О разочаровании инвесторов в новой власти, проблемах в работе с госорганами и роли Джо Байдена в борьбе с коррупцией и олигархами.
Эйфория, которую в 2019 году испытывала Украина, получила привкус разочарования. Разочаровались не только граждане, но и наиболее холодные головы мира. Оптимистично настроенные инвесторы, которые десятилетиями просили верховенства права и равных условий для ведения бизнеса, при новой власти на собственном опыте поняли, как государство может менять правила во время игры.
Вряд ли международные инвесторы из-за этого покинут Украину. Однако ряды тех, кто еще способен поверить в украинскую инвестиционную гавань, уже опустели. Едва ли не единственными оптимистами остаются лоббисты иностранного бизнеса.
Слово «надежда» присутствует едва ли не в каждом ответе президента Американской торговой палаты в Украине Андрея Гундера на вопрос об отношениях власти и инвесторов. В разговоре с ЭП британец и бывший коммуникатор Гундер в присущем западным дипломатам стиле сглаживает острые углы и избегает резких ответов. Однако это удается не всегда.
В интервью ЭП президент украинского представительства крупнейшей в мире торговой палаты комментирует решения новой власти и возможные их последствия, рассказывает о коррупции и роли Джо Байдена в ее преодолении.
О МВФ и «плодах» Зеленского
— В феврале прекратила работу миссия МВФ. Ее представители заявили, что для завершения пересмотра программы нужен «больший прогресс». Как бизнес реагирует на состояние отношений Украины с МВФ?
— Для бизнеса продолжение сотрудничества с МВФ – это один из ключевых маркеров. Компании смотрят на МВФ как на знак одобрения происходящего в стране. Мы ожидали услышать о продолжении сотрудничества с МВФ. К сожалению, этого не произошло. Это показывает, сколько еще власть должна сделать для реформ.
Мы были удивлены недипломатичными комментариями советника Ермака (глава Офиса президента Андрей Ермак) Тимофея Милованова. Это было непрофессионально. В то же время, на этой неделе вместе с Советом директоров палаты мы встретились с Юлией Свириденко (замглавой Офиса президента).
Защита инвесторов и сотрудничество с МВФ были ключевыми вопросами. Мы поняли, что можем рассчитывать на поддержку со стороны команды президента. В третьем квартале Украине нужно осуществить крупные выплаты по госдолгу (по прогнозу Минфина – 167 млрд. грн.). Надеюсь, власть ускорит реформы и примет правильные решения для продолжения сотрудничества с МВФ.
— Значит, в третьем квартале ожидается прогресс в этом направлении?
– Надеемся, власть поймет, что надо сделать, и сделает это.
– Теоретический вопрос. Если Украина прекратит сотрудничество с МВФ, как на это отреагирует бизнес?
— К сожалению, есть силы, которые хотели бы увидеть такой сценарий. Однако инвесторы, владельцы крупного украинского и международного бизнеса, внутренние эксперты ориентируются на позицию МВФ и голосуют своими деньгами.
В 2020 году после отставки Якова Смолия из-за политического давления Украина отменила размещение 12-летних еврооблигаций на 1,75 миллиарда долларов. Это беспрецедентное событие. Инвесторы требовали отменить сделку, и Минфину пришлось пойти на этот шаг. Для инвесторов важна независимость государственного регулятора.
Нынешняя программа stand-by направлена на сохранение финансовой стабильности, формирование адекватной монетарной и фискальной политики, помощь в финансировании расходов на медицину и выход экономики из кризиса. Соответственно, если сотрудничество прекратится, это станет маркером недоверия к темпам и качеству провозглашенного курса реформ и может привести к выходу инвесторов из государственных облигаций, оттоку капитала и девальвации гривны.
МВФ — это не только о финансировании, но и о наличии доверия внутренних и международных инвесторов к состоянию экономики. Если Украина хочет иметь доступ к рынкам внешних заимствований, важно выполнять программу фонда.
– Один из проблемных вопросов, которые озвучил МВФ, цены на газ. Власти на два месяца отменили рынок, установив регулирование цен. Подобное произошло с возобновляемой электроэнергией. Сначала власти сказали, что будут покупать «зеленую» электроэнергию по более высоким ценам, инвесторы вложили средства, а затем власти отказались от договоренностей. К чему может привести невыполнение государством своих обещаний?
– Два года назад в Давосе власть говорила, что инвестируйте в Украину, в возобновляемую энергетику. Мы подписываем контракт, мы обещаем, приходите. Компании инвестировали 3 миллиарда евро, и вдруг правила игры изменились. Власти сказали, что, извините, мы не можем выполнить обещанное. Если вопрос не будет решен, то придется сказать «до свидания» многим новым инвестициям.
По газу. Шесть лет назад в Украине присутствовали Shell Exon Mobile, Chevron, итальянская компания Eni. Они ушли. Остались лишь заправочные станции Shell. Почему? На газовом рынке также не работают четкие правила игры. Анализируя рынки, иностранные компании оценивают риски. Там, где есть олигархи, там эти риски выше.
Властям необходимо заботиться о компаниях, которые инвестируют в Украину, потому что именно через них потенциальные инвесторы узнают об условиях ведения бизнеса в Украине. В 2020 году в Украине был отток прямых иностранных инвестиций. Частично это связано с кризисной ситуацией из-за коронавируса, но большую роль здесь сыграл и конфликт между государством и инвесторами в возобновляемую энергетику.
Невыполнение взятых на себя обязательств, пренебрежение нормами законодательства дают сигнал потенциальным инвесторам в любых отраслях, которые регулируются государством, что правила игры, могут меняться в любой момент. Это влияет, и будет влиять не только на реализацию проектов в сфере возобновляемых источников электроэнергии. Текущий кризис сделает невозможным привлечение инвестиций и в строительство гибких генерирующих мощностей, и в развитие систем накопления энергии, и в проекты, связанные с реализацией European Green Deal.
Невозможно привлекать инвестиции на фоне невыполнения обещаний перед инвесторами, которые уже работают в стране.
— Такие решения властей уменьшают приток инвестиций?
— Не только это. Некоторые компании перед инвестированием подписывают контракты о страховании от политических рисков, оттого, что революция или иные политические условия приведут к убыткам. Например, речь идет о риске невыполнения или отказа от выполнения правительством взятых на себя обязательств.
Наиболее очевидным способом хеджирования прямых инвестиций от политического риска может стать ограничение инвестирования в будущем. Поэтому мы надеемся, что в этом вопросе консенсус будет найден.
– В мае исполнится два года президентства Зеленского. Что за это время улучшилось и что ухудшилось по сравнению с периодом Порошенко?
— Дерево оценивают по плодам. Важно, что будет сделано. Сейчас я скажу так, что все стабильно. Наивысшим приоритетом для бизнеса является верховенство права. Мы активно выступали и выступаем за надлежащее правосудие – как во время каденции Петра Порошенко, так и при администрации Владимира Зеленского.
К сожалению, масштабных сдвигов не происходит. Невозможно представить лучший стимул для инвесторов вкладывать деньги, чем уверенность в их защищенности. По данным Торговой палаты США, существует четкая связь между верховенством права и процветанием. Страны, придерживающиеся принципов надлежащего управления, привлекают долгосрочные инвестиции высококлассных мировых компаний. Они создают качественные рабочие места и активно развивают общины.
Это именно то, в чем нуждается Украина. 2020 год стал годом кризисных действий. 2021 год должен стать годом осмысленных реформ. Надеемся, что президент продолжит воплощать реформы, необходимые для бизнеса.
— Значит, плодов Зеленского пока нет?
— Еще есть время, чтобы эти плоды созрели.
О ведении бизнеса в Украине, взятках застройщиков и проблемах на таможне
– На встрече с инвесторами и бизнесом в июне 2019 года Зеленский пообещал, что через пять лет страна окажется в первой десятке по индексу легкости ведения бизнеса. Сейчас мы 64-е. Осталось три года. Можно ли сказать, что это обещание уже невозможно выполнить?
