Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Виталий Скоцик: Людям, которые работают на земле, подачек не надо. Людям нужны условия, чтобы они могли зарабатывать и наполнять бюджет


12.10.2016 – При подготовке госбюджета на 2017 год вопрос налогообложения аграриев может стать одним из самых конфликтных. Правительство хочет перевести крестьян на общую систему уплаты налогов, предусмотрев господдержку только малых и средних предприятий.

По мнению премьер-министра Владимира Гройсмана, крупные холдинги могут позаботиться о себе сами. Однако аграрии выступают против изменения правил игры, призывая оставить им систему налогообложения, которая существовала до 1 января 2015 года.

Виталий Скоцик, председатель Аграрной партии, которая активно отстаивает интересы крестьян, в интервью УНИАН рассказал, как работала система налогообложения сельского хозяйства в последние годы и что будет с локомотивом украинской экономики после того, как аграриев переведут на общую систему налогообложения.

Виталий, недавно Аграрная партия провела очередную и видимо не последнюю забастовку с требованием оставить в покое систему налогообложения аграриев. Почему пошли на такие крайние меры? Терпение лопнуло?

Накануне забастовки я слушал выступление премьер-министра Гройсмана, в котором он говорит, что подал в Верховную Раду бюджет роста, поэтому экономика Украины начнет интенсивно расти. Не знаю, кто дает премьеру такую аналитику и уверенность в своих словах. Например, я, до мелочей проанализировав главный финансовый документ страны, имею совсем другое мнение. И оно, увы, неутешительно.

Кстати, хочу показать некоторые статистические данные, которые свидетельствуют, что терпение лопнуло не только у аграриев, а какая вообще страшная и катастрофическая ситуация в государстве. Это данные, которые готовятся департаментом экономики и социальных отношений ООН и обновляются в режиме онлайн. Так вот статистка на момент разговора с вами утром следующая: с начала года в Украине родилось 349 тыс. людей, умерло 495 тыс. Если взять средний возраст умерших, то они должны были жить на 15 лет дольше. Только за полдня население уменьшилось на 174 человека. С начала года население уменьшилось на 117 тыс. человек.

Теперь смотрим миграцию. С начала года на момент интервью выехало за пределы страны 27 тыс. 852 человека. С начала дня – 41 человек.

Вот вам объяснение и суть того, почему мы выходили на забастовку. Если мы не изменим экономическую политику, то мы по нарастающей будем иметь негатив.

Но разве не вопросы льгот для аграриев  на забастовке были главными?

Нет. Мы не говорим, что дайте льготы аграрным производителям, дайте дотации. Нет и еще раз нет. Наоборот, мы говорим, что они не нужны. Но дайте возможность, чтобы экономика развивалась. Дайте нам видение, но не говорите, что это бюджет роста, потому что он увеличивает пенсию пенсионерам на 10%.

Но о льготах говорили?

Нет. Это не верное толкование наших требований как журналистами, так и экспертами. Что бы было всем понятно, сделаю исторический экскурс. Система налогообложения аграриев была изобретена в 1998-1999 годах. В то время Украина готовилась к вступлению в Всемирную торгую организацию. Необходимо было найти такие решения, которые с одной стороны не противоречили бы вступлению в ВТО, а с другой - стимулировали бы развитие сельского хозяйства. В результате наработок было изобретена уникальная, а не льготная – подчеркиваю это – система. Она состояла из двух элементов – фиксированного налога и спецрежима НДС.

В чем сущность фиксированного налога? Это налог с гектара земли. Платили его равными частями ежеквартально в местные бюджеты. Почему он имел стимулирующий эффект?

Независимо от того, какова была урожайность у агрария, он платил одинаковую сумму. Это стимулировало аграриев внедрять новые технологии и наращивать производство. Благодаря этому сельское хозяйство демонстрировало рост, за исключением 2003 года – тогда был природный катаклизм.

Ставка фиксированного налога не менялась?

