Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 г. «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». Часть 2

19.11.2017 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию вторую часть Энергетической стратегии Украины на период до 2035 г. «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». Первая часть документа доступна здесь.

Энергоэффективность

Главными направлениями повышения энергоэффективности экономики Украины должны стать:

воспитание сознания энергосбережения у граждан, поощрение к использованию бытовых приборов и освещения с высокими показателями энергоэффективности;

сокращение энергопотребления домохозяйств, коммерческого и коммунального секторов на нужды отопления путем повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий, а также повышение энергоэффективности отопительных приборов;

полнота и прозрачность учета всех форм энергии и энергоресурсов;

повышение энергоэффективности в секторе производства и трансформации энергии, прежде всего в теплоэлектроэнергетике и централизованном теплоснабжении путем оптимизации использования мощностей, технической и технологической модернизации;

сокращение расходов энергии в системах транспортировки и распределения электрической и тепловой энергии путем технической, технологической модернизации и концептуального пересмотра схем энергоснабжения с учетом достижений в сфере децентрализованного энергоснабжения, в частности за счет использования ВИЭ и управления энергопотреблением;

оценка потенциала оптимизации системы центрального отопления путем перехода на индивидуальное отопление в регионах и на объектах, где это экономически целесообразно;

внедрение на уровне государства, городов, бюджетных и административных зданий и предприятий системы энергетического менеджмента.

Осуществление структурных изменений будет иметь определяющее влияние на показатели энергоэффективности экономики в целом. Однако необходимыми являются также меры общего экономического воздействия, которые требуют отдельного анализа в рамках экономической стратегии государства.

Учитывая текущее состояние в сфере энергоэффективности, основными задачами для экономики в целом и в секторах экономики на определенный период стратегического планирования должны стать:

завершение процесса перехода на рыночное ценообразование. Ликвидация «затратной» методологии тарифообразования, совершенствование нормативно-правовой базы регулирования энергетических рынков, повышение их конкурентоспособности;

маркировка бытовых товаров по показателям энергопотребления, распространение энергоэффективных бытовых приборов и освещения, внедрение обучающих программ, организация разъяснительной работы и рекламы, проведение энергетического аудита на уровне отдельных предприятий, домов, а также распространение энергоэффективных средств транспорта;

применение договоров энергосервиса (ЭСКО) в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном секторе;

установление требований к оборудованию и технологиям в отношении уровня энергопотребления и экологических параметров;

обеспечение приборного учета потребления энергоресурсов и формирования института собственности (управления) многоквартирными жилыми домами, что позволит существенно повысить эффективность использования энергоресурсов населением, ввести стабильные механизмы государственной поддержки объединений совладельцев многоквартирных домов на принципах софинансирования для осуществления мероприятий по термомодернизации зданий;

повышение термического сопротивления ограждающих конструкций в зданиях (теплоизоляция стен, крыш и подвалов, замена окон и дверей). Замена и/или установка энергоэффективного оборудования (котлов, бойлеров, рекуператоров тепла, автоматических систем управления и др.). Проведение мероприятий по обеспечению регуляции потребления тепловой энергии со стороны потребителя (замена центральных тепловых пунктов индивидуальными пунктами, реконструкция внутридомовых тепловых сетей, установка общих домовых и индивидуальных регуляторов теплопотребления);

создание инструментов государственной финансовой и технической поддержки (в том числе с привлечением иностранных партнеров) для реализации мероприятий по энергоэффективности в жилых зданиях.

Главными мерами по сокращению потребления энергии в системах централизованного теплоснабжения должны стать:

оптимизация источников теплогенерации с фокусом на когенерационные мощности и максимизации КПД;

возможен переход от наиболее неэффективных источников ЦТП к модульным придомовым котельным;

замена трубопроводов на предварительно изолированные и сокращение затрат при транспортировке энергии;

модернизация тепловых пунктов;

использование тепла технологических процессов промышленных предприятий;

создание условий для открытого доступа третьих лиц к тепловым сетям;

использование частотно-регулируемого привода для насосного оборудования;

использование на тепловых пунктах автоматических регуляторов тепловой энергии в зависимости от изменения температуры атмосферного воздуха;

переход на автономное и/или индивидуальное отопление в городах, где состояние системы ЦО приводит к завышенным потерям и неэффективному использованию ресурсов;

реализация потенциала энергосбережения в промышленности будет обеспечиваться за счет внедрения систем энергетического менеджмента и энергосервиса, стимулирующей государственной экономической политики и постепенного повышения требований к уровню энергоэффективности путем пересмотра стандартов на энергопотребление;

внедрение механизмов управления спросом, в частности механизма «энергетических услуг» как альтернативы новому производству энергии, что соответствует обязательствам Украины в рамках присоединения к договору об учреждении Энергетического Сообщества.

