Парламент, правительство Дениса Шмыгаля и президент Владимир Зеленский – их КПД для агросектора и в целом для экономики в 2020 году, и чего ждать от них в 2021 году на политико-экономической ниве?
Куда все трое завели децентрализацию в стране, похоронили, или наоборот, ускорили земельную реформу, что можно ждать от нового аграрного министра Романа Лещенко, и изменились ли у власти подходы к главным олигархам Украины Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, Виктору Пинчуку, Петру Порошенко. Как расценивать усиление депутатской группы имени аграрного барона, владельца компании «Кернел» Андрея Веревского?
Об этом AgroPolit.сом говорил с экспертом по политике и местному развитию Александром Солонтаем.
Назовите, пожалуйста, самую актуальную проблему 2020 года, которая непосредственно касается вашей отрасли, и что, по вашему мнению, стало причиной ее возникновения?
Децентрализацию убивало постоянное изменение правил и законодательства в противоположные стороны. Например, в 2015 году накануне местных выборов приняли добровольность объединения общин, а накануне этих местных выборов отменили добровольность, а вместе с тем ликвидировали десятки добровольно созданных общин, часть из которых были успешными.
В 2019 году сделали департизацию местного самоуправления, то есть выборы по партийным спискам должны были быть только в 30 крупнейших городах, но уже летом 2020 года, за три месяца до местных выборов, все отменили и оставили, как было.
Причем партийная идеология превысила партийную диктатуру 2006-2019 годов, в частности партийные списки появились в сельсоветах. В 2020 году отменили инфраструктурную субвенцию, которая работала в 2016-2019 годах для поддержки сельской местности в объединенных общинах.
Во время принятия бюджета на 2021 год выделили больше средств на депутатские фонды (субвенция социальной экономике) в округа, хотя законодательство предусматривает работу через государственный фонд регионального развития.
Могу продолжать еще много, но смысл такой, что стабильные правила децентрализации отсутствуют, они постоянно меняются, в том числе вопреки тем, которые были раньше, но, несмотря на все это, децентрализация выжила и набирает обороты!
Как вы считаете, как эта проблема может быть решена наиболее эффективно, какие ресурсы должны быть для этого привлечены и сколько на это нужно времени?
Нужно остановиться в продуцировании любых изменений и инициатив, осуществить пересмотр устаревшей концепции 2014 года и тогда двигаться дальше. Иначе этот законодательный хаос и несоответствие деклараций в том, что практически делается, будет усиливаться, а в итоге успешная реформа децентрализации под угрозой дискредитации.
Со времени утверждения концепции децентрализации сменилось много правительств, секторальные реформы следует привести в соответствие с базовым изменением отношений между «центром» и «общинами».
Главный итог 2021 года: положительный и отрицательный – в работе президента Владимира Зеленского, парламента Дмитрия Разумкова и правительства Дениса Шмыгаля?
С политической точки зрения трудно отвечать на такие вопросы, поскольку политически это одна команда: правительство подчинено Офису президента, парламент – также. Вместе с тем действительно у каждого есть свой участок ответственности и свои инициативы. За 2020 год сменилось два Кабинета министров, но из положительного, например, сохранился курс на диджитализацию.
Из негативного – это отсутствие экономических реформ, курс на увеличение количества предпринимателей, среднего класса, фермеров, кооперативов, хозяев всех видов малого и среднего бизнеса, садоводов, мастеров отсутствует. Президент, видимо, гордится дорожным строительством, мне также нравится ездить по ровным дорогам, но запрос общества был на преодоление коррупции, установление законности и справедливости. Именно отсутствие убедительных результатов в установлении правопорядка является основной причиной уменьшения рейтинга, доверия и поддержки.
Что касается Верховной рады, то она быстро превратилась в такую же, как и предыдущая, реформа самого парламента отсутствует. Из положительных моментов за 2020 год – земельная реформа, хоть она и отложена, но психологический барьер был преодолен.
ТОП-3 задачи 2021 года для парламента, КМУ и президента – объясните, почему они главные?
Давайте помечтаем? Тогда извините за идеалистический ответ, но все, же расставим акценты, кто, чем должен заняться, ввиду Конституции и реального состояния болезненных проблем. Только Кабинет министров Украины может системно реализовывать программу превращения украинцев из бедного заробитчанского народа в предпринимательскую нацию. Именно для этого нужна децентрализация, земельная, налоговая реформа, а также порядок в правоохранительных органах.
Обеспечить правовой порядок и преодолеть постоянный грабеж Украины представителями различных органов власти – это уже более широкие задачи, чем просто Кабинет министров. Это вопрос к президенту, именно поэтому у него есть дополнительные полномочия, и именно поэтому избиратели голосовали за «Слугу народа», чтобы Зеленский имел в руках все, что нужно, чтобы начать двигаться в сторону правового государства.
Что касается Верховной рады, то какие реформы может обеспечить парламент, который не способен реформировать самого себя? Верховная рада должна работать всегда, постоянно и системно, а не жить от сессии до сессии, для этого она должна начать с себя!
Мы сейчас видим разного рода показатели рейтингов доверия к президенту и потенциальным кандидатам на его замену (Дмитрий Разумков и компания). По одним рейтингам – Владимир Зеленский стал разочарованием года, по другим, наоборот, нет. Где, правда, в симпатиях украинцев?
Никаких сомнений, что «Слуга народа» теряет поддержку быстрее, чем лично президент Владимир Зеленский, но его рейтинги тоже падают. Спикер парламента Дмитрий Разумков просто входит в группу лидеров, которые держатся гораздо лучше других, несмотря на прямую причастность к «Слуге народа». Почему?
У меня детальные исследования отсутствуют, но со стороны выглядит так, что те, кто взяли на себя какой-то участок конкретной ответственности и стараются ее прорабатывать – сохраняют лучшие позиции доверия, чем, например, те, кто взяли на себя политическую ответственность или большое количество направлений.
Также влияет фактор коронавируса, все, кто ассоциируются гражданами с проблемой, теряют быстро или быстрее других. Насчет Зеленского, то отсутствие системной работы его офиса, слаженности и единой коммуникации между президентом, правительством, Верховной радой и регионами ставит всех под такую угрозу, что уже в 2021 году может остро встать вопрос всеукраинских досрочных выборов.
Правительство возобновило в своем составе должность министра аграрной политики. Как считаете, почему отмотали аграрную историю 1,5 летней давности назад только сейчас? Будет ли в действующей структуре правительства новоназначенный министр АПК эффективным?
К новому аграрному министерству и аграрному министру Роману Лещенко минимальное доверие, потому что нет никаких предпосылок для успеха. Отсутствует широкая коммуникация с обществом о том, каких изменений нам следует ожидать в ближайшее время. Аграрному министру Роману Лещенко придется добывать результаты «в бою», в том числе – общественное доверие. Впереди испытание земельной реформой.
Роман Лещенко и агросектор, какие ассоциации у вас он вызывает? Какими будут его главные задачи?
Мало знаю о новом аграрном министре Романе Лещенко. Впервые услышал о нем в рамках дела НАБУ (взятка с Хмельнитчины была специальной операцией правоохранителей, а Роман им помогал арестовать областного руководителя Госгеокадастра). Это все откровенно удивило, что за такой небольшой промежуток времени, когда дело еще расследуется, и будет слушаться в суде, непосредственного участника процесса уже назначили министром.
Видимо, в Офисе президента есть однозначная оценка роли Романа Лещенко в этом деле, пожалуй, в сфере государственного регулирования геодезии, картографии и кадастра есть значительные успехи и наведен порядок, пожалуй, эти достижения именно нового министра являются крупнейшими в аграрной сфере, поэтому после наведения порядка в Госгеокадастре должность министра досталась именно ему. Придется изучить эти вопросы глубже, чтобы понять, какого нового министра назначили!
Одна из ключевых его задач на следующий год поставлена под удар – запуск земельной реформы. Знак вопроса – в КСУ, где рассматривается представление оппозиции об отмене закона о рынке земли и земельной реформы № 552-IX. Прокомментируйте вопросы конституционно-земельного кризиса и возможные варианты его развития?
Если Конституционный суд заблокирован, значит, земельную реформу некому поставить под сомнение. Закон № 552-IX действует и вступает в силу независимо от того, КСУ уже рассмотрел представление или нет. Для запуска земельной реформы не хватает политической воли и понимания того, что это реальный шанс начать расширять средний класс в малых общинах.
До сих пор не понятно, в чьих интересах реформа: в пользу крупных латифундий или в пользу жителей общин, которые смогут улучшить свое благосостояние через расширение предпринимательства. В результате земельной реформы (закон № 552-IX) усилится опустошение села или, наоборот, будет стимулирован запуск новых экономических структур, которые будут создаваться собственниками и жильцами?
Видим активное оживление аграрных групп-лоббистов – четко выделяется группа «Кернел» имени А. Веревского. Сначала у них была неудачная попытка протолкнуть соеворапсовые поправки через парламент. Сейчас ее заменили снижением ставки экспортного НДС (закон №3656) на ряд продуктов, в том числе подсолнечное масло, в сторону снижения – с 20 до 14%. Кроме того, депутаты группы «Доверие» (парламентская группа Андрея Веревского) активно голосуют в тандеме со «слугами». Это что, новая ширма с депутатами Андрея Веревского? Стоит ли ожидать усиления влияния этой группы?
Группа «Доверие» является главным партнером «Слуги народа» по экономической политике. От отдельных законопроектов до бюджетных эта группа мажоритарщиков тесно сотрудничает с депутатами от Владимира Зеленского. Фактически это ядро коалиции, к которому время от времени примыкают другие фракции. По моему мнению, у группы есть все шансы усиливаться в дальнейшем, местные выборы для группы также были благоприятными.
Год показал, что аграрная тема никуда не уходит из повестки дня ВР и политической жизни. Не завершена история с передачей государственных земель общинам. Что в этом вопросе следует ожидать в 2021 году?
Чисто теоретически, 2021 год может стать годом настоящей передачи земель общинам, о которой уже говорилось в 2018-2020 годах, но по факту процесс еще продолжается. Понятно, что в Украине аграрная тема всегда будет на повестке дня, но аспекты меняются. Например, в случае досрочных парламентских выборов без мажоритарных округов изменится вся политическая представительная структура и аграрное лобби.
В случае очередного отложения земельной реформы все равно будет продолжаться эволюция системы взаимоотношений на местах, ведь передача земель общинам продолжается, часть владельцев паев продолжают умирать, крупный аграрный бизнес продолжает работать и укоренятся. Вы уже упоминали о восстановлении министерства и нового министра, а это также смена политического фактора, и станет понятно, в чьих интересах будет работать новая структура.
Как изменилась система взаимоотношений с олигархами по линии «правительство-президент-парламент» – изменения есть? Если да, в какую сторону и на чем это видно?
По моему мнению, 2020 год оставил статус-кво, который сформировался в конце 2019 года. Трения по кадровым вопросам были очевидны, голосования членов президентской фракции обнажили часть конфликтов, поэтому это действительно было видно.
О взаимоотношениях с олигархами
Какой из олигархов сейчас танцует с Владимиром Зеленским и его командой? Кто заказывает «Танцы со звездами»?
Легче сказать, какие отказываются танцевать, в частности Петр Порошенко. Мои знания науки олигархологии напоминают о базовых правилах — сотрудничестве фракций и правилах. В 2020 году медиа-группа Порошенко замечала почти каждый пробел и пыталась метко критиковать лично Владимира Зеленского. Итак, Петр Порошенко единственный из олигархов системно работает против Владимира Зеленского, а относительно совместного голосования за землю, то это скорее исключение.
Также время от времени достаточно мощно против Зеленского работают телеканалы Виктора Медведчука. Но этот олигарх или часть ОПЗЖ точно имеет теневые договоренности с Офисом президента. Потому что, во-первых, фракция ОПЗЖ иногда голосует со «Слугой народа» даже за кадровые вопросы. Во-вторых — об этом свидетельствует схема финансирования телеканалов. А в-третьих – системный пул спикеров от Владимира Зеленского в эфире.
Остальные олигархи находят с Владимиром Зеленским общий язык, понимая, что сейчас отсутствует монополия одного олигарха на взаимодействие с Офисом президента.
Складывается впечатление, что бывший бенефициар «95-квартала» и в большой степени друг Владимира Зеленского олигарх Игорь Коломойский сейчас на него обижен и всячески пытается ему насолить через медиа, потому что тот не пошел на выполнение его прихотей – таких как контроль над «Укрнафтой», возвращение «Приватбанка». Что думаете об этом — это совпадение или же персональное оскорбление Игоря Коломойского?
Действительно, немного ослабло влияние Игоря Коломойского на Владимира Зеленского, а остальные олигархов этот вакуум заполнили. Но разве Игорь Коломойский в опале? И разве можно расценивать информационные выпады на телеканалах Игоря Коломойского против Владимира Зеленского как войну? Критику можно услышать и на телеканалах Виктора Пинчука, и на телеканалах Рината Ахметова.
Общество меняется, а конкуренция между телеканалами достигла своего максимума, если какой-то телеканал будет избегать критики, то он потеряет всю свою аудиторию. Телезрители хотят слышать разные мнения, но критика – это еще не война. Вспомните войну в медиа Коломойского против Порошенко и, как говорят в Одессе, почувствуйте эту большую разницу!
Ваш совет Владимиру Зеленскому в налаживании диалога с олигархами на 2021 год?
По моему мнению, диалог с олигархами у Владимира Зеленского налажен. Следует работать над целями, которые одновременно выгодны всем гражданам, предпринимателям, олигархату и международным компаниям. Мест соприкосновения и совпадения интересов достаточно, чтобы Офису президента создать площадки, а президенту – показать результат.
И последнее: децентрализация – ее основные плюсы/минусы в 2020 году? Основные вызовы по ней в 2021 году? Что сейчас происходит в регионах – что-то децентрализуют?
До июля 2021 года нас ожидает завершение процесса передачи учреждений с районного уровня в общины. Затем остро встанет вопрос излишества районного звена самоуправления и продолжение реформирования РГА. Это может способствовать, а может мешать земельной реформе, все зависит от координации государственных органов.
В общем, в 2021 году децентрализация будет продолжаться, также усилятся попытки ее свернуть. По моему мнению, децентрализация будет иметь секторальные успехи, а наибольшее нападение будет в бюджетно-налоговой сфере. Источник ситуации – постоянные попытки правительства передать в общины обязанности без выделения денег на их обеспечение, а кроме того, отдельные попытки забрать часть средств у общин.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.сом
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.