– Коронакризис сильно замедлил темп реформ – глобально и локально. Чтобы Украине оказаться в первой десятке рейтинга, трех лет будет мало. Стоит работать над тем, чтобы после возобновления расчета рейтинга Doing Business Украина имела весомые достижения. Надо улучшить показатели по регистрации бизнеса, выполнению контрактов, вопросам неплатежеспособности.
С первым показателем может помочь портал «Дия. Бизнес», благодаря которому создание и расширение бизнеса будет происходить без бюрократии. Судебная реформа играет важную роль в улучшении исполнения контрактов.
Чтобы оценить эффективность процедур решения неплатежеспособности, стоит рассмотреть несколько показателей по методологии Всемирного банка. В Украине низкий коэффициент возврата кредитов: 9 центов с доллара. В странах ЕС и Центральной Азии – 39 центов, в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода – более 70 центов.
В октябре 2019 года был введен в действие Кодекс по процедурам банкротства, призванный упростить возврат кредиторами своих средств, ускорить процедурные вопросы и обеспечить прозрачность продажи имущества при банкротстве. Благодаря его введению Украина может улучшить свою позицию в рейтинге.
— В истории были страны, которые что-то подобное делали за три года?
— Михаил Саакашвили часто рассказывает, как они поднялись. Я не помню, сколько там было лет, но это возможно. Это не какая-то сложная физика.
– В 2020 году Украина поднялась в рейтинге восприятия коррупции несколько ступенек вверх, заняв 117 место среди 180 стран. Коррупции стало меньше?
— Вопрос в секторах. Вчера общались с застройщиками. Там стало меньше коррупции? Нет. Имеется такая служба — ГАСИ. Я до сих пор не понимаю, работает ли она. Застройщики называют конкретные суммы, которые с них требуют за оформление документов. Говорят, раньше деньги требовала одна государственная структура, сейчас — три.
Или есть истории, когда застройщики годами ждут разрешения. Поэтому в Украине очень мало иностранных застройщиков. Они не пойдут на такие условия ведения бизнеса.
– Сколько требуют с застройщиков?
— Мы слышим о десятках тысяч долларов. Чем больше объект, тем больше сумма.
— Вы общаетесь с компаниями из разных секторов. Были ли представители какого-то сектора, которые сказали, что за последний год коррупция уменьшилась?
— В банковском секторе. В последние годы Нацбанк играет важнейшую роль в стабилизации финансовой системы, уменьшении коррупции в секторе и ограничении контроля со стороны олигархов.
Между коррупцией и отмыванием преступных доходов существует тесная связь. Имею в виду закон «О предотвращении и противодействии легализации и отмыванию доходов», благодаря которому Украина улучшила международные позиции в сфере противодействия отмыванию средств и финансирования терроризма, как указано в отчете Moneyval.
В вопросе возмещения НДС. По сравнению с тем, что было шесть лет назад, автоматическое возмещение – это просто глоток свежего воздуха, который помог наладить систематичность процесса возмещения. Благодаря автоматической регистрации заявлений в реестре и публичности реестра уменьшились риски осуществления давления на бизнес.
Время от времени компании еще сталкиваются с отдельными вопросами, но они имеют достаточно индивидуальный характер и не являются массовыми.
— Есть ли проблемы на таможне?
— Даже не знаю, с чего начать.
— Можно из того, как проходит контроль экспортных и импортных товаров.
– Распространение схем нелегального ввоза товаров – одна из главных угроз, с которыми сталкиваются компании. Масштабы нелегального импорта делают легально ввезенные товары неконкурентными по сравнению с товарами, которые бесконтрольно ввозятся и продаются в Украине без уплаты налогов.
Важные системные шаги государства. Государство должно искоренять предпосылки для существования теневых схем. В первую очередь, нужно вывести из-под угрозы товары, требующие соответствующих условий транспортировки и хранения. Особое внимание должно быть к продуктам питания, лекарствам, медицинским и гигиеническим изделиям.
Возьмем, к примеру, медикаменты. Мы видим, что Украина сделала определенные шаги для противодействия фальсификации медицинской продукции. Например, ратифицировала Конвенцию медикрайм в 2012 году, но до сих пор в полной мере не внедрила ее положения. Необходимы комплексные шаги на общегосударственном уровне.
Для иллюстрации последствий — уголовное дело по подделке лекарственных средств, которое с 2019 года ведут Нацполиция и Офис генпрокурора. Это продемонстрировало колоссальный масштаб проблемы.
По данным правоохранителей, в Украине в течение 2016-2019 годов только одна группа лиц заказывала упаковки, продавала онлайн продукцию, которая имела признаки фальсификата: лекарство от рака, редких и вирусных заболеваний. Они продавались параллельно с настоящими лекарствами, завезенными «серым» способом.
Расследование показало, что в Украине такая деятельность не контролируется. Тщательно же контролируются настоящие лицензированные импортеры, дистрибьюторы и аптеки. Конечно, нарушений там выявляют немного. Поскольку фальсификат и серый импорт обделен вниманием, реальный их объем неизвестен.
С начала нашего сотрудничества с генпрокурором в мае 2020 года палата передала более 20 дел от компаний-членов, которые стремились к справедливости, прозрачности и конкретным действиям, предпринятым для защиты прав инвесторов.
Справедливое правосудие и защита прав инвесторов установлены в четырех вопросах, был достигнут прогресс в ряде других дел, которые продолжаются. Возьмем пищевую промышленность, например, кофе. Столько подделок! Все, что можно подделать, в Украине подделывают. Кофе завозят крупной партией, на складах сортируют в поддельные пакеты известных брендов и выпускают на рынок.
– Подделка кофе – не проблема таможни.
— А кто его ввозит в Украину? Кофе в Украине не выращивается.
— Завезли вагон кофе, потом его рассортировали, наклеили этикетки, не уплатив никаких налогов и сборов. Это вопрос к налоговой милиции.
– Итак. Вопрос об ответственности. Сложно найти, кто за это отвечает. Вы говорите, налоговая милиция, а нам говорят, что налоговая милиция «бьет дембельские аккорды» перед ее закрытием. Вопрос остается.
— К таможне?
– Да, но вопрос, конечно, требует комплексного подхода.
— За последний год сменились три руководителя таможни, а результат…
— Больше, чем три. Это как раз вопрос относительно частой смены руководителей. Приходит новый председатель и ищет, чтобы какой-то результат показать, а стратегические вопросы требуют длительного времени на проработку и решение. В 2018 году мы проводили опрос среди компаний-членов и выпустили издание с рекомендациями бизнеса по стратегическим направлениям работы таможни.
Тогда бизнес-сообщество отмечало, что таможенная реформа должна быть среди приоритетов правительства, а 60% компаний сказали, что основной составляющей успешной реформы является четкое видение будущего таможенной службы. С тех пор определенности, к сожалению, не прибавилось, а большинство вопросов остаются актуальными.
Как президент США поможет Украине избавиться от олигархов
— Недавно состоялась инаугурация 46-го президента США. Что изменится для Украины с приходом Джо Байдена?
— Ни один другой президент в истории США не знал Украину лучше Байдена. Это не только потому, что он шесть раз здесь бывал. Даже в его книге «Обещай мне, папа» четыре страницы посвящены Украине. Он действительно занимается Украиной, и, думаю, продолжит заниматься. И не только Байден.
Его команда знает все хронические проблемы Украины. Кто эта команда? Начиная с государственного секретаря Энтони Блинкена, которого связывает с Украиной происхождение его деда, и, заканчивая Викторией Нуланд, которая знает Украину.
Бизнес возлагает большие надежды на Байдена. Бизнес считает, что Украине нужна поддержка стратегических международных партнеров. Бизнес хочет поддержки реформ для вхождения Украины в десятку стран по индексу легкости ведения бизнеса.
Приоритетом администрации Байдена в ведении политики в отношении Украины должно быть уменьшение коррупции и отстранение олигархов. Все должны быть равными перед законом. В Соединенных Штатах мощное верховенство права. Это то, к чему стремится и большинство украинцев.
— Что может измениться для Украины при президенте Байдене?
— Во время инвестиционного форума в Мариуполе в 2019 году мы презентовали результаты опроса, в котором было два ключевых месседжа. Несмотря на смену власти, 82% компаний планировали расширять бизнес в Украине в ближайшие пять лет. 74% отметили, что суды создают наибольшие препятствия для бизнеса.
За полтора года ситуация значительно осложнилась. Компании понесли убытки из-за COVID-19, а судебная реформа все еще не проведена. Здесь ход за властью. Я хочу сказать, что никто не искоренит коррупцию, не проведет судебную реформу и не осуществит мощную программу реформ за Украину, кроме нее самой.
Сейчас время для перезагрузки реформ. Процветание зависит от украинской власти. Администрация Байдена и стратегические партнеры могут оказать помощь и поддержку на всех уровнях. Конкретные действия — за властью Украины.
— После инаугурации Байдена вы написали колонку. По вашим словам, Байден может сыграть историческую роль, помогая Украине искоренить коррупцию и раз и навсегда освободиться от контроля олигархов. Как американский президент может помочь искоренить коррупцию в Украине?
— Важно продолжить то, что Байден начал. В июле 2015 года мы были в Торговой палате США в Вашингтоне. Тогда вице-президент Байден в речи об Украине 13 раз сказал слово «коррупция». По борьбе с коррупцией есть три вопроса. На английском языке это звучит так: prevent, publicize, punish.
Первое — это превентивность. В рамках внедрения электронных услуг коррупционные риски уменьшается. Конверт с наличными в компьютер не засунешь.
Второе — это публичность. Это работа независимых медиа и гражданского общества. Очень важно поднимать проблемные вопросы и рассказывать о коррупции. К сожалению, сейчас большинство медиа в Украине принадлежат олигархам.
Третье — это наказание. Здесь важна поддержка антикоррупционных органов.
— Значит, Байден поможет нам в борьбе с коррупцией, поддерживая диджитализацию, независимую прессу и антикоррупционные органы?
— Вызовов перед Украиной много. Россия, коррупция и олигархи – это те вопросы, которые требуют смелых действий и политической воли внутри страны, а также активной внешней политики. Именно поэтому команда Джо Байдена может вдохновить украинскую власть и помочь в этой борьбе.
– Что значит «раз и навсегда освободиться от контроля олигархов»?
– Благодаря вам и вашим коллегам все видят, как олигархи влияют на решение Верховной рады. Они лоббируют для собственного бизнеса преференции, не допуская на рынок других игроков. Когда правила игры будут одинаковы для всех, в Украину хлынут инвестиции. Тогда олигархам придется работать в конкурентной среде. Это рыночная экономика без преференций.
Время — это деньги. Любые инвестиции – это долгая игра. Именно поэтому между временными привилегиями и равными правилами игры каждый порядочный инвестор выберет честность и прозрачную конкуренцию. Чем больше крупных международных инвесторов придет в Украину, тем сложнее будет олигархам продвигать свои интересы.
Без инвестиций Украина навсегда останется игрушкой в руках олигархов.
Страна с рисками, но с большим потенциалом
– С какими финансовыми результатами завершили 2020 год члены палаты?
— Исследование будет скоро. Много компаний не достигли плановых финансовых результатов. Это стало понятно в начале второго квартала 2020 года. По данным исследования, которое мы с компанией «Делойт» провели в Украине в сентябре 2020 года, 50% членов палаты указали на уменьшение дохода в связи с пандемией, 51% респондентов отметили, что их компании не сокращали инвестиции в Украину, а 35% отметили сокращение инвестиций.
Больше всего пострадали авиаперевозки и гостиничный бизнес. Интересно, что в период карантина выросли продажи посудомоечных машин. Люди сидят дома, больше готовят и, соответственно, появляется потребность чаще мыть посуду.
Компания «Макдоналдс» за 2020 год инвестировала 26 миллионов долларов, открыла пять новых ресторанов и обновила 26. Компания lifecell по результатам 2020 года вышла в прибыль впервые за пятнадцать лет.
– Невысокий урожай зерна спровоцировал подорожание продуктов. Как должна поступить власть: ограничить экспорт зерна или ввести регулирование цен?
