Открыть собственный бизнес по продаже кофе можно без начальных инвестиций. Как это сделать и сколько это стоит?
По данным Pro Consulting, каждый украинец в среднем потребляет 3 кг молотого кофе в год. Это около 375 чашек, из которых 100 выпиваются на улице. Как отмечают авторы исследования, Украина показывает один из самых высоких темпов роста потребления натурального зернового кофе среди стран Европы.
Причем рост наблюдается в сегменте потребления кофе вне дома, а выбор потребителей все больше смещается в сторону натурального зернового кофе.
Все это делает кофейный бизнес довольно привлекательным. Обычно порог входа на этот рынок зависит от формата кафе и места расположения, поэтому начать такое дело можно даже с бюджетом в 3 тыс. долл. ЭП пообщалась с владельцами кофеен разного формата и попыталась разобраться, как и сколько зарабатывают в кофейном бизнесе.
Формат Coffee to go
Мини кофейня, в которой продают напиток с собой, является хорошим вариантом для инвестиций в большом городе для тех, кто имеет немного денег и хорошие организаторские способности. Ведь искать место для заведения, подбирать ассортимент, оборудование и персонал придется самостоятельно.
Самым дорогим оборудованием является профессиональная эспрессомашина высокого давления и кофемолка, которые стоят более 1200 долл. и 500 долл. соответственно. Цены на кофе-машины премиального класса колеблются в диапазоне 3-17 тыс. долл., но в небольших кофейнях их обычно не используют.
Впрочем, даже на недорогом оборудовании в начале работы можно сэкономить. Как правило, владельцы небольших кофеен берут оборудование в аренду. Стоимость аренды комплекта (кофемолка и кофеварка) составляет 1-2 тыс. грн. в месяц.
Владелец сети мини кофеен «КофеБулки» Анзор Абуладзе занимается кофейным бизнесом уже более пяти лет. За это время ему пришлось сменить несколько мест для кофеен, пока не нашел наиболее оптимальные точки. «Если вы уверены в долгосрочной перспективе, то оборудование лучше покупать. Уверенные инвесторы со значительной финансовой подушкой покупают. Если хотите начать с малым ресурсом – арендуйте», – делится он опытом.
Чтобы полностью обустроить одну мини кофейню, даже беря оборудование в аренду, нужно около 3 тыс. долл. Основные стартовые расходы – аренда помещения, мебель, оборудование и расходные материалы. Обычно для мини кофеен арендуют киоски или до 10 кв. м в помещении. Месторасположение кофейни играет наибольшую роль в этом деле. Мини кофейня — это бизнес, который быстро окупается при наличии большого потока людей.
По словам Абуладзе, два одинаковых по дизайну и меню заведения в одном районе, но на разных улицах могут иметь кардинально разный доход. Наиболее прибыльными являются заведения неподалеку от выхода из метро.
Однако в таких местах высокая стоимость аренды: за один квадратный метр арендодатели просят 3-5 тыс. грн. в месяц. Помещение в подземном переходе на выходе из метро, где работает одна из кофеен Абуладзе, стоит 15 тыс. грн. Меньший поток людей – меньше стоимость аренды. Так, за помещение площадью 10 кв. м на остановке общественного транспорта придется платить 8-10 тыс. грн.
Для кофеен такого формата характерна сезонность. Летом кофе покупают меньше всего, в городе становится меньше студентов и офисных работников. Чтобы вложения в бизнес окупились за шесть-семь месяцев, нужно продавать около 200 порций кофе в день. Значит, при средней стоимости чашки кофе 25 грн. ежедневный оборот не должен быть меньше 5 тыс. грн.
Зарплата баристы обычно зависит от выручки и составляет около 15 тыс. грн. Примерно такую же сумму ежемесячно получает владелец кафе. Это и есть чистый доход этого бизнеса. Увеличивает прибыль продажа выпечки и мороженого.
Кофе в заведении
Формат, где посетители пьют кофе в заведении, обойдется втрое дороже, чем мини кофейня. Наибольшая позиция расходов — стоимость аренды и обустройства помещения. Средняя цена чашки кофе в таких заведениях – 35 грн. «Мало у кого есть собственное помещение. Средняя цена аренды площадей для кафе – 10-20 тыс. грн. Мы рассматривали помещение площадью не менее 20 квадратных метров, но не киоски, цены на которые в последнее время существенно выросли», – рассказывает совладелец сети кофеен Coffee Room Иван Гнедов.
Он подчеркивает, что в кофейном бизнесе удачно подобранное место обеспечивает минимум 50% успеха. Чтобы место «сработало», нужно анализировать трафик. «Из всего потока людей у вас что-то купят максимум 1,5%. Если это закрытый спальный район, то нужно учитывать густоту населения и платежеспособность целевой аудитории. Это можно определить по количеству торговых заведений в локации и ценам в них», – говорит совладелец кофейни.
В сети Coffee Room имеются три кофейни, открытые в 2014-2016 годах. По словам Гнедова, стоимость запуска одного заведения составят около 10 тыс. долл. Конечная сумма зависит от того, приобретается оборудование или берется в аренду. «Сначала мы брали оборудование в аренду за 2-3 тысячи гривен в месяц, но сейчас подошли к тому, что будем покупать», – рассказывает Гнедов.
По его словам, правило сезонности кофейного бизнеса действует не всегда. «Заведению в центре города с высоким трафиком сезонность не грозит. До карантина кофейня такого формата окупала себя за полтора — два года», — говорит предприниматель.
Премиум-кофе в заведении
Обустройство кафе премиального сегмента, где готовят несколько сортов кофе на дорогом оборудовании, стоит 500-900 долл. кв. м. «Мы берем в аренду помещение в 40-200 квадратных метров. Чем больше площадь, тем меньше сумма за один метр», – отмечает основатель кофейной компании Idealist Coffee Co Сергей Корецкий.
Владелец подчеркивает, что это не просто сеть кофеен, а кофейная компания. «У нас есть партнерство с фермерами, мы сами выбираем и привозим зеленое кофейное зерно. У нас есть производство. Мы сами обжариваем зерно и, кроме собственных заведений, продаем его другим кофейням», – отмечает владелец сети.
Локация – важнейшая составляющая успеха. Корецкий говорит, что самый простой способ определить качество локации для кофейни — постоять один день и проанализировать, сколько людей проходит мимо этого места. «Можно рассчитывать, что 10-15% людей придут в кофейню. Это примитивный и самый простой метод подсчета», – говорит владелец кофейни.
Первое заведение он открыл в мае 2019 года в аэропорту «Жуляны». Из-за карантина и ограничения полетов трафик упал на 90%, и его пришлось закрыть. Сейчас в сети 12 заведений, в каждом готовят не менее шести сортов кофе.
На профессиональную технику для кофейни премиального класса придется потратить около 10 тыс. евро. Как отмечает Корецкий, только кофейная машина стоит 5-10 тыс. евро. Обязательно нужны кофемолки. Чем больше сортов кофе готовится в кофейне, тем больше кофемолок требуется. Они стоят 500-1500 евро.
«Если человек имеет первичный капитал для приобретения оборудования, то его лучше купить, чем брать в аренду. Поскольку сейчас закрылось немало дорогих ресторанов, есть большой выбор хорошего подержанного оборудования. Есть и новое. Дистрибьюторы даже продают его в рассрочку», — говорит владелец кофейни.
Небольшие заведения сети могут продавать около 100 порций напитков в день, крупные – до 400. Себестоимость чашки кофе составляет 30-35% от цены ее реализации. Средняя стоимость чашки кофе в сети Idealist Coffee Co – 49 грн. Инвестиции в такую кофейню окупаются примерно за два года.
По словам Корецкого, средняя зарплата работника составляет 700-1000 грн. в смену. Проблем с поиском кадров на рынке нет. «Даже если человек не обладает специальными навыками, но имеет любовь к продукту и желание, то пройти курсы – это несложная задача», – говорит владелец сети.
Организовать работу кофейни такого формата можно за четыре месяца. В первый месяц происходит изготовление кастомизированного проекта и дизайна для конкретной локации, еще три месяца тратятся на ремонт помещения.
В связи с карантином закрылось много заведений, в том числе кофеен. Это шанс для тех, кто хочет начать свое дело, ведь освободилось много локаций, арендная плата во многих случаях стала ниже, есть возможность выгодно купить оборудование и взять хороших специалистов, которые оказались без работы.
Главное – иметь запас устойчивости, ведь после завершения локдауна люди снова будут пить кофе во время прогулок или по дороге на работу.
Автор: Владимир Рыхлицкий
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.