Теплоснабжение

Формирование местных энергетических систем на основе экономически эффективного использования потенциала местных видов топлива, логистики снабжения, региональной и общегосударственной энергетической инфраструктуры;

оптимизация использования когенерации на ТЭЦ для производства тепла и электроэнергии;

проработка вопроса относительно введения стимулирующего тарифа для предприятий теплоснабжения и когенерации;

обеспечение 100%-го коммерческого учета потребления тепловой энергии в жилищной сфере;

пересмотр норм ЦО, внедрение необходимых мероприятий, разработанных на ежегодной основе, для успешного прохождения осенне-зимних периодов;

завершение установки измерительных приборов по всей системе теплоснабжения, включая домовые счетчики, и анализ возможности перехода к поквартирному учету тепла;

оптимизация местных систем теплоснабжения на основе экономической эффективности, согласование централизации и децентрализации теплоснабжения.

Газовый сектор

В газовом секторе определяются следующие главные задачи: оптимизация баланса потребления и наращивания добычи природного газа, повышение эффективности эксплуатации газораспределительных сетей, магистральных сетей ГТС, инфраструктуры подземных хранилищ газа (ПХГ) и др.

Оптимизация баланса потребления природного газа. С точки зрения потребления, активные меры по повышению энергоэффективности использования тепловой энергии и газа, как населением, так и промышленными потребителями – приведут к снижению объемов потребления газа в среднесрочной перспективе и оптимизации объемов потребления в будущем, с возможностью его наращивания по итогам экономического роста страны. План действий, приведенный в разделах по энергоэффективности, предусматривает уменьшение удельных показателей потребления природного газа к уровню стран Центрально-Восточной Европы.

Первоочередной задачей с точки зрения минимизации импорта газа является развитие собственной ресурсной базы и наращивание добычи, а именно содействие:

увеличению объема геологоразведочных работ с обеспечением прироста отечественной ресурсной базы;

совершенствованию и обеспечению стабильности фискального режима для субъектов добычи углеводородов;

проведению поисково-разведочного бурения на глубокие горизонты и интенсификация работ по разработке трудноизвлекаемых залежей углеводородов;

увеличению объемов разведочного и эксплуатационного бурения, а также геофизических исследований на разрабатываемых месторождениях;

применению методов интенсификации добычи на существующих месторождениях;

строительству дожимных компрессорных станций на месторождениях с имеющимися остаточными ресурсами и запасами;

увеличению объемов национальной газодобычи.

Одновременно ЭСУ ставит задачи:

в краткосрочной перспективе – кардинальный пересмотр контрактных отношений с РФ через переговорный процесс трехстороннего формата ЕС – Украина – РФ, с целью внесения изменений в схемы приемки-передачи транзитных объемов газа с западной на восточную границу Украины при содействии Европейского Союза;

на постоянной основе – стала диверсификация поставок газа, с минимизацией зависимости от любого отдельно взятого поставщика или маршрута.

Газораспределительные системы. Из-за неудовлетворительного состояния и неоптимальной структуры ГРС существует риск повышения аварийности и потерь природного газа в распределительных сетях. Для решения этих первопричин будет разработан алгоритм мероприятий.

Магистральная ГТС и инфраструктура ПХГ. Для достижения целей ЭСУ по интеграции национальной ГТС с европейской следует принять комплекс мер, которые бы обеспечили максимальную надежность, открытость и прозрачность деятельности оператора ГТС. Реализация данного комплекса мероприятий требует, прежде всего, отделение оператора газотранспортной системы вертикально-интегрированной компании, что будет способствовать не дискриминационному и прозрачному доступу участников рынка природного газа к мощностям ГТС и ПХГ, и привлечению иностранного партнера к управлению ГТС Украины.

Использование инфраструктуры ПХГ имеет определенные ограничения. Это обусловлено:

снижением сезонных колебаний стоимости природного газа – из-за снижения спроса и увеличения мощности трубопроводов в прогнозируемом будущем;

наличием избыточных мощностей ПХГ во многих европейских странах;

текущими технологическими режимами работы отечественных ПХГ;

улучшением трансграничных соединений отдельных стран благодаря интерконекторам, использование которых балансирует их рынки.

Вместе с тем потенциал ПХГ оценивается как существенный, что позволяет привлекать новых партнеров, повышать эффективность их эксплуатации, технические параметры и привлекать лучший мировой опыт по управлению ими. По итогам последних лет Украина использовала до 60% суммарных мощностей ПХГ для собственных нужд (48% в 2016 году). Следовательно, текущие мощности ПХГ, доступные для сезонного хранения природного газа другими компаниями, в т.ч. иностранными, составляют 8-15 млрд. куб.м.

Основные меры по реализации стратегических целей в газовом секторе:

Рынок природного газа

До 2020 года и в дальнейшем осуществление необходимых мероприятий для обеспечения потребностей Украины в объемах природного газа собственной добычи с последующей возможностью начала его экспорта;

установление рыночных цен на газ для всех категорий потребителей, дальнейшее внедрение системы адресного субсидирования и монетизации, ожидаемый экономический рост экономики и доходов потребителей (способствующих постепенному выведению показателей оплаты за использованный газ на уровень не ниже 98%);

приведение энергетического законодательства Украины в соответствие с требованиями сетевых кодексов ЕС, разработанных ENTSO-G, применение практики тарифообразования ЕС в предоставлении услуг по транспортировке и хранению природного газа, в частности установление тарифов для точек входа/выхода из ГТС;

создание независимого оператора ГТС путем завершения отделения от вертикально-интегрированной компании и привлечения партнеров к управлению ГТС Украины;

обеспечение конкуренции во всех сегментах оптового и розничного снабжения природного газа, в том числе для бытовых потребителей и теплокоммунэнерго;

совершенствование регулирования, операционной эффективности и прозрачности деятельности операторов ГТС/ПХГ/ГРС;

развитие и повышение ликвидности энергетических рынков, в частности энергетических бирж и др.;

обеспечение права потребителей менять поставщика и поддержку конечным потребителям в этом процессе (в том числе путем создания омбудсмена).

Предоставление документов разрешительного характера по вопросам недропользования (характерно и для нефтяного сектора), совершенствование механизма администрирования подготовки документации о выделении земельных участков, лицензионных площадей, согласование маршрутов прокладки трубопроводов на землях сельскохозяйственного назначения, водного и лесного фондов, выдача археологических разрешений и тому подобное;

повышение прозрачности и системности процесса выдачи специальных разрешений на пользование недрами;

обеспечение не дискриминационного доступа к геологической информации.

Добыча природного газа

Создание условий для увеличения объемов добычи природного газа;

сбалансированное государственное регулирование и повышение уровня эффективности отраслевого управления, минимизация политического влияния на добывающие компании;

привлечение иностранных инвесторов и партнеров, которые практикуют ведущие методы разработки углеводородов с применением современных технологий, для реализации новых капиталоемких проектов или комплексной – до разработки существующих месторождений;

введение учета объемов добычи углеводородов в разрезе отдельных скважин;

совершенствование учетной политики в сфере добычи углеводородов и внедрение стандартов прозрачности EITI для добывающих отраслей, в том числе разработка, утверждение и внедрение отраслевой методики учета затрат в разрезе отдельных месторождений углеводородов;

создание условий, надлежащего уровня технологического оснащения и привлечения ведущих компаний мира для геологического изучения и разработки нефтегазоносных недр с целью поддержания и наращивания объемов отечественной добычи углеводородов.

Газораспределительные системы

Решение проблемы собственности – решение проблемы отсутствия стимулов к инвестированию в ГРС, в частности, проведение независимой оценки стоимости активов;

прозрачность и контроль – стимулирование установления 100% счетчиков для всех абонентов;

обновление устаревших счетчиков; установка систем дистанционного учета и автоматизации балансировки;

стимулирование мероприятий по повышению эффективности ГРС;

формирование и выполнение конкретных экономически целесообразных проектов для оптимизации и модернизации ГРС, реконструкция необходимых устаревших сетей;

проработка вопроса относительно введения стимулирующего тарифообразования.

Транспортировка и хранение природного газа

Оптимизация мощностей и технологических параметров функционирования ГТС по ожидаемым сценариям загрузки;

внедрение европейского законодательства в энергетической сфере, в частности стандартных сетевых кодексов ЕС, применение лучших бизнес-практик деятельности операторов европейских ГТС;

приведение взаимоотношений оператора ГТС Украины со всеми заказчиками услуг транспортировки в соответствие с энергетическим законодательством Украины и ЕС;

исследование с целью дальнейшей имплементации наиболее эффективных опций использования ПХГ и привлечения европейских энергетических компаний к хранению газа в украинских ПХГ;

привлечение квалифицированного партнера к управлению ГТС для повышения уровня доверия европейских энергетических компаний к соответствующим услугам и сохранение транзитного статуса Украины, в том числе благодаря переносу точек передачи российского газа на границу Украина-РФ;

проведение мероприятий по присоединению Украины к проектам по развитию газотранспортной инфраструктуры в Центральной и Восточной Европе.

В прогнозируемом будущем значение природного газа в сжиженном виде (СПГ) будет расти. Также может измениться отношение к компримированному природному газу (КПГ), который сейчас используется преимущественно для автомобильного транспорта. Надлежащее обоснование СПГ и КПГ проектов и их доказанная конкурентоспособность позволит рассматривать их как перспективные.

Нефтяной сектор

Потребление нефти и нефтепродуктов

Содействие рациональному использованию автомобильного топлива и других энергоресурсов путем развития соответствующих технологий и применение высокотехнологичного оборудования;

стимулирование увеличения использования экологичных видов моторного топлива, увеличение доли экологичных видов топлива в балансе их потребления с обеспечением стимулов к их наращиванию;

поддержка внедрения энергоэффективных, рациональных и экологических технологий на всей цепи: от производства до поставки нефтепродуктов конечным потребителям.

Добыча нефти и газового конденсата

Освоение новых месторождений и горизонтов (бурение боковых стволов и т. п.);

строительство новых скважин на существующих месторождениях для увеличения добычи нефти и газового конденсата с определением их локализации остаточных запасов на основе постоянно действующих геолого-технологических моделей;

повышение прозрачности и публичности процесса выдачи специальных разрешений на пользование недрами, обеспечения его системности, сокращение сроков и перечня процедур, связанных с предоставлением специальных разрешений на пользование недрами;

стимулирование разработки месторождений с труднодобываемыми и истощенными запасами нефти путем установления обоснованных ставок рентной платы за пользование недрами;

стимулирование высококачественных 3D сейсмических исследований, предоставление сервисных услуг, бурение разведочных скважин на новых площадях и месторождениях;

обеспечение не дискриминационного доступа к качественной геологической информации и обмен ею;

содействие активному применению прогрессивных методов и технологий повышения нефтеотдачи пластов;

стимулирование модернизации оборудования и инфраструктуры, оптимизация добычи на продуктивных скважинах за счет ремонта/замены электрических глубинных насосов, работ по водоизоляции; проведение своевременных капитальных ремонтов скважин, каротажных работ.

