Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Как сделать Украину новым поставщиком газа в Европу


08.10.2016 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию перевод статьи Филиппа Воробьева (Philip Vorobyov) из отраслевого издания Petroleum-Economist.com за сентябрь 2016 года.

Новый премьер Украины Владимир Гройсман хочет, чтобы Украина стала энергонезависимой к 2020 году. Страна до сих пор обеспечивает более 40% собственных потребностей природного газа, импортируя его. Поэтому цель очень амбициозная.

Но она достижима. Майское решение правительства поднять цены на газ для бытовых потребителей до рыночного уровня опередило даже требование МВФ и стало важным шагом на этом пути. Одним махом Украина искоренила перекрестное субсидирование, которое было не только тяжелым бременем для бюджета, а еще и питательной средой для коррупции.

Рыночные цены будут стимулировать энергоэффективность и снижать потребление. За последние два года Украина смогла существенно диверсифицировать источники импорта и в 2015 году впервые импортировала больше газа из Европы, чем из России.

Украина надеется увеличить добычу газа с 20 млрд. кубических метров в год, до почти 30 млрд. Несмотря на более чем, столетнюю историю газодобычи, Украина обладает геологическим потенциалом, который способен обеспечить такую добычу. И даже больше.

На самом деле, Украина могла бы не только удовлетворить собственные потребности, но и стать весомым новым поставщиком газа в Европу уже к середине следующего десятилетия.

Всего этого можно достичь лишь с использованием масштабных инвестиций, развитием новых технологий и привлечением ноу-хау из-за рубежа. До этого времени правительство уделяло мало внимания реформам, которые будут стимулировать частные инвестиции в газодобычу.

Украина до сих пор остается неконкурентной с точки зрения зарубежного инвестора, ей нужны изменения в налогообложении газодобычи. Правительство должно создать такой фискальный режим, который будет способствовать привлечению частных инвестиций от малых независимых разведывательных и добывающих компаний и финансовых институтов – фирм, которые являются основой стремительного североамериканского увеличения добычи нетрадиционных углеводородов.

Поэтому Киеву нужно сделать добычу экономически привлекательнее, снизить входные барьеры для инвестиций и предлагать новые материальные возможности инвесторам.

Большой потенциал

Запасы газа Украины оцениваются от 0,6 трлн. куб. м. (оценка BP) до 1 трлн. куб. м. (государственная оценка). Удвоение соотношения запасов к производству Украины в следующие десять лет позволит добывать 40 млрд. кубометров в год в рамках существующих запасов.

И это еще не включает все традиционные ресурсы (до 5 триллионов кубометров) или технологически добывающий потенциал Украины из нетрадиционных источников, который может в 10 раз превышать традиционные ресурсы.

Исследования IHS Markit в 2011 г. предположили, что Украина может добывать 70 млрд. кубометров к 2030 году – невиданный уровень с 60-х годов.

Физические характеристики традиционных резервуаров, которых большинство в базе запасов Украины, многообещающие: запасы от 10 до 100 раз превышают ресурсы главных сланцевых игроков, которые вызвали недавний стремительный рост добычи углеводородов в США.

Однако оборудование в Украине может быть от пяти до десяти раз менее производительным, чем оборудование в США.

Правительство изменило некоторые правила в отрасли. Однако последнее снижение налогов в январе для частных газодобывающих компаний, с максимальных 55% до 29%, на самом деле, было лишь возвращением к ставкам, которые были установлены до августа 2014 года. До того, как предыдущее правительство существенно повысило налоги для пополнения бюджета.

Более того, падение цен на газ с 2015 года, которое последовало за повышением налогов, означало, что маржа добытчиков не увеличилась и что экономически нецелесообразно инвестировать в новые проекты (в том числе в исследования и оценку).

Реформирующая реформа

Цена самоокупаемости для украинских относительно малых и технологически труднодоступных месторождений колеблется от $100 до $200 за тысячу кубометров, как утверждает Ассоциация газодобывающих компаний Украины и компания IHS.

Но это больше, чем то, что добытчики зарабатывают сейчас. Поэтому налоги должны быть уменьшены соответственно до спада цены и снижения нетбэка (Netback – общая себестоимость вывода газа на рынок).

Ассоциация газодобывающих компаний утверждает, что, в краткосрочной перспективе, упрощенная ставка ренты станет 12%, которая соответствует среднему мировому показателю, исчисленная на основе прозрачной оценки, с применением индикаторов европейского газового хаба, заставит инвесторов обратить внимание на Украину снова.

Кроме того, 2% из этих 12% ренты должны быть направлены в регионы, в которых происходит добыча углеводородов. Это должно привлечь дополнительную поддержку повышения добычи от местного населения.

Сегодня местные власти основных газодобывающих регионов, таких как Полтавской, Харьковской и Днепропетровской областей, не видят никаких прямых преимуществ от газодобычи, потому что большинство налоговых поступлений идет в государственный бюджет.

Украина также должна применять данную ставку для всех инвестиций, в отличие от действующей системы, при которой ставка зависит от глубины скважины.

Например, проекты на глубине не более 5 тыс. м имеют ставку 29% (для газа) и 45% (для жидких углеводородов). Все, что залегает на большей глубине, получает ставки 14% и 21% соответственно. Однако львиная доля существующих запасов Украины находится на глубине 3-5 тыс. м, где себестоимость добычи не значительно ниже, чем на проектах с пониженной ставкой.

Это создает коррупционную среду для проектов, находящихся на предельной с 5000 м глубине, и убирает 25-30% из поля зрения инвесторов.

Такое изменение ставки ренты будет иметь на удивление незначительное влияние на бюджет Украины. Ожидается, что в 2017 г. поступления в бюджет от газодобывающей отрасли составят лишь 5% от всех поступлений.

Из них, поступления от частных компаний составят менее 1% от всех поступлений. Соответственно, предлагаемое снижение налога окажет влияние лишь на 0,3% от всего бюджета.

Но дополнительные инвестиции и производство в результате снижения налога будут иметь общий положительный эффект на бюджет в течение 2-3 лет, поскольку база налогообложения увеличится.

Выигрыш от этого может быть существенным. По текущим прогнозам, потребление газа в Украине составит 28-30 млрд. кубометров в 2020 году. Государственный добытчик "Укргаздобыча" планирует увеличить добычу с текущих 14,5 млрд. до 20 млрд. кубических метров в 2020 году.

Это означает, что частные компании должны будут более чем удвоить собственную добычу, которая сегодня составляет около 4 млрд. кубометров, чтобы обеспечить остальной спрос. Это сделает Украину самодостаточной.

Нужен инвестиционный климат

Но это не случится, если налоги не будут конкурентными. Без них частные инвесторы прекратят инвестировать, что приведет к стагнации их добычи газа.

Однако такое снижение налогов не на повестке дня правительства. В прошлом году Украина и МВФ согласовали ставку ренты 20% и специальный налог на доход на уровне 15-30%. Самое оптимистичное последствие – нейтральное влияние на инвесторов.

Однако более вероятно, что дополнительный налог на прибыль уже в следующем году сделает фискальный режим еще более запутанным и непредсказуемым как для инвесторов, так и для фискальных органов.

Налогообложение прибыли, а не дохода, – стандартная практика для налогообложения добычи углеводородов на Западе – должно быть долгосрочной целью.

Такая система более гибкая и лучше отражает разнообразие экономик проектов на зрелых месторождениях – от исследования относительно малых и глубоких месторождений до перестройки старых месторождений и добычи нетрадиционных запасов.

Но такая практика может быть принята лишь когда Украина будет готова. Во-первых, в стране нужно ввести полномасштабный и прозрачный бухгалтерский учет по стандартам IFRS, обучить новый персонал и переориентировать административное управление отраслью.

Это укрепит веру инвесторов в то, что государство применяет новый режим честно и прозрачно.

Но и это еще не все. Официальный план реформ газодобывающей отрасли, который был объявлен в апреле 2015 г., содержал в себе раздел о реформировании архаичных правил регулирования добычи.

И хотя несколько депутатов-реформаторов в Верховной Раде продвигали эту наименее известную часть программы реформ, она не получила должной сильной внутренней или внешней поддержки, поэтому результаты были минимальными.

Это является проблемой, потому что широкая паутина разрешительно-согласовательных требований, которые обычно дублируют или противоречат друг другу, и каким добытчики углеводородов в Украине должны следовать на центральном, областном и местном уровнях, является основным барьером для новых игроков на рынке.

Правительство отменило несколько таких правил в прошлом году, и несколько проектов законов, которые должны упростить регуляторную политику, были вынесены на рассмотрение парламента. Но, по сути, система до сих пор остается не реформированной, непонятной и рискованной для инвестора.

Что делать

Поэтому на пути к собственной энергонезависимости перед Украиной стоит принципиальная дилемма: как быстро повысить долю изъятия запасов газа? Есть три шага.

Во-первых, она должна сделать проекты добычи более привлекательными для частных инвесторов, уменьшив налоги в краткосрочной перспективе, и привести налоговую систему в соответствие с западными практиками в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, должны быть устранены все барьеры для инвестиций, которые кроются в устаревшем регулировании добычи. Наконец, Украина должна допустить частную собственность в энергетический сектор, начать приватизацию государственных активов и, таким образом, предлагать новые материальные возможности для подходящих инвесторов.

Выигрыш для Украины, да и других стран, будет большим. Газовая самодостаточность сэкономит эквивалент $3 млрд. в импорте газа к 2020 году. Приток инвестиций и технологий в Украину будет стимулировать экономический рост и создание новых рабочих мест.

Удвоение украинской добычи также создаст возможность для экспорта, что даст Европе новый неожиданный источник поставок до середины следующего десятилетия.

Украина может даже обеспечить рынок для объемов сопутствующих услуг, которые были накоплены в Северной Америке, где повышение эффективности существенно сократило численность оборудования.

Но Украине также надо понять, что время для реформ подходит к концу. Прогресс в энергетических технологиях создает значительное давление на отрасль добычи углеводородов.

Бездействие и чрезмерная опека государством над отраслью будут означать, что значительная часть природного богатства Украины останется под землей навсегда.

Автор: Филипп Воробьев, ответственный за стратегию в британской компании JKX Oil & Gas (владеет активами в Украине, России, Венгрии и Словакии).

Источник: Petroleum-Economist.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Деньги в долг в Минске
 Туры в Пхитсанулок, Таиланд
 Интернет-магазин 5ок предлагает современную бытовую технику от ведущих мировых производителей
 Обзор популярного игрового автомата X-Men в игровом клубе Вулкан
 Нацбанк Швейцарии наращивает резервы в японских иенах с целью ослабления швейцарского франка на рынке FOREX