07.06.2019 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию первую часть аналитической записки по результатам пилотного проекта по внедрению платформы “Электронная гривна” и электронных денег Национального банка Украины (е-гривны).
Вступительное слово заместителя председателя Национального банка Украины Сергея Холода
Уважаемые коллеги!
В последние годы мы наблюдаем стремительное развитие сферы цифровых валют, выпуск и обращение которых происходит по различным моделям, с использованием различных технологий и в разном правовом поле. Это относительно новое явление находится в фокусе внимания регуляторов всего мира, включая центральные банки стран Европейского Союза.
В этом контексте многие центробанки исследуют возможность выпуска ими собственной цифровой валюты (так называемой ЦВЦБ – цифровой валюты центрального банка) и вариантов ее использования. Формы и технологии ЦВЦБ различаются в зависимости от конкретных потребностей, но в любом случае ЦВЦБ рассматривается как новая эволюционная форма денег центрального банка.
Национальный банк Украины, составляющей видения которого является интеграция в европейское сообщество центробанков, согласно глобальным тенденциям инновационного развития в платежной сфере, в 2016 году приступил к изучению возможности выпуска им собственной ЦВЦБ – е-гривны.
В рамках пилотного проекта мы осуществили анализ международного опыта, исследование правовых аспектов макроэкономического эффекта и проектирование оптимальной бизнес модели.
Важно, что параллельно с теоретическим изучением ЦВЦБ наш проект включал и практическую часть. В рамках испытания технологии блокчейн-платформы “Е-гривна” в обращение было выпущено ограниченное количество е-гривны, операции, с использованием которой тестировались в продуктивной среде.
В результате мы получили полезные выводы относительно выпуска собственной ЦВЦБ и ценный практический опыт, который осветил возможности и потенциал Национального банка Украины относительно внедрения подобных проектов.
Краткое содержание (резюме)
- Цифровые валюты центральных банков
Идея выпуска центральными банками собственных цифровых валют в последние годы находится в фокусе внимания регуляторов всего мира, включая центральные банки стран Европейского Союза. Причинами такой заинтересованности стал, в частности, стремительный рост роли инноваций в финансовом секторе, появление на рынке новых платежных технологий и сервисов, тенденций и стремление к уменьшению доли наличных денег в обороте многих стран.
Цифровая валюта центрального банка (далее – ЦВЦБ) является цифровой формой существующих фиатных денег, которая выпущена центральным банком и является законным платежным средством.
Согласно комбинациями свойств ЦВЦБ исследователи выделяют следующие схемы их использования:
ЦВЦБ как цифровой эквивалент наличных;
ЦВЦБ для межбанковских расчетов;
ЦВЦБ как инструмент монетарной политики;
ЦВЦБ как эквивалент счета, открытого в центральном банке.
Для внедрения ЦВЦБ центральные банки рассматривают возможность использования технологии распределенных реестров (DLT) или классические базы данных.
Сегодня Центральные банки активно изучают риски, которые присущи ЦВЦБ. Особенно тщательно следует рассматривать: риски технологии, риски кибербезопасности, риски реализации монетарной политики, риски нарушения финансовой стабильности, репутационные риски для центрального банка.
Страны мира, чьи центральные банки изучают возможность выпуска ЦВЦБ, можно условно разделить на три группы:
страны, проводящие исследования ЦВЦБ (Великобритания, Канада, Китай, Швеция, другие);
страны, которые выступили с критикой идеи ЦВЦБ или по разным причинам свернули свои исследования по этой тематике, это Швейцария, Эстония, Эквадор, Япония/Европейский Союз (совместный проект Банка Японии и ЕЦБ);
страны, которые уже осуществили практические шаги по выпуску ЦВЦБ в “реальной жизни” (Сингапур, Тунис, Сенегал и условно – Венесуэла).
- Предпосылки выпуска ЦВЦБ Национальным банком Украины
С целью повышения уровня финансовой инклюзии, уменьшения доли наличных расчетов в обращении, повышения скорости, удобства и прозрачности платежей в стране Национальный банк Украины (далее – Национальный банк) изучает возможность внедрения на рынке инновационного, дешевого, защищенного и функционального инструмента для совершения розничных платежей на небольшие суммы физическими лицами.
Имеющиеся сегодня на рынке средства и инструменты розничных платежей – наличные, платежные поручения, платежные карточки и электронные деньги – характеризуются как присущими им преимуществами, так и недостатками.
Национальный банк рассматривает ЦВЦБ как альтернативное средство (инструмент) для осуществления мгновенных платежей на небольшие суммы физическими лицами. Преимуществами ЦВЦБ могут стать простота использования, безопасность, (погашение и расчеты гарантируются Национальным банком), быстрое получение статуса пользователя, скорость расчетов.
В то же время, внедрение ЦВЦБ потребует значительных инвестиций на создание и развитие в Украине соответствующей розничной платежной инфраструктуры, включая интеграцию с существующей в стране инфраструктурой. Предшествовать этому должно создание бизнес-модели, учитывающей интересы всех участников: физических лиц, торговцев, агентов по распространению и расчетов, банков и будет стимулировать к развитию и использованию предложенного рынка инновационного инструмента.
Еще одним открытым вопросом является необходимость популяризации ЦВЦБ как нового инструмента среди населения для того, чтобы этот инструмент стал действительно массовым продуктом, учитывая существующие привычки пользователей.
Национальный банк в конце 2016 года начал изучение возможности выпуска им собственной ЦВЦБ — электронной гривны или е-гривны, исходя из того, что:
е-гривна рассматривается как цифровая валюта, выпускаемая НБУ;
е-гривна может быть охарактеризована как национальная цифровая валюта, являющаяся фиатной валютой;
е-гривна должна обмениваться без ограничений на наличные или безналичные средства в соотношении 1:1;
е-гривна не является доходным инструментом, следовательно, это средство платежа, а не накопления.
Е-гривна может быть как анонимной ЦВЦБ, так и с идентификацией пользователя, поскольку каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.
Внедрение е-гривны на платежном рынке Украины рассматривается по одной из двух верхнеуровневых моделей (схем) взаимодействия участников: централизованной или децентрализованной. В случае избрания децентрализованной модели е-гривна уже не будет подпадать под определение ЦВЦБ, поскольку эмиссия этой цифровой валюты будет осуществляться не центральным банком, а участниками платежного рынка под контролем регулятора.
Проведение Пилотного проекта в малом масштабе (ограниченный перечень операций и круг пользователей, а также небольшое количество и объемы осуществленных транзакций) не дало возможности проанализировать все преимущества и недостатки е-гривны. В частности, трудно прогнозировать, какое количество граждан Украины станет пользователями е-гривны в случае принятия решения о ее внедрении в национальном масштабе.
Однако, бесспорно, что Украине нужно двигаться в направлении европейской практики и продолжать работать над внедрением инновационных платежных технологий.
- Проведение закрытого пилотного проекта по созданию платформы и выпуска е-гривны
В 2018 году Национальный банк провел закрытый пилотный проект, который предусматривал внедрение платформы “Электронная гривна” (далее – Платформа), выпуск в обращение ограниченного количества е-гривны и тестирования операций с ее использованием работниками Национального банка и компаниями – участниками проекта (далее – Пилотный проект).
Пилотный проект продолжался с февраля по декабрь 2018 года, в частности:
февраль – август 2018 года – подготовительная часть;
сентябрь – декабрь 2018 года – практическая часть;
ноябрь – декабрь 2018 года – обработка статистики и анализ результатов.
В рамках исследования е-гривны Национальный банк Украины ставил перед собой такие цели:
испытания технологии распределенных реестров (DLT) как технологической основы для выпуска и обращения е-гривны;
проверка способности внедрения подобных проектов Национальным банком;
исследование правовых аспектов выпуска е-гривны Национальным банком;
анализ макроэкономического эффекта от выпуска е-гривны Национальным банком;
проработка оптимальной бизнес-модели, выгодной для всех участников экосистемы е-гривны;
анализ международного опыта по выпуску цифровых валют центральными банками.
С целью реализации Пилотного проекта было создано две рабочих группы: внутренняя рабочая группа (которая состояла из представителей структурных подразделений Национального банка) и инициативная группа, в состав которой были привлечены представители компаний – участников платежного рынка Украины на волонтерских началах.
Для внедрения платформы Национальный банк выбрал технологию распределенных реестров (DLT), а именно ее частную разновидность.
На время проведения Пилотного проекта была выбрана централизованная модель выпуска е-гривны, так как более простая, понятна и прозрачна с точки зрения ее регулирования.
На время проведения Пилотного проекта было принято решение действовать в рамках действующей нормативной базы, которая регулирует оборот электронных денег в Украине (включая лимиты по операциям), как достаточной для исследования технологии и осуществления операций в продуктовой среде.
Проведение Пилотного проекта было обеспечено за счет внутренних трудовых ресурсов и IT-инфраструктуры Национального банка, а также участников инициативной группы.
На период пилотного тестирования е-гривны были установлены нулевые ставки комиссионного вознаграждения по всем операциям с использованием е-гривны. Бизнес-модель е-гривны будет дальше прорабатываться вместе с участниками платежного рынка.
- Оценка результатов пилотного проекта по созданию Платформы и выпуска е-гривны
В течение практической части Пилотного проекта (сентябрь – декабрь 2018 года) Национальным банком было выпущено в обращение ограниченное количество е-гривне (в эквиваленте 5 443 грн.), а участники проекта осуществили такие операции:
создание собственных е-кошельков;
установка мобильных приложений кошельков е-гривны на собственные устройства с операционными системами Android или iOS;
пополнение е-кошельков безналичным способом с использованием карточки НПС «ПРОСТОР» через специализированный виртуальный терминал, интегрированный с Платформой.
осуществление переводов е-гривны между кошельками (Р2Р перевод);
торговые операции (пополнение е-гривной баланса мобильного телефона, мобильный оператор LifeCell);
благотворительные взносы на помощь воинам Операции объединенных сил;
обмен е-гривны на безналичные средства, используя карточки НПС «ПРОСТОР».
Общей оценкой базового технологического решения, используемого во время внедрения Платформы, можно считать его пригодность для решения поставленных задач. В то же время нет и принципиальных преимуществ использования именно технологии DLT для построения централизованной системы выпуска е-гривны.
С технической точки зрения Платформа в целом функционировала штатно. После некоторой доработки согласно выявленным недостаткам и особенностям она могла бы использоваться для обслуживания эмиссии и обращения е-гривны при условии обеспечения ее надлежащим мониторингом и техническим администрированием.
Подробное описание и итоги Пилотного проекта изложены в разделах 4-5 аналитической записки.
Проектная команда Национального банка Украины благодарит компании-партнеры в этом пилотном проекте: ООО “АТИК ЛАБ”, ООО “ЮАПЕЙ”, ООО “ПЕЙСЕЛЛ”, ООО “ДЕЛОЙТ И ТУШ”, благодаря помощи и профессионализму которых этот инновационный проект стал возможным и дал нам уникальный опыт, который будет использован в дальнейшем изучении цифровых валют.
- Цифровые валюты центральных банков
1.1. Сущность цифровой валюты центрального банка как новой эволюционной формы денег
Изучение идеи выпуска центральными банками собственных цифровых валют в последние годы претерпело значительное распространение. Причинами такой заинтересованности стал, в частности, стремительный рост роли инноваций в финансовом секторе, появление на рынке новых платежных технологий и сервисов, стремление к повышению прозрачности, скорости и удобства расчетов, а также уменьшение доли наличных денег в обращении стран мира.
По определению Европейского центрального банка, цифровая валюта центрального банка – цифровая форма фиатных денег, которая является общедоступной, выпускаемая государством и имеет статус законного платежного средства.
Банк международных расчетов определяет ЦВЦБ как обязательства центрального банка, выраженные в имеющейся единице учета, которая служит как средством обращения, так и средством сохранения.
Международный валютный фонд считает ЦВЦБ цифровой формой существующих фиатных денег, которая выпущена центральным банком и может выполнять функцию законного платежного средства.
Возвращаясь к классической характеристике денег, отметим, что они выполняют такие основные функции, как мера ценности, средство обращения, средство платежа, средство сохранения и накопления ценности, а также мировые деньги.
ЦВЦБ в зависимости от схемы использования должны эффективно выполнять функции фиатных денег. В частности, ЦВЦБ, что хранится на счетах, может быть средством обращения (счета, на которых хранится ЦВЦБ, могут открываться как в центральном банке, так и в коммерческих банках в рамках партнерства государства и частного сектора). Начисление процентов на ЦВЦБ может обеспечить накопление ценности, что соответствует норме прибыли других безрисковых активов, таких как краткосрочные государственные ценные бумаги.
Кроме того, ЦВЦБ может иметь дополнительные преимущества по сравнению с наличными и безналичными средствами. В частности, это повышенная надежность, поскольку все счета (учетные записи) хранятся в центральном банке.
Для лучшего понимания сущности ЦВЦБ рассмотрим подробнее классификационные признаки денег по форме их выпуска. Форма выпуска денег может быть физической (банкноты и монеты) или электронной (хранятся в электронном виде).
В свою очередь, деньги, хранящиеся в электронном виде, делятся по:
платежной технологии (или типу верификации): классическая (централизованная) и технологии распределенных реестров (децентрализованная);
стоимостному признаку: фиксированная или переменная стоимость единицы ЦВЦБ к единице фиатных денег;
доступностью: широкая или ограниченная доступность использования;
идентифицируемости: идентифицированные или анонимные.
В связи с динамичным развитием финансового сектора и появлением на рынке участников, использующих инновационные решения, отдельно стоит выделить критерий: центр выпуска – центральный банк или другой эмитент.
Можно сделать вывод, что согласно вышеупомянутым признакам ЦВЦБ по форме выпуска являются деньгами, которые хранятся в электронном виде; эмитентом которых является центральный банк; с децентрализованным типом верификации (зачастую, но не всегда); с фиксированной стоимостью. Доступность ЦВЦБ зависит от схемы их выпуска (ЦВЦБ доступны для отдельных участников рынка или “для всех”).
1.2. Описание подходов, схем и видов ЦВЦБ
Большинство центральных банков согласно своим стратегическим целям конструируют архитектуру собственных систем ЦВЦБ с учетом таких критериев, как доступность, идентифицированность и доходность. Основываясь на подходе “Money Flower”, предложенном Банком международных расчетов, мы предлагаем рассмотреть схему “CBDС Flower” согласно вышеупомянутым критериям.
Согласно комбинациям свойств ЦВЦБ исследователи выделяют следующие схемы их использования:
ЦВЦБ для межбанковских расчетов;
ЦВЦБ как цифровой эквивалент наличных;
ЦВЦБ как инструмент монетарной политики;
ЦВЦБ как эквивалент счета, открытого в центральном банке.
Рассмотрим основные характеристики каждой из этих схем.
ЦВЦБ для межбанковских расчетов характеризуется ограниченной доступностью (только для банков и других потенциальных участников платежных систем), полной идентификацией и тем, что на нее не начисляются проценты. Таким образом, ЦВЦБ по этой схеме является альтернативой существующим системам расчетов, в частности системам межбанковских расчетов в Украине.
Технология ЦВЦБ (вероятно распределенных реестров или другая) дает возможность бесперебойно проводить расчеты в режиме 24х7х365 и осуществлять в реальном времени проверку прозрачности потоков капитала, что повысит уровень мониторинга и управления системными рисками. Следовательно, результатом должно стать уменьшение расходов на поддержку межбанковских расчетов, которые сейчас характеризуются высокой стоимостью.
ЦВЦБ как цифровой эквивалент наличных сохраняет черты, присущие наличным средствам, а именно: возможность осуществления переводов между физическими лицами без посредников, является универсальным платежным средством (инструментом), то есть каждый имеет право ее держать, хранить и использовать, является полностью анонимной и не предусматривает начисления процентов. Полная анонимность может вызвать опасения, что ЦВЦБ почти невозможно восстановить в случае потери или похищения ее.
В то же время ЦВЦБ значительно сложнее украсть или потерять по сравнению с наличными средствами. Существенным преимуществом использования ЦВЦБ по этой схеме может быть повышение скорости и уменьшение стоимости переводов.
ЦВЦБ как инструмент монетарной политики характеризуется универсальной доступностью (любое лицо имеет право хранить и использовать этот вид ЦВЦБ), анонимностью. Однако эта схема в отличие от предыдущих схем, является доходной. Следовательно, этот вид ЦВЦБ дает возможность изменять стоимость общего объема ЦВЦБ путем превращения в инструмент, который приносит доход. ЦВЦБ как инструмент доходности может создать революционные изменения в монетарной политике.
Но имплементация ЦВЦБ по такой схеме является чрезвычайно сложной, ведь для того, чтобы инструмент был подходящим для разных условий, процентная ставка ее доходности потенциально должна быть при определенных условиях отрицательной, что исключает возможность параллельного сосуществования ЦВЦБ с наличными.
ЦВЦБ как эквивалент счета, открытого в центральном банке характеризуется универсальной доступностью, идентифицированностью и бездоходностью. Идентификация и хранение в центральном банке делает этот вид ЦВЦБ чрезвычайно надежным по сравнению с наличными денежными средствами и другими схемами ЦВЦБ. Эта схема ЦВЦБ характеризуется прозрачностью и потенциально может быть использована правительством страны во время финансового кризиса.
1.3. Подходы к правовому регулированию и управлению ЦВЦБ
Регулирование центральным банком ЦВЦБ зависит от выбранной схемы использования ЦВЦБ и присущих ей функциональных особенностей. В то же время отметим некоторые общие вопросы, которые должны быть урегулированы в отдельных схемах ЦВЦБ.
ЦВЦБ для межбанковских расчетов: необходимо определить критерии для участия банков; определить технологический регламент работы.
ЦВЦБ как эквивалент наличности: необходимо нивелировать риски, связанные с анонимностью этой формы денег, прежде всего вопросы противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем (AML), соблюдения принципа “знай своего клиента” (KYC), определить лимиты на операции, решить вопрос налогообложения.
Вместе с тем следует учесть разграничение ответственности между центральным банком и коммерческими банками по соблюдению принципа KYC. Также нужно изучить возможность увеличения нагрузки на центральный банк в связи с перенесением ответственности по KYC из коммерческих банков центральному банку, по возможности нивелировать или принять эту ответственность центрального банка и создать соответствующую нормативную базу.
ЦВЦБ как инструмент монетарной политики: необходимо определить возможность и критерии изменения процентной ставки.
ЦВЦБ как эквивалент счета, открытого в центральном банке: необходимо определить уровень соблюдения конфиденциальности.
В целом регулирование ЦВЦБ должно обеспечить сосуществование ЦВЦБ с традиционными формами денег так же в зависимости от функций, которые возложены на конкретный вид ЦВЦБ.
1.4. Варианты технологической основы для ЦВЦБ
Во многих исследованиях центральных банков по ЦВЦБ технология распределенных реестров (DLT) рассматривается как одна из возможных или даже оптимальная технология.
По определению Банка международных расчетов, DLT – это процесс и технология, которые связывают узлы сети для того, чтобы надежно предлагать, проверять и фиксировать изменения состояния системы в учете. DLT не имеющих центрального хранилища данных или административной функции (в отличие от традиционных баз данных), это есть основная особенность этой технологии – децентрализация.
Сравнительная характеристика технологии распределенных реестров (DLT) и классических баз данных
DLT
Децентрализация – нет единого центра доверия, и есть возможность проверки любой операции любым лицом, что делает систему прозрачной и уменьшает время проведения трансакций.
Устойчивость/защищенность – данные не могут быть изменены, в связи, с чем исчезает необходимость защищать систему с помощью специальной инфраструктуры и брандмауэров. Все данные в цепи уже защищены криптографией и не могут быть объектом манипуляции. Данные, которые хранятся в блоке, являются устойчивыми и надежными, что, в свою очередь, обеспечивает автоматичность платежных трансакций (подтверждение становится лишним).
Безошибочность – чем дольше информация хранится в реестрах (цепях), тем более безопасной она становится, поскольку подтверждается большим количеством участников. Все хранящиеся данные подлежат автоматической проверке.
Классические базы данных
Централизация – ответственность за сохранность данных возложена на ограниченное количество участников – четко определенных администраторов, что ограничивает прозрачность по сравнению с DLT, повышает надежность и увеличивает время проведения трансакций.
Уязвимость – потребность в специальной инфраструктуре и брандмауэрах для защиты персональных данных и устойчивости системы.
Рискованность — чем дольше сохраняется информация, тем больше рисков по ее сохранности возникает.
1.5. Потенциальное влияние и риски внедрения ЦВЦБ
В зависимости от схемы использования ЦВЦБ присущи определенные преимущества и недостатки. Недостатки, в свою очередь, характеризуются потенциальными негативными эффектами, которые могут иметь влияние на конечных потребителей или в целом на банковскую систему.
В целом свойственные ЦВЦБ риски можно классифицировать по следующим группам:
риск технологии:
возможные проблемы и сбои в работе технологической платформы ЦВЦБ;
нет доступа к технологическому решению (или техническим ресурсам), например, из-за отсутствия доступа к сети Интернет;
риск кибербезопасности:
низкий контроль технологии (неавторизованный доступ в случае использования DLT);
нет возможности восстановления утерянных (похищенных) средств;
риск влияния на реализацию монетарной политики:
перемещение ликвидности из банковской системы в центральный банк (для отдельных схем использования ЦВЦБ);
риск нарушения финансовой стабильности:
негативное влияние на ликвидность и устойчивость банковской системы в случае перетока средств (особенно массового) со счетов клиентов центральных банков (для отдельных схем использования ЦВЦБ);
анонимность клиента, что может способствовать тенизации экономики и использования ресурсов для нелегальных целей (нарушение требований AML/KYC);
репутационные риски для центрального банка:
если ЦВЦБ не получит широкого распространения и использования или во время использования ЦВЦБ будут реализованы определенные риски, что будет иметь негативные последствия;
низкое качество реализации, имплементации ЦВЦБ как продукта;
недостаточность ресурса для выполнения несвойственных функций.
Среди возможных способов нивелирования этих рисков со стороны центрального банка могут быть, в частности, такие действия:
избрание эффективной модели ЦВЦБ, которая бы адекватно соответствовала стратегическим целям центрального банка;
гармонизация внедрения ЦВЦБ с классическими формами денег (фиатными деньгами);
сотрудничество центрального банка с участниками банковского и финансового рынков во время разработки и внедрения ЦВЦБ.
1.6. Центральные банки изучают возможность выпуска ЦВЦБ
Страны мира, чьи центральные банки сегодня изучают возможность выпуска ЦВЦБ, можно условно разделить на три группы:
страны, проводящие исследования ЦВЦБ;
страны, которые предприняли практические шаги по выпуску ЦВЦБ;
страны, которые выступили с критикой идеи ЦВЦБ или свернули свои исследования по этой тематике.
Практика внедрения ЦВЦБ разными странами часто свидетельствует о том, что классификация ЦВЦБ по схемам использования, что приведена в пункте 1.2, является условной. В зависимости от конкретных целей некоторые страны могут внедрять собственные ЦВЦБ по “гибридным” схемам использования, которые одновременно содержат признаки различных схем. Также существуют примеры, когда страны начинали изучать ЦВЦБ по одной схеме, но трансформировали их в исследования других схем.
Так, Банк Англии исследует различные модели выпуска доходных ЦВЦБ как инструмента монетарной политики (ЦВЦБ рассматривается как эквивалент банковских депозитов). В своих исследованиях центральный банк уделяет значительное внимание влиянию ЦВЦБ на устойчивость банковской системы.
В Китае изучением возможности выпуска ЦВЦБ занимается специализированная лаборатория. Рассматривается два типа ЦВЦБ: для межбанковских расчетов и эквивалента наличных денег. Только в течение последнего года Народный банк Китая зарегистрировал более 40 патентов, связанных с различными аспектами создания системы ЦВЦБ (технологии, электронные кошельки и тому подобное). Сейчас рассматривается возможность пилотного испытания.
Интересным является опыт Швеции, где уровень использования наличных сегодня является минимальным. Шведский центробанк сейчас близок к выпуску е-кроны – цифрового эквивалента наличных денег. Такая электронная крона за счет удобства и скорости ее использование должна стать более привлекательной, чем банкноты и монеты, а значит, позволит наличности не исчезнуть из обращения вообще, а эволюционировать в новую цифровую форму.
Среди следующих шагов, определенных «Риксбанком» в проекте “Е-крона”, в частности запланированы дальнейшее проработки технического решения, пригодные для поддержки функционирования ЦВЦБ, внесение изменений в законодательство для определения правового поля функционирования ЦВЦБ, продолжение исследования монетарного аспекта функционирования ЦВЦБ.
В группу стран, которые активно изучают возможность выпуска ЦВЦБ, также входят Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия.
Финансовые регуляторы Эстонии, Эквадора, Японии (совместно с Европейским центральным банком) на сегодня по разным причинам отказались от идеи выпуска собственной цифровой валюты. Центральные банки Швейцарии и Южной Кореи также имеют скептические взгляды относительно перспектив выпуска ЦВЦБ. Среди вероятных причин страны отмечали непрогнозируемое влияние ЦВЦБ на макроэкономическую ситуацию и финансовую стабильность.
Однако есть страны-пионеры, которые внедряют ЦВЦБ на практическом уровне. В Сенегале и Тунисе продолжаются проекты по выпуску ними ЦВЦБ как эквивалента счетов, открытых в центральном банке.
Регулятор Сингапура сейчас реализует проект Ubin, который предполагает использование ЦВЦБ для осуществления межбанковских расчетов. Аналогичный проект под названием Jasper реализуется и центральным банком Канады. В рамках партнерства регуляторами этих двух стран была проведена первая трансграничная операция с использованием ЦВЦБ. В совместном заявлении они отметили, что целью проектов является повышение скорости и безопасности, а также снижение стоимости таких операций.
Правительство Венесуэлы в 2018 году начало выпуск криптовалюты El Petro, она является общедоступным, идентифицированным и доходным инструментом, однако не может считаться ЦВЦБ, поскольку ее курс привязан не к валюте страны, а к цене на энергоресурсы, кроме того, ее эмитентом является правительство, а не центробанк.
- Предпосылки выпуска ЦВЦБ Национальным банком
2.1. Платежный ландшафт Украины
Платежные системы играют ведущую роль в экономике страны, обеспечивая осуществление субъектами экономических отношений перевода средств и расчетов по обязательствам, которые возникают в процессе экономической деятельности. Надежность и эффективность платежных систем является залогом стабильного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом.
На конец 2018 года в Украине функционировали 42 внутригосударственные и международные платежные системы, созданные резидентами и нерезидентами, а также две системы, созданные Национальным банком. Среди них, в частности: Система электронных платежей Национального банка Украины (СЭП НБУ), карточные платежные системы (внутригосударственная НПС “ПРОСТОР” и международные MasterCard, VISA и UnionPay International) и системы перевода средств.
Единственной системно важной платежной системой в Украине является СЭП НБУ, которая:
является единственной в стране системой межбанковских переводов и обеспечивает осуществление более 97% межбанковских переводов в национальной валюте в пределах Украины (за день в среднем осуществляется 1,4 млн. платежей на сумму 101 млрд. грн.);
имеет значительное количество участников, в том числе 77 банков Украины и органы Государственной казначейской службы;
является инфраструктурной и технологической основой для реализации денежно-кредитной политики Национального банка, кассового исполнения бюджета Украины, осуществления операций с государственными ценными бумагами.
В то же время наибольшее количество операций в пределах Украины осуществляется в карточных платежных системах с использованием платежных карточек, а, следовательно, нарушение их деятельности может негативно повлиять на доверие населения к банковской системе страны и национальной валюте.
По состоянию на 01 января 2019 года количество платежных карт, эмитированных украинскими банками, составило 59,4 млн. шт., из которых 62% (или 36,9 млн. шт.) – активные платежные карты.
Каждая девятая активная платежная карта в Украине является бесконтактной – 4,0 млн. шт. (рост на 44,3% по сравнению с началом 2018 года).
Ключевым показателем развития безналичной экономики является доля безналичных операций от общего объема операций с платежными картами, которая по итогам 2018 года составляла 45,1% (согласно целевым показателям проекта “Cashless economy” в 2020 году она должна составить 55%).
Важными факторами для стабильного развития безналичных операций является вопрос разветвленности платежной инфраструктуры. За 2018 год сеть торговых платежных терминалов выросла на 20,2% до 279,0 тыс. шт.
Показатель соотношения количества платежных терминалов и численности постоянного населения Украины за год вырос на 18% и по состоянию на 01 января 2019 года составил 7,1 тыс. шт. на 1 млн. человек населения.
Вместе с тем, до сих пор сохраняется неравномерное распределение терминальной сети на территории Украины и недостаточный уровень ее проникновения: показатель отношения количества платежных терминалов до 100 тыс. населения сегодня ниже, чем в соседних странах (в частности, Польше, Румынии, Казахстане).
Все большую популярность приобретают в Украине сервисы бесконтактной оплаты с использованием смартфонов и других устройств, поддерживающих технологию NFС. Сервисы токенизации позволяют использовать реквизиты платежных карт (в том числе с магнитной полосой) для бесконтактных расчетов по этой технологии.
Также на протяжении всего прошлого года благодаря популяризации таких инновационных сервисов, как Apple Pay и Google Pay, работающих в Украине, выросло количество бесконтактных платежных торговых терминалов. Сейчас 79,4% торговых POS-терминалов в Украине обеспечивают возможность осуществления бесконтактной оплаты (по состоянию на 01 января 2018 года – 70,2%).
От начала 2018 года количество банкоматов (в том числе депозитных банкоматов) почти не изменилось и на 01 января 2019 года составляло 20,0 тыс. шт. Количество программно-технических устройств самообслуживания (ПТКС) уменьшилось на 3% по сравнению с началом прошлого года и составило 16,6 тыс. шт.
По 2018 году с использованием систем перевода средств, созданных как резидентами, так и нерезидентами, переведено: в пределах Украины – 150,5 млрд. грн., или 5,5 млрд. долл. (в эквиваленте); в Украине – 2 301 млн. долл. (в эквиваленте); за пределы Украины – 294 млн. долл. (в эквиваленте).
Наибольший объем переводов в пределах Украины (1,4 млрд. долл. в эквиваленте, или 25,2%) осуществлено с использованием системы перевода средств “Почтовый перевод” (платежная организация – ПАО “Укрпочта”). В то же время почти половина всех переводов в пределах Украины (46,5%, или 2,6 млрд. долл. в эквиваленте) осуществлен ООО “ПОСТ ФИНАНС”.
Важной частью платежной инфраструктуры является программно-технические комплексы самообслуживания (далее – ПТКС), что обеспечивают потребность населения, в осуществлении платежей наличными (пополнение счетов в банках, счетов операторов мобильной связи, оплата коммунальных услуг) 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Эти ПТКС устанавливаются банками, их коммерческими агентами и небанковскими финансовыми учреждениями, которые получили лицензию Национального банка на перевод средств.
2.2. ЦВЦБ как инновационное средство (инструмент) розничных платежей
Финансовая инклюзия является одной из семи стратегических целей Национального банка согласно представленной в марте 2018 года Стратегии Национального банка.
По подсчетам Всемирного банка в 2017 году среди взрослого населения Украины 37% не имели никакого банковского счета и не пользовались финансовыми услугами, что говорит о все еще низком уровне доступности финансовых услуг для украинцев.
В этом аспекте для Национального банка приоритетными являются проекты “Повышение уровня финансовой грамотности населения Украины” и “Сashless economy”.
Для украинского платежного рынка в настоящее время актуальным остается вопрос внедрения доступного, дешевого, защищенного и функционального инструмента для совершения розничных платежей на небольшие суммы физическими лицами.
В условиях существующего платежного ландшафта и построенной участниками рынка инфраструктуры наиболее массовым инструментом для совершения розничных безналичных платежей является платежная карточка.
Инновационные платежные технологии и соответствующая инфраструктура играют ключевую роль в развитии безналичной экономики. Поскольку в Украине сегодня нет возможности осуществления межбанковских мгновенных платежей в формате 24/7 с использованием банковских счетов, а платежные карты являются самым распространенным национальным инструментом расчетов с имеющейся соответствующей инфраструктурой, наблюдается тенденция увеличения объемов операций по переводу средств с карты на карту (Р2Р).
Операции Р2Р переводов приобретают все большую популярность, с одной стороны за счет внедрения удобных и доступных сервисов, как украинскими банками, так и небанковскими платежными организациями, с другой – из-за отсутствия альтернативных технологий.
Благодаря развитой платежной инфраструктуре держатели платежных карт имеют возможность удобной оплаты товаров и услуг в магазинах и сети Интернет. Вместе с тем расчеты с использованием платежных карт имеют свои недостатки.
В частности, карточные платежные системы характеризуются высокой стоимостью создания и функционирования платежной инфраструктуры для участников этих систем, что в конечном итоге влияет на стоимость карточных продуктов для держателей платежных карт. А также могут влиять на конечную стоимость товара или услуги в связи с достаточно высоким уровнем проникновения безналичных расчетов.
Для торговцев актуальным на сегодня является вопрос высокой стоимости обслуживания безналичных операций, что является следствием высоких ставок межбанковских комиссионных (интерчендж) в Украине.
Для клиентов украинских банков относительно высокой является стоимость переводов между картами (Р2Р).
Другим инструментом розничных платежей в Украине являются электронные деньги. Согласно законодательству Украины электронные деньги используются для оплаты товаров и услуг и Р2Р переводов, осуществляемых между пользователями – физическими лицами, и частично закрывают потребность в быстрых расчетах на небольшие суммы.
В то же время суммы операций с использованием электронных денег ограничиваются лимитами, установленными действующими нормативно-правовыми актами Национального банка.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом банки-эмитенты увеличили объем выпущенных электронных денег – с 59,9 млн. грн. до 83,2 млн. грн. (на 23,3 млн. грн. или на 40%); объем операций с электронными деньгами – с 2 931 млн. грн. до 7 225 млн. грн. (на 4 294 млн. грн., или почти в 2,5 раза); количество “электронных кошельков” – с 52,9 млн. шт. до 62,7 млн. шт. (на 9,8 млн. грн., или на 19%).
На сегодня право осуществлять выпуск электронных денег имеют 23 банка Украины. Согласно законодательству Украины для обеспечения выпуска электронных денег и осуществления операционных и технологических функций банк на основании договора может привлекать другое юридические лицо – оператора услуг платежной инфраструктуры. Он должен быть внесен в Реестр платежных систем, систем расчетов, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры.
Законодательством Украины контроль над соблюдением лимитов по операциям с электронными деньгами, правилами использования электронных денег субъектами правоотношений, а также функции финансового мониторинга возложены на банки-эмитенты.
Осуществление выпуска электронных денег также возможно с использованием заранее оплаченных карт (является относительно дорогим инструментом для участников) и системы электронных кошельков (является более дешевым).
Электронные деньги одного эмитента функционируют отдельно от электронных денег других эмитентов. Однако законодательством Украины предусмотрен обмен электронных денег, эмитированных различными эмитентами. Такие операции имеют право осуществлять банки.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся преимущества, на украинском платежном рынке электронные деньги так и не стали массовым инструментом розничных платежей для пользователей – физических лиц. Однако наблюдается востребованность электронных денег со стороны участников рынка с целью оптимизации их операционной деятельности.
Для осуществления безналичных внутрибанковских и межбанковских переводов в национальной валюте в пределах Украины используются платежные поручения.
Сейчас 97% межбанковских переводов в пределах Украины осуществляется через СЭП НБУ, тогда как через корреспондентские счета, открытые банками в других банках, – 3% таких переводов.
Переводы в пределах одного банка осуществляются с помощью АБС банка.
В рамках модернизации СЭП НБУ и перевода украинской платежной инфраструктуры на международный стандарт ISO 20022 Национальным банком рассматривается вопрос внедрения “мгновенных” платежей, что позволит значительно повысить скорость их проведения.
Гармонизируя украинское законодательство с нормами евродирективы PSD2, Национальный банк планирует реализацию концепции Open Banking, что должно дать импульс для появления новых инструментов розничных платежей в Украине.
Наличность остается популярным инструментом расчетов в Украине. Она проста в использовании, доступна и имеет широкое распространение: по состоянию на 01.01.2019 в наличном обращении страны находилось наличности на общую сумму свыше 400,1 млрд. грн., общее количество банкнот на душу населения составляло 69 штук, а разменных монет – 293 штуки.
В то же время использование наличности, как анонимного средства платежа, способствует росту теневой экономики страны. Кроме того, государство несет высокие затраты на изготовление наличных и обслуживание ее обращения. В связи с этим, Национальный банк инициировал реализацию мероприятий с целью сужения сферы использования наличных денег.
Цифровая валюта, в частности ЦВЦБ, рассматривается как альтернативное средство (инструмент) для осуществления мгновенных платежей на небольшие суммы физическими лицами на рынке Украины.
Преимуществами такой ЦВЦБ для пользователя должны стать:
оптимальные тарифы;
простота использования;
быстрое получение статуса пользователя;
безопасность: погашение и расчеты гарантируются Национальным банком;
защищенность технологий;
скорость расчетов.
Внедрение такого инновационного средства (инструмента), как ЦВЦБ, будет способствовать достижению Национальным банком таких целей:
повышение уровня финансовой инклюзии;
уменьшение доли наличных расчетов в обращении;
повышение скорости и удобства безналичных платежей и уровня защиты финансовых услуг;
повышение конкурентоспособности платежных услуг и сервисов;
повышение прозрачности расчетов в государстве;
снижение стоимости розничных безналичных платежей в Украине, в первую очередь, в сравнении со стоимостью платежей с использованием платежных карточек.
Вместе с тем в текущем платежном ландшафте трудно найти применение для ЦВЦБ без значительных инвестиций на создание в Украине розничной платежной инфраструктуры для обслуживания операций с ЦВЦБ.
Еще одним открытым вопросом является необходимость популяризации ЦВЦБ как нового инструмента среди населения.
2.3. Е-гривна – ЦВЦБ как замена наличных
В конце 2016 года Национальный банк приступил к изучению возможности выпуска им собственной ЦВЦБ – “электронной гривны” (далее – “е-гривна”) и поиску альтернативного инструмента осуществления мгновенных и дешевых платежей согласно современным тенденциям в деятельности центробанков.
Для исследования была выбрана схема “ЦВЦБ как эквивалент наличности”, которая предусматривает, что е-гривна:
рассматривается как цифровая форма денег, выпускаемая НБУ;
характеризуется как национальная цифровая валюта, которая является фиатными деньгами;
должна обмениваться без ограничений на наличные или безналичные средства в соотношении 1:1;
это не доходный инструмент, поэтому считается средством оплаты, а не накопления.
На сегодня Национальный банк рассматривает возможность выпуска как анонимной, так и идентифицированной ЦВЦБ, поскольку каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При этом, вариант анонимной ЦВЦБ для Национального банка не является приоритетным.
2.4. Возможные модели выпуска е-гривны
Национальный банк рассматривает возможность внедрения е-гривны на платежном рынке Украины по двум альтернативным верхуровневым моделям (схемам) взаимодействия участников: централизованной или децентрализованной.
1) централизованная модель предусматривает, что эмитентом е-гривны является Национальный банк. Е-кошельки учитываются в едином централизованном реестре Платформы, владельцем и оператором которой единолично является Национальный банк. Решение о включении любой операции в реестр (валидация операции) принимается исключительно на информационных ресурсах Национального банка.
Другие банки и небанковские финансовые учреждения согласно такой схеме являются агентами по расчетам и распространению е-гривны, обеспечивают доступ пользователей к Платформе через свои Интернет-ресурсы, предоставляют клиентам другие сервисы: защищенное хранение ключей, предоставление приложений для мобильных устройств, удобное предоставление информации об операциях клиентов и тому подобное.
Пользователи – физические лица могут иметь инновационный инструмент для осуществления быстрых платежей на небольшие суммы, который имеет ряд преимуществ по сравнению с платежными карточками и электронными деньгами.
Погашения и расчеты гарантируются Национальным банком, что делает е-гривну максимально защищенным платежным инструментом.
Кошельки с е-гривной могут быть как идентифицированными, так и анонимными, что может влиять на размер лимитов по операциям с е-гривной по сравнению с лимитами по операциям с использованием электронных денег.
2) Децентрализованная модель предполагает, что банкам и небанковским финансовым учреждениям (далее – эмитенты) предоставляется право выпуска е-гривны под контролем Национального банка. Е-кошельки клиентов, торговцев, агентов ведутся децентрализовано – отдельно в информационных системах каждого из эмитентов.
Национальный банк обеспечивает возможность использования е-гривны одного эмитента в сетях торговцев и/или агентов из расчетов других эмитентов и расчеты по операциям в е-гривне между эмитентами. Эмитенты в своих системах обслуживания е-гривны могут поддерживать как модель без идентификации пользователей е-гривны, так и с частичной/полной идентификацией пользователей.
В таком случае е-гривна уже не будет соответствовать критериям ЦВЦБ, поскольку эмиссия этой цифровой валюты будет осуществляться не центральным банком, а другими учреждениями.
Такая модель может быть привлекательной для участников платежного рынка, в первую очередь для небанковских финансовых учреждений. В случае использования идентифицированных е-кошельков они бы могли стать неким “аналогом текущих счетов”, которые бы открывали и вели небанковские финансовые учреждения под контролем Национального банка, и стать конкурентной альтернативой системам электронных денег, которые сегодня функционируют на украинском рынке.
2.5. Бизнес-модель операций с е-гривной
Для масштабирования е-гривны в реальных жизненных и деловых условиях необходимо разработать полноценную тарифную/комиссионную модель, которая будет учитывать интересы всех участников: физических лиц, торговцев, банков и небанковских финансовых учреждений.
Основные требования к такой тарифной модели:
во-первых, она должна создавать реальную мотивацию для всех участников по переходу на расчеты с помощью е-гривны;
во-вторых, она должна быть учитывающей различные интересы и сохраняющей баланс мотиваций всех участников экосистемы;
в-третьих, такая тарифная модель должна обеспечить максимально дешевую стоимость расчетов для пользователей.
В частности, для централизованной модели выпуска и обращения е-гривны могут устанавливаться комиссионные на операции пополнения е-кошельков и погашения е-гривны, что должно сделать обслуживание операций с е-гривной экономически выгодным для агентов по распространению и расчетам.
Переводы е-гривны между пользователями могут быть бесплатными, а стоимость приема е-гривны для торговцев в качестве оплаты за предоставленные товары и услуги – не превышать 1% от суммы операции, что должно создать для е-гривны преимущество перед другими существующими платежными инструментами, в частности, платежными картами.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.