Переработка нефти, газа и газового конденсата

Формирование благоприятной политики для технического переоснащения и модернизации НПЗ и ГПЗ с использованием современных технологий глубокой переработки;

создание благоприятных фискальных условий, тарифов и инвестиционного климата для поставок сырой нефти для переработки;

обеспечение не менее 50% потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах экологического класса не ниже Евро-5 украинского производства;

совершенствование государственной системы контроля качества нефтепродуктов (ужесточение стандартов качества моторного топлива и контроля над их соблюдением);

внедрение системы рыночного надзора за качеством моторного топлива, внедрение мер по стимулированию соблюдения определенных стандартов качества и усиления информирования общества относительно компаний, ответственных за распространение некачественного топлива.

Транспортировка нефти и диверсификация поставок

Поддержание НТС Украины в надлежащем техническом состоянии путем предусмотренного нормативными документами обслуживания, обследования, ремонта, реконструкции, технического переоснащения оборудования, систем и объектов нефтепроводной системы;

дальнейшее повышение эффективности функционирования системы с целью обеспечения ее конкурентоспособности на рынке нефтетранспортных услуг;

эффективное использование мощностей НТС Украины для надежной работы действующих нефтетранспортных маршрутов и создание новых направлений транспортировки;

привлечение новых объемов для транспортировки нефти отечественным НПЗ, а также транзитом через Украину;

активное участие в проектах интеграции НТС Украины с нефтетранспортными системами и нефтеперерабатывающими мощностями других стран для организации альтернативных поставок;

повышение конкурентоспособности поставок нефти из альтернативных источников благодаря тарифной политике, снижению портовых сборов и др.;

обеспечение защиты инвестиций в нефтетранспортные проекты;

внедрение современных технологий транспортировки различных сортов и блендинга (смешения) нефти;

обеспечение высоких экологических стандартов деятельности;

развитие морских объектов нефтетранспортной инфраструктуры для обеспечения гибкости и мультимодальности поставки нефти и/или нефтепродуктов;

повышение эффективности эксплуатации существующей инфраструктуры для поставок нероссийской нефти в Европу;

мероприятия по содействию реализации трансъевропейских трубопроводных проектов.

Рынок нефтепродуктов, сжиженного и компримированного газа

Реализация мероприятий для надежного энергообеспечения и защищенности энергетической инфраструктуры, диверсификации источников и маршрутов поставки нефтепродуктов, в т.ч. преодоление зависимости от РФ в поставках энергетических ресурсов;

создание условий для снижения зависимости от импортных поступлений в пользу расширения и использования мощностей собственного производства и диверсификации импорта (не более 30% из одного источника);

обеспечение конкурентных цен для потребителей, которые отражают реальную стоимость и качество;

внедрение государственной системы контроля качества нефтепродуктов и СУГ;

создание и развитие соответствующей инфраструктуры для дальнейшего распространения использования СУГ и КПГ как автомобильного топлива и топлива для бытовых нужд;

обеспечение перехода Украины на европейские стандарты качества газа EN 589;

приведение украинского законодательства относительно технологической, пожарной, экологической безопасности на предприятиях до требований, определенных европейскими директивными положениями;

восстановление логистической интермодальной сети (железная дорога + автотранспорт) на базе узловых терминалов (ГНС): завод-производитель – железная дорога – ГНС – малотоннажный автотранспорт – розничная торговля;

обеспечение дальнейшего развития поставок СУГ через порты Черного и Азовского морей и западные границы Украины;

обеспечение максимально эффективного использования инфраструктуры и транспортного парка при импорте СУГ железнодорожным транспортом;

создание законодательных предпосылок для повышения экономической привлекательности приобретения, производства и использования транспорта на КПГ.

Формирование запасов нефтегазовых ресурсов

Надлежащее обоснование размера страхового запаса газа и идеи его создания с использованием мирового опыта, фиксации правил на заранее определенный срок с возможностью его просмотра и корректировки не ранее чем один раз в два года;

обеспечение соблюдения сроков реализации обязательств по созданию МЗНН;

создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов по 90-дневным (или 61-дневным) стандартам и смешанной системой управления ими; оптимизация запасов соответственно структуры потребления по регионам, а также по сценариям использования;

оценка и обоснование создания запасов СВГ как еще одного резервного топлива для экономики Украины.

Угольный сектор

Ключевые цели государства в угольном секторе на первом этапе реализации ЭСУ:

оптимизация структуры угледобывающих и других государственных предприятий угольной отрасли, улучшение экономических и технических показателей деятельности, сокращение и ликвидация регулирования и дотирования операционной деятельности угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий;

развитие необходимой инфраструктуры для усиления способности Украины обеспечивать объемы экспортно-импортных операций с угольной продукцией.

Основные мероприятия реализации стратегических целей в угольном секторе:

реорганизация угледобывающих и других государственных предприятий угольной отрасли и подчинение их единому юридическому лицу;

освобождение от непрофильных активов;

реструктуризация сектора, подготовка перспективных государственных шахт к приватизации, ликвидация/консервация убыточных государственных шахт;

переход на самоокупаемую добычу с переориентацией государственной поддержки на охрану труда, защиту окружающей среды и реструктуризацию угольной отрасли;

ликвидация государственного оптового покупателя угля и внедрение биржевой торговли угольной продукцией;

обеспечение развития собственной добычи угля.

Мероприятия по закрытию/консервации убыточных государственных шахт завершатся до 2025 г., в отношении каждого объекта будет принят план смягчения социальных и экологических последствий. В рамках этой работы должен быть учтен (с привлечением масштабной международной помощи) лучший мировой опыт смягчения социальных последствий, который предусматривает, в частности, выходные выплаты, консультативную помощь высвобождаемому персоналу, профессиональную подготовку и переподготовку.

Комплекс мер по смягчению социальных последствий реструктуризации угольной промышленности будет выполняться в тесной связи с программами по социальной реконверсии регионов закрытия/консервации шахт. Которые также должны быть подготовлены и реализованы с масштабной международной помощью. По лучшим европейским практикам такие программы включают в себя организацию общественных работ по восстановлению инфраструктуры. Создание новых рабочих мест. Консультативная и финансовая поддержка предпринимательских инициатив. Создание бизнес-инкубаторов, введение временных специальных режимов экономической деятельности в районах закрытия шахт.

Кроме того, при консервации и ликвидации шахт должны быть выполнены мероприятия по снижению экологических рисков, среди которых наибольшую угрозу представляют:

терриконы и породные отвалы, горение, возможные оползни;

нарушение гидрологического режима и подтопление водой поверхности почвы;

выход на земную поверхность метана из закрытых шахт.

Сектор ядерного топлива

Первоочередными задачами сектора является обеспечение прироста добычи урана и циркония, подготовка к промышленному освоению месторождений, пригодных для открытой эксплуатации, разработка разведанных месторождений и оптимизация добычи.

Украина владеет производством комплектующих изделий для фабрикации ядерного топлива. Целесообразным является расширение номенклатуры изготовления комплектующих изделий, в том числе из циркония, для дальнейшего освоения и импортозамещения фабрикации ядерного топлива.

Ключевыми задачами являются:

дальнейшая диверсификация источников поставок ядерного топлива для АЭС;

актуализация общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы Украины на долгосрочный период с целью расширения собственной ресурсной базы урана, других полезных ископаемых путем осуществления разведки, разработки и ввода в эксплуатацию новых месторождений урана;

исследование возможностей создания в Украине мощностей по фабрикации ядерного топлива;

создание запаса свежего ядерного топлива (уранового концентрата);

разработка и утверждение Концепции обращения с отработанным ядерным топливом АЭС Украины.

Возобновляемые источники энергии

Предполагается постоянное расширение использования всех видов возобновляемой энергетики, которая станет одним из инструментов обеспечения энергетической безопасности государства. В кратко — и среднесрочном горизонте (до 2025 г.) ЭСУ прогнозирует рост доли возобновляемой энергетики до уровня 12% от ОППЭ и не менее 25% – к 2035 г. (включая все гидрогенерирующие мощности и термальную энергию).

Ветровая и солнечная энергетика. При условии дальнейшего удешевления ВИЭ, их экономически обоснованный потенциал будет расти. При этом расширение использования возобновляемой энергетики непосредственно у потребителя не подпадает под ограничения энергосистемы и формирует перспективу динамичного развития на местном уровне. Государственная политика должна быть ориентирована на стимулирование первичной инициативы частных игроков рынка. Должно стимулироваться также развитие децентрализованной возобновляемой энергетики (например, фотоэлектрические системы и солнечные коллекторы на крышах жилых домов), потенциал которой оценивается в ~5% потребления электроэнергии населением.

Биомасса. Будет расти доля сектора электроэнергетической отрасли, который использует твердую биомассу и биогаз как энергоресурс, что будет предопределяться как относительным постоянством производства (при наличии ресурсной базы), так и тенденцией к формированию локальных генерирующих мощностей.

Преимущество будет отдаваться одновременному производству тепловой и электрической энергии в когенерационных установках и замещению углеводородных видов топлива.

Гидроэнергетика. Гидроэнергетика играет важную роль в устойчивости ОЭС Украины, поскольку обеспечивает энергетическую систему высокоманевровыми мощностями в регулировании суточных графиков нагрузки с покрытием пиковой части и заполнения ночных провалов, а также выполняет функцию аварийного резерва мощности.

К 2025 г. необходимо завершить реконструкцию существующих мощностей ГЭС и строительство новых агрегатов ГЭС и ГАЭС, что позволит сохранить в структуре генерации наиболее экономичные и маневренные из них, а также увеличить их мощность.

