Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Директор ГП «Энергорынок» Юрий Гнатюк: Новый рынок позволит впервые определить рыночную стоимость электроэнергии


30.09.2017 – Директор государственного предприятия «Энергорынок», которое является оптовым покупателем всей производимой в Украине электроэнергии, также и ее продавцом энергоснабжающим компаниям, Юрий Гнатюк в интервью УНИАН рассказал, каким образом будет внедряться европейская модель рынка электроэнергии в Украине, когда исчезнет скандальная формула «Роттердам+» и как собираются преодолевать колоссальный уровень задолженности на рынке электроэнергии.

Читайте также: Непотопляемый «Роттердам +»: как «элита» оставила в дураках всю страну

В апреле текущего года парламент с большим трудом, под давлением экспертной среды и Еврокомиссии, наконец-то, принял долгожданный закон «О рынке электроэнергии», который предусматривает новую, более конкурентную модель рынка электроэнергии в Украине.

Согласно с этим законом, буквально за два года должна уйти в прошлое текущая модель – когда все генерирующие компании продают электроэнергию оптовому покупателю, а он, по средней цене, реализует ее энергоснабжающим компаниям (облэнерго). На сегодня конечный потребитель не имеет права выбора поставщика и покупает электроэнергию в облэнерго по установленному тарифу.

Новая модель предусматривает внедрение конкурентных правил игры на всех уровнях, которые будут разделены по периодам времени. Это рынок двусторонних договоров, на котором потребители или трейдеры смогут покупать электроэнергию напрямую у генерирующих компаний. Рынок «на сутки вперед», в котором должны заключаться контракты с поставкой на следующие сутки; внутренний суточный рынок для торгов объемов электроэнергии в пределах суток; балансирующий рынок, который позволит докупить или продать объемы электроэнергии для сбалансирования графика нагрузки.

Такая сложная модель рынка электроэнергии существует в странах ЕС и позволяет привлекать значительные инвестиции в развитие энергетики, но для ее осуществления в Украине есть значительные преграды – колоссальная задолженность на рынке электроэнергии и кадровые проблемы, которые возникнут в Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

О том, как Украина будет создавать новый конкурентный рынок электроэнергии и обеспечит стабильность развития альтернативной генерации, в интервью УНИАН рассказал директор государственного предприятия «Энергорынок» Юрий Гнатюк.

Юрий, какие возможности новый рынок открывает для бытового потребителя, это значит, для населения?

На сегодня каждый из нас имеет дело с энергоснабжающей компанией - облэнерго, по сути, монополистом, который осуществляет свою деятельность на лицензированной территории.

С введением рынка, потребитель сможет воспользоваться услугами любой другой энергокомпании, которая будет покупать электроэнергию на рынке «на сутки вперед», по двусторонним контрактам, или на других сегментах рынка и продавать ее, в частности, будущему бытовому потребителю по договорной цене. Я считаю, что это очень прогрессивный шаг. Благодаря внедрению рыночных механизмов, будет также расти качество услуг... Цены на электроэнергию спрогнозировать сложно, но, я думаю, что существенного роста тарифов для населения не произойдет.

Как изменится роль предприятия «Энергорынок» в процессе реформирования рынка?

В соответствии с нормами Закона «О рынке электрической энергии», предприятие «Энергорынок» должно выполнять свои нынешние функции до 1 июля 2019 года – даты одновременного начала работы балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, рынка «на сутки вперед», внутрисуточного рынка, а также двусторонних договоров.

По действующей модели, наше предприятие находится в самом центре рыночного механизма. При изменении модели, соответственно, изменится и функция предприятия «Энергорынок». За шесть месяцев со дня вступления в силу закона (11 июня 2017 года, – УНИАН), в структуре предприятия планируется создать два новых филиала – «Оператор рынка» и «Гарантированный покупатель». Эти филиалы должны трансформироваться в два отдельных предприятия.

«Оператор рынка» - это общественное акционерное общество, 100% которого будет принадлежать государству. На это предприятие будут возложены функции оператора рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка.

«Гарантированный покупатель» - это будет государственное предприятие (тоже на 100%). На него будут возложены функции выполнения обязательств государства по оплате возобновляемых источников энергии по «зеленому» тарифу, это значит, покупка всей электроэнергии, вырабатываемой из альтернативных источников энергии.

Также отмечу, что «Энергорынок» будет осуществлять свою деятельность до полного погашения своей кредиторской и дебиторской задолженности за электрическую энергию.

Рынок «на сутки вперед» и внутрисуточный рынок будут представлять собой биржу, на которой будет торговаться электроэнергия?

Да. Для более простого восприятия, можно говорить, что это фактически будет биржа.

Отмечу, что до введения новой модели, в Украине еще никогда не было биржевых торгов электроэнергией.

Рынок «на сутки вперед» физически не отличается от того, что мы делаем сейчас. Каждый день мы планируем на следующие сутки баланс производства и потребления электроэнергии. Так же будет осуществляться покупка по рыночным правилам на рынке «на сутки вперед»,  на следующий день, на конкретно каждый час. Именно на рынке «на сутки вперед» будет формироваться индикативная цена электроэнергии на каждый час суток.

Запуск работы такой биржи требует использования специального оборудования и сложного программного обеспечения. Где вы планируете его приобрести и за какие средства?

Относительно источника финансирования на закупку или аренду оборудования, которое необходимо для запуска нового сегмента рынка, есть несколько вариантов: привлечение средств Всемирного банка и других доноров, или собственные средства (такой вариант обсуждается).

Вскоре, на заседании Координационного центра, который отвечает за внедрение реформы (Координационного центра по обеспечению внедрения новой модели рынка электрической энергии, – УНИАН), я буду предлагать наше видение относительно программного обеспечения. Оно позволит выполнить поставленные задачи в соответствии с определенных законом сроков и функций нашего будущего оператора.

На счет оборудования, есть несколько путей. Можно купить готовое решение, можно самим разработать и внедрить программный продукт, некоторые государства и операторы шли по этому алгоритму. Мы же будем рекомендовать вариант аутсорсинга готового, передового программного решения.

В Европе есть несколько крупных бирж, которые торгуют электроэнергией, например, EPEX или Nord Pool (Балтийские страны, скандинавский рынок и часть континентального европейского), которые частично или полностью обеспечивают рынки этих стран. Эти биржи имеют значительную долю на рынке электроэнергии ЕС.

Программные продукты этих торговых площадок изменяются в соответствии с изменениями энергетического законодательства. С их помощью, кроме купли-продажи электроэнергии, также можно торговать финансовыми инструментами, другими энергоносителями и киотскими единицами.

Каким образом будет реализовано сотрудничество, например, с биржей Nord Pool?

Мы были у них и уже увидели, как это работает. На примере Nord Pool мы увидели очень эффективно построенный программный комплекс, он отвечает всем современным требованиям - технологическим и законодательным. Также этот продукт позволяет осуществлять торговлю между смежными рынками, соседними странами.

Это важно для Украины, поскольку мы приняли решение об интеграции нашей энергосистемы с ENTSO-E (объединение операторов энергосистем стран ЕС - УНИАН).

Эта интеграция относится к сфере компетенции «Укрэнерго» (компания-оператор энергосистемы Украины, – УНИАН). Кстати, в дальнейшем эта компания будет выполнять функции оператора системы передачи, администратора расчетов, администратора коммерческого учета. Когда будут выполнены все условия относительно будущего присоединения, предложенное нами решение относительно программного обеспечения позволит с легкостью реализовать и эти поставленные задачи.

Хочу также отметить, что у нас разработана имитационная модель, которая позволяет, сделав определенные предположения, смоделировать ценообразование на основных сегментах нового рынка, и осуществить предварительную оценку уровня цен у потребителей электрической энергии при переходе к новой модели рынка.