Менялась. С первого января 2015 года фиксированного налога не стало и аграриев перевели в четвертую группу упрощенного налогообложения. Нагрузки выросли в 40 раз – было 6 грн. с гектара, на сегодняшний день – 236 грн. Отмечу, что аграрии особо не сетовали на эту смену – потому что эти деньги идут в местный бюджет. И система работала очень просто – есть у тебя 100 га земли в обработке, ты оплачиваешь 236 грн. за каждый в год.

По идее, если средств не хватает местным бюджетам, эту плату можно было поднять и до 500 грн. Аграрии были бы не против даже, если бы подняли до 1000 грн. Единственное требование – дайте нормально и прозрачно платить налоги.

Что делает государство? Оно переводит аграрное производство на общее налогообложение. Министра финансов можно понять – он смотрит на растениеводство – а там доходность 50%. Но он не учитывает, что в стране инфляция 40%, девальвация 300% и нужно еще уплатить 20% с прибыли. И этот налог съедает все. Поэтому я и призываю чиновников – перед тем, как что-то менять, сядьте и изучите проблему. Как говорится, «матчасть». В конце концов, вспомните исторические 90-годы, когда в один момент почти все аграрные предприятия стали убыточными. И тогда был введен фиксированный налог вместо налога на прибыль для сельхозпроизводителей.

Есть еще одна опасность от непродуманной политики государства в отношении аграриев – последние массово уйдут в тень. Никто не будет показывать урожайность 60 центров с гектара, а значительно меньше. Начнут прятать зерно по лесополосам, как это делали в 30-е годы. И какая бы не была фискальная служба, никто не сможет доказать, сколько урожая собрал крестьянин с гектара. В результате – бюджет не получает десятки миллиардов гривен, которые там запланированы. Это будет коллапс.

Не говоря уже о том, что и дефицит бюджета будет значительно больше?

Бесспорно. Но здесь подстерегает еще одна опасность. С отменой фиксированного налога местные бюджеты не получат тоже значительные средства. И это в то время, когда с 1 января 2017 года все коммунальные расходы на школы, детсады, больницы переходят на финансирование из местного бюджета. Понятно, что с отменой фиксированного налога не будет и соответственно финансирования тоже. Аграрии, напомню, готовы были платить не только 500, но и 1000 грн. с гектара. Теперь всех переводят на общую систему налогообложения. Но у некоторых даже бухгалтеров не будет.

С этим понятно. А относительно специального режима НДС. Им же пользуются агрохолдинги.

Да. Но снова вспомню историю. Специальный режим налогообложения был введен в 1999 году. Срок действия – до 2004 года. А дальше должны были придумать что-то другое. Но увидели, что комбинация фиксированного налога со специальным режимом, просто оптимальная для страны. Все развивается и растет. Поэтому систему оставили до 1 января 2015 года.

В чем идея? 20% НДС аккумулировалось не на счетах аграрных предприятий, а на перерабатывающих. То есть, чтобы получить НДС, аграрию нужно было не самому продать зерно на экспорт или зернотрейдеру, а продать молоко или мясо на перерабатывающий завод. Зерно на хлебокомбинат или комбикормовый завод. Таким образом, стимулировалась перерабатывающая отрасль. Аграриям было не выгодно куда-то продать сырье, кроме переработки. Это значит, что создавались рабочие места, добавленная стоимость и т.д. И потом НДС со счета перерабатывающего предприятия возвращался сельхозпроизводителю. Уже в первый год существования такой системы перерабатывающая отрасль выросла на 24%.

В 2000 году к этой системе добавили еще один инструмент – удешевление кредитов. Банк дает кредиты аграрию, и государство могло компенсировать до 80% ставки по кредиту. Обобщаю – лояльная система налогообложения плюс доступ к финансовым инструментам дал возможность оттолкнуться так, что Украина оказалась на втором месте по экспорту зерна в мире, на первом месте по производству масла и т.д.

Теперь у меня вопрос – это льготы? Нет, это были стимулы для того, чтобы развиваться. Когда говорят, что аграрии выходят на забастовку, чтобы отстоять льготы – это спекуляции. Это не правильное толкование наших требований.

