Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

E-commerce: не загоняйте покупателя в тупик


11.12.2016 – Депутаты предлагают снизить предельный размер необлагаемых налогом товаров в международных почтовых отправлениях со 150 евро до 22 евро. Это якобы поможет сократить объемы теневой торговли таким образом. Неправда. Все наоборот.

Недавно я ознакомился с законопроектом, который предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс Украины, а именно – снижение предельной границы необлагаемых товаров в международных почтовых отправлениях со 150 евро до 22 евро.

По мнению авторов, эта инициатива поможет сократить объемы теневого импорта.

Сейчас предприниматели дробят партии и пересылают товары стоимостью до 150 евро международными почтовыми отправлениями с целью беспошлинного ввоза.

Как повлияет снижение предельного лимита для необлагаемых товаров в международных отправлениях на рынок e-commerce Украины? Насколько международные почтовые отправления связаны с теневым импортом? Конечно, количество отправлений товаров из зарубежных интернет-магазинов резко упадет.

Есть несколько видов иностранных интернет-магазинов.

1. Магазины, которые имеют представительство в Украине.

Они нанимают в Украине сотрудников и предлагают украинским покупателям хороший сервис – иногда лучше, чем локальные интернет-магазины. Инвестируют в продвижение на украинском рынке, платят деньги украинским площадкам или другим ресурсам за рекламу, что приносит деньги в украинскую экономику.

В отличие от многих локальных интернет-магазинов, которые продают нелегально ввезенную продукцию, эти магазины работают легально. Этим я хочу показать, что такие магазины работают полностью официально, вкладывают деньги в развитие бизнеса, дают работу украинским сотрудникам и приносят деньги Украине.

Стартап такого интернет-магазина стоит немало. Как правило, эти магазины имеют высокую среднюю стоимость покупки. В таких магазинах не выгодно покупать товар для перепродажи, поэтому они не могут быть источником теневого импорта в Украину.

2. Зарубежные интернет-магазины, которые предлагают доставку в Украину, но не имеют представительства, а продажа в Украине для них имеет небольшой приоритет.

Такие магазины максимально инвестируют в рекламу с помощью Google AdWords или Facebook. В этих магазинах украинский покупатель может приобрести товар по такой же цене, как и покупатель данного интернет-магазина в другой стране. Тем, кто перепродает товар, заказывать его в этих интернет-магазинах не выгодно.

3. Площадки вроде Aliexpress и Ebay, агрегаторы предложений разных продавцов, в основном физических лиц.

Здесь большой спрос со стороны покупателей, которые ищут недорогую продукцию. Средний чек посылок с таких магазинов, как правило, небольшой, но их очень много. Покупатели с радостью заказывают у продавцов, которые предлагают бесплатную доставку.

Здесь можно говорить о теневом импорте, если таким импортом считать приобретения и продажи, например, чехлов для мобильных телефонов или поддельных товаров различных брендов из Китая. Вопрос в размерах. По сравнению с классическими каналами поступления контрабанды в Украину объемы этого теневого импорта очень маленькие.

4. Зарубежные магазины, которые не предлагают доставку в Украину.

Украинские покупатели пользуются услугами этих магазинов с помощью посредников.

Они делятся на легальных и нелегальных.

Примером легального сервиса может быть MyMeest компании Meest Group.

Украинский покупатель заказывает товар в зарубежном интернет-магазине, оплачивает товар картой, и в качестве адреса доставки указывает склад компании Meest Group, в стране этого интернет-магазина. На складе посылки оформляют и отправляют легальным путем в виде международных почтовых отправлений в Украину.

Работа этого сервиса не нарушает законодательство. Таких добросовестных форвардов в Украине много. Их услугами пользуются более образованные покупатели.

Есть и недобросовестные компании, их можно назвать посредниками. Эти компании предлагают выкупить товар в разных странах и доставить его в Украину. Покупатель оплачивает посреднику в Украине стоимость товара из зарубежного магазина. Очень часто такой способ оплаты на карту, с большой вероятностью, не совсем легальный.

Посредник выкупает товар в зарубежном интернет-магазине и за эту транзакцию взимает с украинского покупателя 10-20% от стоимости товара. Далее посредник перевозит товар в Украину. Для этого он часто использует классические каналы теневого импорта: "Мы ввозим товары дважды в неделю грузовиком".

В Украине посредник упаковывает товар и отправляет покупателю посылкой по Украине. Покупатель, конечно, оплачивает стоимость доставки в Украину, и стоимость доставки по Украине. То, что эти посредники работают нелегально, можно понять из условий доставки товаров, которые они указывают на своих сайтах.

По моему мнению, введение ограничения для международных почтовых отправлений и снижение предельной границы для необлагаемых товаров повлияет на рынок следующим образом.

Первый тип интернет-магазинов будет сворачивать свою деятельность в Украине. Стоимость привлечения клиента для них уже сейчас слишком высока, а из-за резкого снижения спроса им станет невыгодно работать в Украине. Они закроют свои представительства.

Второй тип магазинов почувствует спад количества покупок, но и в дальнейшем будет предлагать доставку в Украину, потому что они не инвестируют в продвижение на украинском рынке.

Третий тип ощутит рост запросов на изменение декларируемой стоимости товара в посылке. Покупатели будут пытаться повлиять на продавцов, чтобы они занижали стоимость товаров в счетах, особенно в Китае (это для продавцов не проблема), или будут декларировать посылки как подарки. Вопрос в том, будет ли успевать, украинская таможня администрировать и контролировать все эти отправления.

Четвертый тип. Легальные форвардеры ощутят резкое падение заказов и количества посылок. Спрос на услуги нелегальных посредников возрастет, в результате чего повысится объем теневого импорта в Украину.

Поскольку упадет общее количество посылок, операторы почтового рынка будут вынуждены повысить стоимость посылок. Это уменьшит спрос на услуги легальных компаний и сервисов, и еще больше импорта уйдет в тень. Также возрастет стоимость администрирования посылок, и все эти затраты лягут на плечи покупателя. Какой выход?

Украине не нужно приравнивать себя к ЕС и ограничивать беспошлинный порог для международных почтовых отправлений до 22 евро. ЕС – это большой рынок, который дает покупателям огромные возможности выбора, а продавцам – возможность свободного беспрепятственного перемещения товаров по всей территории ЕС.

Если уж совсем приравнивать себя к ЕС, то в Таможенном кодексе нужно определить термин "третья страна" – страна, которая не является членом ЕС. Оставить стоимость товаров в международных почтовых отправлениях в сумме 150 евро и вводить эти ограничения только для третьих стран. Конечно, получится неравная ситуация.

Посылки из ЕС в Украину не будут считаться как посылки из третьих стран, а посылки из Украины в ЕС будут считаться посылками из третьей страны. Поэтому это ограничение стоит вводить лишь тогда, когда рынок Украины будет гармонизирован с рынком ЕС.

Украине лучше опираться на опыт США, которые вместо снижения предельной границы для необлагаемых посылок увеличили этот предел с 200 долл. до 800 долл. Какой был повод делать такой шаг, если в США много внутренних производителей, и им нужно больше защищать внутренний рынок, чем, например, Украине?

Таможенная и налоговая администрации США посчитали расходы на администрирование посылок с товарами стоимостью свыше лимита 200 долл. и сделали вывод, что расходная часть бюджета в этом случае превышает доходную часть бюджета, и с помощью повышения лимита они просто сэкономят деньги.

Следующими аргументами в пользу повышения лимита в США является упрощение ведения предпринимательской деятельности, ускорение вывода новых товаров на рынок, уменьшение барьеров для покупателей, удешевление стоимости доставки посылок, ускорение срока доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов.

Почему бы Украине не обратить внимание на опыт США?

Иногда рынок способен решить все лучше и эффективнее, чем ограничения со стороны государства. Возможно, вместо снижения предельной границы для необлагаемых товаров ее нужно повысить? В Украине было 100 евро, потом стало 300 евро, позже – 150 евро. Анализировал ли кто-то из чиновников эффект от этих изменений?

Возможно, следует сделать рынок более свободным? Пусть покупатель сам выбирает, где покупать. Не нужно монополизировать рынок и загонять покупателя в тупик.

Автор: Ян Ружичка, эксперт по e-commerce.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Георгий Вашадзе: Мы разработали такую концепцию, чтобы Антикоррупционный суд был независимым, и не мог быть оспоренным в КС
 Беларусь в первом квартале 2017 г. увеличила экспорт сырой нефти на 66,6% до 147,054 млн. долл.
 Адмирал Маркетс: Ежедневный обзор американской и азиатской сессии
 Ореховый сад: как с одного участка собирать три вида урожая
 Игорь Береза: Есть попытки использования больших системных банков с противоправной целью