Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Замминистра Елена Сукманова: Моя цель на этот год, чтобы антирейдерская комиссия прекратила свое существование


08.05.2018 – Пришла весна – пора сеять и «отжимать» агробизнес! Именно этого боятся аграрии, для которых прошлый год стал урожайным на случаи силового захвата бизнеса. Бережинка, Врадиевка, «Жемчужина Подолья» – их было немало.

Тогда фаза обострения возникла в конце весны – начале лета. Понимая нарастание страстей в этом вопросе, под натиском общественности, бизнеса (обращение к президенту) и народных депутатов (С.Семенченко, И.Мирошиченко) правительство создало межведомственную комиссию по борьбе с рейдерством и антирейдерские штабы по всей стране, которые проработали до 15 ноября 2017 года.

А в июле 2017 года была назначена новый заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Елена Сукманова, которая занимается вопросами борьбы с рейдерством. Какие успехи «разминирования» рейдерского минного поля в Украине? Что уже сделано и какие планы на следующий год? Читайте в эксклюзивном интервью Елены Сукмановой на AgroPolit.com.

Читайте также: Директор охранной компании «Гайдамаки» Сергей Баличев: Борьба с рейдерством – это работа над пробелами в законодательстве

Охота на бизнес. Почему аграрные предприятия не могут остановить рейдеров

Улучшение реестров и больше полномочий: Министерство юстиции, Генпрокуратура и Министерство АПК о борьбе с аграрным рейдерством

Замминистра Елена Сукманова: Я пришла дать новый толчок в борьбе с рейдерством

Андрей Мартин: Госгеокадастр и в дальнейшем будет оставаться реальным «хозяином всех земель»

Замминистра Елена Сукманова: Всегда найдутся регистраторы – «беспредельщики», которые за деньги, несмотря на любой закон, зарегистрируют все, что хочешь

Антирейдерские штабы возобновили свою работу. Сколько за прошлый год открыто уголовных дел по результатам обращений к ним за период с 15 июля до 15 ноября?

Было возбуждено 17 уголовных дел. Пока они расследуются, я не могу сказать о количестве доведенных дел в суд. Нужно спросить правоохранительные органы об этом.

Что касается эффекта, то мы увидели абсолютно положительный фитбек от профильных ассоциаций: ВАС и Аграрный союз попросили и даже написали официальные письма продолжить работу штабов. Ведь после прекращения работы штабов они получили «колокольчики» с мест, что уже нет оперативной реакции со стороны правоохранительных и других государственных органов на жалобы бизнеса.

Запуск штабов – это попытка сыграть на опережение и предупредить рейдерские случаи в АПК. Началась посевная, и мы пока не видим никакого возгорания конфликтов. Конечно, они есть, но не такие, как в прошлом году. Штабы будут работать бессрочно – столько, сколько нужно. В регионах, где нет никаких проблем, они будут собираться не реже одно раза в две недели.

Наблюдаем тенденцию к уменьшению количества жалоб с рейдерством

Относительно общих цифр: в прошлом году в штабы поступило 500 обращений, из них около 130 с признаками рейдерства, открыто 17 уголовных дел. В этом году наблюдаем тенденцию к уменьшению количества жалоб на рейдерство. Об этом свидетельствует статистика работы комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации (так называемая Антирейдерская комиссия).

Если в прошлом году она удовлетворила около 600 жалоб, то в первом квартале этого года – около 100 жалоб. Надеюсь, что эта тенденция сохранится, и общее количество жалоб по итогам 2018 года будет меньшим, чем в 2017.

А почему появились антирейдерские штабы? Я изучала опыт других стран, их там нет.

Есть две причины. Первая – это результат реформы децентрализации в системе госрегистрации Минюста. Вы же помните Государственную регистрационную службу? Она была одна, в ее работе было много недостатков (взятки, очереди), но в принципе все знали, кто и за что отвечает. Сейчас есть 10 тыс. регистраторов.

Даже теоретически мы можем считать, что определенный процент из них являются «всадниками без головы»: они что-то делают, не думая головой. И найдутся люди, которые захотят воспользоваться их услугами.

Вторая – земельная реформа. Чем ближе к снятию моратория, тем больше страстей вокруг земли. Люди не вдумываются в юридический механизм ее аренды, продажи и так далее, поэтому возникают проблемы по всей стране. В каждой области должен быть «горячий» антирейдерский центр, который сможет оперативно реагировать на такие вызовы и предупреждать их. Из этого и родились штабы.

Моя рекомендация всем арендаторам, пока не появился ваш потенциальный конкурент, сделайте аудит регистрации всех договоров аренды сельхозземли. Это снимет много вопросов.

Какие виды споров больше всего проявились в результате работы антирейдерских штабов?

Есть два момента. Первый, часто так называемое рейдерство – это результат применения юридических инструментов, с использованием определенных «дыр» в законодательстве. За предыдущую каденцию штабы получили около 500 обращений. Только 130 из них имели определенные признаки рейдерства (речь шла о незаконной перерегистрации предприятий, внутренних корпоративных конфликтах и тому подобное).

Остальные – типичные обращения, которые были и раньше (не указана граница участка, самозахват земельного участка, внутренние конфликты между соседями, за наследство и так далее). Это так называемые традиционные споры. С одной стороны, это плюс, потому что такие случаи не являются чистым рейдерством, но с другой – они также приводят к физическим столкновениям.

Второй момент – работа штабов показала типичную схему в земельных отношениях, которая служила базой для 80% всех рейдерских заявлений по 2017 году в штабы. Это двойная регистрация земельных участков.

Львиной доли этих проблем не было бы, если бы владельцы земельных участков более ответственно относились к оформлению документов. Это – главная причина конфликта между двумя арендаторами, действующим и потенциальным, которых хочет захватить земельный участок.

Этот второй в «шахматном порядке» выбирает несколько владельцев земельных участков, договаривается с ними о переподписании договоров аренды земли. Дальше эти люди или их представители (по доверенности) подают жалобу в комиссии и договоры аренды с предыдущим собственником отменяются.

7 ноября Министерство юстиции ввело механизм автоматического обмена данными между реестром имущественных прав и Госгеокадастром, который сделает невозможным регистрацию двойных договоров аренды земли, поскольку регистратор просто физически не сможет этого сделать.

Моя рекомендация всем арендаторам: пока не появился ваш потенциальный конкурент, сделайте аудит регистрации всех договоров аренды сельхозземли. Это снимет много вопросов. Комиссия при Минюсте не всегда понимает при рассмотрении этих дел, на чьей стороне правда, но мы их рассматриваем на базе нарушений процесса регистрации собственности.

Владельцам советую, помните, что, где и с кем вы подписали, имейте оригиналы документов на руках, внимательно читайте, обращайтесь к юристам и никогда ничего не подписывайте под давлением, или не читая.

В зоне риска примерно 10-15% всех договоров аренды земли

Какие последствия ликвидации двойных договоров аренды земель?

Через месяц после запуска системы мы увидели в разные промежутки времени примерно 10-15% отказов в регистрации по этим основаниям. Я не говорю, что это отказ, когда регистратор сознательно заводит регистрацию таких договоров с нарушениями. Отказы могли быть по разным причинам, ошибка в одной цифре кадастрового номера, технической документации, а возможно – и зарегистрированное право.

Значит, в зоне риска примерно 10-15% всех договоров аренды земли?

Да.

Недавно советник министра Авакова Михаил Апостол со ссылкой на данные Госреестра при Минюсте заявил, что «8 фермеров сосредоточили в руках полмиллиона га сельхозземли. Прокомментируйте, как можно было фермерам получить в собственность государственную землю, когда в стране вообще нет механизма продажи сельхозземель?

Я читала этот комментарий господина Апостола и видела именно ту информационную справку от ГП «НАИС», которая издана на основе нашего реестра. Из этой справки, по крайней мере, я, не могу сделать тот вывод, который сделал советник министра. Поэтому я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, у кого, сколько земли.

Ведь в официальной информации, предоставленной Минюстом, нет никаких данных о предприятиях и их владельцах, у которых сосредоточена та или иная земля. Это всего лишь статистическая информация о количестве и площади земельных участков, которые больше или меньше определенного размера и которые находятся в аренде, собственности, праве пользования.

Что касается права собственности, то сельскохозяйственная земля – это большая категория по определению статьи 22 Земельного кодекса. Но в рамках этой категории есть конкретные целевые назначения.

