Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Украина: Меморандум МВФ об экономической и финансовой политике. Часть 2


06.11.2016 – Реформирование рынка ценных бумаг и других небанковских учреждений. 22. Мы решаем серьезные проблемы, с которыми сталкивается Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), выполняя роль регулятора рынка ценных бумаг Украины. Эти проблемы включают выпуск и торговлю на рынке фиктивными ценными бумагами и недостаточные полномочия для эффективного надзора.

Читайте также: Украина: Меморандум МВФ об экономической и финансовой политике. Часть 1

Перезаложить в другой автоломбард, Минск, Беларусь 
Указанные проблемы также существенно ограничивают способность НКЦБФР сотрудничать с зарубежными надзорными органами и, как результат, получать от них обратную помощь. Для решения этих 21 вопроса, а также для того, чтобы привести законодательство Украины в соответствие с Принципами Международной организации комиссий по рынкам ценных бумаг (IOSCO), а также в контексте присоединения Украины к Многостороннему меморандуму о взаимопонимании IOSCO, парламент примет до конца сентября 2016 года законопроект, который позволит НКЦБФР:

a. проводить инспекции учреждений, являющихся субъектами регулирования, без существующих неоправданных ограничений, в том числе путем устранения каких-либо действующих до сих пор мораториев, которые не позволяют НКЦБФР проводить определенные проверки;

b. проводить аудит любого юридического или физического лица, чтобы устанавливать, выполняет ли такое лицо законодательство относительно операций с ценными бумагами;

с. требовать и иметь доступ к информации относительно любого физического или юридического лица, чтобы устанавливать, выполняет ли такое лицо законодательство относительно операций с ценными бумагами, в том числе путем введения исключений из положений законодательства, регулирующих вопросы соблюдения тайны (например, Законы Украины «О банковской тайне» и «О защите персональных данных»);

d. иметь возможность передавать иностранным органам информацию, которой владеет НКЦБФР, либо получать такую информацию от имени иностранных органов власти для установления фактов выполнения или невыполнения законодательства относительно операций с ценными бумагами;

e. применять любые полномочия для оказания помощи иностранным органам власти, независимо от наличия у НКЦБФР независимого интереса в соответствующем вопросе;

f. принимать нормативно-правовые акты в соответствии с законодательством Украины по вопросам операций с ценными бумагами без любого утверждения (согласования) регистрации сторонними органами;

g. иметь доступ к большим и более стабильным источникам финансирования, чем есть сейчас;

h. обеспечивать соответствующую правовую защиту НКЦБФР, ее Председателя, членов Комиссии и сотрудников.

Для обеспечения надлежащего исполнения новых полномочий НКЦБФР вышеназванные законодательные акты должны предусматривать:

i. требования для НКЦБФР устанавливать надлежащие принципы обеспечения конфиденциальности и защиты данных для обеспечения безопасности информации от несанкционированного раскрытия;

j. требования к НКЦБФР, ее Председателю, членов персонала в отношении соблюдения конфиденциальности и введение административных и уголовных санкций за несанкционированное раскрытие конфиденциальной информации, даже после того, как они оставят НКЦБФР.

Кроме того, мы предпринимаем решительные шаги в направлении дальнейшего улучшения функционирования финансовых рынков:

Мы подали на утверждение Верховной Радой ключевой законопроект по передаче полномочий по регулированию и надзору за деятельностью различных финансовых посредников от Национальной комиссии по регулированию финансовых рынков Национального банка (страховые и лизинговые компании, кредитные союзы, бюро кредитных историй и другие небанковские кредитные учреждения, ломбарды и другие финансовые компании), Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (частные пенсионные фонды, эмитенты ипотечных сертификатов, фонды финансирования строительства и фонды недвижимости) с целью консолидации надзора за финансовыми рынками. Мы работаем над тем, чтобы этот законопроект был полностью реализован до конца декабря 2016 года.

D. Фискальная политика

23. Мы полны решимости продолжать налогово-бюджетную консолидацию с целью усиления государственных финансов, что чрезвычайно важно для поддержания финансовой стабильности в Украине. В поддержку наших усилий в налогово-бюджетной сфере и для обеспечения приемлемого уровня государственного долга мы завершили долговые операции с частными кредиторами и сейчас проводим переговоры с другими кредиторами в соответствии с задачами программы, направленными на обеспечение приемлемости объема долга, планируем в скором времени завершить их.

24. Мы выполнили фискальные целевые показатели 2015 года. В 2015 г. в бюджете сектора общегосударственного управления зарегистрированы высокие результаты на фоне мощного роста доходов, жесткого контроля расходов, сбережений, платежей по уплате процентов в результате реструктуризации долга. Такой результат позволил нам перенести запланированную индексацию пенсий и заработной платы с декабря на сентябрь 2015 г., что помогло уменьшить негативное влияние высокого уровня инфляции на наиболее уязвимые слои населения. Это будет означать дополнительные расходы из бюджета в размере 9,9 млрд. грн.

Кроме того, мы перераспределили некоторые суммы финансирования (5,6 млрд. грн.), которые предназначались различным отраслевым министерствам, выделив их на оборону и увеличив расходы на погашение задолженности по возмещению НДС. На конец декабря 2015 г. мы также уменьшили сумму переплаты по налогу на прибыль предприятий до 23,9 млрд. грн. по сравнению с 25,2 млрд. грн. на конец 2014 г.

25. Верховная Рада утвердила Государственный бюджет на 2016 год, согласованный с целевым показателем дефицита сектора общегосударственного управления на уровне 3¾ процентов ВВП, что является чрезвычайно важным для дальнейшей постепенной фискальной корректировки и укрепления стабильности (предварительная мера для этого обзора). Для достижения этого целевого показателя нужно было уравновесить бюджет, учитывая необходимость:

(i) компенсировать разовые потери поступлений, имевших место в 2015 году;

(ii) выделить дополнительные средства из бюджета на социальную помощь по оплате энергоносителей для смягчения негативного влияния на домохозяйства в результате роста цены на газ;

и (iii) компенсировать потери поступлений от снижения ставки единого социального взноса.

Для поддержки наших усилий для сдерживания текущих расходов мы ввели верхнюю границу на текущие первоначальные расходы государственного бюджета (общий фонд) (новый индикативный целевой показатель). Индикативные целевые показатели кассового дефицита сектора государственного управления на первую половину 2016 года были выполнены с достаточным запасом.

26. Верховная Рада также утвердила ряд изменений в налоговой политике на поддержку Государственного бюджета на 2016 год (также предварительная мера для завершения этого обзора), направленных на:

(i) значительное снижение уровня налогообложения фонда заработной платы, который был слишком высоким по сравнению с международными стандартами и привел к значительному уровню теневой занятости и занижению данных об уровне заработной платы;

(ii) расширение базы налогообложения и сокращение возможностей для уклонения от налогообложения и коррупции;

(iii) повышение некоторых налогов для выполнения целевых показателей по программе.

Ключевыми элементами этих изменений, которые вступили в силу с 1 января 2016 года, являются:

a. Взносы на социальное обеспечение. Были унифицированы различные ставки единого социального взноса, и введена единая ставка в размере 22%, которую будет платить только работодатель, а также была повышена верхняя граница базы взносов на социальное обеспечение с действующих 17 до 25 минимальных зарплат.

b. НДС. Был отменен специальный режим НДС в сельском хозяйстве, который освобождал сельскохозяйственных производителей от налогообложения НДС. Соответствующее решение вступит в силу с 1 января 2017 года. В качестве переходного мероприятия исключительно на 2016 год было установлено требование для производителей зерна уплачивать в бюджет 85% от их нетто-обязательств по НДС, для производителей животноводческой отрасли (крупного рогатого скота и молока) – 20% и для других сельхозпроизводителей – 50%.

Мы настроены не продлевать переходную меру и не будем вносить изменения в п.4 статьи 2 раздела XIX Налогового кодекса, который требует прекращения применения специального режима НДС с 1 января 2017 года. Начиная с этой даты, общий режим налогообложения НДС будет применяться одинаково для всех сельхозпроизводителей. Мы также установили НДС на транзит газа, который заменит действующий режим налогообложения рентой.

с. Возмещение НДС. Для решения проблемы периодического накопления задолженности по возмещению НДС на постоянной основе мы больше не включаем прогнозный объем возмещения НДС в приложении к бюджету на соответствующий год, а Министерство финансов не включает сумму возмещения НДС в ежемесячный план поступлений (роспись) государственного бюджета.

d. Акцизы. Учитывая обесценивание гривны и высокий уровень инфляции, мы повысили специфические ставки акцизных налогов на алкоголь, спирт этиловый (на 50%), крепленые и игристые вина и пиво (на 100%), табачные изделия (на 40%), а также на бензин и дизельное топливо (на 13%).

е. Налог на прибыль предприятий. Мы оставили ставку налога неизменной в размере 18%. Чтобы иметь возможность воспользоваться дополнительными бюджетными поступлениями на фоне снижения взносов на социальное обеспечение уже в 2016 году, мы ввели ежеквартальные начисления и уплату налога на прибыль предприятий.

f. Налог на доходы физических лиц. Мы ввели единую ставку 18%, которая заменила две ставки – 15% и 20%, и в дальнейшем будем применять уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода на сумму налоговой социальной льготы, что составляет 50% размера прожиточного минимум, только тем лицам, чей доход составляет менее 1,4 прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

j. Упрощенный режим налогообложения. Мы увеличили ставки для плательщиков единого налога, которые относятся к III и IV группам и снизили порог для плательщиков третьей группы с 20 до 5 млн. грн.

h. Налогообложение имущества. Мы подняли ставку и расширили базу налога на недвижимость, включив в нее дома и квартиры класса «люкс», расширили налоговую базу для недавно введенного налога на автомобили класса «люкс».

i. Налогообложение газодобывающей отрасли. Мы снизили ставки ренты на газ, который добывается в коммерческих целях, до 29% (из скважин глубиной до 5 тысяч метров) и 14% (из скважин глубиной более 5 тысяч метров – с 55% и 28%, соответственно). Мы рассматриваем возможность внесения до конца сентября 2016 года дополнительных изменений в систему налогообложения нефтегазовой отрасли и введения единой ставки роялти независимо от глубины скважин и надбавки к налогу на прибыль предприятий.

Мы также снизили с 1 апреля 2016 года ставки рентных платежей на добычу газа для компаний, которые по закону должны поставлять газ для домохозяйств и тепло генерирующих компаний до 50% с действующих 70%. Для компенсации потенциальных потерь доходов этих компаний мы увеличили с 1 мая 2016 г. цену реализации газа компаниям, поставляющим газ для нужд населения и предприятий ТКЭ, до 4849 грн. (примерно 185 долл.) без НДС.

j. Другие меры в отношении поступлений. Мы увеличили рентные платежи за добычу янтаря и повысили дивиденды, выплачиваемые предприятиями государственной формы собственности, увеличив обязательную государственную долю до 75%. Мы также примем законодательные акты, которые позволят легализовать добычу янтаря до конца октября 2016 года, и прекратим взимать деформирующий налог с наличных валюто-обменных операций к концу октября 2016 года. Мы также возобновили переговоры относительно заключения соглашений об избежании двойного налогообложения с ключевыми партнерами с целью минимизации уклонения от уплаты налогов.

27. Мы дополнили реформу налоговой политики мощными мерами по улучшению администрирования поступлений. Реализация недавно утвержденного плана реформ администрирования поступлений, который является важным приоритетом на 2016 год, поможет построить эффективную систему взимания доходов в бюджет, которая обеспечивает справедливое и прозрачное применение налогового законодательства, уменьшает сложность и произвольность, и способствует соблюдению налоговых требований и развитию частного сектора.

Мы признаем, что налоговые амнистии будут иметь разрушительное воздействие на соблюдение налоговых требований, и поэтому в случае, если любая из налоговых реформ, будет осуществляться в течение срока действия, содержащего элементы налоговой амнистии, такие элементы будут согласованы со специалистами МВФ с тем, чтобы избежать негативного влияния на соблюдение налоговой дисциплины и на наши усилия в борьбе с коррупцией.

Таким образом, мы не будем рассматривать любой из вариантов амнистии до тех пор, пока не будет проявляться существенный прогресс в реформировании Государственной фискальной службы (ГФС), включая указанные ниже меры, с тем, чтобы эта реформа эффективно определила доходы, скрытые от налогообложения, и усилила налогообложение.

Также любые предложения относительно прощения налоговых обязательств будут касаться исключительно уплаты незадекларированных или неуказанных в налоговой отчетности, однако законным путем полученных доходов или активов. Если подробнее, то в 2016 году наши следующие усилия в направлении усиления администрирования поступлений сосредотачиваются на таких вопросах:

а) Дальнейшие достижения в выполнении плана реформ администрирования поступлений. По состоянию на конец декабря 2015 года мы переместили всех крупных налогоплательщиков в Офис крупных плательщиков налогов (структурный индикатор). Начиная с конца декабря 2015 года, ГФС начала вводить свои новые собственные организационные изменения в соответствии с планом реформы администрирования поступлений (структурный индикатор). Мы в основном завершили процесс сокращения численности ГФС примерно с 58800 до почти 44000 сотрудников по состоянию на конец апреля 2016 года. До конца сентября 2016 года Верховная Рада примет закон, который вводит единый стандарт для внутреннего урегулирования споров в рамках ГФС.

Нашей целью является объединение таможенной и налоговой администрации в единое юридическое лицо, что даст возможность воспользоваться синергетическим эффектом, а также мы рассчитываем на принятие парламентом до конца декабря 2016 года соответствующего закона (новый структурный индикатор). В качестве промежуточного мероприятия Кабинетом Министров будет принято до конца сентября 2016 года постановление об объединении всех налоговых офисов в единое юридическое лицо, а парламентом будет принято решение об объединении таможен в единое юридическое лицо внутри структуры ГФС с одновременным предоставлением руководителям подразделений на областном уровне права подписи.

Мы обеспечим полную совместимость реформированных структур налоговых и таможенных администраций друг с другом, что позволит осуществить их объединение и реорганизацию ГФС по функциональным критериям до конца декабря 2016 года. В контексте этих усилий до конца декабря 2016 года мы также консолидируем офисы в регионах, существенно уменьшим административные функции на областном и местном уровнях и переведем все управление функциями аудита и взыскания налоговой задолженности на уровень области и центрального офиса, оставив на местном уровне только фронт-офисы.

Мы также ликвидируем налоговую полицию и на основе консультаций с экспертами МВФ до конца октября 2016 года введем подчиненное Министерству финансов и укомплектованное новыми сотрудниками новое гражданское подразделение, уполномоченное расследовать финансовые и экономические уголовные правонарушения против государства, включая налоговые, лишая другие государственные учреждения их роли в этой сфере, однако, при этом не нарушая подследственности НАБУ. По итогам завершения реформы ГФС мы рассмотрим возможность передачи новой службы налоговых расследований в структуру ГФС.

b) Кроме того, мы завершаем разработку законопроекта, который установит критерии определения «владельца крупного капитала» (High Net Worth Individuals) и введет для последних новую программу проверок, а также предоставит ГФС соответствующие инструменты для выявления недобросовестных налогоплательщиков, включая возможность доступа к данным банковских счетов таких лиц, но при условии наличия мощных защитных механизмов, которые позволят минимизировать злоупотребления со стороны специалистов ГФС.

Также мы снимем мораторий на проведение налоговых проверок налогоплательщиков, годовой оборот которых не превышает 20 млн. грн., в конце 2016 года, как предусмотрено Налоговым кодексом. Мы завершим разработку законопроекта, направленного на усиление возможности взыскания долга административным путем в соответствии с передовой международной практикой, и предоставим ГФС полномочия применять косвенные методы оценки для получения точной суммы обязательств плательщиков по уплате налогов и единого социального взноса. Мы ожидаем, что указанный законопроект будет принят до конца октября 2016 года, когда, как мы ожидаем, будет достигнут значительный прогресс в реформировании ГФС.

с) Мы признаем, что адекватная оплата труда специалистов ГФС является важной составляющей нашей стратегии добропорядочности. Поэтому параллельно с завершением проверки и повторным назначением специалистов мы проведем целевую реформу оплаты труда сотрудников ГФС с целью довести ее до уровня, соизмеримого с оплатой труда в других государственных учреждениях, в которых состоялись реформы (например, в патрульной полиции) и обеспечить надлежащее финансирование ключевых информационных систем и таможен в течение 2016 года, но в рамках текущих бюджетных ассигнований ГФС.

Мы также сделаем приоритетом повышение профессиональных стандартов ГФС.

d) Для улучшения соблюдения требований по уплате единого социального взноса, начиная с 1 января 2017 года, мы согласуем базы единого социального взноса и налога на доходы физических лиц и предложим возможность представления единой отчетности по этим налогам и их уплате общей суммой. Для содействия достижению этих целей мы завершим составление соответствующего плана и начнем программу повышения осведомленности налогоплательщиков до конца сентября 2016 года.

е) Мы создали новое управление внутренних расследований в ГФС и наняли для работы в нем новых сотрудников, которые совместно с другими государственными учреждениями будут осуществлять оценку рисков, анализировать годовые декларации об активах чиновников ГФС и проводить расследования в рамках наших мер борьбы с коррупцией. Деятельность управления расследований будет контролировать недавно созданная группа экспертов, которые обеспечат публикацию результатов проведенного ими мониторинга на ежегодной основе. Чтобы отслеживать изменения в отношении общества к ГФС, мы начнем проводить регулярные независимые опросы.

f) в дополнение к фискальной роли реформа таможенной службы, которая сейчас происходит, обеспечит значительное облегчение торговли и усилит безопасность общества за счет более эффективного контроля на границе. Как предусмотрено планом реформирования администрирования доходов, нашей целью является назначение до конца сентября 2016 года нового заместителя Председателя ГФС, ответственного за работу таможенных органов.

До конца сентября 2016 года мы примем изменения в Таможенном кодексе, которые позволят гармонизировать требования уполномоченного экономического оператора с законодательством ЕС. Мы до конца сентября 2016 года обеспечим ГФС необходимыми полномочиями и внедрим программу пост-таможенного аудита.

Для упрощения дальнейшей автоматизации и рационализации процедур таможенного оформления за счет введения на таможнях услуги «единое окно» Кабинет Министров Украины принял в мае 2016 года соответствующее постановление, внедрение которого началось в августе 2016 г.

В связи с этим мы сведем к минимуму случаи физической проверки грузов, разработаем и опубликуем комплексный план мероприятий для таможенных органов и усилим координацию действий с Государственной пограничной службой для сокращения входящего потока нелегальных товаров и обеспечения обмена информацией между таможенными органами и основными торговыми партнерами Украины.

Мы определили ряд ключевых проектов в сфере ИКТ, которые имеют наивысший приоритет для таможни, и осуществляем поиск внешнего финансирования для их реализации. Мы также усовершенствуем порядок оценки таможенной стоимости, внедрив лучшие европейские практики, и с третьего квартала 2016 года будем способствовать применению процедуры условного выпуска товаров, как способа избежать нежелательных задержек с обработкой декларации.

До конца октября 2016 года мы подготовим проектный план по дальнейшему развитию системы управления рисками с тем, чтобы усилить существующие слабые места, будущие планы и требования, а также решить организационные вопросы и вопросы управления.

С целью минимизации возможных потерь доходов в пунктах пропуска через государственную границу и на внутренних пунктах таможенного оформления через слабые границы, мы будем инициировать инспектирование этих слабых мест третьей стороной, чтобы до конца декабря 2016 года завершить это инспектирование, по крайней мере, в трех крупнейших пунктах пересечения границы и внутренних пунктах таможенного оформления.

g) По результатам консультаций со специалистами МВФ мы введем в сентябре 2016 года ключевые показатели эффективности (КПЭ) ГФС на 2016 и 2017 годы. Эти целевые показатели будут сосредоточиваться, между прочим, на результатах основной деятельности налоговой и таможенной администраций (в т. ч. на проведении аудитов, взыскании налогового долга, погашении накопленной задолженности по возмещениям НДС и внутренний реорганизации). В 2016 году – в пределах дополнительной суммы, которая образовалась за счет сверхплановых поступлений – мы также будем продолжать сокращать объем предоплаты налога на прибыль предприятий, который накопился за последние несколько лет.

h) После перехода в 2016 году на новую систему возмещения НДС мы ликвидируем взаимосвязь между выплатой возмещения НДС и необходимостью выполнения чистых целевых показателей по доходам от НДС, устанавливаемых ежемесячными планами, что должно позволить нам полностью ликвидировать объем просроченной задолженности по возмещению НДС.

28. Мы признаем необходимость фундаментальной реформы режима упрощенного налогообложения, который остается чрезмерно сложным и предоставляет возможности для произвольного применения. Следовательно, до конца сентября 2016 года мы разработаем предложение и осуществим меры для борьбы с нарушениями, снижением степени льгот и сложности действующего режима, уменьшения разницы с налоговой нагрузкой тех, кто подпадает под общий режим налогообложения.

29. Для выполнения согласованных по программе целевых показателей дефицита бюджета мы также разработали постоянные меры экономии расходов в контексте среднесрочной реформы с целью улучшения эффективности и качества государственных услуг:

а. Пенсионная реформа. В ближайшие годы демографические тенденции и резкое снижение ставки единого социального взноса приведут к существенному росту структурного дефицита Пенсионного фонда, покрытие которого потребует значительных субсидий из государственного бюджета. Для решения этих задач на долгосрочной основе мы настроены реализовать многоэтапную стратегию реформ:

Мы уже осуществили первый этап реформ в 2015 г., отменив специальные пенсии для госслужащих и других привилегированных категорий пенсионеров, а также увеличив пенсионный возраст и необходимый стаж для ряда профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию. Мы также продолжили практику удержания части пенсий работающих пенсионеров, она была внедрена в марте 2015 г., до конца 2016 года отменили привязку размера максимальной пенсии к размеру минимальной заработной платы, и будем оставлять его неизменным на уровне 10740 грн.

