Целью статьи является выявление и исследование особенностей монетарной и немонетарной бедности сельских детей, а также их социального отторжения.
Новизной работы является доказательство факта, что сельские дети находятся существенно в худшем положении по сравнению с городскими, не столько по монетарной бедности, сколько по лишениям. И что для решения этой проблемы недостаточно только роста доходов в домохозяйствах сел. Для исследования бедности сельских детей в Украине применены специальные и общенаучные методы: анализ и синтез, статистический метод, метод графического анализа, анализ базы данных.
Выявлено, что семьи, проживающие в разных типах местности, имеют различные возможности по обеспечению достатка и развития детей. Низкие доходы частично определяют высокий уровень бедности, как по относительному критерию, так и по фактическому прожиточному минимуму по расходам семей с детьми в сельской местности.
Определено, что семьи с детьми сельской местности в целом в структуре расходов больше тратят на продукты, хотя это существенно меньшие суммы, чем в городах.
Определено, что монетарная бедность не всегда является основной проблемой сельских семей с детьми, поскольку существенно усиливается немонетарной бедностью. Сельские семьи с детьми имеют большие лишения в жилищных условиях. В сельской местности выше доля детей, которые вообще не сдали внешнее независимое оценивание, не имеют доступа к дистанционному образованию из-за низкого качества связи в интернете, а порой и ее отсутствия.
Сельские дети в большей степени лишены возможности оздоровления, они меньше бывают на море или отдыхают в санаториях и детских лагерях. Проблемой является и лишение в доступе к медицинским услугам.
Кроме монетарной и немонетарной бедности в очень малых селах существует проблема с социальным отторжением детей. Большинство материальных проблем семей с детьми в сельской местности можно решить, прежде всего, улучшением занятости населения, и, что не менее важно, ее диверсификацией. Значительный толчок к улучшению уровня жизни семей с детьми, а также снижению социального отчуждения детей должен дать ремонт имеющихся и строительство новых дорог, улучшение транспортного сообщения.
Ключевые слова: бедность, сельские семьи с детьми, доходы населения, монетарная бедность, депривация, жилищные условия.
Постановка проблемы и актуальность. Общеизвестно, что существует тесная связь между местностью проживания населения и рисками наступления бедности. В современной Украине состояние села ярче всего характеризует значительная бедность сельского населения, что проявляется также и в худшем положении семей с детьми.
Для сельских территорий всего мира характерны низкие, по сравнению с городами, уровни доходов и качества жизни населения, а проблема бедности осложняется низким уровнем развития социальной инфраструктуры. Исходя из этого, можно предположить, что бедность в селе – причинно-следственный результат того кризиса, которым охвачено не только сельское хозяйство, но и в целом уклад сельской жизни.
Не столько монетарная, как именно депривационная бедность сельских семей с детьми ограничивает доступ детям к ресурсам развития. На современном этапе украинской истории, когда страна фактически находится в состоянии войны и значительных протестных настроений населения, необходимо радикальное решение проблем бедности сельских детей и сокращение избыточных социальных различий, что является одним из социальных приоритетов развития украинского общества на пути к модернизации.
Анализ последних публикаций и исследований. В зарубежной и отечественной литературе накоплен богатый теоретический материал по исследованию проблем социального неравенства, бедности и богатства. За последние десять-пятнадцать лет украинские ученые сделали немало для исследования, как уровня жизни населения, так и бедности по разным критериям.
Основные методологические подходы к исследованию бедности населения, а также исследования новых проявлений бедности и их измерения представлены в работах Е. Либановой (Е. Libanova). Комплексным изучением основных профилей и рисков бедности занимается Л. Черенько (L. Cheren’ko). Проблемы бедности сельских территорий освещены в исследованиях И. Гнибиденко (I. Hnybidenko).
На международном уровне важными и интересными являются исследования бедности, выполненные сотрудниками Всемирного банка П. Зихали (P. Zikhali) и М. А. Луго (M.A. Lugo). Отмечая несомненное достоинство этих авторов, следует указать на необходимость продолжения научных изысканий в различных аспектах данной тематики, одним из которых является исследование бедности сельских детей.
Новизна работы. Показано, что сельские дети находятся в существенно худшем положении по сравнению с городскими, не столько по монетарной бедности, сколько с лишениями, и что для решения этой проблемы недостаточно только роста доходов в домохозяйствах сел.
Целью статьи является выявление и исследование особенностей монетарной и немонетарной бедности сельских детей, а также их социального отторжения.
Методы исследования. Для исследования бедности сельских детей в Украине применены специальные и общенаучные методы. Анализ и синтез был применен для выделения характеристик, по которым сельские дети потенциально находятся в худшем положении, чем городские. Статистический метод использован для формирования показателей, касающихся сельских детей. Специфика различий между сельскими и городскими детьми проиллюстрирована с использованием метода графического анализа.
На основе анализа базы данных, в данном случае «Обследование условий жизни домохозяйств Украины» (ОУЖД), что выполняет Государственная служба статистики (Госстат) Украины рассчитана основная масса показателей исследования. Также в ходе изучения монетарной и немонетарной бедности использован сравнительный анализ, статистический и расчетный методы.
Изложение основного материала. Исторически сложилось, что семьи, проживающие в разных типах местности, имеют разные возможности по обеспечению достатка и развития детей. В сельских семьях с детьми в целом выше риски монетарной и немонетарной бедности, при этом если первые зависят от финансовых возможностей семьи, то вторые не являются результатом наличия или отсутствия ресурсов у домохозяйств.
Монетарную бедность лучше рассматривать в семьях, в которых проживают дети, а инфраструктурные лишения (например, лишение в доступе к качественному образованию) лучше исследовать по детям.
Сельские семьи с детьми существенно уступают городским как по доходам и расходам, так и по потребительским имущественным характеристикам, однако большую проблему составляют инфраструктурные лишения. При этом в малых городах, положение по доходам и расходам приближено к сельскому уровню.
Не последнюю роль в низких доходах сельских семей с детьми играет безработица кого-то из взрослых членов семьи. Так, если в крупных городах семей с детьми, где есть безработное лицо, менее 5%, то в селах данный показатель превышает четверть всех домохозяйств.
У сельских семей с детьми высокий уровень бедности, как по относительному критерию, так и по фактическому прожиточному минимуму по расходам. Например, по монетарной бедности (уровни бедности по относительному критерию и по фактическому прожиточному минимуму по расходам) ситуация в сельских семьях с детьми традиционно хуже.
Сельские семьи с детьми в целом по структуре расходов больше тратят на продукты, чем городские, хотя собственно суммы расходов существенно меньше. Несмотря на большую долю расходов на питание, в общем, качество рациона питания сельских семей с детьми хуже, чем подходящей семьи в городах. О худшем качестве рациона свидетельствует меньшее потребление мяса, молока, рыбы и фруктов.
Нехватка средств определяет многие другие аспекты жизни сельских семей с детьми. Например, сельские дети в большей степени лишены возможности оздоровления, поэтому они меньше бывают на море или отдыхают в санаториях и детских лагерях. Отсутствие возможности недельного семейного отдыха не дома минимум один раз в год из-за недостатка ресурсов характерно для 64,7% сельских детей.
Монетарная бедность не всегда является основной проблемой сельских семей с детьми, поскольку существенно усиливается немонетарной бедностью. Дети из сельских семей имеют много лишений по условиям жизни по сравнению с городскими сверстниками.
Сельские семьи с детьми имеют большие лишения в жилищных условиях, прежде всего, относительно комфортности жилья, его оборудования удобствами. Например, водопровод в 2016-м году отсутствовал в 40,5% сельских семей с детьми, а канализация – в 41%.
По данным ОУЖД, почти 80 процентов семей с детьми в сельской местности не обеспечено минимально-необходимыми жилищными условиями. Не намного лучше ситуация в крупных городах, где значение данного показателя достигает 70%. Однако существует существенное отличие, из-за отсутствия водопровода и канализации сельские семьи с детьми находятся в существенно худших условиях оснащения жилья, а вот в городских семьях проблемой является нехватка жилой площади и нормативного количества комнат.
Оборудование жилья удобствами напрямую зависит от размера населенного пункта. В сельских населенных пунктах значительно хуже уровень благоустройства жилого фонда. При этом, анализируя сельские населенные пункты, целесообразно отметить, что в большинстве случаев размер села определяет наличие тех или иных бытовых условий.
Низкий уровень обустройства жилья удобствами в сельской местности объясняется не столько нежеланием сельских жителей иметь их в своих домах, сколько препятствиями объективного характера, а именно: отсутствием центральных сетей водоснабжения и водоотведения, специализированных служб, техники и тому подобное. Предоставление коммунальных услуг сельскому населению – это сфера деятельности общин или специально созданных организаций.
Чаще всего у общин не хватает средств для улучшения комфортности жилья жителей сел. В целом в сельской местности до сих пор многие домохозяйства с детьми не обеспечены даже элементарными составляющими комфортности жилья. Особенно это касается уязвимых категорий семей с детьми.
При этом нельзя не отметить существенный прогресс в улучшении жилищных условий сельского населения, которое имеет для этого ресурсы. Обеспеченные домохозяйства оборудуют свои дома автономным водоснабжением, бойлерами для нагрева воды и канализацией.
