Уточнена сущность понятий “преодоление бедности” и “решение проблемы бедности”. Систематизированы факторы, которые необходимо учитывать при совершенствовании государственной политики по решению проблемы бедности. Усовершенствована классификация направлений, мероприятий и средств государственного регулирования для решения этой проблемы в Украине.
Ключевые слова: решение проблемы бедности, перспективные направления.
Постановка проблемы. Всем людям, несмотря на национальность, цвет кожи, место жительства, специальность, должность и другие факторы, присущий ограниченный срок жизни, стремление обеспечить как можно более высокий ее уровень, отличные потребности и возможности их удовлетворения.
Однако возможности реализации своих стремлений у людей различны, что является предпосылкой дифференциации населения по уровню и качеству его жизни, то есть выделение богатых, лиц со средним состоянием и бедных.
Более того, углубление имущественного расслоения населения большинство воспринимает как объективное следствие развития общества, и в то же время, как предпосылку обострения противоречий между отдельными слоями населения, в частности, из-за противоречивого происхождения капиталов богачей и отсутствия у бедных средств на удовлетворение даже их физиологических потребностей.
Бедность приобретает разные уровни и глубины, что обусловлено различиями уровней экономического развития и действенности социальных программ. И хотя в мире есть разные критерии бедности и подходы к ее преодолению, все страны имеют целью сократить масштабы этого общественного явления и его негативное влияние на социально-экономическую ситуацию.
Поскольку сознают, что бедность ограничивает не только степень удовлетворения индивидуальных потребностей, но и совокупный спрос, объемы производства и торговли, и, в конечном итоге, сдерживает экономический рост.
Украина не является исключением, поскольку здесь усиливается обеспокоенность широкой общественности из-за роста масштабов бедности и углубления расслоения населения по доходам, сокращения их реальных доходов и других, что подтверждает актуальность исследований, направленных на решение проблемы бедности.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблематика преодоления бедности стала краеугольным камнем диссертационных исследований ряда отечественных ученых (А. Биттер, И. Белоус, В. Евдокимова, Н. Комар, В. Опалько, А. Фляшникова). Ценными исследованиями также усматриваются результаты диссертационных исследований по касательным проблемам — повышения доходов и благосостояния населения.
Отдельного внимания заслуживают комплексные исследования по данной проблематике. А именно: “Анализ бедности и социальных последствий экономического кризиса в Украине”, “Бедность и неравные возможности детей в Украине”, “Демографические факторы бедности”, “Реализация целей развития тысячелетия ООН в Украине: преодоление бедности и повышение жизненного уровня населения”.
А также “Уровень жизни населения Украины” (коллектив Института демографии и социальных исследований имени Н. В. Птухи), “Международная экономическая помощь по преодолению бедности в Украине” (В. Адамик, Н. Комар), “Финансовые рычаги преодоления бедности в Украине” (И. Белоус, А. Кириленко, Н. Кравчук и др.), “Бедность населения Украины: методология, методика и практика анализа” (Е. Либанова), “Глобальная бедность: масштабы, тенденции и угрозы развития” (В. Опалько, А. Чернега).
Несмотря на это, по сей день, сохраняется значительный интерес к проблеме бедности и в научном сообществе. Так, в частности, рассмотрены возможности использования в Украине европейского опыта преодоления бедности (А. Авчухова, Т. Шиптенко). Обоснованы направления и рычаги преодоления бедности в Украине (А. Варченко, В. Витер, М. Кравченко, Д. Крысанов, Л. Удова).
Доказана необходимость привлечения международной финансовой и технической помощи (Т. Козий, Н. Миокова), а также консолидации государства, бизнеса и общественности для преодоления бедности в Украине (Н. Коваленко). Всесторонне оценено влияние отдельных социальных программ и системы государственной социальной поддержки в целом на масштабы бедности в стране, а также на положение наиболее уязвимых слоев населения (Л. Черенько).
Но, признавая несомненные достижения вышеуказанных ученых, следует подчеркнуть необходимость конкретизации подходов в использовании существующих концептуальных подходов к совершенствованию регуляторного влияния государства на общественные процессы как основы улучшения жизни населения Украины.
Целью статьи является предоставление предложений по решению проблемы бедности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) уточнить сущность понятий “бедность” и “решение проблемы бедности”;
2) систематизировать факторы, которые необходимо учитывать во время усовершенствования государственной политики по решению проблемы бедности;
3) усовершенствовать классификацию направлений государственного регулирования для решения проблемы бедности в Украине.
Изложение основного материала. Понятие «бедность» используют в случаях, когда речь идет о негативных значениях уровня и качества жизни населения. Указом президента Украины “О стратегии преодоления бедности” от 15 августа 2001 г. № 637/2001 бедность определена как невозможность вследствие недостатка средств в поддержании образа жизни, присущей конкретному обществу в конкретный период времени.
Несмотря на это, на сегодня отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные публикации научного характера, обобщение которых дает возможность выделить следующие признаки бедности.
Это естественное, неизбежное, сложное явление; характеристика состояния общественного развития страны; состояние, граничащее с нищетой; болезнь общества; низкие доходы; материальная необеспеченность; низкая способность населения удовлетворять собственные потребности.
А также нереализованность человеческого потенциала; невозможность надлежащего участия в общественных процессах; отсутствие основных параметров здорового существования; социальное изъятие и изоляция; зависимость от уровня развития экономики и механизма перераспределения финансовых ресурсов между лицами.
Бедность присуща любой стране мира и может поразить практически любого. Вероятность обеднения зависит от образа жизни, а также умения при тех или иных обстоятельствах использовать имеющийся общественный статус, образование, навыки и прочее.
Однако в большинстве случаев бедность является наследственной, поскольку дети из бедных семей фактически лишены возможности получить хорошее образование и получить достойно оплачиваемую работу, а значит обречены иметь низкие доходы и занимать непрестижные должности, страдать от отсутствия активов и депривации, имеют чувство неполноценности и несостоятельности не только удовлетворить собственные потребности, но и обеспечить безбедную жизнь для своих потомков.
При этом большинство бедных людей, во-первых, ведут нездоровый, а часто, антиобщественный способ жизни; во-вторых, в своих проблемах винят всех, кроме себя; в-третьих, возлагаются, прежде всего, на государственное социальное обеспечение, не уделяя должного внимания изменению собственного мировоззрения и активизации трудовой деятельности.
В-четвертых, разуверились в возможности коренным образом улучшить собственную жизнь; в-пятых, отказываются от рождения второго ребенка, или же, наоборот, используют государственную социальную помощь по рождению как источник дохода.
Проведенные исследования дают возможность утверждать, что масштабная бедность ухудшает количественные и качественные параметры человеческих ресурсов, затрудняет экономическое развитие и имеет другие негативные последствия. Бедность имеет разные причины, уровни и формы проявления, а значит – требует отличных подходов к решению этой проблемы.
Именно поэтому, несмотря на нехватку необходимых ресурсов и человеческий фактор, такая работа должна вестись постоянно, последовательно и настойчиво, поскольку бедность порождает еще большую бедность. Разорвать этот порочный круг можно, но только при условии объединения усилий и ресурсов всех участников этого процесса.
Решение этой проблемы традиционно сводится к преодолению бедности. Но ни законодатели, ни ученые не истолковали понятия “преодоление бедности”, что, кроме прочего, ставит под сомнение успешность решения этой сложной проблемы. И хотя ранее была попытка толковать понятие “преодоление бедности” и “предотвращение бедности”, однако предложенные определения являются недостаточно удачными.
Поскольку освещают эти процессы как деятельность органов государственного управления, направленной, соответственно, на устранение самых острых проявлений бедности, повышение уровня реальных доходов, и предупреждение обеднения населения, тем самым, оставляя без внимания население, общественные организации, представителей бизнеса и других участников этого процесса.
В. Евдокимова сделала предположение, что формулировка проблемы “преодоления бедности” является не достаточно корректной, поскольку бедность в любом обществе является свершившимся фактом и закономерным явлением. Поэтому логичнее было бы вести речь о регуляции бедности, которую должны осуществлять “государство и общество”.
Однако не стоит пренебрегать ролью личности, которая является движущей силой в формировании собственного благосостояния и общественного развития. Кроме того, регуляция предусматривает целенаправленное воздействие для снижения или роста параметров объекта регулирования. При таком подходе не исключается ситуация, когда, например, государство сознательно создаст условия для роста уровня бедности и лишь еще больше обострит проблему.
Следовательно, уместнее вести речь о решении проблемы бедности как “главной и первоочередной задачи украинского общества и непременного условия его консолидации”. При этом крайне важно выяснить, что собой представляет “решение проблемы бедности” и каким образом эта проблема должна быть решена в Украине.
Согласно распространенному толкованию, решение представляет собой совокупность действий и операций, направленных на достижение цели, заданной в пределах проблемной ситуации. Поэтому не удивительно, что решение проблемы бедности традиционно отождествляют с “улучшением жизни основной массы населения, снижением масштабов, уровня и глубины бедности”.
Однако этой цели можно достичь исключительно “экономическими мерами, нужны и политические решения в интересах всех слоев населения и достижения большей сплоченности общества для ее решения”. Необходимы комплексные подходы, ориентированные как на бедные, так и на относительно обеспеченные слои населения.
Результаты проведенного исследования дают возможность утверждать, что соответствующая государственная политика должна учитывать:
- Составляющие бедности и неравных возможностей. Это “монетарная – недостаточность финансовых возможностей для обеспечения нормального развития; депривации – лишения, которые не связаны или частично связаны с материальными факторами”.
- Причины распространения бедности. Это снижение реальных доходов трудоспособного населения из-за массовой безработицы; неравномерность развития отдельных отраслей и регионов; несоответствие имеющейся образовательной и профессиональной подготовки потребностям рынка труда; задержки с выплатой заработной платы, распространение натуроплаты; частичная или полная потеря трудоспособности из-за болезни.
А также несчастные случаи, увечья, старость; невозможность защитить свою собственность от краж и грабежа, рэкета и повторной приватизации, инфляции и непредсказуемых колебаний курса валют, недобросовестной конкуренции, несоблюдения договорных условий.
Недостаточная государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, неполных семей и семей с детьми в возрасте до трех лет или с детьми-инвалидами). Потеря имущества из-за высокой рискованности поступков отдельных лиц. В частности, заключение сомнительных сделок, ведение противозаконной деятельности, участие в азартных играх, злоупотребление наркотиками, алкоголем и т.д.
- Не тождественность оценок уровня бедности. Показатели, исчисленные по разным критериям (по прожиточному минимуму, по доле потребительских расходов на питание, по самооценке) имеют отличные абсолютные значения и нетождественную динамику для разных слоев населения и регионов, городской и сельской местности.
- Причины низкой результативности реализации «Стратегии преодоления бедности в Украине». Несоответствие деклараций и фактических причин повышенного внимания государства к наименее обеспеченным слоям населения; завуалированное нежелание представителей органов государственной власти решать проблему бедности; отсутствие четкой связи между стратегией и правительственной программой.
Слабый контроль над качеством ее выполнения; несовершенство и несоблюдение правовых и социальных норм; пороки макроэкономической и популизм социальной политики государства; неэффективное управление развитием отдельных отраслей и регионов; нерациональное распределение ограниченных ресурсов и тому подобное.
- Ограничения. Количество необходимых усилий, времени и ресурсов, а также ожидаемый результат от решения проблемы бедности.
- Необходимость изменения приоритетов государственной политики. От борьбы с последствиями бедности – к ее предотвращению и планомерному повышению уровня благосостояния населения; от необоснованной раздачи льгот – до целевой поддержки наиболее нуждающихся лиц. От преимущественной поддержки уязвимых слоев населения – к социальной защите работающих; от декларативности и популизма – к ответственности за результативность выполнения национальных (региональных) программ.
- Предложения ученых относительно направлений государственной политики в решении проблемы бедности. В. Витер – “Рост ВВП и совершенствование механизма его распределения; снижение безработицы; активизация сотрудничества между государством, общественными организациями и бизнесом“. Е. Либанова – “Обеспечение устойчивого экономического развития и всяческой поддержки работающего населения; реформирование системы социального обеспечения уязвимых слоев населения”.
А. Мельниченко – “Сокращение имеющихся масштабов бедности; предотвращение оскудения”. Н. Миокова – “Стабилизация финансового сектора; содействие решению проблем, связанных с нехваткой продовольствия и топлива; укрепление программ социальной защиты населения; создание рабочих мест; содействие торговле; улучшение делового климата”. Л. Черенько – создание прозрачных и эффективных рынков продукции; расширение финансовых рынков; реформирование рынка труда и другие.
Дискуссионным усматривается мнение отдельных ученых. Так, И. Белоус считает необходимым “усилить мотивацию людей к участию в страховании с помощью установки более высокого уровня социальной помощи по сравнению с незастрахованными лицами”, тем самым необоснованно отождествляя государственную социальную помощь и страховые выплаты. Отдельные авторы пренебрегают конкретизацией мер, направленных на решение проблемы бедности, хотя на это прямо указывают названия их публикаций.
Большинство ученых одним из условий решения проблемы бедности видят обеспечение экономического развития, которое отличается таким свойством: только снижает уровень бедности, а не преодолевает ее. Поскольку богатые богатеют быстрее, чем бедные; предусматривает пересмотр государственных социальных стандартов, а с тем – повышение черты бедности.
Это сопровождается сокращением рабочих мест низкой квалификации (а значит, снижением доходов среди малообеспеченных слоев населения) вследствие модернизации производства; не учитывает теневые доходы населения; маловероятно при отсутствии действенных механизмов государственного регулирования общественных процессов.
Обобщение наработок ведущих ученых и результаты собственных исследований позволили усовершенствовать классификацию направлений, средств и мер государственного регулирования для решения проблемы бедности в Украине:
- Административное направление. Обоснованное сокращение перечня лиц, пользующихся льготами; недопущение задолженности по выплате заработной платы; упорядочение процесса въезда в Украину трудовых мигрантов и беженцев из других стран.
А также недопущение необоснованного повышения процентных ставок по ранее выданным кредитам или принуждение к досрочному их возврату; противодействие коррупции и преступности; предупреждение рейдерства и искусственного банкротства предприятий; усиление контроля над целевым использованием молодых специалистов, особенно тех, кто учился по государственному заказу.
- Экономическое направление. Обеспечение макроэкономической стабильности; реализация инновационной инвестиционной модели развития национальной экономики; формирование легальных источников получения доходов как альтернативы распространенной ныне «теневой» деятельности населения; взвешенное регулирование цен и тарифов; содействие улучшению условий труда и развитию социальной инфраструктуры населенных пунктов.
А также обеспечение государственной поддержки депрессивных регионов и взвешенной реструктуризации их экономики; стимулирование расширения объемов производства и освоение новых внешних рынков сбыта; приведение в реальные величины размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц в качестве эквивалента минимальной заработной платы и первого разряда ЕТС.
Повышение размера ежемесячного пособия на ребенка до уровня прожиточного минимума для детей до 6 лет; расширение объемов бюджетного финансирования подготовки специалистов по наиболее дефицитным специальностям; увеличение финансовых возможностей Фонда гарантирования вкладов физических лиц; введение страхования банковских вкладов населения.
- Нормативно-правовое направление. Установление четких, понятных и стабильных “правил игры”; повышение действенности действующей законодательной базы и справедливости судебной системы; защита прав собственности физических и юридических лиц; создание государством благоприятных условий для совершенствования социальных норм по повышению законопослушности и социальной ответственности граждан, усиление их чувства достоинства и патриотизма.
- Организационное направление. Легализация зарубежной трудовой деятельности граждан Украины через заключение соответствующих межгосударственных соглашений; предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера путем ликвидации их последствий и проведения превентивных мероприятий.
- Политическое направление. Консолидация усилий различных политических партий; преемственность приоритетов развития экономики; выявление политической воли всех ветвей власти.
- Социальное направление. Введение замены системы действующих льгот на адресную денежную социальную помощь или социальные услуги; обеспечение государственных социальных гарантий на бесплатную медицинскую помощь и образование, питание и медикаментозное обеспечение детей раннего возраста, оздоровление и отдых, социальная поддержка; четкое разграничение платных и бесплатных медицинских, образовательных и других услуг, которые получает население.
А также разработка и реализация специальных социальных программ, направленных на профилактику социального сиротства, беспризорности и безнадзорности, а также правонарушений в детской и молодежной среде; обеспечение одаренных детей из бедных семей возможностью доступа к качественному образованию, предоставление дополнительных государственных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах.
Предоставление государственной поддержки общественным организациям инвалидов и специализированным предприятиям, использующим труд лиц с ограниченными физическими возможностями.
С учетом вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы. Дальнейшее промедление с решением проблемы бедности приведет к обострению социальной, экономической и политической ситуации в стране.
На основании результатов исследования сущностных характеристик применяемого понятийного аппарата получило дальнейшее развитие понятие «бедность». Это такое состояние индивида, при котором из-за низких текущих доходов, нехватки собственных накопленных благ и доступных кредитных ресурсов он страдает от недостаточного уровня удовлетворения потребностей, социального изъятия и призрачности перспектив иметь достойный уровень жизни.
“Решение проблемы бедности” – консолидация ресурсов и усилий всех участников этого процесса для сокращения социальной напряженности в обществе через улучшение жизни наименее обеспеченных слоев населения и недопущение разорения лиц со средними доходами.
Решить проблему бедности в целом, чтобы не осталось ни одного бедного практически невозможно, но вполне реальным является сокращение ее масштабов, уровня и глубины, а также предотвращение обеднения населения. Для этого необходимо адаптировать к условиям Украины передовой мировой опыт, использовать наработки отечественных ученых, принять необходимые политические и экономические решения, объединить усилия и ресурсы государства, бизнеса и общественности.
Продолжение научных исследований по данной проблематике будет способствовать сокращению доли бедного населения, улучшению социальной и экономической ситуации в стране.
Автор: А.А. Мельниченко, доктор наук по государственному управлению, профессор, Харьковский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.