Акмеологическая модель специалиста нового типа

Эффективность процесса развития специалиста нового типа определяется его активностью в реализации личностно-профессионального потенциала и в достижении личностной зрелости, профессиональной компетентности, так и формированием в рамках профессиональной деятельности акмеологической среды.

Оптимизировать процесс развития специалистов нового типа можно за счет учета и реализации акмеологических условий и факторов. Акмеологический подход к развитию профессионализма специалиста нового типа является одним из важных современных подходов, предполагающих исследование человека как целостной личности.

В связи с этим особенно актуальными становится разработка акмеологической модели формирования профессиональной компетентности, что, в свою очередь, связано с поиском и выделением соответствующих условий и факторов.

С точки зрения акмеологии личностно-профессиональное развитие – это «процесс формирования личности и ее профессионализма в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий».

В работе подтверждено, что в процессе формирования специалиста нового типа происходят расширение интересов и изменение системы потребностей, рост потребности в самореализации и саморазвитии, актуализация мотивов достижения целей, повышение профессиональной компетентности, поиск новых путей решения поставленных профессиональных задач, развитие профессионально важных, личностно-деловых качеств и акмеологических инвариант профессионализма.

Указано, что оптимизировать процесс развития акмеологических компетенций специалиста нового типа можно в рамках акмеологического сопровождения его деятельности. Акмеологическая модель в формировании специалистов нового типа представлена как система взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целостный процесс разработки и реализации технологий развития акмеологических знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: акмеология, акмеологическая модель, специалист нового типа, компетентность, профессионализм, новые профессиональные качества.

Постановка проблемы. Основу формирования личности специалиста нового типа в соответствии с требованиями научно-технического прогресса (далее – НТП) составляет развитие его способностей – тех индивидуальных, профессиональных, психологических и физических качеств, с которыми непосредственно связано успешное выполнение трудовой деятельности.

Практика показывает, что работники, не имеющие достаточно умений и навыков по определенному виду деятельности, значительно дольше других и с большим трудом овладевают специальностью, а также более склонны к ошибкам и просчетам. Поэтому развитие способностей, непосредственно касающихся профессионального мастерства и творческого своеобразия личности в условиях НТП, приобретает особую значимость.

Актуальность темы. Необходимость формирования специалиста нового типа, в деятельности которого все больший вес приобретают интеллектуальные усилия, творчество, способность к освоению нового, диктуют социально-экономические потребности развития нашего общества. Как никогда острой становится потребность в инициативной и деятельной личности, способной непрерывно пополнять запасы профессиональных знаний и умений, грамотно ставить цели в своей профессиональной деятельности и достигать их, творчески подходить к своему делу.

Выявление акмеологических условий и факторов развития специалиста нового типа могут быть использованы в рамках кадровой работы и соответствующего сопровождения на всех этапах профессиональной деятельности. Бизнес-тренерами в практике индивидуального консультирования для разработки акмеологических моделей оптимизации процесса карьерного, личностного профессионального развития и повышения эффективности профессиональной деятельности.

А также самими специалистами как одно из средств оптимизации процесса их саморазвития для достижения высокого уровня конкурентоспособности.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретико-методологической основой нашего исследования, раскрывающего сущность акмеологического учения об особенностях развития личности, становления профессионализма в специалиста нового типа являются труды К. А. Абульхановой-Славской (K.A. Abulhanova-Slavskaja), А. А. Деркача (A.A. Derkach), С. С. Пальчевского (S.S. Palchevskyj), Е. В. Сайко (Je.V. Sajko), А. В. Москаленко (O.V. Moskalenko).

Целенаправленные теоретико-методологические исследования проблемы акмеологического развития начались в 2007 году, когда А. А. Деркач и Е. В. Сайко опубликовали в журнале «Мир психологии» статью «Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза». В указанной статье и последующих публикациях эти исследователи рассматривали методологические основы и обозначили проблемное поле исследований акмеологического развития.

Цель статьи. Целью нашего исследования является анализ акмеологических особенностей становления специалистов нового типа и развития профессиональной компетентности и ее оптимизации. Практика хозяйствования показывает, что сейчас необходимо начать подготовку специалистов нового типа, которые обладали бы интегрированными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, высокой общей и профессиональной культурой, конкурентоспособностью, что позволит им быстро адаптироваться к новым условиям.

Научная новизна. В процессе исследования реализована гипотеза эффективности акмеологического подхода в процессах становления специалистов нового типа и разработана акмеологическая модель формирования специалистов нового типа.

Изложение основного материала. Развитие информационного общества требует специалистов нового типа – профессионалов, которые творчески становятся к обязанностям и гибко реагируют на социально-культурные изменения.

Усложнение характера трудовой деятельности актуализирует экстрафункциональные характеристики специалиста как субъекта труда. К ним относятся те качества и свойства личности, которые выходят за рамки собственно профессиональных характеристик, то есть культура общения, эстетическое воспитание, широкая интеллектуальная деятельность, общая культура человека.

Подготовка специалиста нового типа должна осуществляться через влияние на различные сферы его личности: когнитивную, личностную, профессиональную.

Развитие когнитивной сферы предполагает целостное восприятие окружающего мира, владение культурой системного подхода в деятельности, способность к экономическому мышлению, умение быстро обновлять и пополнять знания, иметь высокую мотивацию к творчеству, чувство нового, умение мыслить нестандартно, находчивость, умение принимать решения в ситуациях неопределенности.

Личностная сфера включает дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности, коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу, умение отстаивать собственную позицию, работать в коллективе, исходя из интересов дела.

Собственная профессиональная сфера предусматривает: профессиональную этику, подготовку в области маркетинга с учетом хозяйственных, социальных и культурных аспектов новых технологий, профессиональную гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться, умение решать нетипичные задачи, ориентироваться в мире специальностей, овладевать новой профессией, знать особенности смежных.

Принципиально иной тип специалиста характеризуется способностью к осознанному личностному росту, направленностью на преодоление стереотипов, развитостью профессиональной ответственности и прогностических навыков. Указанные характеристики полностью соответствуют качеству жизнеспособной и успешно адаптированной к сложным условиям жизни и рынку труда личности.

Предметом изучения акмеологии являются особенности пути человека к вершинам профессиональной деятельности и к зрелости личности (Н.В. Кузьмина, А. А. Бодалев, А. А. Деркач и др.). Различают «объективные» и «субъективные» акме. Объективные акме предполагают не только высокие результаты деятельности, но и проявления зрелости личности, признанные социумом.

Субъективные акме рассматривают как равные деятельность и личности, осознаваемые человеком как собственные достижения, максимально полно реализуют ее возможности на данном этапе развития, но не всегда признаются социумом.

Акмеологический подход к становлению специалиста нового типа, присоединяясь к субъектно-личностному и антропоцентрически-гуманистическому подходу, имеет и определенную специфику. Он предполагает выявление условий мобилизации у человека настроек на самые высокие достижения и самую полную самореализацию.

Оценивая специалиста нового типа, акмеологический подход ориентирован не только на учет внешних показателей труда (успешность, результативность), внутреннее состояние (мотивацию, удовлетворенность трудом), а также на существование особой мотивации, побуждающей к высокопроизводительному труду, к постепенному восходящему саморазвитию и тому подобное.

В то же время, акмеологический подход предусматривает изучение и «психологической цены» высоких достижений, то есть обеспечение баланса между отдельными сторонами развития. Основным содержанием акмеологического подхода является выявление акмеологических факторов и условий развития специалиста нового типа и становление его профессионализма.

Рассмотрим формирование акмеологической модели специалиста нового типа с системных позиций, во взаимозависимости с развитием подсистем деятельности и личности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации, а также в плане развития творческого потенциала личности.

Подсистема профессиональной деятельности специалиста нового типа характеризуется сочетанием умений и навыков на уровне профессионального мастерства и высокой профессиональной компетентности, а также акмеологических инвариантов профессионализма как профессиональных базисных умений.

Профессиональная компетентность служит главным когнитивным компонентом в подсистеме профессиональной деятельности, системой знаний, которая постоянно растет, что позволяет реализовывать профессиональную компетентность с высокой производительностью, расширить круг решаемых проблем и вопросов. Профессиональная компетентность связана с профессионализмом человека.

Психологической компетенции принадлежит особая роль в структуре профессиональной компетентности. Она делает возможным продуктивное взаимодействие и управление «человеческой составляющей» в управляемых системах. Психологическая компетентность – структурированная система знаний о человеке как личности, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенной в индивидуальную или совместную деятельность, что осуществляет профессиональные и иные взаимодействия. Рассмотрим совокупность компонентов, формирующих состав психологической компетентности:

— гностический компонент  – охватывает систему необходимых психологических знаний;

— проектировочный — связан с процессами предсказания и прогнозирования;

— регулятивный компонент или конструктивный – заключается в умении влиять;

— коммуникативный – обеспечивает эффективное общение.

Охарактеризуем пять ведущих взаимосвязанных видов психологической компетентности:

1) социально-перцептивная — основой, которой является наблюдательность и интуиция;

2) социально-психологическая – предполагает наличие знаний и закономерностей в поведении, деятельности и отношениях между членами коллектива, профессиональной группы;

3) ауто-психологическая — определяет способность управлять собственным состоянием и работоспособностью, самоэффективностью;

4) коммуникативная – это наличие знаний относительно различных стратегий и методов эффективного общения;

5) психолого-педагогическая — знание методов осуществления воздействия.

Акцентируя внимание на продуктивности профессиональной деятельности (творческие достижения, социальное признание, личный успех и т. п.) на разных этапах жизни, акмеология исследует особенности диахронического аспекта бытия человека. Одна из первостепенных проблем для акмеологии — вопросы становления и развития в различных видах профессиональной деятельности творческого потенциала человека.

Согласно шаблонам возрастного подхода к акмеологической проблематике, производительностью профессионального творчества называют кумулятивный эффект, который является производным от раскрытия возрастных возможностей человека, обусловленных такими социальными факторами, как образование, карьера и др.

Альтернативным  вариантом является системно-функциональный подход к акмеологии. Согласно нему она должна осуществлять изучение процессов зарождения и развития творческого потенциала человека, что будет способствовать успеху в профессиональной деятельности.

Такое изучение осуществляется с учетом психологических, физиологических, культурологических, генетических, социологических и других детерминант специалиста, что влияют на его профессиональное развитие, осуществляемое с целью достижения оптимальной стадии мастерства и желаемого общественного признания.

Важной психологической особенностью успеха является то, что он всегда является очевидным и конкретным, а также является результатом длительного и конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант.

Подсистема профессионализма личности. Значимой для понимания сути становления специалиста нового типа является группа задач акмеологии, связанных с освещением феноменологии акме как наивысшей точки зрелости личности и ее научным обоснованием; исследованием субъективных и объективных факторов, характеризующих количественно-качественные особенности акме; раскрытием механизмов и закономерностей.

А также факта наличия, который нужен для того, чтобы личность обрела настоящее акме. Это исследование степени зрелости личности, которое показывает, насколько лицо сформировалось как гражданин, как специалист в определенной области деятельности, а также условия и факторы, которые этому способствовали или не способствовали.

Специалистам нового типа, с точки зрения теории зрелой личности, по нашему мнению, присущи следующие характеристики: развитое чувство ответственности, способность к инициативному участию в жизни общества и продуктивному применению своих знаний и способностей, к конструктивному решению различных проблемных жизненных ситуаций, возникающих на пути к максимальной самореализации.

С точки зрения акмеологии характерной особенностью зрелости является признание социально-психологических качеств и свойств человека в группе. Если такая оценка является достаточно высокой, то социально-групповое признание не только покрывает, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений.

Отсутствие признания индивидуума на групповом и личностном уровне провоцирует появление психологического кризиса личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как специалист и работник нового типа не состоялся. Бесспорным является тот факт, что для общества, личности важно продлить акме – наиболее активный творческий период жизни человека.

В системе важных качеств, которые должны быть присущи специалисту нового типа, выделяют особую группу личностно-профессиональных или личностно-деловых качеств, а именно: организованность, дисциплинированность, ответственность, инициативность, внимательность.

Выполнение дальнейших целенаправленных исследований может привести к выявлению других качеств.

При поддержке акмеологических технологий успешно происходит развитие значимых профессиональных и личностно-деловых качеств. Акмеологические исследования подтверждают, что развитие профессионализма работника соотносится с рефлексивной организацией деятельности.

Весомой гарантией роста профессионального мастерства специалистов нового типа является раскрытие их творческого потенциала, самореализация в профессиональной деятельности. Личностная креативность обязательно реализуется в профессиональной деятельности, поиске новых, более действенных способов решения задач, нетривиальных выводов.

Мощным стимулом для подъема активности личности является сам процесс, полученные новые результаты, которые будут сказываться на экономической эффективности организации. Креативность как качество личности должна иметь инновационное направление, поэтому на практике креативность получила название инновационной.

По сути, достижение профессионализма специалистом нового типа невозможно без новаторского подхода, который заключается в освоении новых эффективных алгоритмов и способов осуществления деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач.

