Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Успех в балансе


13.04.2018 – Украинская экономика развивается крайне медленно. Мы ползем, когда другие страны бегут. Сначала нам надо подняться с колен, а потом помчаться ракетой, только тогда есть шанс со временем догнать развитые экономики.

Как это сделать? Ища ответа на этот вопрос, десятки стран прошли огромный путь проб и ошибок, накопили огромный перечень полезных рекомендаций. Среди них есть универсальные, чрезвычайно действенные механизмы. Это те критерии развития, без которых сильной национальной экономики построить нельзя. О них далее.

Читайте также: Путь дракона. Есть ли спасение в инвестициях

Креативная (недо)революция. Почему креативные индустрии не панацея

Деструктивная ментальность

Препятствия на пути развития Украины и национальной экономики имеют ментальные корни. Как образ жизни человека, его быт является отражением его личной ментальности, так экономика является лишь проекцией ментальности народа. Более четверти века экономического упадка (а когда-то мы были страной первого мира) – это результат деструктивных общественных норм, ментальных проблем народа, унаследованных от советских времен или приобретенных уже после провозглашения независимости под влиянием обстоятельств.

Немало украинцев привыкло работать по минимуму, не выкладываясь, мол, работаем «как платят». Следствие – низкая производительность страны, отраженная в мизерных зарплатах. Те, кто с этим не согласен, трудятся не покладая рук и добиваются успеха. Но, это исключение.

Иметь «левак» на работе, украсть у работодателя, тем более у государства, – общественная норма. Результат – бедность страны, потому что когда большинство думает, как украсть, то некому думать, как создавать и производить. Исключения, конечно, есть, но их мало.

Еще одна деструктивная норма – трудно работать, прилагать титанические, героические усилия, чтобы выполнять неинтересную работу, мол, без этого никак, иначе не выжить. Поэтому мы и выживаем. Потому что в богатых странах люди занимаются тем, от чего получают удовольствие. И им живется легко, они развиваются, растет как личная, так и общественная производительность. Это фундамент их благосостояния.

Немало украинцев хотят быть богатыми любой ценой. Ради этого они готовы переступить через общественные нормы, отшлифованные тысячелетиями существования цивилизации, мол, «такова жизнь». И жизнь действительно становится «такой».

Результат – война всех против всех, враждебность к личности и неблагоприятное состояние для развития среды, в которой побеждают самые сильные и богатые, а не самые умные или самые предприимчивые. Засилье безнаказанных мажоров, что диктуют дикие правила игры, и роскошь среди нищеты – это лишь материальное проявление системы.

Главное, чтобы украинцы как можно скорее поняли, что жить по-старому экономически невыгодно, хотя, возможно, такое положение дел и устраивает отдельных влиятельных лиц. Осознанное желание развиваться – вот краеугольный камень успешной экономики.

Многие из нас убегает от такой реальности (телевизор, алкоголь, компьютерные игры и тому подобное). Конечно, это личное дело каждого, но как Украина может достигать значительных высот, если львиная доля населения деградирует, теряет свое время? Власть здесь не виновата. Человек не Бог. Даже самый гениальный менеджер не может что-то создать из ничего, ему нужен ресурс, по крайней мере, человеческий, а он в Украине в основном неактивен.

Деструктивные общественные нормы так укоренившиеся, что мы их просто не замечаем. Бардак в головах – бардак в экономике, бедность страны. Примеров множество. Описывать механизмы превращения проблем в ментальности на явления экономического упадка можно очень долго.

Именно поэтому в Украине, никогда не существовало мощного запроса на реформы, даже после Оранжевой революции. Реформы необходимы для того, чтобы сделать бытие людей соответствующим изменениям в сознании. Однако преобразований в ментальности не было, люди не слишком стремились измениться, предпочитая, чтобы изменения касались, разве что других или просто падали с неба, принесенные «мессией» во власти. Это была статическая, равновесная ситуация. Уровень развития экономики соответствовал потребностям граждан и их сознанию. Страна не нуждалась в реформах, но они и не прижились бы.

