Аграрный сектор и бюджет 2022 г.: дотации, финансирование орошения, земельная реформа и другое влияние на экономику Украины

Бюджет 2022 года – позволит поддержать штаны, но нужного экономического роста он не обеспечит. Из-за неопределенности вопроса цен на газ и отсутствия реальных стимулов привлечения инвестиций, под ударом могут оказаться темпы роста ряда секторов, таких как аграрного сектора.

Перезапуск экономики возможен в случае принятия четкой экономической программы действий правительства и упрощения правил игры для предпринимателей. AgroPolit.com совместно с экспертами проанализировал ключевые цифры бюджета и их влияние на экономику и АПК.

Проект Госбюджета-2022 (законопроект №6000) впервые основывается на Бюджетной декларации — 2022-2024 годов и учитывает поддержанный Верховной радой «ресурсный» законопроект №5600.

Доходы государственного бюджета — 1 трлн. 332 млрд. грн.

Расходы бюджета — 1 трлн. 521 млрд. грн.

Дефицит бюджета – 3,5% ВВП (188,79 млрд. грн).

Минимальная зарплата:

с 1 января — 6500 грн;

с 1 октября — 6700 грн.

Прожиточный минимум для трудоспособных лиц – с 1 января будет 2 482 грн, с 1 июля – 2 600 грн, с 1 декабря – 2 684 грн.

Валютный курс – 28,6-28,7 грн за 1 доллар.

Инфляция – 6,2%.

Прожиточный минимум с 1 января 2022 года – 2393 грн (по оценкам экспертов показатель минимум в два раза меньше фактической стоимости продуктовой корзины, не говоря уже про другие расходы).

Господдержка (дотации) для АПК – 4,6 млрд. грн.

Цифры как цифры, скажете вы — и будете правы, потому что это «голые» показатели, по каждому из которых конкретное практическое следствие. И плохо то, что в бюджете нет четкой базы для восстановления экономического развития. При этом также отсутствует программа деятельности правительства, которая служит своего рода экономическим маяком – куда же мы движемся глобально, то есть что «льзя», а что «зя».

Экономист Илья Несходовский так охарактеризовал бюджет: «Застой. Отсутствуют всякие стимулы для экономического роста».

В чем конкретно «застой», объясняет другой экономист.

В принятом госбюджете между первым и вторым чтением доходы были увеличены на 54,7 млрд. грн – до 1,332 трлн. грн, расходы – на 55,5 млрд. грн – до 1,521 трлн. грн. Он предусматривает ряд позитивных инициатив, в том числе рост зарплат медиков, увеличение стипендий для студентов, продолжение масштабной цифровизации и развитие инфраструктуры.

Однако, несмотря на сладкие фразы, которых не жалеют чиновники, характеризуя принятый бюджет, ключевые социальные показатели документа – минимальная зарплата и прожиточный минимум, к которому привязаны почти все социальные пособия и выплаты, остаются на недопустимо низком уровне. Минимальная зарплата с 1 октября 2022 года вырастет лишь до 6700 грн в месяц (220 евро), а прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 июля – до 2600 грн в месяц (83 евро), а с 1 декабря – 2684 грн (86 евро) в месяц.

Это самые низкие показатели среди всех стран Европы! Например, в соседней Польше уровень заработной платы втрое больше, чем в нашей стране. Минимальная зарплата там составляет примерно 610 евро в эквиваленте, – говорит в комментарии AgroPolit.com финансово-экономический обозреватель Богдан Слуцкий.

«Не предусмотрено практически никаких форм поддержки антикризисных программ для бизнеса, который пострадал от пандемии коронавируса, скачка цен на энергоресурсы. То же самое касается промышленности. Недостаточно профинансированными останутся стратегические отрасли промышленности… Повышение минимальных зарплат и пенсий произойдет лишь на несколько сотен гривен, что является консервацией бедности. Параллельных мер для стимулирования самозанятости, создания рабочих мест также нет.

Кроме того, растут темпы трудовой миграции и бизнеса, от 5 до 7 млн. украинцев за рубежом, 60% возвращаться не планируют. Бюджет на 2022 год снова является сметой текущего потребления. Нам же нужно не бояться нарастить дефицит, однако необходимо инвестировать в развитие экономики, инновационные сферы, местное производство и др. Это станет базой для роста ВВП и платежеспособности граждан в будущем», – проанализировали в УСПП.

Бюджет на 2022 год сформирован на базе нереалистичных показателей, говорит в комментарии AgroPolit.com экономист Даниил Монин.

Номинальный ВВП запланирован на уровне 5 369 трлн. грн, а по факту уже в этом году будет 5,2 или даже 5,3 трлн. грн. Это сказывается на том, что неправильно считают все остальные показатели бюджета. Я вижу две проблемы в этом бюджете. Первая – связана с социальными выплатами – их не проиндексировали, хотя дополнительные 55 млрд. доходов во втором чтении показали в бюджете.

По моим подсчетам, в 2022 году на индексации пенсий и наполнение Пенсионного фонда нужно еще 40-42 млрд. грн. Вторая проблема – аналогично по субсидиям на ЖКХ. Поскольку с учетом того, что в меморандуме с МВФ вообще не регулируется цена газа для домохозяйств и текущая цена в $1100 за газ, то в следующем году в бюджете может понадобиться еще 50 млрд. грн, или они не выполнят меморандум с МВФ, – говорит он.

По словам экономиста, по выплате внешних долгов следующий год несложен: Минфин должен выплатить $2,5 млрд. и 60% суммы – в сентябре. Поэтому до сентября-октября бюджет будет выполняться бездефицитно.

По фактору цены газа, то его не урегулирование станет одним из ключевых факторов сдерживания экономического развития. Почему? Китай будет пытаться удержать свой экономический рост любыми методами. Соответственно он уже стал скупать спотовый газ и уголь по всему миру. Это подогрело цены. Россия от этого выигрывает и решает свои политические вопросы.

На грани банкротства из-за цен на энергоносители — целые отрасли: химическая промышленность, сахарное производство, тепличное хозяйство, агропереработка и т.д. Из-за этого дорожает пищевая продукция, под угрозой весенняя посевная. Каким образом будут решаться указанные проблемы — неизвестно, — говорят в УСПП.

Цены на газ, очевидно, и дальше будут оставаться высокими. И уже на пороге нового отопительного сезона в 2022 году Украина предстанет перед выбором заключения нового долгосрочного договора о поставках газа – альтернатив здесь не много. А параллельно надо запускать процессы энергосбережения.

Так, только из отходов аграрного производства, пищевой промышленности и бытовых отходов Украина может производить до 9,5 млрд. кубометров биогаза в год. Инвестировав же к 2050 году €100 млрд. в украинскую биоэнергию, можно заместить потребление Украиной ежегодно 20 млрд. кубометров природного газа. Сумма инвестиций равнозначна ценам на закупку газа на этот период.

Однако не все эксперты столь критичны по бюджету 2022. Заместитель директора Института развития инноваций (INTENS) Артем Петренко – один из них.

Крепкий бюджет. Меньший экономический рост в следующем году будет компенсирован достаточно консервативным подходом правительства к ожидаемым доходам. Затрат на развитие действительно очень много. Могу очень долго перечислять, что мне в этом бюджете нравится. Но как по мне, перебор с дорогами и вообще расходами на инфраструктуру. Это все очень важно, но все же перебор. Я больше потратил бы на стимулы для создания новых производств и модернизацию старых, а также на поддержку экспорта. И, конечно, надо больше тратить на развитие энергетики, – говорит он.

Хотя и в этом бюджете на энергетические проекты заложили немало. В смысле, расходы на системное развитие энергетики Украины — это реконструкция шахт, строительство важных линий электропередач и трансформаторных подстанций.

«Наконец программа термической модернизации украинских высотных домов приобретет реально значительные масштабы. Перед европейским газовым кризисом президенту Украины пришлось взбодрить все органы власти: Минэнерго подготовило законопроект о расширении стимулирующей ставки рентных платежей на добычу на ранее законсервированных скважинах, которых в Украине почти 3 тыс. Это как раз ставка на наращивание газа собственной добычи», – говорит он.

Аграрный сектор — господдержка из бюджета: дотации, кредитование, орошение, добавленная стоимость 

Украина имеет бюджет на 2022 год. Понятно, что постоянная угроза войны, инфляция и пандемия повлияли на основной финансовый документ страны. Или это бюджет украинской мечты? Однозначно нет! Это дорожная карта. Из позитива – в бюджете на 2022 нам удалось запланировать жилье для участников АТО, повышение стипендий, рост зарплат медиков. Мы понимаем, что год будет непростым, вместе с тем мы сможем обеспечить жизненно необходимые процессы в стране.

Что же касается аграрного сектора, то средств недостаточно, однако в сложившейся ситуации должны искать баланс. Деньги по перевыполнению бюджета должны быть направлены на развитие и поддержку сельского хозяйства. Нам просто необходимо остановить уменьшение поголовья КРС и обеспечить прирост ВВП, – комментирует аграрную составляющую бюджета и в целом главный финансовый документ секретарь аграрного комитета Иван Чайковский.

Напомним, что в госбюджете на 2022 предполагается 4,6 млрд. грн, на 2021 год – 4,5 млрд. грн, в 2020 – 4 млрд. грн, 2019 – 5,9 млрд. грн, 2018 – 6,3 млрд. грн.

На 2022 год предложили как традиционные программы (возмещение стоимости сельскохозяйственной техники, удешевление кредитов и страховых платежей, развитие животноводства, растениеводства, садоводства, виноградарства и хмелеводства, дотацию на орошение 1200 сельскохозяйственных товаропроизводителей) господдержки в пределах 4,6 млрд. грн, так и новые. Больше о них в материале «Господдержка 2022 года».

Также 715 млн. грн предусмотрено на проведение земельной реформы:

на создание и обновление топографических карт и планов 565,9 тыс. км2 предлагается направить 329 млн. грн;

на инвентаризацию 1,7 млн. га государственных земель — 220 млн. грн;

на развитие мелиоративных комплексов, содержание водохозяйственных систем – 2,7 млрд. грн.

Кроме того, во время второго чтения в бюджет на нужды аграриев на мелиорацию отдельно заложили 1 млрд. грн.

На запуск работы Фонда частичного гарантирования кредитов сельскому хозяйству – 200 млн. грн.

В аграрном комитете вообще предлагают изменить логику господдержки (дотаций) в 2022 году – поставить финансирование программ с добавленной стоимостью. В идеале ввести спецрежим для создания добавленной стоимости в АПК.

Спецрежим добавленной стоимости в АПК – это снижение ставки НДС до 7% с 20% на всех этапах производства – от сельскохозяйственных товарных производителей до прилавка. На каждом этапе изготовления аграрной продукции действует ставка НДС 7%. Производителю это позволяет аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы и направить их на развитие животноводства (мясного или молочного).

Потребителю — гарантирует снижение конечных цен. Государству – обеспечивает увеличение доходов от увеличения объемов производства аграрной продукции с добавленной стоимостью и позволяет провести импортозамещение по еде. Все от этого выигрывают. Спецрежим добавленной стоимости — это шаг для развития в общем аграрном секторе, который будет стимулировать переработку, — предлагает Иван Чайковский.

Есть ли в бюджете стимулы для детенизации экономики и привлечения инвестиций?

Давайте посмотрим, с чем заходим в год и сработали ли заложенные ранее стимулы?

Налоговая амнистия капиталов с треском провалилась: за три месяца украинцы задекларировали 250 млн. грн. При этом население в ноябре 2021 года продало валюты на $2,33 млрд., а купило – на $2,7 млрд. Понимаете, где держится основной резерв? Под подушкой до сих пор.

Идем дальше. Сами люди не нашли себе места в стране, поэтому на 11% (в сравнении с 2020 годом) больше украинцев уехали на заработки за границу – по данным Международной организации по миграции трудовых мигрантов, в 2021 году мигрировали на работу более 1 млн. 160 тыс. украинцев. Люди голосуют ногами из страны.

Что с детенизацией?

Эксперты уверяют, что должен быть комплекс мер для облегчения налоговой нагрузки и условий работы предпринимателей.

Страна нуждается не в налоговой амнистии, а в нулевой декларации. 30 лет живем в условиях, когда полностью легально заниматься предпринимательством в Украине невозможно. Бизнес вынужден был пристроиться к среде. Но с учетом того, что в будущем вести нормальную деловую активность без очистки прошлого станет невозможно, необходимо проводить именно нулевую декларацию. Как для физических, так и для юридических лиц.

Суть ее в том, чтобы государство дало возможность бизнесу легализоваться по принципу презумпции невиновности. После этого следует вводить всеобщее декларирование доходов и расходов всего трудоспособного населения. Никто не сможет тратить средства, если нет источника их происхождения, – говорит бывший министр финансов Игорь Уманский. Ведь закон «инвестнянь» не работает.

Очевидно, что добавить Украине инвестиций и доверия у потенциальных своих инвесторов, которые разбрелись по миру в поисках лучшей доли, должен законопроект о множественном гражданстве. Его анонсировал в парламенте во время обращения к депутатам Владимир Зеленский. Но и там есть нюансы – очень важные. О них впоследствии.

Одним является то, что одной из ключевых статей пополнения государственного и местных бюджетов является аграрная статья законопроекта №5600 – о минимальном налоговом обязательстве.

По оценкам Даниила Монина, благодаря минимальному налоговому обязательству в бюджеты всех уровней должно поступить за год 40-45 млрд. грн.

Впрочем, это не единственная налоговая аграрная статья этого бюджета, которая коснется каждого, кто имеет кусок земли.

Теперь люди должны платить НДФЛ с доходов, превышающих 12 минимальных зарплат (72 тыс. грн) в течение года. От продажи собственной сельскохозяйственной продукции, которая выращена, откормлена, выловлена, собрана, изготовлена, выработана, обработана и/или переработана непосредственно физическим лицом на земельных участках.

При ведении садоводства и/или для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) и/или для индивидуального дачного строительства; личного крестьянского хозяйства и/или земельные доли (паи), выделенные в натуре (на местности).

А как налоговая служба о таком доходе узнает? А налогоплательщик теперь обязан отразить сумму налогооблагаемого дохода за соответствующий отчетный год и подать годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах (налоговую декларацию) и самостоятельно уплатить налог с суммы такого превышения, – говорит бывшая нардеп VIII созыва с налогового и таможенного комитета Татьяна Острикова.

Собранные деньги от минимального налогового обязательства распределятся так:

в местные бюджеты – 60%

государственный бюджет — 25%

областной – 15%

Доходы объединенных территориальных общин

По данным Офиса поддержки реформы децентрализации, общий объем финансового ресурса местных бюджетов на 2022 год составит 630,8 млрд. грн, в том числе:

доходы местных бюджетов – 437,2 млрд. грн

трансферты из государственного бюджета — 193,6 млрд. грн.

Основными нормами, которые будут иметь наибольшее влияние на бюджеты органов местного самоуправления, являются следующие:

В 2022 году увеличится норматив зачисления НДФЛ в бюджеты сельских, поселковых, городских территориальных общин на 4% за счет соответствующего уменьшения норматива зачисления НДФЛ в государственный бюджет.

Предусмотрена дополнительная дотация для проведения расчетов в течение отопительного периода (1,5 млрд. грн).

ОГА будут распределять дотацию между местными бюджетами, значение индекса налогоспособности которых меньше 0,9.

3,15 млрд. грн предусмотрено на финансовое обеспечение мероприятий по развитию аэропортовой инфраструктуры.

Ко второму чтению увеличена базовая дотация на 3 млн. грн и реверсная дотация на 1,6 млн. гривен.

Важно, что почти 1,5 млрд. грн в госбюджете заложили на проведение расчетов в течение отопительного периода за энергоносители и коммунальные услуги, потребляемые предприятиями, что содержатся за счет местных бюджетов, отмечают в Офисе поддержки реформы децентрализации.

Цифры красивые, но реальной децентрализации они не дают, говорит в комментарии AgroPolit.com советник Ассоциации городов Украины Иван Фурсенко.

Общинам дали деньги на выживание, но о субвенциях, то есть о децентрализации здесь не может идти речь. Деньги будут, но будут направлены на те объекты, которые определит государство. Решение о финансовой децентрализации по факту принимает не местное самоуправление, а правительство, – объясняет он.

А секретарь аграрного комитета Иван Чайковский объясняет, почему нельзя экономить на потребностях общины и ограничивать их:

Если мы хотим, чтобы одна из самых прогрессивных украинских реформ за последнее столетие состоялась (децентрализация), общинам надо дать больше ресурсов в виде доходов от налогов на места. Если же общины посадят на голодный паек (а именно это и заложено в бюджете на 2022 год), тогда главы территориальных общин напишут заявления на увольнение и поедут где-то на заработки за границу.

Я со своими коллегами обращался по соответствующим правкам о том, что нельзя забирать у общин тот финансовый мизер, который они имеют на свое развитие. Бюджет большинства из общин держит их сегодня на грани выживания. Именно поэтому при принятии бюджета следовало добавить финансового ресурса на места. А дальше состоялся бы естественный процесс — более сильные будут присоединять более слабые общины. Вот такие органические действия нужно стимулировать.

Поэтому проект бюджета 2022 года трудно пока назвать бюджетом развития. Скорее это бюджет оперативных вызовов и реакций.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий