Экологические катастрофы имеют свою специфику, что во время них может не погибнуть ни один человек, но при этом будет нанесен непоправимый вред окружающей среде.
Именно так произошло и во время недавней катастрофы на Камчатке в Тихом океане. Вблизи Халактирского пляжа содержание нефтепродуктов в воде превышает допустимую норму в 4 раза. В результате чего на берег выбросились тысячи мертвых животных. Это зрелище просто шокирует.
УНИАН решил вспомнить 10 самых страшных экологических катастроф за историю человечества.
Взрыв на химзаводе в Оппау
21 сентября 1921 года на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ немецкого городка Оппау, произошла техногенная катастрофа, которая повлекла массовые жертвы и значительные разрушения. Взрыв прогремел на заводе анилиновых красителей и удобрений, где выпускались компоненты взрывчатых веществ и ядовитый газ фосген. За несколько месяцев до катастрофы на предприятии уже произошла тяжелая авария, повлекшая гибель 100 человек, тогда взорвалась емкость, в которой смешивали азот с водородом.
Как выяснилось, причиной трагедии стала экономия. Обычно для измельчения слежавшихся сельскохозяйственных удобрений использовали картонные трубки с черным порохом, что не вызвало детонации. Однако подрядчик решил сэкономить, взяв более дешевую взрывчатку, которая и привела к трагедии.
В результате сокрушительного взрыва в Оппау из 1000 зданий было разрушено 800, 7500 местных жителей остались без крыши над головой. Разрушительной волной были разрушены близлежащие деревни. Поезда на близлежащих станциях были сброшены с рельсов, а в радиусе 70 км выбило стекла во всех зданиях. По словам очевидцев, звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене.
После взрыва, который оставил воронку размером 90 на 125 м и глубиной 20 м, начался сильный пожар. Его удалось потушить лишь через несколько дней. Жертвами катастрофы стал 561 человек, более 1500 человек получили ранения и ожоги.
По оценкам экспертов, взрывы имели 1-2 килотонны в тротиловом эквиваленте, что сопоставимо с ядерным взрывом. Ущерб имущества в 1922 году был оценен The New York Times в 321 млн. немецких марок, что в то время равнялось 7 млн. долларов.
Невиданная мощность взрыва спустя десятилетия вызвала слухи о том, что на самом деле в Оппау взорвался ядерный заряд, сконструированный немецкими инженерами. Однако большинство ученых эту теорию отклоняют.
16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити четвертый день продолжалась загрузка аммиачной селитры на корабль «Гранкан». Вероятнее всего, кто-то из грузчиков бросил окурок. Впоследствии был замечен дым, идущий из трюмов. Его начали заливать водой и содокислотными огнетушителями. Помощник капитана, руководивший операцией по тушению пожара, запретил использовать воду, чтобы не испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Однако вскоре крышки люков были сорваны открытым огнем. Раздался взрыв невероятной силы.
Вода у пирса, где стоял «Гранкан», испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись в радиусе километра. Взрывной волной были сбиты два небольших самолета, находившихся в воздухе.
Техас-Сити был «городом химии» с большим количеством предприятий и складов. Все это загорелось за считанные минуты. На химкомбинате «Монсанто» погибли 154 работника. Более половины городских пожарных погибло, гася огонь на корабле. Через несколько часов взорвались еще 2 парохода с грузом селитры и серы. Это вызвало новые пожары. На спасение города прибыл полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер. Борьба с огнем длилась трое суток.
В результате трагедии погиб 581 человек, еще 113 пропали без вести, 5 тысяч человек были ранены. Погибли все, за исключением одного, работники пожарной охраны Техас-Сити. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей промышленности региона. Было повреждено 1100 автомобилей и 362 грузовых вагонов. Катастрофа нанесла огромный материальный ущерб, который в то время составлял около 50 млн. долларов, по сегодняшним меркам это более 520 млн. долларов.
Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный вред природе штата, а и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма американской компании Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, используемые в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было заменить на более опасную и сложную. Здесь не нужно было дорогое импортное сырье. Однако завод был нерентабельным, поэтому владельцы решили его продать летом 1984 года. Финансирование было свернуто, оборудование постепенно изнашивалось.
В конце концов, на одном из реакторов произошел резкий выброс паров чрезвычайно ядовитого газа — метилизоцианата, которые разорвали аварийный клапан. В атмосферу за считанные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, что образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало. Поэтому в первый же день трагедии, надышавшись ядовитым газом, умерли 5000 человек. Днями, месяцами и годами отравленные смертельными парами люди продолжали умирать. Общее число жертв той аварии составляет около 30 000 человек.
О крупнейшей в истории человечества аварии на АЭС, произошедшей в Чернобыле, наверное, слышал каждый. Ее последствия еще много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошел взрыв, который полностью разрушил реактор, а в окружающую среду было выброшено тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга, подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии около 200 человек, которые непосредственно принимали участие в ее ликвидации, их жизнь унесла лучевая болезнь. Огромные потери понесла природа всей Восточной Европы.
Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю. Свою долю в трагичность событий, что разворачивались вокруг ЧАЭС, внесло стремление тогдашней власти не разглашать то, что произошло, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и сел, не попавших в 30-километровую зону, беззаботно продолжали жить своей жизнью.
В последующие годы на прилегающих территориях стран-соседей наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рожали тысячи больных детей. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местным властям пришлось эвакуировать более 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС.
В ликвидации этой аварии, в ее затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек и были потрачены колоссальные средства. Территория, которая непосредственно находится возле ЧАЭС, долгое время была запретной зоной, непригодной для проживания.
19 ноября 2016 года началась установка саркофага над ЧАЭС. Общая масса конструкции вместе со вспомогательным оборудованием составляет 36 000 тонн. Монтаж состоялся путем надвижения смонтированного сооружения с помощью специальной системы, состоящей из 224 гидравлических домкратов, и передвигала конструкцию на 60 см за один цикл.
29 ноября 2016 года надвижение арки было завершено. В конце концов, новый саркофаг запустили в эксплуатацию в июле 2019 года.
Однако сейчас зона отчуждения — это уже не место страха и серой пустоты.
В 2017 году в 30-километровой зоне был открыт Чернобыльский радиационно-экологический биосферный заповедник. Он занимает почти 227 тысяч гектаров, что составляет 2/3 территории Чернобыльской зоны отчуждения. Подобные заповедники существуют в мире – на Урале и в Беларуси, а вот для Украины он является уникальным и, к тому же, крупнейшим в государстве. На его территории существует 23 наземных и 7 водных фитосистем, 5 различных видов ландшафтов.
В заповеднике уже идентифицировано 300 видов животных, 19 из которых занесено в Красную книгу Украины. Также выявлено 1 228 видов растений, из которых 61 вид редкий и подлежит охране. В 2020 году Чернобыльский радиационно-экологический биосферный заповедник начал принимать туристов.
Катастрофа на химическом предприятии Sandoz
Одна из самых страшных экологических катастроф, что нанесла непоправимый вред природе, произошедшая 1 ноября 1986 года в Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построен на берегу Рейна близ Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, в Рейн попали около 30 тонн пестицидов и соединений ртути. Вода в реке стала зловеще-красной. Людям в районе катастрофы было запрещено выходить из домов.
Катастрофа началась с пожара, произошедшего ночью 1 ноября на складе завода. Одноэтажное здание склада (100 х 60 м) было возведено вовсе не для хранения химикатов, а для размещения в нем резервного технологического оборудования.
По оценке специалистов, в здании хранилось 1246 тонн ядовитых и пожароопасных химических веществ: среди прочего 824 тонны инсектицидов, 72 тонны гербицидов, 12 тонн химикатов, которые содержали ртуть, и 4 тонны различных растворителей. Из-за соображений несоответствия требованиям пожарной безопасности, отсутствия пожарной сигнализации и других средств защиты, ни одна из швейцарских страховых компаний не согласилась страховать склады концерна.
Спасателям пришлось работать в чрезвычайно сложных условиях. От горящих химикатов поднимались желто-бурые клубы ядовитого дыма, сильное тепловое излучение не давало пожарным подойти к горящему составу. Столб огня взметнулся на высоту почти 60 м, взрывались бочки с химикатами.
Через 10 дней яд достиг Северного моря. Катастрофа изменила водный баланс Рейна на многие годы. По оценкам экологов, погибло полмиллиона рыб, некоторые виды полностью исчезли. На берега водоема уже так и не вернулись 100 тысяч диких уток. Мало того, ядовитые вещества попали в грунтовые воды, и явные следы пестицидов обнаружили в питьевой воде французского Страсбурга. Это означало, что под угрозой оказалось здоровье и жизнь тысяч французов.
Впоследствии десятки прибрежных городов и поселков ФРГ, Франции, Люксембурга и Нидерландов были лишены основного источника питьевой воды, поскольку были закрыты водопроводы, вместо которых использовалась привозная вода в цистернах.
Французские ученые отмечали, что ртуть, которая просочилась во время пожара на складе, обсела на дне Рейна, и с каждым наводнением будет снова подниматься на поверхность реки. Кроме того, экологи крайне обеспокоены тем, что 1246 тонн химических продуктов, которые сгорели во время пожара, в виде водяного пара и ядовитого дыма поднялись в атмосферу Базеля. С дождями и ветром они неоднократно возвращались на землю и наносили непоправимый вред окружающей среде.
Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha
В июле 1988 года на платформе Piper Alpha в Северном море, которая использовалась для добычи нефти и газа, произошла масштабная катастрофа. Ее последствия оказались гораздо страшнее из-за нерешительных и непродуманных действий персонала. Вследствие этого из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Еще некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не угасал, а еще больше накалялся. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и колоссальным вредом окружающей среде.
Вечером 6 июля 1988 года на нефтедобывающей платформе прогремел первый мощный взрыв. Гигантские металлические конструкции весом в тысячи тонн изогнулись и стали похожими на горящий факел.
Пламя, которое вырывалось наружу, опустошало резервуары с горючим и достигало 100 метров высотой. Нефть, вытекавшая из потрескавшихся баков, разлилась в море. Поверхность воды вокруг платформы также начала гореть. Через густую дымовую завесу на платформе ничего не было видно, а работники оказались в ловушке.
Через 20 минут раздался второй взрыв, а через полчаса — третий, который оказался самым мощным. Пожар распространился по платформе настолько быстро, что персонал даже не успел подать сигнал о помощи.
Сама Piper Alpha была оборудована автоматической системой пожаротушения, которая во время трагедии не сработала. Как оказалось позже, она была переведена в ручной режим из-за ремонта. Пылающую платформу через некоторое время заметили на судне неподалеку, там и сообщили о пожаре. Экипаж другого корабля, который также проходил в этом районе, немедленно начал эвакуацию людей, которым удалось выбраться из пламени.
Вскоре конструкция платформы начала разрушаться, а пожар усиливаться. Буровые установки падали, разбивая трубопроводы, которые были наполнены нефтью. Под обломками погибли десятки людей.
Буровая вышка вскоре полностью обвалилась и пошла ко дну, а разлитая нефть продолжала гореть еще около суток. Материальный ущерб, нанесенный катастрофой, достиг почти 3,5 млрд. долларов.
Окончательную причину взрывов определить так и не удалось. По официальной версии, произошла утечка газа, который накапливался и, в конце концов, нашел источник возгорания. Однако через некоторое время было выявлено грубое нарушение. На одном из насосов была ослаблена заглушка, что не проконтролировали во время очередных профилактических работ. Аварию на буровой платформе Piper Alpha называют крупнейшей техногенной катастрофой в нефтяной отрасли за всю историю ее существования.
Катастрофа танкера «Эксон Валдез»
23 марта 1989 года из терминала порта Валдез (Аляска) отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», направлявшийся в Калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот, как, оказалось, был пьян.
На пути танкера попадались айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, известив об этом береговую охрану. Получив от нее разрешение, он изменил курс и впоследствии покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника Грегори Казенс, который уже отстоял свою вахту и нуждался в 6-часовом отдыхе. Кроме того, как впоследствии выяснилось, у него не было лицензии на управление танкером.
В полночь Грегори Казенс пытался провести танкер через пролив Принца Уильяма. Нужно было идти на восток, потом повернуть на юго-запад, чтобы вернуться на безопасный путь. Но помощник пропустил место, где нужно было повернуть, и направил танкер с осадкой 20 метров прямо на рифы.
От удара о подводные скалы в грузовых танках по правому борту образовались три пробоины, внешняя обшивка танкера частично разорвалась. Казенс пытался остановить судно, но времени на это уже не было. На рифе Блай танкер сел на мель. В нефтяных танках зияли дыры.
В течение первых 5 часов аварии в океан вылилось 40 000 кубометров нефти, однако экологи убеждены, что значительно больше. Лишь через 18 часов у танкера появилась первая группа ликвидаторов последствий аварии. Все шансы ограничить масштабы бедствия были потеряны. Через несколько дней начался сильный шторм, который «растянул» нефть еще дальше, и сплошной черный слой покрыл более 7500 квадратных километров моря. Нефть загрязнила 2 км береговой линии. Такие последствия сделали аварию одной из самых масштабных экологических катастроф на планете.
От разлившейся нефти погибли полмиллиона морских птиц, в липкой черной жиже в страшных муках умерли тысячи тюленей и морских выдр.
В течение нескольких недель в район бедствия прибыли 11 тысяч рабочих, которые с помощью химических средств и насосов очищали от нефти берег. 29 марта они начали собирать на берегу тысячи мертвых птиц.
Работы по очистке побережья продолжались три года и обошлись концерну «Эксон» в 2 млрд. долларов. Пострадал не только животный мир — сотни рыбаков после разлива нефти остались без работы. Ликвидаторы нефтяного загрязнения и до сих пор страдают болезнями легких, печени, неврологическими заболеваниями, частыми носовыми кровотечениями.
Суд на Аляске не принял во внимание, что капитан был пьян. Через много часов после катастрофы в его крови осталось 0,6 промилле алкоголя, но, поскольку анализ сделали слишком поздно, его результат не мог учитываться судом. Поэтому вынесенный приговор был, слишком мягким: «Халатность, повлекшая разлив нефти». Капитана приговорили к 50 тысячам долларов штрафа и тысяче часов общественно-полезных работ на Аляске. Только к 2001 году недобросовестный капитан супертанкера выплатил штраф и отработал назначенные часы. Управлять судном он больше никогда не будет.
Хейзелвуд 20 лет не давал интервью и только весной этого года сказал, что всем сердцем винит себя за вред, причиненный им человечеству.
Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»
Однокорпусный танкер под наименованием «Престиж», что плавал под Багамским флагом, был построен на японской верфи Hitachi. Он был предназначен для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года, проходя через Бискайский залив, танкер попал в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стали вытекать тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы не позволили грязному судну зайти в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отправили в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на глубину около 3700 м. Поскольку устранить проблему, и откачать нефтепродукты было невозможно, в океан попало более 70 000 кубометров нефти.
На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный вред. Все побережье от Португалии до юго-западной Франции оказалось зараженным, погибло более 250 тысяч птиц — больше всего в европейской истории.
Однако после того как танкер утонул, проблемы не закончились. По расчетам ученых, «Престиж» затонул с 50 тысячами нефти на борту. Если вычесть из этого количества всю нефть, вылившуюся в море, и то, что удалось откачать с затонувшего судна, остается 20 тысяч тонн, которые все еще должны содержаться в резервуарах «Престижа».
Эксперты считают, что процессу ускоренной коррозии корпуса танкера способствуют бактерии, которые находятся там. Уже через четыре года от танкера, вероятнее всего, ничего не останется, его полностью уничтожит ржавчина. Поэтому ученые призывают правительство Испании начать сооружать над остатками «Престижа» бетонный саркофаг.
Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе
20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошел взрыв. Вследствие этого длительное время из неконтролируемой скважины в Мировой океан выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа впоследствии погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь приблизительно смогли оценить объем нефти, вылившейся в воды Атлантического океана. Впоследствии катастрофу назвали одной из самых страшных на планете. Горючее выливалось в воду в течение 152 дней.
75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной пленкой. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 км побережья, был введен запрет на рыбную ловлю, для промысла были закрыты более трети всей акватории залива. От загрязнения пострадали все штаты США, которые имеют выход в Мексиканский залив. Больше всего досталось Луизиане, Алабаме, Миссисипи и Флориде.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов США сообщило, что после разлива нефти в Мексиканском заливе произошла вспышка смертности среди китообразных животных.
Утечку нефти удалось остановить 4 августа 2010 года. Нефтяное пятно подожгли с помощью специального буя с топливом. После чего начался процесс контролируемого выжигания пятна у побережья штата Луизиана. Всего был 441 подход, каждый из которых длился от 7 минут до нескольких часов, в зависимости от размеров нефтяного пятна.
Причинами аварии был назван человеческий фактор, в частности неправильные решения персонала, технические неполадки и недостатки в конструкции нефтяной платформы.
Катастрофа произошла 11 марта 2011 года. Началось все с сильного землетрясения и мощного цунами. Они и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к сбою в работе системы охлаждения реакторов, расплавлению активной зоны в трех энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
В результате утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли пробы воды, показавшие превышение норм по йоду – в 131 и цезию – в 137 раз.
Однако радиоактивность все росла, а зараженная радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Как выяснилось, сами же рыбы способствовали распространению радиации в воде. Через некоторое время в местных водах начали появляться животные с генетическими и физиологическими мутациями.
Из зараженного радиацией региона пришлось отселить тысячи местных жителей. Год спустя на побережье вблизи АЭС радиация превышала норму в 100 раз.
Три топ-менеджера японской компании TEPCO, оказавшиеся на скамье подсудимых после аварии на АЭС «Фукусима-1», были оправданы судом в Токио 19 сентября 2019 года. Их обвиняли в халатности, приведшей к катастрофе.
Авария в Фукусиме считается самой масштабной техногенной катастрофой после аварии на Чернобыльской АЭС. После трагедии в японском городе в свои дома не вернулись 52 тысячи человек. В результате взрыва погибли почти 16 000 человек, около 3000 пропали без вести.
Сейчас на АЭС продолжаются ликвидационные работы, а на полный демонтаж станции нужно около 40 лет. Несмотря на то, что специалистам удалось закрыть поврежденные энергоблоки и ограничить масштабы загрязнения окружающей среды, угроза обострения ситуации сохраняется. Так, миллион литров зараженной воды хранится в контейнерах рядом с АЭС, но в случае нового землетрясения они могут быть повреждены, что приведет к еще одному экологическому кризису.
По последним планам, воду из Фукусимы после очистки собираются слить в океан, эти работы займут около 2 лет. Против этой идеи категорически выступают местные рыбаки, которые и сейчас испытывают значительный спад спроса на рыбу.
Очистные мероприятия, демонтаж станции и полная дезактивация пострадавших районов будет стоить не менее 21,5 трлн. иен (192,5 млрд. долларов), что составляет примерно 20% годового бюджета Японии.
Автор: Вероника Кордон
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.