Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Юрий Терентьев: Облэнерго не допускают на рынок независимых поставщиков почти по всей Украине


08.11.2016 – Председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев рассказал в интервью УНИАН о том, как АЗС завышают цены на топливо, какой штраф может ждать компанию-монополиста на рынке дистрибуции сигарет «Мегаполис», каким образом «Укржелдор» будут учить организовывать прозрачные закупочные тендеры и в чем может заключаться вред дотаций угольным шахтам из госбюджета.

В украинских супермаркетах можно встретить много продукции с маркировкой «Эко», на которую нет соответствующих сертификатов. Не является ли это примером нарушения конкурентного законодательства?

Эта практика является распространенной на рынке, есть учреждения, которые предоставляют сертификаты на маркировку «Эко» и «Органик». Но поскольку в этой сфере существует нормативная неурегулированность, и распространение этой информации может вводить в заблуждение потребителей, эту практику можно считать такой, которая противоречит Закону Украины «О защите от недобросовестной конкуренции».

Такая маркировка требует внесения изменений в регуляторные акты, поэтому сейчас Комитет проводит исследования по этому вопросу. Конечным результатом является не факт наложения штрафа, это неэффективно. Нашей целью является определение по результатам исследования основных проблем, которые надо будет устранить, и предоставление этой информации соответствующим органам. Завершить исследования и предоставить обязательные рекомендации мы планируем в течение двух месяцев.

А как АМКУ относится к государственной помощи угледобывающим предприятиям, когда выделяются дотации из госбюджета шахтам, не искажает ли это конкуренцию?

Если такая помощь может создать ненадлежащие конкурентные преимущества, то да, она может исказить конкуренцию. Например, если какая-то шахта получает дотацию из бюджета, чтобы выплачивать заработную плату шахтерам, и это позволяет ей продавать уголь дешевле, чем шахте, которая находится рядом и не имеет господдержки, то это точно искажение конкуренции.

Именно поэтому контролем за предоставлением дотаций, налоговых льгот и других видов помощи конкретным субъектам предпринимательской деятельности должно заниматься конкурентное ведомство. В 2014 году был принят Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который вступит в силу 2 августа 2017 года. С этой даты Антимонопольный комитет начнет осуществлять мониторинг и контроль за оказанием государственной помощи.

Государственная помощь субъектам хозяйствования может предоставляться при условии соблюдения определенных критериев. Мы сейчас разрабатываем эти критерии и планируем представить проекты в начале 2017 года для публичного обсуждения. А дальше они должны быть утверждены актом Кабинета Министров и вступить в силу до того, как вступит в силу Закон.

В июне АМКУ пришел к выводу, что облэнерго ограничивают доступ независимых поставщиков на рынке электроэнергии. О компаниях из каких регионов идет речь? И ведется ли расследование?

Данная проблема типична практически для всех регионов, особенно для тех, где есть крупные энергоемкие предприятия. Доступ независимых поставщиков на рынок дает возможность крупным предприятиям покупать электроэнергию по более низким ценам, отсутствие такой возможности – наоборот.

В нескольких регионах уже были приняты решения по фактам недопуска поставщиков на рынок со стороны облэнерго. Количество таких решений – около десяти. Сейчас я поручил центральному аппарату АМКУ и нашим региональным отделениям свести воедино все жалобы, которые поступали в Комитет по поводу деятельности облэнерго.

Также мы проанализируем информацию от НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, – УНИАН). Это делается для того, чтобы поднять эти проблемы с уровня территориальных отделений на уровень центрального аппарата Комитета, поскольку максимальный штраф, назначенный территориальными отделениями за такие нарушения, может достигать максимум 68 тысяч гривен. В то же время, экономия для потребителя, а в случае ее отсутствия – неправомерная выгода для монополиста-облэнерго, может достигать десятков миллионов гривен. То есть штраф не сопоставим с размером нарушения.

Также это позволит проанализировать нарушения системно, а не отдельно, как в случае с территориальными отделениями. Завершить эту работу мы планируем в конце этого года или в начале 2017 года.

Есть ряд дел, которые рассматриваются уже очень долго. Одно из них – это злоупотребление на рынке нефтепродуктов, расследование, которое было начато в 2014 году. Когда же АМКУ даст ответ на вопрос, был ли сговор реализаторов горючего на заправках для завышения цены?

Дело в том, что сам факт продажи различными субъектами товара по одинаковой цене – не является доказательством картельного сговора. Иногда бывает наоборот, когда тождество цен говорит об очень интенсивной конкуренции на рынке, поскольку цены находятся на грани минимально возможного уровня.

Тем не менее, ситуация с ценами на нефтепродукты в Украине всегда привлекала внимание Антимонопольного комитета и других органов. Еще пять-десять лет назад проходили совещания в соответствующих министерствах, где субъекты рынка открыто обсуждали, какая у них должна быть маржинальность при продаже нефтепродуктов, и каков допустимый размер прибыли на перепродаже тонны импортного топлива. Фактически такие переговоры велись при координации государственных органов власти, что не нормально в условиях рыночной экономики, ведь государство не должно определять поведение субъектов на рынке.

Сегодня мы имеем другую проблему. На этом рынке существует две большие группы субъектов. Это компании, реализующие премиальное, в основном импортное, топливо, и компании, которые реализуют топливо украинского производства. Обычно последних именуют группой «Приват».

Всего в Украине около 6500 автозаправочных станций, из которых 1300 относятся к системе продажи украинского топлива. Основные игроки на рынке, которые продают импортное топливо, – это компании, работающие под брендами WOG, ОККО, Shell, Амис, Socar. Эти компании обвиняют украинские сети, которые они связывают с группой «Приват», в занижении цены на топливо и непрозрачной деятельности. Однако АМКУ до сих пор не получил от жалобщиков никакой конкретной информации относительно фактов таких непрозрачных действий в отношении занижения цены.

В то же время, тренды цены на атозаправках очень схожи между собой во многих странах. Причиной этого является особенность данного товара. А также то, что все участники рынка выставляют цены на стелах возле заправок, и компании могут легко видеть изменение цен у конкурентов. Покупатель же на этом рынке не имеет влияния, поскольку регулярно покупает примерно одинаковый объем товара, который не дифференцируется по бренду или торговой марке.

Вместе с тем, на фоне удешевления нефти в мире в 2014-2015 годах мы увидели, что в Украине динамика снижения цен на топливо не соответствует мировым ценовым трендам, даже если мы берем в расчет колебания валютного курса и изменение налоговых ставок.

Расследование АМКУ, которое началось в 2014 году, было переквалифицировано со злоупотребления монопольным положением на региональном рынке на антиконкурентные согласованные действия. Комитет уже завершил стадию расследования и сейчас проходит рассмотрение на заседаниях АМКУ. Первое слушание по этому вопросу было 18 августа, ответчиками были основные предприятия-импортеры: «ВОГ Ритейл» (бренд WOG), «Окко нефтепродукт», «Альянс Холдинг» (Shell), «АМИК Украина», «СОКАР ПЕТРОЛЕУМ» и «Параллель-М ЛТД». Основные обвинения Комитета заключаются в том, что существуют похожие действия в повышении цен, которые не соответствуют мировым трендам.

Также мы видим, что компании часто отмечают на стелах автозаправок такие цены, по которым горючее фактически не реализуется. Большинство своего горючего отдельные компании продают по программам лояльности на 10-15% ниже указанной цены. Тогда у нас возникает вопрос: какой смысл несет цена, указанная на потолке, такая же, как у других конкурентов, если 70-90% топлива при этом реализуется по более низкой цене.

Гипотеза нашего расследования заключается в том, что эта практика установления одинаковых цен на автозаправках направлена на завышение цены на рынке и подавление ценовой конкуренции. Оценку такой деятельности мы дадим в течение следующего месяца.

В то же время, как и во многих других вопросах, нельзя сказать, что в чем-то виноваты только игроки на рынке. Как правило, поведение, которое привлекает внимание антимонопольного комитета, является следствием несовершенного государственного регулирования, существования определенных неэффективных, а иногда и архаичных норм.

То есть неэффективное или, наоборот, чрезмерное государственное регулирование подталкивает субъектов к заговору ради того, чтобы его обойти. Бизнес всегда найдет способ обойти чрезмерно ограничивающее законодательство. Поэтому мы должны, вынося наше решение, не просто признать виновным некую компанию и выставить штраф, мы должны также идентифицировать проблемы и предоставить органам власти наше видение их решения.

Существуют также проблемы в госзакупках топлива «Укржелдором». Буквально каждый тендер заканчивается тем, что один из участников оспаривает результаты в АМКУ, Комитет принимает жалобу к рассмотрению и закупка приостанавливается. При этом «Укржелдор» жалуется на то, что затягивание процесса закупки ставит под угрозу деятельность компании. Возможно ли как-то ускорить процесс или изменить его, чтобы это не повторялось?

Жалобы подаются тогда, когда для этого есть основания. Антимонопольный комитет обязан принимать к рассмотрению жалобы по закупкам аэропорта или детского сада, все участники тендера имеют одинаковые права на защиту.

При этом есть процессуальные сроки для рассмотрения жалобы. За нашу историю не было ни одного случая, когда бы эти сроки были превышены Комитетом. Мы понимаем социальную значимость предприятий и все потенциальные манипуляции, которые могут вокруг них вестись, поэтому всегда стараемся обжалования значительных тендеров рассматривать в течение как можно более быстрого промежутка времени.

При этом чудес не бывает. Если в 2014 году общее количество жалоб было около 800, в 2015 году оно уже было 1400 и дальше только растет. Поэтому сейчас мы рассматриваем возможность увеличения структуры, которая занимается непосредственно рассмотрением жалоб по госзакупкам.

Что касается «Укржелдора», то есть потенциал в повышении качества его работы, как заказчика, поскольку существуют типичные нарушения на этапе формирования требований к лотам, к участникам тендера. Мы планируем на постоянной основе проводить обучение для заказчиков. Большое совещание по этому поводу состоялось в августе, и ежеквартально мы будем проводить тренинги для заказчиков, чтобы научить их правильно реализовывать тендеры.

В этом году АМКУ признал компанию «Тедис Украина» (ранее – «Мегаполис») монополистом на рынке дистрибуции сигарет. Но окончательное решение по начатому еще в прошлом году делу пока не вынесено.

Допускала ли эта компания злоупотребления и каким может быть штраф?

Дело против тогда еще «Мегаполиса» АМКУ открыл в октябре 2015 года. Доля компании на рынке дистрибуции сигарет приближается к 100%, и мы получали жалобы от субъектов хозяйствования о том, что она злоупотребляет своим монопольным положением.

Действительно, почти весь объем табачной продукции четырех основных международных компаний-производителей сигарет в Украине реализует компания «Тедис Украина», перепродавая ее оптовым и розничным продавцам и через собственную розничную сеть конечным потребителям.

Общее количество субъектов, с которыми сотрудничает «Тедис», более 30 тысяч. При этом в Украине более 80 тысяч розничных лицензий на право торговли табачными изделиями и около сорока тысяч – на право оптовой торговли.

В конце марта 2016 года мы направили этой компании результаты расследования. Мы отметили, что при условии существования ограничения максимальной розничной цены «Тедис» получала прибыль на рынке в течение периода расследования, которая постоянно росла на фоне снижения уровня прибыли предприятий розничной торговли. АМКУ квалифицировал эту деятельность как злоупотребление монопольным положением. Кроме того, есть факты ограничения поставки определенным субъектам заказов, что также может квалифицироваться как злоупотребление монопольным положением.

В соответствии с законодательством компания в течение нескольких месяцев предоставляла в АМКУ возражения. Указывалось, что рынок сигарет работает как розничный, где действуют десятки тысяч субъектов, и оптовый, где существует 40 субъектов, и ни на одном из них у «Тедиса» нет монопольного положения.

Также компания пытается доказать, что даже, если АМКУ признает ее монополистом, своим положением она не злоупотребляет, поскольку норма ее прибыли сравнима с нормой прибыли, которую получают компании на конкурентных рынках других стран. В частности, компания обязалась представить анализ рынков сигарет тех стран Европы, где существуют один-два дистрибьютора, чтобы доказать, что ее норма прибыли соответствует мировому уровню в подобных условиях.

Безусловно, говорить о том, что во всех отношениях с 30-ю тысячами контрагентов «Тедис» злоупотребляет монопольным положением, наверное, некорректно. Нам нужно четко определить, какой именно оборот компании является таким, который нарушает конкурентное законодательство.

Вообще законодательством установлен максимальный размер штрафа в таких случаях – до 10% от оборота компании за прошлый год. Оборот «Тедис» – это примерно 40 миллиардов гривен. Но, безусловно, речь о штрафе в 4 миллиарда не идет. Смысл деятельности АМКУ заключается не в том, чтобы оштрафовать субъекта, а чтобы штраф компенсировал избыточную доходность, которую субъект имел. А также он должен обеспечить сдерживающий эффект, чтобы такое нарушение не повторялось в будущем. Вместе с тем, штраф не должен убивать компанию.

В случае с «Тедис» есть еще второе направление деятельности – это работа с табачными компаниями-производителями. Они сотрудничают в этом направлении только с компанией «Тедис» и на вопрос АМКУ, почему так происходит, компании указывают, что они искусственно не ограничивают круг своих дистрибьюторов, но компания «Тедис» является наиболее целесообразным контрагентом.

При этом в АМКУ поступают жалобы от субъектов, имеющих оптовые лицензии, якобы производители отказывают им в установлении прямых договорных отношений. То есть оптовые компании хотят покупать сигареты напрямую у производителей, а компании-производители говорят, что им нужен дистрибьютор.

Следует отметить, что задачей дистрибьютора является не только купить товар, но и доставить его до места продажи, где его сможет купить конечный потребитель, и обеспечить постоянное наличие товарного запаса. Поэтому производители говорят, что отказывают оптовым покупателям, поскольку без наличия дистрибьютора есть риск, что купленный товар попадет контрабандой в страны Евросоюза. Если такое случается, компании-производители должны платить штрафы, поэтому они желают иметь прозрачность и знать, сколько сигарет находится у всех посредников в Украине в оптовых и розничных сетях.

Вопрос по «Тедис Украина» довольно сложный и требует решения нескольких проблем. Нам нужно определить, какой оборот связан со злоупотреблениями для определения размера штрафа.

Кроме того, компания должна разработать коммерческую политику и условия реализации товаров независимым контрагентам таким образом, чтобы они были прозрачными и недискриминационными. Также коммерческая политика должна появиться у компаний-производителей, которые установят четкие и прозрачные требования к тому, какой должна быть компания, которая желает стать дистрибьютором.

Эти процессы должны происходить одновременно. Расследование деятельности «Тедис Украина» уже завершается, если доказательная база будет сформирована в течение октября, то вынесение решения будет вопросом короткого времени.

Сейчас в Антимонопольном комитете создается отдел экономического анализа. Можете ли вы рассказать, что вы, собственно, анализируете и зачем создавать для этого отдельный отдел?

Во-первых, объектом такого анализа должна быть деятельность самого Комитета. То есть АМКУ, который создан для защиты и развития конкуренции, должен постоянно оценивать эффективность своей деятельности для определения правильности стратегии и целей деятельности Комитета.

Мы усиливаем этот блок, поскольку стратегия АМКУ – это не просто план на следующий год, это те положительные сдвиги, которые должны произойти в отдельных секторах экономики благодаря деятельности Комитета.

Сейчас мы проводим переговоры с Всемирным банком, чтобы разработать Общегосударственную программу развития конкуренции, как интегрирующего программного документа. Он будет устанавливать принципы проконкурентного государственного регулирования, включающего анализ основных секторов экономики и будет определять план действий для достижения положительных результатов в этих секторах.

Второе направление использования экономического анализа – это дела, которые ведет АМКУ. В мире наиболее интенсивно его применяют при исследовании концентраций, то есть будущих слияний и поглощений. Он используется, чтобы смоделировать будущую ситуацию на рынке после слияния компаний.

Экономический анализ также используется при определении границ рынка. Для Комитета вопрос размера рынка, его временных, географических и товарных границ – это основной вопрос, с которого начинается любое расследование относительно наличия монопольного положения.

Экономический анализ также используется в следственной практике при исследовании поведения субъектов. Например, сейчас мы рассматриваем вопрос реализации нефти на аукционах, и видим, что определенные субъекты этих аукционов оказывали друг другу денежную помощь в сумме 50-100 миллионов гривен беспроцентно на три-четыре месяца. Экономический анализ помогает определить, есть ли экономическая целесообразность в таких действиях, смысла в такой транзакции нет, и это может быть свидетельством о наличии скрытой цели.

Поэтому роль экономистов в конкурентном ведомстве не меньше, чем роль юристов. Для проведения любого расследования необходимо привлекать сотрудников, которые знают рынок, по которому ведется расследование, а также сотрудников, которые знают процессуальную часть и которые ведут расследование, это – юристы и экономисты. Только наличие всех этих элементов дает результат.

Недавно мы проводили большой семинар, посвященный экономическому анализу. Один из участников сказал, что, по сути, конкурентные ведомства разных стран отличают различные законы, которые действуют в странах. Но экономика одна и та же, и в Южной Африке, и в Украине, и в Соединенных Штатах. Поэтому блок экономического анализа и конкуренции – это тот блок, где международное сотрудничество и обмен опытом помогут нам быстрее интегрироваться в мировое сообщество.

Автор: Дмитрий Сидоренко

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик: Я прогнозировал блокаду
 В Беларуси объем эмиссии корпоративных облигаций в долларах США в 2015 г. увеличился на 21,1% до рекордных 2,811 млрд. долл.
 Валютный рынок Беларуси в январе-ноябре 2015 г.
 Депутат Иван Мирошниченко: «Мы выбрали меньшее зло, и так случилось из-за требования МВФ»
 Проблемные активы белорусских банков достигли рекордных 51,145 трлн. руб. на 1 мая 2016 г.