Главная О компании Контакты Обзоры Рейтинги Публикации Охрана труда

В 2017 г. платежный баланс Украины сведен с профицитом – Нацбанк


08.02.2018 – В IV квартале отрицательное сальдо сводного бюджета предсказуемо увеличилось (до 83.7 млрд. грн.) прежде всего вследствие стремительного наверстывания выполнения расходов. Отрицательное сальдо государственного бюджета и местных бюджетов в этом квартале достигло наибольших значений в сравнении с предыдущими годами. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

До ноября включительно сохранялся высокий кумулятивный профицит сводного бюджета (33.9 млрд. грн.), сформированный бюджетами всех уровней. Однако в декабре образовался огромный дефицит сводного бюджета (76 млрд. грн.), что было обусловлено недостатком финансирования расходов и незначительным ростом доходов.

Впрочем, несмотря на значительный декабрьский дефицит, в целом за 2017 год отрицательное сальдо сводного бюджета было умеренным и ниже, чем в 2016 году (42.1 млрд. грн. и 54.8 млрд. грн. соответственно).

Также сводный бюджет имел существенное первичное сальдо (около 70 млрд. грн. по 2017 год).

Основным источником финансирования дефицита оставались средства, привлеченные по долговым операциям, хотя в 2017 году увеличилось финансирование за счет приватизационных поступлений – 3.4 млрд. грн. (однако они составляли лишь около 20% от запланированных средств). Львиную долю заимствований на внутреннем рынке составили бумаги со сроком обращения от одного до трех лет. Продолжалось размещение ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте (1.8 млрд. долл. в 2017 году).

Кроме этого, осуществлены выпуски ОВГЗ для формирования уставного капитала банков. Также в 2017 году получены средства от внешних долговых операций (размещение ОВГЗ в сентябре и сотрудничество с международными партнерами). В то же время в 2017 году существенно увеличились объемы погашения, как по внутренним, так и внешним обязательствам.

Учитывая все долговые операции, проведенные в течение года (в том числе проведенную сделку с ОВГЗ, которые были в портфеле НБУ), государственный и гарантированный государством долг увеличился относительно начала года на 11% по состоянию на конец декабря 2017 года. Однако благодаря быстрому росту номинального ВВП и умеренной волатильности курса гривны соотношение долга к ВВП на протяжении года постепенно снижалось.

Вставка: Основные параметры государственного бюджета Украины на 2018 год

Государственный бюджет на 2018 год разработан на основе макроэкономических показателей. Рост реального ВВП предусмотрен на 3%, потребительская инфляция на конец года – 9.0%, они близки к значениям, прогнозируемым НБУ. Законом42 предусмотрен сдержанный рост доходов, прежде всего за счет неналоговых и других поступлений.

В то же время расходы будут расти быстрее, чем доходы. Это обусловит расширение дефицита по сравнению с показателями 2017 года – до 2.4% ВВП, хотя первичное сальдо останется положительным и составит 1.5% ВВП. Учитывая методологические разногласия относительно учета в доходах бюджета и средств от спецконфискации, дефицит может превышать целевой показатель МВФ.

Кроме того, по оценкам НБУ, существуют риски неполного выполнения доходов бюджета, пересмотра расходов в сторону увеличения и недополучение ресурсов по источникам финансирования. В целом, фискальная политика в 2018 году носит инфляционный характер, хотя и предусматривает определенный фискальный стимул экономического роста по активизации потребительского спроса и продолжение финансирования расходов развития.

Согласно закону, доходы бюджета вырастут на 15.7% по сравнению с фактическим исполнением доходной части государственного бюджета в 2017 году. Такой относительно умеренный рост произойдет, прежде всего, из-за более низких темпов роста неналоговых и других поступлений, в частности из-за существенно меньших поступлений средств от конфискации (4.7 млрд. грн. по сравнению с 29.7 млрд. грн. в 2017 году).

Кроме того, рост неналоговых поступлений отражает заложенные в бюджет повышенные объемы перечислений НБУ, чистая прибыль и дивиденды от хозяйственных обществ в уставном капитале которых, есть доля государства, а также поступления от предоставления 4G-лицензий. Значительная часть этих поступлений не носит системного характера, а их фактическое выполнение может существенно отклоняться от запланированных показателей.

Рост налоговых поступлений запланирован на 21.2%. По сравнению с предыдущими годами, план налоговых поступлений разработан с учетом незначительных налоговых изменений – индексации отдельных ставок и ряда мер по улучшению администрирования. Ключевые ставки и подходы к налогообложению остаются неизменными.

Однако соотношение налоговых поступлений к прогнозируемому ВВП в 2018 году вырастет. С одной стороны, это может отражать улучшение администрирования и детенизацию экономики, а с другой – риски завышенного плана налоговых поступлений.

В частности, одним из таких рисков является продолжение таможенного эксперимента до 1 января 2019 года, поскольку в 2017 году перечисленные в спецфонды местных бюджетов средства от него больше, чем в 2 раза превышали план. Также оптимистичным выглядит рост поступлений от НДС произведенных товаров (с учетом возмещения) почти на 33%, учитывая, что в 2017 году план поступлений от него был недовыполнен на 22%.

В 2017 году неполное выполнение поступлений от НДС произведенных товаров было с избытком компенсировано существенно выше, чем предполагалось, поступлениями от НДС ввезенных товаров. Однако план поступлений последних в 2018 году (рост почти на 20%) также выглядит достаточно амбициозным.

Расходы увеличиваются почти по всем направлениям, больше всего на обновление дорожной инфраструктуры, энергетику и агропромышленный комплекс (в том числе на финансовую поддержку сельскохозяйственных производителей), а также на дальнейшее усиление обороноспособности. Как следствие, отношение расходов к ВВП тоже вырастет. Однако доля социально направленных расходов в общих расходах несколько уменьшится.

