Артем Гудков: У нас ежегодно растет импорт, увеличивается торговый дефицит. Это хроническая системная болезнь

01.01.2020 – В эпоху торговых войн и стагнации глобальной торговли стране крайне важно иметь системный подход к работе на внешних рынках. «Тиждень» пообщался с Артемом Гудковым, основателем компании G.U.D.I.T. о том, как Украина должна выстраивать свою экспортную политику.

В одном из интервью вы сказали, что Соглашение об ассоциации с ЕС не выгодно для Украины, потому что наша экономика слабее, чем европейская. Могли бы вы детализировать это мнение?

– Открывать границы могут себе позволить только сильные государства. Как сделал ЕС? Он открыл для нас границы, понимая, что мы ему не угрожаем. Наш бизнес вынужден для развития брать дорогие кредиты, а европейские компании кредитуются под 1-3%. В Европе есть много механизмов финансирования экспорта: факторинг, экспортные агентства и тому подобное. Они помогают бизнесу развиваться и продвигаться на экспорт.

Чего они боялись раньше? Они боялись украинской курятины, пшеницы, поэтому сразу ограничили их импорт квотами. Относительно других позиций действуют негласные средства регулирования: внутренняя сертификация, регуляторные документы, соответствие предприятий-производителей европейским нормам и стандартам. И второе, они открыли для нас границу, а что дальше?

Возьмем среднестатистический супермаркет в небольшом городке в Германии. Вы представляете, насколько сложно поставить в нем на полку украинский майонез, кетчуп или сосиски? Предположим, вы прошли все круги ада сертификации. Но никто не гарантирует, что продукция будет продаваться. Вы приходите в супермаркет со своим товаром, а его владелец просто не хочет покупать вашу продукцию.

Вы упомянули об имеющихся в ЕС инструментах поддержки экспорта. Что мешает ввести их в Украине? 

– У нас есть Экспортно-кредитное агентство, которому Минэкономразвития просто не дает развиваться и работать, ограничивая со всех сторон. Государство должно выработать механизм выбора лучших претендентов на кредитование. Что для него важнее: продать два тепловоза или несколько десятков тысяч тонн пшеницы за одинаковую сумму?

Нужна формула, по которой будет оцениваться мультипликативный эффект для страны, в частности количество прямых и косвенных налогов, вовлеченность других отраслей, количество работников, участвующих в производстве от первого винтика до финального продукта.

Если применить такой подход, то он автоматически выведет нас на развивающиеся рынки, в частности Африку. Нам рассказывают, якобы наши технологии неконкурентоспособны. Но это вопрос сравнения. Если мы привезем свои тепловозы в Южную Корею, то, конечно, там они будут неконкурентными. Потому что там уже перешли от мощности и выносливости к скорости.

Но если возьмем Африку, где только начинает развиваться сеть железных дорог, то окажется, что мы имеем то, что им нужно. Ведь наши тепловозы мощные, выносливые и, главное, несложные в техническом обслуживании. Это все преимущества, которые делают нашу технику невероятно конкурентной. Но это никто не оценивает.

Раньше производители пытались протолкнуть свою продукцию на определенный рынок. Теперь мир работает иначе. В Украине присутствует большое количество иностранных компаний. Работая у нас, они создают спрос на товары, произведенные в соответствующих странах.

Украине нужно найти собственную модель продвижения экспорта, создавать своих агентов влияния в разных регионах. Ибо если внутри рынка, который вы хотите захватить, не будет людей, заинтересованных в покупке украинского товара, то он не будет продаваться.

Мы месяц боролись за то, чтобы привезти в Танзанию образцы нашей продукции для сертификации. Месяц переписки, звонков и угроз судами. Ни один африканец или другой иностранец никогда в жизни за это не боролся бы, для них нет значения, откуда будет товар, из Украины, или какой другой страны.

Какие особенности торговли с Африкой вы выделили бы?

– У них сейчас мощно развивается сельское хозяйство. Африканцы ставят перед собой цель полностью обеспечить себя продуктами питания собственного производства. Украина могла бы занять нишу надежного партнера, который помог бы с технологиями, опытом и специалистами. Но, к сожалению, мы стоим в стороне от этих процессов.

В Африке сложно и дорого отправить образцы товаров, провести сертификацию. Нужно, чтобы продукт соответствовал внутренним стандартам, а они иногда значительно жестче, чем в Украине. Есть очень много технических вопросов, которыми кто-то должен заниматься.

Действуют защитные пошлины по 50-100% на сахар, муку, например, в Танзании. Есть и другие проблемы. Скажем, вы подаете товар на сертификацию, а вам его не сертифицируют без объяснений, мол, продукт на рассмотрении, но нигде не написано, через, сколько времени они должны изучить заявку. Нужно ходить к ним, писать им, сидеть в офисе с утра до ночи.

Знаете ли вы конкретные примеры того, как другие страны продвигают свою продукцию в Африке?

– Это происходит очень по-разному. В США мощная административная машина, которая тем занимается. Китайцы это делают через финансирование. Индусы продвигают свою продукцию через диаспору. ОАЭ очень много зарабатывают на Африке, просто кредитуя экспортные поставки различных товаров на тех импортеров, которые работают в регионе. Эмиратов там якобы нет, но они активно вовлечены в происходящие там процессы.

Нам нужен системный анализ мировой экономики и тенденций. Потому что стратегия – это когда вы заранее прогнозируете механизмы, которые будут отвечать на ключевые вопросы: какие товары, куда и как продавать.

Например, в 2024 году Украина доставит тепловозы в такую-то страну. Конечно, сложно предсказать конкретное количество, но можно выстроить механизм, который каждый год будет делать аналитику, и давать понимание, на каких рынках на какие украинские товары есть спрос. Чтобы быть субъектом этих процессов, а не объектом, чтобы, как и все остальные, играть в эту игру.

Значит, на сегодня государственное содействие продвижению украинских товаров в Африку ограничено? 

— Государство очень слабо привлечено к продвижению нашего экспорта. Конечно, какая-то работа в этом направлении ведется, однако это не дает нужного результата. Мы должны наращивать свой экспорт по миллиарду долларов в год или больше, но такой прирост возможен только в результате целенаправленной и системной работы со стороны государства и экспортеров.

Какие шаги вы порекомендовали бы государству для налаживания системного присутствия Украины в Африке? 

– Прежде всего, надо признать, что мы болеем, причем очень серьезно и давно. У нас ежегодно растет импорт, увеличивается торговый дефицит. Это хроническая системная болезнь.

Есть два способа вытащить страну из этого процесса. Первый – импортозамещение. Для экономики страны это очень важная вещь. И второй – стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Мы все бегаем, чтобы у нас кто-то локализовал свое производство вместо того, чтобы самим локализовать собственное производство в других странах, продвигая наши технологии, кадры, оборудование, запчасти.

Да, в Танзании можно собирать небольшие рыболовецкие судна или полуприцепы из украинских материалов под наблюдением наших инженеров. Мы должны делать то, благодаря чему росли другие страны. Скажем, Турция и Польша развили свою легкую промышленность благодаря Украине. С нашего рынка эти страны пополняли свои экономики валютной выручкой. Нам нужно делать то же самое.

Африка – это ракета, которая сейчас находится на старте. Будущие глобальные тенденции пройдут под флагами африканских стран, которые уже являются драйверами мировой экономики. Эфиопия растет на 10% каждый год, Кения с Танзанией — на 8%. Наращиваются бешеными темпами количество населения, процессы урбанизации, внутреннее производство. Все развивается с колоссальной скоростью. Украина имеет шансы уцепиться за эту ракету, чтобы она вытащила нас из трясины.

Если бы Япония вначале не продавала свои автомобили, куда только можно, то, как она научилась бы производить такие замечательные машины? Для развития требуется постоянное наличие денег и оборота. А если ваше производство замерло на стартовом этапе, то благодаря чему вы будете развиваться?

Значит, африканский рынок не первичен. Он возникает как логичный ответ на вопрос, куда развиваться. В Африке много незанятых ниш, здесь можно найти свое место, здесь вы будете не младшим братом, а тем, на кого смотрят с разинутым ртом, потому что мы умеем то, чего не умеют они.

Чтобы открыть новое производство в Украине, иностранному инвестору надо решать целый ряд проблем, и очень часто это делают централизованно через президента или премьера. А как в Африке? 

– В разных странах ситуация разная. Например, в Эфиопии сейчас работает сеть индустриальных парков. У них сейчас есть все, инфраструктура, здания, вода, электричество, железная дорога, автодорога. Значит, вы только приезжаете, регистрируетесь, привозите оборудование и начинаете работать. Никаких ограничений. Все максимально упрощено. На 10 лет имеется освобождение от уплаты налога на прибыль и еще много положительных моментов.

В других странах ситуация отличается. В Танзании, только если вы строите производство, ориентированное на экспорт, вам предоставят хорошие налоговые преференции и тому подобное. Если намерены наладить производство для внутреннего рынка, то они этот этап проходят и преференций немного.

Но в любом случае, если речь идет не о добыче полезных ископаемых, ведь все понимают, что это просто ограбление страны, а о производстве товаров с добавленной стоимостью, то на вас будут смотреть с огромным уважением. Все будут понимать, что вы создаете рабочие места, поэтому вам могут помочь решить ваши проблемы даже на самом высоком уровне.

——————

Артем Гудков – украинский юрист и бизнесмен, основатель и генеральный директор компании Global Ukrainian Distribution, Investment and Trading (G.U.D.I.T). Он занимается продвижением в Африке украинской продукции. В 2005 году получил высшее образование по специальности «Правоведение» в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого. В 2009-м получил высшее образование по специальности «Учет и аудит» в Харьковском национальном университете имени Василия Назаровича Каразина. С 2015 года занимается адвокатурой Африки в Украине.

Автор: Любомир Шавалюк

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий