Кроме классики в программе было немало авторов, чьи произведения давно не печатались или же не имели большой литературной ценности. В программе должны быть и современные украинские детские писатели, которых ребенок может увидеть по телевизору, написать им письмо или прийти на встречу. Поэтому мы увеличили перечень соответствующей литературы, и учитель имеет право выбирать, какие тексты давать детям.

Более того, мы сейчас работаем над хрестоматией для начальной школы, и в этой хрестоматии будут даны примеры произведений современных украинских писателей. Много издательств любезно предоставили для этого соответствующие разрешения на использование авторских прав.

Еще один конкретный пример: дети приходили в школу в шестилетнем возрасте и на занятиях по иностранному языку в 1-м классе значительную часть времени вынуждены были копировать графические изображения слов, словосочетаний и предложений. Но на самом деле ребенок в первую очередь должен заинтересоваться языком. Его надо научить ритму этого языка, выучить больше слов и простых фраз… Поэтому я хотела бы всех успокоить: после обновления программы наши дети получат не меньше, а больше знаний и навыков.

— Что все-таки будет с объемами домашних заданий?

— Есть такой документ, как «Методические рекомендации учебно-воспитательного процесса в начальной школе». Там мы изложили свои рекомендации. Мы считаем, что домашнее задание не может превышать то, что ребенок сделал на уроке (а сейчас очень часто так бывает).

Далее есть еще одно предложение — для большинства школ это будет новацией — писать простым карандашом для формирования у детей устойчивых навыков письма. Это — мировая практика ведущих образовательных систем. Она связана не только с навыками письма, но и с пониманием детской психологии. Ошибку, сделанную карандашом, легко исправить — а это позволяет ребенку не бояться ошибки, понимать, что он имеет право на ошибку.

Об этих новациях хорошо знают учителя, которые «держат руку на пульсе» и изучают современные образовательные методики. Ведь давайте не забывать, что современные дети — это не такие дети, как мы с вами были. В современном мире ребенок имеет очень много отвлекающих факторов. Кроме того, существует немало типов интеллекта, дети имеют разные наклонности и способности, и мы должны все это учесть. И ни в коем случае не закомплексовать ребенка просто в начальной школе — те же постоянные зачеркивания ошибок формируют у ребенка страх.

У нас первый-второй классы в школе так и будут называться — «адаптационный период». Во время этого периода должно сформироваться доверие между детьми, учителями и родителями. Когда ребенок с детства начинает доверять учителю, когда он понимает, что имеет право на ошибку, дальше ему будет значительно легче.

— Объявлен переход на 12-летнее обучение, и немало родителей, которым я предлагал в Facebook определить наиболее интересные для них темы разговора с вами, не понимают, когда и в каком порядке это должно происходить…

— Те, кто ходит в школу уже сейчас, 12 лет учиться не будут. К сожалению, большинство людей — а также медиа — поняли все так, как легче понять. А на самом деле двенадцатилетка должно начаться с детей, которые впервые пойдут в школу в 2018/2019 учебном году. Кстати, в принципе большинство бакалаврских программ при условии 12-летней школы сокращается с четырех лет до трех, поэтому в целом будут те же 15 лет, что и в нынешней схеме, когда имеем 11 лет в школе плюс 4 года на бакалавриате в университете.

А в сегодняшней школе, перегруженной теоретической информацией, добавлять еще год обучения нет смысла. Это должна быть новая школа по своей сути.

Что такое новая школа? Раньше школа для ребенка была основным источником знаний. Но современный ребенок живет в огромном потоке информации. Если этот ребенок живет в городе или просто имеет достаточно обеспеченную семью, он уже с раннего возраста начинает пользоваться гаджетами, воспринимает все процессы динамично и в трехмерном пространстве. Это — «многозадачные» дети, которые могут делать одновременно несколько вещей. А мы приводим их в класс и заставляем сидеть, сложа руки, и смотреть на скучную доску.

Кроме того, нынешняя украинская школа переживает «кризис знаний». Сейчас постоянно появляются новые знания, а в программу, кроме новых знаний, скажем, физики, заталкивали еще и историю физики. И так — по каждому предмету. Что же имеем в сухом остатке, когда ребенок закончил школу и сдал ЗНО? Что из полученного в школе оказывается действительно нужным для жизни?

Не забывайте, что у нас есть евроинтеграционные устремления, и есть очень сложная экономическая ситуация. В таком положении нам необходимо только инновационное развитие. Отсюда вытекает «модель выпускника» — тех людей, которые завтра будут продолжать развивать Украину. Это должна быть личность, ответственный гражданин-патриот, и это должен быть инноватор.

В частности, нам нужно больше инженеров. Однако инновационное мышление нужно не только инженерам, но и людям всех профессий при решении чисто житейских проблем.

«Я СЧИТАЮ, ЧТО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОВОДНИКОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

— Среди приоритетов образовательной реформы в вашем ведомстве называют облегчение доступа к образованию для детей-инвалидов. Как это должно происходить?

— У нас действительно есть важный приоритет — формирование инклюзивного образования. Потому что еще один пережиток, который мы тянем за собой — это то, что люди с особыми потребностями живут в своем отдельном мире. Традиционно они учились в отдельных интернатных учреждениях. Сейчас для нас очень важно, чтобы такие дети, если они имеют сохраненный интеллект, могли учиться и социализироваться рядом со своими сверстниками. Это должно облагораживать других детей, чтобы они понимали, как относиться к людям с особыми потребностями, как с ними коммуницировать. Но это очень трудный и долгий процесс.

В частности, учителя, которые вышли из старой педагогической системы и не проходили курсов коррекционной педагогики, не знают, как работать с такими детьми. Их надо обучать. И, кстати, те учителя, которые сейчас освободятся, могут пройти такие курсы и работать в соответствующих учебных заведениях. В свою очередь, наши педагогические высшие учебные заведения сейчас развивают такие курсы для того, чтобы их проходили все молодые будущие учителя.

— Мои читатели на Facebook активно интересовались: Минобразования может повлиять на учителей, которые пропагандируют сепаратистские или украинофобские взгляды?

— Скажу откровенно: ситуация сложная. Законодательство содержит очень широкую трактовку такого поведения именно учителей. Как министр образования — и я неоднократно заявляла свою позицию — я считаю, что учитель должен быть проводником государственной политики. Потому что учитель получает зарплату из бюджета, это раз. Во-вторых, учитель имеет определенные этические обязательства, которые на него налагает, в частности, законодательство.

Но Министерство образования и науки не увольняет учителей. Учителей увольняют руководители учебных заведений. А руководителей, в свою очередь, могут освобождать органы местной власти. Мы же можем только задавать определенную политику и давать рекомендации. Например, сегодня, согласно законодательству учителя можно уволить за аморальное поведение.

К сожалению, учителя у нас не подписывают контрактов, где можно было бы ввести такие условия увольнения, как, например, призывы к нарушению конституционного строя Украины. Хотя это возможно с руководителями учебных заведений. А в случае если надо квалифицировать действия учителя, необходимо иметь доказательства, что именно он сделал. Это надо делать совместно со Службой безопасности…

Есть соответствующие статьи Уголовного кодекса, но они говорят о прямых призывах, а учитель может осуществлять косвенные, «мягкие» воздействия, которые, однако, являются очень деструктивными. Тогда, повторюсь, надо иметь доказательства и представлять их на рассмотрение руководства учебного заведения: оно квалифицирует это как аморальное поведение.

— Словом, надо обращаться к дирекции школы, а если она не реагирует — к местной администрации?

— Да. Они здесь ответственные. Этого должны требовать, в том числе, родители. Но, повторюсь, на все должны быть доказательства. Мы не должны броситься в другую крайность — в «охоту на ведьм». Нужен чрезвычайно сбалансированный и трезвый подход.

— Будет ли обновлена концепция преподавания в школах новейшей истории Украины? Ибо мы уже видели прецеденты, когда учебники менялись в угоду действующей на тот или иной момент власти: во времена президента Ющенко в них возвышалась Оранжевая революция, в период президентства Януковича акценты срочно сместили, есть и другие примеры. Появится ли у нас программа, которая не будет зависеть от политической конъюнктуры?

— Я надеюсь, что в нашей стране произошли необратимые изменения, и мы будем идти в направлении демократического европейского общества. Отечественная же история, по моему мнению, является ключевым предметом в построении украинской идентичности и формировании ответственного гражданина. Поэтому история должна строиться не под политиков, а ее должны писать настоящие историки. Хочу сказать вам, что в программы для 10-11 класса такие изменения внесены.

В частности, вопросы депортации крымских татар, которых ранее учебники почти не касались, сейчас будет освещаться значительно полнее. Как и вопрос украинского Крыма, и вопрос освоения земель Донбасса, тех миграционных процессов, которые там происходили.

— Выше вы упоминали о потребности страны, например, в инженерах. Но чтобы из школы выходили будущие инноваторы, нужны в первую очередь соответствующие учителя. Тем временем в Украине это сегодня — далеко не самая престижная профессия…

— Ничего из того, о чем мы с вами говорили, никакие реформы, ни одна новая школа невозможны без учителя. И я считаю самым большим для нас вызовом поднять социальный статус и квалификацию  украинского учителя.

— Как?

— Когда процент ВВП, идущий на образование, ежегодно падает, это огромная проблема. В проекте нового закона «Об образовании» мы определили уровень зарплаты учителя, который должен был бы быть адекватным — три минимальные зарплаты. Но к нему мы не сможем прийти ни в следующем году, ни даже за два года. Мы это осознаем. Однако мы должны постепенно идти к этому уровню.

Да, бюджет-2017 тоже будет тяжелый, но мы вышли с предложением хоть немножко продвинуть учителя вверх по Единой тарифной сетке. С другой стороны, мы должны гарантировать учителю большую педагогическую свободу. Мы должны доверять учителю. Но одновременно должны побуждать учителя к повышению квалификации и уровня реального партнерства с родителями и учениками, чтобы мы могли внедрять ценности новой школы.

— Напоследок: есть информация, что на этот учебный год не хватает учебников с четвертого по восьмой класс включительно…

— За учебники для восьмого класса отвечает Министерство образования. И мы напечатали 100% учебников. Очевидно, на время, когда вы получили эту информацию, их просто еще не все развезли по областям.

Есть проблемы с учебниками для четвертых и седьмых классов, которые должны были быть опубликованы еще в начале прошлого 2015-16 учебного года. Половину учебников закупило Министерство, хоть и с опозданием. А вторую половину, по решению Верховной Рады должны были закупить местные администрации. Они должны были выделить средства, провести тендеры и заключить договора с издательствами. По нашим прогнозам, к сожалению, эта часть учебников в большинстве областей поступит с опозданием. Конкретное время зависит от местных администраций: одни справятся быстрее, другие — медленнее…

Это в очередной раз свидетельствует об ошибочности примененной схемы, когда каждая община должна заключать соглашение с издательствами. Потому что это создало значительные бюрократические препоны. И для министерства это огромный урок. Мы больше не будем допускать такой схемы. Конечно, в свое время централизованные закупки были способом больших манипуляций и получения «откатов». Но сейчас нам удалось очень удешевить украинский учебник, у нас прозрачные закупки и никаких «откатов» нет.

Автор: Александр Михельсон

Источник: «Цензор.НЕТ»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий