Мы встретились с и.о. председателя Национальной службы здоровья Украины Андреем Виленским в сложное для него время. Только что состоялся конкурс на замещение вакантной должности руководителя НСЗУ, но победитель так и не был избран. Вмешалась политика, и если ничего не изменится, кресло главы ведомства еще длительное время будет вакантным.
Но говорили мы с ним не о политике, а исключительно о медицине и реформе финансирования системы здравоохранения. Почему вопреки обещаниям политиков медики продолжают просить деньги за лечение, почему семейный врач может игнорировать просьбы пациента, не назначать лечение, все ли так прекрасно с финансированием программы медицинских гарантий или «Доступных лекарств», с зарплатами медиков?
ДЕНЕГ ДОСТАТОЧНО?
— Главной проблемой реформы, в частности того, что люди не могут получить необходимую помощь или вообще отказываются от лечения из-за нехватки средств, является, прежде всего, финансирование программы медицинских гарантий. Например, в прошлом году врачи жаловались, что получили не все средства по пакетам услуг, и поэтому вынуждены снова просить деньги у пациентов. В этом году финансирование, как говорили, вдвое меньше необходимого, да еще и Кабмин снял с программы медицинских гарантий оплату за вакцинацию.
— Шесть с половиной миллиардов гривен, действительно, взяли из бюджета программы медицинских гарантий на вакцинацию — за счет финансирования пакетов стационарной помощи на последние 3 месяца года. Но в постановлении Кабмина указано, что эти средства должны быть возвращены в программу медицинских гарантий за 3 месяца. На сегодня мы ни одного тарифа не уменьшили.
Относительно того, достаточно ли средств. Здесь есть две составляющие. Первая, когда мы говорим о реализации принципа «деньги ходят за пациентом». Собственно, деньги идут за медицинской услугой. Мы сейчас видим на примере ковида, что там, где больше больных, там и больше денег. Средства идут туда, где они нужны. Это – справедливо. Соответственно, пакет по коронавирусу покрывает все расходы на лекарства, услуги и обследования, предусмотренные национальным протоколом.
Если говорить и о других пакетах, то чем больше пациентов выберут ту или иную больницу, тем больше средств эта больница получит по договору с НСЗУ. И руководство, и владелец, то есть местная власть должны сделать больницу привлекательной для пациента — оснастить оборудованием и обеспечить врачами и медсестрами.
— Почему же тогда с пациентов продолжают требовать деньги на лечение?
— Еще одна составляющая — это организация внутренней работы заведения. Каким образом руководитель принимает решение о расходовании средств? И как регулирует финансовое стимулирование персонала?
И когда мы говорим, что заведение, например, полностью перепрофилировано под больницу для оказания помощи пациентам с коронавирусом, то оно получает свой бюджет так, если бы не было коронавируса, плюс дополнительно получает деньги, чтобы выполнить протокол, дать +300 % к заработной плате медработникам, которые лечат пациентов с ковидом. Этого вполне достаточно для того, чтобы пациент или его родственники не платили за лечение из собственного кармана.
Но на самом деле во многих случаях этого не происходит — из-за старых практик хозяйствования заведений и привычки к неформальным платежам, от которых очень сложно отказаться. Даже, если денег полностью достаточно. И мы видим, что заведение начинает аккумулировать эти средства на своих счетах, не тратя их на обеспечение бесплатного лечения. И в этом проблема.
Недавно у нас был кейс с Одесским онкологическим центром, на который пациенты жаловались, что у них требуют деньги на лечение. В то же время на счетах учреждения аккумулировано более 100 млн. грн. Эти деньги можно было потратить на обеспечение бесплатной медицинской помощи пациентам, на повышение заработных плат врачей и медицинских сестер, закупку лекарств и тому подобное. Но этого сделано не было.
Недавно вместе с членами профильного комитета Верховной рады посетили это заведение. Есть незначительные изменения. Жалоб поубавилось. Но не все так быстро происходит, как хотелось бы.
В целом, по состоянию на начало года на счетах медицинских учреждений лежало более 17 миллиардов гривен неиспользованных средств. Это довольно большая сумма. И стоит говорить не только о том, что бюджет на программу медицинских гарантий нужно увеличивать, но и о необходимости рационального и эффективного использования средств руководителями учреждений.
МЕДУЧРЕЖДЕНИЕ, В КОТОРОМ ТРЕБОВАЛИ ДЕНЬГИ С ПАЦИЕНТА, РИСКУЕТ ПОТЕРЯТЬ ДОГОВОР С НСЗУ И ОСТАТЬСЯ БЕЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ
— Можно ли вообще изменить ситуацию?
— Необходима прозрачность затрат. НСЗУ начала публиковать отчеты о доходах и расходах заведений. Каждый гражданин Украины может зайти на сайт НСЗУ и увидеть, сколько денег больница получила, сколько потратила, сколько на счетах заведения, каков средний уровень оплаты труда. Это уже побуждает стейкхолдеров, тех, кто заинтересован в деятельности этих заведений, принимать те или иные решения.
— Значит, никаких административных решений не может быть, даже если вы видите, что заведение не тратит деньги на лечение больных, а берет их с пациентов?
— Медицинское учреждение имеет финансовую самостоятельность, на что и как тратить средства. Но оно также имеет обязательства по договору с НСЗУ — предоставить бесплатную медицинскую услугу пациентам. И если у нас есть жалобы от пациентов о нарушении их права на бесплатную медицинскую помощь, мы соответствующим образом реагируем на это.
У нас есть кейс с оказанием медицинской помощи в учреждениях Украинской железной дороги. Филиал «Центр охраны здоровья» АО «Укржелдора» заключило договор с НСЗУ в конце ноября прошлого года. Заключая договор с нами, акционерное общество подтвердило, что они отвечают всем требованиям и готовы заключить договор и оказывать медицинскую помощь пациентам.
Впоследствии начали поступать жалобы от пациентов и местных органов власти, что больницы УЖД в Киеве и Одессе не оказывают помощь пациентам. Национальная служба здоровья Украины осуществила мониторинговые визиты в эти больницы. В результате мы обнаружили, что больницы не соответствуют требованиям, которые касаются организации предоставления услуг и перечня оборудования.
Например, ни одна из больниц Украинской железной дороги в Киеве не имела исправного источника аварийного электроснабжения. А это ставит под угрозу жизнь пациента, находящегося в палате интенсивной терапии.
Несмотря на такие грубые нарушения, Национальная служба здоровья остановила оплату медицинских услуг филиалу «Центр здравоохранения АО «Укржелдора» за март 2021. Кроме того, НСЗУ выставила филиалу требование вернуть почти 60 миллионов гривен — средства, которые акционерное общество получило на лечение пациентов с момента подписания договора с НСЗУ — с ноября 2020 года.
По факту нарушений со стороны филиала «Центр здравоохранения АО «Укржелдора» НАБУ открыло два уголовных производства.
— Сколько всего обнаружено таких заведений? Что с ними стало?
— Мы подали уже 55 запросов в Национальную полицию и более 30 в прокуратуру. Открыт ряд уголовных производств. В частности, по факту неоказания медицинской помощи работниками Сарненской ЦРБ. Вследствие чего умерла пациентка с ковидом. В больнице требовали деньги за лабораторные обследования, лекарства. А реальное состояние здоровья пациентки скрывали от ее родных.
Или в Сумской клинической больнице № 5 пациентов заставляли покупать за собственные средства лекарства, которые включены в программу медицинских гарантий. По данному факту в Единый реестр досудебных расследований внесены сведения за нарушение прав пациентов на бесплатную медицинскую помощь.
Медучреждение, в котором требовали деньги с пациента, рискует потерять договор с НСЗУ и остаться без финансирования из Государственного бюджета.
— Что делать пациенту, которого, например, машиной скорой помощи привезли в больницу, и здесь в нарушение законодательства требуют, чтобы человек сам покупал лекарства? Обычно, названия лекарств в таких учреждениях пишут на листочках бумаги без печатей и подписей. Есть ли возможность вернуть деньги? Может ли НСЗУ вернуть те средства, которые были выплачены больнице, но не потрачены на больных, а лежат мертвым грузом?
— Если у пациента требуют деньги за услуги, которые оплачивает НСЗУ по Программе медицинских гарантий, это является нарушением договора. В таком случае пациент или его родственники могут оставить жалобу на сайте НСЗУ, подробно описав ситуацию, которая сложилась, и оставить контактный телефон для обратной связи. НСЗУ обрабатывает такие обращения и проводит работу с заведением и его владельцем — и требует восстановить больного в его правах.
И у нас есть нередкие случаи, когда пациентам вернули средства. Например, 30 000 грн. вернули пациенту за лечение ковида в одной из львовских больниц.
«В НСЗУ ПО ДОГОВОРУ ПРИШЛО БОЛЕЕ 1/3 ЗАВЕДЕНИЙ ЧАСТНОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ФЛП»
— Достаточно ли денег на программу медицинских гарантий? Пакеты, по которым платят больницам, это пакеты «проедания» или развития?
— Хочу сказать, что достаточно денег в системе здравоохранения никогда не было. Сталкивается с этой проблемой каждое государство. Бесспорно, все страны стремятся увеличить средства, которые выделяются на реализацию тех или иных программ в сфере здравоохранения. Так было и сделано в программе медицинских гарантий. Определены приоритетные направления — инсульт, инфаркт, сложные неонатальные случаи и помощь при родах.
И на них сделан акцент — и финансовый, и относительно требований к больницам, которые будут оказывать помощь по этим направлениям. И тарифы за эти услуги достаточно высоки, и заведения получают достаточно средств, чтобы оказывать всю помощь пациенту.
На первичное звено в этом году у нас выделено свыше 20 млрд. грн. Много это или мало? То, что к нам по договору пришло более 1/3 заведений частной формы собственности и ФЛП, демонстрирует, что тариф достаточный. Частные клиники считают достаточными средства, которые они получают на лечение больных от НСЗУ.
Что касается экстренной помощи, мы также понимаем, что средств, наверное, достаточно для того, чтобы поддерживать ее и развивать в тех условиях, которые есть в Украине. Видимо вы слышали, что многие центры экстренной медицинской помощи в прошлом и этом году закупали автомобили за средства НСЗУ. Они проводили замену парка автотранспорта, чего раньше не было.
Нужно понимать еще один важный момент. Во всех цивилизованных странах 80% всех потребностей пациентов в медицинской помощи закрывается на первичном уровне — то есть у семейного врача. У нас же такая система только начинает работать. Должно быть так — сначала обращение к семейному врачу, его помощь и консультация. Затем — если врач определяет потребность в консультации узкого специалиста, определенных обследованиях или госпитализации, он выдает электронное направление.
И по этому направлению пациент может получить услугу безвозмездно. Без направления можно обратиться к акушеру-гинекологу, педиатру, психиатру, наркологу, фтизиатру и стоматологу. А также к врачу, у которого пациент с хроническими заболеваниями находится под медицинским наблюдением.
Местные власти должны оплачивать капитальные расходы и коммунальные услуги. Но в некоторых регионах они это прекратили, потому что заведения получили много денег от НСЗУ. Хотя этого не стоит делать, потому что, поддерживая больницу, делая капитальные инвестиции, такой владелец получает более мощное и конкурентно способное заведение.
Я бы еще добавил, что не все руководители учреждений пользуются сегодня теми возможностями, которые дает программа медицинских гарантий. Например, если в учреждении онкологического профиля, которое имеет договор на пакет «Радиологическое лечение онкологических заболеваний» приобретается современное оборудование – линейный ускоритель, гамма или кибер нож, — такое заведение получает средства по тарифу с коэффициентом 1,5 — то есть в полтора раза больше.
Некоторые заведения сегодня воспользовались этим и они привлекают инвесторов, которым выгодно оборудование поставить в это заведение – чтобы они получили оплату по этому коэффициенту и рассчитались с владельцем оборудования. Значит, можно пополнять парк оборудования, имея тарифы НСЗУ. И это говорит о том, что эти тарифы являются справедливыми в той системе, которая существует сейчас.
ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОЛУЧИТЬ БЕЗВОЗМЕЗДНО?
— Какие услуги может получить сегодня пациент бесплатно на первичном, вторичном и на третичном уровне медицины? Что добавилось в этом году?
— В этом году мы расширили количество пакетов услуг — добавили новые или детализировали те, которые уже были в программе. Мы бы хотели каждый год предпринимать шаги к тому, чтобы медицинская помощь становилась более доступной и более качественной.
Так, для будущих мам введен отдельный пакет услуг «Ведение беременности в амбулаторных условиях». В него входят все необходимые анализы и обследования, необходимые для наблюдения беременности. Пациентка имеет право выбирать заведение, где ведется наблюдение беременности. Независимо от места регистрации или фактического проживания.
На 13 мая мы подписали договоры на этот пакет с 567 заведениями по всей стране. Они соответствуют требованиям, и беременная женщина сможет в них получить все сопровождение беременности, включая высокотехнологичный пренатальный скрининг.
Также в отдельный амбулаторный пакет выделена стоматологическая помощь. Пакет по стоматологии будет покрывать ургентную стоматологическую помощь всем и плановую стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтических процедур и протезирования.
Мы также расширили перечень услуг, которые могут предоставляться на первичном уровне за счет введения нового пакета. Например, сопровождение пациентов с туберкулезом. После того, как пациента выписали из больницы, и он уже не выделяет микобактерию, дальнейшее амбулаторное лечение пациента и его сопровождение осуществляет семейный врач.
Причем, этим пакетом услуг предусмотрено, что тариф для последнего месяца, то есть, когда пациент окончательно вылечился, он больше, чем ежемесячная плата за эту услугу. Таким образом, мы стимулируем работу на результат.
— Разве сопровождение пациентов после больницы не входит в стандартный набор услуг семейного врача? И как долго НСЗУ платит по этому пакету? Например, больной выписался из больницы после панкреатита или инфаркта? За такими пациентами присматривает узкий специалист?
— Динамическое наблюдение за пациентами с диагностированными хроническими заболеваниями, то есть сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями и состояниями, входит в пакет услуг, которые государство гарантирует пациенту на первичном звене. У семейного врача, терапевта или педиатра, с которым пациент заключил декларацию.
Пациент, например, после выписки из стационара после инфаркта возвращается к своему семейному врачу. При необходимости врач назначит «Доступные лекарства» и выпишет электронный рецепт на такой препарат. В программу «Доступные лекарства» входят 24 лекарственные средства для первичной и вторичной профилактики инфарктов и инсультов. В случае необходимости семейный врач направит пациента на консультацию к узкому специалисту — кардиологу, невропатологу или другому.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ
— Слышала, что есть изменения в психиатрической помощи?
— Там появится новый интересный пакет услуг — оказание психиатрической помощи мобильными мульти дисциплинарными командами. Пациент в остром состоянии лечится в стационаре, ему оказывают всю нужную помощь и стабилизируют его состояние. Когда он уже не нуждается в содержании в больнице, он возвращается домой и в дальнейшем может получать помощь от команды специалистов, которая приезжает к нему.
Таким образом, уменьшается срок пребывания пациента в психиатрической больнице, он живет в более комфортных условиях для себя, но вместе с тем не теряет доступа к медицинским услугам.
— По этому пакету предоставляются услуги только тем, кто находился в стационаре, или вообще всем пациентам, которым нужна психиатрическая помощь?
— Пакет на эти услуги имеют право получить только учреждения, которые предоставляют психиатрическую стационарную помощь. Еще из новых – пакет лечения гематологических и онкогематологических больных. Он был выделен, потому что здесь применяется достаточно дорогостоящее лечение, особенно у детей. И коэффициент для пациентов детского возраста здесь составляет 3. За лечение ребенка заведение получает втрое больше, чем за лечение взрослого.
В нынешнюю программу медицинских гарантий мы добавили некоторые коэффициенты, которые стимулируют больницу оказывать комплексную помощь пациентам. Например, заведение получит больше средств, если оно не только будет оказывать помощь при родах, но и сможет помочь новорожденному ребенку в сложных неонатальных случаях. Сработает дополнительный коэффициент на такой комплексный подход. Это побуждает заведения концентрировать эти услуги и развивать направление.
Если больница, которая заключила договор на неонатальный пакет, имеет автомобиль и бригаду для перевозки новорожденного в сложных случаях, она также получает дополнительный коэффициент.
Кроме того, в этом году заведения смогут получать больше средств, если будут достигать определенных индикаторов качества. Есть три индикатора. Один будет работать на первичном уровне и касается заведений, которые обеспечат охват вакцинацией населения, которое заключило декларацию (речь идет о детях до 6 лет) вакцинами против кори, паротита и краснухи. Такие заведения получат + 5% к сумме договора.
Таким образом, мы будем стимулировать проведение вакцинации. Кроме того, бригады экстренной медицинской помощи, центры ЭМП, в случае, когда они соблюдают маршруты перевозки пациентов с инфарктом и инсультом (госпитализируют в те заведения, которые имеют соответствующий договор с НСЗУ), то тоже получают дополнительные 5%.
— Получается, если семейный врач проводит все необходимые прививки, что он и так должен делать, а водитель экстренной машины скорой помощи возит пациентов правильным маршрутом, то можно говорить, что они качественно работают? Есть еще какие-то критерии качества работы врачей?
— Контроль качества медицинской помощи — это полномочия Минздрава. Именно Минздрав формирует политику, правила игры, клинические протоколы и другие стандарты. Врачи должны соблюдать эти правила, а Минздрав, с помощью различных инструментов, в том числе, это может быть лицензирование. Но у нас есть полномочия по проведению мониторинга выполнения условий договора и неоказания медицинской помощи в рамках стандарта.
На самом деле сейчас мы совершенствуем эту нормативную базу, чтобы четко разделить, что делает НСЗУ, чтобы иметь те полномочия, которые позволят нам вести мониторинг условий исполнения договора и влиять на поставщика услуг, меняя его поведение.
«СООБЩАЯ О НАРУШЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ПРАВ, ПАЦИЕНТЫ ПОМОГАЮТ МЕНЯТЬ СИСТЕМУ»
— Если сегодня семейный врач не дает пациенту направление на ПЦР, притом, что у этого пациента есть все симптомы ковида, или не назначает необходимое лечение, но делает прививку, то он получит +5%?
— Если врач не выдает пациенту направление на нужные по его клиническому состоянию обследования, то это уже нарушение условий договора с НСЗУ. Здесь должны применяться другие методы воздействия со стороны НСЗУ. Также пациент всегда может сменить врача, если не удалось найти общий язык.
— Да. Но вред уже нанесен. Если семейный врач не назначил лечение и человек из-за этого попал в больницу, потратил кучу денег (если речь идет не о ковиде), долго проходил реабилитацию из-за несвоевременного начала лечения, то он должен просто забыть того врача и найти нового?
— Пациент должен знать свои права и пользоваться ими. Речь идет о праве свободно выбирать и менять врача. А также пациент может написать жалобу в НСЗУ о нарушении собственных прав. Конечно, оформление жалобы не решит проблему за один день. Но в долгосрочной перспективе это приведет к тому, что в больницах будут отказываться от старых правил и начнут работать по новым. Поэтому, сообщая о нарушении собственных прав, пациенты помогают менять систему.
Также хочу рассказать о таком важном инструменте контроля над процессом лечения, как электронный кабинет пациента. У пациента будет доступ ко всем медицинским записям, которые созданы применительно к нему. В тех странах, которые это ввели, практика показала, что качество предоставления медицинских услуг повышается.
Потому что, имея все данные под рукой, вы можете получить справку или консультацию у другого врача, уточнить правильность лечения, нужны ли были те или иные лекарственные средства или медицинское вмешательство. Это будет сильный инструмент контроля со стороны пациента.
Украина — одна из немногих стран, которая не лицензирует врачебную практику. У нас лицензируется учреждение здравоохранения, а оно уже заключает договор с работником. Вот второй инструмент после электронного кабинета (а может, и первый), это лицензирование врачебной практики.
— Об этом очень давно говорят, но сдвигов нет.
— Этот вопрос к Минздраву. Но мы понимаем, что это очень важно и со своей стороны работаем с Минздравом для того, чтобы эти изменения начали происходить.
В ОТДЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ВРАЧЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ И 20 ТЫС. ГРН.
— Мы с вами не поговорили еще о вторичном и третичном звене – что там человек может получить бесплатно? Я знаю, что инфаркты и инсульты оплачиваются полностью. Что еще?
— Полностью оплачиваются все услуги.
— Значит, человек попадает в больницу и абсолютно все процедуры и манипуляции для него являются бесплатными? Понимаю, что за исключением тех препаратов или расходных материалов, которые не закупаются за бюджетный счет.
— Да. Если говорим о нужде, то денег хватает. Если о том, что заведение тратит средства на предоставление других услуг, в которых нет необходимости, например, по желанию пациента и без направления, то эти услуги могут быть предоставлены за оплату — по официальным тарифам в кассу заведения.
По данным бумажной статистики, в 2019 году было более 200 млн. записей о медицинских консультациях и различных манипуляциях на вторичном уровне медицинской помощи. Когда ведение электронных записей в прошлом году стало обязательным для заведений, то в конце года мы увидели лишь 20 млн. записей о консультациях за год.
Конечно, переход на такую рациональную модель потребует определенного времени. Сегодня нет возможности получить безвозмездно ту или иную услугу, операцию, лечение в стационаре или лишнее проведение МРТ. Хотя, при необходимости, заведение получает достаточно денег, чтобы предоставить эту услугу определенному количеству пациентов.
Мы уже видим те эффективные модели в заведениях, где есть эффективные руководители, которые говорят нам: «Все хорошо». В таких заведениях заработная плата врачей может быть и 20 тыс. грн. И это не единичные случаи.
— Можете привести пример хотя бы одного такого заведения? Что было до реформы, и что есть сейчас? За счет чего достигли?
— Есть очень много таких примеров. Тернопольская городская детская больница — в заведении выросли зарплаты медицинских работников, провели ремонт практически всех помещений, закупили новое медицинское оборудование. Такие же положительные изменения произошли в Днепровской городской больнице № 4.
Новейшее медицинское оборудование закупили и установили в Сумской областной детской больнице и принимают пациентов из разных регионов. Положительные результаты достигаются совместными усилиями руководства больницы, ее владельцев и сотрудничества с НСЗУ.
НСЗУ НИ РАЗУ НЕ ПРИМЕНЯЛА ПРАВИЛО «КРАСНОЙ КНОПКИ»
— Еще одна важная составляющая реформы — программа «Доступные лекарства». Насколько помню, в этом году она расширится.
— Да, программа расширилась. В 2021 году на нее предусмотрено 2,8 млрд., добавилась группа лекарственных средств для первичной и вторичной профилактики инфарктов и инсультов. Потому что это приоритетное направление – те заболевания и состояния, от которых в Украине наибольшая смертность.
Также с октября мы расширим программу реимбурсации на лекарственные средства для лечения психических заболеваний, в том числе, эпилепсии. НСЗУ также готовится к администрированию программы возмещения инсулинов.
— 2.8 млрд. хватит на год?
— За время работы программы реимбурсации под нашим администрированием (с 1 апреля 2019 года), НСЗУ ни разу не применяла правила «красной кнопки». Не было такого — «у нас закончились деньги и мы прекращаем возмещение денег за лекарства». Мы постоянно ведем мониторинг ситуации, все решения принимаем на основе электронных данных и делаем все, чтобы программа для пациентов работала бесперебойно.
— Много жалоб врачей было на то, что в программе «Доступные лекарства» нет современных препаратов, которые сегодня чаще всего назначают врачи. Меняется что-то в этом направлении, появляются ли в перечне препараты последнего поколения? Если да, то, в каких группах препаратов?
— В Украине есть около 2 миллионов людей с хроническими заболеваниями, которые пользуются программой «Доступные лекарства». И мы хотим обеспечить необходимыми лекарствами как можно большее количество пациентов в пределах бюджета, который выделяет государство. Именно поэтому мы делаем выбор в сторону лекарств, которые имеют доказанную эффективность и цену в пределах бюджета.
В будущем мы планируем и движемся в этом направлении, чтобы включить в программу новые формы, комбинированные формы лекарства. Но это зависит от государственных средств, выделяемых на программу реимбурсации.
— Может ли пациент вместо, например, трех препаратов для снижения давления, купить с доплатой один современный комбинированный?
— Нет, такой возможности пока не предусмотрено, однако мы стремимся изменить эту ситуацию в 2022 году.
— Реформа началась с того, что диджитализация дошла до медицины и была создана система е-хелс. Вы уже упоминали медицинскую карту, что еще планируется сделать в ближайшее время? Когда появится долгожданный электронный больничный?
— НСЗУ вместе с другими заинтересованными сторонами планирует реализовать несколько полезных для пациентов проектов в электронной системе здравоохранения в этом году. Электронный больничный, электронный рецепт (на все препараты, а не только по программе «Доступные лекарства»), электронный кабинет пациента, паспорт вакцинации.
Например, если мы говорим про электронный больничный, то это совместный проект вместе с Минцифры, Минсоцполитики и МЗ, которые, собственно, являются основными заказчиками этого инструмента. Все эти проекты будут реализованы до конца этого года. Ресурсы для того, чтобы сделать и запустить эти проекты в этом году у нас есть.
Справка
Каждый пациент, который заключил декларацию о выборе семейного врача, терапевта или педиатра, имеет право на бесплатный гарантированный государством перечень медицинских услуг на первичном звене. А именно:
— динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе, с диагностированными хроническими заболеваниями;
— диагностика и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений патологических, физиологических (во время беременности) состояний и тому подобное;
— вакцинация детей и взрослых по национальному календарю прививок;
— предоставление консультаций (например, относительно диеты, здорового образа жизни и др.);
— ведение не осложненной беременности;
— направление к узким специалистам;
— предоставление отдельных услуг паллиативной помощи пациентам;
— рецепты на лекарства, в частности по программе «Доступные лекарства»;
— общий анализ крови с лейкоцитарной формулой;
— общий анализ мочи;
— измерение уровня глюкозы и холестерина, тропонины;
— быстрые тесты на беременность, тропонин, на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты и определение антигена SARS-CoV-2;
— измерение давления, веса, роста, окружности талии;
— электрокардиограмма;
— справки, листки нетрудоспособности.
Если нужны другие анализы, обследование или консультация узкого специалиста, врач направит на специализированное звено и пациент получит такую услугу бесплатно в учреждениях, которые имеют договор с Национальной службой здоровья Украины на амбулаторную помощь.
Автор: Татьяна Галковская
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.