Основные меры по реализации стратегических целей в секторе ВИЭ:

Проведение стабильной и прогнозируемой политики по стимулированию строительства СЭС и ВЭС;

проведение международных коммуникационных кампаний для поощрения входа на рынок ВИЭ Украины международных стратегических и финансовых инвесторов;

строительство и ввод 5 ГВт мощностей ВИЭ (кроме ГЭС большой мощности);

увеличение использования биомассы в генерации электро- и теплоэнергии путем:

стимулирование использования биомассы как топлива на предприятиях, где биомасса является остаточным продуктом;

информирование о возможности использования биомассы как топлива в индивидуальном теплоснабжении;

содействие созданию конкурентных рынков биомассы.

Система управления

Исключение политического влияния на хозяйственную деятельность государственных компаний, в частности с учетом ведущих стандартов корпоративного управления (например, принципов ОЭСР);

распределение функций и полномочий органов власти по регулированию каждого из энергетических рынков в соответствии с требованиями третьего энергетического пакета;

внедрение современных практик корпоративного управления государственными энергетическими компаниями;

внедрение на уровне субъектов хозяйствования практики анализа и реагирования на угрозы работе энергетических объектов (contingency planning);

децентрализация властных полномочий, передача ресурсов и ответственности за функционирование жилищно-коммунальной сферы и коммунальной энергетики на местный уровень;

содействие децентрализации систем энергообеспечения, использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;

обеспечение открытия для потребителей структуры тарифов на природный газ, электроэнергию, тепловую энергию, их транспортировки.

3.2. Оптимизация и инновационное развитие энергетической инфраструктуры (до 2025 г.)

Второй этап внедрения энергетической стратегии будет ориентирован на работу в рыночных условиях с более совершенной конкурентной средой, которая будет влиять на выбор типа генерации и принятия решений относительно выбора объектов модернизации или нового строительства для достижения высоких показателей энергоэффективности. Этот этап предусматривает полную интеграцию ОЭС Украины с энергосистемой Европы.

Общие мероприятия:

Формирование целевого энергобаланса до 2035 г.;

установление целесообразности консервации мощностей ТЭС с учетом динамики развития рынка электроэнергии;

разработка программы замещения выбывающих мощностей новыми с указанием структуры новых мощностей по видам генерации, согласно прогнозу ОППЭ и разработки механизма такого замещения.

Генерация электроэнергии на базе ископаемого топлива

К 2035 году мощности, обеспечивающие около 80% текущего производства (~20-25 ГВт), могут быть выведены без возможности продления срока эксплуатации. Учитывая значительное время, необходимое для проектирования и строительства новых мощностей на их замену, в том числе маневровых – для балансировки энергетической системы. Решение о целевой конфигурации мощностей после 2035 года необходимо принимать до 2020 года.

В частности в ядерной энергетике предусмотреть:

принятие решения о продлении срока эксплуатации действующих энергоблоков АЭС по результатам периодической переоценки безопасности;

ввод в эксплуатацию 1 ГВт АЭС по установленной мощности;

проектирование и строительство атомных энергоблоков в соответствии с программой развития атомной энергетики Украины.

Сети и средства учета:

создание условий для завершения проектов по повышению надежности энергосистемы, улучшение связей с энергосистемой континентальной Европы, ликвидация ограничений по выдаче мощности генерирующих предприятий;

содействие внедрению «умных» энергосетей (Smart Grids) и «умного» учета потребления электроэнергии у потребителей (Smart metering);

стимулирование создания инфраструктуры для развития электротранспорта, включая муниципальный транспорт;

улучшение показателей надежности энергоснабжения (SAIDI, SAIFI).

Охрана окружающей среды

Определение новых целей по сокращению выбросов парниковых газов и путей их достижения.

Евроинтеграция

Подготовка нормативной базы для участия в региональном объединении рынков электроэнергии;

интеграция украинской энергосистемы с зоной континентальной Европы ENTSO-E в режиме эксплуатации.

Энергоэффективность

Усиление требований к оборудованию и зданиям (стандарты, регламенты, сертификация и т.д.); введение стандартов энергоэффективности на транспорте;

формирование инфраструктуры и институтов для концентрации и предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования для потребностей технологической модернизации (развитие фондового рынка, расширение коммерческого кредитования);

внедрение механизмов стимулирования энергоэффективности в жилищной сфере (энергетический аудит, финансовые инструменты и др.); поддержка инициатив по повышению энергоэффективности зданий; реализация демонстрационных и пилотных проектов.

Теплоснабжение

Формирование местных энергетических систем на основе экономически эффективного использования потенциала местных видов топлива, логистики снабжения, региональной и общегосударственной энергетической инфраструктуры;

содействие реконструкции участков в теплосетях с целью минимизации потерь.

поддержка реализации проектов по когенерации на ТЭЦ и когенерации на биотопливе;

поддержка строительства высокоэффективной когенерации, реконструкция ТЭЦ в соответствии с требованиями экологических нормативов и внедрение системы коммерческих расчетов на основе качественных показателей предоставления услуг теплообеспечения и охлаждения;

осуществление переоценки технико-экономических показателей проектов по дальнемагистральному транспорту тепла от крупных энергетических объектов (ТЭС и АЭС) и принятие решения о целесообразности их реализации;

формирование программы поддержки модернизации или замены старых бойлеров, перевод потребителей тепла на индивидуальное и/или индивидуальное отопление, где это является экономически целесообразным.

Газовый сектор

Создание условий и стимулирование поддержания достигнутых уровней и дальнейшего увеличения собственной добычи, в частности на новых площадях и на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины;

оптимизация источников, маршрутов и способов диверсификации поставок природного газа, в том числе его экспорта;

создание условий для полноценного функционирования ликвидного отечественного газового рынка с перспективой создания на их базе и на базе технических мощностей ГТС и ПХГ Украины газового хаба;

участие оператора ГТС и ПХГ в сделках с продажи услуг транспортировки и хранения природного газа на внутреннем и европейском рынках таких услуг;

оптимизация мощностей ГТС согласно прогнозу их загрузки и заключенными соглашениями;

создание условий для интеграции западноукраинских ПХГ в систему безопасности поставок стран Восточной Европы и ЕС в целом;

содействие внедрению «умного» учета и системы автоматизации балансировки газа;

содействие расширению возможностей дальнейшего повышения эффективности использования существующих мощностей и реализации новых инфраструктурных проектов.

Нефтяной сектор

В сфере поставок сырья:

дальнейшее наращивание объемов геологоразведки и добычи нефти и газового конденсата преимущественно для потребностей отечественных потребителей;

оптимизация источников, маршрутов и способов диверсификации поставок;

формирование и обеспечение сохранности на постоянной основе общего уровня запасов сырой нефти и нефтепродуктов (большей величины из двух), который был бы: 1) эквивалентным объему минимум 90-дневного среднесуточного импорта в Украину, или 2) объема 61-дневного среднего внутреннего суточного потребления нефти и нефтепродуктов в Украине.

В сфере транспортировки сырья:

Создание условий и поощрение поставок нефти и газового конденсата на украинские перерабатывающие предприятия, в частности морским путем и трубопроводными маршрутами.

В сфере переработки сырья:

Стимулирование производства более безопасных для потребителя и окружающей среды видов топлива, включая СУГ, СПГ и КПГ, биологическое топливо второго поколения, а также использование электрической энергии на транспорте.

В сфере поставок нефтепродуктов:

Поддержание объема поступлений каждого вида нефтепродуктов от одного поставщика на уровне не более 30% от общего объема импорта;

увеличение до 20% доли энергии из возобновляемых источников, используемой на транспорте.

В сфере розничной торговли нефтепродуктами и моторным топливом:

Постепенное приближение к стандартам качества нефтепродуктов, применяется в государствах-членах ЕС;

создание стимулов для широкого использования газового и альтернативного (нефтяному топливу) видов топлива;

стимулирование развития сетей для заправки транспортных средств более безопасными для потребителя и окружающей среды видами топлива.

Угольный сектор

Завершение программы реформирования отрасли, в том числе государственных угольных шахт (второй этап):

приватизация перспективных государственных шахт, подготовительные мероприятия относительно которых выполнены в течение первого этапа;

оптимизация экономических и технических показателей деятельности, сокращение и ликвидация регулирования и дотирования операционной деятельности угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий;

ликвидация/консервация неэффективных шахт с выполнением планов смягчения социальных и экологических последствий в отношении каждого предприятия;

реализация программ социальной реконверсии регионов по закрытию шахт;

достижение уровня добычи угля, который обеспечит потребителей энергетического угля преимущественно топливом национального добычи.

Возобновляемые источники энергии

Стимулирование строительства СЭС и ВЭС, содействие созданию системы прогнозирования генерации электроэнергии;

ввод в эксплуатацию новых агрегатов ГЭС и ГАЭС (при условии подтверждения экологической безопасности проектов);

увеличение использования гео — и гидротермальной энергии при генерации теплоэнергии;

увеличение использования биомассы в генерации электро- и теплоэнергии;

стимулирование генерации электроэнергии маломощными установками ВИЭ;

обеспечение реализации проектов по децентрализации энергоснабжения на местном уровне (на основе использования возобновляемой энергетики, «умных сетей», повышение энергоэффективности);

создание условий для формирования системы логистического обеспечения и инфраструктуры для сбора биологического сырья и дальнейшей его транспортировки;

изучение возможности и, по целесообразности, внедрение использования систем аккумулирования для балансировки энергетической системы, в том числе с целью нивелирования неравномерной работы генерирующих мощностей ВИЭ;

совершенствование механизма стимулирования производства энергетического оборудования в Украине.

3.3. Обеспечение устойчивого развития (до 2035 г.)

Третий этап стратегии направлен на инновационное развитие сектора и строительство новой генерации. Кроме оптимизации и построения дополнительных мощностей генерации, в долгосрочной перспективе также ожидается внедрение ряда мероприятий по оптимизации структуры потребления благодаря сокращению потерь в сетях, сглаживанию пиков потребления путем внедрения smart grids и использования новых технологий аккумулирования энергии;

рассмотрение возможных альтернативных подходов к тарифообразованию после завершения модернизации сетевого хозяйства (в частности Price Cap Regulation);

внедрение системы коммерческих расчетов на основе качественных показателей предоставления услуг теплообеспечения и охлаждения;

перевод потребителей тепловой энергии на индивидуальное электроотопление, где это является экономически целесообразным.

Газовый сектор

Инвестиции в разведку и разработку новых газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе на континентальном шельфе и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины;

увеличение национальной добычи за счет газа из нетрадиционных залежей углеводородов до 30-35 млрд. м3/год;

продолжение привлечения ведущих мировых компаний для разработки Черноморского шельфа и освоения нетрадиционных залежей углеводородов;

проведение полной технической, институциональной и законодательной интеграции в европейские сети транспортировки газа, сотрудничество со странами Северо-Западной, Южной Европы и другими регионами относительно совместной реализации проектов диверсификации поставок газа в Центрально-Восточную Европу;

вхождение Украины в международные проекты по развитию ресурсной базы, передачи новейших технологий.

Нефтяной сектор

В сфере добычи сырья:

завершение работ по «оцифровке» нефтяных месторождений путем создания визуализированных веб-платформ, что позволит субъектам хозяйствования измерять и отслеживать все данные, которые поступают с месторождения;

увеличение объемов извлечения труднодоступных ресурсов благодаря новым технологиям интенсификации; стимулирование развития технологий по оптимизации потребления сырья.

В сфере переработки сырья:

переход от «грязных» процессов к технологиям, отвечающим принципам «зеленой химии» и энергосбережению;

предоставление преимущества развития нефтехимического сектора, привлечение побочной продукции и отходов других отраслей.

В сфере реализации нефтепродуктов:

стимулирование развития сетей электрических заправок и замещение углеводородного топлива.

Угольный сектор

Максимизация эффективности производства для собственных нужд Украины;

завершение мероприятий по социальной реконверсии регионов и населенных пунктов, где проведено закрытие шахт.

Возобновляемые источники энергии

Увеличение использования ВИЭ до 25% от объемов ОППЭ благодаря:

введения в эксплуатацию новых агрегатов ГЭС (при условии подтверждения экологической безопасности проектов);

расширению инфраструктуры для транспортных средств, использующих не углеродное топливо;

обеспечению работы систем ЦО на энергии из возобновляемых источников (биопелеты, бытовой мусор и т.п.);

замещению углеродных видов топлива другими видами там, где это является экономически оправданным и технически возможным.

Залогом выполнения приведенных выше задач ЭСУ является успешная реализация социально-экономических реформ и повышение качества государственного управления.

4. СОЗДАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Фундаментальной предпосылкой формирования благоприятного инвестиционного климата в энергетическом секторе является коренное улучшение делового климата в Украине в целом, в том числе утверждение верховенства права, внедрения независимого, постоянного и действенного надзора в сфере конкуренции и быстрое внедрение условий рыночного ценообразования на не дискриминационных началах.

Учитывая это, необходимо:

Формирование прозрачных и ликвидных энергетических рынков;

реализация закона Украины «О рынке электрической энергии», а также соответствующих подзаконных актов, интеграция украинской инфраструктуры и регуляторной законодательной базы со странами ЕС;

интеграция энергетической инфраструктуры Украины с европейской.

Также интеграция необходима с ENTSO-E и ENTSO-G как с технической, так и с институциональной и правовой точек зрения. Украина, как член Энергетического Сообщества, должна проводить общую регуляторную политику со странами ЕС, а именно совершенствовать законодательство, регулирующее деятельность энергетического сектора, с учетом требований acquis ЕС.

Инвестиционная привлекательность экономики Украины и, прежде всего, энергетического сектора будет недостаточной, если не будет предпринят комплекс мероприятий, направленных на привлечение инвестиций, предотвращения оттока отечественных капиталов из-за использования офшорных схем.

В связи с этим целесообразно:

Прозрачное формирование тактических решений, которые по прогнозу соответствуют определенным долгосрочным целям, указанным в ЭСУ;

формирование четких и понятных механизмов государственно-частного партнерства и прозрачной регуляции европейского образца в сфере инвестирования в ТЭК;

создание программ и инвестиционных проектов с целью достижения определенных в ЭСУ высших государственных приоритетов, интересов бизнеса и потребителей энергии;

наличие понятных механизмов по обеспечению адекватной доходности инвестированного капитала;

применение понятных механизмов обеспечения более совершенной конкуренции, включая предоставление доступа третьих сторон к существующей инфраструктуре и адекватной прибыльности энергокомпаний с признаками естественной монополии (например, из-за введения тарификации по принципам Price Cap Regulation);

внедрение мероприятий по обеспечению предотвращения утечки капитала в офшорные зоны во время хозяйственной деятельности энерго- и газораспределительных компаний (облэнерго, облгазы);

тотальное внедрение прозрачных механизмов государственных закупок;

введение законодательства, которое будет стимулировать приток инвестиций в ТЭК, особенно в ВИЭ и повышение энергоэффективности.

Координацию и контроль над реализацией ЭСУ осуществляют Кабинет министров Украины и Совет национальной безопасности и обороны Украины в пределах их полномочий.

Источник: BusinessForecast.by

Читайте по теме:

Оставить комментарий