Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Андрей Григоров: Благодаря ИT-решениям «Мрия» улучшила финансовые показатели


26.03.2018 – Внедрение новых технологий может стать залогом успешной работы и минимизировать издержки производства, впрочем, далеко не каждое предприятие готово тратить усилия и деньги на это направление. Про особый подход к ИT и реальной экономии ресурсов в интервью Agravery.com рассказал операционный директор «Мрия Агрохолдинг» Андрей Григоров.

Читайте также: IT-инновации в агропромышленном комплексе: восемь ключевых направлений, о которых стоит узнать

Инновации или смерть: как выжить бизнесу на тонущем корабле «Украина»

Тест Склонны ли вы к микроменеджменту?

Максим Бахматов: Наши ИТ-шники – как рабы на галерах. Они не создают финальный продукт

С 2015 года агрохолдинг «Мрия» активно внедряет новые ИТ-технологии. Почему?

- Наши первые проекты были связаны с учетом всех данных, которые генерировала «Мрия». После объявления дефолта и прихода нового менеджмента мы увидели, что консолидированной бухгалтерской информации в нет, отсутствуют оригиналы некоторых документов. Однако существовало много различных баз данных, которые содержали разные данные, а местами дублировали друг друга. Определенные базы были удалены, некоторые – находились в наружных DATA-центрах, к которым не было доступа.

Это явно свидетельствовало о непрозрачных схемах в компании. Весь учет работ на полях кластеров велся в бумажном виде. Все процессы происходили разрозненно и не системно, к тому же в разных программах – в 1С и Excel. Мы хотели собрать все в единую систему, привести все данные к единому знаменателю, чтобы понимать реальное положение дел в компании.

Это было трудно – приходилось собирать данные кластеров «с чистого листа», по деталям. Лишь в конце 2016-го года мы завершили внедрение финансового учета в 1С, навели порядок в системе.

Почему решили проводить большинство работ силами собственных ИТ-специалистов, а не привлекать сторонние компании?

- Когда принимали решение о разработке тех или иных ИТ-решений, смотрели аналоги, но их было трудно адаптировать под наши потребности. Компании-разработчики не настолько глубоко понимают специфику, поэтому на их программном обеспечении строить всю финансовую и операционную модель было нереально. Условно говоря, один такой ИТ - проект вертикально меняет всю компанию. Ведь после автоматизации процесса учета и планирования работы изменения коснутся всех подразделений компании. Поэтому сделать свой продукт оказалось и легче, и дешевле.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря нашим ИT - решениям производство продукции оптимизировалось, а компания улучшила финансовые показатели.

Об учете земельного банка

Насколько мне известно, вы стартовали с земельного аудита. Расскажите, как это происходило? Для чего это было нужно?

- До дефолта «Мрия» официально объявляла, что имеет земельный банк около 300 тыс. га. Когда же компания перешла под контроль кредиторов, начали изучать документы, на якобы переданные уже 220 тыс. га, тогда данные, не совпадали. Так стартовал наш первый ИТ - проект по аудиту земельного банка.

Мы были фактически первой агрокомпанией в Украине, которая в середине 2016-го года своими силами создала ИT - решения, в котором объединила все данные из 1С, GPS и GIS. Это позволило быстро и качественно провести аудит земельного банка, а также поддерживать проект в актуальном состоянии и планировать дальнейшие действия относительно земельного банка.

Сколько времени занял этот проект?

- Около года. Проблема была не только соединить три системы в одну, но и обработать полученные массивы данных. Сегодня система позволяет нам максимально следить за тем, что происходит с договорами аренды, мониторить их состояние.

Сколько земель удалось таким образом «найти», из тех, что были, но не обрабатывались?

- Такой земли было не мало. Предыдущие владельцы, пытаясь увеличить капитализацию компании, не всегда тщательно подбирали участки. Часть паев вообще не обрабатывалась из-за их облесения. С 2016 года мы направляем средства на разлысение территорий, таким образом, добавили в производство около 1800 га.

Сейчас есть ежемесячный план разлысения по каждому из кластеров. За ближайшие два года мы планируем разлысение еще 2200 га земель. Это положительно влияет и на нашу EBIТDA, и на отношение к компании в сельских общинах – земля обрабатывается, люди получают средства за нее.

Про «умную» технику и кражи горючего

Каким образом вы вводили инновации в транспортный парк агрохолдинга?

- Разобравшись с землей, начали этап дополнительной техники автоматизации и учета ее работы. Оборудовали технику GPS-трекерами, которые передают данные в центральный офис. Попытались с помощью усовершенствования этих GPS-трекеров улучшить контроль использования ресурсов, рационально использовать ТМЦ, минимизировать возможные кражи ресурсов.

Вы разрабатывали датчики для прицепного оборудования. Расскажите об этом подробнее?

- «Мрия» была одним из новаторов в этом направлении. Мы дали техническое задание, и одна из компаний разработала программное обеспечение этих прицепных датчиков специально под нас. Для чего это нужно? Сам по себе датчик GPS демонстрирует, что техника движется, а задача прицепного датчика – вобрать в себя все сигналы, как аналоговые, так и цифровые, если они есть на прицепном оборудовании.

К примеру, если это сеялка, то она оборудована контроллером. Датчики одной компании-производителя техники не подходят к другой, их интерфейсы несовместимые. Поэтому нашей задачей было придумать универсальный способ, чтобы при разной компоновке оборудования мы могли соединять контроллеры между собой. У каждой единицы техники есть индивидуальная метка, через сигналы GPS диспетчеры понимают, какая техника с каким прицепным оборудованием работает.

Эта разработка также дала возможность дополнительной комплектации датчиков. К примеру, можем понять, работает ли гидравлический привод тарелок-разбрасывателей при разбрасывании удобрений, техника ездит ли по полю «вхолостую», а нечистые на руку и нелояльные компании рабочие в это время воруют удобрения.

С воровством удобрений понятно. А как насчет воровства топлива? Можно ли это контролировать?

- Конечно, это можно контролировать. Мы в «Мрия» начали с установки датчиков уровня топлива. Такой датчик реагирует на уровень жидкости в баке, что позволяет контролировать расходы топлива. Параллельно, в диспетчерской службе, онлайн мы отслеживали перепады уровня горючего. Это был не лучший способ контролировать топливо до литра, однако он показывал резкие перепады.

Как вы усовершенствовали систему контроля расхода топлива?

- Мы сделали это благодаря установке на технику проточного датчика топлива – он встраивается в топливную систему и дает понять, сколько именно топлива прошло через топливную систему. Контроль уровня топлива в баке не всегда помогал – рабочие адаптировались и изобретали методы, как сливать топливо даже с ним. Сейчас, если топлива в проточном датчике мы видим, что использовано меньше, чем заправлено в бак, то фиксируем кражу и наказываем виновных. Поэтому культура распоряжения ТР существенно повысилась.

С помощью проточных датчиков мы отошли от понятия «норма горючего». Как мы списываем топливо? На каждую технологическую операцию существуют средние затраты горючего. При нашем большом расстоянии между полями, разных почвах и погоде, нормы варьируются. При больших расходах горючего рабочие должны были вызвать нормировщиков, которые замеряли бы хронометраж и другие показатели.

Это занимало время, работа в поле прекращалась. Сейчас мы делаем списание топлива по фактическим данным проточных датчиков. У нас увеличилась производительность работ благодаря минимизации простоев техники. А еще, благодаря автоматизации нам нужно прилагать гораздо меньше усилий. В нашей диспетчерской службе работает всего 8 сотрудников – четыре смены по 2 человека. Они обслуживают 1200 единиц техники. Обычно на такое количество нужно минимум 6-8 диспетчеров одновременно.

Вывоз урожая с поля также контролируете?

- Да, это одна из наших новых разработок. Для этого у «Мрии» введена специальная должность – менеджер по учету урожая, который работает со специальным устройством – «моторолой». Ранее эта функция принадлежала агроному, много операций по учету собранного урожая проводилось некачественно.

Агрономы должны были выписывать товарно-транспортные накладные (ТТН), оформлять фуры, отправлять их на элеваторы. Мы пришли к выводу, что это неэффективно. Задача агронома – настроить технику в поле, проверить логистику, откорректировать технологические операции.

Это специальное устройство, «Моторола», интегрированное с 1С и GPS-системой, является также мобильным сканером (вроде магазинного), который считывает штрих-код с партии зерна, и переносным принтером. Когда урожай загружают в фуру, на тент ставят специальную пломбу, потом работник оформляет ТТН и отдает ее водителю. Данные с фуры попадают на элеватор, есть точное время прибытия машины на элеватор.

Специалисты на элеваторах, соответственно, знают ожидаемый объем зерна, который прибудет, и пункт прибытия. Диспетчер распределяет грузы, чтобы минимизировать очереди и простои техники на элеваторах, поскольку у нас их всего четыре. Тягачи больше не застревают в очередях, а оборачиваемость груза больше, время сбора и отгрузки зерна минимизируется. Если машина стала в дороге к элеватору, и не двигается больше четырех минут, происходят автоматические оповещения диспетчера, он пробует разобраться в ситуации. Если этого не произошло, в последующие три минуты простоя на место выезжает рабочая группа службы безопасности нашего предприятия.

Еще один проект, который мы внедрили, называется «Свой - Чужой». И наши, и нанятые тягачи и фуры мы оборудуем не только трекерами, но и выдаем специальную метку, которая показывает машину. Таким образом, даже, если сигнала «Свой» от машины нет, выгрузка зерна в другую машину не начнется, потому что шнек не сработает. Так что возможность угона крупных партий зерна минимизирована.

О планшетах

Вы провели учет земельного банка и оснастили специальными датчиками технику. Учета полевых работ новшества также коснулись?

Да, мы уделили этой работе прошлый год. Цель – полностью отказаться от бумаг при учете полевых работ, интегрировать учет с производственными затратами и потребностями производства. Это привело к появлению новой функции в «Планшете агронома», которую запустили в сентябре 2017 года. Сначала рабочие скептически, и даже негативно относились к этой доработке, а потом поняли, насколько она полезна.

Какие плюсы увидели?

Первый плюс – производственные данные стали более точными и оперативными. Условно, 70-75% данных, которые хранились в бумажном виде, теперь заполняются автоматически. Работникам подразделений нужно не забывать вносить свои показатели, на что хватает 15 минут в день. Раньше наши учетчики тратили 5-6 часов в день, чтобы перенести все данные по всем полям из бумажного вида в электронный. И оказывалось, что эти данные не всегда корректны. Сейчас мы можем онлайн наблюдать ежедневный результат работ, как по агрохолдингу, так и по каждому полю отдельно.

Какие функции имеет этот планшет, и какие именно данные можно увидеть с его помощью?

- Начали со скаутинга полей. Эта программа позволяет понять размещение полей, паев, культур на определенных участках, какие работы уже были проведены по ним. Мы интегрировали 1С программу и программу скаутинга, чтобы она «подтягивала» к планшету факт выполненных работ. Потом подключили возможность аудита полей – состояние культур, биологической урожайности и тому подобное. Внесли в планшет опцию учета СЗР и удобрений, которые использует агроном за смену.

В общем, планшет усилил контроль над выполнением работ – ранее агроном мог, теоретически, заполнить бумаги по памяти или «на глаз», никуда не выезжая. Поэтому планшет мы специально подвязали под GPS. Сейчас агроном ежедневно должен зайти минимум на три точки по контуру поля, так мы видим, он был на рабочем месте, или нет.

Сколько времени и денег потратила «Мрия» на внедрение этого планшета?

- Идея зародилась в апреле 2017 года, и уже в конце сентября он был запущен на всех восьми кластерах предприятия. Сам прибор стоил около $300, добавьте стоимость работ специалистов ИT - департамента. Относительно других фактических затрат – это экономия на бумаге, горючем, трудозатратах водителей и учетчиков. Об экономии в связи с легальным и полным учетом всех ресурсов я вообще не говорю – это бесценно.

Планируете ли дорабатывать «Планшет агронома»?

- Будем дополнять его справочной информацией. Это нужно, ведь часто к нам линейными агрономами приходят работать выпускники вузов, без опыта работы на полях. Поэтому наша миссия – дать им максимально практическую информацию, инструкции на 200 страниц никто не будет читать. В планшете будут задания в виде тестов, которые должен пройти ежедневно агроном, получать фото-подсказки о болезнях растений, методы борьбы с вредителями и тому подобное. Таким образом в форме подсказок сможем направлять работу новичков.

Про дроны и беспилотники

Дроны и беспилотники для мониторинга посевов используете?

- Дроны начали использовать два года назад, но в сравнении с беспилотником их эффективность довольно низкая, поэтому на днях мы приобрели беспилотник (беспилотный летательный аппарат – БПЛА). Два года назад мы пытались использовать NDVI. Спутник дает возможность увидеть степень зеленого спектра на поле, но трудно понять – это сорняк или растения.

Спутник облетал наши поля один раз в 3-5 дней, однако, с учетом облачности в регионе, мы получали фото один раз в месяц, а это маловато. Дроны, по-моему, на сегодня не являются самым эффективным инструментом. Заряда хватает на 40-50 минут полета, а площади, которые они покрывают, относительно небольшие. Поэтому дроны используем в основном для создания внутренних учебных материалов и точечного мониторинга и анализа состояния полей. Беспилотник позволяет за один вылет покрывать до 10 тыс. га. При этом можно получать качественное изображение.

Сколько стоил беспилотник? Планируете ли купить еще?

- Мы покупали беспилотник для мониторинга полей сахарной свеклы и картофеля. Один БПЛА стоил нам 500 тыс. грн. В отличие от спутниковых снимков, высота и качество съемки с помощью БПЛА позволяет рассмотреть сами растения и определить их состояние. Специальная программа будет обрабатывать снимки, а специалисты компании-партнера будут давать рекомендации с учетом потенциальных полевых рисков и процента поражения посевов. Хотим изучить эффективность этой технологии, а уже потом думать о покупке беспилотников дополнительно.

О расходах на новые технологии и будущее Agro - ИT

Подсчитывали ли вы, сколько денег было потрачено на эти все новые технологии за последние два года – планшеты, датчики топлива, беспилотники и т. п.?

- Суммарно около полумиллиона долларов. Наш большой плюс, что большинство инновационных ИТ - разработок мы делаем собственными силами, в нашем ИТ подразделении. Если бы привлекали сторонние ИТ - компании и специалистов, было бы в разы дороже.

Какие проекты мы увидим в этом году? На каких ИТ - технологиях вы сосредоточитесь и хотите внедрять?

- Планы большие. К сожалению, их больше, чем физически успеваем сделать. Затраченные усилия возвращаются, в том числе в виде положительных эмоций людей, которым мы упрощаем жизнь. В этом году мы хотим сделать аналог «Планшета агронома» – «Планшет инженера», чтобы постепенно отдавать инженерам в кластерах часть полномочий и больше вовлекать в процесс.

Зимой попробовали постепенно отойти от стандартного планирования затрат на технику. Если раньше мы планировали затраты на гектар, то сегодня сформировали их на каждую единицу техники. Таким образом, больше понимаем, в каком состоянии находится техника, целесообразно ли ее обновить или заменить.

Сейчас эти полномочия переходят из центрального офиса непосредственно к кластерам, у них есть бюджеты, они делают анализ техники и план закупки. Интересно, что заполняя стоимость запасных частей, они видят их приблизительную стоимость, система показывает, утвержден ли бюджет на эту группу техники. Таким образом, это одновременно и контроль, и кооперация всех звеньев процесса.

По статистике, лишь 11% украинских компаний внедряют ИT - технологии. Почему, на ваш взгляд, настолько мало? Нет денег, желания?

- Мне кажется, что реально меньше. Первая причина – директора и владельцы бизнеса не до конца понимают ценность ИТ-решений. Существует ментальная не готовность принимать то, что выходит за пределы понимания. Руководители хозяйства, в основном старшего возраста, и они лучше потратят деньги на удобрения, чем на неизвестное слово ИТ.

Вторая причина – это определенная репутация, которая сложилась со стороны некоторых поставщиков ИТ-решений, их неспособность доказать эффективность разработанных новинок. Много проектов заканчивается ничем или не являются успешными, потому что люди не могут довести их до конца, теряют энтузиазм еще на этапе согласования ТЗ. Поэтому на рынке складывается определенный фон недоверия к ИТ.

Может ли «Мрия» в дальнейшем передавать свой опыт внедрения ИТ-технологий и разрабатывать решения для других агрокомпаний?

- Да, и мы это обсуждаем сейчас. За прошлый год к нам приезжало большое количество ИТ-компаний со своими предложениями, а мы показывали им наши наработки, которые были в разы лучше предлагаемых новшеств. Наше преимущество – мы видим бизнес изнутри, понимаем потребности, подвязываем решение под аграрную практику и тестируем их. Однако, ИТ - стартапы в большинстве своем отделены от этого, работают на всех клиентов одинаково. Поэтому лучший вариант, когда ИТ - стартап вырастает из агрокомпании.

Какие аграрные ИТ-технологии являются сейчас наиболее актуальными, особенно для малых и средних хозяйств?

- Для них может использоваться все то, что и для больших хозяйств, вопрос лишь в себестоимости. Хозяин, который имеет 2000 га, вряд ли будет заинтересован покупать NDVI и разрабатывать технологии под себя. В то же время, это хорошее основание для появления сервисов для аграриев.

На мой взгляд, фермеры будут постепенно отходить от мысли, что должны делать все самостоятельно. Перейдут к использованию услуг подрядчиков, специалистов в определенной области. Начнет появляться больше обслуживающих компаний, а стоимость того же обследования с помощью дронов будет уменьшаться.

Автор: Ирина Глотова

Источник: Agravery.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Континент без турфирм. Советы трех самостоятельных путешественников по Африке
 LCR – новый норматив краткосрочной ликвидности
 Папа-одиночка. Как Порошенко избавляется от преемников
 Компания Playtech в июле представила новый игровой автомат RoboCop для казино Адмирал
 Почему взрослые читают комиксы