Для дальнейшей поэтапной отмены специальных льгот в качестве предварительного мероприятия для этого обзора мы приняли постановление Кабинета Министров, которым сократили перечень профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию, по крайней мере, на 40% с точки зрения численности лиц, на которых распространяется данная норма.

Для уменьшения очень высокого уровня дефицита Пенсионного фонда, угрожающего стабильности солидарной пенсионной системы, и для усиления ее справедливости и способности обеспечивать надлежащий уровень пенсий в долгосрочной перспективе, до конца декабря 2016 года мы примем законопроект (новый структурный индикатор) с целью:

(i) постепенной корректировки обязательного возраста для выхода на пенсию и дальнейшего сокращения перечня лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию;

(ii) установления более жестких требований к правам на получение минимальной пенсии;

(iii) объединения пенсионного законодательства, которое в настоящее время представлено примерно двадцатью законодательными актами, и обеспечения единого принципа предоставления пенсий без льгот для любых профессий (кроме военнослужащих);

(iv) расширения базы плательщиков единого социального взноса;

(v) обеспечения справедливого налогообложения в сфере пенсионного обеспечения;

(vi) усиления связи с уплатой единого социального взноса для обеспечения декларирования реального размера доходов. Кроме того, мы отделим доплаты различным категориям пенсионеров от трудовых пенсий и переведем их финансирование из Пенсионного фонда в Государственный бюджет, а также усилим их адресность, начиная с 2017 года, чтобы сделать систему более справедливой и высвободить ресурсы для более эффективного снижения уровня бедности.

Пока не будут приняты все указанные выше меры, и не будет создана стабильная основа для системы пенсионного обеспечения, мы воздержимся от введения второго уровня пенсионной системы.

b. Фонд заработной платы. Заработная плата в бюджетной сфере возрастет с учетом роста минимальной заработной платы на 5%, с 1 мая 2016 года и с 1 декабря 2016 года на 10.4%, что компенсирует работникам бюджетной сферы ожидаемый уровень инфляции и поможет смягчить последствия повышения тарифов на природный газ, до уровня покрытия себестоимости, что произошло раньше запланированного срока.

c. Реформа системы социальной помощи и социального страхования. Мы усовершенствуем адресность и усилим прогрессивный характер ряда программ социальной помощи за счет улучшения проверки материального состояния; рационализируем и консолидируем программы, которые имеют подобные цели; и приведем субсидии на коммунальные услуги в соответствие с ценами на природный газ, которые доминируют на международном рынке.

Кроме того, до конца декабря 2016 года Министерство финансов завершит проверку получателей пенсий и социальной помощи и обратит взыскание на лиц, которые получали их незаконно, и сократит административные расходы фондов социального страхования.

d. Реформа системы образования. Мы продолжим прилагать усилия для улучшения эффективности и стандартов образования. Реформы, которые будут проведены до сентября 2016 года, также повысят эффективность расходов, в частности, посредством:

(i) дальнейшей оптимизации сети школьных заведений за счет закрытия малых школ и перевода учащихся в лучшие школы;

(ii) большей адресности финансовой помощи учащимся и воспитанникам учебных заведений за счет совершенствования проверки материального состояния;

(iii) оптимизации системы научно-исследовательских учреждений;

(iv) содействия частному финансированию высших и профессионально-технических образовательных учреждений;

(v) передачи части финансирования профессионально-технических учебных заведений на низшие уровни управления.

e. Реформа системы здравоохранения. С целью улучшения эффективности системы здравоохранения и качества услуг населению мы будем внедрять реформы в направлении к большей децентрализации, большей автономии управления больничными учреждениями и перехода от финансирования на основе количества коек к финансированию услуг.

Полномасштабный закон, предусматривающий проведение реформ, будет одобрен парламентом до конца декабря 2016 года. Первым шагом в решении вопроса значительной неэффективности системы больниц стало снижение нами предельного норматива обеспечения стационарными больничными койками в расчете на 10 тыс. населения с 80 до 60, что сопровождается соответствующим сокращением численности медицинского персонала до конца сентября 2016 года.

Кроме того, мы реформировали систему государственных закупок фармацевтической продукции в соответствии с европейскими стандартами и принципами. В частности, закупки осуществляются с участием специализированных организаций, начиная с 2016 года.

f. Другие меры в отношении расходов. Мы рационализируем систему субсидий, включая субсидии предприятиям государственной формы собственности; после принятия нового Закона Украины «О государственных закупках» мы начали проводить электронные закупки с 1 апреля 2016 года для центральных органов государственного управления, и с 1 августа 2016 года начали внедрение электронных закупок во всех других государственных органах; увеличим общую оплату или сократим расходы на культурные программы и общественный транспорт до конца сентября 2016 года; и оптимизируем количество государственных учреждений.

На протяжении 2015 года мы реорганизовали десять и ликвидировали восемь государственных учреждений. С помощью ЕС мы начали разработку комплексной стратегии реформирования государственного управления, и мы обеспечим ее полное согласование с нашей среднесрочной фискальной программой. Дальнейшее сокращение численности занятых в государственном секторе может обеспечить пространство для целевого повышения заработной платы для поддержки усилий по борьбе с коррупцией.

30. Кроме того, мы усилим наш бюджетный процесс с тем, чтобы стимулировать более эффективное использование государственных средств. Согласно рекомендациям миссии технической помощи МВФ мы намерены организационно оформить процесс анализа расходов. На поддержку этого процесса мы введем строгие бюджетные ограничения для отраслевых министерств, поощряя их определение с направлениями экономии своих ресурсов в пределах выделенных им бюджетных ассигнований.

Мы используем процесс анализа расходов для разработки качественных мероприятий по их сокращению. В сотрудничестве с ЕС и другими международными партнерами мы разработаем, а Кабинет Министров одобрит до конца декабря 2016 года комплексный план реформирования управления государственными финансами, который будет предусматривать конкретные, измеряемые и ограниченные в сроках мероприятия, по таким направлениям как среднесрочное планирование бюджета, управление наличными средствами и долгом, средства финансового контроля, прозрачность государственных финансов и борьба с коррупцией.

31. Наконец, повышение цен на газ и отопление до уровня полного покрытия себестоимости сопровождается значительной дополнительной социальной помощью с усовершенствованным механизмом ее адресного предоставления для поддержки уязвимых домохозяйств. В частности:

a. В бюджете на 2016 год мы увеличили объемы помощи по оплате стоимости энергоносителей (по программам льгот и субсидий) с почти 24,4 млрд. грн. в 2015 году до 35 млрд. грн. в 2016 году, а также приняли изменения в бюджет, предусматривающие дальнейшее их увеличение до уровня 40,3 млрд. грн. на оказание поддержки с учетом более стремительных темпов повышения цен на газ до уровня себестоимости.

Мы начали реформы с целью усиления адресности поддержки уязвимых слоев населения и обеспечения приемлемости этих программ для бюджета, в том числе за счет:

(i) предоставления получателям льгот по оплате энергоносителей возможности сделать выбор в пользу получения льгот или участия в программе субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (но, не то и другое одновременно), а также (ii) внесения изменений в нормы потребления по программам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с целью приближения их к текущим уровням потребления.

Мы осуществляем мониторинг и намерены откорректировать параметры социальных программ, имеющих отношение к оплате жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. формулы расчета размера субсидии с целью обеспечения содержания объема расходов на субсидии в пределах утвержденной в бюджете суммы (новый структурный индикатор).

б. Мы инициировали создание централизованной системы мониторинга характеристик домохозяйств, которые принимают участие в программах льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Система содержит информацию о количестве получателей, доходе домохозяйства, и сумме субсидий.

До конца сентября 2016 года мы расширим способности системы предоставлять информацию о льготах и уровне потребления по распределению доходов, что имеет критическое значение для усиления адресности. Мы регулярно будем анализировать эту информацию, чтобы проверять, предоставляется ли помощь по этим двум действующим программам надлежащим образом.

Мы направили заявления на предоставление субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг всем домохозяйствам и приняли меры для управления растущим количеством заявок на предоставление социальной помощи, в том числе выделив надлежащие бюджетные ресурсы и дополнительный персонал.

Политика в энергетическом секторе

32. Мы продолжаем успешно решать вопросы улучшения финансирования Нафтогаза и осуществлять согласованную реформу энергетического сектора.

a. Дефицит Нафтогаза остается в рамках программных показателей. В 2015 г. кумулятивный размер денежного дефицита достиг 18,2 млрд. грн. (0,9% ВВП), что ниже программного целевого показателя. Мы и в дальнейшем настроены на устранение дефицита Нафтогаза до конца 2017 года.

b. Была вовремя завершена независимая диагностика дебиторской задолженности Нафтогаза компанией ПрайсВотерХаус Куперс с привлечением внешнего финансирования со стороны Департамента международного развития Великобритании (DFID).

Объединенный отчет, содержащий рекомендации по улучшению работы с дебиторской задолженностью, был передан МВФ, и его первая часть была обнародована 30 сентября 2015 года.

c. Мы пересмотрели формулу для распределительных счетов, на которые поступают платежи предприятий ТКЭ, для обеспечения получения НАК «Нафтогаз Украины» части средств, пропорциональной текущей стоимости газа в тарифе на отопление. В результате был возвращен «корректирующий коэффициент», который позволяет НАК «Нафтогаз Украины» постепенно взимать с предприятий ТКЭ задолженность, накопленную с 1 сентября 2015 года. Мы будем принимать любые необходимые меры для обеспечения дальнейшего функционирования распределительных счетов.

d. Мы приняли большую часть нормативных документов, необходимых для улучшения применения нового Закона «О рынке природного газа», который вступил в действие с 1 октября 2015 года. Эти нормативные документы способствовали установлению цен на газ на переходный период до 2017 года на уровне ниже международного паритета и предоставлению субсидий незащищенным слоям потребителей.

e. Мы расширили сферу применения разрешенных государственных гарантий, предусмотренных в бюджете на 2016 год на общие цели и на заимствования Нафтогаза на сумму менее 700 млн. долл., а также внешние гарантии международных финансовых организаций и частных сторон, предоставленные в пользу Нафтогаза.

f. Мы гарантируем, что мораторий на взыскание Нафтогазом задолженности энергогенерирующих компаний и госпредприятий, отмена которого было условием первого обзора программы, не будет введен повторно. Поэтому мы отменили решение Верховной Рады о продлении моратория на принудительное взыскание, обращенное на компанию «Энергоатом» и предприятия ТКЭ.

33. Кроме того, мы ускорили наши меры, направленные на устранение дефицита НАК «Нафтогаз Украины» и введение изменений в газовом секторе.

a. Отражением нашей настроенности увеличить цены на газ и отопление до уровня покрытия затрат на основе паритета импорта стало принятие и обнародование Кабинетом Министров решения о введении с 1 мая 2016 г. единого розничного тарифа на газ на уровне полного покрытия затрат (предварительная мера для этого обзора).

Было также обнародовано решение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, об увеличении розничных тарифов на тепловую энергию до уровня, соизмеримого с ценой на газ на основе полного паритета импорта с 1 июля 2016 года (предварительная мера для этого обзора).

Для обеспечения того, что тарифы и впредь будут оставаться на уровне полного покрытия расходов, мы пересмотрим до конца октября 2016 года Положение о возложении специальных обязанностей на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (постановление Кабинета Министров Украины №758) с целью внедрения временного механизма ежеквартальной корректировки розничных тарифов на газ и тепловую энергию в случае, если тарифы будут отклоняться от уровня полного покрытия затрат (на основе паритета импорта в соответствии с Техническим меморандумом о взаимопонимании) на 10 или более процентов (новый структурный индикатор).

Первая корректировка цен в случае необходимости произойдет с 1 января 2017 года.

Временные корректировки будут применяться до полной либерализации тарифов, которая должна произойти не позднее 1 апреля 2017 года.

Мы также, начиная с 1 октября 2016 года, будем проводить ежеквартальную корректировку цен на газ украинской добычи (цены Укргаздобычи) с целью удержания их на уровне импортных цен.

b. С целью содействия полной либерализации газовых тарифов мы будем вносить дальнейшие изменения в постановления Кабинета Министров Украины №758 от 1 октября 2015 года с тем, чтобы отделить тарифы на транспортировку и распределение газа от стоимости газа, как товара.

До конца марта 2017 года мы монетизируем субсидии на жилищно-коммунальные услуги, чтобы частные газовые трейдеры могли конкурировать с НАК “Нафтогаз” за право поставки газа населению и коммунальным предприятиям, и для стимулирования энергосбережения.

c. Для дальнейшего улучшения взыскания Нафтогазом долгов с предприятий ТКЭ в июне 2016 года было принято постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, которое вводит в тарифах на тепловую энергию компенсацию за технологические потери, устанавливает целевые показатели для снижения технологических потерь и которое должно вступить в силу с 1 сентября 2016 года.

d. Кроме того, до конца сентября 2016 года мы примем остальные изменения (законопроект №4868), необходимые для содействия применению нового Закона Украины «О рынке природного газа».

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Андрей Рева: Мы не можем пойти на монетизацию субсидий
 Прогноз Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы на 2011 г.»
 Введение в работу с Excel
 Сильные люди. Руководитель миссии Красного Креста в Украине об особенностях конфликта и скандала
 Финансовые рынки России и Украины в январе-апреле 2001 г.