Этот упрощенный программный продукт мы уже скоро начнем использовать в тестовом режиме с участниками рынка, с целью обучения и построения нового формата взаимоотношений.

Это будет репетиция биржевой торговли?

Именно так. Я считаю, что это уже надо начинать делать. Почему? Потому что, предложенный нашим предприятием аутсорсинг оборудования и программного обеспечения позволяет вписаться в прописанные законом сроки, провести качественное обучение участников рынка, персонала предприятия, пройти тестовый период и перейти к фактической купле-продаже электроэнергии по новым правилам.

Также, в дальнейшем нужно будет выбрать модель организации биржи, которая будет подходить для условий нашей страны и нашего рынка. Когда мы определимся с моделью, которая нам нужна, будут проведены конкурсные торги, написано техническое задание и проведены торги в системе Prozorro...

По предварительным оценкам, аутсорсинг оборудования и услуги по оперативному управлению биржевыми торгами – это гораздо дешевле, чем самостоятельно заниматься разработкой такого продукта, лучше привезти в Украину готовое программное решение. На первом этапе, я считаю, что такое решение позволит внедрить новые элементы рынка.

Как на практике будет происходить этот процесс?

Мы будем предлагать следующий вариант: комплексы, это значит, серверы, будут размещаться в Украине, а управление ими, их обновление будет осуществляться онлайн с иностранной биржи. Такой подход позволит уменьшить время на передачу данных.

Какие вы видите основные риски для своевременного внедрения новой модели рынка?

Я хочу отметить, что на сегодня мы работаем в графике. Сейчас все нормально. Единственный риск – это то, что происходит с Нацкомиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг. На ней лежат большие полномочия по разработке и утверждению актов, которые будут регулировать работу различных сегментов рынка, вторичной документации...

Весной должна была состояться ротация членов регулятора и назначение новых людей, однако этого не случилось. И есть риски того, что в ноябре этого года, после второй волны ротации, не будет кворума для принятия регулятором необходимых решений.

Регулятор разработал план-график, и мы предоставляем проекты документов в НКРЭКУ. Сейчас это документы, которые будут регулировать рынок «на сутки вперед» и внутрисуточный рынок, в свою очередь, «Укрэнерго» предоставляет Кодексы сетей, Кодексы коммерческого учета и другие документы.

Сегодня мы ускорили дело, чтобы принять как можно больше документов, но в дальнейшем отсутствие кворума членов регулятора может негативно повлиять на внедрение новой модели рынка.

Новый рынок предусматривает конкуренцию между генерирующими компаниями. Каким образом будут конкурировать между собой тепловая и атомная энергетика, если на сегодня тариф на отпуск электроэнергии с АЭС составляет 46,6 копейки за один киловатт-час, а цена для тепловой генерации – более 1,4 гривны за один киловатт-час. Получается, что все будут стараться купить электроэнергию только у «Энергоатома»?

«Энергоатом» не сможет удовлетворить весь спрос, поскольку он не может обеспечить покрытие всех продуктов. Во-первых, атомная энергетика покрывает базовую нагрузку. «База» везде стоит дешевле, а генерирующие мощности, которые будут регулировать график, будут востребованы в любом случае... Генерирующие компании будут выходить на единый рынок с различными продуктами, например, контрактами на продажу электроэнергии в базовом или маневровом режиме. Покупатель сможет самостоятельно или через трейдера покупать необходимый ему микс энергии.

Станет ли «Энергоатом» свободным рыночным игроком?

Планируется, что «Энергоатом» будет заключать двусторонние договоры на аукционах. Эти аукционы будут проходить на дополнительной платформе, которая будет создана при рынке «на сутки вперед». Государственные компании будут обязаны заключать двусторонние договоры на основании решений аукциона.

В связи с тем, что свободно будет продаваться электроэнергия от различных видов генерации, не возникнет ли ситуация, при которой промышленность выкупит всю дешевую электроэнергию от АЭС и ГЭС, а населению останется только дорогая электроэнергия, например, от тепловой генерации?

Нет, такого не произойдет. За первый год введения нового рынка мы увидим, какие рыночные цены сложатся. Возможно, регулятор будет принимать дополнительные решения по обязательной доли продаж электроэнергии на рынке «на сутки вперед», относительно доли, которая максимально будет выделена на двусторонние договоры.

Во-первых, за этим будет следить регулятор, во-вторых, существует обязательство, согласно которому все компании должны продавать минимум 15% производимой электроэнергии на рынке «на сутки вперед», а я надеюсь, что это будет больше половины.

Правильно ли говорить о том, что после запуска новой модели рынка и определения рыночной стоимости электроэнергии уже не будет иметь значения скандальная формула «Роттердам+», которая определяет стоимость угля в составе тарифа на электроэнергию?

Верно. Компании будут конкурировать исключительно своей конечной ценой электроэнергии.

Будут ли конкурентоспособны в новой модели рынка альтернативные источники энергии?

В данном случае, они не могут быть конкурентоспособными. Государство предоставило им преференции, и зафиксировало цену их реализации электроэнергии путем установления «зеленого» тарифа.

Его ставка жестко привязана к валютной составляющей и постоянно пересчитывается в зависимости от изменения курса, он также жестко привязан к дате ввода в эксплуатацию генерирующей установки.

В законодательстве предусмотрено, что вся выработанная электроэнергия из альтернативных источников выкупается и оплачивается «Энергорынком», а в будущем это будет правопреемник – «Гарантированный покупатель». Значит, такие гарантии для альтернативной энергетики будут сохранены до конца 2029 года.

Для альтернативных источников, по большому счету, ничего не изменится, единственное, что будет новое – это ответственность за не сбалансированность. Она будет расти из года в год на 10% до уровня 100%.

Как это будет происходить?

Электростанции, например, ветровые или солнечные, будут предоставлять оператору рынка график производства электроэнергии. В связи с погодными условиями или другими факторами, заявленный график будет отличаться от фактического потребления.

Если уровень отклонений не будет выше определенного диапазона (так называемый «коридор нечувствительности»), то тогда такие колебания не будут приводить к штрафным санкциям для альтернативной генерации. Если же график их генерации будет превышать пределы «коридора нечувствительности», то они будут вынуждены платить за то, что создали дисбаланс (несоответствие фактического графика генерации заявленному потреблению, – УНИАН) в системе.

Вообще, как бы вы не планировали свое производство, отклонения будут всегда. Часть этих отклонений вы сможете откорректировать на рынке «на сутки вперед», далее на внутрисуточном рынке позволит уже в день поставки еще докупить недостаточный объем электроэнергии, или продать ее избыток.

Наконец, на балансирующем рынке вы или заплатите за недостаток электроэнергии, или получите средства, если будете иметь избыток электроэнергии для балансирующей группы (объединение участников рынка, один из участников которого несет ответственность за не балансировку всех других, – УНИАН), в которой вы находитесь.

Значит, большинство несоответствий пиков закроет внутрисуточный рынок и балансирующий рынок?

Сначала рынок «на сутки вперед», затем внутрисуточный рынок, а все, что не удалось закрыть там, – уже закроет балансирующий рынок.

А сейчас альтернативная генерация не несет ответственности за дисбалансы?

Да, не несет. Хочу отметить, что компании, которые будут вырабатывать электрическую энергию из альтернативных источников, в случае перепроизводства (выше запланированного уровня) должны будут платить в балансирующий рынок разницу между ставкой «зеленого» тарифа и рыночной стоимостью электроэнергии. Рыночная стоимость будет определяться путем торгов на бирже.

В первый год функционирования рынка, за счет дешевой электроэнергии «Энергоатома», будет идти компенсация в объеме разницы между утвержденным «зеленым» тарифом и рыночной ценой, которая сложится на рынке «на сутки вперед» для покрытия его убытков.

Что будет потом, через год функционирования нового рынка?

Потом этот дисбаланс будет входить в структуру тарифа на передачу электроэнергии оператора энергосистемы компании «Укрэнерго».

Говоря о кредитах предприятия, что скажете о ситуации с «Ощадбанком»?

Сумма кредитов «Энергорынка» перед «Ощадбанком» довольно значительная. Это 4,5 миллиарда гривен. Кроме этого, «Энергорынок» имеет задолженность по кредитам перед «Укргазбанком» в сумме 0,4 миллиарда гривен. Но стоит отметить, что у нас есть как обязательства, так и финансовые ресурсы для их погашения.

Успеете ли вы вернуть все кредиты «Ощадбанку» до ликвидации «Энергорынка»?

По состоянию на сегодня, мы обязаны закрыть все долговые обязательства перед банками до июля следующего года. Кредитов, срок погашения которых превышает дату ввода нового рынка, у нас нет. Компания не может взять кредит на больший период, чем определен ее срок функционирования.

Как преодолеть общий уровень задолженности, что сложилась между различными участниками рынка электроэнергии и достигла отметки 30 миллиардов гривен?

Для решения вопроса задолженности, возникшей на рынке электроэнергии, необходимо принять дополнительный закон - «Об особенностях погашения задолженности, которая образовалась на оптовом рынке электроэнергии». Без этого шага, я считаю, что в принципе уменьшение задолженности какими-то другими механизмами, например, договором о реструктуризации, - невозможно.

Именно этот закон должен решить проблемы значительной доли задолженности, которая возникла в результате событий на Донбассе и образованию временно неподконтрольных территорий. Остальная часть долгов – это текущая задолженность, которую необходимо прекратить наращивать и размер которой за восемь месяцев 2017 года составил 2,5 миллиарда гривен.

Отмечу, что в прошлом году у нас уровень расчетов был 97,4%, значит, до 100% мы не дотянули 2,6%. По результатам этого года мы планируем, что этот разрыв сократится до 1,5%.

Где сейчас находится этот законопроект?

Министерство энергетики и угольной промышленности направило законопроект на согласование соответствующим министерствам и ведомствам.

Ваше предложение по преодолению задолженности?

Мы предлагаем провести взаиморасчет. Например, где-то провинился бюджет, тогда необходимо предусмотреть статью расходов в бюджете. Эти средства перечисляются соответствующей энергокомпании, эта компания – «Энергорынку», «Энергорынок» - генерации, а генерация – опять в бюджет в виде дивидендов или налогов за долги прошлых периодов. Это позволит решить проблему и почти погасить имеющуюся задолженность.

Какую часть общей задолженности можно погасить с помощью механизма взаиморасчетов?

Я сейчас не могу ответить на этот вопрос, необходимо поднять документы и посмотреть последнюю редакцию этого законопроекта. (На момент публикации интервью, информация о сумме денежных средств, которая должна быть погашена взаиморасчетами, не была предоставлена, – УНИАН).

Значит, генерация, на которой замыкается цепочка долговых обязательств, может рассчитывать на то, что она получит свои средства?

Конечно. Мы всегда поддерживаем погашение задолженности перед всеми видами генерации в соответствии с действующим законодательством.

К какому времени нужно принять соответствующий закон и погасить долги, чтобы зайти в новый рынок без обязательств, возникших в модели оптового рынка?

Мы можем успеть за эти почти два года.

Автор: Дмитрий Сидоров

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Белорусские следователи обвиняют Николая Лагуна в хищении средств белорусского Дельта Банка
 Об инвестиционном потенциале денежно-кредитного мультипликатора
 Панама-мама. Кто из украинцев засветился в офшорном скандале
 Интервью с основателем ТМ «Моршинская» Николаем Кмитем
 Сильные люди. Руководитель миссии Красного Креста в Украине об особенностях конфликта и скандала