Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Лилия Гриневич: Важно, чтобы учителя стали агентами изменений


14.10.2016 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию интервью Министра образования и науки Лилии Гриневич газете "Образование Украины". За несколько дней до голосования за законопроект «Об образовании» министр образования и науки Лилия Гриневич встретилась с журналистами и рассказала про основные векторы реформирования образовательной отрасли, которые предусматриваются законопроектом.

– Закон «Об образовании» – не только о школе, – отмечает Лилия Михайловна. – Он о системе образования в целом, начиная от дошкольного и заканчивая образованием взрослых. Он и об изменении принципов финансирования, и об изменении статуса педагогических работников, и о связи с рынком труда.

Вопрос финансирования

О чем говорят оппоненты закона? Обычно не критикуют его суть, говорят, что он потребует много средств из украинского бюджета. Приводят различные показатели – например, 150 миллиардов гривен. Это не соответствует действительности, поскольку все дополнительные расходы для внедрения этого закона не нужны сразу – есть переходные положения, которые определяют, что должно происходить ежегодно. Ведь понятно, что из бюджета не могут выделить большую сумму сразу, тем более – в стране, в которой идет война и 5% ВВП уходит на поддержку обороноспособности. 12-й год обучения, который будет стоить дополнительно 4 миллиарда гривен, появится в 2029-2030 учебном году.

Я не устаю повторять, что без инвестиций реформ не бывает. Неправильно, когда реформу воспринимают только как оптимизацию сети. В образование и человеческий ресурс надо инвестировать, таким путем пошли Сингапур, Южная Корея и все те страны, которые осуществили прорыв в экономике, сделав ее инновационной.

Социальный статус – это зарплата...

В законе определен социальный статус учителя. Его труд должен оцениваться на уровне трех минимальных заработных плат. Этот показатель корреспондируется с показателями передовых стран. Но сегодня состояние нашей экономики не позволяет обеспечить такой уровень заработной платы. Поэтому мы к нему будем идти медленно, этапами. В переходных положениях законопроекта записано продвижение по тарифной сетке. В этом году мы это делаем – на два тарифных разряда вверх. Я считаю, что это – одна из крупнейших побед. Так, высшая школа начинает оплачиваться с 15-го тарифного разряда, а наши учителя и воспитатели – с 8-го по 12-й. То есть между учителем высочайшей квалификации и молодым преподавателем в вузе было еще два разряда!

Предпринимались различные доплаты, надбавки за престижность. Но эти надбавки можно давать, можно забирать, можно изменять объем. Для нас важно законодательно зафиксировать повышение социального статуса.

У учителя из должностного оклада согласно тарифного разряда рассчитываются все надбавки – за выслугу лет, за проверку тетрадей, за кабинеты и др. В результате, если мы продвигаем тарифные разряды, должностной оклад возрастает от 300 до 700 гривен – в зависимости от квалификации учителя. Но на зарплате это отражается весомее – она будет увеличиваться ориентировочно с 500 до 1200 грн.

Повышение на эти два тарифных разряда обойдется государственному бюджету в 2017 году примерно 4,5 миллиарда гривен образовательной субвенции. Ориентировочно до 2 миллиардов гривен должны выделить местные бюджеты для работников, которые не финансируются из образовательной субвенции, – для тех, кто работает в дошкольном и внешкольном образовании. Профессионально-техническое образование в следующем году получит субвенцию на получение общего среднего образования – 1,6 миллиарда гривен.

...и доверие

Социальный статус учителя зависит не только от зарплаты, но и от отношения общества. Мы считаем, что педагогам нужно больше доверять. Сейчас все получают образовательные программы и учебные планы, которые очень строго должны соблюдаться. Любая авторская программа фактически должна утверждаться на уровне МОН. В рамках Концепции новой украинской школы стандарты образования будут написаны в ожидаемых результатах обучения в оценке достижений учащихся, а не в содержании образования – какую тему, по которой ты должен изучать.

Наша задача – написать ожидаемые результаты обучения в конце каждого класса, каждого этапа обучения. Учитель имеет право выбирать самостоятельно, как он получит такой результат. Конечно, мы разработаем типовые учебные программы, ведь самостоятельное их создание для учителя является вызовом, не каждый к этому пока готов. Но если педагог захочет ввести что-то новое, то он будет иметь возможность это сделать, у него будет эта педагогическая свобода.

