Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Ретроспектива: Экономическая ситуация в Беларуси в январе-сентябре 2009 г.


22.08.2012 – Текущая ситуация в экономике Беларуси, несмотря на некоторые положительные сигналы, по-прежнему выглядит неопределенной. Вместе с тем, руководство страны ставит задачу восстановления быстрого экономического роста в Беларуси в 2010 г. Об этом заявил президент Александр Лукашенко 30 октября на совещании по итогам социально-экономического развития страны за 9 месяцев 2009 г.

По данным Национального статистического комитета Беларуси, валовой внутренний продукт Беларуси в январе-сентябре 2009 г. составил 99978,6 млрд. руб. /1 долл. – 2730 руб./ и сократился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 0,3% против роста на 10,9% год назад.

Достаточно наглядно тенденция снижения ВВП выглядит в квартальном разрезе /в % к аналогичному кварталу предыдущего года, см. рисунок 1/: первый квартал 2008 г. – 111,2%, второй квартал – 110,4%, третий – 111,2%, четвертый – 107,5%, первый квартал 2009 г. – 101,1%, второй – 99,6%, третий квартал – 98,9%.

 
Рисунок 1. Темпы роста ВВП Беларуси в 2006-2009 г., в % к аналогичному кварталу предыдущего года (фактические данные и полиноминальный тренд)

Таким образом, ВВП Беларуси в квартальном разрезе снижается уже на протяжении четырех кварталов подряд, что выглядит достаточно тревожно. Хотя, с другой стороны, можно предположить, что в четвертом квартале 2009 г. – первом квартале 2010 г. будет пройдено дно кризиса, и в Беларуси начнется постепенное восстановление темпов экономического роста.

Вместе с тем, в ходе совещания 30 октября президент страны констатировал непростую текущую ситуацию в белорусской экономике. Так, замедляется общий экономический рост. Высокими остаются сверхнормативные запасы готовой продукции на складах предприятий. Сокращается экспорт товаров и увеличивается отрицательное внешнеторговое сальдо.

Кроме того, ухудшается финансовое положение предприятий и организаций. Растет проблемная задолженность по кредитам. Нет положительных тенденций и на потребительском рынке страны. Фактически ни один прогнозный показатель пока не выполняется. А.Лукашенко признал, что «те инструменты, которые мы использовали в благоприятное время, не дают должного эффекта в условиях мирового кризиса».

По оценкам правительства, в 2009 г. темп роста ВВП Беларуси будет не ниже 100% /к 2008 г./. При этом инфляция прогнозируется в пределах не более 11%.

Что касается 2010 г., то правительство подготовило два варианта прогноза социально-экономического развития: базовый вариант предусматривает рост ВВП на уровне 102%-103%, а целевой вариант предполагает рост ВВП в пределах 111%-112%.

По данным Белстата, в январе-сентябре 2009 г. удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 25,6% /год назад 30,2%/, строительства – 11,5% /8,8%/, торговли и общественного питания – 10,1% /10,3%/, транспорта и связи – 8,6% /8%/, сельского хозяйства – 8,3% /8,6%/ и др.

При этом дефлятор ВВП в январе-сентябре 2009 г. составил 106,9%, то есть средний уровень цен на товары и услуги в экономике Беларуси /включая потребительский рынок, производственный сектор, сферу инвестиций и др./ возрос на 6,9% по сравнению с январем-сентябрем 2008 г.

Вместе с тем, в долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в январе-сентябре 2009 г. в результате проведенной девальвации национальной валюты сократился сразу на 8,275 млрд. долл. /или на 18,8%/ до 35,698 млрд. долл. Такая экономическая динамика выглядит достаточно тревожно, поскольку падение долларового эквивалента ВВП при прочих равных условиях автоматически приводит к ухудшению ряда относительных характеристик экономики, включая индикаторы экономической безопасности страны.

Напомним, что в 2008 г. в долларовых условиях экономика Беларуси, напротив возросла сразу на 32,6% до рекордных 59,937 млрд. долл. Причем по паритету покупательной способности /исходя из методологии Всемирного банка/ ВВП Беларуси, по нашим оценкам, выглядит в два раза больше и составляет примерно 120 млрд. долл.

По данным Белстата, средняя зарплата работников в сентябре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. сократилась в реальном выражении /то есть с учетом роста инфляции/ на 5,2% до 1023 тыс. руб., а в долларовом эквиваленте – сразу на 19,7% до 364,8 долл.

Справочно приведем статистические данные о средней зарплате в соседних странах: Польша – 1142,7 долл. /или в 3,1 раза больше, чем в Беларуси/; Россия – 605,5 долл. /в 1,7 раза выше/, в том числе Москва – 1070,2 долл. /в 2,35 раза больше, чем в Минске/; Латвия – 951,8 долл. /в 2,6 раза больше, чем в Беларуси/ и Литва – 887,2 долл. /в 2,4 раза выше/.

В Беларуси в январе-сентябре 2009 г. юридическим лицам оказана государственная поддержка в размере 716,658 млрд. руб. В том числе бюджетные ссуды и бюджетные займы – 529,514 млрд. руб.; возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами – 86,303 млрд. руб.; финансовая помощь – 52,084 млрд. руб; отсрочка и /или/ рассрочка уплаты задолженности по платежам в бюджет и фонд социальной защиты населения – 36,249 млрд. руб.; исполнено гарантий правительства по кредитам, выданным банками, – 12,114 млрд. руб., налоговый кредит – 394,1 млн. руб.

В ведомственном разрезе распределение государственной поддержки в январе-сентябре 2009 г. выглядит следующим образом: организации, находящиеся в ведении местных исполнительных органов, – 448,384 млрд. руб.; организации, подведомственные концерну «Беллесбумпром», – 47,371 млрд. руб.; организации, подведомственные Министерству промышленности, – 44,643 млрд. руб.; организации, подведомственные концерну «Беллегпром», – 32,325 млрд. руб.; организации, подведомственные концерну «Белгоспищепром» – 23,87 млрд. руб.; организации, подведомственные Министерству сельского хозяйства и продовольствия, – 9,008 млрд. руб.; прочие организации – 111,058 млрд. руб.

Сотрудничество с МВФ

Совет директоров Международного валютного фонда /МВФ/ 21 октября завершил второй обзор выполнения антикризисной стабилизационной программы в Беларуси, а также консультации 2009 г. в соответствие со Статьей IV /информационное сообщение для общественности и доклад персонала будут опубликованы в установленные сроки/.

В результате 23 октября Беларусь получила очередной транш резервного кредита МВФ по программе stand by в размере примерно 699,5 млн. долл. /или 437,93 млн. СДР в эквиваленте/. Сумма средств, уже выделенных фондом для поддержки Беларуси в рамках программы, составляет 2,23 млрд. долл. /около 1,4 млрд. СДР/. Общая стоимость программы оценивается примерно в 3,63 млрд. долл. /2,27 млрд. СДР/.

Если учесть, что по состоянию на 1 октября 2009 г. золотовалютные резервы Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных /ССРД/ МВФ достигли 3878,8 млн. долл. /+26,7% за январь-сентябрь 2009 г./, то можно ожидать, что по состоянию на 1 ноября золотовалютные резервы составят примерно 4,2-4,5 млрд. долл. /с учетом влияния других факторов/.

По оценке председателя правления Нацбанка Петра Прокоповича, международные резервные активы Беларуси в рамках достигнутых договоренностей между правительством и МВФ составят на 1 января 2010 г. не менее 4,8 млрд. долл.

К слову, Нацбанк Беларуси рассчитывает получить четвертый транш кредита МВФ /также в размере около 700 млн. долл./ предположительно в декабре 2009 г.

При этом проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 г. предусматривает прирост золотовалютных резервов Беларуси в размере не менее +2 млрд. долл.

Комментируя ход реализации программы stand by, заместитель директора-распорядителя МВФ Такатоши Като, временно председательствующий в Совете директоров фонда, отметил, что «Беларусь добилась хороших результатов в адаптации своей политики к условиям глобального кризиса».

«Несмотря на значительное снижение экспорта, сокращение экономики было небольшим по сравнению с другими странами, пострадавшими от кризиса. Корректировка обменного курса помогла уменьшить внешнюю уязвимость, существующий валютный режим обеспечивает защиту от внешних шоков. Проведению этой корректировки способствовала жесткая налогово-бюджетная политика /в рамках которой недополучение доходов компенсировалось сокращением расходов/, а также процентная политика, поддерживавшая высокие рыночные ставки в реальном выражении», – заявил Т.Като.

Тем не менее, по его словам, стратегия расширения кредитования по различным госпрограммам, хотя и помогла смягчить последствия кризиса для производства, осложнила внешнеэкономическую позицию страны.

В октябре МВФ пересмотрел прогноз спада ВВП в Беларуси в 2009 г. с минус 3,3% до минус 1,2%. Однако прогноз инфляции /на конец периода/ пересмотрен в сторону повышения до 13% против прежних 11%.

По оценкам экспертов МВФ, экономический рост в стране возобновится только в 2010 г. – ВВП Беларуси предположительно возрастет на 1,8% /хотя еще в июле фонд прогнозировал +2,6%/, а инфляция в следующем году снизится до 8,3%. То есть восстановление темпов экономического роста в Беларуси, по мнению фонда, будет носить медленный и неустойчивый характер.

Рынок недвижимости

Если говорить о рынке недвижимости, то, по данным Realt.by, цены на вторичном рынке растут, пускай и невысокими темпами, второй месяц подряд. Так, в долларовом выражении средняя цена 1 кв. м. в Минске в октябре 2009 г. возросла до 1373 долл. против 1361 долл. в сентябре и 1356 долл. в августе, когда был достигнут локальный минимум /см. таблицу 1, рисунок 2/.

 
Рисунок. 2. Динамика средней цены 1 кв. м. жилья в Минске в 2006-2009 гг. /долл./ (фактические данные и полиноминальный тренд)

Таким образом, можно сказать, что за последние два месяца /сентябрь-октябрь/ цены на вторичном рынке недвижимости оттолкнулись от своего локального дна в среднем примерно на 1,3%.

Отдельно за неделю с 25 октября по 1 ноября средняя цена 1 кв. м. жилой площади в Минске возросла на 3 долл. /или на 0,22%/ до 1379 долл.

Вместе с тем, этот уровень цен соответствует уровню цен, сложившемуся в начале февраля 2007 г., то есть по сути цены на рынке столичного жилья находятся на минимальных значениях за последние почти три года.

На наш взгляд, восстановление темпов роста цен на рынке жилой недвижимости Минска в четвертом квартале 2009 г. – первом квартале 2010 г. будет носить скорее неустойчивый характер. Более того, в 2010 г., по нашим оценкам, возможна дальнейшая коррекция цен в сторону снижения.

Дело в том, что рынок недвижимости, по своей сути, является достаточно сложным и формируется под влиянием ряда факторов, как фундаментального, так и технического характера, действующих как внутри страны, так и за ее пределами. И надо сказать, что сегодня в Беларуси отсутствуют какие-либо условия и предпосылки для роста цен на жилье.

По нашим оценкам, в текущей ситуации справедливой /или равновесной/ стоимостью 1 кв. м. жилья в Минске является 900-1000 долл. против нынешних 1379 долл. То есть, помимо уже состоявшегося падения цен на жилье /более чем на 20%/, в 2010 г. цены на недвижимость упадут еще, как минимум, на 30%-35%.

Сейчас с рынка уходят деньги инвесторов, предназначенные для совершения операций купли-продажи жилья исключительно в инвестиционных целях. Поскольку доходность на этом рынке является уже отрицательной. По нашим оценкам, вложения в столичную недвижимость в годовом исчислении обеспечили реальную /то есть с учетом инфляции/ доходность в размере минус 34%. Если так и дальше пойдет, то уже вскоре проще будет положить деньги на депозит в банк и увидеть там гарантированную доходность плюс 8-10% годовых.

На наш взгляд, вряд ли в ближайшее время ситуация изменится в обратную сторону. Это связано с тем, что в отсутствие банковских кредитов падение цен на рынке недвижимости остановить не удастся.

Более того, если сравнивать не цены предложения, а цены фактических сделок, то ситуация и вовсе может выглядеть удручающей, ведь сегодня разрыв между декларируемой ценой и реальной ценой продажи в ряде случаев достигает 17-20% и выше. Некоторые застройщики чтобы рассчитаться с банками делают скидки сразу на 200-550 долл за 1 кв м.

Согласно мониторинга цен на квартиры, цены предложения долевого строительства квартир в Минске на 26 октября 2009 г. колеблются от 882 долл. до 3000 долл. за 1 кв. м.

В целом складывающаяся ситуация может спровоцировать обвальное падение цен на рынке недвижимости и рынке аренды /включая сектор коммерческой недвижимости/ ввиду заметного сокращения спроса. А это, в свою очередь, может полностью дезориентировать всех участников рынка: зачем покупать актив, который завтра будет стоить заметно дешевле, чем сегодня.

Кроме того, можно предположить, что в перспективе у инвесторов будут появляться новые инструменты для инвестирования денежных средств. Здесь речь идет о так называемых институтах коллективных инвестиций, как, например, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и другие операции на финансовом рынке.

Банковский сектор

В условиях мирового финансового и экономического кризиса основными рисками в финансовом секторе Беларуси являются кредитный риск, риск ликвидности и валютный риск. Причем необходимо учитывать, что указанные риски взаимосвязаны и на отдельных временных отрезках могут усиливать друг друга. В целом сегодня необходимо принятие мер для предотвращения роста проблемных активов в банковской системе.

По состоянию на 1 октября 2009 г., задолженность клиентов по кредитам и иным активным операциям достигла рекордных 61576,5 млрд. руб., что на 41,5% больше, чем год назад.

Однако проблемная /пролонгированная и просроченная/ задолженность возросла за этот период более чем в 3,8 раза до 1036,8 млрд. руб. на 1 октября. Беспокойство также вызывает и рост проблемных активов, которые в анализируемом периоде впервые превысили отметку в 2 трлн. руб., достигнув рекордных 2146,0 млрд. руб. на 1 сентября /рост в 3 раза/.

В целом следует отметить заметное нарастание проблем со своевременным погашением кредитной задолженности клиентов. Так, только за последние два месяца /июль-август 2009 г./ прирост проблемных активов составил +600,4 млрд. руб., что является достаточно тревожной тенденцией.

Проведенный анализ свидетельствует о росте числа неплатежеспособных предприятий, проблемах финансирования их текущей деятельности, причем в основном предприятий государственной формы собственности.

По данным мониторинга предприятий реального сектора, подготовленного Нацбанком, во втором квартале 2009 г. 42,2% предприятий-респондентов указали на высокие процентные ставки по кредитам в качестве фактора, ограничивающего инвестиционную активность и источники финансирования инвестиций, против 25,7% во втором квартале 2008 г.

На ухудшение условий предоставления кредитов /законодательно закрепленные требования к платежеспособности предприятий и необходимость обеспечения кредитов залогами, гарантиями и поручительством/ в августе 2009 г. указало 28,4% респондентов. Ухудшение условий в части стоимости кредитов отметили 28,6%, а, по мнению 13,3% участников мониторинга условия кредитования ухудшились в части размеров /максимально возможная сумма предоставляемого кредита/.

В сентябре-ноябре 2009 г., по мнению участников мониторинга, рост потребности в кредитовании в целом по исследуемым отраслям замедлится. Наибольшая часть респондентов /48,6%/ ожидает в следующие три месяца неизменности потребности в кредитовании, ее роста – 32,9%, а снижения – 5,9% респондентов.

Таким образом, с другой стороны, в текущей ситуации для банков также сужается поле для кредитования в силу высоких кредитных рисков, обусловленных неустойчивым финансовым положением кредитополучателей. Особенно это касается кредитования в рамках финансирования госпрограмм, что, в конечном счете, приводит к накоплению рисков в банковской системе страны.

Высокая кредитная активность банков в условиях недостатка адекватных по срокам ресурсов приводит к снижению уровня ликвидности банковского сектора. Основной причиной здесь является несовершенство и низкая эффективность действующей системы организации финансирования /в том числе льготного/ приоритетных госпрограмм.

В целом участие банков в финансировании госпрограмм негативно сказывается на эффективности и рентабельности банковского сектора. Это связано с недостаточным уровнем бюджетной компенсации потерь от льготного кредитования в условиях поддержания банками высоких процентных ставок по привлекаемым вкладам в национальной валюте.

В сложившейся ситуации основным источником пополнения ресурсной базы банков является увеличение ресурсной поддержки со стороны Национального банка, тогда как новые поступления средств от предприятий, правительства и населения либо прекратились, либо незначительны.

Так, в январе-сентябре 2009 г. в структуре ресурсной базы банков средства центрального банка возросли на 4658,4 млрд. руб. /или в 2,4 раза/ до 7896,4 млрд. руб. на 1 октября. Прирост по сравнению с аналогичной датой прошлого года, когда кризисные явления только начинались, составил +5316,8 млрд. руб. /или в 3,1 раза/.

Вместе с тем, несмотря на мировой финансовый и экономический кризис, инвестиционная привлекательность банковского сектора Беларуси сохраняется на высоком уровне. Банковская система страны по прежнему работает с прибылью: в январе-сентябре 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прибыль белорусских банков возросла на 20,4% до 764,4 млрд. руб. /несмотря на активное формирование специальных резервов под возможные потери по ссудам/.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.  
 
Читайте по теме:
 Один день с министром инфраструктуры. Омелян о польском десанте, влиянии Авакова и безнаказанности
 Интернет-магазин Vipmag.by предлагает по доступным ценам весь спектр электронных сигарет и комплектующих к ним
 Государственный долг Беларуси с учетом гарантий в 2015 г. увеличился в долларовом эквиваленте на 1,9% до 22,716 млрд. долл. на 1 января 2016 г.
 «Евросироты»: с чем сталкиваются дети украинских трудовых мигрантов
 35 грн./долл. – это еще не «черный» сценарий: о рисках прекращения сотрудничества с МВФ