Крис Хьюз когда-то работал в Facebook. Более того, он был одним из разработчиков крупнейшего и самого популярного социального онлайн-проекта, который изменил современный мир. Теперь Хьюз является идеологом разделения Facebook и называет власть Марка Цукерберга единоличной, беспрецедентной и даже проблемной.
Об этом он написал в своей колонке для The New York Times в мае 2019 года и призвал разделить компанию, где помимо соцсети Facebook принадлежат фотосервис Instagram и мессенджер WhatsApp, то есть еще две популярные платформы.
Читайте также: Как повлияет на будущее Facebook смена названия и амбициозная идея построения Метавселенной
Метавселенные Fortnite, Facebook, Microsoft и BMW: когда наступит виртуальное будущее
Цукербергозаменители: что дало толчок появлению нового поколения соцсетей
От страсти к инвестициям, или как могут измениться пути заработка для онлайн проектов
Голосовая революция, или как появление сервиса Clubhouse меняет ландшафт рынка социальных сетей
Под монопольным триумвиратом зашатался пьедестал
Монопольное положение Facebook и его сопутствующих проектов не вызывает сомнения. По данным разных аналитических сервисов, Facebook контролирует более 60% рынка социальных сетей, около 6,5% принадлежит Instagram.
Сервисы-конкуренты Facebook – Pinterest, Twitter (по 11%), Tumblr (менее 1%). Есть еще SnapChat и локальные проекты, популярные в Китае, России, Южной Корее. Однако ни один из них нельзя считать полноценным соперником Facebook. В то же время в онлайн-пространстве время от времени появляются сервисы, которые пытаются бороться с гегемонией проекта Марка Цукерберга. Instagram Facebook поглощает, некоторые из них быстро закрываются, некоторые остаются локальными (как, собственно, и произошло с Instagram).
Хотя все понимают, что этому рынку нужно появление конкурента. Более того, рынок готов к нему, однако путь развития Facebook, его оперативная реакция на запросы пользователей, постоянная изменяемость, приспособляемость (как ориентация на общение в группах и новости от близких друзей) и даже несколько агрессивное поведение компании в отношении других социальных сервисов делают невозможным рождение альтернативной социальной сети.
Недавно генеральный директор Twitter Джек Дорси сообщил о старте разработки стандартов для децентрализованных соцсетей с открытым исходным кодом. Иначе говоря, директор Twitter хочет создать открытую альтернативу Twitter и остальным соцсетям.
Его идея – сделать их таким же универсальным сервисом, как электронная почта: мы можем отправлять письма с почты на Gmail на Ukr.net или Yahoo, передачу сообщения из Facebook в Twitter или Snapchat – нет. Джек Дорси хочет это изменить. А еще найти способ борьбы с ненавистью, преследованиями, распространением фейков и другими проблемами современных социальных сетей.
Читайте также: Бесправное владение, или кому на самом деле принадлежат данные пользователей в цифровую эпоху
Разделение Google? Это ничего не даст
Соцсети: Большой брат стал еще больше
Главные научные открытия, которые меняют мир
13 самых интересных технологических разработок: чем удивил мир прошлый год
Идея создать конкурента для Facebook, с одной стороны, более чем очевидна, а с другой – очень трудно реализуема. Несмотря на все проблемы, которые переживают творения Марка Цукерберга за последние годы (скандалы с утечкой данных и история Cambridge Analytica, нарушение приватности пользователей, скрытая слежка за ними, хакерские атаки), упомянутая соцсеть лишь увеличивает свою аудиторию, а ее материнская компания – доходы.
Однако в последнее время американцы реже пользуются Facebook. Исследователи Edison Research подсчитали, что его аудитория в США сократилась в 2019 году на 15 млн. по сравнению с 2017-м. Больше всего падение затронуло пользователей в возрасте от 12 до 34 лет. Исследователи из Pew Internet Research обнаружили, что в 2018-м более половины американцев изменили свои настройки конфиденциальности Facebook, более 42% пользователей сделало перерыв в ежедневном его использовании, а 26% удалили соответствующую программу со своего смартфона.
Все эти процессы – прямое следствие истории с утечкой данных в результате деятельности компании Cambridge Analytica. Самым интересным в исследовании было то, что Facebook перестал быть основной соцсетью для подростков 13-17 лет. Они больше интересуются Instagram, YouTube и Snapchat.
Сокращение времени, проведенного в Facebook, и даже кампания # deletefacebook, прошедшая в 2018-м в качестве протеста против нарушения конфиденциальности пользователей, похоже, не повлияли на его гегемонию. Он не только держится на плаву, но и время от времени анонсирует новые функции.
Не Facebook единственный: глобальные социальные альтернативы
Сегодня на рынке социальных сетей кроме триумвирата Facebook – Instagram – WhatsApp работает еще несколько компаний. Деловую социальную сеть LinkedIn нельзя рассматривать как полноценного конкурента Facebook хотя бы потому, что ее начальная цель совсем другая. Это не развлечения и коммуникации с друзьями, а инструмент профессиональной презентации и делового общения.
Сервис микроблогинга Twitter стартовал довольно неплохо, однако со временем проиграл Facebook с точки зрения рекламных возможностей. Да и интерес аудитории к проектам последнего больше, чем к малопонятной платформе для 140-символьных публикаций.
Фотосервис Pinterest может конкурировать разве что с Instagram, однако его функции ориентированы скорее на сохранение фотографий и картинок, чем обмен сообщениями или написанием постов. Он успешно нашел свою нишу, научился зарабатывать и является самодостаточным и финансово успешным. В частности, благодаря тому, что его авторы решили не делать из него социальную сеть с ее классическими функциями взаимодействия пользователей.
Конкурентом Facebook, особенно среди подростков и молодежи, может быть сервис Snapchat. По крайней мере, именно здесь появились посты, которые исчезали через 24 часа после публикации (теперь нам всем они известны как Instagram Stories). Молодежь любит Snapchat за фильтры и возможности групповой коммуникации.
Конкурентами Facebook можно назвать и сервисы Quora и Reddit. Quora – сервис вопросов и ответов. Диалоги здесь часто содержательнее, чем в Facebook, они хорошо индексируются, поэтому отображаются в верхней части поисковой выдачи, если на английском языке отправить соответствующий запрос.
Reddit появился раньше Quora. Это огромный универсальный форум для обсуждения многих тем, особенно популярный среди милениалов и ИТ-специалистов. Проект был создан почти одновременно с Facebook, однако сейчас он на пике популярности, что подтверждает его высокая посещаемость (1,2 млрд. пользователей ежемесячно).
Интересно, что среди конкурентов Facebook нет проектов крупнейшей поисковой системы Google. Компания не раз пыталась создать собственную соцсеть, однако все попытки оказались неудачными. Google+, последний социальный проект Google, просуществовавший дольше всех, почти семь лет, но его популярность была столь незначительной, что в апреле 2019 года он был окончательно закрыт.
Локальные конкуренты: как живет Китай без Facebook и Twitter
Кроме глобальных конкурентов Facebook есть еще ряд локальных проектов, ориентированных на рынки нескольких стран. Самым успешным, если оценивать по размеру аудитории, является китайский WeChat – с 1,1 млрд. пользователей. Более 800 млн. юзеров насчитывает также самый популярный в Китае мессенджер QQ, 554 млн. – крупнейшая соцсеть Qzone, 486 млн. сервис микроблогов Weibo.
Социальный сервис WeChat смело можно назвать глобальным конкурентом Facebook. Его аудитория превышает миллиард пользователей, даже учитывая то, что создавался он исключительно для Китая. Конечно, не последнюю очередь в появлении таких мощных соцсетей сыграл запрет в КНР на Facebook и Twitter. Однако сегодня китайские интернет-пользователи, несмотря на такое ограничение, чувствуют себя комфортно и активно используют локальные продукты.
WeChat уже опередил Facebook по количеству предлагаемых функций. Среди них платежные транзакции, собственная платежная система, осуществление телефонных звонков, сервис знакомств, вызов такси, шопинг, общение с друзьями. Именно поэтому эксперты назвали WeChat суперпользователем.
В Южной Корее работает аналогичная площадка Kakao. Она стартовала как мессенджер Kakao Talk. А со временем на его основе появились и другие продукты: потоковая музыка и видео, фотосервис, игры, заказ такси (Kakao Story, Kakao Taxi, Kakao TV, Zap, Kakao Group, Kakao Topic, Kakao Music, Kakao Style, Kakao Home, Kakao Page, Kakao Place, Kakao Album, Kakao Agit, Kakao Game, Kakao Account) и тому подобное.
В Японии нечто подобное предлагает мессенджер Line, правда, количество приложений на платформе немного меньшее, однако и здесь есть функции платежей, заказ такси, онлайн-покупки.
Самой популярной соцсетью в России является проект «ВКонтакте».
«Младшие братья»: нишевые социальные сети
Попытки создать социальную сеть, которая, по крайней мере, приблизилась бы по популярности к Facebook, делаются давно. Вот некоторые из таких сервисов.
Социальная сеть MeWe обещает пользователям отсутствие рекламы и, соответственно, отсутствие слежки за пользователями. Остальное почти как в Facebook, по крайней мере, здесь есть частные и публичные группы, лента новостей, функции чата. Компания зарабатывает на продаже премиум-аккаунтов и называет себя соцсетью нового поколения.
Mastodon берет лаконичностью (длина поста не должна превышать 500 символов) и предлагает общение по интересам.
Сервис Vero среди своих преимуществ называет понятные настройки конфиденциальности каждого поста, а также хронологическую ленту новостей без всяких алгоритмов, которые решают за вас, что читать.
FamilyWall позиционирует себя первым семейным социальным проектом. Построен он на основе общих списков дел и календарей. Кроме того, есть возможность совместного использования фото и видео, а также общение в чате.
В ноябре 2019 года основатель Википедии Джимми Уэльс запустил собственную социальную сеть WT:Social. Планируется, что она будет конкурировать с другими проектами благодаря качественному контенту. Кроме того, будет применяться другая, не рекламная модель монетизации.
Как и Википедия, WT:Social будет работать на пожертвования пользователей, взамен предлагая им качественный контент. Цель проекта – борьба с искусственным накручиванием интереса к постам из-за скандальных заголовков.
На момент запуска доступ к сервису можно приобрести за $100 в год, или $12,99 в месяц. Такая цена доступна для тех, кто хочет испытать платформу уже сегодня. Для бесплатного доступа пользователям придется подождать своей очереди. Не исключено, что со временем проект превратится в площадку для гражданских журналистов, но не станет полноценной соцсетью.
Украинский контекст: желание создать альтернативу «ВКонтакте»
До запрета сервиса «ВКонтакте» в 2017 году именно эта российская сеть была самой популярной в Украине. После указа президента о блокировании доступа к ней, среди украинцев выросла популярность Facebook и Instagram, однако были попытки внедрить собственную альтернативу творения Павла Дурова. На следующий день после публикации указа появилось объявление о запуске сети Ukrainians, которая просуществовала всего несколько месяцев, после чего ее идеологи сообщили о закрытии проекта и работе над «ЕСвое».
На доменном имени Ukrainians сейчас размещена реклама. Что касается «ЕСвое», то и эта платформа не стала по-настоящему популярной. Достоверной информации о количестве зарегистрированных в ней пользователей пока нет. Сайт доступен, однако Facebook-страница «ЕСвое» перестала обновляться в конце декабря 2018-го.
Еще один украинский сервис Nimses появился, учитывая значительный рост цены на криптовалютные активы и интерес к криптовалютам. Он буквально выстрелил летом 2017 года, за четыре дня после официального старта став лидером интернет-магазинов приложений App Store и Google Play в Украине и России. Помимо традиционных социальных функций в Nimses предусмотрены поиск по геолокации, рейтинг активности (нимб) и собственная криптовалюта в нем, которая начислялась за активность пользователей в сервисе.
Разработчики обещали, что через полгода за эту валюту можно будет покупать реальные товары. Например, кофе должен стоить 35 Немов. Впоследствии на платформе появился собственный музыкальный сервис. Правда, платежи на основе встроенной криптовалюты реализовать, пока не удалось. Однако компания работает, разрабатывает новые функции, периодически запускает рекламные кампании и ожидает нового раунда финансирования.
В 2019 году стало известно о двух новых украинских площадках. Это платформа Slate (sl8), которая, по словам ее основателя Дмитрия Иванова, будет знать о своих пользователях как можно меньше, и крафтовые социальные сети от известного украинского технологического предпринимателя Алексея Мася. И тот, и тот обещают избежать проблем с конфиденциальностью данных и не следить за ними. Slate планирует ввести другую модель монетизации социальной платформы, в частности платную подписку.
Тогда как идея проекта Алексея Мася заключается в создании индивидуально настроенных соцсетей для каждого человека или компании «по собственным лекалам». Платформа еще не заработала, однако на странице с ее описанием ведется активный сбор средств.
TikTok: успешное нашествие китайских музыкальных видео
Самым успешным потенциальным конкурентом Facebook-гегемонии сегодня можно считать китайский проект TikTok, который завоевал мир (разработчик – компания ByteDance). Сегодня это мобильное приложение является наиболее загружаемым и в версии для iOS, и для Android. Только для App Store количество загрузок превысило 1,5 млрд. раз.
Аудитория TikTok – подростки и молодежь. Это заметное явление на рынке социальных сетей. На маркетинговых сайтах публикуются статьи с советами по рекламе в TikTok, а политики пытаются переформатировать свою рекламу под этот проект. В ответ TikTok официально запретил размещение политической рекламы на своих платформах, однако изобретательные пользователи пытаются обойти этот запрет, иногда довольно успешно.
В Facebook, в свою очередь, не упускают из внимания этого китайского выскочку и недавно запустили специальную Instagram-функцию Reels, предназначенную для записи музыкальных видео. Пока эта функция тестируется в бразильской версии Instagram. А в Мексике Facebook продвигает отдельное приложение Lasso, которое полностью клонирует функции TikTok.
Интерес аудитории к TikTok заметили и американские конгрессмены, которые уже успели назвать этот сервис угрозой национальной безопасности, потому что данные его пользователей хранятся на серверах, которые физически размещены в Китае. Интересно, что проблемы с конфиденциальностью данных пользователей TikTok были недавно описаны в немецкой прессе.
Авторы публикации проанализировали их путь от момента ввода логина и пароля к собственно идентификации юзера и пришли к выводу, что они действительно передаются на серверы в Поднебесной, что противоречит европейскому законодательству в отношении обработки персональных данных, а именно недавно принятому акту GDPR (General Data Protected Regulation). Все это дает основания предположить, что TikTok столкнется с аналогичными проблемами и на рынке ЕС.
Интересно, что феномен TikTok привел к появлению целого ряда его клонов – социальных сервисов на основе музыкальных видео, среди которых Firework, Triller и Cocoon.
Убить трехглавого монстра: миссия почти невозможна?
Несмотря на наличие конкурентов, мы не можем говорить о том, что хотя бы один из них является реальной альтернативой Facebook и его дочерних проектов: фотосервиса Instagram и мессенджера WhatsApp.
Facebook появился на рынке тогда, когда в мире еще не было мощных соцсетей. С этим, собственно, и связан его успех. Постепенно он стал лидером и научился монетизировать время, которое проводят пользователи на его страницах. А когда появлялись альтернативы, которые так или иначе могли конкурировать с ним, покупал целые компании (почти 80 компаний – целиком или в виде отдельных функций). Что и произошло, например, со Snapchat и его функцией Stories, которой обязан ростом своей популярности Instagram.
Еще одна причина гегемонии Facebook – умение слушать свою аудиторию. Его руководство очень четко чувствует потребности аудитории, вносит соответствующие изменения в свои продукты или покупает новые.
Facebook очень стремительно меняется. Эти изменения незаметны, порой идут не на пользу конечным пользователям (например, увеличение количества рекламных блоков или использование алгоритмов для формирования лент в Facebook и Instagram), но умение тонко чувствовать интересы пользователей и видеть, где можно заработать, является определяющим в успехе этого проекта. Именно поэтому повторить его успех будет очень трудно.
Кроме того, пользователи уже привыкли к Facebook и к его экосистеме. И перейти на новую платформу человеку трудно, особенно если на старой не только привычный интерфейс, но и обычные люди и даже налаженные бизнес-каналы.
В то же время ахиллесовой пятой Facebook, которую он так и не смог защитить, является работа с персональными данными пользователей. Не исключено, что его будущий конкурент как раз и предложит пользователям лучшую защиту их данных и осторожную работу с ними.
В дальнейшем есть несколько вариантов развития ситуации на рынке соцсетей. Не следует исключать возможность разделения Facebook на отдельные компании, за что выступает несколько американских конгрессменов. Это может повлиять на популярность проекта, но не будет способствовать появлению конкурентов.
США приблизились к принятию закона о персональных данных – американского аналога европейского GDPR. Не исключено, что документ сделает невозможным такую работу с персональными данными, к которой прибегает Facebook, что усложнит функционирование сети в ее нынешнем виде и заставит трансформироваться.
Еще одно возможное развитие событий – люди устанут от социальных сервисов в теперешнем формате, и Facebook отойдет в прошлое. Уже сегодня мы наблюдаем падение интереса молодежи к нему как к универсальному социальному сервису. Тенденция может стать устойчивой, новые пользователи будут выбирать другие платформы, у Facebook появится несколько конкурентов.
Другой вариант – распыление аудитории между различными социальными проектами или нишевыми сервисами (как новыми, так и имеющимися). Эти платформы перетянут на себя внимание пользователей, а Facebook останется в прошлом или станет площадкой для брендов.
Или просто социальные сети потеряют популярность, а интерес аудитории перекинется на что-то новое, возможно, с элементами искусственного интеллекта или дополненной реальности. Ведь в условиях современного крайне изменчивого мира 15 лет существования онлайн-проекта (Facebook появился в 2004-м) – это очень много.
Автор: Надежда Баловсяк
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.