И под действие моратория попадает земля, которая используется для товарного сельскохозяйственного производства и выделена собственнику. Если земли, о которых говорит Апостол, выделялись для ведения личного крестьянского хозяйства, то теоретически их можно было приватизировать.

О ФЕРМЕРСКИХ ЗЕМЛЯХ В НАСЛЕДСТВО

После закрытия схемы двойной регистрации договоров вопрос №2 для значительной части игроков агросектора – что делать с правом аренды на земли, которые обрабатывались их умершим родственником-фермером. Напомню, в 90-х годах государство передавало фермеру по 50 га сельхозземель для ведения фермерского хозяйства.

Сейчас наследники фермеров сталкиваются с тем, что им приходится заново идти в Госгеокадастр и за взятки арендовать эту землю (яркий пример фермера из Хмельницкой области, руководителя ФХ «Фира» Анатолия Мишова, у которого просили за ускорение процедуры $500.), или идти на земельные аукционы и бороться за нее.

Мы же знаем, что земельные аукционы могут на неопределенное время растягиваться во времени, поэтому для людей это действительно большая проблема. Какие варианты выхода из этой ситуации вы видите?

На самом деле это не новая проблема, и она существует давно. Давайте вспомним, когда полномочия по распоряжению землей принадлежали органам местного самоуправления. Потом их передали в систему Госгеокадастра. Но проблема длительного оформления какого-либо права на земельный участок, она, к сожалению, существует и сегодня.

Если человек обращается с просьбой об оформлении какого-либо права на земельный участок, и он получает предварительное разрешение, то закон не запрещает предоставить такое же разрешение еще второму, третьему и пятому человеку. Потом получается, что кто первый «добежал» до права собственности, тот и прав.

Я думаю было бы целесообразно внести изменения в законодательство, которые бы определенным образом резервировали на некоторый период за человеком этот земельный участок и предоставляли ему возможность оформить его. А уж если человек не успел это сделать, только тогда Госгеокадастр должен иметь возможность предоставлять разрешение на оформление такого земельного участка уже другому человеку.

Поэтому мы и получаем проблему наследования. Унаследовать можно долю в фермерском хозяйстве, которое принадлежит конкретному физическому лицу. Но нельзя унаследовать договор аренды, который принадлежит фермерскому хозяйству. Эта проблема существует давно, более 20 лет.

Значит, наследование может произойти только в том случае, если человек успел приватизировать пай фермерского хозяйства, оформить право собственности на земельный участок, а потом вступать в наследство. Поэтому действительно, мы понимаем, что всем фермерским хозяйствам, которые занимаются реальным хозяйством, важно успеть оформить права собственности на земельный участок, для того, чтобы иметь возможность передать их в наследство.

Что касается ситуации фермера из Хмельницкой области, то это проблема долгих и сложных процедур, законодательных пробелов, из-за которых и возникает коррупция, не является новой. Это системная проблема, которая существует уже более 20 лет. Все, кто сталкивался с земельными вопросами в последние 20 лет, они знают и проходили все семь кругов ада. И я за то, чтобы такие сложности ликвидировать.

Как вообще в юридической плоскости решить проблему наследования права аренды сельхозземель следующим руководителям фермерских хозяйств, где собственник умер?

Если мы говорим об аренде государственной земли, она в принципе не передается по наследству. Но если в договоре аренды будет предусмотрено, что в случае смерти правопреемник предусматривает перевод всех этих прав и обязанностей на правопреемника, тогда оно будет иметь юридический смысл.

А на уровне закона можно определить – если фермер умер, то арендованные им земли и право аренды по срокам, указанным в договоре аренды, остаются за новым хозяином?

Вы предлагаете, чтобы правопреемники фермера вместе с хозяйством получали право аренды по ранее заключенным договорам аренды госземель? Теоретически – это можно сделать на уровне закона, но надо взвешенно к этому подойти. Давайте не забывать, что все же в аренду передается государственная земля.

Случаи нарушений регистраторами при оформлении и переоформлении земельных участков имеются, и их больше среди регистраторов сельских советов и коммунальных предприятий

Вы упомянули о 10 тыс. регистраторов. Улучшилась ли за год их работа?

Количество жалоб на действия регистраторов за год не выросло. Недавно я была на съезде Нотариальной палаты Украины, они и является сегодня, в том числе, регистраторами и я увидела, что их очень беспокоит то, что мы их отключаем и публикуем списки отключенных нотариусов. Как результат, они оспаривают наши приказы.

Но я точно знаю, что в сравнении с прошлым годом, ситуация в работе нотариусов изменилась к лучшему и она совершенно другая. К сожалению, пока что случаи нарушений регистраторами при оформлении и переоформлении земельных участков имеются, и их больше среди регистраторов сельских советов и коммунальных предприятий. Но шаг за шагом мы улучшаем эту ситуацию.

Сколько регистраторов-нарушителей понесло наказание?

Все фамилии есть на сайте Минюста. Количество лиц в этом списке постоянно меняется. Потому что кого-то отключили от доступа к реестрам на несколько месяцев и по завершении срока отключения эти фамилии исчезают из списка. На начало мая отключено 228 регистраторов. Среди них есть нотариусы также. Но большая часть регистраторов.

Бывают ли случаи, когда нотариус или регистратор отключен, а он продолжает работать, и делает какие-то там регистрационные действия. Почему так?

Это возможно в одном случае, нотариус обращается в суд для обжалования нашего приказа и на самом деле его интересует не, сколько обжалование приказа, столько обеспечение. Когда есть мероприятие-обеспечение, суд останавливает действие приказа, нотариус включается снова, а потом уже и срок прошел.

Это единственный механизм, который они используют для того, чтобы продолжить работать. Но если есть решение суда и мы ничего не можем сделать. С 2016 года такой шаг удался 68 нотариусам и регистраторам.

В прошлом году вы говорили нам в интервью, что никакого не было открытого уголовного дела по незаконным действиям нотариусов или регистраторов. Сейчас что?

Сегодня открыто много уголовных дел, но, по крайней мере, о том, что я знаю, по двум уголовным делам уже есть подозрение и обвинительный акт и дело направлено в суд. Поэтому мы ожидаем решения суда.

Возможно, стоит создать реестр недобропорядочных регистраторов?

Я не хочу создавать больше никакого реестра. У нас уже есть один (временно отключенных нотариусов и регистраторов) – и он действует. В нотариальной палате очень обидно восприняли его появление. Для них – это всегда репутационный риск. Но в нашем понимании это не список «черных», «красных» или еще, каких-то нотариусов, а просто – отключенных.

В прошлом году было несколько эпатажных фамилий нотариусов и регистраторов в этом списке, которых мы отключили навсегда. Я надеюсь, что ими очень пристально занимаются правоохранительные органы, там уже есть уголовные дела.

Была ли идея вернуть нотариальное удостоверение договоров аренды, чтобы усилить защиту земельных участков от рейдеров. Что с этим замыслом?

В ноябре прошлого года Минюст совместно с народными депутатами, Министерством АПК и аграрными ассоциациями разработал законопроект «О защите имущественных прав владельцев и пользователей земельных участков, предотвращении противоправного поглощения и захвата предприятий в аграрном секторе». Но тогда он не нашел поддержки среди депутатов.

Сейчас мы совместно с аграрным комитетом Совета переформатировали его и зарегистрировали под № 8121 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторых других законодательных актов относительно противодействия рейдерству».

В нем как раз и есть норма о нотариальном удостоверении договоров аренды, чтобы усилить защиту земельных участков от рейдеров. Но при этом мы говорим, не все 100% договоров аренды должны заверяться, а только если владелец желает, чтобы с ним заключался договор аренды именно в нотариальной форме, он может подойти к любому регистратору, нотариусу в сельсовет и поставить там отметку.

Если владелец не желает автоматического продления договора аренды, то он также может поставить определенную отметку. Законопроект № 8121 сделает также две простые, но важные вещи: усилит защиту права собственности для собственников земельных участков и усилит регулирование действий регистраторов (есть нормы об обязательности использования публичных реестров, повышении квалификации и так далее).

Мы предоставили доступ регистраторам и нотариусам к демографическому реестру доверенностей... Уже есть принципиальные договоренности с Государственной судебной администрацией... для создания протокола обмена данными с Единым государственным судебным реестром

Принятие закона можно ждать долго. А подготовили ли вы еще какие-то «косметические» технические правки (как было с двойной регистрацией договоров аренды), чтобы уменьшить случаи агрорейдерства?

Мы уже предоставили доступ регистраторам и нотариусам к демографическому реестру доверенностей, чтобы они могли проверять паспортные данные и собственно выданные доверенности, и их детали. Это позволит избежать подписания доверенностей по поддельным паспортам, а также нотариусы смогут наглядно видеть текст, представленной им доверенности и указанных в ней полномочий.

Это важно, потому что сейчас человек может прийти с доверенностью, нотариус заходит в реестр, сверяет дату выдачи, но что именно было в той доверенности – он не знает. Мы даже сталкивались с тем, что доверенность выдавалась для получения какой-либо справки в БТИ, а в тексте поддельной доверенности указывалось отчуждение «заводов, пароходов».

В этом году мы увидели еще одну проблему – это поддельные судебные решения, по которым снимаются аресты, по которым признается право собственности на имущество. Уже есть принципиальные договоренности с Государственной судебной администрацией и сейчас находимся в состоянии технической обработки создания протокола обмена данными с Единым государственным судебным реестром.

Регистратор сможет, введя номер судебного производства, увидеть конкретное решение. И если его нет, то система физически не сработает, что также отсеет львиную долю неправомерных действий с имуществом и землей. Я надеюсь, что за два месяца мы это сделаем и на начало июля запустим данную программу.

Эффективна ли услуга sms-«маяк»?

Этот сервис работает через Лигу. Но мы не довольны количеством людей, которые пользуются услугой. Поэтому сейчас совместно с Всемирным банком договорились о том, что за их счет будет сделана техническая возможность предоставлять данную услугу на базе Минюста и ее стоимость будет значительно дешевле.

Ее действие будет распространяться на объекты недвижимости, право аренды земельных участков и на корпоративные права и ипотеку. Уже в середине июля ожидаем ее запуск, вместе с ведением в действие нового ЕГР.

Поддерживаете ли инициативу депутатов о том, чтобы вести уголовную ответственность для правоохранителей за невыполнение закона «Маски-шоу стоп»? Ведь они говорят, что на практике его выполнение саботируется правоохранителями.

Закон работает, потому что я и сейчас общаюсь с профессиональным сообществом адвокатов, и они говорят, что это совершенно, несравнимые вещи, как было до его принятия и после. Да, бывают случаи, когда и сейчас даже не допускают адвокатов на место обыска – его просто не дожидаются.

Следственные действия начинаются без адвоката. Однако в целом значительно уменьшилось количество обысков без видеозаписи – и это абсолютно практическая вещь. В законе сказано, что они могут делать обыск без видеозаписи, но использовать его в суде не могут.

Есть другая проблема: в законе записали, что предоставление разрешения на проведение следственного действия или обыска происходит в суде только с помощью аудио записи, а со следующего года – видеозаписи.

А здесь мы имеем проблему, потому что правоохранительные органы обращаются с ходатайством и милиционер просто не приходит на заседания и судья думает, что он же не будет «сам на сам» с собой разговаривать. Поэтому суд без аудиозаписи делает эти определения, так как и раньше.

Что касается ответственности, то ее усиление требуется. Я это поддерживаю. Но нужно быть осторожным и все, же сохранить баланс интересов. Ведь преступления, налоговые ямы, фиктивные компаний и экономические нарушения есть. Если напишем в законе, что за все будет уголовная ответственность, то любому следователю легче будет не делать ничего, чем сделать что-то и понести уголовную ответственность.

Эта граница ответственности должна быть сбалансированной между представителями правоохранительного органа и самим органом. Мы понимаем, что сейчас в законе есть ответственность государства в лице его органов за незаконные действия, или бездействие, но практически она не работает.

О конфликте с компанией Resilient и Agromino

На сайте Latifundist.com вышло интервью генерального директора компании Resilient и Agromino Петра Томана, где он заявляет, что на их компанию было совершено рейдерское нападение в Белоцерковском районе, которое, по его словам, стало возможным с помощью комиссии при Минюсте. Как вы можете прокомментировать эти обвинения?

Я читала интервью господина Петра Томана на вашем сайте. Хочу подчеркнуть, что в интервью он подробно рассказывает о фактических обстоятельствах этой истории. О том, что кто-то подделал документы и подписи, о том, что в феврале люди вышли обрабатывать землю и увидели там арендаторов и тому подобное.

Но хочу подчеркнуть, что комиссия Минюста не следственный орган, чтобы выяснять настоящая ли подпись, был ли какой-то умысел, действительно ли люди выходили зимой в поле, говорят ли они правду. Комиссия проверяет исключительно правильность регистрационных действий, а не обстоятельства, которые им предшествовали, которые привели к этим действиям. Я очень хочу, чтобы все это понимали.

В данном случае комиссия выявила, что договоры аренды компании не соответствовали требованиям законодательства. Не содержали их неотъемлемых частей, в частности, плана или схемы земельного участка, который передается в аренду, кадастрового плана земельного участка с отображением ограничений (отягощений) в ее использовании и установленных земельных сервитутов; акта определения границ земельного участка в натуре (на местности), акта приема-передачи объекта аренды.

Кроме того, в нарушение закона, государственные регистраторы, которые ранее зарегистрировали эти договора аренды, не проверили полномочия лиц, которыми были подписаны указанные договоры, в частности в реестре не было уставов арендаторов, где определены их полномочия, а также соответствия зарегистрированных прав до 1 января 2013 года.

Именно по этим нарушениям комиссия приняла свое решение. Я понимаю, что возможно кто-то использовал эту ситуацию, увидев в реестре эти несоответствия. Но мы руководствуемся исключительно законом. У нас нет предвзятого отношения к тем или другим сельхозпредприятиям.

Для нас не играет роли, это иностранная компания, или украинская. Главное для нас – требования закона. Поэтому когда в комиссию поступила подобная жалоба уже от данной компании, относительно регистрации других земельных участков, она была частично удовлетворена.

Имеет ли право министерство отменять решения государственных регистраторов, которые были приняты до наделения их законом такими полномочиями, то есть до 01.01.2016 года?

Положениями действующего законодательства не установлено, что Минюст не принимает к рассмотрению жалобы на соответствующие действия, имевшие место до 1 января 2016 года. Закон не предусматривает такого основания для отказа в рассмотрении жалобы.

Как вы можете прокомментировать тот факт, что административные суды признают незаконными приказы министерства об отмене таких решений на основании статьи 58 Конституции Украины, которая предусматривает, что законы не имеют обратного действия во времени?

Во-первых, давайте не забывать о том, что в Украине нет прецедентной системы права. А во-вторых, существуют абсолютно противоположные решения судов, которые говорят о том, что комиссия имеет право рассматривать такие жалобы в случае, если там есть нарушения. Я подчеркиваю, что при рассмотрении этих жалоб комиссия руководствуется правовыми нормами, которые действовали именно в тот период, когда проводилось регистрационное действие.

Для понимания логики этого процесса, давайте представим, что создался новый правоохранительный орган, организовался какой-то суд. Имеют ли они право рассматривать преступления, которые были совершены до момента их создания? Конечно, да. Именно такой логикой и руководствуется комиссия.

Кстати, в судебном производстве по делу 826/4906/17 коллегия судей апелляционной инстанции считает, что Министерство юстиции наделено полномочиями по рассмотрению жалоб на решения, действия или бездействие регистратора, совершенные до 1 января 2016 года.

Как обязана действовать комиссия министерства по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации и именно министерство в случае, если поданная жалоба была оформлена с нарушением установленных законом требований? Предусмотрена ли законом в таком случае возможность для заявителя устранить недостатки жалобы после ее подачи?

Неверно оформленные жалобы поступают в комиссию очень часто. Я где только могу, рассказываю и призываю всех почитать требования закона перед тем, как подавать жалобу. Это не так сложно. Требования к оформлению жалоб есть на сайте Минюста, отдельно мы подготовили соответствующую презентацию о том, как правильно составлять жалобу, которая есть на сайте Минюста.

Если жалоба оформлена неправильно, если нарушен срок ее подачи, если неверно заверенные документы, приобщаются к жалобе, комиссия принимает мотивированное решение об отказе в ее удовлетворении. Но если лицо имеет возможность подать дополнения к жалобе (например, правильно заверенные копии документов) к моменту вынесения решения комиссией, то она принимает все эти документы во внимание.

Является ли для комиссии министерства достаточным аргументом соблюдения срока обжалования то, что жалобщик узнал об оспариваемом решении из информационной справки Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество, полученной гораздо позже, чем через 2 месяца с момента принятия обжалуемого решения?

В таких случаях принимает ли во внимание комиссия тот факт, что указанный реестр давно является открытым и информацию с него можно получить в любой момент?

Закон говорит, что решение, действия и бездействия регистратора могут быть обжалованы в течение 60 календарных дней со дня принятия решения, которые обжалуются, или со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении его прав.

У комиссии нет возможности исследовать, когда именно человек узнал. Члены комиссии не ясновидящие. Принимая решение, комиссия базируется на документе, которым человек подтверждает дату, когда он узнал.

Если есть выписка из реестра – у нас нет оснований не доверять ему. Но если другой стороной предоставлены документы, которые свидетельствуют, что человек знал об этом обстоятельстве раньше, то комиссия принимает эти факты во внимание и может отказать в рассмотрении этой жалобы именно по причине истечения срока.

Среди таких документов могут быть: переписка по этому поводу по решению заявителя, решения судов, в которых он принимал участие, уголовное дело и прочее.

Имеет ли министерство полномочия оценивать действительность документов, на основании которых регистратором было принято обжалуемое решение? Может ли министерство отменить решение регистратора, если при рассмотрении жалобы было установлено, что регистрационные действия были проведены на основании поддельных документов? Если нет, то, как должно отреагировать министерство в данном случае?

Давайте начнем со второй части вашего вопроса о том, может ли Минюст установить в процессе рассмотрения жалобы, регистрационное действие было ли проведено на основании поддельных документов. Нет. Потому что это не компетенция ни комиссии, ни Минюста.

Это исключительно компетенция расследования в рамках уголовного дела, либо судебного производства на основании соответствующих экспертных заключений. Поэтому ни в коем случае, такой аргумент не может стать для комиссии основанием для отмены регистрационного действия.

Обязана ли комиссия министерства сообщить в правоохранительные органы о факте подделки документов в случае, если прямо на ее заседании жалобщик заявляет, что он не подписывал жалобу и его подпись на ней подделана?

В случае если при рассмотрении жалобы комиссия находит факты, которые могут стать предметом досудебного расследования, она имеет право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим сообщением. Комиссия использует это право и у нас есть случаи, когда мы обращались в правоохранительные органы.

Но заявление о том, что жалобщик не подписывал жалобу, договор, или иной документ – это, прежде всего утверждение лица. По закону, если лицо считает, что его права нарушены, он имеет право обратиться, либо в суд, либо в правоохранительные органы и доказывать факты подделки документов.

Чтобы вы посоветовали сейчас чешским инвесторам?

Во-первых, сделать аудит всех регистраций договоров аренды. Во-вторых, лучшим случаем из данной ситуации будет мировое соглашение. Если нет, то обращаться в суд. Это единственное, что я могу посоветовать в рамках правового поля.

Можно ли считать закрытой ситуацию с Бережинкой?

Ее можно будет назвать закрытой, когда будет один владелец у предприятия. Сейчас там до сих пор остается 35% у Требиненко, которые мы вернули, и 65% еще не возвращено. Ситуация – в судах. Уже есть несколько экспертиз, которые противоречат друг другу. Требиненко физически контролирует это предприятие, но пока будет существовать судебное производство, до тех пор они там будут иметь конфликт.

Вы почувствовали, что за год работы комиссии, рейдерство в аграрной системе в стране поубавилось? Каков ваш план на следующий год?

Я почувствовала, что стало легче. Хорошо помню август 2017 года – это Бережинку, «Жемчужину Подолья» и остальные ситуации. Сейчас ситуация с рейдерством далека от идеальной, но она стала мягче.

Нет столько откровенных захватов с физическими противостояниями. Я рада, что за этот год мы успели отменить двойную регистрацию договоров аренды на сельхозземли и еще ряд важных вещей. Моя цель на этот год, чтобы антирейдерская комиссия прекратила свое существование из-за отсутствия жалоб.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Кому и сколько должна Украина
 Вторая жизнь вещей (обновлено)
 Объем внешней торговли товарами России с третьими странами в январе-апреле 2017 г. возрос на 28,1% до 157,361 млрд. долл.
 Причины и последствия изменения динамики обменного курса в Казахстане в 1995 г.
 Интернет-магазин Vipmag.by предлагает по доступным ценам весь спектр электронных сигарет и комплектующих к ним