Банковский сектор Украины работал в первом полугодии 2018 года без заметных потрясений, макроэкономическая ситуация была благоприятной благодаря более высоким темпам экономического роста, отсутствию шоков на валютном рынке и дальнейшему замедлению инфляции. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
По оценкам Национального банка за последние полгода снизились кредитный риск и риск доходности банковского сектора. Риск ликвидности остается низким.
Ключевым вызовом для Украины в течение следующих двух лет будет рефинансирование внешних долгов. Без тесного сотрудничества с международными финансовыми организациями невозможно будет привлечь необходимые средства на выгодных условиях.
После принятия закона Украины “О Высшем антикоррупционном суде” появились обоснованные надежды на возобновление программы МВФ в течение лета. Однако для этого необходимо выполнить еще ряд взятых Украиной обязательств. Если страна получит еще два транша до конца текущей программы, то кратко — и среднесрочные риски для макроэкономической и финансовой стабильности сведутся к минимуму.
Низкая защита прав кредиторов остается ключевым фактором, сдерживающим развитие финансового сектора. Устранение препятствий для эффективной работы банков с недобросовестными заемщиками способствовало бы быстрому восстановлению кредитования физических лиц и бизнеса.
Для этого, в частности, необходимо принятие ряда законов, которые минимизируют возможности невыполнения должниками своих обязательств. Для более эффективной работы финансового сектора также необходимо принять закон “О валюте” и закон, изменяющий стандарты корпоративного управления в государственных банках.
Благоприятные макроэкономические тенденции обеспечили стабильную работу банковского сектора. Банки имеют устойчивое внутреннее фондирование – гривневые средства растут более высокими темпами по 15% в год, средства клиентов превышают 80% общих обязательств сектора.
Это также создает определенные риски ликвидности в случае наступления внешнего шока – привлеченные на внутреннем рынке ресурсы короткие. Банки должны держать достаточный объем высококачественных ликвидных активов, чтобы иметь возможность полностью выполнять свои обязательства даже в условиях стрессовых сценариев.
Розничное кредитование продолжает стремительно расти. Темпы прироста портфеля кредитов физическим лицам сохраняются на уровне около 40% г/г. В предыдущем Отчете в декабре 2017 года НБУ обращал внимание, что резкое восстановление потребительского кредитования может привести к накапливанию скрытых рисков для банков и экономики.
Но на сегодня объемы новых кредитов населению незначительные относительно общих доходов домохозяйств, новые кредиты обеспечивают лишь 1.6% общих потребительских расходов. Соотношение банковского долга домохозяйств к их годовым доходам составляет около 10%. Однако для наименее состоятельных слоев населения долговая нагрузка значительно выше.
Банки должны максимально консервативно оценивать риски по новым кредитам и формировать соответствующие резервы. На сегодня уровни резервирования с похожими портфелями в разных банках очень отличаются. Это может свидетельствовать о том, что отдельные банки недооценивают возможные потери от обесценения кредитов. Отдельного внимания требует прозрачность условий кредитования.
Независимые исследования свидетельствуют, что банки не предоставляют достаточно информации об условиях кредитов, как требует закон Украины “О потребительском кредитовании”. Это также закладывает риски потерь банков по кредитам в случае, если клиент недооценил размер процентных и комиссионных платежей в момент получения кредита.
Темпы роста портфеля корпоративных кредитов символические – на общую статистику существенно влияют списание и восстановление кредитов на баланс (для валовых показателей), формирование или расформирование резервов по старым кредитам (для чистого портфеля).
Высокая доля неработающих кредитов – 56.2% в конце апреля – заставляет банки придерживаться в дальнейшем крайне консервативных стандартов оценки платежеспособности потенциальных корпоративных заемщиков. Вместе с тем, по оценкам НБУ, кредиты заемщикам, которые не допускали дефолтов, растут более чем на 20% г/г.
Финансовый результат сектора продолжает улучшаться. Этому способствуют высокий операционный доход и существенное снижение отчислений в резервы. Чистые процентные доходы банков стремительно растут благодаря существенному снижению стоимости фондирования.
Чистые комиссионные доходы увеличиваются вследствие восстановления спроса на банковские услуги. Наиболее заметное повышение операционной эффективности «Приватбанка» – изменение подходов к управлению банком дало быстрый и заметный положительный результат.
Большинство банков завершило формирование резервов под неработающие кредиты, отчисления в резервы резко сократились, несмотря на переход на правила резервирования по концепции “ожидаемых убытков” в соответствии со стандартом МСФО 9. Отчисления в резервы банковского сектора в 2018 году, вероятно, будут самыми низкими за последнее десятилетие.
Несмотря на то, что доходность банковского сектора имеет тенденцию к восстановлению, работа ряда банков остается фактором риска. Два государственных банки, имеют крайне низкую операционную эффективность. Несколько частных банков находятся в зоне риска из-за низкой операционной эффективности и значительных расхождений между показателями начисленных и фактически полученных процентных доходов.
Это свидетельствует о недостаточно консервативном подходе к признанию доходов, которые вероятно никогда не будут получены. Соответственно такие банки находятся под усиленным наблюдением Национального банка.
В целом банки успешно перешли на МСФО 9. Большинство финучреждений уже внедрили новые подходы к оценке финансовых инструментов и формированию резервов под ожидаемые кредитные убытки. Ориентировочное влияние первого применения МСФО 9 на собственный капитал – около 10 млрд. грн., но это снижение почти полностью компенсировало прибыль сектора в I квартале 2018 года.
Указанная сумма не окончательная и может существенно вырасти после того, как все финансовые учреждения перейдут на новый стандарт.
Точные оценки эффектов от внедрения МСФО 9 можно будет сделать, только получив подтвержденную аудиторами отчетность за полный 2018 год.
Национальный банк продолжает совершенствовать нормативную базу, требования к капиталу и ликвидности системы управления рисками в банках. Банки начинают тестовый расчет коэффициента покрытия ликвидности (LCR), который станет обязательным пруденцийным нормативом от декабря 2018 года. Выполнение этого норматива должно существенно снизить вероятность возникновения кризиса ликвидности в банковском секторе в случае негативного экономического шока.
Национальный банк вместе с банковским сообществом начали обсуждение нового инструмента капитала – долгосрочного субординированного долга, который станет частью основного капитала. Это первый шаг в приведении структуры регулятивного капитала банков к стандартам Базеля и требованиям европейского законодательства. Внедрение новой структуры капитала запланировано на 2019 год.
В течение следующих двух лет банки будут обязаны выстроить эффективные системы управления рисками. Это требование нового положения НБУ “Об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах”. Постановление содержит синтез ключевых рекомендаций Базеля. Прежде всего, оно вводит новые полномочия органов управления банком во время осуществления контроля над рисками.
Установлены жесткие требования к процессам оценки и контроля рисков (кредитного, рыночного, операционного, процентного риска банковской книги, ликвидности), их фиксации и реагирования на них ответственными лицами и органами банка. Вводится требование обязательного стресс-тестирования для оценки рисков и способности им противостоять.
До середины августа НБУ завершит первую ежегодную оценку устойчивости банковского сектора. Большинство банков проходят только этап оценки качества активов, внешними независимыми аудиторами. 25 банков, наиболее значимые для устойчивости банковского сектора, на которые приходится более 90% активов, пройдут стресс-тестирование по базовым неблагоприятным сценариям. НБУ впервые опубликует результаты оценки устойчивости банков в конце 2018 года.
КАРТА РИСКОВ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Кредитный риск снизился благодаря улучшению финансового состояния населения и бизнеса, реструктуризации проблемной задолженности крупных заемщиков, снижению доли незарезервированных дефолтных кредитов. До конца года ожидается дальнейшее укрепление финансового состояния заемщиков, что будет способствовать восстановлению качества кредитов.
Риск достаточности капитала не изменился. Текущие доходы банков в I квартале 2018 года почти полностью компенсировали снижение собственного капитала вследствие перехода на стандарт МСФО 9. Несколько банков получили дополнительный капитал от акционеров. Остается несколько небольших финансовых учреждений, которые находятся в зоне риска по показателям достаточности капитала.
Риск ликвидности не изменился, остается низким. Сохраняются высокие темпы притока средств населения и бизнеса в банковскую систему, что привело к существенному снижению стоимости фондирования. Ожидается, что высокий уровень ликвидности сектора будет подтвержден до конца года по результатам полугодового периода тестовых расчетов показателя LCR.
Юридический риск неизменно высокий. Избрание нового состава Верховного суда Украины, впервые созданного на основе открытого конкурса, формирует основания для надежд на изменение судебной практики в направлении беспристрастного и объективного рассмотрения дел по существу.
Валютный риск не изменился. Уровень долларизации активов и пассивов банков остается высоким, однако открытая валютная позиция большинства финансовых учреждений незначительна. Неопределенность с продолжением сотрудничества с Международным валютным фондом создает риски для курса национальной валюты и для балансов банков соответственно.
Риск доходности снизился. Снижение стоимости фондирования способствует существенному росту чистых процентных доходов, комиссионные доходы растут благодаря большему спросу на банковские услуги. Отчисления в резервы продолжают сокращаться. Ожидается, что эти тенденции продолжатся и в дальнейшем.
Кредитный риск отражает перспективы изменения уровня неработающих кредитов в портфелях банков и необходимости дополнительного формирования резервов под такие кредиты.
Риск достаточности капитала оценивает возможности банков обеспечивать достаточный уровень капитала.
Риск ликвидности показывает способность банков в полной мере и своевременно выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
Юридический риск оценивает способность банков защищать свои интересы с помощью юридических инструментов.
Валютный риск указывает на то, насколько тенденции валютного рынка могут влиять на финансовый результат банков.
Риск доходности касается способности банков генерировать чистую прибыль.
За последние полгода Индекс финансового стресса (ІФС)1 незначительно повысился, однако остается на уровне докризисного 2013 года. Единственная составляющая, что заметно изменилась и имела умеренное негативное влияние на ІФС за последние месяцы, – это субиндекс государственных ценных бумаг. Его значение возросло вследствие увеличения рыночной доходности украинских суверенных еврооблигаций, обусловленное неопределенностью в сотрудничестве с МВФ, а также негативным влиянием ужесточения монетарной политики ФРС на развивающиеся страны.
Низкий уровень и слабая динамика ІФС свидетельствуют, что на сегодня нет существенных факторов напряжения финансового сектора Украины. Однако индекс отражает исключительно текущее состояние сектора и ничего не говорит о рисках на краткосрочную или долгосрочную перспективу.
Внешние условия и риски
Глобальная экономика резво растет, несмотря на высокие геополитические и геоэкономические риски. Это предопределяет восходящую динамику мировых цен на сырье и высокий спрос на украинский экспорт. Вместе с тем все жестче монетарная политика в США создает все более высокие риски оттока капитала с развивающихся стран. Они могут реализоваться в течение ближайших кварталов, что чревато и финансовой стабильности в Украине. Конфликт на востоке Украины остается неурегулированным.
Глобальная экономика растет высокими темпами
Согласно апрельским оценкам МВФ, в 2018 году мировой ВВП вырастет на 3.9%, что на 0.1 п.п. выше, чем в прошлом году. Ожидается, что экономический рост торговых партнеров Украины ускорится. Это Еврозона, Россия, Индия, Египет или хотя бы сохранит высокие темпы (Китай, Польша, Турция). Это подтверждают высокие результаты первого квартала.
В прошлом году началось стремительное восстановление глобальной торговли. Ее объем в натуральном измерении вырос на 4.9%, вдвое превысив показатель 2016 года и прогноз ВТО. В денежном выражении он увеличился на 9.5% после падения два года подряд. Стремительное восстановление торговли и высокие темпы экономического роста в мире также положительно повлияли на развивающиеся страны.
Темпы притока иностранного капитала в них значительно выросли. По данным МВФ, в 2017 году объем чистых прямых и портфельных иностранных инвестиций в развивающиеся страны вырос на 66% г/г. Это был первый рост за 5 лет.
Риски падения на финансовых рынках высокие, особенно в развивающихся странах
Монетарная политика ФРС становится все более жесткой. Это негативно влияет на финансовые рынки, особенно в странах, что развиваются. С одной стороны, ФРС сокращает баланс, ликвидируя ценные бумаги из портфеля. Из-за этого денежная база уже снизилась более чем на 150 млрд. долл. с конца декабря до конца мая.
С другой – повышение учетной ставки вызывает рост доходности гособлигаций США: по десятилетним бумагам она достигла 3% впервые с начала 2014 года. Этот уровень сопоставим с Польшей (3.2%), Венгрией (3.2%), Китаем (3.7%), Таиландом (2.7%) из-за принципиально разных кредитных рейтингов.
Повышение стоимости денег может негативно повлиять на рисковые активы в разрезе как классов (корпоративные облигации с низким рейтингом и акции), так и стран (активы из развивающихся стран). Налоговая реформа, принятая в США в конце прошлого года, усилит тенденцию, приведет к увеличению дефицита бюджета и предложения государственного долга. Вместе это может вызвать отток капитала из рисковых активов развивающихся стран.
Признаки реализации этого сценария видны в течение последних месяцев. Рынки акций восстановились после февральской коррекции и демонстрируют вялую динамику, несмотря на высокие темпы экономического роста в мире. Доллар США крепнет, однако валюты развивающихся стран дешевеют. Страны реагируют по-разному: по оценкам Международного института финансов (IIF), наиболее уязвимыми к изменениям “аппетита риска” среди инвесторов и к оттоку капитала являются Украина, Китай, ЮАР, Турция и Аргентина.
Рынок уже отражает слабую позицию последних двух: от начала года еврооблигации этих стран значительно подешевели. Если монетарная политика в США будет становиться жестче и в дальнейшем, то будут расти риски значительного оттока капитала из стран, которые развиваются. Риски для Украины, значительно усиливать необходимость выйти на рынок внешних заимствований до конца года, независимо от того, продолжится ли сотрудничество с МВФ. Это будет создавать угрозу финансовой стабильности в Украине.
Геополитические риски высокие, их усиливает ряд геоэкономических рисков
В течение последних полгода общий уровень геополитических рисков сохранялся высоким из-за обострения противостояния в Сирии, новых санкций Британии против России после отравления бывшего агента КГБ, буксировки переговоров о Brexit, выхода США из ядерного соглашения с Ираном.
В то же время существенно вырос уровень геоэкономических рисков из-за ряда шагов США, в частности введения протекционистских импортных пошлин на сталь и алюминий, угрозы установления пошлин на широкий перечень товаров, производимых в Китае.
Эти факторы пока не оказали заметного прямого влияния на Украину, однако значительно повлияли на отдельные сырьевые рынки, в частности нефти, газа, алюминия, стали. Сохранение геополитических, а особенно геоэкономических рисков в мире не будет способствовать восстановлению цен на финансовые активы.
Для Украины главными геополитическими рисками являются двусмысленные шаги отдельных стран ЕС. Среди них поддержка чиновниками ФРГ газопровода “Северный поток-2”, предложения отдельных политиков Германии и Италии ограничить или отменить санкции против российского бизнеса, а также попытки Венгрии блокировать переговоры Украины с ЕС и НАТО из-за нового закона об образовании.
Тенденции на мировых товарных рынках благоприятны для Украины
В течение следующих кварталов глобальные цены на сырьевые товары в целом будут оставаться высокими благодаря росту мирового спроса. Правда на рынке железной руды предложение превышает спрос, что приводит к снижению цены. Из-за снижения стоимости сырья (руды, угля) ожидается коррекция цен на сталь, но они останутся относительно высокими по историческим сравнениям.
Одновременно из-за новых протекционистских мер Украина, вероятно, будет вынуждена продавать металлургическую продукцию с меньшей маржой. Цены на зерновые будут расти из-за ожидаемого уменьшения их производства в США и расширения потребления в Азии.
В то же время урожай в Украине ожидается не хуже, чем в прошлом году. Цены на нефть, вероятно, продолжат увеличиваться в результате политики ОПЕК+ и роста мирового спроса. Дополнительным фактором является решение США о выходе из ядерной сделки с Ираном, после чего иранские энергоресурсы могут потерять доступ на рынки развитых стран. Впрочем, КНР выразила готовность помочь Ирану с добычей и реализацией нефти, что может нивелировать влияние этого фактора на общее предложение в мире.
Макроэкономические риски
Третий год подряд экономика восстанавливается после кризиса, однако, темпы роста ВВП невысокие. Потенциал дальнейшего роста существенно ограничивают институциональные проблемы экономики, как коррупция и слабая защита прав кредиторов и инвесторов. В среднесрочной перспективе одной из острейших проблем для экономики является высокий уровень трудовой миграции, что создает значительное давление на рынок труда, а также потребность в рефинансировании внешних долгов в 2018 – 2020 годах.
Поэтому ключевая задача правительства на ближайшее время – восстановление сотрудничества с МВФ. После принятия закона об Антикоррупционном суде шансы на возобновление программы существенно возросли.
Невысокие темпы экономического роста могут сохраниться надолго
Согласно предварительным оценкам в I квартале 2018 года реальный ВВП вырос на 3.1% г/г. До конца года ожидается ускорение его роста, в частности благодаря эффекту базы сравнения: по результатам II – IV кварталов прошлого года сказались последствия прекращения торговли с НКТ. Поэтому НБУ прогнозирует, что в 2018 году экономика Украины вырастет на 3.4%.
Существенную поддержку экономическому росту обеспечило повышение социальных стандартов, прежде всего значительное увеличение МЗП в 2017 – 2018 годах. Но в дальнейшем внеплановый пересмотр социальных выплат, в частности минимальной заработной платы, маловероятен ввиду того, что бюджетные ресурсы ограничены.
Уровень зарплат стремительно растет, что приводит к увеличению доли оплаты труда наемных работников в структуре ВВП по доходам. После резкого сокращения до исторически низкого уровня 36.6% в 2016 году, доля оплаты труда выросла до 38.9% в 2017 году. В 2018 году доходы населения продолжат расти благодаря все более жесткой конкуренции за работников на рынке труда.
Текущие и ожидаемые темпы роста ВВП слишком низкие, особенно если учесть существенное падение производства в предыдущих периодах. Прогноз на текущий год для Украины ниже, чем показатели многих восточноевропейских стран (около 4% в среднем) и развивающихся стран (4.9%). Темпы экономического роста могут оставаться невысокими еще долго.
Чтобы экономика росла высокими темпами, нужно проводить структурные реформы, которые бы устранили барьеры для притока инвестиций и обеспечили благоприятную ситуацию на рынке труда, в частности географическую и межотраслевую мобильность рабочих.
Международные рейтинги конкурентоспособности и опроса представителей реального и финансового секторов показывают четкие направления, которые следует реформировать в первую очередь.
В последнем рейтинге Doing Business Украина получила самые низкие баллы в категориях, которые прямо интересуют международных инвесторов. Решение проблем неплатежеспособности (взыскание задолженности в случае банкротства, эффективность соответствующей нормативно-правовой базы и т. д.), подключение к системе электроснабжения, условий международной торговли (временные и финансовые затраты на экспорт и импорт).
По результатам опроса, проведенного НБУ в мае среди ключевых участников финансового сектора, наибольшие риски для сектора создают коррупция и слабая защита прав инвесторов и кредиторов.
Трудовая миграция: преимущества сегодня, значительные риски в будущем
Частные денежные переводы из-за границы – важный источник поступления валюты в Украину. Они обеспечивают устойчивость внутреннего валютного рынка, поддерживающие потребление и сбережения.
НБУ осуществил переоценку объемов переводов на основе новых данных о количестве граждан Украины, которые работают за рубежом, и уровень их доходов (обследования Госстата Украины, отчет Национального банка Польши, оценка Центрального банка России). Объемы переводов в Украину в 2015 – 2017 годах выросли на 1.8 – 2.1 млрд. долл. (до 9.3 млрд. долл., или 8.3% ВВП в 2017 году).
Однако в долгосрочном периоде массовая трудовая миграция создает высокие риски. Она приводит к снижению потенциального ВВП и чрезмерного давления на государственные финансы, ведь трудовые мигранты редко платят налоги и социальные взносы.
Точный учет трудовых мигрантов невозможен на практике. Для большинства из них миграция не длится долго, они возвращаются в Украину после завершения трудоустройства. По данным Государственной пограничной службы, совокупно в течение 2008 – 2017 годов за пределы Украины выехало и не вернулось 3.7 млн. граждан.
Значительная часть из них выехала на постоянное место жительства за границу и не планирует возвращаться обратно. Масштаб миграционных процессов свидетельствует о необходимости проведения второй Всеукраинской переписи населения, запланированной на 2012 год и трижды отложенной на 2013, 2016 и 2020 годы.
Возобновление сотрудничества с МВФ – ключевая задача для власти
Перерыв в сотрудничестве с МВФ продолжается уже более года. Это затрудняет получение кредитов от других международных организаций, в частности Всемирного Банка или ЕС. Текущая программа расширенного финансирования EFF завершается в марте 2019 года, Украина пока не получила 6.2 млрд. СПЗ из предусмотренного объема в 12.3 млрд. СПЗ (около 9 млрд. долл.).
В течение последнего года правительство не имело сложностей с погашением внешнего долга и уплатой процентов по ним благодаря высоким запасам валюты на счетах. Однако в ближайшие месяцы вопрос получения финансирования от МФО станет критическим. Во втором полугодии 2018 года Украина (НБУ и правительство) должны выплатить более 2 млрд. долл. (основная сумма и проценты/купоны по кредитам), еще около 6 млрд. долл. – в 2019 году.
Погашение и обслуживание внешнего долга начинают давить на международные резервы. За первые пять месяцев 2018 года их объем сократился на 3.7% до 18.1 млрд. долл. Нынешний уровень резервов пока комфортный, однако его снижение может спровоцировать девальвационные ожидания и негативно повлиять на равновесие на валютном рынке и на готовности внешних кредиторов рефинансировать долги частного сектора.
При любом сценарии развития отношений с МВФ Украине придется выходить на международный рынок заимствований. Это будет происходить в условиях роста доходности еврооблигаций из-за все более жесткой монетарной политики в США. Отсутствие сотрудничества с МВФ существенно повысит суверенный риск Украины.
Поэтому внешние заимствования могут стать крайне дорогими не только для правительства, но и для украинских корпораций, в частности тех, что потребуют рефинансирования своего внешнего долга. Это будет создавать дополнительное давление на платежный баланс и государственные финансы в среднесрочном периоде и может стать источником финансовой нестабильности.
Отсутствие сотрудничества с МФО ограничит круг инвесторов, заинтересованных в украинском государственном и частном внешнем долге, и не позволит занимать на длительный период.
Возобновление сотрудничества с МВФ даст Украине возможность минимизировать риски рефинансирования в период значительных выплат по внешним долгам в течение 2018 – 2020 годов, а также обеспечит сохранение стабильности на валютном рынке и финансовой стабильности в целом.
ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР И СВЯЗАННЫЕ РИСКИ
Риски для государственных финансов существенно выросли. Слишком оптимистичные прогнозы доходной части государственного бюджета на этапе его формирования привели к трудностям с его выполнением в течение первых четырех месяцев 2018 года. Ситуацию усугубляет невыполнение планов по приватизации.
Достижение запланированного дефицита может потребовать корректировки доходной и расходной частей бюджета. Внедрение среднесрочного бюджетного планирования требует дополнительного толчка. Среди других преимуществ это позволит обеспечить большую прогнозируемость ликвидности правительства.
Для достижения запланированного дефицита бюджета следует жестко контролировать расходы
В 2018 году существуют высокие риски исполнения бюджета. На сегодня показатели доходов и расходов, запланированные в законе Украины “О Государственном бюджете Украины на 2018 год” (далее – закон), выглядят слишком оптимистичными.
Доходная часть бюджета растет медленнее из-за недопоступления налогов с ввозимых товаров и услуг, акцизов с произведенных в Украине товаров, рентных платежей и прибыли Национального банка, тогда как расходы могут вырасти более высокими темпами, чем предусмотрено в законе. При таких условиях есть существенные риски превышения запланированного дефицита государственного бюджета (2.5% ВВП) по итогам года.
Чтобы выполнить показатели бюджета, правительство, вероятно, прибегнет к экономии на капитальных расходах и жесткому контролю над трансфертами. В этом направлении уже сделаны первые шаги: с 1 мая изменены правила оформления жилищных субсидий, с целью уменьшения количества злоупотреблений с получением государственной помощи и повышением ее адресности.
В то же время после роста цены на газ для бытовых потребителей (от этого зависит выделение Украине следующего транша от МВФ и финансовая устойчивость НАК “Нафтогаз Украины”) численность получателей социальной помощи может снова вырасти.
Спрос нерезидентов на ОВГЗ высокий, но возобновление сотрудничества с МВФ критически важно
Для сохранения макрофинансовой стабильности Украина должна возобновить сотрудничество с МВФ. Задержка с принятием необходимых для этого решений сужает окно возможностей для привлечения средств, необходимых для финансирования дефицита бюджета и проведения значительных выплат по государственному долгу в 2018 – 2020 годах.
Динамика обменного курса гривны и высокая доходность ОВГЗ поощрили нерезидентов вернуться на рынок государственных ценных бумаг во втором полугодии 2017 года и увеличить свое присутствие на начало 2018 года. Это способствовало укреплению национальной валюты с конца января 2018 года.
После погашения краткосрочных ОВГЗ в апреле-мае нерезиденты уменьшили объем своих вложений, что связано с переоценкой ими потенциальной доходности из-за укрепления гривны с начала года. Поэтому пока что этот канал имеет незначительное и неустойчивое влияние на общие объемы средств, привлеченных в бюджет от размещения ОВГЗ.
Колебания объема государственных ценных бумаг в портфеле нерезидентов имеет контрцикличное влияние на валютный рынок – не дает гривне слишком ослабляться из-за роста вложений в ОВГЗ и слишком укрепляться – из-за продажи и вывода средств за границу. Однако при определенных обстоятельствах эти потоки могут стать процикличными и усиливать турбулентность на валютном рынке.
Чтобы минимизировать эти риски, важно размещать ОВГЗ на более длительный период и сделать график предстоящих выплат более равномерным.
Запуск приватизации – важный фактор выполнения бюджета
Выполнение плана приватизации традиционно под вопросом. В бюджете запланировано получить от разгосударствления имущества 21.3 млрд. грн. Однако этот план в очередной раз слишком оптимистичен, принимая во внимание необходимость, принять ряд подзаконных актов для его выполнения, а также низкие темпы подготовки приватизационных конкурсов и их неоднократное перенесение.
По оценкам Национального банка, фактическая сумма поступлений от приватизации будет в разы меньше от запланированной суммы. Это заставит правительство искать компенсаторы для покрытия разрывов ликвидности, в частности, путем увеличения заимствований на внутреннем рынке.
Недавняя инициатива Кабмина позволить местным общинам размещать временно свободные средства в государственные ценные бумаги может повысить спрос на ОВГЗ. Направление ресурсов местных бюджетов на рынок государственных ценных бумаг – временное решение, что принципиально не решает проблемы. Вложения в ОВГЗ также могут приводить к отсрочке капитальных инвестиций и препятствовать реализации инфраструктурных проектов на местном уровне.
Реформирование сектора государственных финансов нужно ускорить
Прогресс в осуществлении ряда важных реформ фискального сектора требует нового толчка, в частности в части среднесрочного бюджетного планирования. Несмотря на значительный объем работы, осуществленный в этом направлении, Верховная Рада Украины отложила принятие соответствующих законопроектов на неопределенный срок.
Введение трехлетнего планирования расходов для главных распорядителей, в пределах которых они должны осуществлять свою деятельность, будет способствовать увеличению эффективности расходования средств бюджета, усилит контроль над фискальными рисками и увеличит ответственность участников этого процесса. Это также будет способствовать долгосрочному прогнозированию ликвидности правительством и остатков на ЕКС.
Нужно также активизировать реформирование Государственной фискальной службы и таможни, прилагать больше усилий для детенизации экономики, уменьшения объемов фиктивного возмещения НДС, контрабанды, использования офшорных схем. Прогресс в этих направлениях существенно помог бы наполнить доходную часть бюджета, даже при консервативных сценариях развития событий.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР И СВЯЗАННЫЕ РИСКИ
Доходность компаний реального сектора растет три года подряд и увеличится и в этом году, прежде всего благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. Перспективы роста доходности и увеличения кредитования имеют машиностроение, транспорт, сельское хозяйство и отдельные сегменты пищевой промышленности, а также энергогенерирующие и распределительные компании.
Однако, несмотря на укрепление финансового состояния многих отраслей, платежная дисциплина в них существенно не улучшается.
Крупнейшие должники не возобновили обслуживание долга даже после окончания острой фазы кризиса. На сегодня недобросовестность должников – это гораздо, большая помеха для восстановления кредитования бизнеса, чем финансовое состояние предприятий.
В 2017 году финансовое состояние предприятий реального сектора умеренно улучшилось.
За три квартала прошлого года совокупная рентабельность по EBITDA украинских компаний составила 10.5% (+0.5 в.п. г/г) против 9.4% в 2016 году. Почти во всех отраслях удалось сократить долговую нагрузку. В 2018 году ожидается дальнейшее повышение доходности во всех основных секторах, за исключением химической промышленности и строительства.
Высокие цены на сырье и увеличение экспорта обусловили рост доходов
Совокупная прибыль от налогообложения украинских компаний (без учета финансовых и страховых) в прошлом году составила 138.6 млрд. грн. (+53% г/г). Но по сравнению с 2016 годом ее распределение было неравномерным. Как и предвиделось, заметнее всего выросли доходы компаний добывающей, пищевой промышленности и машиностроения.
Убытки от налогообложения в отдельных отраслях – сельском хозяйстве, транспорте, энергетике – в значительной мере были обусловлены разовыми не операционными расходами отдельных компаний. Это в основном “бухгалтерские” затраты.
Например, списание или резервирование проблемной дебиторской задолженности, убытки от переоценок и тому подобное. В частности в сельском хозяйстве убыточными согласно данных финансовой отчетности были лишь 13% компаний, но их совокупные убытки по налогообложению в прошлом году составили 65 млрд. грн., тогда как прибыль прибыльных предприятий составила 53 млрд. грн.
В добывающей промышленности темпы прироста производства в реальном выражении в 2017 году снизились по сравнению с позапрошлым годом. Но прибыли в секторе увеличились благодаря росту цен на сырье во втором полугодии. Например, самое прибыльное предприятие области, “Укргаздобыча”, увеличило EBITDA в 2 раза до 46.4 млрд. грн., его рентабельность по EBITDA выросла почти вдвое до 61%. Этому поспособствовало снижение ставки ренты на газ в конце 2016 года.
В пищевой промышленности рост доходов был обусловлен увеличением экспорта подсолнечного масла и сахара: эти два сегмента составляют около 40% отрасли по объему производства. Экспорт масла вырос в 2017 году на 16% г/г до 4.3 млрд. долл., преимущественно из-за расширения рынков сбыта в Азии (Индонезия, Йемен, Бангладеш, Шри-Ланка).
В машиностроении объемы производства растут второй год подряд. Главная причина – повышение инвестиционного спроса в металлургии, строительстве и добывающей промышленности, а также рост экспорта, в основном комплектующих изделий.
Перспективные отрасли – машиностроение, транспорт, энергетика, сельское хозяйство
В пассажирском сегменте транспорта главные драйверы – безвизовый режим с ЕС и повышение платежеспособности населения. На протяжении текущего года транспорт будет наращивать доходы благодаря увеличению тарифов на перевозки и дальнейшему росту объема пассажирских-/грузооборотов.
Увеличению прибылей транспорта и смежных отраслей будет способствовать реализация Украинской железной дорогой инвестиционных планов: государственная монополия готовится существенно обновить парк локомотивов и вагонов. Компания заказала у General Electric 30 дизельных локомотивов до конца I квартала 2019 года. Всего программа сотрудничества с GE предусматривает покупку 255 новых локомотивов за 15 лет.
Рост цен на электроэнергию увеличит доходы предприятий отрасли. Если введут новые правила, регулирующие деятельность облэнерго (RAB-тарифы), – следует ожидать скорого повышения доходов и рентабельности компаний распределительного сектора.
В машиностроении хорошие перспективы имеют компании, производящие товары промежуточного потребления и комплектующие – провода и кабели, автотранспортные детали, запчасти для сельхозмашин и прочее.
Спрос на эти товары высок как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Машиностроение получит значительный потенциал роста, если ускорится выполнение инвестиционных программ крупных предприятий частного сектора и госмонополий, прежде всего речь идет об энергетическом и металлургическом машиностроении.
Экспорт в Россию все еще является важным для отдельных крупных машиностроительных компаний, но уже не критический для отрасли в целом. С 2014 до 2017 года доля РФ в экспорте машиностроительной продукции снизилась с 44% до 22%. Главный риск отрасли – ее низкая конкурентоспособность. Об этом свидетельствует постоянный рост импорта.
В прошлом году импорт машин и оборудования увеличился на 30% г/г, в I кв. 2018 года – еще на 17% г/г. Наибольшими темпами растет ввоз сельхозмашин, оборудования для литейного производства, оборудования для пищевой промышленности (на 26% г/г).
Риски в сельском хозяйстве минимальны. В этом году ожидается урожай основных культур не ниже, чем в прошлом. Цены на мировых рынках растут вследствие засух и падения урожаев в нескольких странах – крупнейших экспортерах.
В животноводстве есть определенные риски, но это привлекательный сегмент для кредитования
В прошлом году поголовье свиней сократилось на 8% из-за эпидемии африканской чумы свиней – эта тенденция продолжается и в 2018 году. Поголовье крупного рогатого скота также сокращается – на 4% в 2017 году. Однако в среднесрочной перспективе этот сегмент наиболее перспективен благодаря росту внутреннего спроса на мясо и внешнего – на молочные продукты, прежде всего, масло. Благоприятные мировые цены на говядину увеличили ее экспорт в 2017 году на 42% до 117 млн. долл.
Среди молочной продукции наибольший экспорт сливочного масла в прошлом году, он увеличился в 4.2 раза г/г до 116 млн. долл. Особенность производства в этом сегменте – длительный производственный цикл. Для него необходимы значительные инвестиции в основной и оборотный капитал, поэтому этот сектор может быть привлекательным для кредитования. Однако пока производство молока и молочных изделий уменьшается вследствие сокращения поголовья крупного рогатого скота.
Птицеводство остается единственной отраслью животноводства, которая наращивает производство. Ограничения экспорта в ЕС курятины и яиц из отдельных регионов существенно не повлияло на прибыль крупных производителей, которые к тому же получили дотации от государства.
Высокие риски в химической промышленности и строительстве, в металлургии доходы несколько снизятся
В зоне риска находятся химические и строительные компании. Продукция украинских производителей удобрений неконкурентная по сравнению с импортом из-за устаревшего оборудования и высоких цен на газ, против российских компаний. В строительстве, особенно жилом, рост по спросу замедляется, и растет себестоимость.
В первом полугодии прошлого года на прибыльность металлургических компаний значительно повлияли блокада НКТ и перебои в работе Авдеевского коксохима. Во втором полугодии высокие глобальные цены на продукцию металлургии частично компенсировали это влияние. Снижение цен, ожидаемое во втором полугодии 2018 года – главный риск для отрасли.
Вероятность резкого падения низкая, поскольку мировой спрос высокий, а введение санкций против Ирана повышает спрос на украинские металлы на Ближнем Востоке. Внутренний спрос на металлопродукцию остается низким – объемы инвестиций в этом году будут малы для значительного стимулирования потребления металлопроката.
Расходы предприятий на оплату труда будут расти вместе с сокращением занятости
В 2017 году общая численность работников в реальном секторе сократилось на 2% г/г. В промышленности в целом падение составило около 4%, в сельском хозяйстве – 1%, в транспорте – 3%, другие отрасли (металлургия, добывающая промышленность, машиностроение, строительство) сократили персонал. Существенное увеличение было зафиксировано лишь в пищевой промышленности.
Значительная трудовая миграция, дефицит квалифицированного персонала, повышение минимальной зарплаты приводит к росту расходов на оплату труда, несмотря на сокращение количества работников. Эта тенденция наиболее заметна в металлургии: только во II квартале 2018 года три крупнейшие меткомбинаты повысили зарплаты на 10 – 35%.
Эти процессы будут продолжаться в дальнейшем, поэтому расходы на оплату труда будут расти и их доля в общих расходах – тоже. Кроме заработной платы, будут расти расходы на поиск и обучение новых сотрудников.
Капитальные инвестиции быстро растут
Повышение прибыльности в 2016 году позволило реальному сектору восстановить инвестиционные программы или ускорить их выполнение. В прошлом году объем капитальных инвестиций увеличился на 15.5 г/г, в I кв. 2018 года – на 37.4% г/г. Доля банковских средств, в капиталовложениях растет в течение последних четырех кварталов, но пока что очень низкая – на уровне 8%. До кризиса этот показатель превышал 20%.
Государственные монополии – финансовое состояние позволяет привлекать дешевые кредиты
До кризиса 2014 года и во время его острой фазы крупнейшие государственные монополии получали значительные убытки, поэтому имели проблемы с кредитованием. В течение последних двух лет они значительно улучшили финансовое состояние.
В прошлом году три крупнейшие госкомпании – Нафтогаз, Украинская железная дорога и «Энергоатом» – были одними из лучших предприятий в своих отраслях по рентабельности и уровню долговой нагрузки. Ранее госмонополии фактически не имели других источников финансирования, кроме кредитов госбанков.
На сегодня они могут привлекать займы под низкие ставки и на лучших неценовых условиях, чем подавляющее большинство компаний реального сектора – как за рубежом, так в частных украинских банках. Во всех госмонополиях расчетный класс должника указывает на низкую вероятность дефолта (около 5%), а, следовательно, и низкий кредитный риск банка по таким долгам.
Недобросовестные крупные заемщики в дальнейшем не платят по кредитам
На сегодня меньше всего неработающих кредитов среди предприятий легкой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и электроэнергетики. Больше всего – в строительстве и химической промышленности.
В течение последнего года ситуация с обслуживанием кредитов крупного бизнеса почти не улучшилась. В некоторых отраслях с большой концентрацией неработающих кредитов – машиностроении, добывающей промышленности – их доля даже умеренно выросла. В то же время в отраслях, где концентрация намного меньше (транспорт, пищевая промышленность, сельское хозяйство), эта доля умеренно снижается.
В течение последних лет основной источник неработающих кредитов – это крупные бизнес — группы, которые не имеют возможности или не желают обслуживать долги, накопленные до кризиса. Финансовое состояние многих таких групп, в прошлом году значительно улучшилось, и их денежных потоков хватает на полное обслуживание процентов и постепенное погашение долга, но на практике этого не происходит.
В общей сумме кредитов, выданных 20 крупнейшим группам, доля неработающих составляет 86%, а без учета бизнес — группы «Приват» 76%, что более чем на 25 п.п. выше от показателя для остальных должников.
Ряд успешных реструктуризаций отдельных крупных должников за последний год принципиально не изменил ситуации. Крупнейшие группы затягивают реструктуризацию долгов и рассчитывают, что банки предложат льготные условия, например, списание значительной части долгов или нулевые проценты в течение нескольких лет с погашением в конце срока задолженности бизнес-групп.
Если банки не будут координироваться с целью урегулирования задолженности крупных групп, эти долги никогда не будут возвращены.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.