Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Преступление и наказание. Что будет с декларантами-лжецами


14.11.2016 – Разгребать и разбираться в источниках обогащения чиновников теперь придется правоохранителям. Правда, пока неизвестно, каким образом и в какой срок. ЭП совместно с Центром противодействия коррупции объясняет, как все это будет происходить.

Читайте также: Легенды деклараций. Кто изумил Украину своим богатством

Десятки тысяч чиновников отчитались о своих доходах.

На первом этапе декларации должны были подать 53-55 тыс. человек. Кроме президента, премьера, членов Кабмина, председателя Нацбанка и народных депутатов, это еще и чиновники категорий А и Б, среди которых топ-менеджеры, руководители госучреждений и даже судьи, прокуроры и полицейские.

Однако, деклараций подали в два раза больше, потому что часть чиновников просто не знали, должны ли они подавать декларацию или нет.

Остальные чиновники, а с ними и силовики, должны подать декларации с 1 января до мая 2017 года. Всего в этот период на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции должно появиться около полумиллиона деклараций.

Задекларированные доходы вызвали большой резонанс. То, что открыли электронные декларации, поражает не только нас, украинцев, но и весь цивилизованный мир.

Следующие вопросы, которые волнуют общественность: А что дальше? Откуда у декларантов такие средства, и будут ли они отвечать? Ведь есть сомнения, что такие состояния были нажиты честным трудом.

Разгребать и разбираться в источниках обогащения чиновников теперь придется правоохранителям. Правда, до сих пор неизвестно, каким образом и в какой срок.

ЭП совместно с Центром противодействия коррупции подготовили материал, в котором объяснили, как все это будет происходить.

Декларации представлены – что дальше?

Дальше декларации проверит Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции. Деклараций много – больше 100 тысяч, поэтому процесс точно не будет быстрым и начнется с наиболее важных должностных лиц.

В агентстве уже заявили, что первыми будут проверять электронные декларации депутатов, судей и прокуроров.

"Сколько продлится проверка, неизвестно. Ее начнут после установления соответствующего порядка в Минюсте. Сейчас проект порядка, который определяет, что и как проверять в декларациях, находится в открытом доступе", – отметил член НАПК Руслан Радецкий.

НАПК должно проконтролировать своевременность представления, правильность и полноту заполнения, логический и арифметический контроль. Также Нацагентство осуществляет полную проверку деклараций.

Что еще за полная проверка деклараций?

Полная проверка декларации содержит несколько пунктов, которые необходимо будет выяснить правоохранителям.

Во-первых, достоверность задекларированных сведений.

Во-вторых, точность оценки задекларированных активов.

В-третьих, это проверка на наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения. Она может осуществляться в период осуществления субъектом декларирования деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, а также в течение трех лет после прекращения такой деятельности.

И кто же подлежит полной проверке?

Во-первых, лица, занимающие ответственное и особо ответственное положение. Это президент, Кабмин и заместители министров, председатель фонда госимущества и др. Во-вторых, лица, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков, – глава АП и его заместители, руководители подразделений НБУ, руководители госпредприятий и прочие.

Обязательной полной проверке также подлежат декларации, представленные другими субъектами декларирования, в случае выявления в них несоответствий по результатам логического и арифметического контроля. Речь идет об обычных госслужащих, специалистах в министерствах и т.д.

Также субъекты декларирования должны информировать НАПК об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента и о существенных изменениях в имущественном состоянии.

НАПК также может мониторить образ жизни субъекта декларирования.

Что значит мониторить образ жизни?

Условно говоря, выборочно анализируется, не живет ли лицо, которое задекларировало однокомнатную квартиру и зарплату 100 тысяч в год, в большом поместье с озером и домиком для утят.

Мониторинг образа жизни субъектов декларирования осуществляется НАПК на основании информации, полученной от физических и юридических лиц, а также из средств массовой информации и других открытых источников, содержащих сведения о несоответствии уровня жизни субъектов декларирования задекларированным ими имуществу и доходам.

И что, НАПК может вмешиваться в личную жизнь чиновников?

Нет. Мониторинг не предусматривает никаких фактических проверок и действий, тождественных расследованию. Речь идет исключительно об анализе НАПК полученной информации, в случае обнаружения несоответствий она будет передаваться правоохранительным органам.

Важно понимать, что полная проверка деклараций и мониторинг образа жизни не будет осуществляться в отношении близких лиц и членов семьи субъекта декларирования, а лишь в отношении самого чиновника. Почему? Потому что это признаки вмешательства государства в личную жизнь, и это противоречит базовым принципам Конвенции по защите прав и основополагающих свобод человека.

И в НАПК все готово для этих проверок?

Нет. Сейчас НАПК не утвердило ни одного нормативного акта относительно порядка реализации этих контрольных функций. Это означает, что до момента утверждения такого порядка, эти функции являются фактически замороженными, и не будут работать должным образом.

Кроме того, для того, чтобы эффективно реализовывать эти функции НАПК должно получить прямой доступ к информационным базам данных государственных органов, могло пользоваться государственными, в том числе правительственными системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.

Одновременно, на сегодняшний день НАПК фактически еще не получило доступа к необходимым базам данных и не имеет соответствующих технических возможностей для их получения (собственной соответствующей техники). Это означает, что полная проверка деклараций, о которых упоминалось, будет осуществляться только путем переписки с органами фискальной службы, Минюста и другими.

Как быть чиновникам, которые не успели подать декларации?

Если обнаруживается, что субъект не подал декларацию, то НАПК сообщает ему об этом, и это лицо в течение 10 дней должно подать декларацию. Также НАПК сообщает о факте непредставления декларации руководителю органа и специально уполномоченному в области противодействия коррупции.

Также, если декларация с ошибками, каждый субъект декларирования имеет право подать исправленную декларацию в течение 7 дней после представления первичной декларации.

То есть, если чиновник подал декларацию 23 октября, то срок для ее исправления уже истек. А если декларация подана 30 октября – в последний день подачи деклараций, то срок истекает 6 ноября.

А какие предусмотрены административные правонарушения?

Несвоевременное представление без уважительных причин – штраф от 850 до 1700 грн.

Неуведомление или несвоевременное уведомление об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенных изменениях в имущественном состоянии – штраф от 1700 до 3400 грн. Представление заведомо недостоверных сведений в декларации, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 минимальных заработных плат – от 17 до 42,5 тысячи грн.

Также в ходе реализации функций по контролю над декларациями НАПК может установить другие виды административных нарушений. А именно: нарушение ограничений относительно совместительства с другими видами деятельности, нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарков, нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

А за что предусмотрена уголовная ответственность?

За декларирование заведомо недостоверной информации. Оно карается штрафом от 42,5 до 51 тыс. грн. или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Неотъемлемым признаком этого преступления, которое должны доказать правоохранители, является умысел, т.е. сознательное непредставление декларации или невнесение в нее активов.

Расследование преступлений по этой статье подлежит НАБУ, если преступление совершено чиновником или его предмет составляет более 500 минимальных зарплат.

Жестко. А еще за что?

За незаконное обогащение. Оно наказывается лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а еще и конфискацией имущества.

Если лицо занимало ответственное положение, то лишение свободы от 2 до 5 лет. А если очень ответственное, то лишение свободы от 5 до 10 лет.

Правильная редакция этой статьи появилась лишь в марте 2015 года, поэтому привлечь к ответственности по ней можно будет исключительно лиц, которые приобрели права на неподтвержденные активы с марта 2015 года.

А что будет за неуплату налогов?

С практической точки зрения чрезвычайно трудно установить факт уплаты или неуплаты налогов с денежных средств, находящихся в собственности декларантов и членов их семей. Сначала надо выяснить источник приобретения таких средств на предмет законности.

Например, если средства были получены от продажи имущества, то вероятно были удержаны налоги (государственная пошлина, сбор в пенсионный фонд), если сделка была зарегистрирована или средства были сняты с лицевого счета физического лица и хранились в наличной форме.

Или лицо до прихода на государственную службу имело значительный официальный доход и сделало сбережения в наличных средствах, или члены семьи также могли сделать сбережения из официальных доходов как субъекта предпринимательской деятельности, с которых уже были уплачены налоги.

Поскольку чиновники декларируют наличные впервые в истории, то причин и оснований для их появления можно придумать множество. И не существует способов проверки времени, периода хранения и накопления такой наличности, поэтому правоохранительные органы скорее всего не смогут доказать наличие именно этого состава преступления.

Именно это и является причиной такого бума декларирования наличных средств.

А причем здесь Яценюк?

Хотя, многие считают, что бывший премьер-министр Арсений Яценюк не будет подавать свою декларацию, это не так.

Должностные лица, которые прекратили занимать должности до 1 сентября 2016 года, должны подать декларации в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции" в течение 60 дней с начала второго этапа подачи е-деклараций – то есть до 1 апреля 2017 года.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Экономическая и финансовая ситуация в Беларуси в январе-сентябре 2011 года
 Макроэкономический и монетарный обзор Украины. Март 2018 г.
 Торговля опционами: о преимуществах
 Климатолог Светлана Краковская: Игнорирование проблемы изменения климата хуже терроризма
 Краткий обзор Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг.