Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Доклад Международного валютного фонда «World Economic Outlook. April 2011»


05.05.2011 – Международный валютный фонд в апреле 2011 г. опубликовал очередной ежеквартальный доклад «World Economic Outlook. April 2011. Tensions from the Two-Speed Recovery: Unemployment, Commodities, and Capital Flows» («Обзор мировой экономики. Апрель 2011 г. Риски повышенных темпов восстановления: безработица, товары и потоки капитала»).

МВФ ожидает, что в 2011-2012 гг. темпы роста мировой экономики составят около 4,5%, в том числе в странах с развитой экономикой темпы роста составят лишь 2,5%, а в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах намного выше – 6,5%. Для справки: в 2010 г. мировая экономика, по оценке фонда, выросла на 5%.

Прежняя обеспокоенность относительно возможной двойной рецессии не оправдалась. Основное опасение состояло в том, что рост в странах с развитой экономикой мог застопориться после первоначального оживления, вызванного циклом оборота запасов и бюджетными стимулами. Цикл оборота запасов теперь в основном завершен, а бюджетные стимулы перешли в бюджетную консолидацию, но эстафету в основном принял частный спрос.

Теперь опасения специалистов фонда вызывают цены на биржевые товары. Эти цены выросли больше, чем ожидалось, вследствие сочетания значительного роста спроса и шоков предложения. Хотя, этот прирост вызывает в воображении призрак стагфляции, подобной той, что имела место в 1970-х годах, он едва ли подорвет экономический подъем. В странах с развитой экономикой сокращающаяся доля использования нефти, прекращение индексации зарплаты и фиксация инфляционных ожиданий в совокупности позволяют предположить, что воздействие на экономический рост и базовую инфляцию будет небольшим.

В то же время, более сложные задачи стоят перед странами с формирующимся рынком и развивающимися странами, где продукты питания и топливо составляют более значительную долю потребления, а монетарная политика нередко пользуется меньшим доверием. Инфляция, вполне возможно, будет некоторое время оставаться более высокой, но, фонд не ожидает существенного негативного воздействия на темпы экономического роста. Вместе с тем, обеспокоенность вызывают риски для экономического подъема, связанные с новыми перебоями в предложении нефти (в частности, из-за продолжающегося вооруженного конфликта в Ливии).

Тем не менее, подъем мировой экономики все еще не сбалансирован. В большинстве стран с развитой экономикой объем производства все еще намного ниже своего потенциального значения. Уровень безработицы высок, и низкие темпы экономического роста означают, что безработица будет оставаться высокой еще много лет.

Причины медленного роста можно объяснить как докризисными эксцессами, так и ущербом, нанесенным кризисом: во многих странах, особенно в США, рынок жилья все еще переживает депрессию, чем обусловлены слабые жилищные инвестиции. Сам кризис привел к резкому ухудшению состояния бюджета; он вынудил перейти к бюджетной консолидации, не развеяв при этом опасений участников рынков относительно устойчивости бюджета.

Кроме того, во многих странах банки с трудом справляются с задачей достижения более высоких коэффициентов достаточности капитала в условиях нарастающего объема необслуживаемых кредитов.

По мнению МВФ, многим странам с формирующимся рынком и некоторым развивающимся странам необходимо не допустить того, чтобы текущая ситуация, близкая к буму, в течение предстоящего года превратилась в перегрев экономики. Инфляционное давление, вероятно, будет далее усиливаться по мере того, как ограничения производственных мощностей начнут сдерживать рост производства, и значительное повышение цен на продукты питания и энергоносители, имеющие большой вес в потребительской корзине, будет вызывать требования повышения заработной платы.

Во многих странах с формирующимся рынком необходимо заметно ужесточить макроэкономическую политику. Так, странам с внешним дефицитом необходимо ужесточить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, возможно, допуская некоторое завышение обменного курса в краткосрочной перспективе. Кроме того, многим странам необходимо будет усилить адресную помощь малоимущему населению, которое испытывает трудности из-за высоких цен на продукты питания. В настоящее время более 205 млн. человек в мире являются безработными и продолжают искать работу, что на 30 млн. человек больше по сравнению с докризисным 2007 г. 

Обновленный прогноз темпов роста мировой экономики по версии МВФ представлен в таблице 1 (по представленной ссылке можно скопировать все таблицы статьи).

Эксперты МВФ отмечают, что экономики стран СНГ серьезно пострадали в результате мирового экономического кризиса, экономическая активность находится на уровне ниже своего потенциального значения.

В то же время, отдельные факторы оказывают поддержку восстановлению темпов роста экономики региона. Так, высокие сырьевые цены стимулируют рост производства и занятости в странах – экспортерах сырья. При этом восстановление деловой активности в России благоприятно сказывается на остальных экономиках региона из-за увеличения объемов внешней торговли, потоков инвестиций и денежных переводов.

С другой стороны, ограничивающее воздействие на темпы экономического роста в странах СНГ оказывают высокий уровень зависимости от внешнего финансирования и сохраняющаяся уязвимость банковских систем.

Темпы экономического роста в странах СНГ прогнозируются на уровне +5% в 2011 г. и +4,7% в 2012 г. (см. таблицу 2).

Лидером по ожидаемым темпам экономического роста в регионе является Туркменистан – 9% в 2011 г. и 6,4% в 2012 г. Далее следуют: Узбекистан – 7% в 2011 г. и также 7% в 2012 г., Беларусь – 6,8% (4,8%), Казахстан – 5,9% (5,6%), Таджикистан – 5,8% (5%), Грузия – 5,5% (4,8%), Киргизия – 5% (6%), Россия – 4,8% (4,5%), Армения – 4,6% (4,3%), Украина – 4,5% (4,9%), Молдова – 4,5% (4,8%) и Азербайджан – 2,8% (2,5%).

Среди остальных соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Литва – 4,6% (3,8%), Польша – 3,8% (3,6%), Латвия – 3,3% (4%) и Эстония – 3,3% (3,7%).

В 2011 г. фонд прогнозирует инфляцию в Беларуси в размере 12,9%, а в 2012 г. – 9,7% против 7,7% в 2010 г. (по среднегодовой методике). Дефицит счета текущих операций платежного баланса страны будет находиться на высоком уровне и составит минус 15,7% в 2011 г. и минус 15,2% в 2012 г. против минус 15,5% в 2010 г.

По оценке МВФ, уровень безработицы в Беларуси в 2011-2012 гг. останется на неизменном уровне 0,7% (по национальной методологии).

В таблице 3 представлен обновленный прогноз экономических и финансовых показателей Беларуси, который содержится в статистической базе данных МВФ «World Economic Outlook Database, April 2011».

Обращает на себя внимание, что согласно расчетам специалистов МВФ, в 2010 г. объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 131,201 млрд. долл., в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 54,713 млрд. долл.

Это связано с тем, что средний уровень цен в Беларуси примерно в 2,4 раза меньше, чем в США. Если быть точнее, то уровень цен в Беларуси составил 41,7% от уровня цен в Америке. В результате по паритету покупательной способности в 2010 г. доллар США должен был бы равняться 1242,1 руб. вместо фактических 2993,74 руб.

Необходимо отметить, что расчеты показателей по паритету покупательной способности, в отличие от конвертации курсов национальных валют, которая использовалась в аналогичных исследованиях в конце 80-х – начале 90-х годов, учитывают разницу цен в странах и позволяют точнее сравнить реальные размеры их экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную способность денег.

По прогнозу МВФ, динамика среднедушевого ВВП Беларуси (по ППС) в 2010-2016 гг. выглядит следующим образом: 2010 г. – 13,909 тыс. долл., 2011 г. – 15,094 тыс. долл., 2012 г. – 16,116 тыс. долл., 2013 г. – 17,194 тыс. долл., 2014 г. – 18,370 тыс. долл., 2015 г. – 19,642 тыс. долл. и 2016 г. – 21,003 тыс. долл.

Международный валютный фонд в текущем году выразил готовность при необходимости оказать поддержку рыночным и структурным реформам в виде новой программы stand by.

Правительство Беларуси до недавнего времени не рассматривало указанный вариант, отдавая в этом плане предпочтение российскому госкредиту на сумму 1 млрд. долл. и кредиту из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 2 млрд. долл.

Вместе с тем, вице-премьер – министр финансов России Алексей Кудрин, выступая 15 апреля на конференции в Вашингтоне, заявил, что выделение российского госкредита вкупе с реализацией в Беларуси экономических реформ создадут почву для возобновления финансовой поддержки со стороны МВФ. По всей видимости, это означает, что сейчас помимо кредитной поддержки со стороны России обсуждается и вопрос о возможности реализации второй программы stand by в Беларуси.

Стоимость первой программы stand by для Беларуси составила около 2,27 млрд. СДР, что на момент завершения программы (март 2010 г.) равнялось примерно 3,44 млрд. долл.

В 2009-2010 гг. Беларусь погасила резервный кредит МВФ в размере около 80 млн. долл. В 2011 г. объем выплат по кредиту составит примерно 82 млн. долл. Наибольшая долговая нагрузка приходится на 2012-2014 гг.: 2012 г. – 461 млн. долл., 2013 г. – 1711 млн. долл. и 2014 г. – 1368 млн. долл. В 2015 г. объем выплат снизится до 87 млн. долл.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by 

 
Читайте по теме:
 Национальные счета и производство в Беларуси в четвертом квартале 1998 года
 Внутренний валютный рынок Беларуси в январе 2011 г.
 Проблема неплатежей в российской экономике в 1995 году. Часть 2
 Министр инфраструктуры Владимир Омелян: У меня очень много вопросов по Украинской железной дороге
 Россия и Узбекистан, или В начале было слово…