Не сможет прийти ни один инспектор и спросить: почему вы сегодня учите такую тему, а не ту, что в календарном плане? Или почему вы вывели детей на улицу во время урока математики? Если учитель считает, что таким образом он лучше сможет объяснить материал, надо делать именно так, это его право.

Я знаю, что у нас есть много творческих педагогов, но они были «зажаты» в рамки. Мы также должны стимулировать учителей с помощью медиа – есть много интересных личностей, которые могут давать полезные советы родителям, проводить педагогические консультации. Их надо показывать, о них нужно писать. Именно они являются теми агентами изменений, которые донесут суть реформы до других учителей, родителей, общества.

При расширении местных полномочий всегда централизуется контроль за качеством. И, согласно норм, заложенных в проект Закона «Об образовании», на базе Государственной инспекции учебных заведений должно быть создано Агентство обеспечения качества образования, в полномочия которого войдут вопросы и аккредитации (кроме высшего образования). Этот орган будет инспектировать не методики, а соответствие результатов обучения стандартам. Это совсем переориентирует процесс, ведь в настоящее время многочисленные методисты методических центров часто приходят и контролируют учителя, а еще больше – его бумаги, что обязывает педагога заниматься лишним «бумаготворчеством».

Методические институты на местах должны оказывать учителю методическую помощь в развитии компетентного подхода к обучению, новых методик. Эти институты должны стать центрами новой педагогической мысли.

Сертификация учителей будет добровольной. Она будет предусматривать внешнюю часть – тестовая, – которую еще надо разработать, ведь тесты должны быть валидными. А также – внутреннюю часть, когда с помощью опроса коллег-учителей, родителей, а возможно – и старшеклассников, мы посмотрим на результативность работы педагога. Так что когда примут закон, то 2017 год станет годом создания, разработки и апробации сертификации. И уже после этого надо будет в бюджете на последующие периоды закладывать средства на выплату надбавок – как записано в законе, сертифицированные учителя получат двадцатипроцентную надбавку.

Проводники изменений

Внедрение сертификации заключается не только в мотивации, но и в продвижении идеи реформы. В первый класс Новой украинской школы дети должны пойти в 2018-2019 учебном году. А что делать тем, которые сейчас учатся в школе? Для меня важно, чтобы изменения происходили уже сегодня. Мы обновили программы для начальной школы, теперь будем пересматривать программы базовой школы и предложим их обновление в новом учебном году. Для нас важно, чтобы учителя стали провайдерами, агентами изменений, которые понимают, что такое компетентные методики преподавания, владеют ними, в рамках сертификации могут продемонстрировать такие методики, поделиться ими.

В образовании недостаточно предложить реформу «сверху», ведь она всегда встречается с сопротивлением. Например, обновление программ начальной школы не было реформой «сверху». Оно было «выстрадано» снизу самыми активными учителями, родителями. И даже эта реформа столкнулась с сопротивлением, но она имеет и поддержку. Нам важно, чтобы лучшие учителя, которых мы обнаружим во время сертификации, потом поддерживали реформы. А другие педагоги перенимали лучший опыт. Ведь они лучше послушают своего коллегу о предпочтении тех или иных изменений, чем когда им об этом будет говорить кто-то «сверху» и диктовать, что им делать.

В результате этой сертификации я ожидаю определенных изменений на местах. Есть 440 тысяч педагогических работников, многие из которых имеют устаревшую «рамку» преподавания – они всю жизнь работали в обучающей школе. Есть и такие, кто уже сегодня использует современные методики. Работать им непросто, потому что такие методики – исследовательские, проектные – требуют больше учебного времени. Работать по-старому значительно проще: пришел, рассказал, а ученики затем воспроизвели информацию.

Но такой подход не формирует компетентности, а только дает знания, которые надо воспроизвести на экзамене. Идея всех ведущих систем мира, которые в исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) имеют высокие показатели, – ориентирование на формирование компетентностей.