Только направленность на инновации позволит получить качественно иные результаты, реализовывать прорыв в новые области профессиональной деятельности, что приведет к значительным экономическим и социальным сдвигам в организации и, соответственно, к повышению жизненного уровня работников. Недостаток инновационной направленности может приостановить рост профессионального мастерства.

Анализ деятельности и личностных качеств лиц, достигших ощутимых профессиональных результатов, констатирует их мощную инновационную направленность. Развитие у специалиста нового типа инновационного потенциала может происходить, прежде всего, путем отбора надлежащих эталонов и их соблюдения. Хорошие результаты дают некоторые акмеологические технологии рефлексивного содержания.

Подсистема нормативов деятельности и поведения. Высококлассный специалист, стремится к личностно-профессиональному развитию, и достижению профессионализма осознавая мотивацию профессиональных достижений и профессиональной самореализации. Человеческое поведение и деятельность постоянно регулируются неким объединяющим мотивом – потребностью актуализации, то есть работнику для сохранения и развития профессионализма, нужно развивать все свои способности.

Формирование мотивации «достижения целей» сочетается с социализацией личности и может раскрываться как «стремление к повышению уровня собственных возможностей». Итак, специалистам нового типа, по нашему мнению, должны быть присущи такие свойства:

— настойчивость в достижении целей;

— отсутствие духа нездоровой конкуренции;

— неудовлетворенность достигнутым результатом;

— постоянное стремление сделать работу лучше, чем раньше;

— потребность в создании новых способов выполнения обычных дел;

— склонность увлекаться своей работой;

— ощущение радости от успеха в работе;

— неспособность работать на низком профессиональном уровне;

— неудовлетворенность успехом, достигнутым без усилий;

— готовность принять помощь и оказать ее другим.

Мотивационной основой развития специалиста нового типа является совокупность условий и факторов, стимулирующих личность к достижению поставленных целей и задач и получению достижений. Рассмотрим уровни мотивационной основы формирования специалиста нового типа.

Первый уровень — рассмотрение особенностей развития специалиста нового типа как субъекта. Он отражает попытки стать первопричиной, детерминантным началом, беспрепятственным в действиях, зависимым от обстоятельств и людей. Достижение данного уровня возможно путем овладения профессиональным мастерством, следствием чего является изменение системы отношений.

Второй уровень заключается в формировании новой системы целей, идеалов и стандартов, их регулирующей роли, то есть налицо тесная взаимосвязь между мотивами достижений и результатами деятельности (формирование крупномасштабных целей, развитие личностных стандартов и эталонов, привлекательность самооценки, адекватность мотивации достижения личностных возможностей, индивидуальные предпочтения типа атрибуции).

На формирование мотивации в достижении сказываются выбранные специалистом личностные стандарты и эталоны, которые являются «образом-целью» развития.

Понимание личностью процесса профессионального развития непременно приводит его к мысли о противоречиях, не отлаженном процессе, неравномерности собственного развития (например, мотивы и стремления опережают фактические возможности) или к оценке нарушения баланса, гармонии (когда новые цели требуют чрезмерных усилий, что исчерпывают все резервы личности).

Причиной разлада в развитии может быть слишком ранняя или слишком поздняя профессионализация. Баланс между выхолащиванием умственных, профессиональных возможностей и приобретением новых ресурсов является необходимым условием поддержания качества жизни на должном уровне.

Отсутствие ценностно-мотивационной сферы превращает профессиональную деятельность в несистемное накопление отдельных действий без четкой и осознанной цели, где формирование операционно-технической сферы приводит к нерегулируемой совокупности действий, а недостаточное формирование субъектной сферы «провоцирует» не осознание и неприятие своей профессиональной субъективности, то есть является причиной отсутствия профессиональной Я-концепции. Таким образом, теряется главная цель деятельности, и исчезают представления о путях и средствах ее достижения.

В нашем понимании когнитивный компонент акмеологической модели охватывает знание и понимание общих принципов, закономерностей и методов личностно-профессионального развития, системы знаний об акмеологии, акмеологического потенциала, его составляющих и тому подобное.

Он направлен на реализацию на практике полученных знаний, что способствует пониманию необходимости развития акмеологического потенциала, определяет направленность на повышение уровня профессионализма, профессионального мастерства и компетентности, обобщение и систематизацию собственного профессионального опыта и опыта других для достижения экономических и социальных целей организации.

Подсистема формирования профессиональной Я-концепции. Развитие специалиста нового типа невозможно без продуктивной Я-концепции, то есть без осознанной как исключительной системы представления личности о себе. Развитие продуктивной Я-концепции предполагает умение:

— гностическое (исследовательское) – способность анализировать ситуацию;

— проектировочное – способность выявлять имеющиеся функциональные и причинно-наследственные связи;

— конструктивно создавать и редактировать систему деятельных и поведенческих стратегий;

— коммуникативным способом реализовывать и корректировать отношения, налаживать связи внутри группы и эмоционально позитивные контакты, управлять и осуществлять влияние на поведение;

— рефлексивно и адекватно реагировать на ситуации и субъектов взаимодействия;

— социально-перцептивные — способность избирать надлежащую ролевую позицию, реализовывать сотрудничество, действовать с учетом индивидуальных особенностей субъектов взаимодействия.

Развитие конкурентоспособности специалиста нового типа зависит от вида и сложности его деятельности в профессиональной составляющей (знания, компетенции, особые требования к деятельности), психологической (профессионально важные качества, способности, уровни супер профессионализма), акмеологичной (акмеологическая мотивация на саморазвитие, акмеологическое сопровождение) составляющих.

А  также требуемой точности оценки конкурентоспособности, целей оценки и других внешних факторов. Он определен как целенаправленный процесс реализации личностно-профессионального потенциала и достижения личностной зрелости и профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, обусловленной социальной ситуацией, ведущей деятельностью, творческими возможностями индивида.

Альбуханова-Славская К. А. определяет профессиональную компетентность как комплексную характеристику субъекта труда, характеризующую его профессиональную подготовленность и способность эффективно, творчески решать задачи и выполнять обязанности в повседневной деятельности.

Акмеологические условия развития специалиста нового типа предусматривают: личностную ориентацию в процессе базовой подготовки профессионального становления кадров; использование в системе непрерывного образования современных технологий обучения. Одним из условий развития специалиста нового типа является настройка на раскрытие резервов повышения результативности обучения, свойств и закономерностей мышления, памяти и усвоения информации.

Развитие специалиста обеспечивается становлением его личности в системе с закономерно обусловленными социальными отношениями, характером связей и взаимодействий с окружающей культурной средой, не только определяет мировоззрение будущего специалиста, но и существенно влияет на формирование его личностного статуса, уровня социальных стремлений и жизненных планов.

Весомым звеном в системе развития специалиста нового типа является непрерывное образование, что обеспечивается соблюдением таких условий: готовность человека к совершенствованию образования в течение жизни; мотивация в необходимости повышения образовательного уровня; возможность (доступность) получения образования (в том числе и дополнительного); согласованность основ образования на всех его этапах.

К условиям успешности непрерывного профессионального образования относятся:

а) обеспечение положительной мотивации учебной и профессиональной деятельности, развитие потребности в продолжение профессионального образования, укрепление эмоционально-волевой сферы, направленной, в том числе, на освоение необходимых компетенций;

б) организация обучения на высоком уровне сложности с использованием контекстного и проблемного деятельного подходов к профессиональному образованию специалистов в течение длительного периода;

в) активизация сознания, мышления, воображения, воли, направленной на развитие интереса к получаемой специальности;

г) воспитание высоких морально-психологических качеств, дисциплинированности, сознания и ответственности за порученное дело;

д) выявление профессионально важных способностей и качеств личности и их развитие.

Выводы. Акмеологические знания, акмеологический подход, акмеологические методы, модели и технологии все шире применяются в практике подготовки специалистов нового типа, в разработке индивидуальных программ профессионального роста и саморазвития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры.

Развитие специалиста нового типа можно описать как процесс и как следствие системных трансформаций, заключающихся в развитии взаимосвязанных прогрессивных изменений основных свойств индивида.

Последние проявляются в таких подсистемах акмеологической модели: профессионализм деятельности, профессионализм личности; нормативность деятельности и поведения; производительная Я-концепция. Реализация этой модели развития позволит работнику нового типа получить высокий профессиональный уровень. Сложность и многогранность рассматриваемой в работе проблемы требует дальнейших междисциплинарных исследований.

Авторы: В.Я. Брич, доктор экономических наук, профессор, Тернопольский национальный экономический университет, E-mail: v.brych@tneu.edu.ua

Х.А. Снигур, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Тернопольский национальный экономический университет, E-mail: vira.snigur@gmail.com

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий