Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

Рейтинг бизнес климата Всемирного банка и МФК «Doing business-2012»


05.12.2011 – Всемирный банк и Международная финансовая корпорация 20 октября 2011 г. опубликовали очередной рейтинг бизнес климата «Doing business-2012». Рейтинг бизнес-климата основывается на 10 сферах регулирования предпринимательской деятельности, включая создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и международную торговлю. Текущий рейтинг охватывают нормативные изменения с июня 2010 г. по май 2011 г.

Десятка мировых лидеров – стран с наиболее благоприятным деловым климатом выглядит следующим образом: Сингапур – 1-е место, Гонконг – 2-е место, Новая Зеландия – 3-е место, США – 4-е место, Дания – 5-е место, Норвегия – 6-е место, Великобритания – 7-е место, Южная Корея – 8-е место, Исландия – 9-е место и Ирландия – 10-е место (см. таблицу 1, по представленной ссылке можно скачать все таблицы статьи). Стоит отметить, что Южная Корея стала новичком в первой десятке.

Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Грузия – 16-е место, Латвия – 21-е место, Эстония – 24-е место, Литва – 27-е место, Казахстан – 47-е место, Армения – 55-е место, Польша – 62-е место, Азербайджан – 66-е место, Беларусь – 69-е место, Кыргызстан – 70-е место, Молдова – 81-е место, Россия – 120-е место, Таджикистан – 147-е место, Украина – 152-е место и Узбекистан – 166-е место.

При этом Грузия (7-я позиция), Беларусь (9-я позиция) и Армения (10-я позиция) входят в десятку лидеров по простоте процедуры регистрации предприятий. В части процедуры регистрации собственности Грузия занимает первую позицию в рейтинге, Беларусь – четвертую, Армения – пятую, Литва – седьмую, Азербайджан – девятую.

Говоря о реформах, проводимых в области делового климата, следует отметить ряд государств ближнего зарубежья, которые значительно улучшили позиции в рейтинге. Так, Армения в результате проведения реформ по регулированию предпринимательской деятельности (регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, получение кредитов, налогообложение, разрешение неплатежеспособности) переместилась с 61-й позиции в рейтинге 2011 г. на 55-ю позицию в рейтинге 2012 г.

Проводимые в Армении реформы упростили процедуру создания предприятий путем внедрения принципа «единого окна» и внедрения системы он-лайн регистрации предприятий. В стране стало легче получать разрешение на строительство благодаря упрощению требования о получении акта экологической экспертизы для небольших проектов. Армения улучшила свою кредитную информационную систему путем введения требования сбора и распространения информации от коммунальных предприятий.

Предприятиям стало проще соблюдать налоговое законодательство благодаря снижению количества платежей по корпоративному подоходному налогу, отчислениям на социальное обеспечение, по налогу на имущество и земельному налогу. Кроме того, в Армении внедрена система электронного декларирования. Армения также внесла поправки в свое законодательство о банкротстве в части деятельности арбитражных управляющих и сокращения времени рассмотрения дел о банкротстве.

Значительно укрепил свои позиции и Казахстан, перейдя с 58-й позиции рейтинга 2011 г. на 47-ю позицию рейтинга 2012 г. Такой скачок был достигнут Казахстаном путем проведения реформ по усилению защиты прав инвесторов, изменения требований, относящихся к одобрению сделок между заинтересованными лицами и упрощению процесса предъявления иска в случаях с ущербными сделками между заинтересованными сторонами.

Латвия упростила процесс регистрации предприятий, снизив минимальное требование к уставному капиталу и внедрив единую заявку для налога на добавленную стоимость и регистрации предприятий. Шагами в упрощении ведения бизнеса стало внедрение электронного доступа к муниципальной налоговой базе данных, которая предоставляет данные по налоговому статусу имущества, а также принятие нового закона о банкротстве, способствующего ускорению процесса разрешения неплатежеспособности.

Беларусь также заметно повысила свой рейтинг – сразу на 22 позиции – и заняла 69-е место среди 183-х государств. Положительные изменения рейтинга страны наблюдаются по следующим категориям: получение разрешений на строительство, регистрация собственности, защита инвесторов, налогообложение, разрешение неплатежеспособности (см. таблицу 2).

В результате проведенных реформ (с июня 2010 г. по май 2011 г.) Беларусь упростила процесс передачи имущества, отменив требование получать разрешение муниципалитета при передаче большинства коммерческих зданий в Минске.

В Беларуси также были отменены ряд налогов, включая налог с оборота и продаж, налог на услуги, местный сбор на развитие территорий, большинство платежей по экологическому налогу, внедрена система электронного декларирования плательщиков, а также электронная система обмена данными между государствами-членами Таможенного союза.

Усовершенствования коснулись и системы налогового администрирования в части сокращения затрат по предоставлению налоговой отчетности (сокращена периодичность представления налоговых деклараций (расчетов)).

Еще одним нововведением стало предоставление экспортерам возможности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при осуществлении расчетов с контрагентами в неденежной форме, увеличение срока документального подтверждения экспорта.

Необходимо отметить, что после мая 2011 г. правительство Беларуси также приняло ряд мер по совершенствованию налоговой системы.

В частности, экспортерам предоставлена возможность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров со складов временного хранения на территории иностранных государств, усовершенствована упрощенная система налогообложения, в т.ч. за счет повышения критерия валовой выручки для её применения, а также упрощения ведения бухгалтерского учета организациями, применяющими такую систему налогообложения.

Очередным шагом с точки зрения упрощения ведения бизнеса стало внедрение электронного доступа к базе данных, содержащей сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, Беларусь укрепила защиту инвесторов путем введения требования большей степени корпоративного раскрытия информации перед советом директоров и общественностью.

Тем не менее, стало сложнее обеспечивать исполнение контрактов из-за внесения изменений в процессуальный кодекс, а именно по причине увеличения сроков урегулирования коммерческих споров.

Авторы: Александр Муха, Ирина Мигуцкая

Источник: BusinessForecast.by 

 
Читайте по теме:
 Игровой клуб Malibu-slots.com предлагает популярные игровые автоматы и азартные игры
 Аудиторская компания «ЭйДи-Аудит» предоставляет весь спектр услуг по оценке земли и земельных участков
 Перечень англоязычных государств и экономических территорий мира
 Рейтинг конкурентоспособности стран мира в сфере туризма и путешествий в 2013 г. по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum)
 Рейтинг экономической свободы по версии The Heritage Foundation в 2014 г.

 
Комментарии
16 января 2013,11:51 Александр Муха
Чешский автомобильный концерн SKODA AUTO в 2012 г. обновил рекорд продаж автомобилей. Так, в 2012 г. объем продаж автомобилей Skoda возрос по сравнению с 2011 г. на 6,8% до рекордных 939,2 тыс. автомобилей (в 2011 г. продажи составили 879,2 тыс. автомобилей). В разрезе отдельных брендов продажи автомобилей в 2012 г. выглядят следующим образом: Skoda Octavia – 409,6 тыс. (+5,8% к 2011 г.); Skoda Fabia – 240,5 тыс. (минус 9,9%); Skoda Superb – 109,1 тыс. (минус 6,5%); Skoda Yeti – 87,4 тыс. (+24,3%); Skoda Roomster – 38 тыс. (+5,4%); Skoda Rapid – 24,7 тыс. (новая модель) и Skoda Citigo – 30 тыс. (новая модель, продается только в Европе). Объем продаж автомобилей Skoda в России в 2012 г. возрос на 33,7% до рекордных 99,1 тыс. против 74,1 тыс. автомобилей в 2011 г. В результате доля продаж Skoda на российском автомобильном рынке возросла с 3% в 2011 г. до 3,6% в 2012 г. Кроме того, автомобили Skoda в анализируемом периоде активно продавались в Европе, а также в ряде государств: Китай, Индия, Израиль, Турция, Алжир, Австралия, Ирак, Тайвань, Казахстан, Марокко и др. В начале 2013 г. чешская компания намерена выпустить на рынок обновленную модель Skoda Octavia.

08 декабря 2011,12:46 Александр Муха
К слову, правительство поставило амбициозную задачу войти в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка (Ease of Doing Business Index) и глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index). Очевидно, что решение указанной задачи выглядит далеко нетривиальным. Ведь на современном этапе в мире значительно усилилась конкуренция за прямые иностранные инвестиции, и многие страны также принимают активные действия по улучшению делового и инвестиционного климата. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Беларусь пока не представлена. Ожидается, что страна будет включена в рейтинг Всемирного экономического форума в 2012 г. Если говорить о рейтинге экономической свободы по версии The Heritage Foundation и The Wall Street Journal (Index of Economic Freedom), то здесь задача по сравнению с предыдущими рейтингами выглядит менее амбициозной – достичь не ниже 70-го места (в последнем рейтинге Беларусь заняла 155-е место). Это означает, что Беларусь должна будет переместиться из группы экономически несвободных стран (repressed) в группу стран с умеренным уровнем экономической свободы (moderately free). В целом среднесрочное улучшение позиций Беларуси в вышеперечисленных международных рейтингах может быть обеспечено только за счет масштабной либерализации экономической деятельности в стране, снижения уровня коррупции и реализации структурных реформ.

07 декабря 2011,12:26 Александр Муха
Правительство Беларуси ранее озвучило приоритетные мировые рейтинги, в которых Беларусь должна улучшить свои позиции до 2015 г.: рейтинг развития человеческого потенциала ООН; рейтинг глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (The Global Competitiveness Index); рейтинг экономической свободы по версии исследовательской организации The Heritage Foundation (Вашингтон) и деловой газеты The Wall Street Journal (Index of Economic Freedom); рейтинг «Ведение бизнеса»; индекс логистики Всемирного банка; классификация страновых кредитных рисков ОЭСР, а также суверенные кредитные рейтинги. Выбор правительства обусловлен тем, что существенное улучшение позиций Беларуси в указанных рейтингах позволит увеличить приток иностранных инвестиций в экономику и повысить конкурентоспособность отечественных производителей (как на внутреннем, так и на внешнем рынках). Вместе с тем, на современном этапе целесообразной выглядит ориентация правительства и на другие ведущие международные рейтинги: рейтинг уверенности прямых иностранных инвесторов (Foreign Direct Investment Confidence Index) по версии международной консалтинговой компании A.T. Kearney; рейтинг уплаты налогов по версии Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и PricewaterhouseCoopers; рейтинг восприятия коррупции по версии Transparency International (Corruption Perceptions Index); рейтинг национального благосостояния Legatum Prosperity Index; рейтинг качества жизни международного журнала «International Living» и др.