Источников знаний сейчас много, главное – это умение пользоваться информацией, критически ее анализировать, эффективно ее использовать. Нужно научить детей, как вести себя во взрослой жизни, как относиться к каждой ситуации. Вот, например, ребенок или подросток сталкивается с проблемой – мы должны научить сразу нацеливаться на ее решение, а не прятаться от нее. Такой подход может обеспечить каждому человеку личную и профессиональную самореализацию в жизни.

Ответственность местной власти

С 1 января по 1 июля этого года органы местного самоуправления получили в свои бюджеты на 123 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом профессионально-техническое образование, годовой объем финансирования которого составляет 5,5 миллиарда гривен, не дофинансировано в полном объеме. Есть случаи, когда средства лежат на депозитном счете, а городской совет не выплачивает зарплату работникам ПТО.

Такие примеры демонстрируют, что органы местного самоуправления не всегда осознают, какие полномочия они должны выполнять. И неответственно относятся к финансированию образования. Сейчас эта ситуация может усугубляться: теперь образовательная субвенция (а сейчас идет острая дискуссия относительно бюджета) будет предусматривать оплату труда педагогических работников. А за содержание заведения должны заплатить местные бюджеты. И лично для меня это является тревожной ситуацией, потому что доходы между бюджетами распределены неравномерно. Есть города, которые имеют огромную доходную часть, а есть и очень бедные.

В настоящее время предусмотрено 14,9 миллиарда гривен дополнительных дотаций местным бюджетам, если их доходная часть будет слишком маленькой для того, чтобы содержать учреждения образования и здравоохранения. Важно понять четкие правила распределения этих дотаций, чтобы не ждать, пока в школе отключат тепло, и станет холодно, и тогда они получат дотацию. Это большой вызов: в процессе децентрализации перейти на цивилизованные рельсы финансирования и ответственности органов местного самоуправления.

Я считаю, что общество должно брать под контроль деятельность своего руководства. Во время выборов появляется активная коммуникация между избирателями и властью, а как только выборы проходят, власть начинает жить своей жизнью, избиратели – своей. Это неправильно. Должен быть прозрачный бюджет, в котором были бы показаны доходы, расходы, задолженности и недофинансирование по заработной плате, – это должно быть на веб-странице органа местной администрации, чтобы люди могли контролировать использование финансов местной властью.

Начало большой работы

Закон «Об образовании» – это фундаментальный закон, который требует не только дальнейшего принятия подзаконных актов и поправок в действующие законы. Придется вносить изменения в Закон «О дошкольном образовании», писать новый закон о среднем образовании, будут изменения к Закону «О высшем образовании», необходимо будет принять уже разработанный законопроект «О профессиональном образовании», должен появиться новый закон об образовании взрослых.

Кроме этого, требуется огромное количество постановлений Кабинета Министров Украины. То есть принятие этого закона запустит для министерства большой и «мозольный» труд. Мы также будем создавать внешние рабочие группы, в которых пригласим специалистов, готовых самоотверженно работать, и разрабатывать новую нормативно-правовую базу.

Будут нужны новые учебники и учебные материалы. Наша идея заключается в том, чтобы создать большую электронную платформу учебных материалов и методик компетентного обучения. Такая платформа нужна и для дистанционного обучения детей на временно неподконтрольных Украине территориях и в Крыму. Чтобы дети оттуда имели возможность поступать в наши вузы, мы должны организовать хотя бы изучение украиноведческого компонента.

В мае 2017 года мы планируем презентовать новые государственные стандарты начальной школы. Затем выберем сеть пилотных школ, которые их будут апробировать. В следующем учебном году должна начаться масштабная переподготовка учителей начальной школы – тех, которые будут учить первоклассников новой украинской школы.

Автор: Максим Короденко

Источник: «Образование Украины» (№40 от 10 октября 2016 года)

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Банк Москвы: Ежедневный обзор долговых рынков
 Пол Крейг Робертс: В Армении готовится государственный переворот
 Экспорт белорусской мебели в январе-августе 2013 г. возрос на 9,3% до 308,852 млн. долл.
 В казино Foxwoods Resort Casino максимальный выигрыш в игровых автоматах Вулкан в марте 2016 г. составил 612,159 тыс. долл.
 Система анализа и прогнозирования деловой активности на макроуровне. Часть 1