Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

На трубе: репортаж из диспетчерской украинской ГТС


13.03.2018 – Как работает украинская газотранспортная система, кто подает газ Украине и ЕС, и как украинские диспетчеры договариваются с "Газпромом". Об этом в репортаже ЭП из мозга ГТС Украины.

Читайте также: Беларусь в январе-октябре 2017 г. увеличила импорт российского природного газа на 11,7% до 2,224 млрд. долл.

3 миллиарда долларов. Примерно столько Украина получает от "Газпрома" за то, что перекачивает российский газ в Европу.

Через украинскую газотранспортную систему проходит около половины экспорта российского монополиста. Именно поэтому она является таким желанным активом для международных консорциумов, самих россиян и одним из главных "козырей" для Киева в переговорах с Москвой.

Чаще "украинская труба" следует в информационном пространстве в двух случаях. Первый – когда ею интересуются международные компании. Второй – в контексте "газовых войн" с Россией.

Последние события, которые начались с решения Стокгольмского арбитража, не являются исключением. Во время так называемого "энергетического кризиса", который более известный благодаря лозунгу "Прикрути", со стороны "Укртрансгаза", который управляет ГТС, звучали заявления о снижении давления со стороны россиян, дефиците "голубого топлива" и о террористических угрозах.

Однако, это лишь часть публичной информации о работе системы, которую можно узнать из СМИ. А что же происходит за занавесом?

Кто руководит этой махиной? Как наполняется система и как туда попадает газ, который добывается в Украине? Сколько потребляет страна зимой и летом? Есть ли проблемы с качеством газа, который получает потребитель? Какие отношения в украинских диспетчеров с российскими коллегами и что произошло с украинским газопроводом на неподконтрольных территориях?

Чтобы ответить на эти вопросы и на другие, ЭП посетила мозговой центр украинской ГТС, который находится в самом центре Киева. Состоялась эта встреча еще в конце января, то есть, еще до обострения отношений с Россией.

Украинская газотранспортная система – ГТС – одна из крупнейших в мире. Общая ее протяженность труб – 38 тыс. км, что почти равняется длине экватора Земли. Протяженность магистральных газопроводов – 22 тыс. км. Этого хватит, чтобы 16 раз проложить трубу через территорию Украины с востока на запад.

Также в системе есть 72 компрессорные станции и 12 подземных хранилищ газа. Все это обслуживает почти 20 тыс. работников, из которых около 300 – диспетчеры.

Функционал ГТС: транспортирует газ из украинских месторождений украинским потребителям, поставляет газ в Украину от европейских поставщиков и перекачивает российский газ в страны ЕС.

Кто руководит "трубой"

Главный диспетчерский центр управления газотранспортной системой расположен в центре Киева в головном офисе компании "Укртрансгаз".

Попасть туда можно только по предварительной записи и после тщательной проверки документов внутренней службой безопасности. Доступ в диспетчерский зал вообще имеет ограниченный перечень лиц: диспетчеры, руководители компании и отдельные работники.

В чем заключается работа диспетчера? Они в режиме реального времени контролируют состояние сотен объектов ГТС газоперекачивающих агрегатов, газораспределительных станций, замерных узлов на границах государства, подземных хранилищ газа, – и поддерживают необходимое давление и количество газа в газопроводах.

Управление десятками источников, от которых поступает природный газ, контроль тысяч точек, где он отбирается, управление различными направлениями его движения вследствие постоянных изменений в потреблении – именно это делает работу диспетчерских подразделений настолько важной и необходимой.

Работают диспетчеры посменно по 12 часов. Рабочий день начинается с анализа ситуации газотранспортной системы в целом, поступления газа от добывающих компаний, прогнозирования потребления в Украине и заявок на транзит газа через территорию страны.

Напротив столов диспетчеров установлено большое информационное табло, на котором видны все параметры работы газотранспортной системы Украины. Каждый элемент можно увеличивать вплоть до схематичного обозначения компрессорной станции. В случае внештатных ситуаций за ними можно следить в режиме реального времени.

Табло установили десять лет назад. В 2018 году его планируют заменить. "Мы шли в ногу со временем. Когда покупали информационное табло, это были последние разработки фирмы Mitsubishi. Следующий шаг – LED-панели", – объясняет директор центрального диспетчерского департамента ПАО "Укртрансгаз" Андрей Дацюк.

