Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Базы данных Семинары Партнеры Реклама Охрана труда


 

Методы расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) в Беларуси и за рубежом


13.03.2013 – Официальное статистическое наблюдение за ценами на потребительские товары и услуги в Беларуси осуществляют органы государственной статистики в лице Национального статистического комитета (Белстата) и его территориальных подразделений. Основными этапами организации статистического наблюдения за ценами и тарифами на товары и платные услуги населению и расчета индекса потребительских цен являются следующие:

 – отбор населенных пунктов;

 – отбор базовых организаций торговли и сферы услуг;

 – отбор товаров (услуг)–представителей;

 – формирование системы весов для расчета ИПЦ;

 – регистрация цен и тарифов;

 – расчет средних цен на товары (услуги) и индивидуальных индексов цен;

 – расчет сводного индекса потребительских цен.

На первом этапе выборочно отобраны 6 областных центров и 25 районных центров с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения региона и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Так, в отобранных городах проживает более 50% населения Беларуси и свыше 70% городского населения. Стоит заметить, что в выборку не включаются города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от областного центра при условии, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют существенных различий.

На втором этапе в каждом городе в выборочную совокупность отбираются организации торговли и сферы услуг всех форм собственности, в которых покупатели чаще всего приобретают товары. В каждом городе в выборку должны быть включены крупные, средние и мелкие организации с различными формами обслуживания, расположенные как в центральной части города, так и на его окраинах. Формирование выборки осуществляется по данным статистического учета, информации налоговых органов и иных органов государственного управления.

При этом определить насколько репрезентативной в настоящее время оказывается итоговая выборка организаций торговли и сферы услуг, представляется достаточно сложным и проблематичным. Между тем от количества организаций, представленных в выборочной совокупности, зависит ее репрезентативность и, тем самым, достоверность и надежность итоговых результатов.

На третьем этапе при отборе конкретных товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением, выбираются позиции, характерные для типичного потребителя, а, не исходя из индивидуальных вкусов регистраторов. Данный отбор осуществляется при тесном взаимодействии регистратора и товароведа магазина. При этом выбранный товар или услуга должен постоянно присутствовать в продаже в течение последующих месяцев и пользоваться постоянным спросом у населения. Всего ежемесячно органами государственной статистики собираются более 45000 котировок цен на товары и услуги.

На четвертом этапе происходит формирование весов для расчета индекса потребительских цен. В рамках данного этапа Белстатом отобрано более 400 наименований товаров и услуг, репрезентативно характеризующих фактическую структуру потребительских расходов населения.

Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения: лишь в тех случаях, когда их доля составляет не менее 0,01% от общих потребительских расходов населения, товары и услуги могут быть включены в число отслеживаемых позиций. В свою очередь, структура потребительских расходов определяется на основе выборочного статистического обследования домашних хозяйств и экспертных методов.

Необходимо учитывать, что, несмотря на то, что метод выборочного наблюдения домашних хозяйств является общепринятым, в странах с переходной экономикой он дает не вполне надежные и корректные результаты. Так, исследование аудиторско-консалтинговой компании ФБК “Сколько тратит Россия” показало возможность наличия расхождений между фактическими и декларируемыми расходами по целому ряду причин.

В частности, при обследовании бюджетов домохозяйств в выборку не попадают наиболее богатые категории граждан, да и остальные респонденты склонны к занижению своих расходов, так как чем больше оказываются расходы, тем больше получаются доходы обследуемой семьи.

Кроме того, стоит отметить, что существующая потребительская корзина не включает подержанные товары длительного пользования, такие, как, например, подержанные автомобили и жилье на вторичном рынке, а также теневую торговлю незаконными товарами и услугами.

Регистрация цен и тарифов (пятый этап статистического наблюдения) осуществляется регистраторами областных и Минского городского управлений статистики в период с 10–го по 30–е число на ежемесячной основе. Сама по себе регистрация цен – это обычный поход по магазинам, только без совершения покупки. Специалисты статистических органов в буквальном смысле отбирают товары и записывают их реальную стоимость, при этом согласно методологии это рекомендуется осуществлять в тайне от продавца. В противном случае очень вероятны искажения цены товара или услуги. Полученные данные регистрации впоследствии составляют исходную информационную базу для расчетов индексов потребительских цен.

На шестом этапе производится расчет средних цен на товары (услуги) и индивидуальных индексов цен на уровне областей. И, наконец, итогом всего этого долгого процесса являются средние цены на товары и услуги и индексы потребительских цен в целом по Беларуси – в том виде, в каком их можно увидеть в официальных сообщениях и публикациях Белстата. При этом для расчета сводного индекса потребительских цен, характеризующего общий уровень потребительской инфляции в стране, используются два массива статистической информации:

 – фактическая структура потребительских расходов домашних хозяйств в базисном году;

 – индивидуальные индексы средних цен на потребительские товары и услуги.

В связи с тем, что фактические данные о потребительских расходах населения за предыдущий год рассчитываются не ранее апреля текущего года, то ежемесячные расчеты сводного индекса потребительских цен в январе–мае производятся с использованием структуры расходов позапрошлого года. В результате представляется возможным в июне–месяце осуществлять в аналитических целях пересчет индексов потребительских цен с учетом структуры расходов предыдущего (базисного) года. Такая информация могла бы представлять значительный практический интерес для органов государственного управления, осуществляющих экономическую политику в стране.

Зарубежный опыт

Международное сотрудничество в области статистики цен привело к определенной конвергенции идей и методов расчета индексов потребительских цен. Конечно, методика оценки инфляции в каждой отдельно взятой стране уникальна, и в деталях отличается от других, однако в целом принципы и методы оценки одни и те же.

Так, в Соединенных Штатах Америки индекс потребительских цен рассчитывается независимым Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics) для Министерства труда США. Бюро статистики труда – это независимая организация, её руководитель не может быть снят с должности президентом США. Индекс потребительских цен публикуется ежемесячно, отдельно для населения в целом и для работающего городского населения (Urban Wage Earners and Clerical Workers).

Мониторинг цен производится в разрезе 87 первичных территориальных единиц (Primary sampling units), специальным образом отобранных для снижения ошибок, связанных с выборкой, и классифицируемых в зависимости от географического размера и численности населения. Большие единицы (например, мегаполисы с пригородами) являются “саморепрезентативными”, малые в статистической отчетности объединяются в группы, так что в итоге получается 38 географических зон.

Товары и услуги, за которыми ведется наблюдение, представлены в разрезе 8 основных классов:

 – продукты и напитки;

 – товары для дома и жилищно-коммунальные услуги;

 – одежда и обувь;

 – транспорт;

 – здравоохранение;

 – товары и услуги для отдыха;

 – образование и коммуникации;

 – прочие товары и услуги.

Каждая из перечисленных групп состоит из 70 подгрупп расходов. Нижний уровень классификации представлен исходными входными позициями (Entry Level Items) – всего 305 видов товаров и услуг. Сбор первичной информации происходит в виде фиксации фактически действующих в торговле цен. Далее в каждом из регионов происходит расчет отдельных индексов для каждого товара и услуги. В результате образовывается 11590 индексов цен (38 регионов на 305 позиций товаров и услуг). Затем происходит взвешивание полученных индексов по каждому региону исходя из доли товара в потребительских расходов и, в конечном счете, публикация индексов потребительских цен для регионов и страны в целом.

Расчет индекса потребительских цен во Франции производится Национальным институтом статистики и экономических исследований (INSEE) для Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Мониторинг цен ведётся на ежемесячной основе в 106 населенных пунктах с численностью населения свыше 2000 человек. Населенные пункты классифицируются по величине и по 8 регионам. Париж и самые крупные города отбираются в первую очередь. Для остальных населенных пунктов используется процент представительства, зависящий от численности населения.

Для формирования выборки товаров и услуг используется несколько усовершенствованная (углубленная) Классификация Европейского союза – Классификация индивидуального потребления по целям (Classification of Individual Consumption according to Purpose – COICOP), включающая 161 группу продуктов. Непосредственно перечень наблюдаемых товаров (более 1000 позиций) является конфиденциальной информацией. Данный перечень ежегодно обновляется для большего соответствия перечню фактически закупаемых товаров и услуг.

В дополнение к единому сводному индексу потребительских цен многие страны публикуют ряд субиндексов, относящихся к конкретным группам населения. Так, например, в Чехии индекс потребительских цен рассчитывается в разрезе следующих групп домохозяйств:

 – для всех домашних хозяйств;

 – для всех наемных работников;

 – для наемных работников с детьми;

 – для низкооплачиваемых наемных работников;

 – для наемных работников из неполных семей;

 – для пенсионеров;

 – для низкооплачиваемых пенсионеров;

 – для домашних хозяйств, проживающих в Праге;

 – для домашних хозяйств, проживающих в городах с численностью более 5000 человек.

Официально рассчитываемый Белстатом индекс потребительских цен полностью соответствует принятым международным стандартам. В частности при исчислении индекса цен, в целях достижения международной сопоставимости, используется Классификация индивидуального потребления по целям. Собственно расчет индекса потребительских цен базируется на формуле Ласпейреса, согласно которой в качестве весов используется структура потребительских расходов базисного периода.

Вместе с тем, существует мнение, что с теоретической точки зрения индекс цен Ласпейреса в определенной степени завышает итоговые результаты расчета уровня инфляции. В данном случае ряд международных организаций (МОТ, МВФ и др.) в аналитических целях предлагают использовать формулы Фишера, Уолша и Торнквиста, которые получили название “идеальных” индексов.

Первая попытка расчета сводного индекса цен была сделана французским ученым Дюто (Dutot) в 1752 году. Индекс цен Дюто назван Фишером простым агрегатным индексом, его можно записать следующим образом (формула содержится в полной версии статьи):

где p1 – цена товара или услуги в отчетном периоде;

      p0 – цена товара или услуги в базисном периоде.

Недостаток этого индекса очевиден: он не учитывает разницу темпов роста цен на неодинаковые товары и структуру товарооборота.

Позднее, в 1766 году, в рамках исследования изменения цен на зерно, вино и растительное масло в среднем за период с 1500 по 1750 гг. итальянский ученый Карли (Carli) предложил несколько усовершенствованный индекс цен:

где ip – индивидуальный индекс цен на товар или услугу;

       n – число товаров и услуг.

Ясно, что в подобных расчетах, даже при использовании самых простых формул, вычислительные трудности с технической точки зрения приобретают все более очевидный характер. Индекс цен Карли не зависел от уровня цен на отдельные товары, однако он также не учитывал структуру товарооборота.

Несмотря на то, что в настоящее время индексы Дюто и Карли не применяются, они послужили основой для создания двух современных ветвей индексов: 1) индексов в агрегатной форме (Дюто) и 2) средних индексов (Карли).

Позднее в 1865 году Джевонс (Jevons W.S. ‘‘The Variation of Prices and the Value of the Currency since 1782’’, in Journal of the Statistical Society of London, 1865, Vol. 28, pp. 294–320) предложил формулу расчета сводного индекса в виде простой средней геометрической из индивидуальных индексов цен:

Значительный вклад в развитие теории индексов цен внес Джозеф Лоуэ (Joseph Lowe), который в 1823 году предложил следующую форму записи индекса цен (Lowe J. The Present State of England in Regard to Agriculture, Trade and Finance, Second Edition, 1823 (London: Longman, Hurst, Rees, Orme and Brown)):

где  – цена i-го товара в периоде t;

      – цена i-го товара в базисном периоде;

      – объем (количество) i-го товара.

Если период, объемы которого используются в качестве весов, обозначить через b, то индекс цен Лоуэ может быть записан следующим образом:

где  – удельный вес i-го товара в общей стоимости всех товаров и услуг.

Индекс Лоуэ широко используется в практике статистики цен. В качестве периода весов b может использоваться любой период времени. Однако известно два частных случая периода весов b, которые получили впоследствии широкое распространение в литературе и приобрели большую значимость с теоретической и практической точки зрения. Так, например, если веса относятся к базисному периоду, то есть b=0, формула Лоуэ приобретает следующий вид индекса цен Ласпейреса:

где – удельный вес i-го товара в общей стоимости всех товаров и услуг в базисном периоде.

Эта формула расчета индекса цен была предложена Ласпейресом в 1871 году (Laspeyres E. ‘‘Die Berechnung einer mittleren Waarenpreissteigerung’’, in Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik, 1871, Vol. 16, pp. 296–314).

Спустя три года, в 1874 году, Пааше (Paasche H. ‘‘Uber die Preisentwicklung der letzten Jahre nach den Hamburger Borsennotirungen’’, in Jahrbucher fur Nationalokonomie und Statistik, 1874, Vol. 12, pp. 168–178) предложил использовать веса отчетного периода, то есть вариант, когда b=t. В результате формула Лоуэ приобретает следующий вид индекса цен Пааше:

где – удельный вес i-го товара в общей стоимости всех товаров и услуг в отчетном периоде.

В 1922 году в рамках индексной теории чисел Л. Борткевич (Bortkiewicz L. Zweck und Structur einer Preisindexzahl, in Nordisk Statistisk Tidskrift, 1922, №1) вывел следующую взаимосвязь между индексами цен Ласпейреса и Пааше:

где – коэффициент корреляции между индивидуальными индексами цен и объемов (исчисленных по Ласпейресу);

      – коэффициент вариации индивидуальных индексов цен Ласпейреса;

      – коэффициент вариации индивидуальных индексов объемов Ласпейреса.

Из формулы (8) следует, что если индивидуальные индексы цен и объемов отрицательно коррелированны между собой, то индекс цен Ласпейреса будет превышать индекс цен Пааше. И, наоборот, в случае положительной корреляции индивидуальных индексов цен и объемов, индекс цен Пааше превысит индекс цен Ласпейреса. Стоит заметить, что Фишер считал отрицательную и положительную корреляцию индивидуальных индексов равновероятными.

В целом соотношение PP/PL предоставляет важную аналитическую информацию для понимания того, что играет основную роль в росте цен – спрос или предложение. Из экономической теории известен так называемый эффект замещения, который связан с тем, что потребители, реагируя на изменения цен, выбирают те товары и услуги, которые являются относительно более дешевыми.

Таким образом, эффект замещения генерирует отрицательную корреляцию между индивидуальными индексами цен и объемов. В этом случае индекс цен Ласпейреса по сравнению с индексом цен Пааше будет завышать инфляцию, причем разрыв (gap) между индексами с течением времени будет иметь тенденцию к увеличению. Ключевым фактором движения цен в данном случае будет являться предложение, в частности увеличение предложения товаров и услуг, и, как следствие, рост степени насыщенности потребительского рынка закономерно приводит к снижению цен.

Вместе с тем, необходимо отметить, что эффект замещения в большей степени характерен для стран с развитой рыночной экономикой, но не всегда подтверждается в странах с переходной экономикой. В любом случае этот вывод должен пройти эмпирическую проверку в конкретных условиях белорусской экономики.

В 1921 году Ирвинг Фишер (Fisher I. ‘‘The Best Form of Index Number’’, in Journal of the American Statistical Association, 1921, Vol. 17, pp. 533–537) предложил в качестве оптимального (“идеального”) индекса цен геометрическую среднюю из индексов Ласпейреса и Пааше:

Было бы справедливым заметить, что формулу (9) впервые в 1921 году назвал “формулой Фишера” Персонс, в связи, с чем Фишер в 1922 году сделал следующее замечание: “Это, несомненно, соответствовало слишком общему предложению мистера Уолша… Если выводы этой книги принимаются, то я думаю, что предложенный мною термин “идеальная” наиболее приемлем. Но, если должно быть использовано мое имя, то надо также использовать имя Уолша или имена Уолша и Пигу”.

В том же 1921 году Уолш (Walsh C.M. The Problem of Estimation. – London: P.S. King & Son, 1921) предложил следующий оригинальный способ расчета оптимального индекса цен:

Как видно, веса (объемы) в формуле (10) получаются путем усреднения базисных и отчетных весов по формуле средней геометрической.

В 1936 году Торнквист (Tornqvist L. ‘‘The Bank of Finland’s Consumption Price Index’’, in Bank of Finland Monthly Bulletin, 1936, Vol. 10, pp. 1–8) предложил свой вариант расчета индекса цен:

где – простая арифметическая средняя из удельных весов i-го продукта в базисном и отчетном периодах.

При этом значения Si определяются также как и в уравнениях (6) и (7).

Индексы цен Фишера, Уолша и Торнквиста получили название “идеальных” индексов. Принципиальное отличие “идеальных” индексов от других индексных формул заключается в том, что при взвешивании они учитывают структуру потребительских расходов как базисного, так и отчетного периодов.

Кроме того, индексы цен, полученные по формулам Фишера, Уолша и Торнквиста, обеспечивают более сглаженные результаты и наиболее приближены к такому теоретическому понятию как индекс стоимости жизни (cost of living index – COLI).

Теория индекса стоимости жизни была разработана Конусом в 1924 году (Konus A.A. ‘‘The Problem of the True Index of the Cost of Living’’, in The Economic Bulletin of the Institute of Economic Conjuncture (in Russian), 1924, № 9–10, pp. 64–71; published in English in 1939 in Econometrica, Vol. 7, pp. 10–29).

Данная теория базируется на предположении об оптимизации поведения рациональных потребителей. Следует пояснить, что Белстат подчеркивает, что официальный индекс потребительских цен “является исключительно показателем изменения цен, а не стоимости жизни, поскольку он не учитывает изменений в структуре текущего потребления населения”. Фиксированный набор товаров и услуг сохраняется неизменным в течение определенного временного периода (в настоящее время – в течение года).

Отметим, что Беларусь является одной из немногих стран, где структура потребительских расходов пересматривается ежегодно (согласно международных рекомендаций, веса для расчета индекса потребительских цен должны пересматриваться как можно чаще, но не реже чем раз в пять лет). Это предоставляет возможность своевременно учитывать изменения в структуре потребительских предпочтений, включая появление в продаже новых видов товаров и услуг.

В этом смысле можно выдвинуть предположение, что индекс цен Ласпейреса в Беларуси в определенной мере приближается к индексу стоимости жизни населения. Вместе с тем, необходимо отметить, что проблема оценивания индекса стоимости жизни является достаточно сложной, как с теоретической, так и с практической точки зрения. В целом данный подход является темой отдельного статистического и эконометрического исследования.

Полную версию статьи можно скачать здесь.

Автор: Александр Муха

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

 
Читайте по теме:
 Земельные акты. Украина приближается к открытию рынка
 Председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа: Больше всего нарушений прав в интернет-торговле. Тут уже даже «левая» водка продается!
 Выбираем складское оборудование: паллетные, консольные, мезонинные стеллажи
 Как делать зеленый бизнес
 ВВП Беларуси в январе-ноябре 2010 г. возрос на 11% до 49,057 млрд. долл.