В современных условиях, характеризующихся последующей переориентацией внешнеторговых связей в направлении интеграции национальной экономики в европейское среду, все большую актуальность приобретает вопрос оценки эффективности управления системой логистики, как на уровне предприятия, так и на уровне Украины в целом.
Интеграция мирового хозяйства, развитие транспортных сетей и мирового рынка логистических услуг, углубление международного разделения труда − все это свидетельствует о необходимости исследования состояния в развитии системы логистики.
В современных условиях пандемии Covid-19, в сфере торговли шанс на существование имеет лишь тот, кто смог адаптироваться к дистанционной форме работы, в какой именно система логистики имеет определяющий характер.
Цели. Целью статьи является исследование состояния логистики в Украине как системы и определение ее свойств для управления как на макроуровне – на предприятии, так и на макроуровне – в Украине в целом, а также проведение анализа динамики рейтинга системы логистики Украины по показателю LPI.
Метод (методология). Для анализа данной темы были использованы как теоретические, так и практические методы исследования. В частности, на первом этапе были использованы анализ и синтез взглядов ученых на систему логистики и ее свойства. На втором этапе – статистические методы анализа и прогноза, экстраполяция, что дает возможность определить перспективы развития системы логистики Украины в перспективе. Далее – это формирование личных выводов и рекомендаций на основе проведенного анализа.
Результаты. Ключевыми результатами проведенного исследования является определение основных характеристик управления свойствами системы логистики. Изучено состояние управления системой логистики в Украине, наблюдается тенденция к снижению доли железнодорожного транспорта, увеличению доли автомобильного транспорта.
Проанализирован Индекс эффективности логистики LPI, который используется специалистами Всемирного банка и возможность спрогнозировать его значение на будущие периоды. Определены перспективы развития системы логистики в Украине.
Управление и развитие системы логистики Украины в значительной мере определяется ее европейским направлением интеграции. Опыт Европы показывает, что развитие системы логистики позволяет снизить накладные расходы почти на 12-35%, транспортные расходы − на 720%, расходы на погрузочно-разгрузочные – на 15 – 30%, а также ускорить скорость материальных ресурсов на 20-40% и уменьшить их запасы на 50-200%.
Координацию технологического, технического и организационно-экономического взаимодействия между всеми функциональными подразделениями в таких странах обеспечивает соответствующая система логистики, которая обеспечивает взаимодействие всех участников транспортно-распределительного процесса в организационно-экономическом, техническом, технологическом и информационном аспектах.
Грузовые перевозки. Эти аспекты определяют актуальность исследования состояния менеджмента логистики в Украине.
Цель статьи
Основная цель статьи — проанализировать состояние управления системой логистики в Украине. Для этого целесообразно раскрыть сущность и основные характеристики свойств управления системой логистики в Украине.
Изложение основного материала исследования
Прежде чем приступить к определению сущности системы логистики и ее характеристик, необходимо определить, что такое система, установить ее свойства. Устенко М. А. дает такое толкование понятия системы: система – это много элементов, находящихся во взаимосвязях и связях между собой, образуя определенную целостность, единство.
Таким образом, под системой понимают совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Это элементы со связями между ними и между их атрибутами; совокупность элементов, организованных таким образом, что изменение, исключение или введение нового элемента закономерно отражается в других элементах; взаимосвязи разных элементов; все состоит из взаимосвязанных частей; отображение входов и состояний объекта в выходах объекта.
Устенко М. А. утверждает, что система логистики — это комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, который существует объективно независимо от субъекта управления и характеризуется критерием экономического роста и минимизации логистических затрат, то есть автор также подчеркивает необходимость связать определение «система логистики» и «эффективность».
По его мнению, система логистики – это адаптивная система обратной связи, выполняющая определенные логистические операции, которая обычно состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Настораживают довольно расплывчатые «определенные логистические операции», то есть, нет четкого определения логистических операций и логистических подсистем; кроме того, среди свойств были выделены лишь интеграционные качества. Поэтому целесообразно четко определить свойства объекта, который можно считать системой:
— целостность и делимость: система представляет собой целостную совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы существуют только в системе. Вне системы они являются лишь объектами, которые имеют потенциал образования системы. Элементы системы могут быть разного качества, но в то же время совместимы;
– организованность: наличие факторов, формирующих систему и элементы системы, что лишь наводит на мысль о возможности ее создания. Для возникновения системы необходимо сформировать упорядоченные связи, то есть определенную структуру, организацию системы;
– связи между элементами системы. Существуют существенные связи, которые с естественной необходимостью определяют качество интеграции этой системы. Связи могут быть материальными, информационными, прямыми, обратными и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более крепкими, чем связи отдельных элементов с внешней средой, потому что иначе система не сможет существовать;
— интеграционные качества, которые считаются наличием в системе интеграционных качеств, то есть качеств, присущих системе в целом, но не присущих ни одному ее элементу в отдельности.
В целом, анализ литературных источников показал, что большинство ученых рассматривают сущность системы логистики с точки зрения специфики собственных исследований и определяют сущность этого понятия относительно функционального раздела логистики, что обусловливает необходимость изучения данного вопроса с позиции системы логистики.
Отличительной чертой логистики является системный, целостный подход к организации и осуществлению перемещения материалов и готовой продукции на всем пути от производства до конечного потребления.
Вместе с тем, остаются нерешенными вопросы и обеспечения внутренней логистики, особенно для больших предприятий или средних производственных предприятий, составные части которых расположены в разных регионах или даже странах. При этом предприятие должно ориентироваться на собственную внутреннюю логистику, сформировать систему собственной последовательности логистических операций, сочетая ее с оперативными бизнес-процессами, технологией производственного процесса.
Успешное внедрение системы логистики на предприятии требует создания соответствующей организационной структуры. Такая структура должна строиться как на основе линейно-функциональной организационной структуры, так и по дивизионному принципу. В первом случае в организационную структуру предприятия следует включать подразделения, которые возглавляет, например, начальник отдела материально-технического обеспечения с подчинением транспортной системы предприятия.
Во втором случае необходимо создать разветвленную систему логистических центров по направлению расположения, ассортименту продукции и тому подобное. Среди новейших инструментов внедрения и настройки системы логистики предприятий стоит отметить реинжиниринг процесса логистики, новейшие методы проектирования и управления цепями поставок.
Таким образом, управление и развитие системы логистики в Украине состоит в обеспечении функционирования и развития системы логистики в разрезе предприятия.
Для ее развития на уровне предприятия используются комплексные действия и соответствующие решения, которыми руководствуются начать создание организационной структуры, понимая логические подразделы, использовать новейшие методы обеспечения систем логистических операций, цепей поставок, а также привлечения к этим процессам внешних подрядчиков путем заключения соглашений и аутсорсинга логистики.
При этом все действия направлены на обеспечение функционирования логистической цепи «снабжение-производство-сбыт» в системе логистики предприятия.
Но для более точного анализа понятия системы и определения того, является ли логистика полноценной системой, необходимо определить свойства системы и соотнести их с характеристиками объекта исследования − системы логистики.
Согласно проведенному анализу, система логистики обладает всеми указанными свойствами системы, состоит из элементов, образующих систему, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, которые имеют упорядоченные связи и образуют необходимую структуру с заданными заранее свойствами.
Системы логистики характеризуются высокой степенью согласованности входных элементов для управления потоками в процессе функционирования. Итак, логистические системы подходят к общепринятому понятию «система».
Система логистики предприятия определяется спецификой его деятельности. Таким образом, система логистики торгового предприятия имеет специфическую структуру для этой деятельности, а система логистики производственного предприятия, которым является любая компания, имеет в соответствии со своей деятельностью отличную от других систем логистики.
Выявлено, что система логистики отечественных предприятий имеет свои особенности и имеет определенную общую структуру. Среди основных особенностей важнейшим является то, что система логистики предприятий, прежде всего, определяется подсистемой производства и функционирует в соответствии с ритмами этой подсистемы.
Далее проанализируем состояние управления системой логистики в Украине. Отдельным направлением оценки управления системой логистики является анализ ее эффективности в разрезе основных видов транспорта. Логистический рынок Украины включает такие виды грузов как: железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные (морские и речные). Самым развитым является вид железнодорожного транспорта, он занимает 54% рынка, а наименее развит водный, который составляет лишь 0,01%.
На макроуровне наличие связей в системах связей существуют существенные связи, которые подтверждается контрактами, а на микроуровне элементами, что определяют объединительные качества элементов системы, связанные друг с другом. А также прочность связей между внутренними производственными отношениями.
Наблюдается тенденция к снижению доли железнодорожного транспорта с 58% почти до 52%, увеличение доли автомобильного транспорта на 6%.
Одним из показателей, который используется для оценки эффективности менеджмента в логистике страны с другими, является Индекс эффективности логистики LPI Logistics Performance Index», который используется специалистами Всемирного банка.
Оценка эффективности работы по 5-тибальной шкале по следующим предложениям выглядит следующим образом:
– эффективность процедуры таможенного оформления и управления границами;
— качество торговой и транспортной инфраструктуры;
– просто организация доступных по цене международных перевозок;
— компетентность и качество логистических услуг;
– возможность отслеживания и контроля над прохождением грузов;
– частота, с затратой времени на транспортировку грузов до пункта назначения в пределах установленного графика к определенной ставке.
Индекс рассчитывается на два года и базируется на опыте достаточного количества пользователей транспортных логистических услуг и компаний. Сейчас в Украине наблюдается положительная тенденция управления системой логистики, об этом свидетельствуют данные отчета Всемирного банка по индексу эффективности логистики.
Среди 160 стран мира Украина занимает 66 место (LPI=2,83) в 2018 году против 80 в 2016 (LPI=2,74). На основе существующих значений LPI, спрогнозируем значение этого показателя на 2020 год (поскольку пока не обнародованы значения этого показателя по состоянию на 2020 год) и 2022 год.
LPI основан по всемирному опросу местных операторов (глобальных экспедиторов и экспресс-перевозчиков), что дает обратную связь относительно логистической «дружественности» стран, в которых они работают, и тех, с которыми они торгуют. Они сочетают глубокие знания стран, в которых они работают, с обоснованными качественными оценками других стран, где они торгуют, и опытом глобальной среды логистики.
Утверждается, что определяющими тенденциями мировой логистики является ориентация на выполнение срочных заказов и обеспечение рентабельности их выполнения. В результате экспедиторы получают конкурентное преимущество, внедряя технологические инновации, связанные с гибкостью выполнения заказов и цифровыми технологиями, чтобы снизить общие затраты сети.
Развитие многоканальных сетей доставки товаров, включая распространение eretail, привело к высоким темпам роста сектора экспресс-доставки.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Итак, в процессе исследования рассмотрена логистика как система, определены основные характеристики управления свойствами системы логистики. Изучено состояние управления системой логистики в Украине, наблюдается тенденция к снижению доли железнодорожного транспорта, и к увеличению доли автомобильного транспорта.
Проанализирован Индекс эффективности логистики LPI, который используется специалистами Всемирного банка, и спрогнозировано его значение на будущий период.
Перспективы развития системы логистики в Украине можно свести к трем основным направлениям: интеграция украинских предприятий в глобальную сеть логистики; внедрение новейших технологий и оборудования; развитие интегрированной системы логистики.
В дальнейших исследованиях целесообразно обосновать пути развития системы логистики на микро-, мезо — и макроуровнях.
Автор: Инна Козлова, кандидат экономических наук, старший преподаватель, кафедра менеджмента, логистики и инноваций, Харьковский национальный экономический университет имени Семена Кузнеца, E-mail: inna.kozlova@hneu.net, ORCID ID: 0000-0002-5107-6668, http://www.researcherid.com/rid/AAA-6694-2022
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.