Первые компьютеры в компании вообще появились в 1997 году. К тому времени газопроводом управляли в телефонном режиме. Около четырех часов ежедневно диспетчер вынужден был тратить на сбор информации, и ее записи. После этого в течение нескольких часов он анализировал и делал выводы.

"Сегодня каждое диспетчерское место оборудовано несколькими мониторами, и диспетчер на своем месте может выполнять свою отдельную часть работы: контролировать текущее состояние оборудования, прогнозировать потребление газа отдельными регионами Украины и рассчитывать оптимальные потоки движения газа", – объясняет директор центрального диспетчерского департамента ПАО "Укртрансгаз".

Сейчас прогнозы и расчеты оптимальных режимов работы системы и затрат энергии выполняются с помощью специального программного обеспечения. "У нас есть годовое, квартальное, месячное и ежедневное прогнозирование. Уровень потребления зависит от сезона, погоды и многих других факторов", – отмечает Дацюк.

Специфика диспетчеризации газа существенно отличается от диспетчеризации электроэнергии, где от недостатка мощности сразу же выходит из строя техника. У газовиков всегда есть многодневный запас газа в трубах, ведь ежесуточно в газопровод закачивается около 900 млн. куб. м. газа.

Объем транзита зависит от потребностей европейских потребителей и погоды. Иногда он превышает 300 млн. куб. м. в сутки.

"У нас есть соглашение с Гидрометцентром. Мы можем делать прогнозы на несколько дней и увеличивать запасы газа в системе. На следующий день на несколько градусов потеплеет, поэтому потребление уменьшится на 10 млн. куб. м.", – говорит Дацюк.

Потребление газа в Украине зимой может достигать более 200 млн. кубометров в сутки, тогда как летом минимальное потребление составляет около 40 млн. кубометров.

Например, 30 января нужно было перекачать в Европу и балканские страны 178 млн. куб. м. газа. Украинцы в этот день использовали 170 млн. куб. м. газа.

Долгая дорога российского газа

Объем транзита зависит от потребностей европейских потребителей. Иногда он достигает более 300-400 млн. кубометров в сутки и может колебаться в зависимости от погоды в Европе и спроса рынка.

Газ из России и Беларуси учитывается на измерительных станциях, на их территориях. Там находятся представители "Укртрансгаза", которые контролируют качество измерения. По контракту, стороны должны обеспечивать беспрепятственный доступ к соответствующей аппаратуре.

Такие же станции есть на границе со странами ЕС на территории Украины. Там присутствуют представители европейских стран и российской компании "Газпром ".

Газ движется по магистральным трубопроводам со скоростью до 30 км/час. Через каждые 120 км установлены компрессорные станции, которые поднимают давление в трубе. Большинство компрессоров – газотурбинного типа. Они используют для работы газ, который компания закупает для технологических нужд заранее. Затраты газа составляют около 2,5% от объема транспортировки.

Меньшая часть компрессоров работает на электроприводе. Они установлены в основном на транзитных магистральных газопроводах. Несмотря на существенную разницу между ценами на газ и электроэнергию, в "Укртрансгазе" стараются в первую очередь использовать электрические компрессоры.

Летом в газотранспортную систему поступает больше газа, чем потребляется. Это добытый в Украине газ, а также импорт из европейских стран.

Для балансировки ГТС избыточные объемы закачиваются в подземные хранилища. Крупнейшие из них расположены в Западной Украине. Всего их в Украине двенадцать, в том числе одно расположено на неподконтрольной территории и сейчас не работает.

Почти все подземные хранилища газа построены в советские времена на месте бывших газовых месторождений. Для преобразования пустого месторождения в газохранилище нужно провести геологические изыскания, построить компрессорные станции и сделать несколько дополнительных скважин. Чтобы газ не растекался под землей, в хранилище закачивают буферный газ, который создает постоянную подушку.

Сквозь зубы с коллегами

По словам директора диспетчерского центра, отношения с коллегами из России перестали быть теплыми еще в 2009 году после "газовой войны", которая закончилась подписанием невыгодных для Украины соглашений.

"Раньше общение было дружеским, мы посещали диспетчерский центр "Газпрома", они бывали здесь. Сейчас коммуникация сугубо техническая. Они направляют информацию об объемах транзита, мы обрабатываем его и сообщаем, сколько газа нужно. На этом общение заканчивается", – говорит Дацюк.

Он признается, что проще общаться с европейцами, чем с русскими. Кроме того, уже три-четыре года газ из России поставляется с низким давлением, что не соответствует условиям контракта.

По контракту с "Газпромом", давление на входе должен быть на уровне 60-65 кгс/см2. Однако, по данным, "Укртрансгаза", в январе-феврале 2018 года "Газпром" систематически не выполнял технические условия и подавал газ к украинской границе давлением на уровне 51-59 кгс/см2". А с 1 марта "Газпром" вообще снизил давление до самого низкого значения в этом году – 50,3 кгс/см2.

Давление приходится увеличивать, используя ресурсы украинской ГТС, а это для "Укртрансгаза" дополнительные расходы", - говорит диспетчер.

"Мы на это не раз жаловались, и коллеги из "Газпрома" за эти годы ни разу не ответили на наши обращения. Также сообщали мониторинговым группам Еврокомиссии об этой проблеме", – говорит директор диспетчерского центра.

Из-за завышенных цен на российский газ Украина с 2012 года начала разрабатывать альтернативные варианты поставки топлива из стран ЕС. Еще в 2014 году украинцы потребляли 74% российского газа. В 2015 году эта доля упала до 37%. А последние три года, Украина полностью отказалась от поставок газа из России. Для собственных нужд.

"У нас очень тесные связи с европейскими коллегами. В частности подписаны соглашения о взаимодействии газотранспортных систем с польской компанией Gaz-System, словацкой EUStream и венгерской FGSZ Zrt. Мы обсудили с ними технические возможности использования тех газопроводов, которые были ранее построены, но не использовались", – рассказывает Дацюк.

Это позволило наладить реверсные поставки топлива без дополнительных капиталовложений.

Максимальный объем газа, который можно транспортировать с ЕС, превышает 23 млрд. куб. м. в год. Этого достаточно для обеспечения внутреннего спроса, ведь украинским потребителям на год нужно около 30 млрд. куб. м., из которых 20 млрд. куб. м. обеспечивает собственная добыча.

Неподконтрольный газопровод

Из 38 тыс. км газотранспортной системы Украины 2,5 тыс. км осталось на неподконтрольных территориях Луганской и Донецкой областей. Такая же судьба постигла трубопроводы, расположенные в Крыму. Доступа к газохранилищам тоже нет.

"Мы не знаем, что происходит с этими газопроводами. Связь с коллегами из "Донбастрансгаза" потеряли еще в феврале 2014 года и не поддерживаем контактов. Часть работников уехала с неподконтрольных территорий. Мы помогли им найти работу в структурных подразделениях других областей", – говорит Дацюк.

Остальные специалисты осталась в ОРДЛО и продолжает обслуживать систему, которая с помощью запорной арматуры отделилась от украинской ГТС.

Северный поток

В свое время стратегической задачей "Газпрома" было взять под свой контроль ГТС Украины. Это россиянам удалось сделать в Приднестровье, Армении и Беларуси. Для этого с 2005 года "Газпром" не давал доступа Украине к ресурсам газа из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Благодаря этому Россия полностью контролировала поступление ресурсов газа в ГТС Украины.

Построение обходных газопроводов из России в Европу, на строительстве которых сейчас сосредоточилась Москва, направлено на дальнейшее ослабление позиций Украины в этом стратегически важном вопросе.

После ввода в действие газопровода "Северный поток", который Россия построила по Балтийскому морю в обход Украины, объемы транзита газа сократились примерно на треть. Сейчас планируется строительство второй ветки.

"Если допустим строительство второй нитки "Северного потока", а "Южный поток" уже строится, то останемся без транзита. Это будет большой удар не только по экономике Украины. Такая же судьба ожидает Словакию и Австрию, пострадают Румыния и Болгария", – отмечает главный диспетчер.

По его словам, транспортировать газ через Украину гораздо выгоднее, чем в обход, и ни один из этих проектов не имеет экономического основания, только политическое.

"Газпром" делает все для того, чтобы транзит через эти газопроводы был для конечных потребителей выгоднее, чем через Украину. Россияне сначала хорошие, а потом показывают истинное лицо. Сначала они предлагают дешевый газ, но потом все увидят их истинную цель", – говорит Дацюк.

Потери Украины от транзита газа могут составить 2 млрд. долл. в год. Также без работы останется около 19 тыс. человек.

Качество газа

Важная часть работы специалистов "Укртрансгаза" – мониторинг качества топлива. Компания имеет 65 лабораторий, которые контролируют качество газа и обнародуют результаты.

"Специальное оборудование через каждые несколько минут показывает состав газа. Оно дорогое, но мы его покупаем", – говорит Дацюк.

Связано это с тем, что газотранспортная система напоминает большой баллон, где смешивается газ собственной добычи, импорта и из подземных хранилищ. Во всех регионах теплотворная способность регулярно выше на 7-12% от государственного стандарта и колеблется в пределах 5% в зависимости от области.

"Мы решили систематически публиковать информацию о качестве газа, потому что даже к нам поступают жалобы от потребителей на то, что газ горит красным пламенем, чайник медленно закипает. Пресса часто пишет небылицы, что в газ добавляют воздух и азот", – отмечает директор диспетчерского управления.

Проблема качества часто возникает в отношениях с компаниями, которые добывают газ. Не все они добросовестно очищают топливо. Иногда газ попадает в трубу с примесями, частицами пыли и даже воды, поэтому очистка топлива перед его подачей потребителю – важная часть работы специалистов "Укртрансгаза".

Украсть из газопровода

Разговоры о воровстве газа из трубы в Украине, щедро тиражируемые российской пропагандой, породили много легенд. В Украине из трубопроводов чаще всего воруют нефть.

По словам Дацюка, были попытки врезаться и в газопровод, но газ имеет другой компонентный состав и просто так его перекачать нельзя.

Несанкционированные врезки обычно происходят в распределительных сетях, где давление гораздо ниже. В магистральных газопроводах давление высокое, поэтому незаконно врезаться там невозможно – слишком большой риск. Злоумышленники врезались и наряду с добывающими месторождениями на Киевщине и Полтавщине.

"Сложно сказать, с какой целью это было сделано. Параллельно проходят нефтепроводы, и люди, возможно, хотели врезаться в них. Были "специалисты", которые хотели заправлять природным газом автомобили, но это, к сожалению, заканчивалось трагически", – подчеркивает руководитель диспетчерского центра.

Учебная взрывчатка

Газотранспортная система – это стратегический объект, поэтому время от времени сотрудники "Укртрансгаза" проходят антитеррористические тренировки. "Иногда правоохранители подкладывают непонятные пакеты на объектах. Мы отслеживаем реакцию наших работников", – говорит директор диспетчерского центра.

Также проходят тренировки, которые организуют коллеги из стран Евросоюза. В 2017 году к ним привлекли представителей всех отечественных структур, занимающихся добычей, транспортировкой и распределением газа.

"Чтобы быть готовыми к внештатным ситуациям, проводим учения с привлечением МЧС, имеем планы ликвидации аварийных ситуаций. Там предусмотрено, что должен делать каждый работник. Диспетчеры проходят соответствующие курсы. У нас есть компьютерная программа-тренажер, которая моделирует аварийные ситуации", – рассказывает Дацюк.

Факультета для обучения диспетчеров нет. Сюда набирают людей, которые работали на компрессорных и линейных станциях и понимают все процессы. В диспетчерском центре работники дополнительно учатся, несколько лет трудятся дублерами и только после этого начинают работать самостоятельно.

Автор: Владимир Рыхлицкий

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна. 

 
Читайте по теме:
 Новые правила уже скоро: развенчиваем мифы вокруг закона о парковке
 Макроэкономический и монетарный обзор Украины. Июнь 2017 г.
 Цена пая: что даст аграриям новая методика оценки земли?
 Министр Владимир Омелян: «Я не исключаю, что пойду в политику»
 Компания NetEnt разработала игровой автомат Secrets of Christmas для онлайн казино Вулкан