Так расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ содержатся почти на уровне 2017 года, что, прежде всего, связано с улучшением финансового состояния домохозяйств (в частности под влиянием увеличения МЗП и осовременивания пенсий в 2017 году).

Поддержка Пенсионного фонда уменьшается из-за перераспределения расходов в пользу субвенции местным бюджетам на выплату социальных пособий, в том числе лицам, которые не имеют права на получение пенсии (в рамках пенсионной реформы). Впрочем, поддержка Пенсионного фонда из бюджета, как и в целом, доля социально направленных расходов в общих расходах государственного бюджета, остается существенной.

Кроме того, существует значительная вероятность пересмотра расходной части в сторону увеличения. Ключевые риски относятся, прежде всего, к социально направленным расходам. По закону рост минимальной заработной платы существенно замедляется по сравнению с 2017 годом (на 16.3% – до 3 723 грн.), однако предусмотрена возможность ее повышения до 4 200 гривен по итогам I квартала.

Также более высокими могут оказаться потребности Пенсионного фонда в средствах на финансирование пенсий, что потребует дополнительной финансовой поддержки из государственного бюджета. В частности в 2017 году осовременивание пенсий потребовало больше средств, чем предварительно оценивалось правительством.

Вместе с этим объявлена инициатива, осуществить осовременивание пенсий военным в 2018 году. Кроме того, в 2018 году в большем количестве, чем запланировано в законе, может оказаться потребность в средствах на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. В 2017 году план соответствующих расходов увеличивался трижды (с 47.1 млрд. грн. до 68.8 млрд. грн.), а фактически была профинансирована еще большая сумма (около 1 млрд. грн.).

Основное финансирование дефицита традиционно предполагается за счет долговых источников, в частности планируются большие внутренние привлечения, а также увеличен план приватизационных поступлений (до 21.3 млрд. грн). Риск невыполнения существует даже, несмотря на принятие закона о приватизации, который призван ускорить, упростить и сделать более прозрачными приватизационные процессы. В то же время запуск приватизационного процесса требует также принятия ряда других подзаконных актов к уже принятому закону, может затянуться во времени.

По оценкам НБУ, фискальная политика в 2018 году существенно смягчится, прежде всего, за счет роста социально-направленных расходов сектора общегосударственного управления (включая расходы Пенсионного фонда). Также значительными темпами продолжится рост расходов развития, что вместе с активизацией потребительского спроса будет оказывать стимулы экономическому росту. Однако увеличение социальных расходов в реальном выражении темпами, превышающими рост экономики, будет дополнительным инфляционным фактором.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Третий год подряд платежный баланс Украины сведен с профицитом. Более того, положительное сальдо сводного платежного баланса за 11 месяцев 2017 года увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2016 года (до 2.5 млрд. долл.), несмотря на расширение дефицита торговли товарами (до 7.8 млрд. долл.) из-за прекращения торговли с НКТ и дальнейшим ростом инвестиционного импорта.

Разрыв производственных цепочек, связан с прекращением торговли с НКТ, ожидаемо привел к снижению физических объемов экспорта черных металлов. Однако в целом экспорт товаров рос высокими темпами (20.1% г/г за 11 месяцев 2017 года) благодаря увеличению поставок продовольственных товаров, благоприятной внешней ценовой конъюнктуре и более быстрому приспособлению предприятий ГМК к новым условиям.

В то же время рост импорта (21.8% г/г) опережал экспорт в результате увеличения энергетического импорта, в частности из-за дефицита угля на внутреннем рынке, значительная часть которого в предыдущие годы поставлялась с НКТ, высоких темпов роста инвестиционного импорта и оживления потребительского импорта.

Расширение дефицита торговли было компенсировано увеличением профицита счета вторичных доходов и уменьшением дефицита первичных доходов, прежде всего благодаря устойчивому росту частных переводов. Как следствие, отрицательное сальдо текущего счета осталось на уровне 2016 года (3 млрд. долл. за 11 месяцев 2017 года).

В 2017 году увеличились поступления по финансовому счету (до 5.5 млрд. долл. за 11 месяцев 2017 года). Этому в первую очередь способствовали активные привлечения валютных ресурсов правительством Украины на внешнем и внутреннем рынках. Также ощутимым оставался взнос от поступлений ПИИ и уменьшение наличной валюты вне банков, хотя и в меньших объемах, чем в 2016 году.

Благодаря профицита сводного платежного баланса и получению транша по программе EFF с МВФ международные резервы по состоянию на конец года выросли до 18.8 млрд. долл., или 3.6 месяца импорта будущего периода.

Счет текущих операций

В январе – ноябре 2017 года дефицит торговли товарами увеличился до 7.8 млрд. долл. (по сравнению с 6 млрд. долл. в соответствующем периоде 2016 года). Расширение дефицита в значительной степени было ожидаемым, поскольку разрыв производственных логистических связей с предприятиями на НКТ негативно сказался на объемах производства и экспорте черных металлов и увеличил потребность в энергетическом импорте, прежде всего вследствие дефицита угля (антрацита и коксующейся группы) на внутреннем рынке.

Однако уже в середине 2017 года, отраслевые и внешнеторговые показатели свидетельствовали, что отрасль адаптировалась к новым условиям быстрее, чем ожидалось в начале 2017 года. Более того, в октябре-ноябре 2017 года физические объемы экспорта черных металлов соответствовали уровню соответствующего периода 2016 года, а благодаря росту мировых цен стоимостные объемы были выше на 34.6% г/г, обусловив ускорение роста общих объемов экспорта товаров до 17.3% г/г (с 14% г/г в III квартале 2017 года).

В то же время, высокий спрос со стороны металлургии привел к снижению физических объемов экспорта железных руд на 7.2% г/г. Однако благодаря росту цен украинского экспорта стоимостные объемы экспорта руд увеличились на 21.8% г/г.

Ускорение роста экспорта черных металлов в конце 2017 года перевесило существенное замедление роста экспорта продовольственных товаров (до 3.8% г/г в октябре-ноябре), которое произошло в первую очередь за счет снижения экспорта зерновых культур (на 9.7% г/г). Так физические объемы экспорта кукурузы в октябре-ноябре уменьшились на 42.5% г/г, что обусловлено не только низким урожаем этой культуры, но и низкими мировыми ценами на кукурузу. Также на фоне низкого урожая подсолнечника в текущем году ожидаемо замедлился рост экспорта растительных масел и жиров (до 1.7% г/г).

Однако благодаря высоким объемам экспорта зерновых, масла и жиров в первой половине 2017 года, в целом за 11 месяцев их экспорт вырос на 9.9% г/г и 21.2% г/г соответственно.

Кроме того, в октябре-ноябре продолжался рост экспорта других продовольственных товаров, в частности молочных (60.2% г/г) и мясных продуктов (3.7% г/г), хотя его темпы замедлились как из-за снижения мировых цен, так и ограниченного предложения (прежде всего мяса КРС и свиней).

Однако из-за интенсивного экспорта этих продуктов в первой половине года в целом за 11 месяцев произошел стремительный рост экспорта молочных и мясных продуктов – 49.4% г/г и 36.5% г/г соответственно.

В региональном разрезе в структуре экспорта продолжался рост доли Европы и Америки (до 36.1% и 2.8% за 11 месяцев 2017 года по сравнению с 32.7% и 2.2% в 2016 году) за счет продовольственных товаров (семена масличных, масло и овощи). Однако сокращение поставок зерновых сказалось на экспорте в страны Африки (доля региона снизилась до 10.2%), а снижение поставок машиностроительной продукции (прежде всего турбореактивных двигателей в Россию) повлекло уменьшение экспорта в страны СНГ (их доля снизилась до 17.4%).

Прекращение торговли с НКТ обусловило существенное наращивание закупок угля, начиная с мая, а в октябре-ноябре физические объемы импорта увеличились в 1.7 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Также закупки более дорогого американского угля в конце года привели к двойному росту стоимостных объемов импорта угля. Однако из-за легкости транспортировки и ценовой привлекательности доля России в импорте угля оставалась высокой (70% по сравнению с 20% импорта из США). В результате роста импорт товаров в октябре-ноябре ускорился до 19.5% г/г.

В то же время рост энергетического импорта в октябре-ноябре несколько замедлился (до 25.9% г/г с 39.6% в III квартале), в первую очередь из-за природного газа. В целом за 11 месяцев импорт газа увеличился в 1.5 раза. Несмотря на сохранение объемов закупок на уровне предыдущих месяцев высокая база сравнения прошлого года привела к снижению импорта газа в октябре-ноябре на 9.8% г/г. В целом объемы импорта газа в 2017 году превысили ожидания из-за активизации его закачки частными импортерами.

Среди драйверов роста импорта в 2017 году была также продукция химической промышленности. Высокий спрос на удобрения со стороны агросектора обусловил рост импорта этой группы на 39% г/г за 11 месяцев 2017 года. Более того, несмотря на введение антидемпинговых мер45 рост импорта удобрений в октябре-ноябре ускорился (до 50.3% г/г с 25.1% г/г в III квартале). Повышенным спросом пользовались удобрения с двумя-тремя питательными элементами в составе, производства которых в Украине сейчас почти нет.

Однако благодаря возобновлению работы некоторых отечественных химических заводов снизился импорт азотных и калийных удобрений. Также на фоне активизации программы государственных закупок увеличился импорт фармацевтической продукции.

Высокий инвестиционный спрос был одним из драйверов импорта в 2017 году, прежде всего за счет продукции машиностроения сельскохозяйственной техники и легковых автомобилей. В то же время на фоне сокращения экспортной выручки аграриев и предпочтения старым автомобилям в октябре-ноябре рост импорта вышеупомянутой продукции машиностроения несколько замедлился. Импорт продукции машиностроения за 11 месяцев увеличился на 31.6% г/г. В результате доля средств производств в импорте увеличилась до 19.2% за 10 месяцев 2017 года (18.2% в 2016 году).

В региональном разрезе импорт увеличился из всех регионов, больше всего – из стран Европы за счет продукции машиностроения, и России за счет угля и нефтепродуктов. Продукция машиностроения также была основным драйвером импорта из стран Азии. В 2017 году из-за активной закупки угля доля России и Америки в импорте увеличились (до 14.3% и 6.7% соответственно), наращивание импорта газа обусловило дальнейший рост доли стран Европы (до 41.2%). Доли стран Азии и других стран СНГ уменьшились (до 20% и 11.2% соответственно).

В течение 2017 года рост экспорта услуг определялся работой трубопроводного транспорта и увеличением роли ИТ-услуг и авиационного транспорта. В том числе объемы транзита газа за 11 месяцев увеличились на 15.9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Однако запуск газопровода “Северный поток” после ремонта в сентябре привел к уменьшению транзита газа в страны Европы в октябре-ноябре, что обусловило замедление роста экспорта услуг до 10.7% г/г.

В то же время ускорился рост экспорта услуг авиационного транспорта (до 56.9% г/г) благодаря увеличению объемов международных авиационных перевозок, в том числе вследствие введения безвизового режима с ЕС.

В то же время влияние безвизового режима на импорт услуг ожидаемо был умеренным. Увеличение импорта услуг по статье “путешествия” (12.1% г/г за 11 месяцев) сдерживалось умеренными темпами роста доходов населения. Как следствие рост импорта услуг (6.9% г/г за 11 месяцев и 9.8% г/г в октябре-ноябре) был ниже, чем рост экспорта, а профицит услуг несколько увеличился по сравнению с прошлым годом (2.1 млрд. долл. за 11 месяцев).

В 2017 году продолжался рост денежных переводов на фоне усиления миграционных процессов и ревальвации валют стран Восточной Европы. Увеличение предоставления ИТ-услуг обусловило рост переводов из США. Рост денежных переводов компенсировал выше, чем в прошлом году, выплаты по дивидендам. Как следствие, профицит счета первичных и вторичных доходов в октябре-ноябре увеличился до 0.2 млрд. долл. и 0.7 млрд. долл. соответственно.

Финансовый счет

В 2017 году поступления по финансовому счету увеличились до 5.5 млрд. долл. (за 11 месяцев). В отличие от предыдущего года государственный сектор играл значительную роль в поступлении капитала. Правительство Украины активно привлекало валютные ресурсы, как на внешнем рынке, так и на внутреннем.

Успешное завершение третьего пересмотра программы EFF с МВФ позволило правительству Украины получить очередной транш макрофинансовой помощи от Европейской Комиссии на сумму 0.6 млрд. долл. Также в сентябре 2017 года Украина после четырехлетнего перерыва вернулась на рынки внешних заимствований. Чистые привлечения по суверенным еврооблигациям составили 1.3 млрд. долл. А приобретение банками ОВГЗ, номинированных в иностранной валюте, привело к сокращению активов банковской системы на 0.6 . долл.

Сокращение наличных поступлений вне банков осталось весомым источником поступлений по финансовому счету в 2017 году. Однако его влияние существенно уменьшилось по сравнению с предыдущим годом. В январе – ноябре 2017 года объемы сокращения составили 1.8 млрд. долл. Более того, в октябре-ноябре объемы наличной валюты вне банков возросли (на 137 млн. долл.), что, прежде всего, отражало дальнейшее увеличение поступлений от трудовых мигрантов и сезонное ухудшение девальвационных ожиданий населения.

Также продолжался приток ПИИ в частный сектор, объемы которого, однако были меньшими по сравнению с январем – ноябрем 2016 года. Снижение, прежде всего, отражало завершение большинства программ по рекапитализации банков, что привело к сокращению объема операций банков по переоформлению долга в уставный капитал до 0.6 млрд. долл. с начала года (2.1 млрд. долл. в соответствующем периоде предыдущего года). Без учета таких операций, поступления ПИИ за 11 месяцев 2017 года выросли на 27% г/г до 1.5 млрд. долл.

Из-за роста выплат реального сектора в октябре-ноябре 2017 года роловер реального сектора существенно снизился. Однако благодаря относительно высоким показателям роловера в II и III кварталах, по итогам 11 месяцев был незначительно выше по сравнению с прошлым годом. В результате практического отсутствия привлечений банковским сектором долгосрочных кредитов, роловер банковского сектора несколько ухудшился. Как следствие, в целом роловер частного сектора остался на уровне прошлого года (59%).

Резервные активы

Профицит сводного платежного баланса в 2017 году вместе с получением очередного транша по программе EEF с МВФ позволил нарастить международные резервы до 18.8 млрд. долл. (на конец года), или 3.6 месяца импорта будущего периода. В целом за 2017 год валовые международные резервы выросли на 3.3 млрд. долл., или 21%.

Внешняя устойчивость (данные за III квартал 2017 года)

Постепенное восстановление украинской экономики и стабильность обменного курса обусловили дальнейшее улучшение показателей внешней устойчивости и адекватности международных резервов даже в условиях умеренного роста внешней задолженности. Возврат Украины на рынок внешних заимствований через эмиссию еврооблигаций был основной причиной роста валового внешнего долга до 117.4 млрд. долл.

В то же время относительно ВВП он уменьшился до 111%. Несмотря на улучшение большинства показателей внешней устойчивости, что продолжается четыре квартала подряд Украина остается чрезвычайно уязвимой к внешним шокам, в частности из-за значительной открытости экономики и существенной долговой нагрузки в среднесрочной перспективе.

Умеренный рост валового внешнего долга в течение I – III кварталов 2017 года, происходил за счет государственного и реального секторов. Получение очередного транша от МВФ и макрофинансовой помощи от ЕС были основными факторами роста задолженности в первой половине года. В III квартале задолженность сектора ЗГУ выросла еще на 1.5 млрд. долл. из-за эмиссии еврооблигаций. В целом с начала года задолженность сектора ЗГУ выросла на 2.5 млрд. долл. как за счет операций (1.6 млрд. долл.), так и курсовой разницы (0.9 млрд. долл.), из-за девальвации доллара США к евро и СПЗ.

Внешние обязательства НБУ остались на уровне прошлого квартала (7.6 млрд. долл.), а с начала года выросли на 1.3 млрд. долл. (преимущественно из-за получения четвертого транша кредита от МВФ в апреле 2017 года). За девять месяцев 2017 года внешний долг реального сектора вырос на 2.4 млрд. долл. до 64.3 млрд. долл. за счет роста задолженности по краткосрочным торговым кредитам и авансам, привлечения еврооблигаций и роста задолженности по гарантированным кредитам.

Объемы прямого кредита инвестора росли в основном за счет торговых кредитов (на 0.6 млрд. долл. с начала года).

В III квартале внешняя задолженность банковского сектора сократилась лишь на 0.3 млрд. долл. С начала года она уменьшилась на 27.4% до 6.5 млрд. долл. Главными факторами уменьшения было сокращение задолженности по межбанковским кредитам. на 1.2 млрд. долл. В том числе за счет проведения операций по переоформлению задолженности в уставный капитал на 0.5 млрд. долл. И уменьшению обязательств украинских банков по краткосрочным депозитам нерезидентов на 0.9 млрд. долл.

Рост краткосрочного внешнего долга по остаточному сроку погашения в III квартале (на 0.6 млрд. долл. до 47.5 млрд. долл., или 91% от экспорта товаров и услуг) произошел из-за увеличения на 1.3 млрд. долл. обязательств реального сектора по краткосрочным кредитам и авансам, которые должны быть погашены в течение следующих 12 месяцев.

Обязательства государственного сектора сократились на 0.3 млрд. долл. до 3.3 млрд. долл., 2.1 млрд. долл. из которых – предстоящие выплаты по кредитам МВФ. Задолженность банковского сектора в течение квартала сократилась на 0.2 млрд. до 3.5 млрд. долл., 62% из которых – выплаты по краткосрочным обязательствам.

Дальнейший рост международных резервов (до 18.6 млрд. долл. на конец сентября, или на 19.6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) обусловил улучшение показателей их адекватности. В частности критерий покрытия резервами будущего импорта вырос на 3 п.п. до 3.7 месяца. Соотношение резервов к композитному критерию МВФ (ARA metrics) улучшилось на 1 п.п. и составило 64.6%, несмотря на увеличение краткосрочного долга по остаточному сроку погашения.

В абсолютном измерении, соотношение резервов к краткосрочному долгу (критерий Гвидотти – Гринспена) выросло на 0.9 п.п. до 39.2%. Покрытие резервами широкой денежной массы сократилось на 0.8 п.п. до 214.7%. Однако более чем вдвое превышало пороговое значение показателя адекватности международных резервов.

Вставка: Экономические эффекты от создания зон свободной торговли: мировой опыт и уроки для Украины

В течение последних лет Украина существенно активизировала процесс либерализации своей внешней торговли. Так 1 сентября 2017 года вступило в силу в полном объеме Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. Украина заключила соглашение о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Канадой (соглашение ожидает ратификации сенатом Канады), ведет переговоры о создании ЗСТ с Турцией, Израилем, отдельными странами Африки и Азии. С чем связаны такие усилия, и чего от них ожидать?

Либерализация торговли – это комплекс мероприятий, направленных на содействие внешнеэкономической деятельности, постепенную отмену имеющихся ограничений во внешней торговле, снижение ставок ввозной и вывозной пошлины, предоставление тарифных льгот при осуществлении внешнеэкономических операций. По формам региональной экономической интеграции различают:

- преференциальные торговые соглашения – заключаются между двумя или более странами с целью упрощения международной торговли между ними путем снижения внутренних тарифов (Украина-ЕС 2014);

- зона свободной торговли – предусматривает ликвидацию таможенных барьеров между странами-участницами объединения, но при этом каждая из них сохраняет собственные тарифы в отношении «третьих» стран (Балтийская ЗСТ-1993; НЕФТЬ 1994; АСЕАН 1992, Украина-ЕС 2016);

- таможенный союз – на этом этапе отмена тарифов между странами-участницами дополняется согласованием и определением единых тарифов в отношении «третьих» стран (Ассоциация ЕС с Турцией 1963, Арабский общий рынок-1964);

- общий рынок – более высокий этап экономической интеграции предполагает свободное передвижение в пределах интеграционного объединения факторов производства – капитала, рабочей силы и технологий, а также товаров и услуг. На этом этапе начинается интеграция непосредственно в сфере производства (ЛААВТ 1960, МЕРКОСУР 1991, КАРИКОМ 1973);

- экономический союз – возникает в связи с объективной потребностью гармонизировать различные аспекты национальных внешнеэкономических политик и проводить единую (общую) экономическую политику в рамках мирового хозяйства в отношении «третьих стран» и других интеграционных объединений. Признаками экономического союза являются: ликвидация любых торговых ограничений и проведение единой внешнеторговой политики; свободное перемещение товаров, услуг, капитала и граждан; жесткая координация (по сути – единство) экономической, финансовой и социальной политики (ЕС с 1993 года, Бенилюкс с 1960 года, СССР до 1991 года).

Многочисленные исследования свидетельствуют о положительных эффектах от либерализации торговли. Так Alcala and Ciccone (2004) установили, что повышение открытости торговли в реальном измерении на 1% приводит к росту производительности. Согласно результатам исследования Wacziarg и Horn Welch (2008) на основании панельной регрессии по 133 странах на протяжении 1950 – 1998 годов, показали, что темпы экономического роста в странах, которые либерализовали свои торговые режимы, были в среднем на 1.5 п.п. выше. А объемы прямых иностранных инвестиций росли – в среднем на 1.5-2 п.п.

Также Caliendo и Parro (2015) на примере NAFTA и Borraz, Rossi и Ferres (2012) на примере MERCOSUR продемонстрировали, что участие стран в региональных торговых соглашениях положительно влияет на уровень заработной платы и производительность труда. В странах Вышеградской четверки и Балтии, согласно Čihák и Fonteyne (2009), либерализация торговли обусловила высокие темпы экономического роста и производительности труда.

Ряд работ выявили значительную положительную связь между соглашениями о зоне и ростом экспорта, который еще больше усиливается в случае соглашений об углубленной всеобъемлющей зоне свободной торговли (Mattoo at el., 2017). Также открытость торговли ассоциируется со снижением бедности (IMF, WB и WTO, 2017) и неравенства между странами (Dabla-Norris at el., 2015).

В то же время, несмотря на многочисленные исследования в целом позитивных последствий большей открытости экономики, либерализация торговли, общественное отношение к открытости экономики и торговле очень неоднородно как среди развитых экономик, так и стран, рынки которых развиваются.

Особую обеспокоенность вызывают возможные последствия открытости экономики для рынка труда. Это связано с тем, что приспособление экономики к новым условиям имеет свою цену. Меняется спрос на рабочую силу и требования к ней. Увеличение конкуренции, особенно со стороны импорта, может влиять на показатели деятельности и, соответственно, занятости в отдельных секторах, увеличивать неравенство в заработных платах между квалифицированными и неквалифицированными рабочими.

В то же время некоторые другие исследования отмечают, что причины негативных последствий торговой либерализации в основном кроются в качестве институциональной структуры рынка труда. Отсутствие или неэффективная политика/программы адаптации экономики (в том числе рабочей силы) к новым условиям торговли, политики в сфере социальной защиты, образования и конкуренции.

Торговые преференции, предоставленные ЕС в 2014 году, и углубленное и всеобъемлющее соглашение о ЗСТ Украины уже продемонстрировали первые положительные результаты. Экспорт товаров в страны Европы понес наименьшие потери в течение 2014 – 2016 годов, а в 2017 году продемонстрировал наибольший среди регионов рост. С 2014 года расширилась география экспорта в страны Европы по всем основным товарным группам, кроме минеральных продуктов.

В 2016 году доля стран ЕС во внешнеторговом обороте увеличилась до 34.6%, а по итогам 2017 года – до 36.5%. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом экспорт товаров в страны ЕС вырос на 2.4% (до 10.7 млрд. долл.), импорт – на 12.8% (до 15 млрд. долл.). Более умеренные темпы роста экспорта по сравнению с импортом были обусловлены снижением мировых цен на товары украинского экспорта, а также значительными объемами импорта природного газа, машин и оборудования сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем уже в январе – ноябре 2017 года экспорт товаров в страны ЕС вырос на 32.7% г/г, тогда как импорт – на 23.9% г/г, несмотря на более высокие физические объемы импорта природного газа в этом году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (в 1.3 раза).

К тому же благодаря автономным торговым преференциям, предоставленным ЕС в одностороннем порядке в 2014 году, существенно увеличился ассортимент украинских экспортных товаров. В частности динамично осваивали новые рынки экспортеры продовольственных товаров и продукции деревообрабатывающей промышленности.

В будущем ожидается дальнейшее увеличение присутствия украинского экспорта на рынках ЕС и постепенное повышение его конкурентоспособности. Кроме того, соглашением о ЗСТ Украины и ЕС предусмотрена либерализация движения капитала, а также платежей и переводов по текущим счетам платежного баланса. Имплементация этой нормы соглашения о ЗСТ упростит доступ украинских компаний к иностранным финансовым ресурсам и будет способствовать улучшению инвестиционного климата. Усиление давления со стороны европейских конкурентов повысит качество обслуживания клиентов банковской системы Украины.

В то же время, как свидетельствует международный опыт, наиболее эффективным для макроэкономического и социального развития страны является сочетание соглашения о ЗСТ с комплексными внутренними экономическими реформами и программами, направленными на повышение конкурентоспособности, адаптации бизнеса и рабочей силы. В частности процессы глобализации экономики повышают международную конкуренцию за квалифицированную рабочую силу, следовательно, определяющим для Украины является проведение соответствующих реформ на рынке труда.

В частности, необходимым является создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения: гармонизации трудового законодательства и законодательства о занятости населения с международными нормами, преодоление структурной диспропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением по профессиям, проведение пенсионной реформы, сокращение теневой занятости и тому подобное.

МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

Учитывая усиление инфляционных рисков в IV квартале 2017 года, НБУ перешел к проведению более жесткой монетарной политики, дважды повысив учетную ставку. Это было обусловлено необходимостью предубеждения дальнейшего ухудшения инфляционных ожиданий и приведения инфляции к целевым показателям в 2018 году.

Сдержанное монетарное состояние стало реакцией на повышение рисков задержки официального финансирования, ускорение роста потребительского спроса в результате повышения социальных стандартов и существенно более высоких объемов расходов, предусмотренных законом о Государственном бюджете на 2018 год, по сравнению с объемами, заложенными в октябрьский прогноз НБУ.

Повышение учетной ставки в конце октября и в середине декабря эффективно транслировались в изменения процентной ставки по гривневым ресурсам, что положительно сказалось на росте гривневых депозитов домохозяйств.

На протяжении большей части года ситуация на валютном рынке оставалась преимущественно стабильной, хотя в отдельные периоды наблюдалось увеличение волатильности обменного курса с временным ростом девальвационного давления на гривну.

С конца III квартала 2017 года девальвационное давление усилилось, несмотря на благоприятные фундаментальные внешние факторы. Это было обусловлено рядом ситуативных и сезонных факторов, типичных для конца года. В результате, из-за укрепления большинства валют стран – ОТП Украины к доллару США на фоне его ослабления на мировых рынках в конце года углубилась девальвация номинального эффективного обменного курса гривны.

Процентные ставки

В IV квартале 2017 года правление НБУ дважды повышало учетную ставку – в целом на 200 б.п. – до 14.5% годовых. Однако учетная ставка в реальном выражении повысилась умеренно, учитывая ухудшение инфляционных ожиданий в последние месяцы, составляла около 5% и осталась ниже, чем в 2016 году.

Как и в предыдущие периоды, изменения учетной ставки эффективно транслировались в ставки по гривневым ресурсам. В частности, стоимость кредитов, предоставленных на межбанковском рынке в национальной валюте, в IV квартале 2017 года по сравнению с III кварталом возросла на 0.9 п.п. до 12.4% годовых, а Украинский индекс межбанковских ставок – на 2.3 п.п.

Выросла и доходность первичных размещений ОВГЗ в национальной валюте по всем срокам погашения. Частично повышение доходности по государственным привлечениям отражало увеличение активности правительства на рынке внутренних заимствований в конце года.

Рост доходности был больше, чем ухудшение инфляционных ожиданий, в результате чего возросла и реальная процентная ставка привлечений на внутреннем рынке. Также она была одной из самых высоких среди стран, рынки которых развиваются.

Выросла и средневзвешенная доходность депозитов в национальной валюте нефинансовых корпораций (за счет краткосрочных средств), отреагировав на изменение учетной ставки и сужение ликвидности в IV квартале. Повысилась также и стоимость вкладов домохозяйств в национальной валюте (средние ставки в декабре превышали соответствующий сентябрьский показатель на 0.9 п.п.), однако в среднем за квартал незначительно снизилась по сравнению с III кварталом за счет средств до востребования, так и срочных ресурсов. Это обусловлено тем, что ставки по депозитам домохозяйств в целом медленнее реагируют на изменение учетной ставки.

В IV квартале по сравнению с III кварталом 2017 года повысились и средневзвешенные процентные ставки по кредитам нефинансовых корпораций (прежде всего до одного месяца) и домохозяйств (прежде всего за счет кредитов от шести месяцев до одного года). В то же время в среднем в 2017 году стоимость кредитования снизилась по сравнению с 2016 годом, как для нефинансовых корпораций, так и для населения.

Валютный рынок

На протяжении большей части 2017 года ситуация на валютном рынке оставалась преимущественно стабильной. На фоне содержания в целом благоприятных мировых цен на товары украинского экспорта, со второй половины января гривна постепенно укреплялась относительно доллара США.

Одновременно с сентября волатильность обменного курса гривны к доллару США начала умеренно расти, а давление на обменный курс гривны к доллару США изменилось в сторону обесценивания, в том числе и на наличном рынке. Это было обусловлено ростом спроса на иностранную валюту со стороны частных нефте - и газотрейдеров, он усиливался ростом цен на нефть на мировом рынке.

К этому позже присоединилось и снижение поступлений экспортной выручки по отдельным группам товаров (в частности зерновым и масличным из-за более низкого урожая 2017 года) и сезонного роста спроса на валюту со стороны предприятий топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, имел место и психологический фактор – негативный опыт девальвации гривны в осенне-зимний период в прошлых годах, к которому особенно чувствителен рынок наличной иностранной валюты. Превалирование девальвационного давления на гривну, несмотря на сохранение в целом благоприятной внешней ценовой конъюнктуры, сохранялось и в начале 2018 года.

В течение года НБУ сохранял свое присутствие на валютном рынке с целью пополнения международных резервов и сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса гривны, не препятствуя доминирующим трендам. В IV квартале 2017 года сальдо операций НБУ по продаже иностранной валюты составило 190.8 млн. долл. Однако в целом за 2017 год чистая покупка иностранной валюты составила 1.3 млрд. долл.

В результате средний официальный обменный курс гривны к доллару США ослаб на 4.1% за 2017 год по сравнению с предыдущим годом, так и за IV квартал относительно предыдущего квартала (по сравнению с началом 2017 года официальный обменный курс гривны к доллару США ослаб на 3.2%).

Несмотря на умеренную девальвацию обменного курса гривны к доллару США, по результатам 2017 года (декабрь к декабрю предыдущего года) НЭОК гривны ослаб на 11%. Это было обусловлено укреплением евро, большинству валют стран ЦВЕ к доллару США, а также юаня, особенно в конце 2017 года. Как следствие, РЭОК гривны также уменьшилось (на 2.1%), несмотря на укрепление в течение большей части года.

Вставка: Меры НБУ по либерализации валютного рынка и совершенствование функционирования финансового рынка

В IV квартале 2017 года НБУ продолжил политику смягчения ограничений на валютном рынке и дерегуляции отдельных операций на нем, которые утратили свою эффективность и актуальность. В частности:

– отменил требование к банкам предоставлять сканированные копии отдельных документов для анализа операций клиентов банков по покупке и перечислению за границу валюты;

– разрешил покупку и перечисление иностранной валюты для размещения за пределами Украины гарантийного депозита на счетах международных платежных систем на основании индивидуальной лицензии НБУ как банкам, так и НФУ;

– расширил возможности бизнеса по репатриации дивидендов в иностранной валюте и разрешил резидентам-заемщикам, находящимся в процессе ликвидации, осуществлять досрочное погашение внешних заимствований от нерезидента-кредитора;

– упростил осуществление авансовых платежей бизнеса за импорт товаров в иностранной валюте, порядок ввоза резидентами в Украину наличной иностранной валюты и усовершенствовал порядок ее вывоза;

– расширил перечень операций бизнеса, поступления по которым не являются обязательными к продаже, передаче, они были совершены банком за счет собственных средств клиента, которые возвращаются иностранным банком;

– разрешил досрочное погашение кредитов или займов, в реализации которого участвует иностранное государство, и отменил ограничения на максимальную сумму переводов иностранной валюты для операций уполномоченных банков, которые они осуществляют на основании индивидуальных лицензий НБУ;

– усовершенствовал порядок выдачи индивидуальных лицензий НБУ на перевод иностранной валюты за границу, уточнив перечень документов, которые должны подаваться для ее получения, и перечень операций, которые этого не требуют;

– смягчил требования к процедуре перемещения банковских металлов через таможенную границу Украины;

– усовершенствовал условия выдачи НФУ (в том числе национальному оператору почтовой связи генеральных лицензий на осуществление валютных операций;

– упростил условия торговли иностранной валютой, в том числе для проведения арбитражных операций на условиях маржинальной торговли для банков и международных финансовых учреждений.

Кроме того, с целью улучшения возможностей банков по управлению своей ликвидностью, НБУ отменил требование ежедневного содержания на корсчете в начале операционного дня 40% от суммы средств, подлежащих обязательному резервированию в центральном банке.

Базовые деньги и ликвидность

В течение 2017 года в банковской системе сохранялся значительный профицит ликвидности, с середины 2017 года начал сужаться. Это произошло, прежде всего, из-за значительных объемов перечислений налоговых и других платежей в бюджет, а позже – роста спроса на наличные и преобразований валютных интервенций с канала поставщика ликвидности на канал ее изъятия. Несмотря на традиционное расширение в декабре, по результатам квартала ликвидность банковской системы снизилась (на 11.4% кв./кв.).

На постепенное сужение ликвидности банки отреагировали сокращением остатков средств на депозитных сертификатах НБУ.

Кроме того, это повлекло ситуативное увеличение спроса на ликвидность со стороны отдельных банков во втором полугодии 2017 года и побудило их периодически обращаться в НБУ по кредитам рефинансирования. Однако это не оказало негативного влияния на своевременное проведение банками своих операций.

Главным каналом уменьшения ликвидности в IV квартале стал значительный рост объемов наличности (на 31.5 млрд. грн., или на 9.6% кв./кв.), пик которого традиционно наблюдался в декабре. Это обусловлено как авансовой выплатой пенсий (такая практика за последние три года усилила сезонную динамику наличных денег в декабре-январе), так и существенным отставанием в осуществлении бюджетных расходов в конце года.

Кроме того, ликвидность абсорбировалась через валютный канал, так как с целью сглаживания чрезмерных колебаний обменного курса гривны к доллару США НБУ в IV квартале 2017 года в основном осуществлял операции по продаже иностранной валюты. Отрицательное сальдо этих операций составило 5.4 млрд. грн. Также ликвидность поглощалась из-за операций ликвидаторов банков (1.8 млрд. грн.). Однако операции ФГВФЛ и операции на открытом рынке, а также операции СВОП значительного влияния на ликвидность банковской системы не имели.

Главным источником расширения ликвидности банковской системы в IV квартале 2017 года были операции правительства, чистое влияние которых оценено на уровне 57.4 млрд. грн. Учитывая традиционно активное расходование бюджетных средств в конце года, влияние этого фактора существенно усилилось и было резко смещено в сторону последних дней. Поставлялась ликвидность и в кредитный канал. Положительное сальдо операций по предоставлению кредитов рефинансирования составило 5.9 млрд. грн.

По результатам 2017 года темпы прироста денежной базы снизились до 4.6% г/г (с 13.6% в 2016 году) учитывая снижение объемов средств на корсчетах банков в конце года и ослабление спроса на наличные средства.

Денежная масса и ее компоненты

В 2017 году оживился приток гривневых депозитов в банковскую систему. Опережающими темпами росли средства в национальной валюте, чему способствовало как постепенное улучшение финансового состояния бизнеса, так и рост доходов населения. Кроме того, существенное ускорение притока депозитов в IV квартале 2017 года, среди прочего, обусловлено значительными бюджетными расходами в конце года.

Наиболее активно росли гривневые средства на счетах домохозяйств (за исключением ФОТ). Их прирост за год составил 19.4%. Остатки гривневых средств на депозитных счетах корпоративного сектора за год выросли на 11.4% (26.1 млрд. грн.), хотя в течение 2017 года демонстрировали умеренную динамику. Стремительный рост в конце года, прежде всего, отражал существенное увеличение бюджетных расходов.

Также в 2017 году продолжался постепенный прирост депозитов корпоративного сектора в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) – на 8.6% г/г, прежде всего за счет значительных поступлений иностранной валюты от нерезидентов. Остатки средств в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) на счетах домохозяйств (за исключением ФОТ) остались практически на уровне конца 2016 года.

Рост общих остатков депозитов вместе с увеличением наличности вне банков, особенно в декабре 2017 года, обусловили увеличение объемов денежной массы в 2017 году на 9.5% г/г.

Кредиты

В течение 2017 года банки продолжили постепенно наращивать кредитование в национальной валюте. Общие остатки по кредитам в гривне по 2017 году выросли на 13.0%, несмотря на высокую базу сравнения, обусловленную значительными объемами реструктуризации кредитов в иностранной валюте в течение второй половины 2016 года.

Наиболее активно банки наращивали гривневое кредитование домохозяйств, прежде всего благодаря активизации потребительского кредитования. В частности, высокими темпами росла выдача кредитов на приобретение транспортных средств и другие потребительские нужды. Также рос спрос и на ипотечные кредиты. В ноябре 2017 года впервые за последние полтора года остатки по ним выросли по сравнению с предыдущим месяцем, однако в годовом измерении они продолжали снижаться.

Росту спроса на кредиты со стороны домохозяйств, способствовало постепенное снижение стоимости кредитов в течение большей части года и определенное смягчение стандартов кредитования. Стандарты потребительского кредитования смягчались под влиянием усиления конкуренции и ростом платежеспособности потребителей и оживлению экономической активности.

Также сохранялся спрос на кредиты со стороны корпоративного сектора. Особенно это касалось краткосрочных и гривневых кредитов. Росту спроса на кредиты способствовало снижение процентных ставок в течение большей части года, а также потребность в инвестициях и капитале.

За 2017 год остатки по гривневым кредитам нефинансовых корпораций увеличились на 8.7%, а их стремительное замедление по сравнению с 2016 годом объясняется повышением базы сравнения. В дальнейшем банки ожидают продолжения роста спроса на все виды кредитов для бизнеса.

В 2017 году продолжалась тенденция к сокращению остатков по кредитам в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) как домашних хозяйств, так и корпоративного сектора.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

 
Читайте по теме:
 Обзор платежного баланса Беларуси в январе-сентябре 2010 г.
 Обзор экономики Беларуси в 2010 г.: Анализ и прогноз основных рисков. Февраль 2010 г.
 Обзор экономики Беларуси в 2013 г.: Анализ и прогноз основных рисков. Февраль 2013 г.
 Арбат Капитал: Инвестиционные рекомендации
 Обзор российского фондового рынка в апреле 1997 года. Часть 1