Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Замминистра Виктор Шеремета: Мы работаем над фондом, откуда фермер возьмет средства на приобретение земли


04.12.2017 – Как фермеры докладывают министерству о фиктивных коллегах, как относятся к рынку земли, министерство понимает, кто такие фермеры, Agravery.com рассказал заместитель министра аграрной политики и продовольствия Виктор Шеремета.

Читайте также: Виктор Шеремета: Сегодня у нас есть много противников, которые не хотят, чтобы средства достались неимущим

В начале октября Кабинет министров Украины назначил вице-президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Виктора Шеремета заместителем министра аграрной политики и продовольствия по вопросам фермерства.

«Как я и обещал, мы уделим серьезное внимание развитию украинского фермерства. В бюджете мы уже предусмотрели 1 млрд. грн. на его поддержку и также я обещал, что будет в Минагропроде введена должность заместителя по развитию фермерства и по предложению Ассоциации фермеров будет назначен на нее Виктор Шеремета. Теперь нужно делать реальные дела и возрождать украинское фермерство», – заявил премьер-министр Владимир Гройсман. В своем первом интервью Виктор Шеремета рассказал о том, чем именно будет заниматься, и какая помощь нужна фермерам.

Как фермеры восприняли появление отдельного замминистра, кто ими будет заниматься?

- Каждый день обращаются, приезжают на приемы с предложениями, иногда засиживаемся до позднего вечера, обсуждая проблемы и предложения. Главное, что беспокоит сегодня фермеров, чтобы миллиард гривен, в бюджете предусмотрен на их поддержку, дошел непосредственно до фермера и чтобы деньгами не воспользовались другие. Ведь только появилась информация про этот миллиард, начали образовываться легальные и не совсем легальные фермерские хозяйства. Еще нет, но условные претенденты уже в очереди.

Фермеры вам рассказывают о существовании не настоящих фермеров?

- Много кто не воспринимает, что на эти средства могут претендовать единоличники. Но я считаю, что этой преференцией должны воспользоваться, чем больше сельхозпроизводителей. Чтобы средства пришли в глубокое село. Чтобы не было так, как раньше, - кто первый добежал “до корыта”, тот и получил. Чтобы те фермеры, которые не знают, какие даже документы нужно подать на получение, смогли воспользоваться государственной поддержкой. Эти средства должны быть распределены просто и без влияния чиновников.

И много жалоб на бумажных фермеров?

- Не много. Но люди боятся, чтобы выделенные средства пошли строго по назначению.

Имеют ли фермеры видение, по какой схеме и на каких условиях должны распределяться средства?

- Уже как замминистра, я побывал во всех регионах Украины, просил фермеров предоставлять свои предложения и видения по этому вопросу. Встречался по этому поводу с различными общественными организациями и объединениями. Только в совместном поиске мы можем найти истину. Сегодня мы работаем не только с теми, для кого предназначены эти средства, но и с государственными учреждениями: Министерством финансов и Министерством экономики, чтобы отработать алгоритм распределения денег.

Мы рассчитываем, что средства получают не десятки фермеров, а тысячи. В любом случае будут не довольны, но мы сделаем все, чтобы это было наиболее справедливо.

Есть ли какие-то конкретные критерии, кто является фермером в Украине? Есть ли какая-то четко определенная методология?

- Концепцией определено, что это хозяйства, которые имеют до 100 га земли. Но классическое определение фермерства - это семейное хозяйство, где работают члены семьи и на какие работы привлекаются наемные работники.

Какими из этих определений руководствуетесь?

- Фермеры уже высказывают предположения, что некоторые компании, которые имеют много земли, могут зарегистрировать хозяйства по 100 га и претендовать на эти средства, но мы планируем сделать микрокредиты, которые просто будут не интересными для крупных компаний. Для мелкого производителя сумма 20 тыс. грн. будет стартом, а для большой компании это не деньги.

Хотим привлечь местные общественные организации, которые знают фермеров на местах. Они будут подтверждать, действительно ли этот фермер работает на земле, когда основано хозяйство и занимается ли производством.

А микрокредиты будут выдаваться, до какой суммы?

- Я бы хотел, чтобы сумма была до 20 тыс. грн. Это будут стартовые оборотные средства.

Вы не боитесь, что привлечение общественных организаций станет дополнительным источником коррупции на местах?

- Имею в виду Ассоциацию фермеров и частных землевладельцев, она исключает влияние крупных агрохолдингов или сельхозкомпаний. У крупных общественных объединений лоббирующих интересы крупных компаний, нет разветвлений по районам. Они работают преимущественно в Киеве. И вы посмотрите на их офисы, финансовый ресурс, то конечно становится понятным, что финансирование не из взносов членов организации.

Не планируете, ли все-таки выработать четкую методологию определения “фермер”, по которой будут рассматриваться заявки на государственную помощь?

- Я считаю, что формат “микрокредитов” не будет интересовать крупные компании. Для большего кредитования будет привлечен Фонд поддержки. Другое направление, над которым мы работаем, и оно пока находится на стадии проекта, это привлечение банков. Должен быть гарантирован залог для фермеров и процент самый низкий из тех, что можно сделать. Но у фермеров проблемы с залогом.

Выбери помощь

В 2017 году из 40 тысяч ФХ на получение государственной помощи подались только 308. Это свидетельствует о недоверии к государству, или незнании фермеров про эту программу, или сложную процедуру подачи?

- Да, заявок было подано 308, а получили средства 219 фермеров. В среднем это 200-300 тыс. гривен на хозяйство. Все знали, какая сумма приходится на каждую область, в среднем это 2 млн. грн. Они посчитали, и если были поданы заявки от 10 фермеров, то не было смысла дальше подаваться. Средства по этой программе были полностью использованы и освоены.

Конкурсные комиссии работали в областях, заседания и голосования проходили в онлайн режиме. Каждый мог зайти и посмотреть, кто подает документы и претендует на средства. И, насколько мне известно, обжалований и недовольств не было, только в Одесской области были жалобы от претендентов, не так прошел конкур отбора.

Есть ли понимание на уровне Минагрополитики, зачем выделяются эти средства? Чтобы увеличить производство аграрной продукции, поддержать население на местах, создать устойчивый слой фермеров?

- Если 10 лет назад с карты Украины исчезало 10 деревень, то сегодня ежегодно пропадает 30 сел. Тенденция увеличивается. И это один из факторов как нам сохранить село. Все понимают, что крупные хозяйства особо не помогают местным общинам и села обречены на исчезновение. Наша задача, чтобы с помощью поддержки возродить села. Конечно, предыдущие годы поддержка была мизерной, но в 2018 году миллиард даст определенный стимул работы небольшим фермерским хозяйствам.

Делали ли вы статистику по 308 поданным заявкам в 2017 году, чем занимаются хозяйства и в каких отраслях работают?

- В первую очередь, получали помощь хозяйства, занимающиеся животноводством, овощами, ягодами и нишевыми культурами. Наибольшие суммы пособия сосредоточены в Южных и Восточных областях из-за больших объемов валовой продукции. А это берется как критерий для области при определении размера суммы. Там преобладают хозяйства с выращиванием зерновых.

Конечно, приоритет был за хозяйствами, которые занимаются животноводством, ягодництвом, овощеводством, но если не было таковых, то средства распределялись среди других. Я был на Херсонщине, и если в Западной Украине пай 3 га, то там - 7-10 га. В Херсонской области большие площади и меньше людей, поэтому, понятно, что для этого региона более характерно производство зерна, овощеводство и бахчеводство.

Фермеры, каких областей в 2017 году получили больше всего дотаций?

- Кировоградская, Днепропетровская, Одесская области и это опять обусловлено тем, что в этих областях больше производится валовой продукции. Согласен, что подобный механизм распределения не совсем четкий, потому что, например, на Закарпатье приходится всего 260 тыс. грн.

Будут ли учтены такие неточности при распределении фермерам средств в следующем году?

- Конечно, подход нужно менять. Система предполагает как раз мелкие производители, которые в тех регионах, как правило, занимаются не большим зерновым хозяйством.

Сейчас создается много кооперативов. Должно ли Министерство поддерживать кооперацию? Как?

- Я знаю менталитет наших фермеров, даже поддержка им нужна не столько финансовая, как организационная, так трудно в кооперативы завернуть тех, кто вышел из колхозов. Все хотели самостоятельной, независимой жизни и теперь человек становится зависимым, что будет он на кого-то работать. У многих нет понимания, но мы же понимаем, что мелким, особенно кто занимается, например, ягодами, каждому хранилище или холодильник не построишь. Так же и молокосборники.

Интересна ли программа возмещения 20% на сельхозтехнику фермерам?

- Да, мы думаем для фермеров, даже увеличить этот процент. По моему мнению, это один из прозрачных методов господдержки. Купил технику, взял документы, сдал их в госбанк и тебе вернули часть средств.

Действительно ли являются именно фермерами те, кто получил помощь?

- Да, правда не все знали, что через госбанки надо было оплату сделать и поэтому покупали через другие банки. Но есть время и на следующий год уже будет лучше.

Бумажные проблемы

Есть мнение, что для сохранения сел, лучше поддерживать не агропроизводителя, а социальную инфраструктуру. Если получило помощь в районе одно хозяйство, то хорошо, но если бы эти средства были выделены на дороги, больницу, то пользу от этих денег чувствовали бы все местные жители.

- Дельная мысль, мы сегодня работаем над развитием других направлений, одно из них - развитие сельских территорий. Вчера мы предварительно рассматривали грантовые проекты. Сумма 600 млн. на всю Украину. Я подчеркивал, чтобы за один из важных критериев принимали участие местной общины или местного бюджета. Чтобы не только дотационные средства. Когда я работал в районе, видел, когда люди в проект добавили собственную копейку, они требуют проект. Если местная община не вовлечена, то такие проекты не имеют успеха. Подаренные средства, к сожалению, не ценятся.

Какой должна быть община, чтобы она имела возможность получить такую помощь или грант?

- Я читал проекты, а это более 200 штук - водопровод, восстановление пожарной безопасности, обустройство больницы, кооперация. Если община считает, что это ей нужно, и она к этому присоединяется и пишет об эффективности этого проекта. Все Министерства, которые есть в составе Конкурсной комиссии по отбору проектов регионального развития, которые могут реализоваться за счет средств государственного бюджета, полученных от ЕС, это поддержат, и он может быть победителем.

Что как правило, просят? Деньги на что?

- В основном такие проекты касаются дорог, освещения, водопроводов, выращивания энергетических культур, новой энергетики. Кстати, сейчас общины вообще не подают проекты по газификации населенных пунктов.

Существует ли противостояние между фермерами и агрохолдингами? Например, агрохолдинги отмечают, что многие фермеры работают в “тени”, не платят налоги, не содержат села.

- Был на Форуме, который освещал тенизацию украинской экономики. Экономисты посчитали и рассказали, что в Украине “в тени” больше всего денег находится в офшорах и из-за беспошлинного ввоза товаров. Сельское хозяйство в тени работает, но это процент не большой. Причем в тени работают как небольшие агропроизводители, так средние и большие.

Государственную помощь надо оказывать тем, кто работает официально и легально. Работать “в тени” не правильно, но этому есть причина. В 2016 году был отменен спецрежим НДС. И мелким производителям нужно было переходить на общую систему налогообложения со всеми вытекающими последствиями, иметь бухгалтерию, это слишком сложно. Много таких производителей тогда появилось, которые ушли работать в тень.

Сегодня их можно вывести из тени репрессивными методами - послать налоговиков и всех пересчитать и заставить платить. Хотя, если органы местного самоуправления работали бы хорошо на своих местах, ведь это их налоговые поступления, то можно было навести порядок. Местная власть знает количество земли, и получать налоги - это их задача.

Но можно еще подойти к этому экономичными методами, поэтому мы предполагаем государственную поддержку тем, кто будет работать открыто.

Почему в 2017 году увеличилось количество случаев рейдерства на агропредприятиях, чем это обусловлено? Что делается на уровне государства, чтобы защитить от этого явления фермеров, ведь именно они чаще всего являются жертвами увлечений?

- До 2013 года, пока не было электронной регистрации договоров аренды, такое же рейдерство существовало, но о нем никто особо не говорил. Более сильные производители забирали у слабых, дольщиков обманывали, уводили, заинтересовывали, запугивали.

В последних 10 лет земля существенно изменила своих пользователей, но никто не говорил тогда, что это рейдерство. Классическим рейдерством считается, когда за счет интеллекта кто-то становится пользователем собственности, но за счет интеллекта, а не за счет силы, бандитизма.

Сейчас созданы межведомственная Антирейдерская рабочая группа при Кабмине и антирейдерские областные штабы и регулярно проводят анализ всего, что произошло за период, принимаются решения, даются указания Министерству внутренних дел, Министерству юстиции Украины, прокуратуре разобраться в этих вопросах и ликвидировать. Конечно, не так просто сегодня это сделать с нашими силовыми структурами, к сожалению, они не всегда вовремя реагируют.

Рассматривая некоторые случаи, интересуюсь, по месту регистрации договора аренды, или по месту смены собственника, или по месту нахождения, как это проходило. И всегда выясняется, что бандиты находили частного нотариуса, с которым вступали в сговор и делали незаконные вещи.

Здесь можно говорить как об объективных решениях этого вопроса. Лет 5 назад, когда возник вопрос регистрации договоров, фермеры на всех собраниях просили упрощенную систему регистрации договоров. Это наша самая большая проблема. Дали упрощенную систему регистрации договоров, когда регистратор с другого места проживания может зарегистрировать договоры, и после этого начались проблемы.

Регистратор должен быть на месте нахождения предприятия или хозяйства. Конечно, будут злоупотребления, но если этот человек, который сделал незаконную регистрацию, находится в том, же населенном месте, то ему будет не совсем комфортно работать в населенном пункте.

Электронная карта государственного кадастра исправила ли эту ситуацию, помогла регистраторам договоров?

- Накладки возникали из-за того, что до 2013 года регистрация договоров проходила на бумажных носителях. Затем перешли на электронный вариант и данные с бумажных носителей вовремя не перенеслись в электронную базу. Регистратор, когда заходит в базу, соответственно, видит, что нет регистрации, а проверить дальше нет желания или нет потребности. Так и возникают двойные регистрации.

Фермеры хотят ли открыть рынок земли, и на каких условиях?

- Если говорить о диком рынке, где есть возможность всем продавать и всем покупать без ограничений, то фермеры категорически против. Если же сделать цивилизованный рынок и определить критерии, даже те, что сейчас обсуждаются - может приобретать физическое лицо, 200 гектаров в руки.

Я бы еще добавил, чтобы тот, кто покупает землю, должен приехать и жить в том населенном пункте, где находится земля. Если такие критерии будут определены, то это не вызовет совсем негативных отзывов. Еще большим плюсом было бы создание финансового Фонда, за счет которого фермеры могли бы сами купить эту землю.

Даже если откроется рынок, то у многих, особенно мелких фермеров, нет ресурса, купить землю. Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать такой фонд, где можно фермеру взять средства на приобретение земли. Финансировать Фонд будут доноры с других источников, но не Министерство аграрной политики.

А скажите, по ассоциации фермеров. В других странах, где действуют такие ассоциации, они предоставляют кучу услуг фермерам: ветеринарные, анализ почвы, лаборатории и технологии. Не хотела бы ассоциация фермеров выстроить и у нас такую структуру?

- Не так ассоциации, как аграрные палаты, которые созданы фермерами. Они предоставляют техническую консультацию, и потребность в таком органе чрезвычайно велика. Мы на сегодня не знаем перечень техники, которая качественная, больше всего подходит к ферме. Где сосед у соседа спросил, и кто-то сказал, что взял нормальную технику, как будто работает, можно покупать. Так же семена и скот. Если бы была совместная согласованная мысль и определение качества, то все бы покупали рекомендованное. У нас это реально сделать, но это не краткосрочная перспектива.

Сколько у нас по последней статистике фермеров и сколько они обрабатывают земли?

- Числится более 40 тыс., более-менее эффективные – около 33 тыс., они 4 млн. га обрабатывают. Конечно, кто не может физически потянуть, то сдает в аренду, но основная масса тех, кто из последнего тянется, чтобы работать.

А за этот год много ФХ прекратили работу?

- В последние 10 лет количество ФХ где-то на 10 тыс. уменьшилось.

Автор: Наталья Гузенко

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Власть временщиков. Зачем Порошенко и Гройсману армия исполняющих обязанности
 Давайте поддержим Вареньку Сташевскую!
 Международные сравнения экономических показателей в 1998 году
 Виталий Цимбалюк: Как быть с теми людьми, которые хотят у нас лечиться, но не имеют средств? Это – болезненный вопрос, потому что пациент говорит: мы живем в государстве, в Конституции которого записано – медицина бесплатная
 Ретроспектива: Анализ динамики инфляционных процессов в Беларуси в 1990-2003 гг.