– Экспортные ограничения влияют не только на ценообразование, но и могут нарушить экономическую стабильность рыночных отношений и негативно повлиять на экспортный имидж Украины на международной арене. Такие инструменты государству следует применять только при условии острой угрозы продовольственной безопасности страны. Хотя прошлогодний урожай действительно ниже, чем в предыдущие годы, однако никакой угрозы продовольственной безопасности Украины пока нет и не должно возникнуть.
Участники зернового рынка ежегодно совместно с профильным министерством подписывают «зерновой меморандум», которым фиксируют договоренности относительно прогнозируемых объемов экспорта зерна. Рынок уже имеет наработанные механизмы регулирования баланса интересов всех участников.
Регулирование цен на продукцию может обострить проблему. Стоимость аграрной продукции, как правило, является отражением стоимости сырья. Соответственно, при сохранении высокой стоимости сырья установление регулируемых цен заставит производителей либо останавливать производство, либо значительно его сокращать.
Однако это не означает, что государство должно оставить аграрный рынок наедине с проблемами. Власть должна вмешиваться, но не путем применения экспортных ограничений или введения дополнительного регулирования цен, а инструментами государственной поддержки производителя, то есть фермера.
Это могут быть программы государственной поддержки страхования урожая, внедрение системы орошения земель. Аграрный рынок нуждается в участии государства, но только в виде помощи, а не дополнительных ограничений.
— Вы предлагали правительству пересмотреть условия январского карантина по ограничению приобретения товаров в супермаркетах, но вас не услышали. В результате в первые дни в супермаркетах невозможно было ничего купить, кроме продуктов. Почему правительство вас не услышало?
— Должен быть какой-то здравый смысл. Если супермаркет работает, то почему в одном ряду можно покупать, а во втором нельзя? Это было то, что мы попросили. Этот месседж мы донесли и через прямое общение, и через СМИ. Проблема в том, что они нас услышали, но не прислушались.
— Недавно палата призвала правительство выполнить свои обязательства перед производителями энергии из возобновляемых источников. Сколько власть задолжала за «зеленую» электроэнергию, в частности членам вашей организации?
– Накопленный в 2020 году долг «Гарантированного покупателя» перед операторами возобновляемых источников электроэнергии составил 22,4 миллиарда гривен. Примерно 3,1 миллиарда гривен выплачено в феврале 2021 года.
Остаются 19,3 миллиарда гривен, хотя, согласно подписанным в июне 2020 года меморандумом между правительством, НКРЭКУ и двумя отраслевыми ассоциациями, до конца 2020 года ГП должно было заплатить 9 миллиардов гривен, а 13,4 миллиарда гривен – четырьмя равными частями ежеквартально в 2021 году. Примерно 20% долга приходятся на компании, являющиеся членами палаты.
— В правительстве обсуждают различные варианты решения этой проблемы, в том числе путем выпуска государственных облигаций. Какой вариант оптимален?
– В июле 2020 года парламент утвердил закон, который предусматривал выпуск государственных облигаций для погашения долга 2020 года, а также 20-процентное ежегодное совместное финансирование платежей в ГП. К сожалению, эти положения не были выполнены и не нашли отражения в Государственном бюджете на 2021 год. Правительство предлагает другой источник погашения старого долга: выпуск «зеленых» облигаций оператора системы передачи НЭК «Укрэнерго» под государственные гарантии.
В то же время отсутствует источник покрытия 20% платежей «зеленой» генерации: правительство не предложило альтернативы бюджетному совместному финансированию, а НКРЭКУ отказывается предусмотреть в тарифе «Укрэнерго» более 80% средств, необходимых для уплаты «зеленого» тарифа. Это приведет к накоплению новых долгов в 2021 году в размере не менее 12 миллиардов гривен.
– В июне 2020 года компания lifecell приговорила ваше предложение отложить решением НКРСИ о снижении ставки интерконнекта с 1 января 2021 года. Почему вы просили Минюст отложить уменьшение ставки?
— Все должны играть по правилам, а создание прозрачных и равных условий для бизнеса – это приоритет для всех компаний-членов палаты, в частности в сфере телекоммуникаций. Мы действуем по принципу консенсуса, выступая за инициативы, важные для отдельных отраслей экономики. Мы за равные правила игры для всех.
Позиционным письмом мы призвали Минюст обсуждать любые нормы и решения, существенно влияющие на телеком-индустрию, с привлечением всех участников рынка, в том числе всех трех членов палаты – lifecell, Kyivstar и Vodafone.
— Последний 2020 год выдался знаковым для производителей сигарет. Были штрафы от АМКУ, их уплата и обжалование в судах. Чем закончится эта история?
– Надеюсь, победят здравый смысл и верховенство права. Четыре международные компании оштрафовали на 110 миллионов долларов. Почему? Потому что АМКУ в 2010-2011 годах предоставил ряд разрешений на структурные изменения рынка дистрибуции табачной продукции без проведения консультаций с производителями.
В течение почти десятилетия после этой консолидации бизнес-сообщество наблюдало, как АМКУ выдвигал преимущественно противоречивые и неубедительные объяснения причин консолидации и пытался переложить ответственность на игроков рынка. В результате на производителей был наложен штраф в размере 3,1 миллиарда гривен по обвинению в «антиконкурентных согласованных действиях».
Мы видим, кто находится в списке крупнейших налогоплательщиков и платит больше всего в государственный бюджет. Мы говорим о 2 миллиардах долларов. Быстрое и справедливое решение проблемы поможет сохранить конструктивные отношения между стратегическими инвесторами и государством, не навредить репутации и инвестиционному климату, избежать потерь государственного бюджета.
– Недавно вы презентовали документ «Десять шагов для экономического восстановления и роста Украины». О чем там идет речь?
– О приоритетах Американской торговой палаты в Украине на 2021 год. Это дорожная карта того, что следует сделать для экономического восстановления страны. Реализация каждого из этих стратегических шагов может стать ощутимым толчком для восстановления экономики после пандемии, для улучшения условий ведения бизнеса в Украине. Это также послужит мощным инструментом, чтобы сделать Украину местом, куда инвесторы стремятся приходить и вести бизнес.
– Как реализовать пункт дорожной карты «обеспечение предсказуемости нормативно-правовой среды для инвесторов»?
— Соблюдать обещания. Это как раз касается возобновляемой энергетики.
— Есть пункт о развитии инфраструктуры фондового рынка. Палата подписала меморандум о создании фондового рынка, но он в Украине существует с 1995 года. По крайней мере, тогда был создан его регулятор. Что подразумевается под созданием фондового рынка?
— Это совместный проект с USAID и Европейским банком реконструкции и развития относительно рынка капиталов в Украине. Рабочее название — NEXT-UA. Он включает создание фондовой и товарной бирж. Реализация NEXT-UA приведет к устойчивому, конкурентоспособному рынку капитала и организованным товарным рынкам.
— У нас есть 700 товарных бирж, и пять фондовых. Чем они не устраивают?
— Главное не количество, а качество. Нужно, чтобы к бирже было доверие.
— В последнее время поднимается вопрос проведения пенсионной реформы. Интересовались ли иностранные компании выходом на украинский рынок для обслуживания второго уровня пенсионной системы?
– Да. Представители нескольких компаний из страхового и инвестиционного бизнесов интересуются тем, как может происходить реформа, что изменится, и что это будет означать для потенциальных инвесторов.
— Это компании, которые в Украине не представлены?
– Да, но это не значит, что они завтра выйдут на украинский рынок. Это долгая история.
— Какими секторами интересуются иностранные инвесторы в Украине?
– Мы видим заинтересованность IT-рынком и рынком оказания медицинских услуг – это частные больницы и лаборатории. Привлекает инвестиции пищевая промышленность. Например, компания PepsiCo открыла завод по производству картофельных чипсов Lay’s.
Несмотря на проблемные вопросы, видим интерес к аграрному сектору.
Интересуются инвесторы и креативной индустрией. Например, компания Netflix, которая стала членом палаты в 2020 году, запустила украинское озвучивание фильмов.
В конечном счете, Украина – это страна с рисками, но с большим потенциалом.
Автор: Николай Максимчук
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.