Аграрные законы 2021 г.: налоги, аренда, рынок земли, кредитование

Представляем вашему вниманию аграрные законы, принятые Верховной радой Украины в 2021 году.

Двадцать аграрных законов приняла Верховная рада в 2021 году. Господдержка АПК, кредитование аграриев и налогообложение, децентрализация и биологическая безопасность – это ключевые направления в аграрном направлении, которым народные депутаты уделили внимание в стенах парламента.

После принятия рамочного закона № 552-IX об открытии рынка сельскохозяйственных земель в 2020 году земельная реформа должна была приобрести практический смысл. Для этого уже в 2021 году были написаны и реализованы на практике законы об электронных аукционах, передаче государственных земель общинам, господдержке АПК, об изменении налогообложения для владельцев земельных паев, обновлении правил ввоза пестицидов, аренде и кредитовании аграриев.

Если сравнивать аграрную продуктивность депутатов с предыдущим годом, то она ниже, в 2020 году они проголосовали за 23 аграрных закона. Текущий год отметился бурной политической жизнью и рядом скандалов в раде, которые возникли вокруг аграрной темы. В течение года мы снова наблюдали попытки «сбить» законы большим количеством правок. Непонятны действия некоторых членов аграрного комитета.

Несмотря на все это АПК Украины тяжело и неторопливо, но уверенно и настырно движется в направлении либерализации рынка земельных отношений. Это ключевой законодательный тренд 2021 года. AgroPolit.com предлагает вам вспомнить принятые законы, что они означают и когда начинают действовать.

Перечень принятых законов условно можно разделить на инициативы относительно рынка земли, налогов/торговли и изменений в правила безопасности в аграрной отрасли и касательных сферах. Отдельно стоит выделить закон о бюджете №1928-IX, ведь он определяет размер господдержки на 2022 год — 4,6 млрд. грн на развитие агропромышленного комплекса Украины.

Господдержка и кредитование АПК

Закон Украины №1423-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования системы управления и дерегуляции в сфере земельных отношений».

Закон определяет правила обращения сельскохозяйственной земли в Украине. Документ разработан на основе законопроекта (№2178), предложенного правительством и с учетом пожеланий экспертов аграрного рынка.

Закон Украины №1788-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования деятельности фермерских хозяйств». 

Фермерскому хозяйству, председатель которого имеет возраст до 35 лет (включительно), может предоставляться денежная помощь за счет государственного бюджета в размере и в порядке, который устанавливается Кабинетом министров Украины.

Средства Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств предоставляются фермерским хозяйствам на безвозвратной основе и на конкурсной основе, на возвратной основе на цели и в порядке, установленном Кабинетом министров Украины, а также направляются на обеспечение гарантий, поручительства при кредитовании банками фермерских хозяйств.

Законопроект №1865-ІХ «О Фонде частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве».

Законопроектом предусматривается создание Фонда частичного гарантирования кредитов в сельском хозяйстве с целью поддержки малых и средних субъектов предпринимательства, включая фермерские хозяйства, путем частичного гарантирования исполнения обязательств таких субъектов перед финансовыми учреждениями по кредитным договорам.

Программы частичного гарантирования позволяют покрыть часть убытков финансируемых учреждений в случае не возврата кредитов МСП, позволяют облегчить решение проблемы получения доступа к финансированию и таким образом способствуют развитию МСП.

Законопроект №2064 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития виноградарства в Украине».

Проектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Украины и закон Украины «Об аренде земли», которым установить минимальный срок в 25 лет для пользования земельными участками под виноградниками или для их закладки.

Кроме этого, законопроектом регулируются вопросы возмещения пользователю его расходов, совершенных на закладку (посадку) и/или уход за виноградниками, а также причиненных убытков в случае досрочного прекращения права пользования земельным участком.

Рынок земли и земельная реформа

Закон Украины №1444-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно продажи земельных участков и обретения права пользования ими через электронные аукционы».

Закон определяет, что земельные торги проводятся в электронной торговой системе, находящейся в государственной собственности. Порядок функционирования и администрирования электронной торговой системы утверждает Кабинет министров Украины.

Также предусматривается, что земельные торги будут происходить путем аукционов в единой электронной системе «Прозорро» в режиме реального времени через интернет. По результатам аукциона будет заключаться договор купли-продажи, аренды, суперфиции, эмфитевзиса земельного участка с победителем земельных торгов, который предложил самую высокую цену за земельный участок.

Закон вводит минимальный гарантийный взнос для участников торгов. Он составляет не менее 30% стартовой цены участка земли. А торги проводятся при наличии не менее двух потенциальных покупателей.

Закон №1720-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно одновременного перехода прав на земельный участок в связи с переходом прав на объект недвижимого имущества, который на нем расположен».

Предлагается унифицировать указанные правила перехода прав собственности и всех видов пользования земельным участком в случае перехода права собственности или права пользования земельным участком (сервитут, суперфиция, эмфитевзис (сельскохозяйственные здания), постоянное пользование и т. п.). В случае приобретения права собственности на расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества (жилой дом, здание или сооружение). Это производится путем внесения изменений в статью 120 Земельного кодекса Украины и статью 377 Гражданского кодекса Украины.

Одновременно законом предлагается дополнить ст. 120 Земельного кодекса Украины новой четырнадцатой частью. В соответствие с ней определить, что является предметом сделки. Предмет сделки предусматривает переход права собственности на объект недвижимого имущества — жилой дом (кроме многоквартирного), другое здание или сооружение. Или отдельную долю в праве общей собственности на такой объект, объект незавершенного строительства. Объект размещен на земельном участке (кроме земель государственной, коммунальной собственности), находящемся в собственности отчуждения (предыдущего владельца) объекта недвижимого имущества, должен быть также такой земельный участок (или отдельная доля в праве общей собственности на него).

Существенным условием такого договора является условие одновременного перехода права собственности на такой земельный участок (долю в праве общей собственности на нее) от отчуждателя к приобретателю такого объекта недвижимого имущества (отдельной доли в праве собственности на нее).

Закон №1175-ІХ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внесения в Государственный земельный кадастр сведений о государственной границе Украины».

Принятие акта позволит внести в Государственный земельный кадастр сведения о государственной границе Украины на основании утвержденных документов демаркации (редемаркации, делимитации) государственной границы Украины.

Авторы проекта убеждены, что в настоящее время существует настоятельная потребность внесения в Государственный земельный кадастр именно сведений о государственной границе Украины. Сведения должны быть внесены на основании утвержденных документов демаркации (с Республикой Польша и Румынией), редемаркации (со Словацкой Республикой и Венгрией) и делимитации (с Республикой Беларусь, Республикой Молдова и Российской Федерацией).

Законом предлагается внести изменения в статьи 12, 21, 32, 36 закона Украины «О Государственном земельном кадастре» об определении состава сведений Государственного земельного кадастра о государственной границе Украины, а также оснований и порядка их внесения в Государственный земельный кадастр.

Налоги / торговля

Закон №1600-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставки налога на добавленную стоимость при налогообложении операций по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции».

Законопроект разработан с целью устранения рисков повышения цен на пищевые продукты и содействия стабильности ценовой ситуации на соответствующих товарных рынках, а также создания равных и справедливых условий обложения налогом на добавленную стоимость для сельскохозяйственных производителей и предприятий перерабатывающей отрасли.

Закон Украины №1649-IX «О внесении изменений в раздел XI «Переходные положения» закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции». 

Закон легализует международные органические маркировки для украинских производителей органической продукции, гарантирует господдержку производителям, противодействует распространению псевдо органики на полках торговых сетей и отменяет штрафы для производителей за нарушение закона Украины «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировке органической продукции» в ряде случаев.

Закон №5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений». 

Согласно законопроекту, минимальное налоговое обязательство исчисляется по формуле: МНО = НДО × S × К × М / 12.

НДО — нормативная денежная оценка 1 га земельного участка с учетом коэффициента индексации.

S — площадь земельного участка.

М — количество календарных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, аренде, пользовании на иных условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса) налогоплательщика.

К — коэффициент, который составляет 0,05.

Отмечается, что для физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога IV группы при исчислении минимального налогового обязательства по земельным участкам, относящимся к сельскохозяйственным угодьям, применяется коэффициент К в половинном размере.

Минимальное налоговое обязательство определяется за период владения (пользования) земельным участком, который приходится на календарный год, предшествующий налоговому (отчетному) году.

При этом предполагается, что минимальное налоговое обязательство определяется для земельных участков, которые используются дачными и садоводческими кооперативами, для земель запаса, невостребованных паев, распорядителями которых являются органы местного самоуправления, земельных участков зон отчуждения и безусловного отселения.

Децентрализация 

Закон Украины №1427-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения права граждан на доступ к государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с укрупнением территориальных общин».

Закон позволит жителям сел получать в сельских и поселковых территориальных общинах услуги регистрации актов гражданского состояния (заключение свидетельства о браке, заключение свидетельства о рождении, смерти и др.).

«Этот шаг позволит ОМС использовать собственную мотивацию, гибкость и мобильность в получении таких полномочий и обеспечить доступ к таким услугам своим жителям. В случае наличия таких полномочий у всех ОМС облегчится интеграция этих услуг в ЦПАУ, их предоставление в старостинских округах.

Многие жители Украины могут и не почувствовать негативного влияния, а такие быстрые услуги, как государственная регистрация рождения, смерти и дальше будут предоставляться быстро (за один визит) и максимально близко по территории к гражданам», – говорится в пояснительной записке к закону.

Закон №1638-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно развития института старост».

Предусматривается в законе «О местном самоуправлении в Украине» внести изменения в определение понятия «старостинский округ» с целью введения института старост. В том числе для городов – не административных центров общин; усовершенствовать правовые нормы статьи 26 закона ради предоставления возможности органам местного самоуправления утверждать старостинские округа и положение о действии старосты; внести изменения в статьи 54-1 закона с целью уточнения статуса старост.

Также, согласно законопроекту, председатель общины будет обязан обсуждать с обществом все кандидатуры на должность старосты, то есть публичные консультации станут обязательными. Кроме того, в общинах не будет огромных или очень мелких старостинских округов. Критерий относительно количества населения старостинского округа — 1500 человек, что соотносится с наименьшей общиной.

Биологическая безопасность животных и пищевая продукция 

Закон Украины №1206-IX «О ветеринарной медицине».

Закон определяет правовые и организационные основы осуществления деятельности в сферах обеспечения защиты здоровья и благополучия животных, ветеринарной практики, производства, обращения и применения ветеринарных препаратов, а также обращения побочных продуктов животного происхождения.

Закон Украины №1684-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации положений некоторых международных соглашений и директив Европейского Союза в сфере охраны животного и растительного мира».

Закон вносит изменения и приводит в соответствие с требованиями международных соглашений и директив ЕС, следующие законодательные акты. Это закон Украины «О защите животных от жестокого обращения», закон Украины «О животном мире», Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный процессуальный кодекс, Лесной кодекс Украины, закон Украины «О Национальной полиции», закон Украины «О Красной книге Украины», закон Украины «О местном самоуправлении в Украине».

Закон Украины №1586-IX «О внесении изменений в статью 4 закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» относительно ввоза пестицидов на таможенную территорию Украины».

Закон имеет целью усовершенствовать отдельные положения относительно регулирования завоза и применения в Украине незарегистрированных пестицидов.

