Бедность пожилых людей в Украине: основные тенденции и рекомендации к политике

Проанализированы основные факторы бедности среди пожилых людей в Украине, специфика формирования их доходов и структура расходов, оценены риски бедности в зависимости от социально-демографического состава домохозяйств.

Доказано, что в сложных много поколенных семьях сохраняются самые высокие показатели монетарной бедности; пожилые люди имеют более высокие по сравнению с другим населением риски депривационной бедности. Определено, что серьезной проблемой в Украине является практически полное отсутствие комфортной для пожилых людей среды обитания: обустройство городского жилищного фонда и инфраструктуры сельских населенных пунктов в большинстве случаев не соответствует их потребностям.

Обосновано, что в условиях постарения общества государственная политика преодоления бедности среди пожилых людей должна сочетать два направления:

1) предотвращение монетарной бедности путем расширения возможностей занятости для лиц, которые изъявляют желание работать и оставаться активными членами общества; проведение пенсионной реформы, «осовременивание» ранее назначенных пенсий и недопущение чрезмерных дифференциаций пенсионных выплат из солидарной системы;

2) снижение уровня депривационной бедности, обеспечение приемлемого уровня жизни и комфортного проживания для пожилых, не имеющих возможностей или желания продолжать трудовую деятельность.

Ключевые слова: бедность, депривационная бедность, риски бедности, доходы, расходы, пожилые люди, пенсионеры.

Постановка проблемы. Повышение уровня и качества жизни пожилых людей является одним из важных приоритетов государственной социальной политики. По сравнению с другими контингентами населения пожилые люди имеют более высокие риски бедности, как монетарной, так и депривационной (по лишениям), поэтому требуют постоянного внимания со стороны государства, обоснованных, взвешенных политических решений.

На показатели старения в нашей стране традиционно накладывают отпечаток «демографические волны», которые обусловливают существенные колебания численности возрастных контингентов, которые пересекают отметку первого порога старости (60 лет) или же 65-летие.

Поэтому при сохранении общей тенденции прогрессирующего старения населения в Украине за вторую половину ХХ столетия в определенные периоды доля населения старше 60 (65) лет, временно снижалась, что было связано со вступлением в сообщества пожилых лиц менее многочисленных поколений (например, тех, которые пережили военное лихолетье).

Надо отметить, что влияние демографической волны вскоре (по мере того, как пересекут порог старости многочисленные поколения родившихся детей уже в конце первой — начале второй половины XX века), будет вызывать усугубление старения населения.

Сейчас большинство пожилых людей у нас представлены «молодыми старыми» (в возрасте от 60 до 74 лет) – они составляют более 70% всех лиц старше 60 лет. Но в перспективе стоит ожидать повышения доли старших возрастных групп в составе наиболее пожилого населения.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованиям бедности населения посвящен ряд работ отечественных и зарубежных ученых. Наиболее комплексными являются работы Е. М. Либановой (E. Libanova). В них раскрыты теоретико-методологические подходы к изучению проблем бедности, освещена сущность бедности как социально-экономического явления, определены факторы формирования и проявления бедности.

Последствиям старения общества посвящен ряд работ И. О. Курило (I. Kurylo); социально-экономические и правовые аспекты системы социального обеспечения пожилых людей изучают О. В. Макарова (O. Makarova), Л. Г. Ткаченко (L. Tkachenko), проблемы бедности среди лиц старших возрастных контингентов освещены в трудах Л. М. Черенько (L. Cherenko). Структуру доходов и расходов домохозяйств исследуют Л. Шангина (L. Shanghina), В. Юрчишин (V. Yurchushun) и другие ученые.

В современной зарубежной экономической литературе уделено много внимания вопросам, связанным с общемировым постарением населения и проблемам пожилых людей, изучением факторов продолжительности жизни, оценке уровня материального обеспечения и специфике их расходов.

Целью статьи является выявление основных факторов распространения бедности среди пожилых людей и разработка рекомендаций для политики по повышению уровня и качества их жизни.

Изложение основного материала. Изменение социально-демографической структуры населения в направлении увеличения доли пожилых людей, возможности и потребности которых существенно отличаются от потребностей других возрастных групп населения, приведет к обострению социальных и экономических проблем, связанных с финансовой стабильностью систем пенсионного обеспечения, социальной защиты, здравоохранения и ряда других.

Так, уже сейчас комплекс мер, направленных на поддержку пожилых людей, специалисты признают недостаточным и малоэффективным, хотя эти затраты составляют почти 2/3 (в 2014 году – 65,5%) всех расходов на социальную защиту. Пенсионные расходы составляют почти 10% ВВП, при этом минимальный размер пенсии в два раза ниже, чем фактический прожиточный минимум (на 01.01.2017 г. 1247 и 2436 соответственно).

Вместе с тем, часть пенсионеров получают значительно более высокие пенсии, что в условиях солидарной системы пенсионного обеспечения является необоснованным и неприемлемым с точки зрения рядовых граждан.

Так, по данным Пенсионного фонда Украины, средний размер пенсий у судей составляет 23,7 тыс. грн, народные депутаты получают 15,2 тыс. грн, прокуроры – 9,9 тыс. грн. Далее с трехкратным отрывом пенсии ученых (3,7 тыс. грн), чернобыльцем (3,5 тыс. грн), государственных служащих (3,4 тыс. грн), военнослужащих (2,7 тыс. грн). Средний размер пенсии по возрасту составляет 1,7 тыс. грн.

Очевидно, что государству необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы за счет солидарной системы поддерживать приемлемые минимальные стандарты пенсионного обеспечения, а дифференциация должна быть обеспечена за счет накопительного уровня.

Размер назначенной пенсии является главным источником доходов пожилых людей в структуре совокупных доходов одиноких пенсионеров, ее доля превышает 60% (61,5% по данным 2015 года).

Весомой статьей их доходов остается заработная плата, так как часть пенсионеров продолжают трудовую деятельность. При этом большинство работающих пенсионеров проживают в городах; в сельской местности возможностей для трудоустройства за пределами личного крестьянского хозяйства после выхода на пенсию значительно меньше.

Трудности с трудоустройством пенсионеров независимо от места жительства связаны еще и с тем, что работодатели не хотят трудоустраивать лиц пред пенсионного и пенсионного возраста (за исключением некоторых непопулярных среди младших контингентов и низкооплачиваемых категорий должностей – уборщица, сторож, вахтер). Кроме того, они часто не умеют работать с современной техникой, а система переобучения и повышения квалификации для представителей старших возрастных контингентов в Украине практически не работает.

Довольно ощутимым остается удельный вес стоимости потребленной продукции, полученной из личного подсобного хозяйства и от самозаготовок – 7% в 2015 году, а ее рост за последние два года свидетельствует об ухудшении материального благосостояния пожилых людей.

В целом общие доходы пенсионеров-одиночек существенно отличаются от доходов одиночек в трудоспособном возрасте, разница составляет около 75%, причем не меняется со временем. В 2011 году средний доход пенсионера-одиночки составлял 1724,14 грн, одиночки трудоспособного возраста – 2303,97 грн, в 2015 году — 2365,26 и 3096,06 грн соответственно.

Необходимо отметить, что эти цифры не учитывают в полной мере теневой составляющей доходов, что существенно выше у лиц трудоспособного возраста. Таким образом, реальная разница в совокупных доходах еще больше.

Низкий уровень доходов пожилых людей определяет и специфику формирования их расходов. В течение последних двух десятилетий наибольший удельный вес имеют расходы на приобретение продуктов питания. Так, пенсионеры-одиночки тратят на продукты около 60% от общей суммы расходов, те, кто проживает в домохозяйстве вместе с другими пенсионерами – уже 55% (для сравнения: доля расходов на питание в домохозяйствах человек в трудоспособном возрасте составляет 45-47%).

При этом проблема заключается не столько в количественных показателях потребления, сколько в несбалансированности пищевого рациона: домохозяйства, где проживают пенсионеры, обеспечивают суточную калорийность в основном за счет продуктов с высоким содержанием жиров и углеводов и хронически не потребляют белки, что отрицательно влияет на состояние здоровья.

Рост цен на потребительском рынке еще больше осложнит положение пенсионеров и повысит риски монетарной и депривационной бедности, ведь государство компенсирует только увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг (за счет предоставления субсидий).

Так, за январь-август текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли цены на продукты питания и безалкогольные напитки (на 10,3%), одежду и обувь (3,3), жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива (34,2). На предметы домашнего обихода, бытовую технику и текущее содержание жилья (2,9), здравоохранение (6), различные товары и услуги (на 5,2%) .

Уровень и структура потребительских расходов зависят от пола и возраста: традиционно размер доходов и, соответственно, затрат у женщин ниже, чем у мужчин; гендерный разрыв в показателях доходов и расходов растет с увеличением возраста и достигает «пика» среди пожилых людей.

Так, разница между совокупными расходами домохозяйств, где главой является женщина 57 лет и старше и мужчин 60 лет и старше, составила в 2011 г. 553 грн (21%), 2012 – 629 грн (23%), 2013 – 746 грн (26%), 2014 – 871 грн (28%), 2015 – 904 грн (24%).

Пожилые люди уязвимы с точки зрения рисков бедности. Несмотря на то, что на обще-украинском фоне ситуация выглядит вполне благополучной. Уровень относительной бедности среди пенсионеров стабильно ниже среднего по стране на 2-3 в. п., ограниченность доходов в большинстве случаев только пенсионной выплатой из солидарной системы и наличие специфических потребностей, связанных с возрастом (лечение, постоянный прием лекарств, другая квалифицированная помощь) существенно увеличивают риски бедности пожилых людей.

Бедность – явление семейное; наличие в домохозяйстве, кроме пожилого человека, одного или нескольких детей существенно повышает риски бедности. В сложных много поколенных домохозяйствах (а их достаточно много в Украине), где вынужденно проживают две, и более семей, которые не могут из-за финансовых трудностей приобрести отдельное жилье, традиционно сохраняются самые высокие показатели бедности.

Пожилые люди больше, чем население среднего возраста, уязвимы к депривационной бедности: по данным 2015 года 37,8% домохозяйств  лиц в пенсионном возрасте испытывали четыре и более признаков лишения (для сравнения: среди домохозяйств с проживающими в трудоспособном возрасте таких было 22,5%). За последние пять лет доля бедных домохозяйств существенно выросла: с 31,1% в 2011 году до 37,8%.

По самооценке респондентов, в 2015 году у трети населения старше 60 лет не было достаточно средств для потребления блюд с курятиной, рыбой (или их вегетарианским эквивалентом) через день. У 28% не было средств для поддержания достаточного, по их мнению, температуры в помещении, а также не было возможности своевременно и в полном объеме оплатить арендные/ипотечные платежи или жилищно-коммунальные услуги.

По всем признакам материальной депривации (кроме отсутствия автомобиля) уровень депривационной бедности для женщин выше, чем для мужчин; 45,1% женщин и 42,5% мужчин проживают в домохозяйствах, имеющих три и больше признаков лишений, 27,5% женщин и 25,7% мужчин – в домохозяйствах, имеющих четыре вида материальной депривации из девяти. В целом более четверти населения старше 60 лет (26,3%) испытывают глубокую материальную депривацию (четыре и больше признаков лишений).

Серьезной проблемой в Украине является практически полное отсутствие комфортной для пожилых людей среды обитания: обустройство жилищного фонда в большинстве случаев не соответствует их потребностям.

В городах проблемы касаются, во-первых, обустройства домов и придомовых территорий, во-вторых, качественных характеристик помещений (наличие базовых удобств, текущего и капитального ремонтов). Пожилые люди проживают в основном в старом жилищном фонде, не оборудованном лифтами, пандусами, поручнями, а коммуникации таких домов требуют серьезного капитального ремонта.

Проблемы сельских жителей обусловлены в первую очередь недостаточным обеспечением учреждениями социальной сферы, прежде всего, медицинскими.

В целом в Украине неудовлетворенная потребность пожилых людей в амбулаторной терапевтической и специализированной консультативной помощи составляет в среднем 47%, в реабилитационном поликлиническом лечении – 81%, организации стационаров на дому – 71,1, скорой медицинской помощи – 32,5, интенсивном стационарном лечении – 26,2, социально-бытовом обслуживании – 20,5%.

Понятно, что обеспечить каждый сельский населенный пункт медицинскими учреждениями, где бы качественные услуги предоставляли квалифицированные врачи, невозможно и экономически нецелесообразно.

Однако должно быть организовано транспортное сообщение между отдаленными поселениями и медицинскими учреждениями. Сейчас во многих сельских общинах проблема заключается не только и не столько в отсутствии транспортных средств для перевозки больных, сколько в отсутствии дорог, по которым можно было бы в кратчайшие сроки доставить больного в ближайший пункт медицинской помощи или врача к пациенту.

Хотя в этом году на развитие местных общин выделено из Государственного бюджета 1,5 млрд. грн, из которых определенную часть будет потрачено на ремонт дорог, но для строительства новых путей сообщения этих средств явно не хватит.

Еще одна проблема, связанная с отсутствием дорог и нормального транспортного сообщения с более развитыми населенными пунктами – невозможность сельских жителей найти работу за пределами своего населенного пункта. В сельской местности проживает около трети населения, а количество рабочих мест является недостаточным.

Сельские жители не могут найти работу в своем населенном пункте, поэтому либо переезжают (в основном это молодые люди), или работают в личном подсобном хозяйстве (старшие возрастные контингенты). Но такой труд, с одной стороны, не приносит существенных денежных доходов, с другой – не обеспечивает поступлений в бюджет и страховых взносов, а, следовательно, и страхового стажа.

Выводы и рекомендации для политики. Политика преодоления бедности среди пожилых людей в Украине должна быть разделена по двум направлениям, которые будут обеспечивать:

1) предотвращение монетарной бедности через:

— расширение возможностей занятости для людей, желающих продолжать работать после выхода на пенсию;

— проведение пенсионной реформы, в частности «осовременивание» назначенных пенсий и обеспечение социально приемлемой дифференциации выплат из солидарной системы;

2) снижение уровня депривационной бедности, обеспечение комфортного проживания для всех пожилых людей, независимо от социально-экономического статуса, доходов и типа местности.

Часть пожилых людей имеет желание продолжать активную деятельность в обществе, в том числе и на рынке труда. Учитывая требования работодателей к претендентам на свободные рабочие места, можно утверждать, что у пожилых людей небольшие шансы после оформления пенсии найти подходящую работу с заработной платой выше минимальной.

Подавляющее большинство пенсионеров (кроме тех, кто останется на своих прежних рабочих местах, с относительно высоким уровнем заработной платы), будут вынуждены соглашаться на низкооплачиваемые рабочие места в теневом секторе занятости.

В этом случае государственная политика должна быть направлена на определение сфер общественной деятельности. В них можно было бы повышать уровень занятости пожилых людей, разработку и внедрение механизмов их государственной поддержки (в том числе и фискальных, системы государственных заказов и т. д.), обеспечение равного доступа к программам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки для содействия их трудовой деятельности.

Министерством социальной политики Украины совместно с Фондом народонаселения ООН в 2008 году был разработан и апробирован инновационный проект по работе «университетов третьего возраста». Сейчас в Украине работает более 300 таких университетов, где обучается около 25 тысяч слушателей по разработанной системе краткосрочных курсов, полностью адаптированных к особенностям и интересам пожилых людей и направленных на решение их проблем.

Тем не менее, нерешенными остаются проблемы взаимодействия таких университетов с рынком труда, непосредственно с работодателями, что существенно уменьшает шансы на трудоустройство пожилых людей даже при условии актуализации их знаний, умений и практических навыков. В мировой практике разработаны механизмы для решения таких проблем, поэтому изучение опыта других стран в сфере переобучения и трудоустройства пожилых людей является важным и необходимым направлением деятельности всех институтов, связанных с рынком труда.

Важным шагом для предотвращения монетарной бедности является анонсированное правительством «осовременивание» ранее назначенных пенсий, что предполагает, прежде всего, трехкратное повышение базы начисления: с 1197 грн до 3764 грн.

Однако для «осовременивания» ранее назначенных пенсий и «подтягивания» до фактического прожиточного минимума сейчас в Пенсионном фонде отсутствуют достаточные средства: общий его дефицит в 2016 году составил 143 млрд. грн, из которых 82,3 млрд. грн – дефицит собственной солидарной системы. Такая ситуация сложилась из-за резкого уменьшения единого социального взноса и его пенсионной части.

Увеличение минимальной длительности страхового стажа для определенной категории людей, которые будут выходить на пенсию, будет означать неизбежное повышение пенсионного возраста: тем, кто не имеет достаточного количества лет страхового стажа, придется работать после достижения установленного законодательством возраста выхода на пенсию.

Учитывая уровень неофициальной занятости населения в течение последних 20 лет, можно утверждать, что контингенты тех, кто не будет иметь достаточного количества лет страхового стажа на момент достижения пенсионного возраста, будут достаточно многочисленными. К тому же, они смогут претендовать лишь на минимальную пенсию, что приведет к росту рисков бедности среди пожилых людей.

По оценкам правительства, через 10 лет в 60 на пенсию смогут выйти только примерно половина украинцев пенсионного возраста; 40% выйдут на заслуженный отдых в 63 года, 5% – в 65 лет. По расчетам Л. Ткаченко (L. Tkachenko), от 500 до 700 тысяч украинцев будут выходить на пенсию позже 60 лет, это примерно 2/3 от всех украинцев, которые выходят на пенсию. Таким образом, непопулярные в обществе решения по общему повышению пенсионного возраста переведены в другую плоскость.

Кроме увеличения страхового стажа, правительством предусмотрено снижение коэффициента за каждый год сверхнормативного стажа с 1,35 до 1, что с нашей точки зрения является необоснованным, поскольку стаж в нынешних реалиях является едва ли не более важной составляющей пенсионного обеспечения, чем заработная плата. Кроме того, такая политика приведет к снижению мотивации к продолжению трудовой деятельности после приобретения права на пенсию.

Повышение уровня пенсионных выплат, безусловно, положительно повлияет на сокращение масштабов депривационной бедности в части экономических деприваций (лишения). В частности, у пожилых людей будет больше ресурсов для повышения качества питания, приобретения необходимых непродовольственных товаров и оплаты услуг, улучшения жилищных условий, покрытия неожиданных других необходимых расходов.

Однако мерами монетарной политики явно не удастся уменьшить масштабы лишения пожилых людей, возможностей доступа к инфраструктурным объектам. Для обеспечения комфортного существования всех членов общества, независимо от социально-экономического статуса, возраста, местности проживания необходимо вводить реформы с учетом потребностей, интересов и возможностей пожилых людей.

Речь идет, прежде всего, о медицинской реформе. Большинство пожилых людей имеют серьезные проблемы со здоровьем, нуждаются в постоянном лечении, а часть не может обходиться без посторонней помощи.

В Украине сфера социальных услуг в настоящее время находится в процессе реформирования, поэтому важно направить реформы таким образом, чтобы они максимально учитывали потребности пожилых людей и обеспечивали им комфортное проживание.

Автор: С.В. Полякова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,  Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: polyakova_@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий