Ключевыми вызовами в процессе достижения глобальных целей устойчивого развития является обеспечение экономического роста, занятости населения, преодоление безработицы, особенно среди молодежи, что обусловливает развитие стабильного рынка труда.
Рынок труда как экономические отношения по поводу найма рабочей силы не только является весомой составляющей любой экономики, но и тесно связан с рынками капитала, товаров и услуг.
Целью работы является выяснение национальных особенностей и тенденций рынка труда и обоснование механизмов регулирования асимметрий его развития с учетом мировой практики.
Методы (методология): методы структурно-логического анализа (для осуществления теоретических обобщений и формулирования предложений регулирования рынка труда в контексте достижения глобальных целей устойчивого развития); методы детализации и синтеза (изучение рынка труда); статистические методы.
Результаты. В статье исследованы асимметрии развития рынка труда. Выявлен ряд проблем, которые негативно влияют на эффективность государственной политики и достижение глобальных целей устойчивого развития. Это такие проблемы, как возможность трудоустройства, особенно для молодежи; неравномерность занятости по регионам, возрастным группам, полу; неформальная занятость.
Отдельное внимание уделено основным показателям достижения цели устойчивого развития «Достойный труд и экономический рост». Это такие показатели как годовые темпы роста ВВП; уровень занятости; средний заработок женщин и мужчин; уровень безработицы, возраст и среди лиц с ограниченными возможностями; удельный вес молодежи (в возрасте 15-24 года), которая не учится и не работает и другие.
Предложены механизмы регулирования асимметрий рынка труда в Украине. В частности, реформа рынка труда и пересмотр трудового законодательства; инвестирование в образование; развитие когнитивных и социально-бытовых навыков; создание новых рабочих мест, сотрудничество всех сторон социально-трудовых отношений и другие.
В условиях новой экономической реальности особенно актуальными являются цели и задачи устойчивого развития, определенные ООН и адаптированные в большинстве стран мира. В Украине основой для дальнейшего планирования развития является национальный доклад «Цели устойчивого развития: Украина», что создает видение ориентиров достижения целей устойчивого развития и содержит адаптированные задачи и индикаторы для их мониторинга.
Безусловно, что устойчивый экономический рост невозможен без обеспечения полной и продуктивной занятости и достойного труда для всех женщин и мужчин, а также без защиты трудовых прав и надежных и безопасных условий труда для всех работников. Весомую роль в обеспечении полной и продуктивной занятости в контексте достижения целей устойчивого развития играет рынок труда.
Развитый и стабильный рынок труда означает высокий потребительский спрос, который способен принести прибыль компаниям, повысить уровень жизни работников и быть фактором достижения социальной стабильности в стране. Как ведущий сегмент рыночной экономики, рынок труда обеспечивает распределение человеческого капитала, влияет на уровень экономической и неэкономической выгоды от его использования; в свою очередь, человеческий капитал становится ценностью именно благодаря рынку труда.
Однако, глобализация, демографические сдвиги, технический прогресс, новые способы производства и необходимость устойчивого развития вызывают изменения природы труда: технологии открывают пути для создания новых рабочих мест, повышения производительности труда и предоставления эффективных государственных услуг, компании развиваются благодаря цифровой трансформации и улучшению управления человеческими ресурсами.
Эксперты Всемирного банка призывают правительства стран инвестировать в человеческий капитал, чтобы работники могли приобрести навыки, востребованные на рынке труда, а также усилить социальную защиту и распространить ее на всех людей в обществе.
В постоянном движении, в зависимости от ряда внутренних и внешних факторов, находится и рынок труда Украины; незначительная стабилизация проявляется в виде роста численности занятого населения, снижения общего уровня безработицы, роста уровня оплаты труда.
Вместе с тем, неформальная занятость, профессионально-квалификационный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, безработица среди молодежи с высшим образованием, несоответствие уровней заработной платы в Украине и в странах Европейского Союза, образовательная и трудовая миграции, обуславливают необходимость его регулирования в соответствии с целями и задачами устойчивого развития.
Теоретически-научное обоснование, исследование экономической сущности рынка труда, занятости, безработицы содержится в трудах Дж. Беккера, Г. Кларка, У. Кентона и других. Эксперты международных организаций изучают изменения природы труда, перспективы роста профессиональных и технических рабочих мест; разрабатывают прогнозы развития национальных и глобального рынков труда в зависимости от возраста, пола и расы и тому подобное.
Весомый вклад в исследование и решение научной проблемы функционирования рынка труда осуществили украинские ученые: Мищук Н. В., Завада А. П., Колот А., Либанова Е., Наумова Н., Сариогло В. и другие. Несмотря на активное исследование состояния, и направлений развития рынка труда в современных условиях хозяйствования актуальными исследованиями является изучение асимметрий развития рынка труда в Украине и механизмов их регулирования с учетом опыта зарубежных стран.
Цель статьи
Целью статьи является выяснение национальных особенностей и тенденций рынка труда и обоснование механизмов регулирования асимметрий его развития с учетом мировой практики.
Изложение основного материала исследования
На глобальном уровне, содействие поступательному, всеохватывающему и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех (цель 8 в «Целях устойчивого развития на 2016-2030 годы») предусматривает выполнение странами таких задач как:
поддержание экономического роста, в том числе рост валового внутреннего продукта на уровне не менее 7% в год;
повышение производительности в экономике путем диверсификации, технической модернизации и инновационной деятельности;
проведение ориентированной на развитие политики, которая способствует производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности;
обеспечение полной и продуктивной занятости и достойного труда для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равной оплаты за труд равной ценности;
существенное сокращение доли молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков; искоренение принудительного труда;
защита трудовых прав и содействие обеспечению надежных и безопасных условий труда для всех трудящихся, включая трудящихся-мигрантов, и лиц, не имеющих стабильной занятости;
разработка и введение в действие глобальной стратегии обеспечения занятости молодежи и имплементация Глобального пакта о рабочих местах Международной организации труда.
С целью выполнения вышеуказанных задач для достижения глобальных целей устойчивого развития в Украине разработана национальная система «Целей устойчивого развития», утверждены индикаторы мониторинга и определено, что «Цели устойчивого развития на период до 2030 года» являются ориентирами для разработки прогнозных и программных документов, проектов нормативно-правовых актов и тому подобное.
Так, для достижения цели «Достойный труд и экономический рост» в Украине необходимо:
во-первых, обеспечить устойчивый рост ВВП на основе модернизации производства, развития инноваций, повышения экспортного потенциала, вывода на внешние рынки продукции с высокой долей добавленной стоимости;
во-вторых, повысить эффективность производства на принципах устойчивого развития и развития высокотехнологичных конкурентных производств;
в-третьих, повысить уровень занятости населения;
в-четвертых, сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков;
в-пятых, способствовать обеспечению надежных и безопасных условий труда для всех работающих, в частности путем применения инновационных технологий в сфере охраны труда и промышленной безопасности;
в-шестых, создать институциональные и финансовые возможности для самореализации потенциала экономически активной части населения и развития креативной экономики.
Таким образом, в Украине ситуация по обеспечению экономического роста и занятости в 2015-2018 гг. является нестабильной. В результате внедрения новых подходов по регулированию занятости населения (таких как первичное и углубленное профилирование, профессиональное обучение, социальное сопровождение после трудоустройства, сотрудничество Государственной службы занятости с объединенными территориальными общинами и т.п.), в 2019 году рынок труда Украины характеризуют следующие тенденции:
- Количество занятого населения в возрасте 15 лет и старше в I полугодии 2019 года составило 16,6 млн. человек. А уровень занятости – 51,4%. И почти половину занятых граждан составляют лица в возрасте 40-59 лет, 30% – лица в возрасте от 30 до 39 лет, каждый пятый в возрасте от 15 до 29 лет.
По профессиональным группам: 41% занятых составляли руководители, служащие, профессионалы и специалисты, 18% — лица, занимавшие рабочие места, относящиеся к классу простейших профессий, 17% — работники сферы торговли и услуг, 13% — квалифицированные рабочие с инструментом и сельского хозяйства, 11% — рабочие по обслуживанию машин.
- Во всех регионах постепенно (с 56,8% до 57,9%) растет уровень занятости населения в возрасте 15-70 лет; наиболее существенно этот показатель вырос в таких регионах как Полтавская (с 54,6% до 56,1%), Сумская (с 57,2% до 58,7%), Херсонская (с 56,8% до 58,3%), Черниговская (с 56,8% до 58,3%) область.
Самый высокий уровень занятости наблюдался в г. Киеве (63,0%), Харьковской (62,2%), Днепропетровской (59,5%), Киевской (59,3%) и Николаевской (58,9%) областях, а самый низкий – в Волынской (50,2%) и Донецкой (50,9%) областях.
- В I полугодии 2019 года на 94 тыс. человек сократилось количество занятых граждан в возрасте 15-70 лет в неформальном секторе экономики. Каждый пятый работает с нарушением трудового законодательства (3,5 млн. человек занятых или 21,0% занятого населения) в сельском, лесном и рыбном хозяйстве (42%), в оптовой и розничной торговле, на ремонте автотранспортных средств (18%), а также в строительстве (16%).
- В Украине постепенно сокращается количество безработного населения; но и до сих пор зарегистрированными в Государственной службе занятости являются 1,5 млн. человек, соответственно уровень безработицы в 2019 году – 8,4%.
Самый низкий уровень безработицы наблюдался в Харьковской (5,0%), Киевской (5,9%), Одесской (6,1) области и городе Киеве (6,1%), а самый высокий – в Луганской (14,2%), Донецкой (13,7%), Волынской (11,7%) и Кировоградской (11,2%), Полтавской (11,1%) областях.
Основными причинами безработицы являются: увольнение по собственному желанию и по соглашению сторон (41%), высвобождение по экономическим причинам (20%), сезонный характер работы (11%), окончание срока контракта (9%); есть и такие, что не смогли найти работу после окончания обучения в учреждениях образования (9%).
По данным Государственной службы занятости, для 1,5 млн. официально безработных 1 млн. вакансий; благодаря росту сотрудничества работодателей с центрами занятости возможности трудоустройства в 2019 году увеличились на 4% по сравнению с 2018 годом.
На новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности, с компенсацией работодателю затрат в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование были трудоустроены недостаточно конкурентоспособные работники на рынке труда.
Для содействия полной и продуктивной занятости, достойной работы для всех, в Украине:
— предусмотрена единовременная выплата пособия по безработице и для начала собственного дела (для начала дела, пособие выросло на 33% и составило 2,0 тыс. человек);
– практикуется временная занятость; наиболее распространенными видами общественных работ являются: помощь семьям участников АТО, сопровождение инвалидов по зрению, работы на объектах социальной сферы, восстановление исторических памятников;
– осуществляется первичное и углубленное профилирование (в январе-октябре 2019 года 775 тыс. лиц, ищущих работу, прошли первичное профилирование, из них 469 тыс. безработных прошли углубленное профилирование);
— осуществляется социальное сопровождение после трудоустройства по подходу кейс-менеджмента;
– проведено профессиональное обучение с целью обеспечения профессионально-квалификационного уровня соискателей требованиям работодателей;
– популяризируется обучения в центрах профессионально-технического образования государственной службы занятости. Наиболее распространенными профессиями, что получили безработные лица, являются: парикмахер, повар, тракторист-машинист, электрогазосварщик, токарь, столяр, швея, водитель;
— предлагают профориентационные услуги лицам, имеющим статус зарегистрированного безработного; лицам, обучающимся в учебных заведениях различных типов, в том числе учащимся общеобразовательных школ;
– ваучер на обучение и повышение квалификации в январе-октябре 2019 года получили 1142 человека (в январе-октябре 2018 года – 983 лица);
– оказывают услуги информационно-консультационного содержания;
– внедряются электронные сервисы с использованием интернет-технологий по предоставлению социальных услуг гражданам и работодателям.
Как следствие, такие пассивные формы работы с безработными как выплата пособия по безработице постепенно сокращаются (по состоянию на 1 ноября 2019 года пособие по безработице получали 208 тыс. человек, что на 1 тыс. человек меньше, чем на 1 ноября 2018 года).
Положительная динамика отдельных индикаторов (индекс физического объема ВВП, уровень занятости населения в возрасте 20-64 года) и негативная динамика большинства индикаторов мониторинга целей устойчивого развития «Достойный труд и экономический рост», позволяют сделать выводы, что для того, чтобы достичь целевых ориентиров, установленных на 2020 год, необходимо изменить подходы по обеспечению экономического роста и достойного труда в Украине.
Это необходимо сделать с учетом того, что на рынок труда влияют: глобализация, угроза автоматизации, цена, качество и доступность образования; государственная политика по социальной защите населения и установление минимальных гарантий в оплате труда.
Стоит отметить, что мировая практика имеет ряд механизмов регулирования рынка труда и отдельные из них могут быть использованы в Украине.
Механизмы регулирования могут быть реализованы в рамках инициированной правительством трудовой реформы, суть которой состоит в изменении отдельных положений Трудового Кодекса и существенном усилении прав работодателей.
Отметим, что для преодоления асимметрий рынка труда Украины в условиях достижения целей устойчивого развития необходимо:
- Популяризировать обучение на протяжении всей жизни, потому что согласно отчету «Skills forecast trends and challenges to 2030», опубликованному Европейским центром развития профессионального образования Cedefop, для чрезвычайно динамичных и конкурентных рынков труда, ключевым фактором является инвестирование в навыки и компетенции работников.
- Стимулировать население к улучшению его уровня образования, в частности к увеличению продолжительности обучения. По мнению ученых, количество лет обучения существенно влияет на уровень экономической активности.
Следовательно, очень важно чтобы практически все население Украины училось не меньше, чем 11 лет, самая желанная продолжительность обучения — более 13 лет; при этом тип образования (профессионально-техническое или высшее) на экономическую активность практически не влияют.
- Обязать компании отчитываться по вкладу в обеспечение устойчивого развития, в соответствии с Guidance on core indicators for reporting entity on contribution towards implementation of the Sustainable Development Goals.
Основными показателями, которые должны раскрываться компаниями в части обеспечения занятости и достойного труда являются:
среднегодовая продолжительность подготовки в расчете на одного работника с разбивкой по категориям работников;
расходы на подготовку одного работника на год с распределением по категориям работников;
заработная плата и выплаты работникам с разбивкой по типу занятости и полу, расходы на охрану здоровья и безопасность работников;
частота/количество случаев производственного травматизма.
- Обеспечить тесное сотрудничество между всеми социальными партнерами (государственные органы власти, работодатели, работники), что приведет к формированию у работников компетенций и навыков, в соответствии с требованиями рынка труда.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
На рынке труда Украины наблюдаются положительные тенденции роста занятости и сокращения безработицы. Однако, большинство индикаторов мониторинга целей устойчивого развития «Достойный труд и экономический рост» имеют отрицательную динамику, что свидетельствует о необходимости совершенствования регулирования занятости.
Согласно мировой практике, предложен ряд механизмов регулирования рынка труда, в частности:
реформа рынка труда и пересмотр трудового законодательства;
инвестирование в образование и здравоохранение;
развитие когнитивных и социально-бытовых навыков, способствующих адаптации работников к новым условиям труда;
создание новых рабочих мест и новых профессий;
подготовка специалистов и развитие навыков в соответствии с потребностями рынка труда;
использование гибких форм занятости;
повышение квалификации работников на постоянной основе;
поддержка развития детей в раннем возрасте;
обеспечение минимального уровня социальной защиты населения;
отмена необоснованных льгот и субсидий, повышение эффективности нормативного регулирования рынка труда;
усиление ответственности за теневое трудоустройство и ведение хозяйства путем внесения изменений в трудовое законодательство;
развитие систем управления персоналом на макроуровне и тому подобное.
В условиях изменения характера труда, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, работники должны приобретать «hard and soft skills» на протяжении жизни. Реализация механизмов и тесное сотрудничество всех заинтересованных сторон обеспечат достижение не только цели «Достойный труд и экономический рост», но и глобальных целей устойчивого развития в целом.
Важной задачей является финансирование подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда. В частности, дальнейшие разработки автора будут связаны с исследованием финансирования подготовки таких специалистов, как за счет бюджетных ресурсов, так и за счет работодателей и самих работников.
Автор: Артур Романов, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Международный экономико-гуманитарный университет имени академика Степана Демьянчука.
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 29, №4 (2019) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.