Изучение фискального пространства государства является актуальной проблематикой современной науки. Одним из самых важных вопросов является исследование его асимметрий и поиск оптимальных путей их сбалансирования.
Важные грани исследования асимметрий фискального пространства и диалектическая природа их возникновения является своеобразной связью, основополагающей компонентой решения задач и формирования отличных знаний, которые должны обеспечить четкое понимание поведения и влияния бюджетных неровностей. Они должны очертить возможные эффекты функционирования, а также создать оптимальные условия использования фискального инструментария для надлежащего выполнения государством его прямых обязанностей.
Цель и задачи статьи
Исследуя возникновение асимметрий фискального пространства, ключевым вопросом является поиск оптимальных путей их сбалансирования, что дало бы возможность осуществить рациональное перераспределение финансового ресурса и обеспечить уравновешенное социально-экономическое развитие регионов для улучшения качества жизни граждан и повышения общественного благосостояния.
В то же время, важным аспектом в этом контексте, является необходимость теоретического осмысления асимметрий фискального пространства и их систематизация с целью осуществления детального анализа, максимального учета всех возможных плоскостей формирования и утечки.
Представленное в статье разграничение исследуемых разногласий позволит осуществить полноценный мониторинг, сформировать теоретические предпосылки обобщения исходной информации, а также обеспечит методологические и научно-технические основы анализа асимметрий фискального пространства государства в практической плоскости.
Базовым элементом изучения и детализации обоснования механизмов и методов сбалансирования асимметрий фискального пространства и корректировки их действий для обеспечения оптимальных условий функционирования всех взаимосвязанных субъектов является классификационный метод. Именно такой метод является основой комбинирования анализируемого материала, технологической проработки его структуры и составляющих, однако не единственной возможностью систематизировать исследуемые компоненты в рамках формирования уникальной, оптимально достигнутой конструкции.
Указанный способ требует представления научно обоснованной типологизации асимметрий по ряду весомых признаков, зависимых от часто используемых критериев, которые лишены четко систематизированной структуры в современной научной литературе. Отсутствие упорядоченности указанных характеристик создает определенные трудности в дальнейшем исследовании фискального пространства, возможности осуществить объективную оценку влияния асимметрий на его формирование и обеспечить оптимальную модель функционирования и развития.
Изложение основного материала исследования
Изучая асимметрии фискального пространства как объективно действительные различия, присущие неравномерному развитию всех сфер жизнедеятельности общества, которые могут использоваться государством при формировании фискальной политики с целью корректировки социально-экономической ситуации, сбалансирования уровней регионального развития, регулирования бизнеса, изменения качества жизни граждан, стоит максимально исследовать их взаимодействие и влияние.
Учитывая эту необходимость, следует осуществить систематизацию содержательных характеристик асимметрий фискального пространства, в соответствии с которыми их можно типологизировать по определенным признакам: по причинам возникновения, предметам асимметрии, срокам действия, сфере влияния, объектам влияния, уровням влияния и масштабам влияния.
Таким образом, по своему характеру отметим ряд первичных признаков возникновения асимметрий фискального пространства.
Причины возникновения асимметрий фискального пространства могут квалифицироваться в зависимости от обстоятельств, условий и локализации. К причинам относятся:
Спонтанные – асимметрии, непредсказуемо возникающие в пределах различных форм фискального пространства как следствие взаимовлияния государственного регулирования экономики, и с масштабным использованием фискального инструментария и процессов, присущих рыночной экономике (к примеру: кризисы, дефолты и т. п.);
Приобретенные – асимметрии, возникающие в результате применения некоторых нормативно-правовых мер по регулированию экономичных процессов в государстве (к примеру, предоставление налоговых преференций);
Вынужденные – асимметрии фискального пространства, к которым государство прибегает с целью урегулирования определенной ситуации, или сбалансирования социально-экономического развития (к примеру: субсидирование населения; привлечение заемных средств; неравномерное распределение финансового ресурса между регионами, неравномерное распределение полномочий между органами местного самоуправления, введение налоговых преференций в отношении определенных категорий налогоплательщиков и т.д.);
Имплицитные – асимметрии фискального пространства, которые создают определенные скрытые неравенства социально-экономического развития (к примеру: дотирование регионов страны с неравномерным, часто необоснованным размером дотаций; введение налоговой преференции в виде фиксированного сельскохозяйственного налога, вследствие разнообразных причин, природных климатических, хозяйственных и др., что может по-разному повлиять на результат и др.);
Эксплицитные асимметрии, действие которых выражено, часто урегулировано и вполне предсказуемо (к примеру: введение целевых, срочных, территориальных и др. налоговых преференций, эффект которых заранее предусмотрен и определен конечный результат их действия).
Выясняя причины асимметрий фискального пространства, важно четко определить их предмет, ведь неопределенность именно с этим элементом часто провоцирует неправильные, неэффективные действия властей в отношении коррекции ассиметрий, что приводит к соответствующим деструкциям социально-экономического развития.
Таким образом, предмет возникновения и функционирования асимметрий фискального пространства является базисом, по определению которого являются его составляющие, на которые непосредственно действует та или иная асимметрия. Согласно предмету асимметрии классифицируют:
Правовые — асимметрии, возникающие вследствие влияния нормативно правовых и законодательных норм регулирования фискальных процессов (внедрение или отмена фискального инструментария государством на законодательном уровне, возможность выбора налогоплательщиками самых выгодных, законодательно разрешенных механизмов взимания обязательных платежей и т. п.);
Структурные — асимметрии фискального пространства, следствием которых являются изменения структуры социально-экономического потенциала (подробнее: природно-ресурсного, инвестиционного, трудового, инновационного потенциала и т. д.);
Долговые – асимметрии фискального пространства, возникающие в результате возникновения и/или погашения долговых обязательств (к примеру: неравномерное распределение ресурсов по погашению государственного долга, управление долгом, неравномерное распределение долгового обязательства, несостоятельность соблюдения долговых обязательств, по поводу нехватки ресурсов погашения, некомпетентности власти, непредсказуемых форс-мажорных обстоятельств и др.);
Налоговые – асимметрии фискального пространства, возникающие в результате применения налогового инструментария (к примеру: введение или отмена налоговых платежей, налоговых преференций, усиление и/или ослабление ответственности за совершение налоговых деликтов и т.д.);
Бюджетные – асимметрии фискального пространства, связанные с неравномерным перераспределением бюджетных средств. Например: наличие бюджетного дефицита (профицита), остаток бюджетных ресурсов с прошлого отчетного периода, использование инструментов фискального регулирования связанных с перевыполнением (профицит) или недовыполнением (дефицит) доходной части бюджета, неравномерное распределение затрат бюджетных ресурсов на финансирование определенных сфер социально-экономического развития государства и тому подобное.
Бюджетные асимметрии можно рассматривать в более углубленной, детализированной версии исследования. Распределение необходимо для конструктивного анализа и оценки влияния бюджетных асимметрий, в частности относительно местных бюджетов на фоне государственного или сводного бюджета государства, доходов и расходов бюджета в пределах ВВП (валовой внутренний продукт), ВНП (валовой национальный продукт), НДВ (вновь созданная добавленная стоимость) и др.
Таким образом, бюджетные асимметрии фискального пространства подразделяются на:
— доходные асимметрии фискального пространства, связанные с расходным диссонансом в пределах одного бюджета (к примеру: недополучение или перевыполнение запланированных доходов);
— расходные асимметрии фискального пространства, связанные с диспропорциями бюджета на основании формирования расходов в пределах одного бюджета (к примеру: недовыполнение и/или перевыполнение запланированных расходов).
Объективным фактором в исследовании пространственных категорий, бесспорно, является время, вот почему важно асимметрии фискального пространства исследовать при наличии соответствующих признаков.
Срок действия асимметрий — это временной период, в течение которого происходит действие соответствующих асимметрий фискального пространства государства. К таким асимметриям относятся:
– долгосрочные асимметрии, которые действуют, длительный промежуток времени, от одного года и более (СЭЗ, технопарки, если они действуют определенный срок, а не на постоянной основе);
— краткосрочные асимметрии, которые действуют в течение короткого срока, до одного года и меньше (к примеру: использование фискальных мер по легализации средств, таких как налоговая амнистия; единовременные социальные выплаты и др.);
– перманентные асимметрии, действуют постоянно (к примеру, асимметрии связаны с введением преференций относительно поддержки малообеспеченных слоев населения, фискальное стимулирование определенной отрасли, территории, в том числе СЭЗ, технопарки, если они действуют на постоянной основе, либо установлены на неопределенный срок более года и др.);
— периодические асимметрии, полноценное действие которых непродолжительно, однако они обладают способностью время от времени повторяться с определенной периодичностью (к примеру: выплата долговых обязательств и др.);
— ограниченные асимметрии, действие которых ограничено, как правило, действующим законодательством (к примеру: введение определенных льготных преференций на ограниченный срок и др.).
Важным фактором изучения фискальных диспропорций в направлении рассмотрения негативных и положительных эффектов является исследование сферы их влияния. Асимметрии могут распространяться в пределах фискального пространства, а могут иметь лимитированную сферу влияния в отрасли, на территории, определенной категории налогоплательщиков и тому подобное. К таким асимметриям относятся:
— тотальные асимметрии, влияние которых распространяется на все фискальное пространство (к примеру, асимметрии, которые влияют на формирование классового неравенства в государстве);
– топические асимметрии фискального пространства, которые действуют в рамках определенной сферы (отрасли, территории, определенной категории лиц плательщиков налогов и тому подобное).
Кроме этого, ограниченные асимметрии фискального пространства можно классифицировать более подробно с объектом воздействия, поскольку от этого зависят дальнейшие действия власти в отношении правового и административного нормирования соответствующих последствий, предотвращение возможных рисков и негативных эффектов, а также урегулирование конфликта интересов, как налогоплательщиков, носителей налогов, так и государства:
— по объекту влияния асимметрии фискального пространства подразделяются на:
– отраслевые, которые влияют на функционирование отраслей народного хозяйства в результате стимулирования или угнетения развития их существующих фискальных инструментов. Например: дотирование нерентабельных, но стратегически важных отраслей народного хозяйства, или частичное стимулирование их развития (например, отечественного производства, перерабатывающей промышленности и др.);
– территориальные, которые влияют на функционирование территорий (в указанном контексте и для определенных регионов) при условии выравнивания их социально-экономического развития. Например: применение специальных режимов налогообложения по признакам территориального расположения налогоплательщиков;
– функциональные асимметрии, которые влияют на определенные группы налогоплательщиков, в результате применения дифференцированных подходов к взиманию налогов по поводу аналогичных налоговых баз и/или объектов налогообложения. Например: налогообложение доходов – общая и упрощенная система налогообложения; применение налоговой социальной льготы в отношении различных групп плательщиков налога на доходы физических лиц; применение прогрессивной шкалы налогообложения доходов и т. п.
Определение сферы влияния асимметрий фискального пространства является поводом к дальнейшей детализации их характеристик. Поскольку, учитывая наличие вариаций фискального пространства, а именно дифференциацию его видов в макроэкономической плоскости, сосредоточимся на масштабе влияния исследуемых разногласий.
Таким образом, масштаб влияния асимметрии – это способ определения качественных и количественных характеристик действия асимметрий фискального пространства государства. По этому признаку асимметрии фискального пространства государства можно рассматривать в соответствующих пределах их влияния:
— глобальные асимметрии, которые действуют в пределах глобального фискального пространства (к примеру: неравенства, связанные с действием международных соглашений, торговых договоров и т. п.);
– национальные/(государственные) асимметрии государственного значения, которые не выходят за пределы национального фискального пространства (регулирование фискальной политики, которое действует в юрисдикции одного конкретного государства и не распространяется за его границы);
– локальные/(региональные) асимметрии, которые функционируют в рамках одного региона, административной единицы, территориальной общины (к примеру: императивы фискальной политики, принятые органами местного самоуправления).
Выводы
При изучении механизмов формирования и перспектив функционирования оптимального фискального пространства государства, важным признаком которого является наличие соответствующих разногласий, необходимым условием является идентификация, систематизация и рациональное распределение фискальных асимметрий с учетом разносторонних характеристик, детерминант и эффектов их взаимодействия.
Предложенная типологизация асимметрий фискального пространства позволит более объективно определить причины их возникновения, позволит очертить функциональное назначение и осуществить качественный мониторинг перспектив их корректировки, что гарантирует возможность связать соответствующие деформации с вероятностью сбалансирования стабильного социально-экономического развития государства.
В то же время, предложенная типологизация обеспечит:
– систематизацию научного подхода к определению базовых понятий асимметрий фискального пространства государства;
— проработку системы в действенных методах корректировки асимметрий фискального пространства;
– использование асимметрий в построении рациональной модели функционирования фискального пространства государства;
— осуществление конструктивных мер модернизации и усовершенствование фискального пространства государства с целью обеспечения эффективного налогообложения и формирования оптимальной налоговой системы.
Асимметрии оптимального фискального пространства должны быть скорректированы таким образом, чтобы обеспечивать, прежде всего, эффективное налогообложение, отражающее соответствие между объемом налоговых поступлений и бюджетными расходами. Это является основой формирования оптимальной налоговой системы, которая бы обеспечивала при полученных налоговых поступлениях реализацию наивысшего из возможных уровней общественного благосостояния, несмотря на минимизацию негативных последствий налогообложения.
Таким образом, создается оптимальная налоговая система, которая будет способствовать стабильному социально-экономическому развитию страны, на фоне функционирования рыночной экономики и саморегуляции глобального фискального пространства, благодаря чему происходят качественные изменения жизни граждан, а государство способно обеспечить высокий уровень общественного благосостояния.
Автор: Галина Василевская, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и фискальной политики Тернопольского национального экономического университета.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 30, №1, часть 2 (2020) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.