Лесное хозяйство

Закон Украины №1259-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты лесов, предотвращения пожаров на землях лесного и водного фонда, торфяниках и землях других категорий».

Закон вносит изменения (усиливает) ответственность за нарушения, связанные с выжиганием сухой растительности или ее остатков с нарушением порядка, установленного центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.

Закон №1825-ІХ «О присоединении Украины к Конвенции Европейского института леса». 

Целью принятия проекта закона «О присоединении Украины к Конвенции Европейского института леса» (далее – проект закона) является присоединение Украины к Конвенции о Европейском институте леса. Это в дальнейшем будет способствовать мобилизации научно-исследовательского потенциала и эффективному объединению имеющихся ресурсов многих европейских стран в области лесных научных исследований и передовых методов и технологий управления лесами.

Присоединение Украины к Конвенции Европейского института леса будет полезным для Украины, учитывая возможность влиять на политику работы организации с целью мобилизации научно-исследовательского потенциала и эффективного объединения имеющихся ресурсов многих европейских стран в области лесных научных исследований и передовых методов и технологий управления лесами.

Биологический газ и альтернативная энергетика 

Закон №1820-IX «О внесении изменений в закон Украины «Об альтернативных видах топлива» по развитию производства биологического дизеля».

Экономический потенциал производства биологического газа/биологического метана в Украине с использованием технологии сбраживания оценивался в 2018 г. в 6,8 млрд. м3 метана. Потенциал охватывает биологический газ из отходов и побочной продукции АПК (2,8 млрд. м3), биологический газ, может быть собран на полигонах и свалках ТБО и получен из промышленных и коммунальных сточных вод (1,0 млрд. м3), и биологический газ из силоса кукурузы АПК (3,0 млрд. м3).

«Экспертные оценки показывают, что в 2050г. потенциал производства биогаза/биометана может вырасти до 17 млрд. м3. Существенное увеличение потенциала биогаза/биометана может произойти за счет роста промышленного производства, расширения сырьевой базы для производства биологического газа (пожнивные остатки), укрупнения животноводческих предприятий и перехода от захоронения ТБО к использованию технологии механико-биологической обработки», – говорится в документе.

Авторы документа отмечают, что в Украине существует значительный неиспользованный потенциал для широкого внедрения проектов биологического газа и биологического метана.

Водопользование 

Закон №1726-ІХ «О внесении изменений в Водный кодекс Украины относительно уточнения перечня первичных водопользователей».

Действующей нормой Водного кодекса предусмотрено, что первичные водопользователи — это те, что имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды.

Поскольку каналы управления Госводагентства имеют собственные водозаборные сооружения, они подпадают под категорию первичных водопользователей, при этом таковыми не являются, поскольку не используют воду, а транспортируют ее водопользователям. На сегодня предприятия жилищно-коммунального хозяйства отказываются оплачивать услуги по транспортировке воды и не заключают договоры с управлениями каналов Госводагентства.

Принятие изменений в Водный кодекс позволит обеспечить поступление в бюджет водохозяйственных организаций до 140 млн. грн в год.

Целью законопроекта является приведение в соответствие с требованиями положений Постановление Кабинета министров Украины от 26.10.2011 № 1101 «Об утверждении перечня платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, которые принадлежат к сфере управления Государственного агентства водных ресурсов» статьи 42 Водного кодекса Украины.

Задачами законопроекта являются:

— Законодательное урегулирование вопроса обязательности заключения хозяйственного договора первичными водопользователями с предприятиями водной отрасли. Необходимость законодательного закрепления организаций предоставления платных услуг, связанных с подачей воды юридическим и физическим лицам с мелиоративных систем и водных источников для полива орошаемых или увлажнения осушенных земель, промышленных и коммунальных нужд, а также полива огородов, садов и богарных земель и наполнения наливных водоемов.

— Сохранение и восстановление государственного имущества на стратегических объектах Украины за счет предоставления платных услуг.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий