Андрей Малеваный: Экологический инспектор – велосипедист, который пытается догнать Мерседес

В конце января в Кривом Роге в здании бывшего детского сада открыт главный офис Государственной экологической инспекции Украины. Он перенесен из столицы в промышленный город, в котором родился президент.

Открывать офис кроме главы инспекции Андрея Малеваного отправился заместитель министра окружающей среды и природных ресурсов Роман Шахматенко. Он возглавлял рабочую группу, организовывавшую эту передислокацию.

А вот глава государства, который, по сути, инициировал переезд государственного органа, несмотря на заинтересованность экологической темой и судьбой земляков, мероприятие проигнорировал. «Главкому» удалось вместе с руководством «Госэкоинспекции» побывать на нескольких предприятиях города и оценить условия, в которых придется работать ведомству.

На первой пресс-конференции глава «Госэкоинспекции» Андрей Малеваный заверил, что главной целью своей работы в Кривом Роге он видит не увеличение сумм штрафов. Чиновник уверяет, что будет работать над тем, чтобы убедить местные предприятия модернизироваться для сохранения экологичности более высокого уровня. Малеваный также заявил, что выступает против отсрочки введения новых экологических норм по выбросам в атмосферу, которые должны были уже заработать в Украине с начала этого года.

Между тем, министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский, с которым у Андрея Малеваного «прохладные» отношения, придерживается противоположного мнения. По крайней мере, так говорят в окружении главы «Госэкоинспекции».

Сам Малеваный отвечает дипломатично, называет свои отношения с министром «рабочими». Он обещает прозрачность и открытость, и еженедельные приемы граждан. Чтобы доказать честность и независимость своих работников руководство «Госэкоинспекции» планирует установить контроль над работой инспекторов в режиме реального времени, чтобы предотвратить коррупцию. Для этого планируется создать электронный кабинет экологического инспектора. Но этим щедрым обещаниям не очень верят экоактивисты.

Общение с прессой после вступительного слова чиновников сразу началось с обвинений в коррупции.

— Почему вы назначаете на должности региональных экологических инспекций коррупционеров, в частности Сергея Жука (начальник «Госэкоинспекции» Полесского округа). Как вы отреагировали на обращение депутатов об этом, в частности Пушкаренко? Такой вопрос к руководителю инспекции прозвучал на пресс-конференции от одного из местных блогеров Алексея Таймурзина.

— Заявление рассмотрено. Была создана комиссия, открыто дисциплинарное производство в отношении этого лица. Я обратился к народному депутату представить конкретные факты, обратился к правоохранителям. На время производства руководитель был отстранен от исполнения служебных обязанностей. Я уверен, что правоохранительные органы поставят точку в этом вопросе, – ответил Андрей Малеваный.

Напомним, 17 декабря с парламентской трибуны народный депутат от «Слуги народа» Арсений Пушкаренко обвинил в коррупции главу Полесского округа «Госэкоинспекции» Сергея Жука в коррупции. «Этот человек сегодня организовал «обилечивание» лесхозов и мы сегодня имеем 12 государственных предприятий, из которых обратились лесники и сообщили, что он (Сергей Жук) уже пришел за мздой», – заявил депутат.

Из общения главы «Госэкоинспекции» с активистами стало понятно, что одна из самых больших проблем – недоверие к государственным экологическим инспекторам и потребность общественного контроля над ними. Но и контроль должным образом сейчас сложно организовать из-за устарелости законодательства.

Например, в Положении об общественных инспекторах по охране окружающей среды говорится, что их работу организуют, в частности, областные «Госэкоинспекции», которых после территориальной реформы уже нет, потому что образованы округа. «Общественные инспекторы в своей деятельности руководствуются… приказами Минприроды», говорится в другом пункте положения. Но и Минприроды уже как несколько лет нет.

Получается так, что проконтролировать работу «Госэкоинспекции» со стороны общественности очень сложно, объясняет председатель общественной организации «Зеленый патруль Украины» Николай Свиридко, который специально для встречи с руководителем «Госэкоинспекции» приехал из Днепра.

Проблема и в невысокой зарплате инспекторов. «Когда оклад у инспектора 5,5 тыс. грн., а он начисляет убытки на 10 млн., как вы считаете, сколько будет стоить такой инспектор? Когда я впервые несколько лет назад приехал в «Госэкоинспекции» в Днепропетровской области, сложилось впечатление, что приехал в автосалон: Mercedes, BMW, Audi, другие престижные автомобили», – объясняет Свиридко.

«Главкому» удалось поднять эти и другие острые вопросы в разговоре с председателем «Госэкоинспекции» Андреем Малеваным. Интервью состоялось перед первым приемом граждан в новом офисе в Кривом Роге.

В центральном аппарате «Госэкоинспекции» в Киеве работало 90 человек. Какое количество из них согласились переехать работать в Кривой Рог? Хватает ли здесь рук? 

Нет, не хватает. Мы призываем присоединиться к нам всех неравнодушных, то есть тех, кто имеет необходимое образование и опыт работы. На сайте Нацагентства по вопросам государственной службы проводится кадровый отбор. Конкурсы на время карантина запрещены. Поэтому путем подачи документов и собеседования происходит заключение контракта и назначение тех специалистов, в которых мы нуждаемся.

«Имеем 17 вакансий в центральном офисе» 

Все-таки, сколько специалистов согласилось переехать на работу из Киева в Кривой Рог? 

Переехать в Кривой Рог готов, прежде всего, лично я. Я достаточно долгое время работал в родном Киеве. Поверьте, там количество экологических вызовов не малых масштабов — это и Дарницкая ТЭЦ, и завод «Энергия» и др. Но должен констатировать, что в Кривом Роге угроз гораздо больше. Поэтому лично я и еще несколько моих коллег, которые уже сейчас работают в «Госэкоинспекции», переезжают на постоянной основе в Кривой Рог. Остальных будем добирать уже на месте.

Общее количество штатного аппарата «Госэкоинспекции» на сегодня составляет 110 человек. Из них 17 позиций – вакантные должности. Прежде всего, нам нужны специалисты по контролю качества воздуха, которые овладеют методикой начисления убытков за ненормированные выбросы, которые будут уметь проводить проверки. Также нужны специалисты по направлению «отходы», что могут осуществлять контроль над их утилизацией, поскольку это – регион, в котором сосредоточено наибольшее количество промышленных отходов.

Своей задачей вижу установить прозрачный контроль над крупнейшими загрязнителями региона. А это не только Кривой Рог, но и Днепр, Запорожье, вместе с «Запорожсталью», Запорожским заводом ферросплавов, металлургическими комбинатами и тому подобное. В Киеве будут оставаться работать специалисты направлений «вырубки лесов», «биоресурсов» (охоты, рыболовства, браконьерства) и др.

Перенесли в Кривой Рог отделы контроля над выбросами в атмосферу, контролю над водными ресурсами, а также лабораторию для исследования качества воды. Самое главное теперь — наполнить лабораторию необходимыми мощностями. На капитальные расходы нам выделено дополнительное финансирование на 2021 год в сумме 22 млн. грн.

С учетом этого планируем закупку оборудования, которое сможет быть современным, предоставлять точные результаты, конкурировать с тем оборудованием, которое есть на предприятиях. По состоянию на сейчас работу наших инспекторов можно сравнить с людьми, которые на велосипедах пытаются догнать Мерседесы.

Какова главная причина того, что большинство специалистов не соглашаются уезжать из Киева? Худшие условия предлагаете? 

Значительная часть тех, кто переедет, будет работать на тех же условиях, что и в Киеве. Но большая часть квалифицированных высококлассных кадров не готова переезжать. Что касается зарплаты, то для этого региона она является конкурентной. К тому же зарплаты в центральном аппарате немного выше средних по территориальным подразделениям.

Относительно причин того, почему специалисты не переезжают, то это дополнительные расходы на аренду жилья, например, часто люди будут вынуждены ездить к своим семьям в Киев. Поэтому, к сожалению, лишь единицы работников центрального аппарата готовы к такому переезду.

Но, работая в Киеве, эти люди постоянно будут приезжать в командировки в Кривой Рог. Прежде всего, руководители отделов. Я лично во время формирования команды, запуска работы офиса большую часть времени буду уделять именно работе в Кривом Роге, еженедельно принимать граждан (я или мой заместитель). Основной контроль над проверками будет происходить в Киеве, но наши специалисты будут выезжать сюда, на место, чтобы отобрать среди местных специалистов квалифицированных работников.

Работники центрального офиса в Киеве получали зарплаты до 25 тыс. грн. Сколько предлагаете в Кривом Роге?

Зарплаты остаются такими же. Главный специалист, например, получает 17-18 тыс. грн. что здесь, что в Киеве. Для этого региона – это хорошая зарплата.

В комментарии «Главкому» министр окружающей среды Роман Абрамовский, объясняя целесообразность переезда центрального аппарата инспекции в Кривой Рог, сказал, что его работники в столице не ощущают на себе все негативное влияние загрязнителей на людей. Так получается, что не чувствовали и не почувствуют, потому что ехать сюда не хотят? Ваши взгляды с господином Абрамовским разнятся?

Я не согласен с вами. Во-первых, речь шла, прежде всего, о руководстве, говоря о переезде из Киева в Кривой Рог. Во-вторых, я говорил, что можно подышать и пожить неделю-две благодаря командировкам. Приезжать будут ключевые руководители всех подразделений.

У нас совпадает мнение в том, что действительно, координируя деятельность, проводя документальные проверки в Киеве, не все можно ощутить, увидеть своими глазами, подышать тем же воздухом с местными жителями. Проблем я не вижу, ведь есть механизм командировок. Руководство в той или иной степени будет постоянно присутствовать в этом регионе.

«Предыдущее руководство «АрселорМеттал Кривой Рог» не пускало проводить проверки четыре года» 

Около 70% загрязнений в регионе и 90% в городе Кривой Рог вызывает деятельность «АрселорМеттал Кривой Рог». Какая гарантия, что переезд головного офиса «Госэкоинспекции» в Кривой Рог будет побуждать именно это предприятие к меньшим выбросам, меньшему количеству нарушений? 

Мы применяем комплексный подход. Прежде всего, нужна реформа, работаем над тем, чтобы приняли законопроект №3091 «О государственном экологическом контроле», который предусматривает увеличение санкций за не допуск контролирующих органов на предприятия. Во-вторых, контроль со стороны незаангажированных, абсолютно независимых, не коррумпированных руководителей подразделений «Госэкоинспекции», я уверен, даст результат. Мы не говорим только об «АрселорМеттал Кривой Рог».

Речь идет об 2-4 основных горно-обогатительных комбинатах, цементном заводе, балке Свистунова (пруд-накопитель, находящийся на балансе ГП «Кривбассшахтоукрытие», который отводит к балке шахтные воды таких предприятий, как ПАО «АрселорМеттал Кривой Рог», ЧАО «Центральный горно-обогатительный комбинат», ЧАО «Сухая балка»).

В целом это около 50 предприятий топ-загрязнителей региона, на которые обязательно с проверками будут ездить если не я лично, то специалисты, которые не допустят договоренностей, уклонений, будут держать коммуникацию с нашим юридическим подразделением о взыскании задолженностей штрафов.

Назовите пять главных предприятий-загрязнителей региона?

Согласно рейтингу Министерства экологии и природных ресурсов «ТОП-100 крупнейших предприятий-загрязнителей» в первой пятерке – ЧАО «Северный ГОК», ЧАО «Ингулецкий ГОК», ЧАО «Центральный ГОК», ПАО «АрселорМеттал Кривой Рог» и ПАО «Южный ГОК».

По результатам прошлого года наибольший ущерб нанесла окружающей среде работа ПАО «АрселорМеттал Кривой Рог». Во время проверки предприятия, которая длилась с 3 по 16 сентября по поручению премьер-министра, инспекторы Днепропетровской «Госэкоинспекции» выявили ряд нарушений, в том числе сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в воздух. «Госэкоинспекцией» проведен расчет ущерба и выставлена претензия в размере 4,1 млн. и 7,1 млн. грн. Эти суммы предприятие возместило в добровольном порядке.

«Госэкоинспекцией» уже подготовлен план проверок на 2021 год, в котором среди прочих будут проверяться и топ-загрязнители окружающей среды. В частности, мера контроля на Южном горно-обогатительном комбинате в Кривом Роге планируется уже 8 февраля. Также продолжаем получать обращения от граждан о нарушениях природоохранного законодательства на предприятиях, что также является основанием для проведения проверок.

«Госэкоинспекция» предложила журналистам присоединиться к проверкам нескольких предприятий, среди которых не было крупнейшего загрязнителя региона – «АрселорМеттал Кривой Рог». Почему? Предыдущий руководитель «Госэкоинспекции» Егор Фирсов сетовал на проблему в том, что инспекторам невозможно попасть на территорию этого предприятия для осуществления проверки. Как изменилась ситуация?

Я лично уже был несколько раз на «АрселорМеттал Кривой Рог». Мы с руководством предприятия нашли понимание относительно допусков. Встречались с ними в Киеве, в Кривом Роге лично с генеральным директором Мауро Лонгобардо. Он хочет, чтобы экоинспекция ему самому, владельцам предприятия указывала на недостатки, когда они будут инвестировать большие средства в экологические программы, то есть в переоборудование, реконструкцию.

Мне кажется, инструменты экоинспекции для них полезны при проведении аудита, принятии ими управленческих решений в дальнейшем, определении инвестиций на оборудование. Последняя проверка предприятия закончилась в конце прошлого года. Вскоре начнется следующая.

Предыдущее руководство «АрселорМеттал Кривой Рог» не допускало проведения проверок четыре года. Нынешнее настроено иначе. Мы зашли туда и дали результат. 11 млн. грн. убытков за загрязнение окружающей среды они уплатили добровольно, понимая свои недостатки.

А это предприятие одно из самых рисковых в регионе с точки зрения экологии. Оно чрезвычайно большое, имеет полный цикл производства. Его невозможно полностью проверить, например, за 10-14 дней в рамках закона «Об основных принципах государственного надзора». Поэтому, если там происходит проверка, она проходит поэтапно, по цехам, по земельным участкам и происходит почти постоянно. Поэтому, имея договоренности с руководством, надеюсь, у нас не будет проблем с попаданием на предприятие.

Во время встречи с председателем правления «Кривой Рог Цемент» Игорем Завиновским вы сказали, что «Госэкоинспекция» выступает против правительственной инициативы отложить на три года введение более жестких нормативов выбросов для промышленных предприятий. Почему Министерство экологии и защиты окружающей среды не приемлет ваших рекомендаций?

Решения принимаются в Министерстве экологии и защиты окружающей среды, я не хотел бы их комментировать. У вас есть возможность спросить у них их позицию. По большинству вопросов у нас с ними есть коммуникация, есть согласование позиций. Свою аргументацию, наших специалистов, я изложил. Мы отправили наш официальный ответ на их официальный запрос. Свою позицию только могу повторить — отсрочка приведет к значительным последствиям для экологии.

К каким именно последствиям? Какие аргументы доводили до сведения правительства? 

Есть риски того, что динамика уменьшения объемов вредного загрязнения окружающей среды будет не такой, какую взяла на себя Украина, декларируя курс на имплементацию европейских директив. Этот курс будет недополучен, если грубо говорить.

Объясните читателю простыми словами, к каким именно последствиям для экологии может привести отсрочка новых правил на три года? Есть ли у вас уверенность, что в случае такой отсрочки сейчас через три года не возникнет потребность новой отсрочки? 

Я не могу, как государственный служащий, должностное лицо, комментировать, давать прогнозы.

Но вы можете анализировать возможные последствия, чтобы вовремя реагировать.

Как исполнительный орган, мы не формируем государственную политику. Мы принимаем те нормативно-правовые документы к исполнению, которые определяют полномочия Государственной экологической инспекции. Конечно, мы имеем свою позицию, ее выражаем. Мы дискутировали по этому поводу с Министерством экологии и защиты окружающей среды, но если решение принято, мы будем его выполнять, действовать в рамках тех законов, постановлений Кабмина, приказов министерства, которые координируют и направляют нашу деятельность. 

Учитывая разницу в ваших позициях, каковы ваши отношения с министром Абрамовским?

Исключительно рабочие. Есть субординация, есть полномочия министерства, а есть полномочия мои, то есть четкое распределение обязанностей и полномочий.

Сейчас мы работаем с нормами закона, которые действуют сейчас. Но завтра они изменятся, будут внедрены новые. Поэтому именно сегодня я обращаюсь к директорам предприятий, чтобы сказать, что завтра отсрочки может и не быть, что директива 75 ЕС относительно предельно допустимых концентраций выбросов рано или поздно будет принята.

С кем из директоров предприятий уже успели об этом поговорить? Что они отвечают?

С руководителями предприятий группы компаний «Метинвест». Они категорически против введения новых норм, предоставляют свои аргументы и о рабочих местах, и об экономической составляющей в случае отсутствия отсрочки. Ко всем загрязнителям у меня позиция одинаковая, что меня, к сожалению, не интересует ваша экономическая составляющая. Я отвечаю за здоровье людей, которое связано с экологией. Чем жестче будут экологические требования, тем лучше.

«Экологический инспектор получает около 9 тыс. грн. Это совсем небольшая сумма» 

На вашей первой пресс-конференции в Кривом Роге присутствовал заместитель министра Роман Шахматенко. Какую оценку он дал запуску офиса «Госэкоинспекции», какие задачи перед вами поставило министерство? 

Он пожелал успехов.

Первое, чего я хочу добиться — это принятия закона «О государственном экологическом контроле» (законопроект №3091). Также обеспечить продолжение территориальной реформы «Госэкоинспекции» по такому же принципу, как мы сделали в прошлом году, когда в одну территорию объединили Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Запорожскую и Днепровскую с Кировоградской.

Все это происходит, чтобы уменьшить расходы на административный персонал, но увеличить количество инспекторов, усилить материально-техническую базу и материально-техническое обеспечение.

Проще говоря, улучшить условия труда государственных экологических инспекторов: повысить заработную плату, обеспечить оборудованием. Сегодня госэкоинспектор в среднем по Украине получает около 9 тыс. грн. зарплаты. По моему убеждению, человек, который должен работать с предприятием, которое наносит миллионные убытки государству и экологии, такую зарплату не должен получать. По меньшей мере, заработная плата должна быть вдвое выше.

Были проблемы с уплатой судебного сбора. Ведь есть претензии к предприятиям на 2 млрд. грн., а не было раньше ни копейки, чтобы подать в суд и взыскать с нарушителей эти средства. Нужно было 5-9 млн. грн. К счастью, на этот год мы эти деньги получили. В прошлом году 94% финансирования из общего фонда шло на зарплаты нашим сотрудникам, лишь 6% – это были командировки, горюче-смазочные материалы, судебный сбор, текущие ремонты и тому подобное.

На этот год мы получили чуть более 440 млн. грн. в год. Но наш бюджетный запрос был на 200 млн. больше.

Где гарантия, что ваш инспектор с зарплатой даже в 18 тыс. будет объективным во время проверки «АрселорМеттал Кривой Рог» или других предприятий, владельцы которых зарабатывают миллиарды?

Поэтому даже наших инспекторов надо контролировать. Есть такие инспекторы, с которыми приходится прощаться, у которых возникают коррупционные риски. К сожалению, система контроля не изменится за один день. Контроль — это нагрудные видеокамеры, планшеты или смартфоны, которые будут иметь GPS координаты. Контроль – это система отчетности, электронный кабинет, который будет у каждого инспектора. В этом году мы планируем, это сделать.

Со сколькими сотрудниками распрощались? Какова главная причина?

Если сотрудник «Госэкоинспекции» был замечен в системной халатности, а тем более в коррупции – это причина для того, чтобы с ним попрощаться. В 2020 году привлечено к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и выговоров 19 инспекторов. Четверо из них были освобождены. Считаю, что никакие предыдущие заслуги не могут компенсировать коррупционного поступка.

Если конкурсы во время карантина запрещены, то где гарантия, что после собеседования назначение состоится благодаря профессиональным качествам, а не через личное знакомство с вами, например? 

Гарантией является мой личный контроль над кадровыми вопросами в «Госэкоинспекции». Я очень внимательно отношусь к подбору работников — от руководителей структурных подразделений до инспекторов. Мне, как руководителю, нет смысла брать на работу кого-то «по знакомству», чтобы этот человек просто «просиживал штаны», дискредитировал меня. На первом месте – профессиональные навыки, репутация, умение действовать быстро и решать поставленные задачи.

В конце концов, на мне, как на главе «Госэкоинспекции», лежит окончательная ответственность не только перед правительством, но и перед миллионами людей. Что касается механизма трудоустройства, то заявки и документы во время карантина подаются онлайн через портал «Нацгосслужбы». А собеседование также в дистанционном режиме проводит уполномоченное лицо.

А кто и как проконтролирует вас, чтобы вы взятку не получили?

Правоохранительные органы. Я – государственный служащий категории А, контроль – это юрисдикция и ГБР, и НАБУ, и СБУ, которые должны реагировать на любые коррупционные риски.

Автор: Михаил Глуховский

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий