Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Что мешает Украине экономить


23.12.2016 – Ведущие страны мира систематически пересматривают свои государственные расходы для повышения эффективности трат. Украина за годы независимости не делала этого ни разу. Время пришло. Результаты могут стать впечатляющими.

Читайте также: Заместитель министра финансов Сергей Марченко: Министерства говорят – дайте нам один дополнительный миллиард и про все забудем

Исторически доказано: реформа государственных расходов позволяет сэкономить бюджетные средства, ускорить экономический рост и повысить качество государственных услуг – предоставлять их по принципу "больше меньшей ценой".

На протяжении 1990-2007 годов, по меньшей мере, 20 стран ОЭСР провели реформы государственных расходов. Причем за это время Норвегия и Швеция пересматривали их дважды.

Из года в год правительства многих государств продолжают поддерживать результаты реформ с помощью целого ряда фискальных правил.

Украина не проводила системного пересмотра государственных расходов ни разу за время независимости. Необходимость их сокращения и повышения адресности правительство декларирует в различных программных документах не один год. Однако результаты довольно скромные. Как это происходило в мире и почему не получается у Украины?

Как им это удалось

Первым примером масштабных институциональных преобразований стали реформы в Новой Зеландии в конце 1980-х годов. Позже опыт этой страны использовали правительства многих стран. Залогом успешности реформ стали три составляющие.

1. Отделение политики от их реализации – цели политики формируются с привлечением широкого круга заинтересованных сторон с участием политиков на министерских должностях, а правительственные исполнители воплощают их в жизнь.

На законодательном уровне такая модель уже применяется путем введения должностей государственных секретарей (исполнители) вдобавок к министрам (политикам).

2. Создание конкурентной среды между государственными институтами, а также между государственными институтами и частным сектором.

3. Внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

Читайте также: Оценка вариантов модернизации бюджетной системы Беларуси на современном этапе

Финансовый кризис 2008-2009 годов вызвал волну фискальной консолидации. Перед правительствами возникла острая необходимость сокращать дефициты бюджета и долговую нагрузку, увеличивать расходы на преодоление последствий кризиса.

Подходы к пересмотрам государственных расходных программ в разных странах были разные, но ни один не предусматривал пропорционального сокращения всех расходов без исключения.

Одну из наиболее радикальных по результативности и скорости реформ государственных расходов провели в Литве с 2009 года по 2013 год. В результате объем государственных расходов там сократился на 9,5 процентных пунктов ВВП.

Великобритания в 2010 году реализовала проект "Великое общество": определила в его рамках перечень общественных услуг, которые государство может предоставлять в партнерстве с гражданами, общественными организациями или частным сектором.

В Канаде и Великобритании к процессу оценки и пересмотра госрасходов привлекались представители частного сектора, академические исследователи и независимые эксперты. В Канаде государственные программы пересматривались по шести критериям оценки.

Подход канадцев заключался в том, чтобы выяснить, насколько программа в целом соответствует интересам общества, является ли необходимой роль государства в этой деятельности, можно ли выполнять эту функцию в партнерстве с волонтерами.

Программы оценивались и как потенциальные кандидаты на децентрализацию. Принималось во внимание и то, можно ли сделать более эффективным выполнение этих функций государственным сектором, и насколько возможна их реализация при фискальных ограничениях.

После такой переоценки государственные расходы сократились более чем на 10 п.п. ВВП в течение 1994-1997 годов. Федеральный бюджет в 1997-1998 годах впервые за 28 лет стал профицитным и оставался сбалансированным в течение 11 лет.

К похожему результату следует стремиться и Украине. Вместо привлечения "на проедание" нового валютного долга, по которому придется ежегодно платить проценты, следует пересмотреть расходы государства и попытаться достичь большего меньшими средствами.

В разных странах расходы сокращались по-разному.

Больше всего снизили расходы на социальное обеспечение Литва – 5,1 п.п. ВВП и Финляндия – 4,5 п.п. ВВП. Грузия и Италия больше всего сэкономили на общегосударственных функциях – 4,3 п.п. ВВП и 4,1 п.п. ВВП. Там расходы частично снижались благодаря сокращению платежей на обслуживание долга.

В некоторых странах пересмотр расходов стал повторяющимся. В Нидерландах пересмотр и оценка эффективности государственных расходов проводится каждые четыре года.

В Канаде с 2009 года министерства должны определять в рамках своего бюджетного плана 5% наиболее приоритетных и 5% наименее приоритетных расходов. Это позволяет в случае необходимости быстро "отфильтровывать" малоэффективные расходы.

Что мешает Украине: война, кризис, популизм

Не один год украинское правительство говорит о необходимости провести реформу государственных финансов, оптимизировать расходы, выполнить рекомендации МВФ и Всемирного банка по повышению адресности социальных выплат.

По официальным данным, государственные расходы из года в год не оставались статичными. Большинство из них все-таки сокращались относительно ВВП. Однако по сравнению с другими странами, особенно странами со средними доходами, уровень государственных расходов в Украине довольно высокий. В 2015 году он составлял 44% ВВП, в бюджете на 2017 год заложен уровень перераспределения ВВП через госбюджет, который составляет 43%.

Такая ситуация сложилась под влиянием ряда факторов: медленного течения реформ, нескольких волн популистских решений о повышении минимальных социальных стандартов и экономических кризисов.

Экономический подъем 2001-2007 годов способствовал увеличению бюджетных поступлений, но государственные расходы в этот период преимущественно росли даже быстрее, чем номинальный ВВП. Как следствие, совокупно расходы относительно ВВП выросли с 36,3% ВВП в 2001 году до 43,3% ВВП в 2007 году, то есть на 7 п.п. ВВП.

Эту тенденцию ускоряли частые выборы в 2004-2009 годах, перед которыми власть увеличивала социальные выплаты и другие расходы, пытаясь получить электоральную поддержку. В результате доля социальных расходов в структуре государственных расходов выросла с 14,8% ВВП в 2001 году до 20% ВВП в 2006 году.

С началом мирового финансового кризиса в 2008-2009 годах темпы роста экономики замедлились, произошла девальвация национальной валюты. Доходы бюджета снизились, и правительство было вынуждено пересматривать бюджетные расходы.

В это время Украина наращивала долги для осуществления этих расходов, бюджет был хронически дефицитным. Власть уменьшила бюджетную поддержку экономической деятельности, однако расходы на социальное обеспечение, продолжали расти.

В 2009-2010 годах объем государственных социальных расходов достиг 23% ВВП из-за более быстрых темпов роста социальных стандартов, чем темпы роста номинального ВВП.

Преодоление последствий банковского кризиса потребовало дополнительных ресурсов, а промедление с реформами в энергетическом секторе вместе с ростом цен на импортный газ привело к образованию квазифискального дефицита "Нафтогаза".

В 2013 году общий объем расходов сектора общего государственного управления составил 48% ВВП, а с учетом затрат на поддержку "Нафтогаза" – 50% ВВП.

В 2014 году ситуацию усугубила девальвация гривны, которая привела к стремительному повышению расходов на обслуживание государственного долга – с 3% до 5% ВВП.

Из-за несоответствия внутренних тарифов цене импортного газа пришлось увеличивать поддержку "Нафтогаза", в том числе – на обслуживание его долгов. В 2014 году помощь компании стоила государству 5% ВВП.

Весной 2014 года Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики, повысила с 1 мая 2014 года розничные цены на газ для населения. Это решение стало первым шагом на пути приведения тарифов на газ и другие жилищно-коммунальные услуги до уровня экономически обоснованных.

Благодаря поэтапному повышению тарифов в 2014-2015 годах удалось сократить расходы государства на поддержку "Нафтогаза", несмотря на резкое увеличение бюджетных расходов на субсидирование населения.

В 2015 году правительство прибегло к еще одной мере по экономии. Минфин не индексировал зарплаты бюджетников и социальные расходы на уровень инфляции, и объем государственных расходов в конце года составил 43,3%. Благодаря этому социальные расходы снизились на 5 п.п. ВВП. Впрочем, такая мера была вынужденной – появились новые расходы. Из-за военного конфликта Украина стала больше тратить на оборону.

Расходы требуют изменений

До сих пор правительство сокращало расходы благодаря инфляции и повышению цены на газ, а не за счет реализации качественных структурных реформ. Если государство решится на задекларированные изменения, то может сэкономить еще минимум 2,42% ВВП или 46,6 млрд. грн.

Впрочем, эти объемы экономии не учитывают затрат на реформирование: законодательную поддержку, обучение персонала, информирование населения. Могут быть обнаружены программы, которые потребуют больше ресурсов. Наибольший потенциал для экономии в расходах на здравоохранение, образование, социальные выплаты.

Реформа государственных расходов требует неотложных действий в нескольких направлениях.

Прежде всего, нужны изменения в управлении государственными финансами. Следует определить приоритетные направления расходов, провести аудит госпрограмм, перейти на среднесрочное планирование и ввести фискальные правила относительно расходов. Например, установить лимит на темпы ежегодного роста расходов.

Структурные отраслевые преобразования предусматривают оптимизацию сети, перепрофилирование государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты. Стоит изменить подходы к их финансированию: выделять средства в зависимости от результатов их деятельности, а не просто на поддержку инфраструктуры. Одна из основных задач – внедрение мотивационных схем оплаты труда.

Также необходима информационная и коммуникационная поддержка реформы, публичный диалог с украинцами о том, что происходит. Непопулярные решения должны балансироваться с популярными мерами. Например, отмена универсальных льгот должна проходить в унисон с назначением адресной помощи тем, кто в ней нуждается.

Параллельно должны внедряться информационные технологии: электронное управление, синхронизация баз данных бенефициаров социальных пособий.

Внешняя поддержка реформы расходов предполагает использование технической помощи от международных финансовых и донорских организаций, привлечение негосударственных общественных организаций и экспертов.

От того, насколько быстро и политически слаженно удастся выполнить эти рекомендации, зависит то, насколько бюджет будет сбалансированным, а государственные услуги и помощь – качественными и конкурентоспособными.

Автор: Ирина Пионтковская, старший экономист Центра экономической стратегии.

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Удержаться в колее: Садовый в осаде силовиков
 Деньги в долг в Минске
 Анализ взаимозависимости тенденций в денежной сфере и в экономике Казахстана в 1995 г.
 Банк Зенит: Ежедневный обзор долговых рынков
 МБОО «ЮниХелп» продолжает сбор средств для лечения Ярослава Яворского