Но так или иначе – в 2016 г. систему налогообложения изменили. Теперь частично различные отрасли сельского хозяйства начали уплачивать НДС в бюджет. Результат есть?

С 1 января 2016 года появилось возвращение экспортного НДС, но пропал внутренний НДС. Изменили правила. Теперь 85% забирает государство, а 15% остается аграрному производителю. В чем стратегическая ошибка? В отличие от того режима возврата НДС, которым мы стимулировали переработку в собственной стране, теперь мы четко стимулируем не переработку, а экспорт. Вывез сырье на экспорт, автоматически получил НДС, сдал переработчику – ничего не получил. Вопрос: какой смысл аграриям сотрудничать с перерабатывающими предприятиями, если их оставили без каких-либо стимулов?

Тогда это существенно изменило систему.

Я даже сказал бы что кардинально. Боюсь, что это сделано умышленно. Когда некоторые зарубежные министры в правительстве Яценюка имели такой замысел еще в 2014 году, я говорил нашим аграриям – ребята, цикличность истории еще никто не отменял. Если экономика государства падает, залезают в ту отрасль, которая еще работает. Если вы не объединитесь, вы увидите, что будет с вами происходить. Будет дальнейшая девальвация гривны, потому что в мире на сырье не зарабатывают. Наоборот зарабатывают те, кто это сырье у нас покупает. И сколько бы мы не экспортировали, мы заработаем меньше.

Например, в прошлом году экспортировали больше всего за всю историю, а заработали всего 14,5 млрд. долларов. Для сравнения – в 2013 году заработали 17,6 млрд. долларов, в 2014 году – 16,4 млрд. А в этом году, по прогнозам, от силы заработаем 11,8 млрд., хотя сможем экспортировать даже больше, чем в прошлом году. Нынешняя осенняя девальвация украинской гривны является следствием уменьшения поступлений валюты. Это, во-первых.

Во-вторых, мы говорили, что после этого начнется закрытие малых и средних предприятий. Статистические данные – в Украине за два года закрылось 250 тыс. предприятий. Более 2 млн. человек потеряли работу.

В-третьих. В этой ситуации начнется 5-я волна миграции. За два года из Украины выехало более 4 млн. трудоспособных людей.

Мы об этом не раз говорили и предупреждали. Провели семь забастовок. Нас не послушали. Теперь правительство составило бюджет коллапса.

Подождите, в проекте бюджета заложено почти 3 млрд. на прямую поддержку фермерских хозяйств. Разве не так?

Аграрии в один голос говорят – не надо нам этих денег. Отдайте их лучше на армию, на медицину, на образование и т.д. Людям, которые работают на земле, подачек не надо. Людям нужны условия, чтобы они могли зарабатывать и наполнять бюджет. На забастовке мы не требовали денег. Но это идея ребят из правительства, которые хотят делить деньги. А там где делят, там всегда что-то прилипает к рукам.

Относительно изменения системы налогообложения аграриев. Говорят, что здесь есть четкое требование МВФ – ключевого кредитора Украины. На МВФ ориентируются инвесторы и правительства всех западных стран.

А кто видел меморандум с МВФ?

Вы хотите сказать, что идет неправильное толкование со стороны министров?

Ну, представьте себе. Вы приходите в банк занимать деньги. Банк говорит – давайте паспорт, код и справку о доходах. Что для финансового учреждения важно – сколько человек зарабатывает, сможет ли он обеспечить себя и вернуть кредит вместе с процентами. Такая ситуация и с МВФ, который выдвигает нам одно простое требование – сбалансированный бюджет и способность вернуть средства. Все. А как мы наполняем бюджет, это уже другой вопрос. Конечно, когда министр говорит, что у нас есть, откуда брать деньги – это сельское хозяйство. Он же в историю не полез, не знает, почему оно стало развиваться. Смотрит на 50% рентабельности в растениеводстве и говорит – вот отсюда и возьмем средства.

Вспоминаю, что в 2014 году пришел один высокопоставленный чиновник на встречу с миссией МВФ и перепутал экспортный НДС с внутренним. Конечно, фискальной службе тоже не по себе – существует внутренний НДС, на который никто не влияет. На чем им тогда зарабатывать?

Фискальная служба тоже в долгу не остается. Там утверждают, что аграрии тоже с НДС мошенничают. И огромную сумму называют – более 15 млрд. грн.

Частично они правы. Но это производное от непродуманного изменения системы налогообложения. Еще раз объясняю. Есть внутренний НДС, на который никто не влияет и который возвращается автоматически. Здесь никаких манипуляций быть не может. А есть экспортный НДС, возврат которого происходит в ручном режиме и с громкими скандалами. И именно здесь происходят манипуляции. Почему? Потому что пошли схемы, что вроде что-то продали и требуют возврата НДС. Но внутренней аккумуляции НДС нет. Аграрии оплатили всего 5,6 млрд. грн. НДС, а экспортерам надо отдать 36 млрд. грн. Отсюда и огромный дефицит госбюджета в первой половине 2016 года. Спрашиваю, кто виноват в такой недальновидной политике?

Вообще, ошибки при формировании бюджета очень дорого обходятся государству. Например, в бюджете-2017 заложили около 128 млрд. грн. дополнительных поступлений от налогов. Правительственный прогноз роста экономики – 3%. МВФ дает 2%. А мой прогноз – падение на 3%. В прошлом году только аграрное производство впервые за 18 лет упало на 4,7%. В этом году аграрное производство продолжает падать и такая тенденция будет в следующем. В 2017 году аграрии из-за падения не дадут бюджету более 50 млрд. грн. Вот и все.

От налогов давайте перейдем к другой не менее важной теме – купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения. Кстати, введение оборота земель – это новое требование МВФ. Какова позиция Аграрной партии по этому вопросу?

Позиция проста и понятна. Снятие моратория на продажу земли в стране, где отсутствует земельный банк, а земельный кадастр наполнен от силы на 40%, где из 17 инструментов, регулирующих оборот земель сельхозназначения, работают только 2, то это преступление против собственного народа. Ведь цель тех, кто выступает за немедленное введение рынка земли, тоже понятна – даром забрать землю у людей, которые на ней работают. Купить за 300-400 долларов, чтобы потом продать за 10-15 тыс. Хотя, скорее всего, землю будут отнимать рейдерством. Кстати, за последний год количество рейдерских атак на фермерские хозяйства выросло невероятно.

Вообще возможность поднять огромные деньги на купле-продаже земли сельскохозяйственного назначения привлечет армию мошенников и бандитов. Это будет для них настоящий Клондайк.

Украина вынуждена продлить мораторий на продажу земли в седьмой раз. Потому что не выполнена домашняя работа. Чтобы полноценно заработал оборот земель, нужно 17 инструментов. Сегодня работает два – или сам работай, или сдай в аренду. До сих пор не завершено формирование земельного кадастра, не проведена полная инвентаризация земель. Сегодня даже есть примеры, когда нет административных границ между районами в пределах одной области. У нас гуляет между районами от 2 до 4 тыс. гектаров земли.

Есть еще проблема невостребованных паев. В целом в Украине гуляет от 3,5 млн. до 4,5 млн. га земли сельхозназначения. В государственной собственности – около 10 млн. га, причем неизвестно, кто зарабатывает на половине этой земли.

Поэтому мы говорим – украсть землю не дадим. Мораторий нужно продлить. В это время собрать лучших специалистов и экспертов для наработки земельного законодательства. Купля-продажа может быть, как один из инструментов. Но во всем мире он очень регулируемый. Здесь нужно предусмотреть невозможность сконцентрировать большое количество земли в руках одной семьи и невозможность владения украинской землей иностранцами. И записать обязанность сохранять на должном уровне качество земли.

Но есть и другое мнение. Что мораторий выгоден крупным агрохолдингам, которые продолжают за бесценок покупать землю.

В моей аргументации вы не услышали, что я против введения оборота земель. Я сказал о предпосылках, которые нужно создать. А то, что крупные агрохолдинги начинают играть – конечно. Чего только стоит поддержка аграрным комитетом Верховной Рады проекта закона «Об Эмфитевзисе». Это яркое свидетельство того, что есть желающие поймать рыбку в мутной воде. Крупные игроки хотят получить максимальную выгоду от нынешней ситуации. Они видят, что есть мощное сопротивление и неприятие купли-продажи земель и хотят легализовать свои гектары путем долгосрочной аренды, например, на 49 лет.

Законопроект позволяет брать кредиты под залог договоров аренды, вносить их в учредительный фонд предприятия и вообще продавать. Фактически, это подмена реального оборота земли. И это огромная проблема.

Когда что-то происходит непрозрачно и несправедливо, всегда найдутся те, кто захочет иметь выгоду. Скажем, начал пропадать внутренний НДС, в Верховной Раде сделали себе реестр по возврату экспортного НДС. Не идет земельная реформа, тогда давайте тихонько капитализируем долгосрочную аренду, а народ пусть себе дерется.

Если примут такой закон, тогда это будет афера века.

Согласен. Представьте себе, холдинг имеет в обработке 100 – 200 – 300 тыс. га земли. Берет под залог кредит и не возвращает. Понятно, что землю заберут, до этого она может оказаться в руках другого государства, а большинство владельцев этих земельных паев умрут.

Поэтому мы также говорим – никаких эмфитевзисов. Есть два года, и мы должны разработать законодательство.

С другой стороны – мантра о законодательстве тоже смешная. Каждый раз, когда истекает срок моратория, нам говорят – нужно продолжить, поскольку нет соответствующего законодательства. Законы нужно написать. Такое впечатление, что потом никто палец о палец не ударит.

Так и есть. Какой у нас законодательный орган – Верховная Рада. В парламенте должны быть разработаны стратегические вопросы во всех отраслях. Но этого не происходит. Нынешний состав парламента не способен этого сделать, хотя мы все на него возлагали очень большие надежды.

Именно поэтому мы в Аграрной партии (поймите, это не реклама и не пиар), создали совет и дали ему задание – за два года создать пакет законов, которые полностью урегулируют земельные отношения. Если эта Верховная Рада не способна ничего сделать, то пусть вообще не лезет в земельное законодательство. Лучше мы помучаемся еще два года. И когда мы придем в парламент, то быстро сможем принять необходимые законы. Правда, у нас еще есть одно замечание или уточнение – тогда, когда пакет законов будет готов, окончательное решение должна принять не Верховная Рада, а народ на референдуме.

А идею референдума не могут подхватить другие?

Уже подхватили. Есть опасность, что хотят раскрутить ситуацию в другом направлении. Я уже видел ролики с призывами продать свой пай, чтобы вылечить своих родных. Ну, это же, преступление. Это подмена понятий. Поэтому важно не допустить спекулятивного референдума. Сначала довести людей до обнищания, что они не могут оплачивать коммунальные платежи, нет денег на лечение, а потом затолкать призывами продавать землю. Результат такого референдума, известно какой будет.

За референдум выступает и Юлия Тимошенко.

Я рад, что нас услышали парламентские партии.

С ней объединяться в вопросе проведения референдума не планируете?

Никаких консультаций на эту тему мы не вели. У нас есть концептуальное видение земельной реформы.

Автор: Николай Бабич

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Компания Novomatic планирует открыть игровые автоматы Вулкан в Сан-Роке (Андалузия)
 Ретроспектива: Анализ динамики инфляционных процессов в Беларуси в 1990-2003 гг.
 Платежный баланс и курсы валют в Беларуси в 1998 году
 Макроэкономический и монетарный обзор Украины за август 2016 г.
 ВВП Беларуси в первом полугодии 2016 г. сократился на 22,2% до 21,751 млрд. долл.