Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Новые правила уже скоро: развенчиваем мифы вокруг закона о парковке


24.01.2018 – Парламент принял закон о реформе системы парковки. Этот текст – своеобразная инструкция для всех участников этой сферы: водителей, автовладельцев, полицейских и инспекторов парковки. 21 декабря 2017 года парламент принял закон №5364 о реформировании сферы парковки. Вскоре его подпишет президент.

Если это произойдет, а скорее всего, именно так и будет, со второго полугодия 2018 года около 15 миллионов водителей и 10 миллионов автовладельцев будут жить уже по новым правилам.

Кроме урегулирования правил парковки, остановки и стоянки, закон совершенствует механизм привлечения к административной ответственности владельцев автомобилей.

Как будут наказывать нарушителей и как водители и автовладельцы смогут защитить свои права, об этом подробно далее.

Читайте также: Водительские права за деньги. Как действуют коррупционные схемы и как их устранить

Как будут наказывать

В сфере безопасности дорожного движения и парковки будут действовать три режима привлечения к административной ответственности.

Первый – "старый" режим. Он предполагает контакт полицейского и нарушителя, проверку водительского удостоверения, технического паспорта, составление постановления о привлечении к ответственности прямо на месте совершения нарушения.

Второй – автоматический режим. Он предусматривает фиксацию шести видов правонарушений стационарными камерами, которые могут быть установлены на путепроводах, столбах и даже на общественном транспорте.

Информация с камер будет поступать в центры обработки информации, где по результатам визуальной проверки полицейские, при помощи электронной цифровой подписи, будут так же составлять постановление.

При фиксации правонарушений в таком случае с нарушителя сначала взыскиваются штрафные баллы, которых хватает на три нарушения. А потом уже денежные штрафы.

Третий – режим фотосъемки или видеозаписи. Он предусматривает фиксацию трех видов нарушений в ручном режиме техническими средствами в специальной защищенной программе, которая автоматически будет отображать дату, время, координаты места нарушения.

В этом режиме смогут работать полицейские и уполномоченные от города инспекторы по парковке. Списание штрафных баллов не предусмотрено – сразу будет налаживаться денежный штраф. Именно этот режим является статьей закона №5364.

Отвечает владелец авто

При фиксации нарушений в автоматическом режиме и в режиме фотосъемки не будет личного общения полицейского с нарушителем, а наказан заочно будет владелец авто.

Как защитить свои права владельцу авто

Конечно, много людей будет сталкиваться с ситуацией, когда человек, который давно продал свой автомобиль, например, по доверенности, может начать получать "письма счастья" из-за "того парня". Можно будет только представить степень возмущения этого человека.

На самом же деле причин для чрезмерного волнения нет. Можно выбрать два варианта поведения.

Первый – пассивный. В случае неуплаты штрафов в течение 30 дней соответствующее постановление будет направлено в исполнительную службу для принудительного исполнения. Далее транспортное средство будет арестовано и задержано на первом же из 70 постов полиции, оснащенных радаром "Рубеж" или его аналогом.

Для возврата автомобиля необходимо будет погасить все штрафы в двойном размере. Это вынужден будет делать водитель, который пользуется автомобилем. При этом стресс для него будет гарантированный, запланированная поездка сорвется, финансовые потери, и потери времени будут иметь серьезный воспитательный эффект.

Второй – активный. Разыскать пользователя и предупредить его о необходимости уплатить штраф, а также попросить его переоформить авто на себя или внести сведения о надлежащем пользователе в реестре владельцев транспортных средств.

Если это не работает, есть еще один вариант – крайняя мера – обратиться к нотариусу и отменить выданную ранее доверенность, а потом предоставить в полицию или ближайший сервисный центр МВД заявление об утере номерных знаков "своего" автомобиля. Номерные знаки попадут в базу розыска, и на ближайшем посту полиции автомобиль будет задержан.

Право владения, пользования и распоряжения транспортным средством в таком случае вернут официальном владельцу, фамилия которого написана в техническом паспорте. Без согласия собственника вернуть право на авто пользователю будет сложно. Придется договариваться с владельцем или подавать иск в суд.

Как защитить свои права не владельцу транспортного средства

Как видим, водитель не владелец может потерять свои права на автомобиль, поэтому ему следует позаботиться о заблаговременном переоформлении права собственности на себя. Если этот вариант не подходит, необходимо разыскать владельца, и с его согласия внести сведения о себе как о надлежащем пользователе в реестр владельцев.

Закон предусматривает создание сайта с информацией обо всех случаях заочного привлечения к ответственности. На нем можно будет ознакомиться с постановлением о привлечении к ответственности, материалами фиксации обстоятельств нарушения, квитанцией с реквизитами для уплаты штрафа.

Планируется, что ключом доступа к электронному кабинету владельца или пользователя соответствующего транспортного средства будет совпадение государственного номера автомобиля и номера свидетельства о его регистрации – технического паспорта.

Кроме этого, владельцу и не владельцу авто необходимо обратиться в сервисные центры МВД и предоставить номер телефона или адрес электронной почты для получения бесплатных уведомлений о случаях фиксации правонарушений в автоматическом режиме и в режиме фотосъемки.

Об эвакуации

Сейчас эвакуация возможна в случае, если автомобиль существенно препятствует дорожному движению". Решение о "существенно" или "несущественно" принимает полицейский.

Закон, который сейчас на подписи у президента, утверждает 17 конкретных случаев эвакуации. Никаких оценочных суждений при установлении наличия оснований для эвакуации больше не будет. Кроме полицейских, право проводить эвакуацию получат инспекторы по парковке, а обстоятельства эвакуации будут обязательно фиксироваться на фото или видео.

Про парковки

Парковочных площадок в крупных городах не хватает. Транспортная инфраструктура неразвита, средств на строительство паркингов в государственном бюджете и местных бюджетах нет. Автомобили, оставленные под знаком "остановка запрещена", усложняют и без того непростую ситуацию с пробками.

Привлечь инвестиционные средства на серьезные проекты до принятия закона было невозможно – отсутствовал механизм возврата средств. У автомобилистов не было никакого смысла пользоваться платными парковочными площадками, ведь можно было безнаказанно оставить автомобиль под знаком "остановка запрещена".

Привлечь к ответственности за неоплату услуг платной парковки в правой полосе проезжей части тоже практически невозможно – у инспекторов парковки нет полномочий, чтобы проверить удостоверение водителя для оформления протокола.

О почти, что полном отсутствии ответственности за нарушение правил парковки свидетельствует хотя бы тот факт, что в среднем в 2016 году суммарно во всех населенных пунктах Украины по соответствующей статье КУАП притягивалось к ответственности в среднем меньше одного нарушителя в день, штрафов поступало меньше 51 грн. в день.

Не лучше ситуация и с привлечением к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки. Полицейскому для оформления необходимо дождаться водителя для проверки его удостоверения и технического паспорта. Водитель же может просто подождать, когда полицейские уедут на другой вызов.

Во всем цивилизованном мире никто не ждет водителя на месте правонарушения – соответствующие материалы направляются в адрес владельца транспортного средства. Этот передовой опыт и использован при разработке парковочной реформы.

Об оплате парковки

Можно спорить относительно того, насколько добросовестно водители оплачивают парковку, но в местные бюджеты поступают минимальные средства. Коммунальные предприятия, на балансе которых находятся парковочные площадки, хронически убыточны.

Коррупция на парковках выгодна и парковщику, и водителю. Они договариваются об уплате водителем 25-60% реальной стоимости, но в карман парковщику и без всяких чеков и талонов. Невозможность побороть теневой оборот средств подтверждает печальный опыт Киева, власть которого вынуждена была отказаться от парковщиков.

Об автоматизации контроля оплаты парковки

Именно автоматизация контроля оплаты за парковку является инструментом, который позволит побороть человеческий фактор в этой сфере, уйти от наличного расчета и направить весь объем уплаченных средств в местные бюджеты.

Закон №5364 дает право городам внедрять автоматизированную систему контроля оплаты парковки – АСКОП. Она будет аккумулировать информацию о поступлении оплаты за парковку любым удобным для водителей способом и автоматически зафиксирует наличие или отсутствие оплаты в системе в момент проверки инспектором по парковке в режиме фотосъемки или видеозаписи.

Перечень дополнительных мобильных сервисов, предоставлять АСКОП водителям, будут устанавливать местные власти. Это может быть онлайн – информирование о наличии свободных паркомест, их стоимость, расстояние до ближайшего паркинга.

Отдельные города выберут минимальный функционал системы, только контроль оплаты, а города – миллионники смогут внедрять более комфортные и качественные аналоги.

Об инспекторах по парковке

Они не будут "мальчиками в оранжевых жилетах" с печальным имиджем вымогателей средств, ликвидированных мэром Киева. Это будут должностные лица исполнительных органов местных советов. Их правовой статус будет определять закон "О службе в органах местного самоуправления" с обязательным конкурсным набором на работу.

Требования относительно образовательного, квалификационного уровня инспекторов по парковке будет устанавливать местная власть, которая будет практически отвечать за качество их работы.

Внедряется также отдельная статья об ответственности инспекторов за получение от водителей денег как платы за парковку или оплаты штрафов за нарушение правил парковки. Минимальный штраф для инспектора за такие действия будет составлять 850 грн. и 1 700 грн. при повторном нарушении.

О штрафах

Штрафы для водителей не увеличиваются, однако появится возможность оплачивать их с 50-процентной скидкой. В случае фиксации нарушений в автоматическом режиме будет действовать один десятидневный льготный период, когда при уплате 50% наложенного штрафа административное взыскание будет считаться полностью погашенным.

При фиксации нарушений в режиме фотосъемки или видеозаписи таких льготных десятидневных периодов будет два. Первый – со дня совершения нарушения правил остановки, стоянки или парковки, второй – со дня вступления постановления об административном правонарушении в силу.

При фиксации нарушений в режиме фотосъемки или видеозаписи полицейский или инспектор парковки будет обязан напечатать и оставить на лобовом стекле копию постановления об административном правонарушении.

В случае невозможности по техническим причинам зайти в реестр владельцев транспортных средств на месте совершения правонарушения и установить владельца авто, под "дворниками" будет оставаться сообщение, которое будет содержать все сведения, что и постановление, кроме фамилии лица, привлекаемого к ответственности.

Штраф за нарушение правил парковки устанавливается в 20-кратном размере стоимости одного часа пользования той платной площадкой, на которой произошло нарушение. Таким образом, санкция за неуплату парковки в Киеве уменьшится до 50-100 грн. при оплате штрафа в течение десяти дней.

Города с огромным дефицитом парковочных мест получат рычаги использования передового европейского опыта для уменьшения количества легковых авто, которые паркуются в центре. При нынешних единых в Украине штрафах за нарушение правил парковки, 136-204 грн., применение гибкой тарифной политики для регулирования нагрузки на инфраструктуру было бы невозможным.

О механизмах неотвратимости ответственности

Ничто так не провоцирует нарушение любых правил, как отсутствие ответственности. Для реализации принципа неотвратимости наказания предусмотрено закрытие нескольких "щелей" по уклонению от уплаты штрафа путем обмана или махинаций.

Отныне предоставление владельцем копии договора аренды, лизинга, найма автомобиля после фиксации правонарушения в автоматическом режиме или в режиме фотосъемки или видеозаписи не будет основанием для освобождения владельца от ответственности.

При пересмотре дела ни у полицейских, ни у инспекторов по парковке не будет возможности выявить фиктивность таких договоров, заключенных "задним числом", в том числе с "липовыми" пользователями – нерезидентами или лицами, не имеющими никакого имущества, на которое может быть наложено взыскание в Украине.

Относительно лизинговых и арендных авто в пользовании водителей не собственников сведения о фактическом пользователе должны быть внесены в реестр МВД.

Если автомобиль находится в пользовании нескольких лиц, предусмотрена возможность оплаты штрафа не лишь лицом, которое указано в постановлении, а любым лицом с внесением изменений в постановление относительно субъекта правонарушения по заявлению фактического нарушителя и предоставления им квитанции об уплате штрафа.

Важной статьей закона стало урегулирование вопроса вступления в силу постановлением о привлечении к административной ответственности, которое отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отныне в случае отказа нарушителя от его получения, что по правилам почты должно быть подтверждено подписью самого нарушителя, постановление все равно начнет действовать в день возвращения почтового отправления с отметкой о невручении.

При этом работником почты постановление будет доставлено по адресу, указанному в реестре владельцев транспортных средств. В случае отсутствия нарушителя или совершеннолетнего члена семьи или в случае их устного отказа от получения письма в почтовый ящик нарушителя будет вложено уведомление о необходимости забрать отправление в почтовом отделении в течение месяца.

Только после этого срока и при условии дальнейшего игнорирования нарушителем письменных приглашений получить отправление на почте оно будет возвращено в орган взыскания с отметкой о невручении.

Водители-владельцы, которые нарушают закон "О дорожном движении" и не перерегистрируют свои авто в течение десяти суток после изменения места проживания, смогут использовать инструменты бесплатного получения информации о "заочном" привлечении к ответственности с помощью смс или электронной почты.

Об автомобилях на "еврономерах"

Установлено два способа взыскания штрафов для таких авто.

Если зарегистрированный иностранным государством автомобиль ввез в Украину гражданин Украины – резидент, то штраф за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме или в режиме фотосъемки, будет отправлен в его адрес в Украине. В случае неуплаты штраф будет взыскан в принудительном порядке.

Если же транспортное средство ввез иностранец-нерезидент, постановление об административном правонарушении будет вручено ему пограничниками при выезде из Украины. В случае отказа исполнить наложенное взыскание иностранцу будет запрещен дальнейший въезд в Украину.

Конечно, в значительной части машин с еврономерами механизм "заочного" привлечения к ответственности, увы, не заработает. Эта проблема может быть решена путем принятия других законодательных актов.

Основной инструмент – создание стационарных контрольных пунктов с участием полицейских и таможенников, ведь здесь имеет место нарушение в первую очередь норм Таможенного кодекса. Он устанавливает, что временно ввезенные для личных нужд авто могут использоваться в Украине только гражданами, которые их ввезли.

О средствах на неподконтрольной территории

Главная проблема с такими автомобилями заключается в том, что "Укрпочта" на этих территориях не работает. Это создает препятствия для вступления в силу постановления о привлечении нарушителей к административной ответственности.

Вместе с тем, учитывая вступление в силу закона №5364 лишь через полгода после его публикации, будут идеи, как такую "брешь" закрыть.

Об автомобилях - двойниках

В случае получения штрафов за правонарушения, совершенные на таких автомобилях, владельцы транспортных средств смогут обжаловать постановление в судебном порядке. При получении штрафа с изображением "чужой машины со своими номерами" владелец должен подать в полицию заявление о розыске и задержании такого авто.

С таким заявлением на первом же посту полиции двойник будет разоблачен, что также станет убедительным доказательством для отмены постановления о безосновательном привлечении к ответственности владельца "автомобиля – не двойника". Следовательно, закон №5364 может стать действенным инструментом выявления таких машин.

Отменит ли ответственность владельцев авто Конституционный суд

Некоторые правозащитники отмечают не конституционность отдельных норм закона, учитывая их несоответствие статьям 61 (юридическая ответственность, индивидуальная) и 62 (презумпция невиновности) Конституции. По словам правозащитников, аналогичные нормы Конституционный суд ранее уже отменил.

На это следует отметить, что презумпция невиновности касается только совершения преступления, а не административного правонарушения. Допустимость такой правовой позиции в отдельных случаях подтверждает Европейский суд по правам человека.

Не противоречит закон и статье 61 Конституции относительно индивидуального характера юридической ответственности. Не совсем корректно обосновывать этот принцип необходимостью учета имущественного положения нарушителя и степени его вины".

Содержание "индивидуальности" заключается в том, что к ответственности должно быть привлечено конкретное лицо, а не организация или группа лиц.

Выводы

Надеяться на отмену "заочного" привлечения к ответственности владельца авто, которое действует во всех странах ЕС, США и Канаде, по нашему мнению, бесперспективно.

Закон направлен не на "зарабатывание средств", а на наведение порядка на дорогах страны: уменьшение пробок, улучшение экологической ситуации в крупных городах, направление уплаченных за парковку средств на развитие транспортной и парковочной инфраструктуры, уменьшение тяжких последствий ДТП.

Обязательная фото-видео-фиксация нарушений будет не только дисциплинировать водителей, полицейских и инспекторов парковки, но и облегчит для автомобилистов обжалование любых спорных и неубедительных материалов в судебном порядке.

Автор: Павел Фролов, соавтор закона №5364

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 У нас детективы точно не гуляют: Сытник рассказал, какие схемы удалось ликвидировать на государственных предприятиях
 Руководитель "Центрэнерго": "Можно заключить сотни контрактов. Вопрос – кто тебе будет поставлять уголь"
 Юрий Луценко: Я не буду заниматься политическими репрессиями. Единственная моя проблема, что пока не могу выйти на какого-то заметного члена БПП
 Пять историй о прокурорах и взятках
 Обновлена национальная страница сводных данных ССРД МВФ