Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию историю французской семейной компании Soufflet Group, которая более века успешно развивается и является крупнейшим частным покупателем зерна в Европе.
Soufflet Group
Основана: в 1900 году Пьером и Люси Жюша
Оборот: более 4,5 млрд. евро; точную сумму владельцы желают не разглашать
Количество работников: 7400
Главный офис: Ножансюр Сен, Франция
Исполнительный директор: Жан Мишель Суффле
Исследование феномена успешности семейного бизнеса, который процветает на протяжении десятков, а то и сотни лет, интересует многих. Но, как показывает практика, универсального рецепта не существует – успешность семейного дела создает ряд факторов. Семейные бизнесы чаще связывают компанию со своей фамилией, а потому более сосредоточены на качестве товара и поддержке клиентов.
Они чаще, чем другие типы корпораций реинвестируют в собственное дело, чтобы увековечить богатство другим поколениям, а потому более сосредоточены на получении прибыли в краткосрочном периоде. Они работают над лояльностью сотрудников. В семейных фирмах более легкий контакт с руководством, а потому решения принимаются достаточно быстро, что дает конкурентные преимущества. А еще помним об отсутствии конфликта интересов, что имеется при наличии акционеров.
Безусловно, семейный бизнес сталкивается и с проблемами – какой-то конфликт при смене преемника, разные взгляды на управление у предшественника и преемника, проблемы наследования и тому подобное. Чтобы решить их и развить успех, нужно уметь опережать появление затруднений, прогнозировать их.
Ярким примером умения придерживаться правильных стратегий является французская семейная компания «Суффле Групп», которая более века и в нескольких поколениях развивает успешный бизнес.
ПРОЗОРЛИВОСТЬ, ВЕРА В СЕБЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
История французской компании «Суффле Групп» интересна тем, что показывает: семейное дело, которое передается от деда к внуку, не только может жить, но и даже успешно развиваться более 100 лет.
Чтобы понять, в чем секрет ее успеха, давайте рассмотрим, какие стратегические решения помогли компании не просто держаться на плаву, а развиваться и удерживать лидирующие позиции в отрасли. За свое более чем столетнее существование компания столкнулась со многими трудностями и вызовами, но правильные решения, которые порой могли показаться слишком рискованным, помогли двигаться дальше.
История «Суффле Групп» берет начало в 1900 году, когда супруги Пьер и Люси Жюша приобрели зерновой бизнес в городе Ножан-сюр-Сен за 1800 франков.
Фигура Жана Суффле – определяющая в истории компании. Он мог видеть наперед, предсказать, в какую сторону движется социум и экономика
1927 года маленький семейный бизнес перешел в управление их зятя Жана Суффле, который не только был фермером и знал особенности агробизнеса, но и имел предпринимательский талант. Именно под его управлением компания стала интенсивно развиваться. Он понимал, что удачная логистика значительно снижает затраты на доставку зерна с поля до клиента. Именно поэтому все свои усилия компания направляла в развитие именно логистики. Благодаря усилиям Жана Суффле в 1939 году в Ножане появился первый элеватор.
Вообще фигура Жана Суффле – определяющая в истории компании (не удивительно, что она названа его фамилией, а не Жюша). Именно 26-летний юноша дал толчок бизнесу, который перерос масштабы семейного.
Анализируя его решения, видно, что коммерческая гениальность этого человека проявилась в трех определяющих чертах:
Первая, о которой уже говорилось выше, – прозорливость: Жан Суффле мог видеть наперед, предсказать, в какую сторону движется социум и экономика.
Вторая черта – вера в себя, в свое дело: нехватка этого качества мешает большинству молодых бизнесменов, которые очень часто сомневаются в правильности выбранного направления; Жан Суффле никогда не имел с этим трудностей.
И третья черта характера фактического основоположника компании – ответственность. Здесь речь идет о краеугольном понимании: «хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам». Зять Пьера и Люси Жюша сумел сформулировать, по сути, базовый принцип деятельности «Суффле Групп» (подробнее об этом написано ниже): для эффективного управления бизнесом не надо расширять управленческий штат, а… следует больше работать самому и полагаться на себя.
РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ…
После окончания Второй мировой войны Жан Суффле договорился с французской железной дорогой о строительстве зернохранилищ вблизи железнодорожных станций, что позволило транспортировать зерно по всей Франции поездами. Это значительно уменьшило логистические расходы и дало компании «Суффле» конкурентные преимущества, ведь теперь была возможность доставлять зерно не только по всей территории Франции, но и экспортировать его в соседние страны. И уже в 1950 году компания начинает экспорт зерна в Германию и страны Бенилюкса.
Семейная компания меняет форму собственности и становится обществом с ограниченной ответственностью под названием Etablissements J. Soufflet.
После Второй мировой войны экономика Европы стремительно развивалась, что создавало благоприятные условия для инвестирования и развития. Именно поэтому Жан Суффле решает диверсифицировать бизнес и приобрести солодовый завод в Ножане. Солодовый бизнес давал хорошую прибыль, и впоследствии компания приобрела еще два солодовых завода в Страсбурге.
ОТ ОТЦА К СЫНУ
После смерти Жана Суффле управление компанией перешло к его сыну Мишелю. Энергичный Мишель стал продолжать стратегию отца – совершенствовать логистическую систему компании. Одним из его первых проектов были перевозки жидких азотных удобрений в старых вагонах-цистернах. Эти вагоны стоили недорого и были вполне пригодными для хранения и перевозки жидких удобрений, что дало возможность быстро, а главное дешево доставлять удобрения фермерам и хранить их на полях.
За пол десятилетия компания запускает инновационный, как на то время, логистический проект – доставку зерна с поля непосредственно к элеватору. Это предложение было выгодным для фермеров, поскольку им не нужно было заниматься доставкой зерна, что снижало его себестоимость.
Необходимость развития логистической цепи привела Мишеля Суффле в морской порт.
Компания «Суффле» построила зерновой терминал в порту Руан, расположенном в 80 км от места, где Сена впадает в Ла-Манш. Особенностью гавани является ее удобство для перегрузки зерна с речных судов на морские. Это дало компании возможность возить зерно в Англию каботажными судами. Торговля с Туманным Альбионом оказалась довольно прибыльной.
Был открыт первый зарубежный офис компании – в английском городке Лион-Си.
Как ни парадоксально это прозвучит, однако факт остается фактом: Мишель Суффле был едва ли не прямой противоположностью отца Жана, впрочем, сумел развить все его принципы и поднять компанию на еще большую высоту.
Аспектом его биографии, который сразу бросается в глаза, является то, что Мишель был самоучкой, но был довольно амбициозным и имел прекрасную предпринимательскую интуицию, которую, скорее всего, унаследовал именно от отца. Самоучка в том смысле, что он не имел специализированного аграрного образования, даже больше – до какого-то момента планировал посвятить жизнь чему-то другому.
Для эффективного управления бизнесом надо не расширять управленческий штат, а больше работать самому и полагаться на себя
Впрочем, отец все-таки смог убедить сына продолжить семейный бизнес. Какие аргументы нашел Жан, чтобы изменить планы Мишеля, неизвестно, однако логично предположить, что те аргументы были очень весомые, потому что сын вывел компанию, которая имела национальный и субрегиональный статус, на по-настоящему мировой уровень.
ОТ СЕМЕЙНОЙ КОМПАНИИ ДО ГЛОБАЛЬНОЙ
Для стимулирования развития, кроме совершенствования логистической цепи, Мишель начал реализовывать push-стратегию. Именно поэтому, чтобы увеличить объемы выращивания ячменя и как следствие, немного снизить закупочные цены на него (ведь на увеличение предложения биржа реагирует снижением цен), «Суффле» начинает предоставлять фермерам консультации по повышению урожайности ячменя и стимулирует увеличивать площади выращивания.
В этом кроется гениальный тактический ход – компания снижает стоимость сырья для производства солода, продает фермерам удобрения и средства защиты растений, и при этом цена на солод остается без изменений, а маржа компании растет. Вот отличный пример того, как созданная добавленная стоимость ячменя дает возможность получать хорошие прибыли, несмотря на колебания цен на сырье!
Далее развитие событий шло в геометрической прогрессии. Итак…
Компания строит в городе Ножан-сюр-Сен новый солодовенный завод мощностью 30 000 т солода в год, что в 10 раз больше, чем было до того.
В рамках стратегии горизонтальной диверсификации бизнеса компания покупает в городе Денвиль первый блин, что обеспечило «Суффле» выход на рынок первичной обработки зерна.
Компания построила собственную пекарню, конструкция которой выполнена таким образом, что позволяет значительно экономить электроэнергию. Строительство пекарни позволило выйти на рынок полуфабрикатов под брендом Viennoiserie.
Приобретение семейной компании Riff, расположенной в Валансьене, и выход на рынок первичной обработки риса.
Приобретение мукомольного предприятия Ceres в Бельгии.
Торговля на Атлантическом побережье.
Приобретение первой в Европе мукомольной компании Grands Moulins de Pantin, расположенной неподалеку Парижа. Это позволило компании стать лидером на рынке муки. Но в 2001 году завод был закрыт, помещение продано группе BNP Paribas, которая превратила его в офисы.
Компания обновляет свой бренд Baguepi, создавая новую концепцию для ремесленных пекарен, которая базируется на использовании высококачественных сортов муки.
Приобретает мельницы в Санкт-Петербурге, что позволило компании выйти на российский рынок.
В ЧЕТВЕРТОМ ПОКОЛЕНИИ
Председателем совета директоров становится Жан-Мишель Суффле, представитель уже четвертого поколения в семье.
Новое время требовало не столько нового человека в руководстве, сколько откорректированной стратегии в управлении. Во всех концах света росло количество конкурентов, а создаваемая ими среда становилась все жестче. При такой ситуации мощная международная компания нуждается в активном, молодом руководителе, способном быстро реагировать на постоянно меняющуюся реальность. Таким и стал Жан-Мишель.
По его словам, сейчас глобальный рынок меняется — сюда выходят новые экспортеры, поэтому получать прибыли старыми методами сложнее. «В последние годы мы столкнулись с закрытием некоторых крупных международных рынков. Ливия, например, когда-то была крупнейшим в мире покупателем муки, но в какой-то момент страна построила собственные мельницы и теперь сама экспортирует. То же касается Египта, Марокко, а завтра коснется Гвинеи.
Как следствие наша доля экспорта в этой деятельности сейчас составляет только 30% – по сравнению с 70%, что было в прошлом», – поясняет Жан-Мишель Суффле.
Позволим себе сделать вывод, что Жан-Мишель соединил черты отца и деда: фундаментальный подход Жан Суффле подкрепил коммерческой изобретательностью Мишеля. В его действиях, манере общаться, стратегических инициативах просматривается, с одной стороны, спокойствие и уверенность в том, что делаешь, а с другой – постоянная готовность реагировать на вызовы, развиваться и опережать время внедрением прогрессивных трендов.
Теперь посмотрите, насколько динамично развивается компания под его руководством.
Приобретение чешского завода по изготовлению солода Tchecomalt, также владение одним из крупнейших солодовых предприятий в городе Текели (Казахстан). Ценность этого приобретения невозможно переоценить, поскольку именно оно позволило «Суффле» экспортировать продукцию в Китай.
«Суффле» строит инновационный завод, производящий корма для животных и удобрения для выращивания ягод и винограда на основе энзимов.
Компания выходит на украинский рынок, приобретя Славутский солодовый завод в Хмельницкой области – крупнейший в стране. Он может производить до 200 000 т продукта в год.
Запуск нового бренда Vinextzse, который изготовляет продукцию (бутылки, пробки, фильтры) для виноделов.
Запуск инновационного проекта OSIRIS, в рамках которого были созданы инструменты высокой пропускной способности для исследования зерна и почв на содержание микроорганизмов.
Приобретение двух заводов по изготовлению солода в Болгарии.
Создание бренда Grand Chef, который специализируется на изготовлении высококачественных натуральных ингредиентов для выпечки хлеба, а также изготовление хлебобулочных полуфабрикатов.
Приобретение компании Guarner в Аргентине, занимающейся продажей ингредиентов и товаров для пищевой и аграрной промышленности. Эта сделка обеспечила «Суффле Групп» выход на аргентинский рынок.
Выход на рынок Бразилии через приобретение солодового завода Malteria do Vale.
Запуск для клиентов компании онлайн-ресурса agriculture.fr, с помощью которого они могут управлять бизнесом.
Выход на рынок быстрого питания через приобретение части акций Neuhauser Group.
Приобретение бразильской компании Qualimix, которая специализируется на продаже муки для пекарен.
Приобретение солодового бизнеса Molson Coors в Великобритании и выход на второй по величине солодовый рынок в Европе.
Выход на рынок Индии через приобретение солодового завода Alwar Maltry (штат Раджастхан).
«Суффле» предлагает клиентам бесплатное мобильное приложение, через которое они могут получать советы по ведению бизнеса, прогноз цен на зерно, маркетинговую поддержку и тому подобное.
Строительство солодового завода в Эфиопии. Вообще, по солодовому бизнесу руководство компании планирует продолжать стратегию выхода на международные прогрессирующие рынки через покупку местных заводов.
Строительство грузового терминала в порту Ла Рашель, который дает возможность экспортировать зерно из западных и центральных районов Франции в Африку.
ТРИ ГОЛОВЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ
Анализируя деятельность компании, на протяжении более чем столетней истории стоит заметить, что ее успех, прежде всего, обеспечили четыре важнейшие составляющие: инновации, вертикальная диверсификация бизнеса, высокая клиентоориентированность и скорость в принятии решений. Это внедрял Мишель Суффле, а затем продолжил его сын Жан-Мишель.
«В течение 1950-х мы начали реализовывать более интенсивную логистику. На то время проблема заключалась в сборе урожая: аграрии затаривали зерно в мешки, мешки в телеги. Процесс транспортировки зерна с поля до элеватора занимал довольно много времени. Я понял: если мы дадим возможность транспортировать урожай быстрее и более экономично, это позволит нам завоевать клиентов», – говорит Мишель Суффле.
Логичным следующим шагом стало то, что именно компания «Суффле» первой во Франции массово закупила грузовики с системой «рулон» (они имеют специфическую платформу, которая дает возможность грузить большие объемы урожая).
На протяжении всей деятельности компания внедряла инновации в различных направлениях своей деятельности – в удобрения, средства защиты растений, в улучшение качества муки и изготовление кормов для животных. Инновации также шли в исследование качества зерна и сохранение плодородия почв, производство высокоурожайных сортов зерна.
Жан-Мишель Суффле соединил черты отца и деда: фундаментальный подход Жана Суффле он подкрепил коммерческой изобретательностью Мишеля
Насчет эффективного менеджмента, то, по словам Жана-Мишеля, быстро принимать решения им позволяет то, что компанией владеют всего три человека – он, его сестра и отец Мишель. Собрать трех человек и прийти к согласию гораздо легче, чем принимать решения при участии десятка акционеров. Это и является главной причиной того, почему владельцы не желают выходить на биржу.
«Я никогда не поддерживал идею безделья, поэтому мы не планируем распределять дивиденды акционерам – нам не нужны дополнительные деньги, мы не успеваем тратить то, что у нас есть. Моя цель всегда состояла в том, чтобы оставаться независимым и не иметь партнеров», – говорит Мишель Суффле.
«Я не могу управлять бизнесом, который находится на фондовом рынке», – добавляет его сын в унисон.
Если компания не способна конкурировать с зернотрейдерами-гигантами, то она может получать прибыль, продавая семена и удобрения производителям
Свое конкурентное преимущество «Суффле Групп» видела в построении сети зерновых терминалов в портах, что позволяло экспортировать зерно не только в соседние страны, но и вести торговлю на разных континентах. Но, как предупреждает Жан-Мишель, конкурентоспособность в портах – это одно, а есть еще конкурентоспособность на высшем уровне логистики. Он призывает, прежде всего, к «эффективным и доступным железным дорогам» как самому дешевому виду транспорта.
С чем в Украине сложилась крайне сложная ситуация, что ставит зернотрейдеров в затруднительное положение из-за высокой стоимости перевозок, это устаревшие вагоны и крайне малое количество зерновых терминалов.
Что касается планов на будущее, то Жан-Мишель стремится, прежде всего, поддерживать сотрудничество с производителями. «В торговле зерном нам сложно конкурировать с такими «тяжеловесами», как, например, Cargill. Поэтому для нашего бизнеса оптимальным является выпуск на рынок 7-8 млн. т зерна в год. Мы хотим сосредоточиться на том, что непосредственно касается сельского хозяйства: имею в виду уборку зерновых и масличных культур, а также продажу семян, удобрений, и т. п. для фермеров. Это наша историческая база», – подчеркивает он.
Стратегия направленности на производителей является дальновидной, ведь если компания не способна конкурировать с зернотрейдерами-гигантами, то она может получать прибыль, продавая семена и удобрения производителям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ «СУФФЛЕ АГРО» В УКРАИНЕ
Компания расположена в городе Славута Хмельницкой области. Здесь занято 130 сотрудников, которые обслуживают 630 клиентов и поставщиков. Оборот компании составляет $44 млн.
Открыто представительство «Суффле Агро Украина», занимающееся продажей семян и закупкой урожая, а также продажей оригинальных средств защиты растений.
Куплены Каролинский (Винницкая область) и Жашковский (Черкасская область) элеваторы.
Начаты продажи удобрений, стимуляторов роста и средств защиты растений собственного производства.
Создан клуб SOILTEQ, помогающий фермерам сохранять плодородие почв.
Открыт клуб SGA. Это аналитическое собрание, направленное на то, чтобы помочь производителям следить за ценами на зерно и продавать его в самое благоприятное время по лучшей цене.
Вообще свою деятельность в Украине «Суффле Групп» начала с создания сети собственных элеваторов. Начали с элеватора в Городке (Хмельницкая область), потом были Жашков (Черкасская область) и Каролина (Винницкая область). Такое внимание к элеваторам в компании понятно: с помощью них французы надеются заложить фундамент для дальнейшего развития своего бизнеса в Украине.
Деятельность «Суффле» в Украине имеет еще одну особенность – здесь группа действует не самостоятельно, а в консорциуме. В 2007 году «Суффле» объединилась с австралийской компанией ABB Grain, специализирующейся на торговле ячменем. В результате объединения возникла совместная «дочка» – New World Grain Ukraine. Именно эта компания планирует превратить порт в городе Черноморск в «зерновые ворота» Украины.
Одна из характерных черт «Суффле», что роднит ее со всеми солидными компаниями мира (речь не только об агробизнесе), – большая направленность на различные социальные проекты. Особенность «Суффле Групп» еще и в том, что ее социальные проекты имеют регулярный статус, а не единичный, и их организуют абсолютно во всех странах мира, где присутствует компания.
К таким проектам относятся, например, регулярные образовательные семинары. О чем идет речь? Представители «Суффле» собирают молодых аграриев и делятся с ними передовым опытом. В Украине последний на данный момент семинар состоялся в январе-феврале в Днепре.
Такие мероприятия состоят из нескольких частей (блоков), где анализируются различные вопросы современного ведения сельскохозяйственного бизнеса – от выбора сорта определенной культуры или удобрения для нее до рассмотрения логистической специфики закупки-продажи урожая. То, насколько такие семинары важны для украинских хозяйственников, подтверждает факт: каждый раз на них присутствует более большая аудитория, чем ожидалось накануне.
Источник: Landlord
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.