Сельские дети чаще городских сверстников имеют лишения инфраструктурного характера. Так, в 2017 году 26,3% сельских детей проживали в условиях отсутствия вблизи жилья медицинского учреждения, 22,3% сельских детей до 6 лет не имеют вблизи жилья дошкольного учреждения. Отсутствие вблизи жилья детского сада, школы или больницы дополняется разбитыми дорогами.
Дети сельских территорий имеют большие лишения в доступе к образованию. В сельской местности выше доля детей, которые не преодолели порог «сдал/не сдал» по результатам проведения ВНО. Так, математику не сдали вообще 24,5% сельских детей, английский язык – 22,9%. В городах и сельских территориях традиционно существует дисбаланс между спросом на образование и его предложением.
Городские школы лучше обеспечены как учебными материалами и в целом оснащением классов, так и специалистами, которых порой очень не хватает сельским школам, однако классы в городах перегружены детьми, чего не наблюдается в большинстве сельских школ.
В то же время сельские дети имеют худшие возможности в доступе к дистанционному образованию из-за низкого качества связи в интернете. А порой и его отсутствия, о чем свидетельствуют данные Офиса эффективного регулирования (заявление руководителя сектора «IT и Телеком» BRDO Александра Кубракова), по которым в августе 2019 года более 16 миллионов жителей Украины не имели возможности пользоваться услугами скоростного мобильного интернета из-за его отсутствия в месте их проживания.
Особую проблему составляет лишение в доступе к медицинским услугам. К отсутствию вблизи жилья медицинского учреждения, что описано выше, добавляется нехватка оборудования и соответствующих специалистов ближайшей больницы.
Так, в 2018 году доля сельских домохозяйств, у которых кто-либо из членов при необходимости не смог получить медицинскую помощь из-за отсутствия специалиста нужного профиля, составила 42,7%, а просто пройти медицинское обследование по той же причине не смогли 16,1% сельских жителей.
Потребность в помощи родителям приводит к лишению свободного времени сельских детей. Так, по результатам исследования детского труда в Украине, осуществленного по заказу МОТ в конце 2014 года, к оплачиваемой занятости было привлечено 142,2 тыс. городских и 465,2 тыс. сельских детей. Это 4% и 24% детского населения в возрасте 5-17 лет соответственно (рассчитано на основе данных Госстата Украины о количестве детей соответствующего возраста в этих видах поселений).
Кроме монетарной и немонетарной бедности, в очень малых селах, где на весь населенный пункт может быть лишь несколько детей разного возраста, существует проблема с социальным отторжением детей. В городе ребенок взаимодействует и общается с большим количеством людей, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров, чего нет в маленьких селах.
В современном городе ребенок (и чем старше становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных.
В малом же селе иногда ребенок даже близкого друга может не иметь, поскольку все общение со сверстниками ограничивается школой (22,2% детей живут в условиях нехватки регулярного ежедневного транспортного сообщения с другим населенным пунктом, значительная часть из них – и без скоростного мобильного интернета).
При этом в селе жителей мало, связи между ними более чем тесные, все знают все и обо всех, анонимное существование ребенка является практически нереальным, каждый момент его жизни становится объектом оценивания со стороны общественности.
Из-за небольшого количества жителей во многих селах существенно сократился пассажиропоток, из-за чего закрыты нерентабельные маршруты, поэтому ухудшилось качество транспортных услуг, предоставляемых сельским жителям.
До сих пор есть сельские населенные пункты, куда автобус (маршрутное такси) приезжает один или два раза в неделю, соответственно дети сельских поселений не имеют возможности посещать культурные мероприятия или спортивные секции даже на уровне районного центра. Дети в больших городах имеют существенно более широкие возможности обеспечения досуга.
Проблемы функционирования социальной сферы обострились в сельской местности в 2000-х годах, ведь до этого длительный период объекты, построенные в советский период (преимущественно в 1970–1980-х гг., в связи с ростом благосостояния колхозов), еще сохранялись в не самом плохом состоянии.
В селах еще существовали неплохие библиотеки, которыми пользовались, прежде всего, дети, некоторые села имели краеведческие музеи, действовали клубы, где собиралась молодежь по вечерам. Отсутствие стабильных источников финансирования привело к ухудшению состояния объектов социальной сферы села: часть из них является аварийной и подлежит сносу, многие нуждаются в капитальном ремонте и техническом переоборудовании.
В советское время объекты инфраструктуры сел в основном содержали за счет сельскохозяйственных предприятий. В новых социально-экономических условиях они оказались без надлежащего финансирования и управления.
Инфраструктура имеет характерную особенность стадийного развития: в течение определенного периода она может продолжать функционировать без дополнительных инвестиций за счет потенциала системы, а потом нужны значительно большие инвестиции и усилия для ее восстановления. Некоторые элементы сельской социальной инфраструктуры подходят к этому пределу, а некоторые вообще исчезли.
Большинство материальных проблем семей с детьми в сельской местности можно решить в первую очередь через повышение уровня и улучшение качества занятости населения, и, что не менее важно, ее диверсификацию. Необходимо создать полноценный рынок труда. Решение этого вопроса тесно связно с проблемами комплексного развития украинского села, формирования надлежащих условий для функционирования предприятий и высокоэффективных рабочих мест.
Для этого необходимо ввести более прогрессивные формы высокотоварного производства, стимулировать его экономический рост, а главное – восстановить и расширить трудоемкие отрасли сельского хозяйства. Речь идет о стимулировании развития в селах животноводства, птицеводства, овощеводства, садоводства, хмелеводства и других, которые обеспечат создание сети новых рабочих мест для селян.
Однако создание сельскохозяйственного производства не стоит рассматривать как панацею, поскольку потребность в рабочей силе если и вырастет, то не в тех масштабах, которые гарантируют полную занятость в селе.
Поэтому следует обратить внимание на потенциальные возможности по расширению сферы услуг, сельскохозяйственные предприятия могут предоставлять услуги населению или другим предприятиям. Среди них технологические операции по обработке земли и уходу за посевами, уборке урожая, транспортные перевозки и тому подобное.
Также важным направлением является организация и развитие в сельской местности деятельности по заготовке, хранению, реализации и переработке сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, стратегическим направлением диверсификации и обеспечения продуктивной занятости должно стать развитие в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, среди которых приоритетными являются размещение в сельской местности промышленных предприятий по производству строительных материалов, мебели, тары и упаковки, биотоплива, развитие соответствующей производственной и коммерческой инфраструктуры для обслуживания, в частности, аграрных сервисных предприятий.
Большие перспективы имеет развитие в селе малого и среднего бизнеса в сфере зеленого туризма, создания системы услуг, в частности спортивно-оздоровительного, гостиничного, ресторанного бизнеса, местных народных промыслов.
Пожалуй, основным из моментов, что даст значительный толчок к улучшению условий жизни семей с детьми, а также к снижению социального отчуждение самих детей, является ремонт имеющихся и строительство новых дорог, результатом чего станет улучшение транспортного сообщения.
Это также позволит родителям трудоустроиться в большем населенном пункте рядом, а детям – учиться в школе, которая будет обеспечена как учителями, так и оборудованными кабинетами, что в конечном итоге повысит возможности сельских детей сдать ВНО и перспективы поступить в учреждения высшего образования.
Дети смогут жить и развиваться в полноценном детском коллективе, посещать кружки, музеи, кинотеатры и тому подобное. Подъезд к населенному пункту также позволит получить своевременную медицинскую помощь.
Выводы. Проведенный анализ дает возможность сформулировать следующие выводы:
- Сельские семьи с детьми существенно уступают городским, как по доходам и расходам, так и по потребительским имущественным характеристикам, однако большую проблему представляет бедность по лишениям. В анализируемой группе семей выше уровень бедности, как по относительному критерию, так и по фактическому прожиточному минимуму по расходам.
- Сельские семьи с детьми в целом в структуре расходов больше тратят на продукты, хотя это существенно меньшие суммы, чем в других местах, что негативно сказывается на их рационе.
- Монетарная бедность не всегда является основной проблемой сельских семей с детьми, поскольку ее существенно усиливает немонетарная бедность. Так, сельские дети имеют большие лишения в жилищных условиях, чаще городских имеют лишения инфраструктурного характера. Сельские дети не имеют возможности доступа к дистанционному образованию из-за низкого качества связи в интернете, а порой и его отсутствия.
- Кроме монетарной и немонетарной бедности, в очень малых селах существует проблема социального отторжения детей из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры и налаженной коммуникации.
- Большинство материальных проблем детей в сельской местности можно решить, прежде всего, повышением уровня и улучшением качества занятости населения, и, что не менее важно, ее диверсификацией.
- Улучшит условия жизни сельских детей ремонт имеющихся и строительство новых дорог с регулярным транспортным сообщением. Поскольку доступ в города или большие поселки дает возможность получить лучшее образование, приобщиться к культурной жизни, не чувствовать себя социально отторгнутым человеком.
В этой статье изложены результаты оценки бедности сельских детей и ее причины. В то же время более основательного исследования требуют пути преодоления данной проблемы, уменьшения различий с городами, а также пути моделирования ситуации на ближайшее время.
Автор: Ю.Л. Когатько, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: kogatko@gmail.com, ORCID 0000-0003-3392-9783
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.