Завершить начатое революцией дело

Революция достоинства открыла глаза многим из нас. Она дала толчок изменениям в ментальности, которые очень быстро сказались на образе жизни людей: кто-то пошел в волонтеры (в армии, государственном управлении, общественном секторе), кто-то поменял работу на более оплачиваемую, даже если для этого пришлось уехать за границу.

Появился запрос на реформы, которые сделали бы реальность соответствующим изменением в ментальности. Поэтому преобразования стартовали широким фронтом, и за несколько лет мы прошли путь, который никогда не проходили.

Беда в том, что изменения в ментальности затронули лишь 5-20% украинцев. И там, где они составляют локальное, ситуативное большинство, реформы дошли почти до завершения. Но, например, у прокуроров, налоговиков и многих других никаких изменений не произошло.

Поэтому в этих сферах о преобразовании пока только разговаривают, посреди всеобщего саботажа и расцвета давно известных явлений (вспомним обыски в «Новой Почте», «маски-шоу» и многое другое). А в целом по стране реформы фрагментарны. Уровень их успеваемости четко соответствует доле населения, которую затронули изменения в ментальности. Это проецируется и на состояние и потенциал национальной экономики.

Поэтому главный вопрос на сегодня – завершить изменения в ментальности, которые совпали с революцией и войной на Донбассе. Без этого все описанные ниже критерии останутся на уровне теоретических утверждений, которым никогда не суждено реализоваться на практике. Изменения в ментальности можно культивировать. Способов немало.

Например, через образование, которое невероятно расширяет кругозор. Важно самообразование людей, кому, условно говоря, за 40. Потому что именно среди них изменения в ментальности малейшие. Второе высшее образование, курсы компьютеров или финансовой грамотности – все сгодится. Даже простое чтение книг расширяет сознание. Путешествия также являются хорошим средством. Как книжка расширяет кругозор изнутри, так путешествие – извне. Безвиз с ЕС бесценный именно в этом ракурсе. Да и массовая трудовая эмиграция не такая плохая, потому что люди увидят жизнь и привезут свои знания и умения в Украину.

Крайне важным является положительный пример общественных авторитетов – носителей новой ментальности, ибо им последуют. Их надо поднимать на пьедестал национальной гордости, а не втаптывать в грязь, как это у нас принято. Другие способы культивации изменений в ментальности также подходят.

Главное, чтобы украинцы как можно скорее поняли, что жить по-старому экономически невыгодно, хотя, возможно, такое положение дел и устраивает отдельных влиятельных лиц. Осознанное желание развиваться – вот краеугольный камень успешной экономики.

Открытый доступ

Как только наберется критическая масса изменений в ментальности, дальше все пойдет значительно легче. Мировой опыт нам подскажет, что делать. Первое – сформировать экономику открытого доступа, когда каждый человек будет иметь равные возможности добиться успеха, реализовать себя по минимуму помех.

Одна голова хорошо, а две – лучше. Идеи всего народа имеют несравнимо больший потенциал, чем кучки чиновников. Энергия миллионов людей способна делать чудеса. И только экономика открытого доступа может ее раскрыть.

К сожалению, ситуация далека от желаемой. Украинская экономика – несбалансированная система с мощными злокачественными образованиями, которые не присущи успешным странам. Нужно избавляться от этого балласта. Основных образований несколько.

Первое – олигархи, слишком большой влияние которых разъедает возможности для миллионов людей. Могущество олигархов вытекает из их взаимодействия с государством и с нерыночных способов создавать доходы (монополизация рынков, дерибан бюджета, непрозрачная приватизация и т. д.). В условиях рынка они нежизнеспособны, поэтому их надо поставить в равные условия со всеми.

Второе – силовики. Их слишком много – это наследство Союза. Они являются фундаментом нынешней системы, основанной на силе. Используют свои преимущества, чтобы вырвать часть ВВП, которого не создавали. Для начала хватит просто уменьшить их численность до уровня развитых стран.

Далее передать право взаимодействовать с бизнесом одной структуре, скажем Службе финансовых расследований (это уже несколько лет предлагают, но дело не могут довести до конца).

Представьте, если бы украинских силовиков взять и перенести в развитую страну. Они там долго не продержались бы, потому что их начали бы массово увольнять или дело дошло бы до судов, большей частью справедливых, общественных слушаний о роспуске или полного реформирования соответствующих структур.

Вся причина в другой ментальности, для которой наши силовики являются враждебным образованием. Если украинцы изменят ментальность, некоторые недостатки нынешней системы исчезнут сами собой, почти без усилий.

Третье – чиновники. Прошлогодний случай с Ryanair показал, что какой-то мелкий чинуша может отбросить на год назад в развитии целую отрасль в стране. Чтобы так не было, нужно в корне изменить систему работы, мотивации, оплаты труда, образ мышления чиновников. Процесс медленно продвигается, но до результата еще далеко.

Четвертое – суд. Не бывает успешных стран с несправедливым судом. Это известно с библейских времен. И пусть там кто-то говорил о судебной реформе, пока не удастся сделать судоустройство справедливым, в экономике доминируют не разум и идеи, а сила и деньги. Они же будут и целью, на достижение которой украинцы будут тратить время и усилия. Следовательно, системы с открытым доступом не будет.

Рынок и институты

Избавиться от отклонений, чтобы утвердить экономику открытого доступа – это как бы домашнее задание, не выполнив которое невозможно говорить о дальнейшем развитии экономики. Это можно сравнить с детоксикацией организма человека, что много лет злоупотреблял алкоголем. Избавившись от токсинов, тело еще не готово чтобы бежать марафонскую дистанцию, но уже годится для тренировок.

Далее нужно создать и утвердить действенную сеть институтов, в том числе рыночных. Частично качественные институты – это залог успеха на предыдущем этапе очистки от балласта. Но они нужны и для стремительного развития национальной экономики в будущем.

Следует подчеркнуть, что рыночный механизм не самоцель, а лишь очень важный инструмент. Свободная конкуренция, рыночное ценообразование, максимальная дерегуляция и другие элементы этого механизма – факторы, которые добавляют атлету резкости, если проводить параллели с бегом.

То есть, скажем, в смирительной рубашке вы пробежите дистанцию за какое-то время, а в свободной легкой одежде – значительно быстрее. Другого способа максимизировать резкость перехода от идеи к товару на рынке и лучше удовлетворить потребности человечество не придумало.

Институты должны способствовать ускорению этого перехода и устранять любые препятствия, которые могут появляться на этом пути (несправедливый суд, давление силовиков, вмешательство государства и т. д. – все то, что имеем сейчас, и не только). Только через развитие институтов национальную экономику можно лишить смирительной рубашки.

Но здесь есть один нюанс. Существует идеологический лагерь либералов. Им приписывают убеждение, что рыночные институты – это достаточное условие для экономического развития. Мол, как только они установлены, больше ничего не надо, потому что система саморегулируется.

Это не так, потому что, во-первых, рынок является фактором социального неравенства (больше получает тот, кто больше знает и может), которое надо сглаживать. И очень многие страны этим занимаются.

Во-вторых, в эпоху глобализации внешний рынок куда важнее внутреннего. А в нем много грязной, нечестной конкурентной борьбы, политических решений, торговых и валютных войн и тому подобное, которые негативно влияют на темп и равномерность развития национальной экономики. При таких условиях одних только рыночных институтов маловато, национальный товаропроизводитель нуждается в государственной поддержке.

Избежать ловушки патернализма

Государственная поддержка экономики – норма для большинства развитых стран. Ее форма варьируется от информационного продвижения продукции через посольства в других странах, за которое дипломаты нередко получают вторую зарплату от частных компаний по государственному кредитованию экспорта, торговых преференций, протекционистских таможенных тарифов и многих других хорошо известных инструментах.

Почему такая поддержка необходима? Дело в том, что единые правила для всех и свободная конкуренция, что обеспечивают оптимальное распределение ресурсов и удовлетворение потребностей, которые возможные только на внутреннем рынке из-за сильного государства с развитыми институтами.

На внешнем рынке все иначе. Там каждая страна играет за себя, часто используя не совсем корректные, рыночные методы конкурентной борьбы. При этом глобальные торговые организации и соглашения не обеспечивают равенство и конкуренцию, а лишь баланс преференций и площадку для решения споров.

В таких условиях создавать на внутреннем рынке равные условия для национального и иностранного бизнеса – это заведомо отдавать более слабого на растерзание более сильным еще до начала поединка. Поэтому государства оберегают внутренний рынок и поддерживают национального товаропроизводителя.

Но и здесь есть нюанс. Существует идеологический лагерь так называемых дирижистов. Им приписывают убеждения, что государственная поддержка бизнеса – главное условие экономического развития. Это не так. Примеров более чем достаточно. Перед тем как поддерживать конкретные предприятия и отрасли, надо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, кто будет выбирать, кого поддерживать? Горстка депутатов и чиновников, которые даже нормального экономического образования не имеют? В нашей стране государственная поддержка всегда сводилась к халявной наживе ее получателей. Парламент часто превращается в базар, на котором депутаты продают олигархам законы о государственной поддержке. Этим фактом нельзя пренебрегать.

Во-вторых, кого выбирать? Совсем свежий пример, когда Юрию Косюку, который и так не бедствует, досталась более половины всех агродотаций. Какие аргументы еще нужны?

В-третьих, понимают дирижисты, что дать больше одним означает забрать у других или недодать им? Поддержка одних всегда уменьшает пространство возможностей для других, приводит к искажению конкуренции на внутреннем рынке.

Если предположить, что в Украине есть люди, которые в голове держат условную новую Google, то устанавливать тарифные ограничения на экспорт леса-кругляка, что якобы стимулирует деревообрабатывающую отрасль, – это отвлекать ресурсы от потенциальной масштабной идеи на сомнительную выгоду. Мы часто поддерживаем что-то серое, невнятное, и таким образом не даем развиться светлому делу и масштабному.

В-четвертых, какой смысл, скажем, уменьшить в определенной области ставку НДС наполовину, если завтра придут силовики и налоговики и заберут значительно больше или просто безнаказанно повлекут перебои в работе с огромными убытками?

Зачем заниматься государственной поддержкой, которая даст небольшой эффект отдельной отрасли, если можно реформировать силовые структуры, налоговую и таможню, обеспечив огромный эффект для всех? Это проблема выбора приоритетов, которая у нас хромает на две ноги.

Дирижисты должны осознать, что, пока мы не сделаем два предыдущих шага, а именно очищение от балласта и развитие институтов, использовать государственную поддержку надо очень осторожно. Да, украинский товаропроизводитель вообще очень слабый и требует от государства поддержки в этом бушующем океане глобальной торговли. Но, как только она становится нормой, туда сразу лезет всякая нечисть.

Мы приучаем производителей к поддержке, а они привыкают за нее бороться, и перестают переживать за эффективность производства. И хороший, светлый замысел превращается в растрату государственных средств, искажению конкуренции и разрастанию того балласта, от которого мы стремимся избавиться. Хотим как лучше, а получается как всегда.

Государственное управление

Все предыдущие шаги невозможны без качественной системы государственного управления. Это наше очень слабое место, из-за которого возник давний миф о том, что украинцы не способны управлять государством, так что не заслуживают похвалы.

Период после Революции Достоинства показал, что в стране крайне мало настоящих, патриотичных, мотивированных государственных управленцев. При нынешнем уровне государственного аппарата и имеющегося кадрового голода мы просто не сможем пробежать марафонскую дистанцию. Из-за отсутствия условий.

Построение качественных институтов, а тем более настройка тонких инструментов государственной поддержки (а это высший пилотаж) требуют незаурядного интеллекта и опыта численностью тысячи или десятки тысяч человек. К сожалению, этого нам не хватает.

Без этого дефицитного ресурса уровень проблем, которые государство способно решать, – депортация Саакашвили или ограничительный таможенный тариф на экспорт леса-кругляка. При таких условиях построить мощную национальную экономику невозможно.

Важно, что, как показывает украинский опыт, качественное государственное управление со всеми последствиями, которые из него вытекают, нельзя насадить сверху, потому, что наши руководители – то только репрезентанты (при этом не самые лучшие) среднего для общества уровня.

Значит, вероятность удачного, эффективного мессианства во власти практически нулевая. Сильное государство у нас может быть только результатом сильного общества, которое непрерывно работает над решением государственных проблем, контролирует, подсказывает, критикует, подставляет плечо человеческими ресурсами и выполненной работой.

Поэтому мощное государственное управление может появиться не в социальном вакууме, а только в большом кипящем котле гражданской активности. Отдельные доказательства этого уже есть, их нужно культивировать, но и для того необходимые изменения в ментальности.

Конкурентные преимущества

Когда мы будем иметь должное качество государственного управления и уметь выстраивать поддержку одних национальных товаропроизводителей без вреда для других, возникнет вопрос, куда двигаться в этом открытом космосе экономических возможностей. Ответ также известен: нужно реализовывать конкурентные преимущества страны в тех нишах, из которых нас никто и никогда не сможет вытеснить.

Интересно, что до Революции Достоинства экономическое развитие Украины двигалось в сторону олигархических (металлургия, химия, угледобыча) отраслей и, в меньшей степени, тех, в которых мы были сильны во времена СССР (машиностроение). Это происходило за счет ограничений в развитии всех остальных.

После революции ситуация меняется. Пока что у нас редко можно услышать призывы превратить реализацию конкурентных преимуществ, страны на элемент централизованной государственной экономической политики, но де-факто такая реализация уже идет снизу по многим направлениям.

Речь идет о нескольких преимуществах. Во-первых, плодородная земля и благоприятный климат, что делает потенциал сельского хозяйства в Украине одним из самых высоких в мире.

Во-вторых, удачное географическое положение и транзитный потенциал. Война на Донбассе несколько ограничила его, но он до сих пор высок, учитывая построение «нового Шелкового пути».

В-третьих, ИТ. В Украине сильная школа точных наук. От нее можно получить значительно больше, чем имеем сейчас. И не только в ИТ-секторе.

В-четвертых, энергетические ресурсы. Мы имеем их широкое разнообразие, к тому же огромный энергетический рынок под боком. Но до недавнего времени отрасль не развивалась, потому что Кремль целенаправленно делал все, чтобы этому помешать.

В-пятых, практически неиспользованный туристический потенциал. Нам есть, что показать иностранцам, но, за исключением разве что Львова, этого никто не делает массово и систематически. Пространство возможностей огромно как для всей страны, так и лично для каждого ее жителя. Многие другие страны достигли экономического успеха, имея значительно меньше конкурентных преимуществ.

Чтобы построить мощную национальную экономику, надо воплотить все приведенные выше критерии. Это своеобразная азбука экономического развития. В процессе ее реализации желательно соблюдать баланс, не впадать в идеологические крайности и не растрачивать общественную энергию на бессмысленные дебаты и проекты.

Возьми и сделай. Этим лозунгом должен руководствоваться каждый от малого до великого. Особенно когда речь идет о развитии национальной экономики. Потому что результатом будут пользоваться все.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Tyzhden.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 В России средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовых предприятий на срок свыше 3 лет в августе 2017 г. снизилась до 10,3%
 Индексы. Введение
 Инфляционный отчет Национального банка Украины. Январь 2017 г. Часть 4
 Структурные изменения и приватизация в Беларуси в 1998 г.
 Макроэкономический прогноз Украины в 2017 г.: экономика и человек. Часть 2